Развивающие игры для мальчика 2 лет дома. Чем занять детей дома: мастерим игры из подручных материалов. Упражнения для старших дошкольников

На первом этапе физического воспитания малыша эффективно использование массажа. В зависимости от применяемых методов, он действует на поверхностные или более глубоко расположенные ткани и органы. Он вызывает бодрое настроение, побуждает ребенка к активности, способствует его полноценному развитию.

Гимнастика для младенцев представляет собой специально подобранные движения, выполняемые с помощью взрослого. Ее основная задача - развитие у детей раннего возраста правильных движений. Комплекс упражнений должен составляться таким образом, чтобы в работе могли участвовать различные группы мышц и не менее двух суставов.

Немаловажным средством укрепления здоровья детей является закаливание. Его основной целью является повышение устойчивости организма к вредным влияниям окружающей среды. Малышей рекомендуется закалять с первых же недель их жизни. Средствами закаливания являются воздушные и солнечные ванны, водные процедуры.

Водно-гигиенические процедуры грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили тогда исключительно пассивный характер и выполнялись при постоянной температуре воды в ванне 35-37°

Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ваннах была организована в Австралии в 1966 г. тренерами супругами Тиммермансами, которые начали с того, что апробировали методику плавания на своей дочери. В 1966-1976 гг. плавание детей грудного возраста бурно развивается в России, Германии, США, Японии.

В бывшем Союзе плавание грудных детей было впервые организовано в 1976 г. в Москве. Большой вклад в развитие и пропаганду плавания и закаливания младенцев внес президент Международного комитета ФИНА 3. П. Фирсов. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей были проведены профессором И. А. Аршавским.

Применение плавания и других водных процедур основывается на природных задатках грудных детей. Находясь в материнской утробе, ребенок все время плавал! В течение 9 месяцев он развивался в жидкой среде в условиях антигравитации. Маленький «инопланетянин» рождается на свет с готовыми плавательными рефлексами, которые угасают в возрасте 3-3,5 месяцев, если их не закреплять. Особенно важными являются дыхательный и толчковый рефлексы. Первый состоит в том, что ребенок еще до появления на свет обладает способностью инстинктивно задерживать дыхание, когда его нос и рот погружаются в воду. Это позволяет при обучении ребенка применять ныряние, не опасаясь, что ребенок захлебнется.

Толчковый рефлекс заключается в том, что при принудительном сгибании ног ребенок реагирует их немедленным разгибанием. Этот рефлекс влечет за собой некоторые методические рекомендации: при обучении плаванию в первую очередь необходимо совершенствовать движения ногами, развивая прежде всего те формы движения ногами (сгибание в коленных и тазобедренных суставах), которые проявляются в этом рефлексе.

Физически беспомощный и не способный координировано двигаться на суше из-за резкого перехода от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно комфортно чувствует себя в полной ванне. Здесь он успокаивается, начинает улыбаться и гулить. Из-за большого количества лецитиновых жиров удельный вес младенца меньше веса взрослого человека. Поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде. Важное и специфическое значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении младенцев плаванию и нырянию.

Ежедневные систематические занятия плаванием позволяют научить грудного младенца плавать раньше, чем ходить - уже к концу 1 года жизни. Приобретенные в грудном возрасте навыки остаются на всю жизнь, если продолжать занятия в 2- и 3-летнем возрасте.

Под влиянием регулярных занятий плаванием двигательная активность ребенка становится значительно обширнее, совершенствуется гораздо быстрее.

Опыт показывает, что если начать занятия в ванне без опоздания (то есть спустя 2-3 недели после рождения ребенка, когда заживет пуповина) и продолжать их регулярно, то у ребенка уже на четвертом месяце появляются осознанные активные движения руками и ногами. Этого можно достичь специальными упражнениями, побуждающими его к самостоятельным активным движениям. Механизм их возникновения объясняется следующим образом. Во время занятий по плаванию на кору головного мозга воздействует комплекс сигналов и раздражений, вызываемых: осязанием воды и ее механическим действием; зрительным и слуховым восприятием всей обстановки урока в ванне; углубленным дыханием и задержкой дыхания; состоянием полувесомости; многократным повторением однотипных движений. Под влиянием такого широкого потока систематически, изо дня в день повторяющихся сигналов, в коре головного мозга происходит проторение новых нервно-проводящих путей и связей, активизирующих не только двигательные центры, но и другие центры, находящиеся во взаимодействии с ними и регулирующие слаженность функций всего организма.

Именно такой широкий круг раздражений, получаемых ребенком на занятиях по плаванию, способствует ускорению не только физического развития (ребенок начинает самостоятельно стоять и ходить на 2-3 месяца раньше), но и общего его развития, сознательного отношения к познанию окружающего мира.

Пребывание ребенка в воде во время систематических занятий плаванием облегчает и ускоряет адаптацию - приспособление организма к гравитации.

Не менее важным значением обладает закаливающее, гигиеническое, механическое и физическое воздействие воды.

Механическое воздействие воды на тело ребенка состоит в том, что, передвигаясь по поверхности воды, он получает легкий, приятный и полезный массаж. Такой водный массаж благоприятно влияет на периферическую нервную систему и укрепляет кожный покров тела. Воздействуя на многочисленные кровеносные сосуды, залегающие в кожном покрове, давление воды облегчает периферическое кровообращение, а, значит, и деятельность сердца.

Давление на грудную клетку, создаваемое водой, способствует увеличению глубины выдоха, за которым обычно следует и более глубокий вдох. А глубокое дыхание является мощнейшим профилактическим средством, предупреждающим заболевания дыхательных путей.

Занятия в воде обычно дополняются специальным массажем и гимнастическими упражнениями на пеленальном столе, которые приучают ребенка к активным движениям, укрепляющим мышцы, суставы и связки, благоприятно воздействующим на функциональную деятельность организма, повышающим общую выносливость организма.

После нескольких месяцев занятий в ванной ребенок постепенно начинает выполнять активные движения ногами или руками, самостоятельно плавать в различных положениях, погружаться под воду и нырять, забавляться различными игрушками. И тут к гигиеническому воздействию воды добавляется еще и влияние активных движений. А когда эти два оздоровительных фактора соединяются и действуют систематически, каждодневно и продолжительно, то степень их воздействия на растущий организм многократно повышается. То, что ребенок получит отличную закалку уже на первом году жизни, оставит во всей последующей жизни след, значение которого неоценимо. Плавающие дети в 3 раза реже болеют острыми респираторными инфекциями, легче переносят их, и у них практически не возникает заболеваний кожи и желудочно-кишечного тракта.

Правильно проведенное занятие, помимо всего прочего, вызывает положительные эмоции. Дети становятся более спокойными, жизнерадостными, у них появляется хороший аппетит и крепкий сон.

Итак, хотите чтобы ваш ребенок был здоровым, жизнерадостным, хорошо рос, полноценно развивался и получил отличную закалку на всю жизнь? Изучайте методику и начинайте заниматься с ним плаванием с первого же месяца жизни!

Обучение плаванию грудных детей. С чего начать

Показания к назначению плавания

К занятиям плаванием и закаливанию могут быть допущены здоровые дети, а также некоторые младенцы с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но с разрешения врача-педиатра.

Противопоказания к занятиям плаванием

Заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, врожденные уродства, гипотрофии II-III степени. Процедуры плавания прекращаются, если ребенок плачем или криком выражает неудовольствие, а также при появлении «гусиной кожи» или дрожи.

Следует ограничивать нагрузку при наличии таких неблагоприятных признаков, как отставание в весе, частые простудные заболевания и др. Сперва нужно попытаться снизить их продолжительность, сократить количество повторений, прекратить снижение температуры воды. Если отрицательные явления не исчезают и после этого, сократите количество занятий в ванне до 2-3. Постепенное повышение нагрузки можно продолжать только после полного исчезновения отрицательных явлений.

Врачебный контроль педиатра

Если родители приносят ребенка на занятия в специальный зал водных процедур, контроль за динамикой их здоровья и анализ индивидуального развития осуществляет врач при помощи общепринятых тестов. Занимаясь в домашних условиях, родители обязательно должны получать ежемесячные консультации от врача-педиатра, медсестры, методиста по плаванию.

Подготовка ванной к плаванию

В домашних условиях плавание и закаливание проводятся в обычной домашней ванне. Перед плаванием ванна тщательно чистится моющим средством и промывается горячей водой.

На пол ванной комнаты нужно постелить резиновый коврик. Необходимо также поместить туда невысокий стульчик, на котором будет сидеть главный купальщик. Кроме этого, желательно иметь полочку, чтобы на ней поставить часы, которые помогут ориентироваться в продолжительности купания. Особое внимание следует уделить двери, но не в том смысле, чтобы она плотно закрывалась. Ситуация здесь несколько иная. Для человеческого организма неестественно резкое изменение влажности воздуха. Когда из наполненной паром ванной вы понесете ребенка в сухой воздух жилой комнаты, могут возникнуть некоторое проблемы (например, с ушами). Поэтому очень важно во время купания не закрывать дверь в ванную комнату. Для этого ее следует соответствующим образом подготовить так, чтобы она самопроизвольно не закрывалась. Это не такая уж большая проблема: если не получится отрегулировать петли, подставьте стульчик или привяжите ручку к чему-нибудь в коридоре.

Саму ванную следует тщательно вычистить. Самое лучшее и самое безопасное средство для этого - обычная пищевая сода. После чистки хорошенько сполосните ванную. Для первых разов не помешает вылить пару ведер кипятка. Впоследствии активно чистить ванну достаточно раз в неделю, а если в течение дня она не использовалась никем из взрослых для мытья или стирки, то достаточно сполоснуть ее проточной водой из душа.

Кипятить воду нет никакой необходимости. И нет никакой беды, если во время купания ребенок несколько раз хлебнет!

Нет особого смысла добавлять в воду перманганат калия (марганцовку). Реального дезинфицирующего эффекта он почти не дает, а при попадании в глазки возможны химические ожоги.

Наиболее оптимальный вариант - настой череды. Необходимое количество этой травы подсчитать довольно легко. Во-первых, подчеркиваем, что по достижении ребенком двухмесячного возраста в воду вообще ничего не надо добавлять. Череда, в принципе, помешать не может, но зачем делать то, без чего можно обойтись? Хотя раз в неделю - вполне резонно. Во-вторых, на одну ванну в день необходим стакан травы.

Заваривается череда следующим образом: в обычную литровую банку засыпается стакан травы и заливается крутым кипятком. Банка закрывается крышкой и через 3-4 часа продукт готов. Но делать это лучше всего утром, часов за 10-12 до вечернего купания. После того, как ванна наполнена, вылейте настой через марлю; можете еще пару раз залить в банку воду, сполоснуть и опять вылить.

Частота и дозировка занятий плаванием

Плаванием с грудными детьми следует заниматься 4- 5 раз в неделю. Лучше всего плавать за два часа до кормления или ночного сна.

Начальные дозы процедуры плавания 6-10-12 минут зависят от веса ребенка при рождении: соответственно 2,5-3-4 кг. Они ежедневно увеличиваются на 4-6 минут, достигая 40-45 минут к концу года.

Температура воды

Оптимальной температурой для начала занятий обычно считается 36-37°, то есть температура, приближенная к микроклимату материнской утробы. Ежемесячно рекомендуется снижать ее на 1° с тем, чтобы к концу первого года она равнялась 28-29°. Но есть и другое мнение, высказываемое, например, Е. О. Комаровским в его книге «Начало жизни вашего ребенка». Он считает, что оптимальной для начала занятий будет температура 34-35°. Автор указывает на то, что регуляция температуры тела у ребенка отлична от таковой у взрослого, поэтому руководствоваться надо не собственными ощущениями, а реакциями младенца: если у вас мерзнут руки, то это не означает, что ребенок тоже мерзнет. Измерять температуру воды удобнее всего спиртовым термометром, помещенным в защитный пластмассовый корпус. Такой термометр может находиться в ванне в течение всего времени купания, позволяя постоянно контролировать температуру воды.

Итак, каким же образом определяется оптимальная температура ванны? Во-первых, она должна переноситься ребенком без ущерба для его здоровья, но при этом вода не должна позволять ребенку слишком расслабиться. Холо-довое воздействие на кожу резко усиливает кровоток в мышцах, увеличивает их тонус, активизирует работу сердца. В кровь выбрасываются биологически активные вещества, стимулирующие обмен и повышающие сопротивляемость инфекциям.

В воде с температурой выше 35° ребенок не имеет стимулов к проявлению активности, хотя сама процедура не вызывает у него никаких неприятных ощущений, скорее, наоборот: в воде он всем своим видом демонстрирует блаженство. Но купание в теплой воде мало что дает в плане закаливания. В то же время, при погружении в воду с температурой ниже 30° у ребенка могут возникать отрицательные эмоции. Не потому, что он замерзает, просто шевелить руками и ногами, чтобы согреться, не хочется и потому он начинает возмущаться. Поэтому и нужно начинать с температуры выше 30°, чтобы малыш полюбил саму процедуру купания. Но задерживаться надолго в таком температурном режиме все-таки не рекомендуется.

Массаж и гимнастика перед занятиям по плаванию

Массаж и плавательная гимнастика входят в число подготовительных мероприятий. Надо сказать, что без них нам не обойтись. Ясно ведь, что плавание - это нагрузка на организм. Поэтому неплохо до этого провести небольшую разминку. Заканчивать курсы массажистов для этого совсем не обязательно. Разберитесь в принципах, и все будет замечательно. А если что-нибудь перепутаете, не беда: не очень хороший массаж лучше, чем отсутствие очень хорошего массажа.

По времени массаж и гимнастика вместе длятся около 20-30 минут (по 10-15 минут на каждую процедуру). Строгая последовательность обязательна: сначала массаж, потом гимнастика и уже после этого - погружение в ванну.

Место проведения процедур - обычный пеленальный столик. Кладите голого ребенка на спинку и начинайте массаж. Он состоит из двух этапов - поглаживание и разминание. Сперва гладим, то есть просто проводим своей рукой по коже ребенка без особого давления. Соблюдаем при этом следующую последовательность: ноги (стопа, голень, бедро), руки (кисть, предплечье, плечо); переворачиваем на живот, затем ягодицы, спина; опять переворачиваем животом кверху, массаж живота, грудной клетки, шеи, головы. После того, как поглаживание закончено, в той же последовательности повторяем разминание мышц.

Особенно следует отметить массаж живота. Он, скорее всего, понадобится нам не только перед плаваньем и купанием, поскольку малышей, никогда не страдающих от боли в животе, не бывает, а массаж в этом случае очень быстро приносит облегчение. Основание кисти следует поставить ребенку на лобок, после чего живот массируется круговыми движениям четырех пальцев правой руки (кроме большого) в направлении по часовой стрелке, то есть по ходу толстого кишечника.

После массажа выполняются гимнастические упражнения, так называемое «сухое плавание». Оно поможет ребенку усвоить гребковые движения.

1-е упражнение. Исходное положение - лежа на спине, ноги вытянуты. Взрослый обхватывает сзади и снизу область голеностопных суставов ребенка и производит попеременное поднимание и опускание его ног (движения ног, как при плавании кролем). Количество повторов 10-12 раз.

2-е упражнение. Исходное положение - лежа на спине. Имитация движений ног при плавании брасом, или «лягушка». Одновременно согнуть обе ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах, затем развести колени в стороны и быстро выпрямить ноги, возвращаясь в исходное положение. Количество повторов 8-10 раз.

3-е упражнение. Исходное положение - лежа на спине, руки в стороны. Держа ребенка за кисти, производят одновременные гребковые движения к бокам. Затем руки поднимают вверх, возвращаясь в исходное положение (имитация второй половины движения рук при плавании брасом на спине). Количество повторов - 8-10 раз.

Те же движения руками и ногами выполняются из исходного положения лежа на животе.

Обучение плаванию грудных детей. Процедура плавания

При целенаправленных занятиях плаванием основная задача состоит в том, чтобы перестроить врожденные малоэффективные инстинктивные движения руками и ногами на осознанные, активные и более эффективные.

Основной целью занятий является прежде всего укрепление здоровья ребенка и обучение его жизненно важному навыку - умению самостоятельно держаться на поверхности воды. Поэтому вам не понадобится обучать его классическому кролю или брасу или другим спортивным способам плавания. К ним можно будет приступить примерно через 2-3 года. А пока подойдет «вольный младенческий» стиль, который вам подскажет сам обучающийся. Конечная цель занятий в течение первого года состоит в том, чтобы научить ребенка максимально доступным для него плавательным навыкам.

На это понадобится в среднем 200-250 занятий, проведение которых займет 10-11 месяцев.

В основе плавания младенцев лежит плавание на спине и груди с ручной или автономной поддержками, и, наконец, самостоятельное плавание.

Во всех случаях характер плавания интервальный - за проплывом обязательно следует короткий отдых. Начинать занятие следует с плавания на спине и затем чередовать его с плаванием на груди. Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для пассивного отдыха.

Активизация движений ребенка при плавании обычно наступает на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 сек, а снижение температуры воды в конце каждого месяца - равняться 0,5°.

Таким образом, активизация двигательных функций достигается стимулированием движением и увеличением их количества, а достижение закаленности - неуклонным снижением температуры полных ванн.

Цикл плавания включает в себя выполнение разных элементов, переводы ребенка из одного положения в другое с помощью точных ручных поддержек. Следует помнить, что нельзя перехватывать младенца и переводить его из одного положения в другое без фиксированной остановки.

Если занятия прерываются в связи с болезнью или другими причинами, возобновлять их следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. После болезни занятия плаванием возобновляются только с ведома лечащего врача.

Оптимальным возрастом начала занятий следует считать 5-14-дневный возраст. Самый поздний срок - 3-3,5 месяца. Поскольку в трехмесячном возрасте плавательные рефлексы начинают угасать, начало занятий в этом возрасте сделает их более трудоемкими.

Ручные поддержки

Наиболее тяжелой тонущей частью тела ребенка является голова. Поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно шею и верхнюю часть спинки.

Ручные поддержки могут быть разнообразными. Но все они делятся на две группы - поддержки при совместном нахождении взрослого в ванной с ребенком и при нахождении взрослого вне ванной.

1-я группа

Взрослый сидит в ванной, прислонившись спиной к ее головной стенке, вытянув и расставив ноги. Поддержка ребенка выполняется при четырех его основных положениях в воде: на спине, на груди, сидя и стоя. От занятия к занятию она постепенно меняется: на первых порах взрослый поддерживает ребенка под бедра, затем под таз, под спину и, наконец, - под голову.

Поддержка солдатиком применяется при нахождении ребенка на спине в поперечном по отношению к длине ванны положении. Левая ладонь поддерживает голову, а правая - тело в области тазобедренного сустава, захватывая его таким образом, чтобы большой палец прилегал к животу, остальные - к ягодицам.

Подводная подушка при положении ребенка на спине в продольном по отношению к длине ванны положении. Пальцы взрослого образуют своеобразную подушку (ладони плотно соединены мизинцами вовнутрь, большими пальцами кнаружи, все пальцы выпрямлены). Затылок ребенка упирается в грудь поддерживающего.

«Двойной замок» может выполняться как в положении на спине, так и на груди. В положении на спине затылок ребенка упирается в область лучезапястных суставов и нижней части предплечий поддерживающего, ладони которого находятся под спиной ребенка. Большие пальцы обхватывают при этом область плечевых суставов сверху или верхнюю часть руки. В положении на груди руки поддерживающего находятся под грудью ребенка, большие пальцы захватывают сверху верхнюю часть спины. Подбородок опирается на лучезапястные суставы.

Поддержка в «положении стоя» осуществляется следующим образом. Поддерживающий сидя в ванне держит ребенка лицом к себе (большие пальцы - над сосками ребенка, остальные держат верхнюю часть спины и затылок).

При поддержке «в положении сидя» взрослый сгибает руку в локтевом суставе до угла 90°; ладони и предплечье вытянуты вперед. Ребенок сидит на предплечье взрослого, его туловище и голова опираются на область его груди и плеча. С помощью свободной правой руки можно поддерживать голову ребенка.

2-я группа

Если ребенок чувствует себя в ванне комфортно, уже после 2-3 уроков можно переходить на поддержки «вне ванны». При этом можно использовать все описанные, кроме последних двух, способы, а также некоторые другие.

Наилучшие из них - «двойная ручная поддержка» при плавании на спине (четырьмя пальцами под спинку, шейку и головку, два больших пальца лежат на груди) может постепенно усложняться: вместе всей ладони ее начинают выполнять расставленными пальцами, а позже - их кончиками.

Одноручная поддержка «ковшиком» - большой и указательный пальцы охватывают шею ребенка, рука находится со стороны затылка и чуть сбоку, не мешая младенцу грести. Одноручная поддержка и «ковшиком» позволяет свободной рукой стимулировать гребки.

Поддержка «дугой» выполняется двумя руками: ладонь одной руки образует «дугу» (четыре пальца плотно соединены и выпрямлены, большой - отставлен в сторону), другая рука держит живот ребенка.

Как только ребенок научится правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.

При плавании на груди наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок. Одноручная поддержка на груди осуществляется «ковшиком», а также тыльной стороной большого пальца под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь - вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка «ухватом» - указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок помогает «запирать» рот, чтобы младенец не пил воду.

При любом способе поддержки важно, чтобы тело ребенка было все время погружено в воду, за исключением лица. Нужно стремиться помочь ребенку найти оптимальное для сохранения равновесия положение. Голова ребенка не должна чрезмерно наклоняться ни вперед, ни назад, а ноги не должны сгибаться в суставах или тонуть. Если это происходит, следует мягко погладить и помассировать в воде суставы и мышцы. Тогда ребенок сам их распрямит. При выполнении поддержки нужно стремиться прилагать минимальные усилия, чтобы ребенок как можно скорее учился самостоятельно держаться на воде.

Поддержки при помощи подвесок

Изготавливаются из большого куска плотного, желательно непромокаемого материала, из которого вырезается пояс для одного из четырех участков тела ребенка: для спины - ширина пояса 8-10 см, для живота - 10-12 см, для затылка - в форме небольшой шапочки-тюбетейки и подбородка - в форме конусообразного ложа. С обеих сторон пояса нашивают ленты из плотного материала, которые заканчиваются петлями для рук учителя. Можно использовать для изготовления подвески обычный широкий платок или полотняное кашне.

Можно придумать много различных способов поддержки при помощи подвесок. Их главное достоинство в том, что они позволяют снизить нагрузку на позвоночник поддерживающего и способствуют скорейшему приучению ребенка к самостоятельному плавания.

Применяя этот способ, поддерживающий должен постоянно чувствовать вес ребенка, следить за положением его головы и туловища, периодически ослабляя натяжение.

Автономные поддержки

Целесообразно применять на начальных стадиях обучения или в тех случаях, когда ребенок с трудом осваивает активные плавательные движения ногами.

Автономные поддержки осуществляются при помощи различных приспособлений, изготовляемых из различных непотопляемых материалов. Их можно купить или изготовить самостоятельно при помощи узкой резиновой полости, пенопластовой ленты, пробковых изделий или других труднопотопляемых материалов.

Самостоятельному плаванию на спине, например, легче всего обучить с 2,5-3-месячного возраста при помощи специального чепчика, который помимо прочих положительных эффектов поможет сделать процедуру купания более приятной для родителей. Очевидно ведь, сидеть или стоять полусогнутым в течение 30-40 минут очень тяжело. И нельзя делать ребенка здоровым за счет появления радикулита у его папы, мамы или бабушки. Чтобы изготовить такой чепчик, необходимо иметь следующее: обычную тонкую хлопчатобумажную шапочку (чепчик), кусок тонкой ткани размером с половину пеленки, а также 2 брусочка пенопласта, оптимальный размер которых соответствует размерам обычной пачки сигарет.

Сперва пенопласт обшивают тканью, а затем фиксируют его на шапочке. Верхний край брусочков должен при этом возвышаться над головкой ребенка. В течение недели, постепенно убирая поддерживающую ребенка руку, вы научите его держаться на воде.

Месяца купания в шапочке вполне достаточно для того, чтобы снимать и ее: ребенок уже научился правильно держать головку, вполне сможет плавать сам.

Самостоятельное плавание

Переход к самостоятельному плаванию на спине сравнительно прост. Он состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, когда сила гребков младенца и его способность удерживать голову на поверхности становятся вполне достаточными.

Плавание на спине, как правило, не связано с нырянием и задержкой дыхания, а поэтому более доступно в освоении.

Плавание на груди связано с нырянием и задержкой дыхания. Поэтому младенца сначала обучают задержке дыхания и самостоятельному погружению и только потом применяют самостоятельное соскальзывание, упражнения типа «торпеда».

Организация занятия

1. Окончив массаж и гимнастику, берем ребенка со стола в положении на груди в двойном ручном хвате под мышки спиной к себе и переносим в воду. Медленный вход в воду ножками и стояние. Речевой сигнал: «Стоим». Интервал 15 секунд. Стопы опираются о дно ванны, ребенок находится в вертикальном положении. Следите за тем, чтобы его подбородок находился над поверхностью воды.

2. Речевой сигнал: «Идем!». Проходим длину ванны. Следует следить, чтобы малыш сначала опирался каждой стопой и уже потом переступал.

3. Снова даем речевой сигнал: «Стоим!». Интервал отдыха - 15 сек. Отдых в положении стоя предупреждает двигательное переутомление, поэтому не торопитесь переходить к плаванию на спине.

4. Переходим в положение на спине. Перевод из стояния на спину осуществляется без перехвата кистей. Большие пальцы и ладони переходят на щеки, указательный и средний - под шею, безымянный и мизинец - под затылок (двойная ручная поддержка). Уши и грудь ребенка должны находиться под водой.

5. Выполняем толчок стопами от торца ванной и медленную проводку - плавание на спине до другого торца ванны - «челноком». Количество проводок 6-8 от торца до торца. Двойную ручную поддержку нужно делать мягко и свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов. Как только малыш начинает грести, характер поддержки меняется (см. выше). Одноручная поддержка позволит свободной рукой стимулировать гребки.

6. Переводим ребенка из положения на спине в положение стоя. Еще один речевой сигнал: «Стоим!». Ребенок стоит уже не в двойном ручном хвате под мышки, как в начале, а в хвате левой руки за шею сзади (ладонь смотрит к затылку). Правая рука на груди, большой палец под подбородок.

7. Снова ходьба - ребенок проходит от торца до торца ванны и обратно. После ходьбы - стояние 15 сек.

8. Переход в положение на груди: перехват правой рукой «ковшиком» под подбородок. Два пальца за подбородком достигают уха (глубокий хват), большой палец смотрит в сторону. Подбородок ребенка должен находиться над водой под контролем зрения по всему пути плавания по поверхности.

9. Речевой сигнал: «Плывем!». В двойной поддержке - «ковшиком» под подбородок правой рукой, левой - ухватом сзади за шею, плывем в правый ближний угол ванны, поворачиваем в правый дальний угол. Таким образом, делаем «восьмерку». Повторяем ее еще раз. При плавании на груди следует соблюдать осторожность, внимательно следить за тем, чтобы подбородок ребенка и кисть поддерживающего были выше поверхности воды. Делаем 6- 8 «восьмерок» и снова стоя отдыхаем 15 сек.

10. Снова выполняем ходьбу - два раза от торца до торца. Не забываем о речевых сигналах: «Стоим!», «Ходим!»

11. Приступаем к выполнению упражнения плавание «крестиком». Двойная ручная поддержка при плавании на спине, медленная проводка по длине ванны («челнок») в ближний угол ванны и поворот ножками в дальний угол (по диагонали ванны), проводка с поворотом, уши в воде. Повторяем 6-8 раз. Речевой сигнал: «Стоим!», отдых в стоянии 15 сек, ходьба 2 раза от торца до торца.

Таким образом, цикл плавания включает в себя выполнение трех упражнений: плавание на спине «челноком», плавание на груди - «восьмеркой» и плавание на спине «крестиком». После каждого плавательного движения повторяется стояние, ходьба, снова стояние. Следует помнить, что отдых должен составлять около половины всей процедуры. Особое внимание следует уделить речевому сопровождению. Например, стоянию должно соответствовать слово «стой!», ходьбе -- «иди!», плаванию - «плыви!», нырянию - «ныряй!». Точная терминология помогает закрепить двигательные навыки.

Общая сумма пути плавания в одном цикле - 50-60 м, ходьбы - 5-6 м. Продолжительность цикла 3-4 минуты.

Первое занятие состоит из 1-2 циклов. Ребенок максимально проплывает 7-140 м и проходит 10-12 м. В каждый последующий месяц занятие увеличивается на 3-4 минуты, соответственно на полный цикл. Двум месяцам занятий соответствует 4 полных цикла, трем - 5 циклов и т. д. Одним циклом можно ограничиться только тогда, когда ребенок в этот день капризничает и не хочет плавать.

Обучение плаванию грудных детей. Погружения и ныряние

В очень многих книжках, посвященных купанию и плаванию детей, подробно описывается процедура ныряния. Тем не менее, многие родители не всегда рассматривают ее в качестве обязательной. А поскольку преодолеть собственный страх не могут, то предпочитают вообще обходиться без этого полезного упражнения. На самом же деле в нырянии ничего страшного нет - у новорожденного очень сильно выражен рефлекс, препятствующий попаданию воды в дыхательные пути. Если в течение двух-трех месяцев не нырять, этот рефлекс угасает. Но, к счастью, даже обыкновенная процедура купания в большой ванне не может обойтись без того, чтобы в какой-то момент ребенок не соскользнул с поддерживающей его руки и не погрузился полностью под воду, даже тогда, когда вы это совсем не планировали. Не бойтесь! Это даже хорошо - подхватите малыша, посадите, дайте ему покричать, покашлять, почихать. Заодно выкашляет и вычихает всю пыль, что накопилась за день в верхних дыхательных путях. Когда ребенок успокоится - продолжайте процедуру.

Тем не менее, ситуация, когда родители сознательно организуют ныряние, конечно же более предпочтительна во многих отношениях. Делать это следует в положении ребенка на животе. Громко произнесите слово «ныряй» и проведите ребенка секуну под водой. У него очень быстро выработается условный рефлекс, и одного только слова «ныряй» будет достаточно для того, чтобы малыш самостоятельно задержал дыхание.

Категорически запрещается форсированное погружение с головой путем бросания младенца в воду или прижимания его ко дну рукой: дети часто попадают в воду на вдохе и могут захлебнуться или сильно испугаться, что весьма нежелательно, так как может надолго отвратить их от водных процедур.

На первом месяце занятий целесообразно проводить имитированное погружение. Цель его - отработка задержки дыхания на речевой сигнал: «Ныряй!» и полив водой лба и лица. При этом погружение под воду не проводится. Вода не попадает в дыхательные пути, позволяя вам убедиться в безопасности этого упражнения.

{mosimage}При плавании на груди «восьмеркой» необходимо научиться поддерживать голову младенца в одноручном ковше правой кистью. Важно выполнение глубокого хвата указательным и средним пальцами у уха ребенка. Имитированное погружение проводится один раз через каждые три «восьмерки». Во время полива задержка дыхания длится 2-3 сек, пока с лица стекает вода.

Ошибки при выполнении полива - неполный забор воды горстью, полив на затылок вместо лба и резкое плескание воды под нос ребенка. Нужно отработать забор воды из-под подбородка и точный полив полной горстью лба и лица.

На втором месяце занятий (не путать с возрастом) после команды: «Ныряем!» в момент 2-3-секундной задержки дыхания после полива проводится ныряние головой под воду не дальше 20-30 см в ручной поддержке.

На третьем месяце занятий ныряние проводится с отпусканием рук после проталкивания ребенка вперед на 20-30 см. В возрасте 6-7 месяцев ныряние под воду достигает 40-50 см, а в год доходит до 1 м.

После погружения и выхода головы на поверхность следует отдых в положении стоя - 5-10 сек, затем плавание в «восьмерке» продолжается.

В 5-6 месяцев ребенок начинает сам после ныряния выходить на поверхность воды, переворачиваясь на спину для плавания-дрейфа при свободном дыхании: срабатывает так называемый спасательный рефлекс. Если ребенок еще не умеет поворачиваться, помогите ему сделать поворот. Это так называемая «торпеда с поворотом».

Дети очень любят прыжки в воду. Начиная с двух месяцев, можно проводить вертикальные прыжки в воду в ручных поддержках, поначалу медленно и спокойно. С 4-х месяцев можно по команде «Ныряй!» перейти к вертикальному нырянию.

В 6-8 месяцев при уверенном нырянии можно перейти к нырянию с прыжка в «торпеду». Ныряние проводится без полива по сигналу: «Ныряй!». «Торпеда» с прыжка возможна только в ручной поддержке.

Закаливание в «холодном пятне»

В конце каждого занятия обязательно выполняйте закаливающую процедуру - проводите ребенка в «холодное пятно», образуемое струей холодной воды. В первый месяц делайте 4-6 проводок, ежемесячно увеличивайте их на одну, достигая к году 16-18. В «холодном пятне» за одну проводку выполняется 2 поворота спиной-грудью (но не в самой струе). Возможно введение под струю рук или ног, но лишь после 2-3 месяцев занятий. Детям очень нравится прохладное контрастное закаливание. Кран с холодной водой открывается с первого же занятия.

Опыт показывает, что некоторые родители, вначале горячо взявшись за обучение малыша плаванию, постепенно охладевают к занятиям. К тому же после полугода у ребенка появляется много новых двигательных навыков: он ползает, сидит, стоит, приседает, начинает ходить. Родители с интересом следят за его успехами на «суше» и пропускают занятия в ванне, а это значительно снижает закаливающий эффект, мешает закреплению приобретенных навыков. Между тем, ребенок старше полугода уже более вынослив и может заниматься успешнее, чем раньше. Вот почему не ослабляйте, а, наоборот, усиливайте внимание к занятиям плаванием, шире используйте готовность ребенка к подражанию, придумывая разные игры в воде.

Выбираемся «на сушу»

Итак, ваш малыш плескался в ванной, выполнял разные задания и упражнения, теперь нужно достойно закончить это полезное мероприятие. Под мышки выньте ребенка из воды и накиньте ему на голову пеленку. Она должна быть достаточно большой, чтобы завернуть его целиком. И в таком виде, не "вытирая его в ванной, отправляйтесь к пеленальному столику. Ребенку совсем не жарко, ведь он мокрый и в прохладной комнате! И это очень хорошо - еще одна закаливающая процедура. На столике доводим кожу до сухого состояния промокая, а не вытирая ее. Последнее замечание принципиально.

Не следует особенно торопиться и нервничать по поводу того, что малыш замерзнет. Промокнули? Теперь будем делать «послеводные процедуры». Для начала возьмем растительное масло - лучше всего специальное детское (оливковое), но прокипяченное на водяной бане. Вполне подойдет и подсолнечное. Намочите вату и протрите все имеющиеся у ребенка складки кожи, разумеется, в том случае, если там нет повреждений. При наличии опрелостей - используем присыпки. Особое внимание при обработке уделите половым органам. Мальчикам не забудьте смазать складку кожи под мошонкой, а девочкам протрите ватой, смоченной водой (лучше кипяченой), половую щель. Направление движений - от лобка к попе - и не иначе! Если пришла пора, подстригите ногти.

А теперь можно и запеленать малыша или надеть распашонку и ползунки. Осталась голова. Главное после пребывания в воде, разумеется, - уши. Для этого нужно изготовить турунду. Технология такова: берем спичку, туго наматываем на ее конец ватку, после чего снимаем ее со спички. Тонкий конец получившейся турунды засовываем в ушко малышу.

Гигроскопичная вата впитает в себя остатки воды. Удалять ватку не надо до тех пор, пока полностью не высохнет головка малыша. Чтобы вата не выпала, наденьте тонкую шапочку, которая совсем не повредит малышу после ванны. Если во время купания малыш хоть несколько раз нырнул и после этого чихал, с носом ничего специально делать не надо.

А теперь вообразите себя на месте ребенка: купание в холодной воде, устали, а тут еще малость продрогли в прохладном воздухе комнаты после процедуры. Но зато вы насухо вытерты, тепло одеты... Что там думать: перекусить бы сейчас и на боковую... Так и случится. Но до еды желательно поносить малыша 15-20 минут в вертикальном положении, чтобы скорее освободить желудок от воды, которую он глотнул в ванной. Теперь смело кормите его и укладывайте спать.

Бывают, правда, такие активные «спортсмены», что после ванны не имеют сил даже на еду - скорее бы глазки сомкнуть и уснуть. Пусть уснет, ничего страшного: в этом случае ребенок, как правило, через 1,5-2 часа проснется со зверским аппетитом, после утоления которого уснет крепко и надолго. Ясно, что с таким ребенком целесообразно заниматься часов в 9-10 вечера. В таком случае как раз к полуночи вы всей семьей и войдете в режим спокойного ночного сна.

Водные процедуры очень полезны для новорожденных детей прежде всего потому, что до прихода в этот мир малыш находился в воде. Многие родители еще до рождения крохи принимают решение купать его почти сразу после выписки из роддома, так как плавание для грудничков очень полезно. Оно помогает ребенку успокоиться, напоминает ему о безмятежных днях, проведенных в материнской утробе.

Чем полезно плавание для новорожденного?

Уже при рождении ребенок умеет плавать. У него нет никакой особой техники, но он легко задерживает дыхание под водой и не пугается, если его вдруг с головой окунуть в ванночку или бассейн. Это объясняется тем, что до начала жизни в нашем мире, кроха находился в амниотической жидкости в животе у мамы.

Польза плавания для здоровья грудничков несомненна и неоспорима.

Закаливание

Благодаря регулярным водным процедурам малыш учится спокойно переносить перепады температуры. Из теплой воды он попадает на прохладный воздух помещений и наоборот. Кроме того, рекомендуется после каждого купания обливать младенца водой, температурой которой на несколько градусов ниже, чем в ванночке.

Закаливание очень полезно для молодого несформировавшегося организма. Оно положительно влияет на нервную систему. Укрепляет иммунитет и в дальнейшем поможет избежать многих проблем со здоровьем.

Совет

Начинать закалять ребенка никогда не поздно! В бассейн можно ходить не только с грудничками. Даже если вашему крохе уже несколько месяцев или даже лет, стоит начать процедуру обливания прохладной водой. Главное – помнить, что понижать температуру воды нужно постепенно, чтобы избежать лишних стрессов для организма.

Укрепление мышц

Всем известно, что занятия в воде более эффективны для всех групп мышц, нежели занятия на суше. Преодолевая сопротивление воды, грудничок учится плавно двигаться, формирует правильную осанку, а также укрепляет слабые пока мышцы спины, шеи, рук и ног.

Положительное влияние на нервную систему

Вода успокаивает, а тепло напоминает крохе о жизни «по ту сторону мамы». Кроме того, водные процедуры полезны и для матери. Сначала она может быть напряжена из-за страха навредить крохе, но вскоре расслабится и тоже будет получать удовольствие от плавания. Малыш же, почувствовав спокойствие родительницы, расслабится еще больше.

Общение с мамой

Где, как не в бассейне или ванной, укрепляется связь между матерью и новорожденным? Негромкое журчание воды, тепло и покой позволяют обоим успокоиться и сблизиться еще больше, а игры с резиновыми игрушками и хлопьями пены поднимут настроение и крохе, и его маме.

Совет

Обязательно общайтесь с малышом во время купания. Сообщайте ему о своих действиях или просто рассказывайте сказку. Дети очень хорошо реагируют на спокойный негромкий голос взрослого.


Бассейн или ванна?

Очевидно, что купание для грудничка – это не только гигиеническая процедура, но и психологический процесс общения с мамой, и даже отличная зарядка для укрепления мышц всего тела. Но что же выбрать: занятия с инструктором в бассейне или купание в ванночке дома?

До одного месяца малыша лучше купать дома в специальной детской ванне. Перед процедурой ее необходимо хорошо вымыть хозяйственным мылом. Температура воды должна быть 37-38 градусов, но со второго месяца ее необходимо понижать на 0,5 градуса в неделю.

В первый месяц жизни ребенка лучше не добавлять в воду никаких покупных пенок и гелей. Вместо этого можно использовать отвар ромашки или череды.

Совет

Ромашку лучше покупать в пакетиках. Это значительно сократит время приготовления отвара и убережет от попадания в воду лепестков и соцветий.

Что касается плавания в бассейне, то тут мнения специалистов расходятся. Одни утверждают, что начинать знакомить малыша с «большой» водой нужно как можно раньше – уже в две-три недели от роду.

Другие заявляют, что вести кроху в бассейн стоит не раньше чем в 2-3 месяца, когда малыш привит и уже достаточно окреп.

Совет

Перед посещением бассейна посоветуйтесь с педиатром, он должен дать полезные советы и рекомендации исходя из состояния конкретно вашего ребенка.


Упражнения в ванной

Если кто-то считает, что купание грудничков в ванной – скучное занятие, то он ошибается. Конечно, здесь нет возможности выполнять сложные упражнения, которые можно делать в бассейне под руководством инструктора, но некоторые несложные манипуляции проводить можно. Они подготовят малыша к полноценным занятиям по плаванию.

Совет

Можно воспользоваться специальным надувным кругом. Он надевается на шейку малыша и позволяет ему оставаться на поверхности воды без родительской поддержки.

Одной из наиболее распространенных методик плавания в ванне является методика Фирсова, но существует множество других методик российских и зарубежных врачей.

Этап 1: Погружение

Погружать ребенка в воду следует со всей бережностью и осторожностью. Начните с ножек, потом опустите в воду колени, ягодицы, спину и животик и, наконец, плечи. Погружение должно происходить в вертикальном положении, и только когда кроха полностью погрузится в воду, можно перевести его в горизонтальное положение.

Поддерживать малыша следует под голову и под спину. Позже вторую руку можно убрать и держать младенца только под голову.

Этап 2: Привыкаем к воде

Аккуратно качайте малыша в ванночке – от одного бортика до другого. При этом вы заметите, что как только ножки ребенка коснутся стенки ванночки, он оттолкнется ими, будто в попытке самостоятельно поплыть. Когда малыш привыкнет к этому упражнению, можно будет переходить к более сложным действиям.

Этап 3: Восьмерка

Это следующее упражнение, которое рекомендуется освоить. Ребенка при этом можно поддерживать двумя руками – так будет спокойней и вам, и малышу. Пусть малыш плавает «цифрой 8»: вперед, поворот, по диагонали, поворот, снова по диагонали и т. д.

Этап 4: На животике

Переверните младенца на живот, но при этом придерживайте его голову за затылок и под подбородок так, чтобы она всегда оставалась над поверхностью воды. Совершайте покачивающие движения, имитирующие плавание ребенка вперед-назад.

Если вы чувствуете себя неуверенно или боитесь, что малыш выскользнет из ваших рук, воспользуйтесь плавательным кругом.

Этап 5: Ныряние

Освоить ныряние рекомендуется как можно раньше. Это убережет ребенка от утопления, когда вы поедете с ним на море или на речку. Кроме того, это сформирует у малыша доверительное отношение к воде и укрепит его нервную систему.

Но сразу погружать младенца в воду с головой нельзя. Для начала нужно приучить его к ощущению воды на лице. Для этого дайте крохе команду: «Ныряем!» и сбрызните его личико теплой водой. Постепенно дитя привыкнет к брызгам и воде в области лица и инстинктивно станет задерживать дыхание. Только теперь можно погружать младенца под воду с головой. При этом помните, что его ни в коем случае нельзя отпускать. Первое ныряние должно длиться не более одной секунды, позже время ныряния увеличивается до 5-6 секунд.


Собираемся в бассейн

Теперь, когда ребенок освоил азы плавания, а также немного подрос и окреп, можно отправляться в бассейн.

Если вы решите осваивать плавание с грудничком не дома, а в бассейне до исполнения малышу одного месяца, будет лучше, если на занятие с сыном или дочкой сходит папа. У мамы в это время еще не закончатся послеродовые выделения, поэтому купание в бассейне для нее противопоказано.

Что взять с собой в бассейн?

  • Специальные подгузники для купания.
  • Несколько запасных обычных подгузников.
  • Теплое большое полотенце.
  • Чепчик и теплый комбинезон или халатик.
  • Клеенку.
  • Пеленку.
  • Мягкое средство для мытья или натуральное жидкое мыло.
  • Влажные салфетки.
  • Ватные палочки (после купания нужно просушить ушки малыша).
  • Круг для плавания (если вдруг вы почувствуете волнение, воспользуйтесь кругом).
  • Несколько любимых игрушек малыша.

Для плавательных принадлежностей лучше выделить специальную большую спортивную сумку.


С инструктором или без?

Ответ на этот вопрос очевиден. Помощь инструктора необходима при первых купаниях грудничков в бассейне. Кроме того, инструктор покажет специальные упражнения, которые помогут ускорить физическое и психологическое развитие малыша.

В среднем занятие длится около двух часов, причем первый урок, как правило, проходит на суше.

Всего занятий с инструктором может потребоваться немного — 1-3. За это время вы и ваш малыш освоите азы плавания и будете увереннее чувствовать себя в воде.

Кому плавание в бассейне противопоказано?

Конечно, как и любая другая процедура, плавание для грудничков имеет свои противопоказания. Отложить или даже полностью исключить походы в бассейн стоит детям:

  • с врожденным артритом;
  • с повышенной ломкостью костей;
  • с проблемами нервной системы;
  • с болезнями почек;
  • с острой формой гепатита;
  • с кожными заболеваниями.

Всем остальным посещать бассейн можно и нужно, но следует помнить, что взаимодействие теплой воды и холодного воздуха могут привести к простудным заболеваниям. В таком случае занятия нужно прекратить и возобновить только после полного выздоровления малыша.


Заключение

Плавание для грудничков – очень полезное и интересное занятие. В воде малыш не только погружается в близкую и привычную для него «дородовую» среду, но и учится правильно двигаться, укрепляет и развивает мышцы, а также знакомится с окружающим миром. Начинать занятия по плаванию можно дома, а потом переходить в бассейн.

Дети, занимающиеся плаванием с раннего возраста, отличаются большей выносливостью и хорошим иммунитетом. Они социально лучше адаптированы и легче переносят психологические потрясения. Разве это не повод заняться плаванием со своим ребенком?

Современные родители с самого рождения малыша практикуют грудничковое плавание в ванне. Хотя процент сомневающихся в необходимости данной процедуры еще велик. Попробуем разобраться, нужно ли заниматься плаванием в столь раннем возрасте.

Польза плавания для новорожденных

Раннее плавание – не просто ежедневная гигиеническая процедура, а средство развития малыша, способствующее овладению определенными навыками и формирующее чувство уверенности.

Водная среда для грудничка – знакомая стихия. Находясь в мамином животе в жидкой среде, малыш приобрел плавательный рефлекс, который сохраняется до трехмесячного возраста. Потому купание является приятным и полезным занятием для ребенка.

Исследования показали, что польза грудничкового плавания состоит в следующем:

  1. Хорошее физическое развитие: «плавающие» дети реже подвергаются простуде, раньше овладевают ползанием и самостоятельным хождением. Водные процедуры укрепляют иммунную систему, избавляют от повышенного/пониженного мышечного тонуса, являются профилактикой рахита;
  2. Совершенствование системы терморегуляции. Регулярные плавательные занятия вырабатывают способность поддерживать постоянную температуру тела, повышают восприимчивость к изменениям внешних условий, снижая риск болезней;
  3. Повышение гемоглобина крови за счет стимулирования выброса эритроцитов, спровоцированного затруднением дыхания и нехваткой кислорода во время плавания;
  4. Укрепление легких, сердца и сосудов, стимулирующее кровоток и нормализующее артериальное давление;
  5. Формирование правильной красивой осанки. Разгрузка позвоночника и суставов и эффективная работа всех мышечных групп в воде развивают крепкий мышечный корсет для позвоночника;
  6. Прочищение гайморовых пазух является хорошей профилактикой насморка, промывая носик и убивая вредные бактерии;
  7. Укрепление незрелой нервной системы. Водные процедуры успокаивают, улучшают сон, повышают выносливость, улучают аппетит;
  8. Тренировка правильного дыхания, способствующая развитию бронхолегочной системы и умению задерживать дыхание;
  9. Улучшение кровообращения сосудов головного мозга вследствие воздействия на кожу и мелкие кровеносные сосуды содействует раннему умственному развитию малыша;
  10. Мягкий массаж кожи;
  11. Социализация ребенка: исчезает боязнь воды, в том числе открытых водоемов, что повышает его безопасность;
  12. Совместное общение усиливает эмоциональную привязанность, устанавливает теплые доверительные отношения;
  13. Главное, что в процессе активного купания младенец радуется, улыбается, общается с родителями, издавая всевозможные звуки, а затем крепко и долго спит.

Когда начинать плавание?

Естественный вопрос родителей, всерьез решивших освоить хитрости плавания для грудничков в ванной, с какого времени начинать плавание в ванне. Специалисты советуют с 2-3-недельного возраста. К этому времени ребенок подрастёт, привыкнет к новым условиям и не утратит плавательные рефлексы.

Ориентиром также может служить пупочная ранка. Как только она заживет, можно начинать плавать с малышом в домашней ванне. Поводов для беспокойства родителей нет: вода – естественная среда для новорожденного. Взрослым важно не напугать кроху, постепенно приучая к воде и осваивая новые движения.

Для уверенности перед началом занятий родителям лучше проконсультироваться с педиатром или тренером по плаванию, а по возможности первый заплыв в домашней ванне провести совместно с инструктором, специализирующимся на грудничковом плавании. Он даст рекомендации родителям по технике плавания, научит, как держать малыша и покажет несложные упражнения.

Подготовка ванной

Перед началом процедуры следует , вымыв ее сначала обычным чистящим средством, затем содой/хозяйственным мылом и тщательно ополоснув.

Педиатры не советуют соблюдать излишнюю стерильность: крепкий иммунитет должен формироваться, вступая в контакт с различными микроорганизмами.

Температура воды

Средняя температура воды при купании должна быть 34-36 °C, по мере привыкания ребенка ее понижают. До наступления 3-х месяцев температура воды не может быть меньше 32 °C. Если во время плавания жидкость слегка остыла, не следует добавлять теплой и доводить до первоначального состояния. Так и должно быть, постепенное понижение температуры воды – хороший способ закаливания организма.

Показателем комфортных условий станет поведение младенца:

  • если погружение сопровождается плачем, то вода слишком холодна;
  • если активно бултыхается в воде, температура оптимальна;
  • пассивность и расслабленность является показателем излишне теплой жидкости.

Новорожденного необходимо покормить не менее чем за час до купания. Плавание должно сопровождаться постоянным общением с малышом.

Массаж, как подготовка к плаванию

Основу плавания грудничков в ванне составляют положения на спине и груди с ручным поддерживанием или специальными приспособлениями и самостоятельное передвижение.

Важно малыша подготовить к таким действиям с помощью массажа и специальной плавательной гимнастики, длящейся 20-30 мин. и требующей строгого соблюдения последовательности выполнения.

Массажировать ребенка можно на пеленальном или обычном столе. Голенького малыша положите спиной на твердую плоскость. Начните с легких поглаживаний конечностей снизу (с кисти и стопы) вверх. Перевернув, гладьте спину и ягодицы. Положите на спину и массируйте живот, грудную клетку, шею, голову. Аналогично, соблюдая последовательность, разомните тело ребенка. Массировать живот следует четырьмя пальцами правой кисти, выполняя движения по кругу по часовой стрелке.

Подготовительная гимнастика

Помассировав, приступайте к плаванию на суше, способствующему усвоению гребковых движений.

Для этого нужно выполнить по 10 подходов следующих упражнений:

  1. Обхватите руками голеностоп у ребенка, лежащего на спине, и попеременно двигайте ногами вверх/вниз;
  2. Согнув ноги в коленных и тазобедренных суставах, положите малыша в позу лягушки. Разведите конечности в стороны, задержите, медленно выпрямите, возвращаясь к начальной позиции;
  3. Положив грудничка на спину, вытяните верхние конечности в стороны. Удерживая за кисти, выполняйте движения, похожие на гребки. Затем поднять руки и начать повторять движения, напоминающие плавание брасом;
  4. Перевернув кроху на живот, выполнить действия 2-ух предыдущих упражнений.

Выполнив массаж и гимнастику, стоит переходить к процессу на воде.

Процедура плавания новорожденных

Многие специалисты советует первоначально плавать исключительно дома в ванной, а после годовалого возраста осваивать специализированные детские бассейны.

Основные правила плавания – строгое соблюдение постепенного дозирования процедуры по мере развития малыша. Увеличение времени на каждое занятие должно составлять 10-15 сек. (ежемесячное варьирование 2 -5 мин.), вода охлаждаться на 0,5 °C.

Акцент сделать следует на погружении головки. Тренируя задержку дыхания через носовую область у 1-2 -месячного малыша, опускайте в воду на 2-4 сек. по ротовое отверстие. Полугодовалому ребенку можно позволить достать предметы со дна ванны из позиции сидя, постепенно наращивая глубину и стимулируя погружение головы до области глаз.

Резко увеличивать продолжительность процедур и снижать температурный режим категорически запрещается.

Сравнительно легким в освоении является плавание на спине. Положение на груди требует тренировки дыхательной системы и правильного погружения.

Занятия без приспособлений

Упражнения просты в исполнении и сопровождаются голосовым комментированием или чтением специальных потешек и прибауток. Основу составляют три позиции плавания: челноком, восьмеркой, крестиком с чередованием ходьбы и стояния.

Вот примерный комплекс занятий, выполняемый сразу после массажа и сухой гимнастики:

  1. Взяв ребенка под ручки спиной к себе, производите постепенное вхождение в воду, начиная с нижних конечностей. Проговаривая фразу «стоим», удерживайте 15 сек. ровное вертикальное положение. Подбородок фиксируется строго над водной поверхностью;
  2. По сигналу «идем» выполняйте прохождение всей ванны, наблюдая за тем, чтобы грудничок сначала делал опор на стопы, а спустя время научился делать переступы;
  3. Снова сигнальте «стоим» и дайте 15 сек. на передышку крохе в положении стоя. Это необходимая процедура, предупреждающая двигательное переутомление;
  4. Удерживая двумя руками, положите малыша на спину с погружением в воду ушных раковин и грудины. Не страшно, если он сможет глотнуть чуть-чуть воды;
  5. Выполняйте упражнение «Челнок», передвигаясь от края до края ванны и делая толчок стопами. Ребенка слегка придерживайте руками, давая возможность сработать самосохраняющему инстинкту. По мере взросления младенца используйте одноручную поддержку, позволяющую выполнять гребки;
  6. Переведите новорожденного в вертикальную стойку. Проговаривая «стоим», удерживайте позицию 15 сек., обхватив сзади левой рукой шейную область. Правая конечность взрослого под подбородком ребенка;
  7. Перехватив правой рукой, положите ребенка на грудь. Сигнальте голосом «плывем» и, удерживая двумя руками, выполняйте передвижения по периметру ванны, условно рисуя восьмерку на воде. Соблюдая осторожность, выполните 6-8 повторений и верните ребенка в вертикальную стойку на 0,25 мин.
  8. Не забывая комментировать действия, повторите проход по ванне и отдых.
  9. Выполните упражнение «Крестик». Удерживая ребенка на спине, медленно делайте диагональную проводку от одного угла к другому. Чередуя со стоянием и отдыхом, повторите 6-8 раз.

Более наглядную и подробную инструкцию вы можете увидеть на видео ниже.

Помните, что покой должен быть равен половине всей процедуры плавания. На протяжении всего цикла (3-4 мин.) общайтесь с ребенком. В среднем за одно занятие ребенок проплывет около полуста метров и пройдет 6 м. Не забывайте о постепенном увеличении продолжительности комплекса.

Данные упражнения можно выполнять при совместных купаниях с грудничком в ванной. Взрослый станет своеобразной опорой для малыша. Его удобно удерживать на коленях, обхватив головку руками, можно слегка качать. Хорошо водрузить на родительский живот и грудь, фиксируя макушку.

Ничего страшного, если в процессе занятий грудничок хлебнул воды. Врожденные рефлексы не дадут ей попасть в дыхательные пути, а кашель и чихание помогут естественным образом освободиться организму от ненужных бактерий. Важно потом продолжать купание.

Учимся нырять

Сложной и необходимой для здоровья и безопасности грудного ребенка является процедура ныряния. Обучение данному навыку стоит начинать с приучения малыша к голосовой команде «ныряем/ныряй» и полива водой лба и лица.

По-настоящему нырять нужно на втором месяце выполнения цикла водных процедур и делать это из положения на груди. Плавая «восьмеркой», через каждые три упражнения проводите погружения, произнося команду и плеская водой в лицо. Поначалу ребенок сможет выпить небольшое количество воды, это не вредно. Когда рефлекторно малыш будет готов (зажмурится, закроет рот и задержит дыхание), полностью опустите на несколько секунд его под воду.

Плавательные аксессуары

Если вы боитесь удерживать грудного ребенка в наполненной ванне, можно воспользоваться специальными приспособлениями.

Для домашних условий подойдут шапочка и .

Чепчик со вставленными пенопластовыми брусочками значительно облегчит задачу родителям, помогая удерживать головку над водой. Покупая шапочку, выбирайте хлопчатобумажную ткань. Во время купания следите, чтобы вода не попала в уши.

Круг для новорожденных представляет собой надувную камеру с выемкой для подбородка и фиксирующими липучкам. Родителям при этом нужно только контролировать карапуза. Использование данного аксессуара позволяет грудничку самостоятельно передвигаться, шевелить конечностями. Применять его можно с самого рождения.

Чтобы превратить купание в удовольствие и сделать полезным, запустите в ванну разнообразные игрушки.

Если у вас есть возможность купаться с ребенком в специальном детском бассейне, то стоит приобрести , нарукавники.

Главное условие – не оставлять без присмотра и постоянно наблюдать за состоянием крохи.

В каких случаях следует воздержаться от плавания грудничков в ванне

Прежде чем начинать занятия в ванной с грудным ребенком, стоит проконсультироваться с педиатром, так как существует ряд противопоказаний к проведению водных процедур.

Воздержаться от них следует, если у малыша диагностированы:

  • воспалительные процессы в острой форме, сопровождающиеся повышением температуры тела; с повышенной температурой;
  • заболевания эпидермиса;
  • наличие раневых поверхностей;
  • гнойные воспаления;
  • патологии психики, судороги;
  • сердечно-сосудистые нарушения, врожденные болезни сердца;
  • почечно-печеночная недостаточность;
  • инфекции.

Не стоит проводить водные процедуры, если малыш плачет, нервничает.

Если отвлечение игрушкой не сработало и истерика продолжается, перенесите занятие, чтобы избежать неприятных ассоциаций впоследствии.

Помните, что нельзя:

  • заниматься с уставшим, сонным, голодным ребенком;
  • торопить события, заставляя осваивать новые элементы, к которым грудничок не готов.
  • пребывать в плохом состоянии духа, нервничать: важно сохранять спокойствие
  • прекращать занятия, если первая процедура не удалась.

Помните, что ошибка, допущенная однажды, может навсегда лишить ребенка желания плавать.

Главная цель родителей – удовольствие и здоровье младенца.



Поделиться