У подростка нет друзей: советы психолога. Что делать, если у ребенка нет друзей Почему у ребенка нет друзей

И такая ситуация – не редкость. Примерно каждый пятый школьник испытывает большую потребность в общении со сверстниками, чем то, что может предложить ему его окружение. Необходимо также учитывать и то, что чаще всего современные дети – дети «домашние», и друзей на улице не ищут. Поэтому и общение со сверстниками у них сводится чаще всего к общению с одноклассниками или детьми, которых приводят в гости друзья родителей.

Потребность в расширении круга общения возникает у детей к 3-4 годам. Дети в этом возрасте обычно охотно затевают совместные игры или участвуют в них. Есть и те, кто остается в стороне: наблюдают за игрой или вовсе отказываются взаимодействовать со сверстниками. Таким детям, как правило, приходится сложнее в школе, когда внутри класса идет расслоение школьников на различные социальные группы. И если оставить все как есть, то в старшем подростковом возрасте ситуация только усугубится.

Что же предпринять в этом случае родителям? Для начала нужно понять, в чем кроется причина того, что ваш ребенок не общается с другими детьми. Может быть, школьник испытывает сложности из-за собственной застенчивости или вспыльчивого темперамента. Возможно, у ребенка низкая самооценка, неопрятный или непривлекательный внешний вид. Или же – бывает и такое – культурные ценности, принятые в семье, резко не совпадают с ценностями одноклассников.

Если в семье сложились доверительные взаимоотношения, родителям стоит поговорить с малышом, чтобы узнать, в чем кроется причина отсутствия у него необходимого общения. Если же при помощи доверительной беседы выяснить ничего не удается, ни в коем случае не пытайтесь давить на ребенка: это приведет лишь к тому, что тот замкнется в себе, или даже хуже – вовсе перестанет посвящать вас в подробности своей школьной жизни. Если ребенок не хочет говорить на эту тему, лучше всего обратиться за помощью к учителю. Как правило, классный руководитель знает, кто из детей с кем общается, и может не только рассказать вам о социальных взаимодействиях вашего ребенка в классе, но и дать несколько полезных советов на этот счет.

В реалиях современной российской школы чаще всего возникают следующие причины, по которым ребенок не может завести дружеских отношений в классе:

У ребенка нет общих тем для разговора с одноклассниками. В классе все обсуждают новую нашумевшую компьютерную игру или показывают друг другу коллекционные игрушки героев модного мультсериала. Ребенок не в курсе последних развлекательных тенденций из-за того, что родители запрещают ему играть в «эти глупые компьютерные игры», а также покупать или принимать в подарок «страшные современные игрушки», да и вообще советуют идти учить уроки. Знакомая ситуация?

А теперь представим себе взрослого человека, который не разбирается в марках современных автомобилей, а между тем его коллеги во внерабочее время только и делают, что это самые марки обсуждают. Комфортно ли он будет чувствовать себя в этом коллективе? Вот и ребенку в рассмотренной нами ситуации будет казаться, что он выпал из жизни. А если эта ситуация повторяется из раза в раз, то шансов для разговоров с одноклассниками у него становится ничтожно мало. А следовательно, и шансов завести «друга по интересам».

Выход здесь очевиден: нужно позволить ребенку заниматься тем, чем он хочет заниматься, в разумных, разумеется, пределах. А если вы узнали себя в описанных выше родителях, то стоит, к тому же, научиться ставить себя на место своего ребенка.

Ребенку не интересны темы, обсуждаемые в классе. Рассмотрим противоположную ситуацию: ребенку скучно разговаривать с одноклассниками из-за того, что его интересы слишком отличаются от интересов классного коллектива. Такое бывает, когда семейные ценности формируют взгляды ребенка с раннего детства. Самый простой пример: семья приучает ребенка ценить и любить книги, а среди одноклассников подобного не практикуется. Обсудить любимое увлечение ребенку не с кем, следовательно, и общения как такового нет.

Эта ситуация разрешается довольно-таки просто: нужно расширить круг общения ребенка. Если ему не интересно в классе, попробуйте познакомить его с детьми, имеющими схожие интересы. Или запишите ребенка в какой-нибудь развивающий кружок, ведь чем больше у школьника разных интересов, тем легче ему будет найти общий язык с различными людьми в дальнейшем.

Класс разбит на небольшие группы, и ни в одной из них для ребенка не нашлось места. Чаще всего это проблема новичков – тех детей, которые по какой-то причине попали в уже сформировавшийся детский коллектив. Ситуация только ухудшается, если ребенок-новичок, к тому же, застенчив, молчалив или, наоборот, чересчур эмоционален и несдержан.

Если через несколько недель в новом классе ребенок не может найти себе товарища, с которым он мог бы обсудить школьные темы, родителям советуется ненастойчиво и мягко расспросить малыша. Чем дети в его классе занимаются на переменках? Участвует ли в этих занятиях ваш ребенок? Если нет, то почему?

Следующим шагом должен стать разговор с классным руководителем вашего ребенка. Хороший классный руководитель наверняка и сам заметит и постарается решить подобную проблему внутри классного коллектива. Но и вежливая просьба родителей присмотреть за «новеньким» ребенком не навредит: в одном классе сейчас собирается до 35 учеников, и учителю подчас бывает сложно уследить за каждым из них. Классный руководитель может решить эту проблему на уровне класса: например, пересадить ребенка за одну парту с таким же застенчивым учеником, тем самым побуждая их к общению.

В уже сложившемся коллективе ребенок полностью выпадает из социальных взаимодействий класса. Эта ситуация проистекает из предыдущей. Ребенок чем-то резко отличается от остальных детей: у него взрывной темперамент, неблагополучные родители, он как-то иначе одет, «не той» национальности или вероисповедания – а потому ему нет места в этом классе. Разговаривать с ним не желают даже самые дружелюбные из ребят, одноклассники смеются над ним, даже травят, иногда просто игнорируют. Происходит такое в случае, если родители совершенно не занимаются ребенком и никак не участвуют в школьной жизни, а класс, к тому же, подобрался достаточно сложный, и педагог не может с ним управиться.

В такой ситуации выход, пожалуй, только один – как можно скорее перевести ребенка в другой класс, а если позволяет место жительства – в другую школу, и на новом месте постараться вписать ребенка в школьный коллектив.

Подводя итоги, можно дать родителям универсальный совет: говорите со своим ребенком! Говорите как можно чаще, не игнорируйте его просьбы, научитесь слушать и слышать его, угадывать причины его настроения. И когда Вы научитесь быть своему ребенку не просто родителем, но и другом, тогда поймете, что все проблемы, в том числе и такие, решаются достаточно легко. Остается лишь пожелать Вам удачи в этом кропотливом деле.

Эксперт: Александра Игоревна Васильева, руководитель кафедры «Русская словесность» образовательного центра «Аристотель».

Мы учимся дружить с детства. В детсаду играем с ровесниками, в школе и кружках ищем тех, кто разделяет наши интересы и с кем прикольно общаться. Однако кто-то из детей умеет сам привлекать внимание ровесников, организовывает тусовки и становится лидером компании, а кто-то не может найти себе и одного друга.

Мы уже , как научить ребенка быть хорошим собеседником. Теперь с помощью психологов, учителей и воспитателей разбираемся, почему у некоторых детей нет друзей и как родители могут помочь ребенку завести дружеские отношения.

Что такое дружба?

Дружба - это бескорыстные близкие, глубокие отношения между людьми, в которых есть взаимопонимание, помощь, поддержка, преданность, интерес друг к другу и совместное времяпрепровождение.

В словаре Ожегова дружба определяет ся как близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов.

В чем особенность детской дружбы, и как дети начинают общаться?

Татьяна Береза, основатель и директор трех детских садов, воспитатель, педагог

Дети до трех лет больше сконцентрированы на своих потребностях. Они хотят завладеть вещами, которые есть у других детей, чтобы почувствовать их сенсорно и повторить с ними те же действия, что проделывали обладатели. Чувства и эмоции других детей им малопонятны.

Фразы: «Я с тобой дружу», «Я хочу играть» и наоборот касаются краткосрочных ситуаций и часто меняются на противоположные по смыслу.

В этом возрасте целесообразно вводить правила, объяснять детям, что такое собственные границы и обозначать их, показывать правильные модели общения. В садике педагоги показывают детям образцы взаимодействия в игре, а затем дети отрабатывают их в совместной деятельности.

«После двух лет дети создают микрогруппы по интересам. Малыши хотят стоять в паре с кем-то или кого-то выбирают в подвижной игре».

С трех лет ребенок примеряет разные социальные роли. Несколько детей уже играют в игры на социально-бытовые темы. Становится важно, насколько у ребенка развита речь. В старших группах дети начинают дружить - не просто играют, а помогают и сопереживают друг другу.

У школьников появляются друзья благодаря совместной деятельности. Это могут быть проекты (желательно длительные), посвященные предметам, участие в школьном театре, дебатном клубе или групповая поездка в другой город.

Когда ученик проявляется, раскрывается в какой-то сфере, это способствует появлению друзей. Чем больше дети знают о сильных сторонах друг друга, тем дружнее класс.

С какими детьми одногодки больше хотят дружить?

Дети - визуалы. Они стремятся ко всему красивому, поэтому хотят дружить с теми, кто хорошо одет и привлекательно выглядит, у кого красивая прическа и интересные аксессуары. Часто дети, у которых есть вещи с изображениями популярных героев мультиков, более популярны.

Естественно появляются друзья у активных и уверенных в себе детей. Быть частью «своей толпы» - это нормальная потребность. Сейчас часто дети ищут общения в соцсетях. Это самый легкий, но небезопасный способ. Проблема в том, что многие ребята придумывают в сети несуществующий образ себя, никнеймы - прозвища, под которыми в буквальном смысле живут в онлайн-пространстве. В сети они совершенно по-иному чувствуют себя - свободно и уверенно, а в реальном мире им становится неинтересно. Показать альтернативу такому общению могут родители, помогая детям обрести себя в узкопрофильной деятельности.

Дети готовы пробовать разные кружки и занятия в поиске «своей» компании. Подростки будут приходить только туда, где им по-настоящему интересно. Сегодня модно быть активным, потому существуют проекты, тренинги, общественные площадки, которые объединяют детей. Появляются хабы, антикафе, где собирается интересная молодежь. Активная общественная позиция родителей и приносящее удовольствие общение со своим ребенком обязательно сделают его наполненным и готовым пробовать себя в разных социальных ролях.

Виктор Задоянный, учитель в школе, соучредитель научно-исследовательской школы «Базис»

Быстрее находят друзей открытые, коммуникабельные, нестеснительные, эрудированные дети. Ребенку легче завести друзей, если он знает, как корректно вести диалог. Он не оскорбляет собеседника, не повышает голос, умеет обозначать и отстаивать свои границы.

Почему с ребенком могут не дружить ровесники?

Возможно, ваш ребенок очень закрыт и другие дети не знают о нем. Такому ребенку проще сидеть в сторонке и наблюдать, чем вступать в диалог и общаться.

«Если у ребенка нет друзей - причина, скорее всего, в нем, а не в окружающих».

Еще одна причина отсутствия друзей - убеждения ребенка. Если он думает, что все вокруг глупые, плохие, необразованные, а он сам - полная противоположность, с таким ребенком сложно находить общий язык.

Если у ребенка занижена самооценка, найти друга ему мешает сформированное представление о себе - такие дети думают, что они не достойны дружбы.

Если ребенок очень часто обижается и ждет, что его будут упрашивать, умолять и просить, с ним сложно общаться. Детям это надоедает и они оставляют такого друга, не найдя точек взаимопонимания.

Дети трех–шести лет дружат с теми, с кем чаще всего видятся: с ребятами в садике и со «своей» песочницы, с детьми, чьи родители дружат семьями.

«Иногда у ребенка нет друзей, потому что нет мест и достаточно времени, чтобы дружба завязалась».

Бывает, что компании есть, а ребенок чувствует себя изгоем или сам не идет на контакт. Если он упорно не хочет общаться со сверстниками, не любит ролевые игры и часами готов играть сам, стоит обратиться к специалисту, чтобы исключить медицинские причины такого поведения.

Чаще всего причина дезадаптации видна. Чтобы ее обнаружить, понаблюдайте, как ребенок проявляет себя в коллективе. Проанализируйте, как он отстаивает свои границы? Как знакомится? Как реагирует на агрессию? В какие игры охотнее всего играет? Что дома рассказывает про сверстников?

Татьяна Береза, основатель и директор трех детских садов

Дети не дружат с теми, кто раньше сделал им плохо. Малыши четырех–шести лет четко знают обидчика, который что-то у них забрал, обидел или толкнул.

К сожалению, иногда малыши меньше дружат с детьми с физическими или психическими особенностями. Педагог, который работает в группе и находится с детьми на равных, всегда покажет на собственном примере, что дружба с особым ребенком всем очень нужна.

Виктор Задоянный, учитель в школе, соучредитель научно-исследовательской школы «Базис»

Часто у ребенка нет друзей среди одноклассников, потому что у них нет общих интересов. Стоит подумать, что учащиеся в школе ценят больше всего? Крутые гаджеты, рейтинг в компьютерной игре, успеваемость по предметам, эрудицию, уровень культуры? Если их ценности не совпадают с вашими и интересами ребенка - стоит найти более подходящую школу.

Стеснительные, закрытые дети не находят друзей или находят позже. Детей, которые проявляют злобу и агрессию, избегают сверстники. Также дети негативно реагируют на критику в свой адрес со стороны одноклассников и на обесценивание их ответов на уроках. Детей может отталкивать неряшливость и запах немытого тела.

Если у ребенка есть психические особенности, это тоже может быть причиной отсутствия друзей.

Бывают ситуации, когда ребенок младше своего окружения. Например, он пошел в школу в шесть лет, а всем одноклассникам уже исполнилось семь. Интересы такого ребенка могут отличаться от интересов сверстников, он может на год отставать от них. Это приводит к его изоляции. В седьмых-восьмых классах таких детей видно даже визуально: они меньше ростом, нет видимых признаков гормональной перестройки. Обычно такие дети легко находят себе друзей среди учеников, младших на один-два класса.

Как родитель может помочь ребенку завести друзей?

Татьяна Береза, основатель и директор трех детских садов, воспитатель

Иногда маленькие дети любят всех угощать. Что-то незначительное, что передано из рук в руки, помогает проявиться симпатии между детьми. Детям приятно, когда их друг принес и подарил наклейки, разделил мандаринку на дольки и угостил, раздал друзьям бублики. Мы, педагоги, часто помогаем наладить первичную коммуникацию детей друг с другом, давая угощение на презентации. Учим детей самих угощать и вежливо принимать подарки.

Светлана Песцова, детский и подростковый психолог

Об окружении ребенка нужно заботиться с самого раннего возраста, также важно читать детям сказки и рассказы про друзей. Старшим детям можно рассказывать свои истории из детства, связанные с дружбой, отдавать детей на кружки и секции, где они смогут с кем-то познакомиться.

Дети часто копируют родительскую манеру общения, поэтому полезно, если они видят пример близких отношений родителей с их друзьями.

Анастасия Копылова, детский психолог, фасилитатор

Важно, чтобы у детей был опыт «свободной» игры, где взрослые их не контролируют и не ограничивают. В таких играх ребенок понимает, что его интересы совпадают с интересами других детей, он может быть лидером в каких-то ситуациях, его слова и эмоции принимают и поддерживают.

У некоторых детей нет такого опыта. Одна из причин - проблемы с самооценкой. Международная программа поддержки ребенка (ICDP) говорит о важном аспекте развития детей - поддержании инициативы.

Если у ребенка в семье нет опыта проявления себя и одобрения того, что он предложил, ему сложно активно проявляться в малознакомой среде.

В возрасте от 6 до 14 лет ребенок ищет ответ на вопрос: «Могу ли я быть настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?». Поощрение инициатив ребенка, доверие ему ответственной работы, демонстрация его значимости и вклада в развитие семьи поможет ему утвердиться в позитивном ответе на его вопрос: «Я умелый, я нахожу выход из новых жизненных ситуаций».

С 14 до 18 лет подростку важно найти и почувствовать свою уникальность. Потому он будет искать ответы на следующие вопросы: «Кто я такой?», «Какие у меня взгляды, убеждения, позиции?».

В этот период можно помочь ребенку почувствовать уверенность в себе. Для этого подростку стоит нарабатывать позитивный опыт от разной работы. Составьте список дел, которые приносят удовольствие подростку. Часто он ограничивается играми в компьютере, пассивным общением и отдыхом. Это результат малоподвижного образа жизни.

Отсутствие опыта активности в раннем детстве формирует опасную привычку - не двигаться. В чем опасность? В неуверенности, которая будто «запечатывается» в теле. В неконтролируемых играх, когда дети бегают по улицам, строят замки из песка, взбираются на деревья, горки и заборы, кричат, проявляя весь спектр эмоций, происходит важный процесс - сенсорная интеграция, развитие координации, быстроты реакции.

От этого напрямую зависит самооценка ребенка, можно сказать - «социальная смелость». То есть уверенность и готовность справляться с неожиданными поворотами в общении с любым человеком. Чем увереннее физически себя чувствует ребенок, тем легче ему отреагировать на чужую агрессию и проявления злости.

Физически развитый ребенок сможет за себя постоять или убежать. Он это чувствует. Если ребенок думает о себе плохо, он не пойдет искать знакомств просто из чувства самосохранения. Если взрослый ребенок мало двигается - помогите ему поменять это. Пригласите его на тренировку вместе с собой. Начните. Через какое-то время он обязательно присоединится или повторит ваши действия, но самостоятельно. Что это даст? Прежде всего, навык эмоциональной саморегуляции. После тренировки или физической работы сложно грустить. Приятная усталость и осознание объема проделанной работы только вдохновляют.

Если ребенка травят в школе, значит ли это, что у него не будет друзей? Что же делать?

Лариса Юзмухаметова, детский и семейный психолог, гештальт-терапевт

С ребенком, который подвергся травле, могут не хотеть общаться одногодки. Начиная с 10–11 лет для детей очень важно мнение сверстников, они не хотят выделяться из толпы. Именно поэтому дети могут не дружить с жертвой буллинга.

Объектом травли может стать любой ребенок. Если школьник попал в такую ситуацию, очень важно, чтобы родители, учителя, администрация школы повлияли на ситуацию. Для ребенка имеет огромное значение поддержка и защита со стороны близких людей. Нужно часто говорить ребенку, что вы его любите и вместе найдете выход из ситуации.

Проблемы в общении с окружающими могут преследовать ребенка всю жизнь, если не попытаться разобраться в причинах травли, которые, в свою очередь, лежат в основе личности ребенка. Ими могут быть:

  • низкая самооценка,
  • заниженный авторитет,
  • неумение действовать во время конфликта, заводить друзей .

Чтобы у ребенка были друзья, нужно устранить причины травли: повысить самооценку, повысить авторитет, с уважением относиться к его личности, поручать ответственные и выполнимые задания и обязательно хвалить! Наблюдая изменение личности ребенка, ровесники станут иначе к нему относиться, будут вести себя с ним более уважительно и авторитетно. Тогда наверняка появятся друзья.

Мой ребенок буллит чужого ребенка. Значит ли это, что у него не будет друзей?

Лариса Юзмухаметова, детский и семейный гештальт-терапевт

У ребенка, который издевается над другими детьми, могут быть друзья. Унижая других, некоторые обидчики завоевывают себе авторитет. К сожалению, у таких детей есть проблемы в семье. Скорее всего, ребенок сам является жертвой, и именно поэтому ему присущи такие чувства, как ярость и агрессия.

Издеваться над людьми неправильно, но если ребенок это делает, значит, у него внутри точно существует какая-то нужда.

Ребенок, который страдает неуверенностью в себе, может выбирать более слабого ребенка и издеваться. Рядом с обидчиком может появиться друг, которому также не хватает уверенности в себе. Благодаря тому что его друг над кем-то издевается, ребенок может почувствовать себя более уверенным и сильным.

«Издевательствами дети пытаются скрыть собственную неполноценность и самоутвердиться».

Если ребенок-обидчик или ребенок-жертва находятся в тяжелом эмоциональном состоянии, нужно обязательно обратиться к психологу.

Лето — самое подходящее время для общения, совместных игр и развлечений детей. Однако не всем мальчикам и девочкам удается завести себе друзей и весело проводить с ними время. Почему так происходит? Почему некоторые дети испытывают трудности в выстраивании взаимоотношений со сверстниками?
Есть множество причин, по которым ребенок не может приобрести или теряет друзей. Однако я выделил бы две наиболее распространенные: 1) ребенок застенчив, не уверен в себе, у него низкая самооценка; 2) ребенок «не умеет дружить», то есть у него отсутствуют навыки, необходимые для того, чтобы привлекать сверстников, поддерживать с ними дружеские взаимоотношения; но, в то же время, у него есть навыки (привычки, модели поведения), отталкивающие других детей, разрушающие взаимоотношения. Иногда эти причины могут совмещаться. Ребенок может быть застенчив, и из-за этого не освоить навыки выстраивания дружеских отношений или неосознанно приобрести отталкивающие привычки. И все же, обсудим эти причины отдельно.

Застенчивый ребенок

Застенчивость связана с низкой самооценкой ребенка, неуверенностью в себе. На просторах Интернета можно найти множество советов по развитию, укреплению уверенности у детей и взрослых. Например, очень удачные, на мой взгляд, рекомендации родителям по усилению уверенности в себе у ребенка предлагает известный американский психолог, на которую я часто ссылаюсь в своих публикациях, Мишель Борба.

  1. Поощряйте контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторяйте: «Посмотри на меня», «Посмотри мне в глаза» или «Я хочу увидеть твои глаза». В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику. Если ребенку неловко это делать, посоветуйте ему смотреть на переносицу беседующего с ним человека. После некоторой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.
  2. Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ученику в классе; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами. (ПОДСКАЗКА: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу).
  3. Отрабатывайте поведение в тех или иных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию — рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.
  4. Тренировка навыков общения с младшими детьми. Филипп Зимбардо, известный специалист по застенчивости, рекомендует сводить застенчивых детей старшего возраста с младшими — братом или сестрой, двоюродными родственниками, соседским ребенком или ребенком ваших друзей — для непродолжительных игр.
  5. Создавайте условия для игр в паре. Фред Франкель, психолог и разработчик всемирно известной Программы тренировки социальных навыков Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, считает, что встречи для игр в паре — лучшее средство развития социальной уверенности. В этом случае ваш ребенок приглашает одного из своих приятелей провести с ним вдвоем пару часов, чтобы лучше узнать друг друга и попрактиковаться в навыках завязывать дружбу. Предложите детям легкую закуску и постарайтесь свести вмешательство к минимуму; присутствие братьев и сестер должно быть исключено, телевизор не должен входить в перечень игр.

Ребенок, не умеющий дружить

Зададим себе вопрос: какие особенности поведения, привычки, стереотипы, мешают ребенку выстраивать дружеские отношения со сверстниками?

Мишель Борба приводит список поведенческих особенностей, которые, как правило, ведут к появлению проблем с дружбой у детей. Проблемы могут возникать, если ребенок:

  • не уступает своей очереди;
  • не умеет достойно проигрывать;
  • редко помогает;
  • проявляет мало сочувствия к другим;
  • не умеет играть;
  • избыточный дух соперничества в поведении;
  • незрелость поведения по сравнению с другими детьми в группе;
  • слишком зрелое поведение по сравнению с другими детьми в группе;
  • припрятывает игрушки и не делится ими;
  • ведет себя невежливо;
  • всегда находит оправдания при проигрыше;
  • находится слишком близко (или слишком далеко) от других детей;
  • ведет себя как командир; стремится, чтобы все было так, как он хочет;
  • выглядит мрачным и несчастным;
  • слишком часто критикует других;
  • перебивает и никогда не слушает других;
  • слишком быстро во все вмешивается;
  • не знает, как начать и как закончить разговор;
  • не умеет поддерживать разговор;
  • не знает, как примкнуть к группе детей; робеет;
  • не обращает внимания на группу;
  • не смотрит в глаза собеседнику;
  • бросает игру до ее окончания;
  • легко расстраивается и злится;
  • говорит плаксивым тоном, недружелюбно или громко;
  • меняет правила в середине игры.

Перечисленные особенности поведения ни что иное, как сформировавшиеся навыки, они не являются врожденными, а значит, можно помочь ребенку «переучиться» и освоить другие, противоположные модели поведения. Нужно учесть, что ребенок вряд ли сможет обучиться новому поведению сам. Помощь родителей в этом вопросе может оказаться просто неоценимой. Было бы очень хорошо, если мама или папа возьмут на себя основную ответственность за помощь своему сыну или дочери.

Для начала нужно понаблюдать за поведением ребенка во взаимоотношениях с другими детьми и выделить один-два проблемных навыка из списка, которые присутствуют в его поведении. Затем заменить их на противоположные, способствующие дружбе, и начать учить ребенка этим новым навыкам.
Например, если ребенок редко помогает в играх другим детям, нужно начать обучать его оказанию поддержки сверстникам в трудных ситуациях. Если ребенок не умеет поддерживать разговор, научить его разным способам поддержки контакта с собеседником и так далее.

Для этого можно сначала рассказать ребенку, как важны навыки поддержки друзей или как поддерживать разговоры на разные темы. В качестве тренировки можно разыграть по ролям несколько ситуаций, в которых требуется практическое применение новых навыков. После этого можно вместе сходить в места отдыха и развлечений детей (дворы, парки, детские и спортивные площадки и др.) и понаблюдать, как другие дети в играх и общении применяют выбранные навыки. Тем самым, ребенок увидит модели правильного и неправильного применения навыков и сможет использовать их, подражая, в разных своих жизненных ситуациях.

Впрочем, только обсуждений и наблюдений, как правило, бывает недостаточно. Ребенку нужно потренироваться применять новые навыки в реальных ситуациях общения. Для этого можно предложить сыну или дочери пообщаться с незнакомыми детьми, лучше, более младшего возраста. Мама (или папа) могут со стороны понаблюдать за поведением своего ребенка, и, если в общении детей возникнут сложности, отозвать своего ребенка в сторонку и обсудить то, что происходит, напомнив о том, какое поведение было бы более удачным в данном случае.

Освоив один из навыков, можно переходить к следующему.
Мишель Борба предлагает еще несколько способов того, как родители могут помочь детям заводить друзей. Вот некоторые из них.

  • Поддерживайте дружбу с людьми, имеющими детей примерно того же возраста, что и ваш ребенок.
  • Приобретите интерактивные игрушки, игры и спортивное снаряжение.
  • Научите ребенка ободрять других детей. Детям нравится общаться с приятелями, которые их принимают и создают им репутацию. Продумайте перечень ободряющих фраз, таких как «Прекрасная мысль!», «Великолепно!», «Хорошая попытка!».
  • Вовлеките ребенка в занятие каким-либо видом спорта, хобби или делом, требующим участия других детей.

Итак, мы рассмотрели две основных причины отсутствия друзей у ребенка: застенчивость, как черту характера, и «неумение дружить», как недостаточное владение ребенком навыками, необходимыми для выстраивания и поддержания дружеских взаимоотношений.

А есть ли еще какие-то причины, по которым у ребенка могут отсутствовать друзья? Напишите в комментариях к этой публикации, и мы обсудим ваши соображения.

Ребёнок, у которого нет друзей: он тихо играет в уголочке или издали следит за другими ребятами. Ситуация нередкая и часто болезненная и для малыша, и для его родителей. Как же помочь ему?

Это проблема

Прежде всего, стоит осознать, это проблема. Отмахиваться и говорить: «Мал ещё!», «Какие его годы?!» неправильно. Человеку в любом возрасте необходимо общение со сверстниками, и маленькому ребёнку тем более. Кому понравиться быть изгоем общества? Разочарование и страх перед ровесниками могут привести к психологическим проблемам в дальнейшем.

Создаём условия

Итак, проблема есть, но её можно устранить, особенно, если вы готовы ему в этом помочь. Психологами доказано, у детей до 10 лет дружба ассоциативная. То есть они общаются с теми ребятами, которых встречают в определённой ситуации (рядом живут, вместе ходят в детский сад, их родители дружат), и мало озадачиваются тем, чтобы найти возможность подружиться с тем, с кем труднее встретиться. Таким образом, чтобы помочь малышу, надо просто создать удобную для дружбы ситуацию, например, пригласить в гости ребят с детской площадки, устроить детский праздник, водить кроху в какой-то развивающий кружок, где есть его сверстники.

Язык - враг

Часто общение не завязывается только потому, что малыш не знает, как его завязать. Такие, казалось бы, простые и примитивные фразы, как «можно я с тобой поиграю?», «привет, меня зовут …», «давай дружить» ребёнок может просто не знать. Проговорите с ним важные слова, объясните, что необходимо быть вежливым и ненавязчивым. Устройте дома кукольный театр и проиграйте разные ситуации, чтобы устранить застенчивость крохи и научить правильно себя вести.

Этикет общения

Не только первые фразы, но и дальнейшее неправильное поведение может отпугнуть потенциальных друзей. Не все родители уделяют время, чтобы рассказать ребёнку, что хвастаться нехорошо, драчливых и жадных людей не любят, а обсуждать друзей при них же - дурной тон. Читайте крохе больше детской литературы и вместе анализируйте поведение героев в дружбе.

Личный пример

Можно сто раз объяснять, как важно быть хорошим другом, а можно просто продемонстрировать личный пример, и он окажется более эффективным. Дружите сами, рассказывайте ребёнку, как важно помогать и что-то давать другим, не обязательно материальное, душевное - тепло, заботу, улыбку.

Дружба для друзей

Детскую дружбу легко сломать, если вмешиваться в неё. «Вовка неправильно поступил. Скажи ему, что…», «Он у тебя глупый какой-то!», «Я бы на твоём месте обиделась!», «Не дружи с ними!» - подобные советы и вмешательства родителей ничем хорошим не закончатся. Вы на своём месте, а ребёнок на своём, и пусть он сам решает, как поступать.

Интересоваться

Но и совсем устраняться не стоит. Если вы заметили, что ребёнок грустит и переживает, обязательно расспросите его, что не так. Хорошо бы вообще время от времени интересоваться, во что он играет с ребятами, хорошо ли малышу в этих играх. Ребёнок должен знать, вам не всё равно, и вы всегда готовы прийти на помощь.

Развивать

Легко находит друзей уверенный в себе ребёнок, поэтому развивайте своего малыша физически и эмоционально. Спортивные кружки, общение с родителями, комплименты, любовь и ласка - это те самые важные вещи, которые необходимы крохе, которые дают ему понять: «Ты хороший! Ты лучший! И многие хотят с тобой дружить! Попробуй, и у тебя всё получится!».



Поделиться