Что следует за пасхой. Воскресение Христово: история и традиции праздника Пасхи

Пасха Христова. Сколько дней празднуется?

Пасха - самый главный и торжественный христианский праздник. Он совершается каждый год в разное время и относится к подвижным праздникам. От дня Пасхи зависят и прочие подвижные праздники, такие как: , (Пятидесятница) и другие. Празднование Пасхи - самое продолжительное: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе !» - «Воистину воскресе !». День Светлого Христова Воскресения для христиан - это время особого торжества и духовной радости, когда верующие собираются на службы славословить воскресшего Христа, а вся Пасхальная седмица празднуется «как един день ». Церковная служба всю неделю почти полностью повторяет ночное пасхальное богослужение.

Событие праздника Пасхи: отрывок из Евангелия

Христианский праздник Пасхи - это торжественное воспоминание Воскресения Господа на третий день после Его страданий и смерти. Сам момент Воскресения не описан в Евангелии, ведь никто не видел, как это произошло. Снятие со Креста и погребение Господа было совершено вечером в пятницу. Поскольку суббота была у иудеев днем покоя, женщины, сопровождавшие Господа и учеников из Галилеи, бывшие свидетелями Его страданий и смерти, пришли ко Гробу Господню только через день, на рассвете того дня, который мы теперь называем воскресным . Они несли благовония, которые по обычаю того времени возливали на тело умершего человека.

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Исуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Исус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Исус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28, 1–10).

Празднование Пасхи в истории. Почему восресенье называется воскресеньем?

От христианского праздника Пасхи происходит и современное название дня недели - воскресенье . Каждое восресенье недели на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме. Воскресенье еще называют «малой Пасхой ». Воскресенье называется воскресеньем в честь восресшего в третий день после распятия Исуса Христа. И хотя Воскресение Господне христиане вспоминают еженедельно, но особенно торжественно отмечается это событие один раз в году - на праздник Пасхи.

В первые века христианства существовало разделение на Пасху крестную и Пасху воскресную . Упоминания об этом содержатся в творениях ранних отцов Церкви: послании святителя Иринея Лионского (ок. 130–202) к римскому епископу Виктору , «Слове о Пасхе » святителя Мелитона Сардийского (нач. II в. - ок. 190), творениях святителя Климента Александрийского (ок. 150 - ок. 215) и Ипполита Папы Римского (ок. 170 - ок. 235). Пасха крестная - воспоминания страданий и смерти Спасителя отмечалась особым постом и совпадала с иудейской Пасхой в память о том, что Господь был распят во время этого ветхозаветного праздника. Первые христиане молились и строго постились до самой Пасхи воскресной - радостного воспоминания Воскресения Христова.

В настоящее время нет деления на Пасху крестную и воскресную, хотя содержание сохранилось в богослужебном Уставе: строгие и скорбные службы Великих Четвертка, Пятка и Субботы завершаются радостным и ликующим Пасхальным богослужением. Собственно и сама Пасхальная ночная служба начинается скорбной полунощницей, на которой читается канон Великой Субботы. В это время посреди храма еще стоит аналой с Плащаницей - шитой или писанной иконой, изображающей положение Господа во гроб.

Какого числа Пасха у православных?

Общины первых христиан праздновали Пасху в разное время. Одни вместе с иудеями, как пишет блаженный Иероним, другие - в первое воскресенье после иудеев , поскольку Христос был распят в день Песаха и воскрес наутро после субботы. Постепенно различие пасхальных традиций поместных Церквей становилось все более заметным, возник так называемый «пасхальный спор » между восточными и западными христианскими общинами, возникла угроза единству Церкви. На , созванном императором Константином в 325 году в Никее, рассматривался вопрос о едином для всех праздновании Пасхи. По словам церковного историка Евсевия Кесарийского , все епископы не только приняли Символ Веры, но и условились праздновать Пасху всем в один день:

Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.

С того времени все поместные Церкви стали праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия . Если же в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, то христиане переносят празднование на следующее воскресенье, поскольку еще в , согласно 7-му правилу, запрещено христианам праздновать Пасху вместе с иудеями .

Как рассчитать дату Пасхи?

Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечный (равноденствие), но и лунный календарь (полнолуние). Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, честь вычисления православной пасхалии была предоставлена Александрийскому епископу . Он должен был ежегодно извещать все поместные Церкви о дне Пасхи. Со временем была создана Пасхалия на 532 года . Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи - круг Солнца (28 лет) и круг Луны (19 лет) - повторяются через 532 года. Этот период называется «великим индиктионом ». Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира ». Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь. Известно также несколько рукописей XVII–XVII вв. под названием «Великий миротворный круг ». В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина ».

Стоит отметить, что в старообрядчестве до настоящего времени сохранились знания, как рассчитать по руке дату Пасхи , любого подвижного праздника, умение определить, в какой день недели приходится тот или иной праздник, продолжительности Петрова поста и другие важные сведения, необходимые для совершения богослужения.

Православная пасхальная служба

Всю Страстную седмицу, предшествующую Пасхе, каждый из дней которой называется Великим, православные христиане совершают службы и вспоминают Страсти Христовы, последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, смерть на Кресте, погребение, схождение во ад и Воскресение. Для христиан это особо почитаемая неделя, время особо строгого поста, подготовки к встрече главного христианского праздника.

Перед началом праздничной службы в храме читаются Деяния апостолов. Пасхальная служба , как и в древности, совершается ночью. Богослужение начинается за два часа до полуночи Воскресной полунощницей, во время которой читают канон Великой субботы «Волною морскою ». На 9-й песни канона, когда поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати », после каждения, Плащаница уносится в алтарь. У старообрядцев-безпоповцев после третьей песни канона и седальна читается слово Епифания Кипрского «Что се безмолвие ».

После полунощницы начинается подготовка к Крестному ходу. Священнослужители в блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся с горящими свечами; трижды обходят храм посолонь (по солнцу, по часовой стрелке) с пением стихеры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистыми сердцы Тебе славити ». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц глубоким утром ко гробу, чтобы помазать Тело Исуса Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это напоминает снова мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. «Кто отвалит нам камень от гроба?» - недоумевают они.

Священник, покадив иконы и присутствующих, начинает светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице». Храм освещается множеством светильников. Священно- и церковнослужители поют трижды тропарь празднику:

Х rт0съ воскрeсе и3зъ мeртвыхъ смeртію на смeрть наступи2 и3 грHбнымъ жив0тъ даровA.

После этого тропарь многократно повторяют певчие при возглашении священником стихов: «Да воскреснет Бог» и прочих. Затем священнослужитель с крестом в руках, изображая Ангела, отвалившего камень от дверей гроба, открывает затворенные двери храма и все верующие входят в храм. Далее, после великой ектении, поется торжественным и ликующим напевом пасхальный канон: «Воскресения день », составленный св. Иоанном Дамаскиным . Тропари пасхального канона не читаются, а поются с припевом: «Христос воскресе из мертвых». Во время пения канона священник, держа в руках крест, на каждой песни кадит святые иконы и народ, приветствуя его радостным восклицанием: «Христос воскресе ». Народ отвечает: «Воистину воскресе ». Многократный выход священника с каждением и приветствием «Христос воскресе» изображает многократные явления Господа своим ученикам и радость их при виде Его. После каждой песни канона произносится малая ектения. По окончании канона поется следующий утренний светилен:

П л0тію ўснyвъ ћкw мeртвъ, цRь и3 гDь, триднeвенъ воскRсе, и3 ґдaма воздви1гъ и3з8 тли2, и3 ўпраздни1въ смeрть. пaсха нетлёніz, ми1ру спасeніе.

Перевод

Царь и Господь! Уснув плотью, как мертвец, Ты воскрес тридневный, воздвигнув от погибели Адама и уничтожив смерть; Ты - пасха безсмертия, спасение мира.

Затем читаются хвалитные псалмы и поются стихеры на хвалитех. К ним присоединяются стихеры Пасхи с припевом: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его». После этого, при пении тропаря «Христос воскресе», верующие дают друг другу братское лобзание, т.е. «христосуются», с радостным приветствием: «Христос воскресе» - «Воистину воскресе». После пения пасхальных стихер бывает чтение слова св. Иоанна Златоустого: «Аще кто благочестив и боголюбив ». Затем произносятся ектении и следует отпуст утрени, который священник совершает с крестом в руке, возглашая: «Христос воскресе». Далее поются пасхальные часы, которые состоят из пасхальных песнопений. По окончании пасхальных часов совершается пасхальная литургия. Вместо Трисвятого на пасхальной литургии поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». Апостол читается из Деяний св. апостолов (Деян. 1, 1-8), Евангелие читается от Иоанна (1, 1-17), в котором говорится о воплощении Сына Божия Исуса Христа, называемого в Евангелии «Словом». В некоторых приходах староверов-поповцев есть интересный обычай - на пасхальной Литургии читать Евангелие одновременно несколькими священнослужителями и даже на нескольких языках (повторяя каждый стих Евангелия несколько раз). Так, в некоторых липованских приходах читают на церковно-славянском и румынском, в России - на церковно-славянском и греческом. Некоторые прихожане вспоминают, что владыка (Лакомкин) на Пасху читал Евангелие по-гречески.

Отличительная особенность пасхальной службы: она вся поется. Храмы в это время ярко освещены свечами, которые молящиеся держат в руках и ставят перед иконами. Благословением после литургии «брашен», т.е. сыра, мяса и яиц, дается верующим разрешение от поста.

Вечером совершается пасхальная вечерня. Особенность ее следующая. Настоятель облачается во все священные одежды и после вечернего входа с Евангелием читает на престоле Евангелие, повествующее о явлении Господа Исуса Христа Апостолам вечером в день Своего воскресения из мертвых (Ин. XX, 19-23). Богослужение первого дня св. Пасхи повторяется в течение всей пасхальной недели, за исключением чтения Евангелия на вечерни. В течение 40 дней, до праздника , поются за богослужением пасхальные тропари, стихеры и каноны. Молитва Св. Духу: «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника .

Кондак празднику

Ѓ ще и3 в0 гроб сни1де без8смeртне, но ѓдову разруши1въ си1лу, и3 воскрeсе ћкw побэди1тель хrтE б9е. женaмъ мmрwн0сицамъ рaдость провэщaвъ, и3 свои1мъ ґпcлwмъ ми1ръ даровA, и4же пaдшимъ подаS воскrніе.

(Перевод: Хотя Ты, Бессмертный, и во гроб сошел, но уничтожил могущество ада и, как Победитель, воскрес, Христе Боже, женам-мироносицам сказав: «Радуйтесь». апостолам своим преподал мир, падшим подаешь воскресение).

В приходных и исходных поклонах вместо «Досто́йно есть» (вплоть до отдания Пасхи) читается ирмос девятой песни пасхального канона:

С вэти1сz свэти1сz н0выи їєrли1ме, слaва бо гDнz на тебЁ восіS. ликyй нн7э и3 весели1сz сіHне, тh же чcтаz красyйсz бцdе, њ востaніи ржcтвA твоегw2 (поклон земной).

(Перевод: Осветись, осветись (paдостью) новый Иерусалим; ибо слава Господня возсияла над тобою; торжествуй ныне и веселись Сион: и Ты, Богородица, радуйся о воскресении Рожденного Тобою).

Традиции празднования Пасхи у старообрядцев

У старообрядцев всех согласий - и поповцев, и безпоповцев традиции празднования Светлого Христова Воскресения во многом общие. Разговение на Святую Пасху староверы начинают за трапезой в кругу семьи после храмового богослужения. Во многих общинах есть и общая церковная трапеза, за которой собирается много верующих. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году: пасхальный кулич, творожную пасху, крашеные яйца. Кроме особенных пасхальных блюд готовят множество традиционных лакомств русской кухни. В начале Пасхальной трапезы принято вкушать освященную в храме пищу, затем уже все остальные блюда.

На Пасху принято христосоваться - поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, трижды целуя друг друга.

Окрашенное в красный цвет луковой шелухой яйцо раньше называли крашенка, расписное - писанка, а деревянные пасхальные яйца - яйчата. Яйцо красного цвета знаменует для людей возрождение кровью Христовой.

Другие цвета и узоры, которыми расписывают яйца, - это нововведение, которое во многих безпоповских общинах не приветствуется , как и термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображениями храмов и надписями. Вся эта «полиграфия» обычно широко представлена на прилавках магазинов в предпасхальные недели, однако мало кто задумывается о дальнейшей судьбе такой термонаклейки - после того, как ее счистят с пасхального яйца, она вместе с изображением Исуса Христа или Богородицы отправляется прямиком в мусорное ведро .

Внутри безпоповских согласий существует ряд отличий празднования Пасхи. Так, в некоторых безпоповских общинах Сибири куличи вообще не пекут и, соответственно, не освящают, считая это еврейским обычаем. В других общинах нет переодевания, смены темных одежд и платков на светлые, прихожане остаются в той же христианской одежде, что и пришли на богослужение. Общим в пасхальных традициях староверов всех согласий является, безусловно, отношение к работе во время Светлой седмицы. В канун праздника или воскресения христиане работают только до половины дня, предшествующего празднику, а во всю Пасхальную седмицу работать для староверов большой грех . Это время духовной радости, время торжественной молитвы и прославления воскресшего Христа. В отличие от старообрядцев-поповцев, в некоторых безпоповских согласиях нет обычая обхода наставником домов прихожан с Христославлением, однако каждый прихожанин, по желанию, безусловно, может пригласить наставника для пения пасхальных стихер и праздничной трапезы.

Праздник Светлой Пасхи - самый любимый Праздник еще с детства, он всегда радостный, особенно теплый и торжественный! Особенно много радости он приносит детям, а каждый верующий старается подать пасхальное яйцо, кулич или сладости, в первую очередь именно ребенку.

На Светлой неделе в некоторых безпоповских общинах до сих пор сохранилась древняя забава для малышей, к которой с нескрываемой радостью присоединяются и взрослые - катание крашеных (неосвященных) яиц. Суть игры такова: каждый игрок катит своё яйцо по специальной деревянной дорожке - желобу, и если укатившееся яйцо попадет в чье-то другое яйцо, то игрок забирает его себе как приз. Недалеко от желоба обычно раскладывают еще и подарки-сувениры. В старину такие соревнования могли длиться по несколько часов! А «счастливчики» возвращались домой с богатым «урожаем» яиц.

Для всех староверов, независимо от согласия, Пасха - это Праздник праздников и Торжество торжеств , это победа добра над злом, света над тьмой, это великое торжество, ангелов и архангелов вечный праздник, жизнь безсмертная для всего мира, нетленное небесное блаженство для людей. Искупительная жертва Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, пролитая Им на Честном Кресте кровь избавила человека от страшной власти греха и смерти. Да будет «Пасха нова святая, Пасха таинственная », прославляемая в праздничных песнопениях, продолжаться в наших сердцах во все дни нашей жизни!

Воскресение Христово. Иконы

В старообрядческой иконографии нет иконы Воскресения Христова, потому что момент воскресения Исуса не видели не только люди, но даже ангелы. Этим подчёркивается непостижимость тайны Христа. Знакомое нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, - это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в храмах РПЦ.

В православной иконографии на иконе Воскресения Христова изображается момент схождения Спасителя в ад и изведения из ада душ ветхозаветных праведников. Сюжет «Воскресение Христово - Сошествие во ад» является одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов.

Общая идея пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Как некогда Моисей освободил евреев от рабства, так и Христос исходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не просто освобождает, а переводит их в царство Правды и Света.


Храмы Воскресения Христова

Самым известным храмом Воскресения Христова является Храм Гроба Господня (Иерусалимский храм Воскресения Христова).

Поскольку он был воздвигнут на месте реальных исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христа, то, по воззрению христиан, не мог быть повторен в других местах. Храмы Воскресения Христова на Руси строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления Храма Гроба Господня, совершенного в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.

В Москве сохранились несколько храмов в честь этого праздника, один из них - храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке . Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816-1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

Один из древнейших храмов в г. Коломне освящен в честь Воскресения Словущего. 18 января 1366 года в этом храме венчались святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Московская. Храм неоднократно перестраивался. В 1990-х гг. он возвращен приходу Успенского собора РПЦ.

Во времена Золотой Орды в Коломенском посаде был воздвигнут , упомянутый в писцовых книгах 1577-1578 годах. В начале ХVIII века на его месте построен храм с главным престолом в честь Воскресения Словущего и придельным храмом во имя святителя Николы. В начале 1990-х годов этот один из старейших и красивейших храмов города Коломны администрация передала общине Русской Православной старообрядческой Церкви. Главный храмовой праздник теперь отмечается 19 декабря, в честь св. Николы «зимнего», а в народе этот храм до сих пор многие знают как храм Воскресения Христова.


Старообрядческие храмы Воскресения Христова

1 февраля 2015 года в Рогожской слободе состоялось храма-колокольни Рогожского кладбища . Таким образом, ему было историческое имя. Именно во имя Воскресения Христова этот храм и был освящен 18 августа 1913 года, после того как на средства благотворителей он был возведен в честь дарования старообрядцам свободы вероисповедания. В 1949 г. храм был освящен во имя Успения Божией Матери, в таковом положении пребывал до 31 января 2014 года. Инициатива вернуть храму историческое имя была выдвинута предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви на Освященном соборе 2014 года.

Древлеправославной Поморской Церкви принадлежит действующий (г. Москва). Это первая старообрядческая церковь поморской общины (2-й Московской общины поморского брачного согласия), возведённая после манифеста о веротерпимости 1905 года в Москве. История у этого храма очень многострадальная. Сейчас продолжается реставрация храма на средства членов общины, при этом проходят службы.

Также в Литве в г. Висагинасе действует храм Воскресения Христова Древлеправославной Поморской Церкви.

Христианская Пасха и Песах у иудеев (Еврейская Пасха)

В 2017 году православные празднуют Пасху 16 апреля, а иудейский праздник Песах (Еврейская Пасха) в этом году прилучается на 11–17 апреля. Таким образом, многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему в 2017 году православные празднут Пасху вместе с иудеями ?». Такой вопрос исходит из 7-го правила святых апостол, которое дословно звучит так:

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина.

Получается, что якобы в этом году все православные будут нарушать 7-е апостольское правило? В сознании некоторых христиан получается целый «экуменический клубок », когда в 2017 году православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один день. Как же быть?

Для разрешения этого вопроса следует знать, что споры о вычислении дня Пасхи в Православной церкви, по сути, закончились с утверждением православной Пасхалии на Первом Вселенском соборе . Таблицы Пасхалии позволяют вычислять день Пасхи календарно, то есть не глядя на небо, а с помощью календарных таблиц, циклически повторяющихся каждые 532 года. Эти таблицы были составлены так, чтобы Пасха удовлетворяла двум апостольским правилам о Пасхе :

  • Праздновать Пасху после первого весеннего полнолуния (то есть после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия);
  • не сопраздновать Пасху с иудеями.

Поскольку эти два правила не определяют день Пасхи однозначно, к ним были добавлены еще два вспомогательных правила, которые совместно с апостольскими (главными) правилами позволили определить Пасху однозначно и составить календарные таблицы православной Пасхалии. Вспомогательные правила не так важны, как апостольские, и к тому же одно из них со временем начало нарушаться, поскольку календарный способ вычисления первого весеннего полнолуния, заложенный в Пасхалию, давал небольшую ошибку - 1 сутки за 300 лет . Это было замечено и подробно обсуждалось, например, в Собрании святоотеческих правил Матфея Властаря . Однако поскольку данная ошибка не затрагивала соблюдения апостольских правил, а лишь усиливала их, сдвигая день празднования Пасхи немного вперед по датам календаря, в Православной церкви было принято решение не менять Пасхалию, утвержденную отцами Вселенского собора. В Католической же церкви Пасхалия была изменена в 1582 году таким образом, что потерявшее силу вспомогательное правило стало вновь выполняться, зато апостольское правило о несопраздновании с иудеями начало нарушаться. В итоге Православная и Католическая Пасхи разошлись во времени, хотя иногда они могут совпадать.

Если посмотреть на два апостольских правила, приведенных выше, бросается в глаза, что одно из них - о несопраздновании с иудеями - изложено не совсем строго и требует толкования. Дело в том, что празднование иудейской Пасхи продолжается 7 дней . Православная Пасха, по сути, тоже празднуется 7 дней, в течение всей Светлой седмицы. Возникает вопрос: что значит «не сопраздновать с иудеями »? Не допускать совпадения Светлого воскресения с первым днем иудейской Пасхи? Или же подойти более строго и не допускать наложения Светлого воскресения ни на один из 7 дней иудейского праздника?

На самом деле, внимательно изучая Пасхалию, можно заподозрить, что ранее Первого Вселенского собора христиане пользовались как первым (слабым), так и вторым (сильным) толкованием апостольского правила. Однако отцы Первого Вселенского собора при составлении Пасхалии совершенно определенно остановились именно на первом толковании: Светлое воскресение не должно совпадать лишь с первым, основным днем иудейской Пасхи, а с последующими 6-ю днями иудейского праздника оно совпадать может. Таково было ясно выраженное в Пасхалии мнение Первого Вселенского собора, которому до сих пор следует Православная Церковь. Таким образом, в 2017 году православные не нарушают 7-е правило святых апостол о праздновании Пасхи с иудеями, потому как христианская Пасха не совпадает с первым днем еврейской Пасхи, а в остальные дни такие «наложения » не возбраняются, тем более, что подобные случаи были и ранее.

Новопасхалисты и их учение

В наше время, в 2010 году, несколько членов Русской Православной старообрядческой Церкви усомнились в святоотеческом толковании апостольского правила о Пасхе и решили пересмотреть этот вопрос. Собственно, пересмотром занимался один только А. Ю. Рябцев , а остальные ему просто поверили на слово. А.Ю. Рябцев, в частности, писал (мы цитируем его слова частично, опуская явные домыслы):

… Нередко наша Пасха совпадает с последними днями еврейской пасхи, которая празднуется семь дней, и первое главное правило вычисления Пасхи нарушается… В современной практике мы иногда попадаем на последние дни еврейской пасхи.

А.Ю. Рябцев предложил запретить совпадение Светлого воскресения со всеми 7-ю днями иудейского праздника Пасхи и праздновать Православную Пасху по новым, им самим предложенным правилам. Сторонников этого учения стали называть «новопасхалисты » или «новопасхальники ». 1 мая 2011 года они впервые отметили Пасху по новым правилам в древнем пещерном храме на горе Тепе-Кермен в Крыму. После собора РПсЦ 2011 года, осудившего празднование Пасхи по новым вычислениям, новопасхалисты выделились в отдельную религиозную группу, существующую и поныне. В нее входит всего несколько человек. По-видимому, существует некая связь между этой группой и Г. Стерлиговым , также высказывавшим мысль об изменении дня празднования Православной Пасхи.

ПАСХА

Общехристианский праздник воскресения Иисуса Христа (Светлое Христово Воскресение). Дата Пасхи меняется и рассчитывается по специальным таблицам - пасхалиям, но всегда приходится на весну* и на воскресенье. От дня Пасхи отсчитываются даты так называемых переходящих Двунадесятых праздников*. У православных Пасха считается праздником праздников , главным событием года.


Пасхальные Богослужения в Русской Православной Церкви особенно торжественны, начинаются с вечера субботы и длятся после Светлого Христова Воскресения в течение всей пасхальной недели . При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении - красивых, шитых золотом одеждах - становятся у Престола (высокого стола, расположенного посредине церковного алтаря). Затем они и верующие, пришедшие в , зажигают свечи. Ровно в полночь священнослужители тихими голосами начинают петь во славу Христа. В пасхальную ночь совершается крестный ход - символическое шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном звоне колоколов (см. ). Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный , запрестольный образ Божьей Матери, далее - хоругви (укрепленные на длинных древках полотнища с изображением Иисуса Христа, Богородицы или святых), потом идут певцы, свещеносцы и диаконы со свечами и кадильницами, за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева - икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвечником и крестом в левой руке. За ним идут прихожане храма и все желающие. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря, как бы у входа ко Гробу Господню. Со словами «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ» двери открываются, молящиеся входят в храм, и пасхальная служба продолжается. В праздник Пасхи и всю пасхальную неделю православные русские люди приветствуют при встрече друг друга словами: «Христос воскресе!» , отвечая: «Воистину воскресе!» . После этого полагается трижды поцеловать друг друга в щеки - похристосоваться .
В дни Пасхи принято особое внимание уделять помощи нищим, больным и убогим. Им раздают еду, освященную в церкви, и тем самым делают участниками этого светлого и радостного праздника. Традиционной обрядовой пасхальной пищей являются кулич и пасха . Кулич - это сладкий, высокий белый хлеб с изюмом. Пасха - сладкое кушанье из творога в форме небольшой четырехугольной пирамиды. С I века от Рождества Христова у христиан существует обычай дарить в праздник Пасхи крашеные яйца. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиберию с проповедью веры, то подарила ему простое куриное яйцо со словами: «Христос воскресе!» . Тиберий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо - яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.
Куличи и яйца принято освящать в церкви.
В пасхальное воскресенье многие ходят на кладбища, кладут на могилы цветы, крашеные яйца, кусочки праздничных куличей, хотя по церковным законам делать это на Пасху считается грехом. Для поминовения мертвых существуют специальные дни (см. ). В последние годы главная пасхальная служба православной России проходит в Храме Христа Спасителя . Ее ведут глава Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и высшие церковные иерархи. На этой службе обычно присутствуют Президент России , члены правительства, руководители города, политики, деятели культуры. В последние годы в праздновании Пасхи принимают участие и многие далекие от церкви люди.
После окончания пасхальной недели Православная церковь продолжает празднование, хотя и с меньшей торжественностью, еще 32 дня - до праздника Вознесения Господня (см. ).
Пасхальные яйца-сувениры, изготовленные из драгоценных металлов и камней, занимают особое место среди работ известнейшего русского ювелира Карла Фаберже . Хранящиеся внутри яиц великолепные сюрпризы - живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов - шедевры ювелирного искусства конца XIX - начала XX в. Более простые пасхальные сувениры (деревянные и фарфоровые яйца, красиво оформленные куличи) продают перед Пасхой и в наше время.
Крашеное пасхальное яйцо упоминается в пословице Дорого яичко ко Христову дню , означающей: все хорошо вовремя.
Служба в Казанском соборе на Красной площади в Москве:

«Христосование». Художник Б.М. Кустодиев. 1916 г.:


Яйцо пасхальное. Фаберже. Мастер М. Терхин. 1902 г.:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ПАСХА" в других словарях:

    ПАСХА - (греч. pascha, от евр. passah переход) 1) праздник евреев, в память выхода из Египта. 2) у христиан праздник, установленный в память воскресения Иисуса Христа. 3) стопа творогу, освящаемая у ранней обедни, на Пасху, и употребляемая для… … Словарь иностранных слов русского языка

    Пасха - I. Пасха главный христианский Праздник, в честь воскресенияИ. Христа. Он существовал уже при апостолах и первоначально был посвященвоспоминанию смерти И. Христа, почему сначала на всем Востоке совершался14 го дня месяца нисана, в день… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Пасха - стопочка творогу, которой разгавливаются въ день Пасхи. Ср. Пасха свѣтлое Христово воскресеніе, празднество христіанъ въ память возстанія отъ мертвыхъ Спасителя. Ср. Pâques (pascal, пасхальный), пасха у Христіанъ святая недѣля. Ср. Paque пасха у… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    пасха - Величайший религиозный праздник православного народа и одновременно название ритуального одноименного блюда, приготовляемого целиком из творога. По сути дела, пасха это творожная масса в виде усеченной пирамиды: символ Гроба Господня. Для… … Кулинарный словарь

    Пасха - Пасха ♦ Paques В написании со строчной буквы – еврейский праздник, увековечивший исход из Египта. Пасха с прописной буквы – христианский праздник, славящий воскресение Христа. Ален называл Пасху языческим праздником, поскольку, по его мнению … Философский словарь Спонвиля

    ПАСХА - ПАСХА, пасхи, жен. (др. евр. pesah, букв. переход). 1. только ед. Весенний религиозный праздник у евреев, посвященный легендарному выходу евреев из Египта и избавлению от египетского рабства. Еврейская пасха. 2. только ед. Христианский праздник,… … Толковый словарь Ушакова

    ПАСХА - (греческое pascha, от древнееврейского песах, буквально происхождение), иудейский и христианские праздники. В иудаизме отмечается в честь исхода евреев из Египта, в празднование Пасхи привносится идея ожидания Мессии. В христианстве праздник в… … Современная энциклопедия

    ПАСХА - (греч. pascha от древнеевр. песах, букв. прохождение), весенний иудейский и христианский праздник. В иудаизме отмечается в честь исхода евреев из Египта, в празднование Пасхи привносится идея ожидания мессии. В христианстве праздник связан с… … Большой Энциклопедический словарь

Вся 2000-летняя история христианства — это проповедь события, которое произошло в весеннее утро месяца Нисана, когда распяли Иисуса Христа, а день Его Воскресения сразу же стал главным праздником христиан.

Хотя началось все значительно раньше, и традиция празднования Пасхи уходит своими корнями в глубокое ветхозаветное прошлое.

Задолго до Рождества Христова еврейский народ несколько столетий находился в рабстве у египетского фараона. Просьбы израильтян отпустить их, фараон неизменно оставлял без внимания. В последние десятилетия, предшествовавшие исходу евреев из Египта, рабство стало для них невыносимым. Египетские власти, обеспокоенные «чрезмерной» численностью евреев, даже постановили умерщвлять всех рождавшихся у них мальчиков.

Пророк Моисей, по повелению Божьему, пытался добиться освобождения для своего народа. И тогда последовали так называемые «10 египетских казней» — вся египетская земля (за исключением того места, где жили евреи) страдала от различных напастей, которые обрушивались на египтян то тут, то там. Это явственно говорило о Божественном презрении на избранный народ. Однако фараон не воспринял всерьёз пророчествующие знамения, правителю очень не хотелось расставаться с бесплатной рабочей силой.

И тогда произошло следующее: Господь через Моисея повелел каждой еврейской семье заколоть агнца, запечь его и съесть с пресным хлебом и горькими травами, а кровью закланного ягненка наказал помазать косяк двери своего жилища.

Это должно было послужить знаком неприкосновенности помеченного дома. Согласно преданию, ангел, который умертвил всех египетских первенцев, от первенца семьи фараона до первенцев скота, прошёл мимо еврейских домов (XIII век до Р.Х.).

После этой последней казни напуганный египетский правитель в ту же ночь отпустил евреев из своих земель. С тех пор Пасха отмечается израильтянами как избавления, исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских перворождённых мужеского полу.

Ветхозаветное празднование Пасхи

Празднование Пасхи (от еврейского глагола: «Песах» — «проходить», в значении — «избавлять», «щадить») проходило семь дней. Эту неделю каждый правоверный иудей должен был провести в Иерусалиме. Во время праздника в пищу употреблялся только пресный хлеб (маца) в воспоминание о том, что выход евреев из Египта был очень поспешным, и они не успели заквасить хлеб, а взяли с собой только пресный.

Отсюда второе название Пасхи — Праздник Опресноков. Каждая семья приносила в Храм агнца, которого закалывали там по специально описанному в Моисеевом законе обряду.

Этот агнец служил прообразом и напоминанием о грядущем Спасителе. Как свидетельствует историк Иосиф Флавий, на Пасху 70 по Р.Х. в Иерусалимском Храме было заклано 265 тыс. молодых ягнят и козлят.

Агнца, который так и назывался — Пасха, семья была запечь и обязательно полностью съесть вечером в первый праздника. Эта трапеза была главным событием празднования.

Обязательно употреблялись в пищу горькие травы (в память горечи рабства), кашица из фруктов и орехов и четыре бокала вина. Отец семейства должен был рассказать за праздничным ужином историю исхода евреев из египетского рабства.

Пасха после завета

После прихода Иисуса Христа старозаветное празднование Пасхи теряет смысл. Уже в первые годы христианства она была осмыслена как прообраз смерти и Воскресения Христа. «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин. 1, 29). «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7).

В настоящее время точно определить, какого именно числа (в нашем летоисчислении) произошло событие Воскресения.

В Евангелии мы можем прочесть, что по иудейскому календарю Христос был распят в пятницу 14-го дня первого весеннего месяца Нисана, а воскрес 16-го дня Нисана, в «первый недели» (после субботы). Этот уже у первых христиан выделялся из всех остальных и назывался «днем Господним». Позже в славянских он был назван «воскресеньем». Нисан соответствует марту—апрелю.

Евреи жили не по солнечному, а по лунному календарю, которые отличаются друг от друга на 11 дней (365 и 354 соответственно). В лунном календаре очень быстро накапливаются по сравнению с астрономическим годом, и правил их корректировки нет.

В I столетии по Р.Х. дата празднования христианской Пасхи никого не волновала, потому что для христиан того периода каждый воскресный был Пасхой. Но уже во II—III вв. встал вопрос о самом торжественном праздновании дня Пасхи раз в году.

В IV веке Церковь приняла отмечать Пасху в первый воскресный после весеннего полнолуния (не ранее 4 апреля и не позже 8 мая по новому стилю).

Александрийский епископ по поручению Собора особыми пасхальными посланиями извещал все Церкви о дне, на который, по астрономическим вычислениям, приходится Пасха. С тех пор этот «праздником праздников» и «торжеством торжеств», центром и вершиной всего года.

Как праздновать Пасху

К Пасхе готовятся заранее. Самому главному празднику предшествует семинедельный пост — время покаяния и духовного очищения.

Непосредственно празднование начинается с участия в пасхальном богослужении. Эта служба отличается от обычных церковных служб. Каждое чтение и песнопение вторит словам огласительного слова святителя Иоанна Златоустого, которое читается уже тогда, когда за окнами православных храмов просыпается утро: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»

На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!» и отвечают «Воистину Воскресе!»

Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой Он вознёсся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — люди ходят друг к другу в гости, дарят куличи и крашеные яйца.

По преданию, обычай красить яйца восходит к апостольским временам, когда Мария Магдалина, прибывшая в Рим для проповеди Евангелия, преподнесла в дар императору Тиберию яйцо. Живя по завету учителя «не собирайте себе сокровищ на земле» (Мф. 6, 19), нищая проповедница не могла купить более дорогой подарок. С приветствием «Христос воскресе!», Мария вручила яйцо императору и пояснила, что Христос восстал из гроба, как цыплёнок, который вылупится из этого яйца.

«Как может мёртвый воскреснуть? — последовал вопрос Тиберия. — Это все равно, что яйцо сейчас превратилось бы из белого в красное». И на глазах у всех произошло чудо — яичная скорлупа стала ярко-красного цвета, как бы символизируя Кровь, пролитую Христом.

Дни празднования не должны проходить только в беззаботном веселье. Раньше для христиан Пасха была временем особого подвига благотворительности, посещения богаделен, больниц и тюрем, куда люди с приветствием «Христос воскресе!» приносили пожертвования.

Значение Пасхи

Христос принес Себя в жертву, чтобы избавить от смерти все человечество. Но речь идёт не о физической смерти, ведь люди как умирали, так и умирают, и это продлится вплоть до второго Пришествия Христа в силе и славе Его, когда Он воскресит умерших.

Но после Воскресения Иисуса физическая смерть уже не тупик, а выход из него. Неизбежный конец человеческой жизни ведёт к встрече с Богом. В христианстве ад и рай понимаются не как места, а как состояния человека, который готов или не готов к этой встрече.

Смысл новозаветной Пасхи хорошо выражен в иконографии. Сейчас более привычной является икона Воскресения, где Христос стоит в блистающих белых одеждах на камне, отваленном от Его гроба.

До XVI православная традиция не знала такого изображения. Праздничная икона Воскресения называется «Сошествие Христа во ад». На ней Иисус выводит из ада первых людей — Адама и Еву — они из тех, кто хранил истинную веру и ждал Спасителя. Это же звучит и в главном пасхальном песнопении: «Христос воскресе из мёртвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Значение воскресения Христа для делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников — Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Он всех приветствовал словом: «Радуйтесь!».

Смерти нет. Эту радость апостолы возвестили миру и назвали её «Евангелием» — благой вестью о воскресении Иисуса Христа. Эта радость переполняет истинного христианина, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и главные слова его жизни: «Воистину воскресе Христос!».

Особенностью Евангелия Христова является доступность его понимания и исполнения заповедей вечной жизни для любой культуры, любого возраста и состояния. Каждый может найти в нем Путь, Истину и Жизнь. Благодаря Евангелию чистые сердцем видят Бога (Мф. 5, 8), и Царство Божие обитает внутри их (Лк. 17, 21).

Празднование Пасхи продолжается всю неделю после Светлого Воскресения — Светлую седмицу. Отменяются посты в среду и пятницу. Эти восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет».

Начиная со дня Пасхи и до её отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга приветствием: «Христос Воскресе! — Воистину Воскресе!»

Великая Пасха - первый и основной христианский праздник. Однако не все православные знают о том, что Пасха существовала задолго до воскресения Христа. Язычники отмечали Пасху еще пять тысяч лет назад. Они утверждали, что в этот день все души умерших покидают небесное пристанище и спускаются на землю, чтобы посетить свои могилы. Отсюда и зародился обычай приходить на Пасху на кладбища и приносить с собой любимые покойными угощения. Известно, что иудеи приурочивали Пасху к началу жатвы, а позднее Великий день привязали к уходу евреев из Египта.

Христианская церковь олицетворила праздник с воскрешением Христа и внесла в Пасху новое значение - перерождение от смерти к вечному бытию. По христианским правилам в день Светлого воскресения нельзя приходить на кладбища и тосковать по покойным. Великая Пасха - радостный праздник, который следует встречать с ликованием.

Христианская Пасха была утверждена вскоре после воскрешения Иисуса Христа. В начале она не имела общей даты празднования - в разных церквях ее встречали в различное время. Только в 325 году во время Вселенского собора Христианских церквей православную Пасху было решено отмечать спустя неделю после еврейской, а точнее - в самое первое воскресенье после пасхального полнолуния. Постоянной даты у Воскресения Христова нет, ежегодно праздник назначают на разные календарные числа в период с апреля по май, но всегда он приходится на последний день недели - воскресенье.

Православные пасхальные традиции

Чествование Великого дня окутано рядом обычаев и традиций. Перед Пасхой верующих ждет строгий семинедельный пост. Все, кто хотя бы раз постился, знают, что без этого ритуала невозможно ощутить во всей полноте пасхальную радость. Во время поста запрещено есть животную пищу, но главная его задача - духовное очищение.

Торжественное празднование Воскресения Христова начинается ровно в полночь и проходит во всех православных храмах. Пасхальное Богослужение отличается от других церковных служб легкостью и радостью. Каждый верующий стремится причаститься Тела и Крови Христовых, а после службы ликующие люди осыпают друг друга символичным приветствием «Христос воскресе!» и целуются. По традиции младшие должны первыми приветствовать старших. После Богослужения и всю пасхальную неделю любой желающий имеет возможность позвонить в колокола.

Празднование Пасхи проходит на протяжении 40 дней, но самой главной считается первая неделя. Сразу после проведения службы верующие устраивают пышные застолья, накрывают стол мясными закусками и всевозможными деликатесами. Обязательные атрибуты Христова Воскресения - освященные в церкви крашеные яйца, сдобные куличи и пасхи из творога. С этих яств начинают утреннюю трапезу, с ними всю неделю ходят в гости и обмениваются с близкими и просто встречными людьми.

Расписные яйца всегда сопровождали Пасху, с ними устраивали игры, состязания и различные обряды. Чтобы быть молодыми и красивыми, женщины окунали освященную крашенку в воду, а затем орошали этой водой лицо. Изначально яйца окрашивали только в красный цвет, но позже талантливые мастера начали создавать из них настоящие художественные шедевры с помощью росписи.

В дни празднования Великого Воскресения запрещается заниматься трудом, считается, что домашние хлопоты могут унести с собой счастье и удачу. В период пасхальной недели можно и нужно молиться и загадывать желания - Бог обязательно услышит и поможет в достижении целей.

Самый главный праздник в православном церковном календаре – это Светлое Христово Воскресенье, называемое также Пасхой. Этот день является центром всей традиции, истории и философии православия. Символизирует победу жизни над смертью в самом широком смысле.

Дата празднования вычисляется каждый год по лунному календарю. Существуют Григорианская и Александрийская пасхалии – сложные астрономические системы расчета точной даты. Русская православная церковь придерживается Александрийской пасхалии и использует Юлианский календарь. Иногда эти системы выдают одну дату, тогда католики отмечают Пасху вместе с православными. Во всех календарях и традициях, дата Пасхи всегда приходится на воскресенье. Этот день недели получил свое название благодаря празднику.

Название праздника

Согласно четырем Евангелиям, Воскресение Иисуса Христа пришлось на еврейский праздник Песах. В этот день иудеи отмечали исход из Египта. В Ветхом Завете говорится, что последней «Египетской казнью», окончательно склонившей фараона к решению отпустить евреев, было убийство ангелом всех первенцев. Ангел не тронул только тех, кто заклал агнца и измазал его кровью свои двери. Таким образом, кровь агнца спасла людей от смерти. В Новом Завете в роли Агнца, спасающего людей, выступил Христос.

Постепенно еврейское слово «пейсах» трансформировалось в русское «Пасха». И люди стали чаще использовать сокращенное название праздника вместо полного.

История празднования Пасхи

Первые христиане считали, что живут в скончании веков и каждый год ожидали Второго Пришествия. В память о жертве Иисуса они начали совершать литургию, вспоминая все события – от Тайной Вечери до Воскрешения. Каждая пятница превратилась в день траура, а воскресенье – в день радости. Эти горечь и радость достигали апогея в день еврейского пейсах. Так и родилась Пасха в нашем современном понимании.

Пасха на Руси

В наши края праздник пришел вместе с христианством. После того как святой князь Владимир крестил Русь, Пасха стала важнейшим государственным событием. Торжества с тех пор длятся не менее трех дней. Иногда русские князья, после удачных походов или рождения наследника, растягивали празднование на целую неделю.

День Воскресенья предварял Великий пост, продолжавшийся не менее сорока дней. Этот период времени наши предки использовали для духовного очищения. Большой популярностью пользовалось паломничество в монастыри. Простые крестьяне отправлялись пешком за много километров, чтобы прибыть в обитель еще во время поста. Там они исповедовались и встречали Пасху уже очищенными.

Празднования в Новое Время

Во все времена, вплоть до конца первой четверти XX века, Пасха оставалась не только главным весенним праздником, но и самым центральным событием в календаре. Так было до начала двадцатых годов, когда атеизм превратился в государственную политику. Власти запрещали пасхальные литургии, противопоставляя Воскресенью Христовому свой аналог – День солидарности трудящихся.

Но уже в начале девяностых годов прошлого века все запреты были сняты и в календаре опять появилось сразу несколько красных дней весной. Как и в старину, Пасха занимает главенствующее место среди всех религиозных событий. Даже глава государства в этот день посещает богослужение в Храме Христа Спасителя, в Москве.

Народные обычаи и традиции

Так как до Пасхи христиане длительное время воздерживаются от скоромной еды, множество пасхальных традиций имеет кулинарный характер.

Кулич или Паска

Главным блюдом праздника выступает сдобный кулич, который сейчас принято называть «паской». Куличи пекут заранее и за день до праздника освещают в церкви. Наши предки паской называли совсем другое блюдо – сырную бабу. Для его приготовления использовали много куриных яиц и отборный творог. Отдельно пекли куличи. Паска имела форму пирамиды, что символизировало собой гору Голгофу, где похоронили Иисуса Христа. Поедание пасхи символизировало победу Христа над смертью.

Куличи принято нести в церковь в плетеных корзинках, из лозы или другого материала. В некоторых приходах паски освящают вечером перед Пасхой, в других – уже в воскресенье.

Отдельная традиция – украшение корзинок. Сейчас к нам пришло много западных атрибутов, ранее несвойственных православной традиции. К таким символам стоит отнести кроликов, желтые цветы и кондитерские изделия, выполненные в форме сердца.

Крашеные яйца

Вместе с куличами в корзинку принято класть яйца, окрашенные в ярко-красный цвет или покрытые замысловатым узором. Они тоже призваны символизировать победу жизни над смертью. Есть версия, что эта традиция продиктовано формой яйца – под мертвой оболочкой находится жизнь.

После начала пасхальной трапезы дети берут яйца в руки и пытаются разбить яйцо своего товарища. Эта игра получила название «Христосование», так как при ударе яйца обычно произносилось пасхальное приветствие: «Христос Воскресе».

Церковное богослужение – Пасхальная Литургия

Богослужение в православных церквях начинается еще вечером предыдущего дня и продолжается всю ночь. Хотя большинство верующих приходит только под утро, чтобы попасть на главную часть действа – Святую Литургию. В древние времена в этот день было принято крестить оглашенных. Тогда, чтобы стать христианином, нужно было в течение длительного периода доказать свое благочестие. Таких кандидатов называли оглашенными, им не разрешалось присутствовать в церкви во время совершения таинств.

Во время Великого поста священники одевают либо страстные облачения красного цвета, либо траурные – фиолетового. В таких одеждах они и начинают пасхальное богослужение. Но как только прозвучит радостное «Христос Воскресе», они переоблачаются в самые красивые наряды, сшитые из белой ткани с обилием золота.

Сразу же после окончания праздничной литургии, начинаются народные гулянья. В этот день принято надевать лучшую одежду и не сдерживать себя в проявлениях радости. Молодые парни взрывают шутихи и запускают фейерверки, открываются большие ярмарки, на которых не только продаются товары, но и проводятся разнообразные конкурсы. Например, на главной площади ставиться столб, к верхушке которого привязывается ценный предмет. Чтобы победить в конкурсе, нужно долезть до верха столба и снять этот предмет, получив его в качестве приза.

Испокон веков ремесленники использовали народные гуляния, чтобы показать свою лучшую продукцию. Например, булочники в этот день пекли кулич гигантского размера прямо на площади и делили его между всеми желающими.

Воскресенье Христово также считалось отличным поводом для благотворительности. В этот день императорская чета могла посетить приют для сирот или бедных. В домах богатых людей принимали бедняков или выносили им еду на улицу.

Под вечер, ближе к концу гуляний, принято жечь пасхальный огонь. На главной площади населенного пункта выкладывали костер довольного большого размера и поджигали его с наступлением темноты. Сейчас, по понятным причинам, эта традиция подзабыта. Хотя в некоторых селах костры жгут, но не на главной площади, а возле церкви.



Поделиться