Как вызвать у ребенка интерес к процессу еды. Педагогический прикорм. «формирование пищевого поведения

Многие мамочки (как, впрочем, и педиатры) находятся в плену старых рекомендаций — начинать прикорм с соков.
На сегодняшний день мнения ведущих специалистов по введению прикорма противоположно — с соками нужно быть очень аккуратными и стараться не вводить их в рацион ребенка, пока он не начал употреблять взрослую пищу в достаточных объемах, включая мясо, каши, рыбу и т.д. (в этом случае сок является стимулятором ферментативной деятельности малыша).

Каковы же минусы раннего введения сока:

1. Соки — продукт аллергенный. В свете участившихся аллергических реакций это нужно учитывать.
2. Соки — продукт тяжелый и плохо усваивается. Он раздражает незрелый ЖКТ ребенка. Даже взрослым сок рекомендуют разбавлять в пропорции 1:1, а если у человека наблюдаются проблемы с ЖКТ — вовсе исключить из рациона.
3. Вероятность возникновения проблем с поджелудочной железой, почками.
4. Содержание в соке сахара — уж он вообще не нужен такому маленькому ребенку
5. Сок дает сильную нагрузку на ЖКТ, в результате чего через определенный период у ребенка появляются последствия — гастрит, панкреатит и др. заболевания.

Грудное молоко содержит все необходимые витамины для ребенка. Если говорить о железодефицитной анемии (что чаще всего является основанием к введению соков) — биологическая доступность железа в молоке матери очень высока (50-75% в сравнении со смесью, где она достигает всего лишь 20%).

Начинать введение прикорма лучше всего с овощей.

Если ребенок плохо набирает в весе — можно сделать отступление и начать с каш. Что именно выбирать? Овощи.
Не советую начинать прикорм с фруктов.

Они сами по себе имеют сладковатый привкус и уже формируют у ребенка пристрастия к сладенькому.
Овощи намного больше подходят для введения нового продукта.

Первые овощи в рационе — кабачок, цветная капуста, морковь.

Позже вводится картошка (вначале старайтесь вымачивать около часа в воде).

Если у ребенка жидкий стул — кабачок лучше ввести позже.

Введение прикорма начинаем с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем (2,4 и так далее).

Не нужно доводить объем до определенного количества.
Это ошибка многих мам, которая ведет к перекорму ребенка и последующему отказу от еды. Как только ребенок отвернулся от ложки — убирайте еду и предложите грудь.

Прикорм лучше всего давать в первой половине дня и всегда предлагать запить молочком.

Вначале в рационе малыша будут монокомпонентные пюре.
1 раз в неделю Вы можете добавлять в пюре новый продукт. Не нужно солить приготовленное блюдо. Желательно вести пищевой дневник и записывать туда, что и когда Вы вводили, в каком количестве ребенку давали, какова была реакция. Если малыш отреагировал высыпанием, жидким стулом или запором — исключите продукт из рациона как минимум на месяц. Но помните, что стул может измениться, чаще всего появляются маленькие кусочки съеденной пищи, это нормально.

Я советую готовить пищу самостоятельно.
Перед тем, как купить баночку с детским питанием — посмотрите на срок годности.
Меня всегда смущало, что не содержащее консервантов и прочих добавок пюре может храниться 2 года.
В последнее время я наблюдаю, что баночное питание часто дает аллергическую реакцию.

Если Вы покупаете овощи сами — будьте осторожны в выборе. Овощи, получающие усиленную подкормку, чаще всего выглядят очень красивыми, глянцевыми. Отдайте предпочтение овощам «с огорода бабушки».
Также Вы можете сделать запасы на зиму.

Отлично сохраняются в морозильной камере — разновидности капусты, сладкий перец, из фруктов — малина, вишня, смородина. Картофель и морковь отлично сохраняются зимой на балконе. Экспериментируйте!

Лучше всего для приготовления овощей использовать пароварку.
Овощи готовятся быстро и витамины сохраняются в большем количестве. Давайте ребенку всегда свежеприготовленное блюдо.

Разминать удобнее всего ручным блендером. Ближе к году (10-11 месяцев) начинайте разминать пюре вилкой, чтобы ребенок учился самостоятельно жевать.

Через месяц после введения овощей Вы можете порадовать малыша кашкой.

Лучше всего для первого блюда подходит рисовая, кукурузная или гречневая каша. Для ребенка на грудном вскармливании больше подходит безмолочная каша. Если Вы покупаете каши, не требующие варки — убедитесь, что они не содержат глютен. Глютеносодержащие каши (пшеница, овсянка, многозерновые) не вводите в рацион малыша ранее 8-9 месяцев.
Принцип введения каши такой же — начинать с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

Каши можно также готовить самостоятельно. Для этого крупа моется, высушивается и перемалывается на кофемолке.

Соблюдайте интервал между введением последующих прикормов — минимум 1 месяц.

После каши Вы можете начинать вводить фрукты (в начале не яркоокрашенные), печенье (детское не сдобное), мясо (лучше начинать с индейки, затем вводить телятину, курицу, говядину, от свинины лучше воздержаться) рыбу (морскую) и т.д., соблюдая временной интервал.

Прикорм желательно сдобрить маслом (не с первых дней введения прикорма!) — предпочтительно сливочным (кашу) и оливковым (овощи). Оливковое масло лучше всего подходит для первого прикорма. Начинайте вводить его с 2 капель. Если у малыша запоры — можно добавлять оливковое масло и в овощи, и в кашу (соблюдая объем, чтобы не добиться обратного эффекта). В среднем, в блюдо добавляется 1 чайная ложка оливкового масла.

Правила введения прикорма

Такой прикорм называется педагогическим , потому что основная цель прикорма не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, научить жевать, научить добывать еду не только из маминой груди.
Примерно в полугодовалом возрасте малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки, и пытаются его попробовать, именно такое поведение и называется активным пищевым интересом и свидетельствует о готовности малыша к знакомству с новой пищей.

Пищевой интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Он хочет делать тоже, что и она, брать с тарелки какие-то кусочки и класть себе в рот.

Каковы же принципы введения прикорма при естественном вскармливании, если мама хочет следовать биологической линии поведения ребенка?

Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией.
Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов — один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко.

1. Ребенок может «за один присест» попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес в количестве до трех микродоз.

2. В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.)

3. Микропробы даются в течение 3-4 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки.

4. Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.

5. Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше.

6. Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое.

7. Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает.

8. Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки.

9. Если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола.

Как же быть с кусочками пищи, если пища малыша не пюре, он же может подавиться?

Еду для малыша не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если ребенку дается что-то от чего он потенциально может откусить большой кусок, ребенок сидит у мамы на коленях и мама следит за ним и как только большой кусок откусывается, мама делает палец крючком и его отбирает изо рта. Ребенок активно учится и постепенно обучается жевать своими, пока еще, беззубыми челюстями, а потом и зубастыми.

Как быть, если малыш выплевывает даже совсем маленькие кусочки, или пытается их отрыгнуть, вместо того, чтобы глотать?

Многие дети именно так себя и ведут: неделю-две выплевывают все кусочки и периодически “давятся”, потом начинают выплевывать кусочки “через один”, половину – глотают, потом, наконец, начинают глотать все кусочки. Маме надо проявлять терпение и не настаивать. В тоже время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.

Нужна ли ребенку дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма?

Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем ребенок начинает обычно после года.
Обычно малыш интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему в чашечку немножко питья, на донышко.

Если малышу почти 5 месяцев, он очень интересуется любой едой, смотрит всем в рот и требует пробовать, можно ли сейчас вводить ему педагогический прикорм?

Малыш — развитой и любознательный ребенок. Ему очень хочется делать с едой то же, что и его мама.
Но надо помнить, что желудочно-кишечный тракт ребенка, в не полные 5 месяцев, еще не очень-то готов к знакомству с другой пищей.

Ферментные системы только-только начинают созревать. Ситуация в кишечнике сейчас стабильна, вмешиваться в нее раньше времени довольно опасно.
Задача мамы — защитить эту стабильность от преждевременных вмешательств.

Пищевой интерес у малыша такого возраста следует ограничивать, проще говоря, уносить его из кухни и не есть в его присутствии.
Если такой совет не очень нравиться, можно что-то делать, но только на свой страх и риск. Мы уже встречались с ситуацией, когда мама, даже знающая, как правильно вводить прикорм, проявляет нетерпение и в результате которого ребенок получал срыв в пищеварительной системе, с которым приходилось долго потом бороться.
Вводить прикорм раньше, чем малышу исполнится полгода, не рекомендуется.

Почему малыши, питающиеся детским питанием, в 7-8 месяцев могут съедать по 100-200 г пюре или каш, а дети, начинавшие с педагогического прикорма, так не делают?

Ребенок второго полугодия жизни ест мало потому, что он пока не хочет наедаться.
Он только подражает маме в ее действиях. Наедается он молоком. Возможно, в человеческом детеныше есть генетически заложенный механизм, не позволяющий ему есть много в этом возрасте.

Еще пару тысяч лет назад ребенок, наверное, получил бы большие проблемы в пищеварительной системе, если бы ему скормили 100г мяса дичи, принесенной папой с охоты.
Другое дело, что тогда никому бы в голову не пришло так поступить с ребенком. Даже нашим прабабушкам, 100 лет назад, готовившим еду на семью из 5-10 человек на печке или дровяной плите не приходило в голову (и не было возможности), с одной стороны, кормить ребенка чем-то специально приготовленным отдельно от всех, а с другой стороны, и в мыслях не было дать малышу побольше общей каши или супа, что бы наелся…

Детское питание сделано так, что ребенок может съесть его много. И любого малыша можно им накормить, вот только нужно ли?
Есть дети, которые до поры до времени едят эту «детскую пищу» много и с удовольствием, правда, большинство из них приходится в процесс кормежки развлекать, чтобы рты открывали.

Многих развлекать в процессе еды приходится довольно долго, некоторых — до подросткового возраста. Часто встречается ситуация, когда ребенок, евший с удовольствием и много, до года — года с небольшим, став старше, начинает отказываться от еды и превращается в малоежку, кормить которого для родителей просто пытка. Еда таких детей совершенно не интересует. Есть, конечно, дети, которые относительно «благополучно» минуют этап детского питания.

«Благополучно» поставлено в кавычки, т.к. сейчас только начинают изучаться долговременные последствия введения ребенку больших количеств детского питания тогда, когда он биологически к такой нагрузке не совсем готов, результаты будут не скоро…

Консультант по грудному вскармливанию Екатерина Денисова

Введение естественного прикорма - формирование правильного пищевого поведения ребенка ­начинается с проявления пищевого интереса (5,5-6,5 месяцев).

1 этап - педагогический прикорм (может называться «предприкорм») - от 5-7 до 8-12 месяцев (продолжительность определяется готовностью ЖКТ ребенка).

2 этап - энергетический прикорм (стремление наесться каким-либо продуктом - энергетически значимое количество) - от 8-10 месяцев.

Принципы формирования правильного пищевого поведения.

  • Знакомство с пищей семьи (экологическая ниша)
  • Еда из тарелки матери
  • ГВ и прикорм не связаны друг с другом (по времени или объему)
  • Формирование навыков жевания и глотания (5-9 месяцев - даем жесткую пищу)
  • Формирование информационной базы о съедобности продуктов, их консистенции, температуре, размере и т.п. (от 6 мес. до 1 года 6 мес.)
  • Мать и ребенок - одна пища до 1,5 лет
  • Ловля добычи, а не голод
  • Соревновательность в еде (со всеми)
  • Территория питания
  • Пища в квартире принадлежит маме (или старшей женщине)
  • Нельзя копаться в любой тарелке (после 10 мес. - только в своей)
  • Давать тренироваться разную пищу (консистенция и температура) и столовые приборы Раздельное питание
  • Поддержание чистоты вокруг ребенка
  • Садятся и выходят из-за стола через раковину

Основная задача 1 этапа - мягкая адаптация к новой пище. Кроме того - ребенок учится жевать пищу, учится добывать пищу (кроме материнской груди).

Первый интерес (около 6 мес.) - не голод, а стремление подражать маме (пробует еду из маминой тарелки).

Начало - микродозы, Т.е. объем умещается на кончике ложки, между подушечками большого и указательного пальца мамы или глоток жидкости (налить на дно чашки). За один прием пищи ребенок может попробовать до 5 видов продуктов, а одного продукта - до 3-х микродоз. Обязательное наличие интереса к этому продукту.

Ребенок может сначала все выплевывать. Далее - 1-2-3 кусочка глотает, остальные выплевывает,

и наконец - все глотает. Обязательно дитя должно наблюдать, как едят другие люди - не выплевывают! Можно давать в руку твердые куски, от которых сам много не откусит (морковь, кочерыжка,

сухари, сушки) - обязательно под присмотром мамы! Микропробы даются 3-4 недели. Итог - ребенок знакомится с максимальным рационом семьи и начинает пить из чашки. Дополнительная жидкость не нужна. Есть гр. молоко. Только поддерживаем интерес к маминой чашке. Питье - на дне чашки (1-2 ч.л.). Выпьет - добавить. Постепенно увеличивается количество пищи, крохе позволяют съесть больше. Объем пищи может доходить до 1-3 ч.л. каждого продукта за один присест. Обязательно прикладывания к груди до, во время и/или после приема пищи.

Основная задача 2 этапа - сохранение пищевого интереса у ребенка (8 мес. - 1год 6 мес.) от 6 мес. до 1 года 6 мес. происходит знакомство со всеми продуктами, которые едят в семье в течение года (биологический год).

От 8 и до 11 мес. нужно ограничивать пищевой интерес, чтобы сохранить желание попробовать и добыть еду. Если съел 3-4 ч.л. (до 2 ст.л. допустимо, но не желательно) одного продукта и просит еще, то дайте ему что-то другое. Ребенок выпрашивает кусочки, а мама «делает одолжение» - дает кусочки (часть своей порции). Объем пищи для 12-месячного. малыша обозримый - 1-2 ст. ложки на один прием пищи. Когда начинается энергоприкорм, то изменяется стул (твердый) и поведение (ребенок старается наесться каким-то одним продуктом). Огpaничение в объеме мама делает до года. После 12-14 мес. ребенок, как правило, знает свою норму сам и может вовремя остановиться сам, ведь его этому учили полгода.

Ребенок начинает есть на руках у мамы и из маминой, (если мама сочтет возможным) тарелки (до 10-11 мес.). Ребенок не переедает, т.к. контролируется нагрузка на ферментную систему.

Еда из тарелки мамы:

· наблюдение;

· подражание;

· аналогичные ферменты в кишечнике;

· доступность грудного молока;

· контроль поведения ребенка с едой;

· объяснение «кто тут хозяин», Т.е. мама ест, мамина тарелка, а ребенку делается снисхождение - даются кусочки пищи.

Столовые приборы - 8-11 мес.

Своя тарелка - после отделения от мамы (10-11 мес.). Свое место за столом с 10-11 мес. рядом с мамой (учесть правша или левша мама). Усаживаем на свое место со своей тарелкой каждый раз, как сели кушать - пусть посидит хоть 2-3 мин. (может потом забраться к маме или уйти из-за стола)

Устал, потерял интерес - сразу уносите из-за стола.

Садятся и выходят из-за стола через раковину (моем руки, умываемся).

Все время поддерживать чистоту вокруг ребенка во время еды (разлил, рассыпал, тут же убираем). Лучше это делать вместе с ребенком. Если делает нарочно, то собрать и положить ему в рот - «вот где место для этих кусочков!» Мама доедает куски, которые упали и вообще все, что не доел ребенок, (мама отделяет из своей тарелки, значит пища ее - «воспитание» мамы, чтобы не давала много).

Можно:

Брать рукой, класть в ложку рукой, помогать руками нести ложку.

Докормить ребенка, если мама считает нужным (мягко настоять).

Перемещаться ребенку на пол для еды.

Поглощать пищу, двигаясь (подбегает - берет - убегает)

Нельзя:

Уступать ребенку, если требует много какого-то продукта,

Кормить после того, как ребенок потерял интерес к еде (залог хорошего аппетита),

Играть за столом и т.п., чтобы накормить ребенка (только когда готовится пища, а на столе нет еды), - кормить отдельно (главное - едят взрослые, а ребенок им подражает),

Отвлекать, ругать и наказывать за столом (надо вывести из-за стола, закончив с едой), если разлил, убрать - показать, что все едят аккуратно.

С 6 до 11 мес. Ребенок может наедаться молочными продуктами (преимущественно). После 11 мес. Может отказаться от молочных продуктов. С 9 до 1 года 4 мес. усваиваются продукты, богатые белками.

Основные витамины ребенок получает из грудного молока, если мама кормит правильно и сама не испытывает недостатка в питательных веществах. Раннее введение другой пищи (или ее больших объемов) ухудшает усвояемость питательных веществ из молока. Полноценное усвоение другой пищи только после года.

Помесячное изменение пищевого поведения у ребенка первого года жизни можно посмотреть в книге Цареградской Ж.В. «Ребенок от зачатия до года» стр.242-262 (<<вскармливание»).

1. Начинайте давать другую пищу в 6 месяцев. Прокормив ребенка только грудью до 6 месяцев, начинайте знакомить его со вкусом другой пищи. Продолжайте кормить малыша грудью по требованию.

2. Продолжайте кормить грудью в течение 2 лет или более. Продолжайте кормить грудью так часто и столько, сколько Вы и ваш ребенок хотите этого. Не существует доказательств вреда от кормления после года для ребенка или матери.

3. Применяйте «Внимательный Прикорм». Отвечайте на сигналы голода, которые подает ребенок, и будьте внимательной к его способностям. Помогите и поддержите его. Не используйте силу. Вводите прикорм медленно и терпеливо, экспериментируйте с различными продуктами и их комбинациями, вкусами, консистенцией. Старайтесь, чтобы ребенок не отвлекался, и не отвлекайтесь сами. Смотрите малышу в глаза, много улыбайтесь ему, хвалите его - сделайте прием пищи временем обучения и любви.

4. Готовьте и храните пищевые продукты безопасно. Мойте ваши руки, руки вашего ребенка и посуду перед приготовлением и приемом пищи. Идеально было бы давать только что приготовленную пищу. Если Вы должны хранить приготовленную неохлажденную пищу, используйте ее в течение 2 часов или сохраняйте только до следующего кормления и прогревайте ее полностью. Храните пищу в прохладе в закрытых контейнерах так, чтобы они были чистыми. Избегайте использовать бутылки, потому что их грудного держать чистыми.

5. Постепенно увеличивайте количество предлагаемой пищи. Начинайте в 6 месяцев с небольших количеств, увеличивая объем в зависимости от проявления интереса ребенка, при этом продолжайте часто кормить ребенка грудью.

6. Меняйте предлагаемые пищевые продукты и НХ консистенцию. Отзывайтесь на интересы вашего ребенка и его способность обращаться с различными по структуре и консистенции продуктами. Вначале малыши нуждаются в мягкой пище, но они быстро учатся жевать. К 8 месяцам младенцы способны есть «пальчиковую» пищу - пищу, которую они могут сами удерживать в руках. К 12 месяцам они обычно могут есть большинство продуктов, которые едят в семье, измельченных или размятых, если это необходимо. Эта пища все еще должна быть богата питательными веществами - «лучшие кусочки с семейного стола».

7. Увеличивайте количество предложений пищи. От 2 до 3 раз в день в 6-8 месяцев и до 3 - 4 раз в день в 9-24 месяца, плюс питательные закуски один или два раза в день, как желательное дополнение к кормлению грудью.

8. Давайте богатые питательными веществами продукты. Давайте мясо, домашнюю птицу, рыбу и/или яйца ежедневно или так часто как возможно. Давайте бобы, горох, чечевицу, ореховую пасту и/или молочные продукты, особенно, если пища не содержит продуктов животного происхождения. Давайте цветные фрукты и овощи ежедневно. Попробуйте не давать «основные» продукты, например, простой рис, овсяную или кукурузную каши, добавьте лучше пищу, богатую питательными веществами типа рыбы, яиц, бобовых или ореховой пасты. Не давайте содовую, сладкие напитки, кофе или чай. Эти напитки заполняют животик и занимают в нем место более питательных продуктов. Если ваш ребенок хочет пить, предложите ему грудное молоко или простую кипяченую воду.

9. Витамины и минералы помогут сохранить здоровье. Давайте малышу разнообразные продукты - так он сможет получить достаточно витаминов и минеральных веществ. Маленькие дети, которые не получают продуктов животного происхождения (вегетарианская или веганская диеты), обычно нуждаются в продуктах с добавлением подходящих витаминов и минеральных веществ, чтобы удовлетворить их пищевые потребности. В зависимости от местных условий, некоторым матерям и детям понадобятся обогащенные витаминами и минералами пищевые продукты или витаминно-минеральные добавки.

10. Кормите грудью чаще, если ребенок заболел. Во время болезни дети могут отказываться от еды и воды. В таком случае грудное молоко ­единственное, что может удовлетворить потребности ребенка в жидкости и питательных веществах. Также предлагайте ребенку ту пищу, которую он любит сам.

6 - 8 месяцев. Исследование пищи и начало прикорма.

Точный выбор времени готовности ребенка к началу введения новой пищи разнится от одного ребенка к другому. Если дети отказываются от пищевых продуктов, нужно попробовать дать им другую пищу на вкус и по структуре. Частое кормление грудью по требованию обеспечивает все потребности в энергии младенцев 6-8 месяцев. С 6 месяцев, два ключевых питательных вещества, которые младенцам требуются в больших количествах, - это железо и цинк.

В начале младенцы нуждаются в мягких пищевых продуктах, которые не требуют жевания ­типа густого пюре, делающееся из овощей, мяса, рыбы, яиц, бобовых. Младенцы, вскармливаемые грудью, уже познакомились со вкусом и ароматом пищи матери через грудное молоко, и исследования показывают, что им, более вероятно, понравятся те пищевые продукты, которые присутствует в диете их матерей. Постепенно количество и разнообразие предлагаемых продуктов может быть увеличено до 2 или 3 раз в день. В этом возрасте нет никаких преимуществ для того, чтобы больше и чаще предлагать другую еду, так как она, вероятно, заместит грудное молоко, что может привести к раннему отлучению от груди.

9-11 месяцев. Едим бо льше.

Поскольку дети привыкают к другой еде, количество предложений пищи может увеличиваться до 3 или 4 в день, с 1 или 2 перекусами, если необходимо. Кормление грудью по требованию должно продолжаться, но для приема пищи может быть полезно установить режим. По-прежнему должно продолжаться знакомство с новой пищей, чтобы расширить разнообразие потребляемых пищевых продуктов (а также и питательных веществ).

12 - 24 месяца. Вход в пищевую нишу семьи.

Около 12 месяцев большинство детей физически способно есть пищевые продукты, подобные тем, которые едят остальные члены семьи. Однако дети всегда должны иметь свою собственную часть пищи, потому что не могут есть с такой же скоростью, как их старшие члены семьи.

Некоторую пищу все еще нужно будет измельчать или толочь.

Пищевые продукты, которых лучше избегать:

Несладкие закуски, типа чипсов и крекеров, имеют бедную пищевую ценность и слишком соленые для маленьких детей. Продукты, содержащие много консервантов и добавок: колбасы, сосиски. Острые, соленые, маринованные продукты. Кондитерские изделия печенье, конфеты, шипучие напитки и колы

обеспечивают энергией, но не содержат питательных веществ (пустые калории). Они могут также привести к кариесу зубов.

Искусственная молочная смесь «с 6 месяцев» или

коровье молоко не является продуктом прикорма для детей на грудном вскармливании.

Что давать Каждый день:

Кормление грудью по требованию плюс …

- «Основной элемент» в питании семьи рис, картофель, пшеница, другие крупы с некоторыми из пищевых продуктов ниже.

Овощи с «основным элементом». (Яркие овощи содержат большее количество питательных веществ, чем бледные).

Фрукты, как закуска и в добавление к основной пище.

Бобовые (бобы, горох, тофу). Особенно когда нет возможности давать пищевые продукты животного происхождения.

Продукты животного происхождения (мясо, домашняя птица, рыба или яйца), если не ежедневно, то как можно чаще, даже в очень маленьком количестве в добавление к «основному элементу».

Молочные продукты (кефир, йогурт, сыр).

Всемирный Союз Содействия Грудному Вскармливанию WABA , Malaysia httD : llwww . waba , orq y

МОО «Ассоциация Консультантов по Естественному Вскармливанию», Москва


Лена

Малыш плачет, отпихивая ложку, плюется кашей, отворачивается, когда мама предлагает ему заботливо приготовленное овощное пюре.

Если для вас такая ситуация знакома, и вы не знаете, что делать, данная статья поможет вам разобраться в причинах, из-за которых ребенок не ест, развить пищевой интерес малыша и правильно начать прикорм.

Почему ребенок не ест прикорм?

Только представьте: 6 месяцев малыш питался грудным молоком или адаптированной смесью. Их вкус уже привычен и знаком крохе. А теперь мама пытается накормить его странной пищей: безвкусным кабачком или капустой. Конечно, ребенок не хочет есть предложенные ему "лакомства"!

Но помимо непривычных вкусовых ощущений существует множество причин, по которым ребенок отказывается от еды:

  • Грудничок не готов к прикорму.

Как определить готовность к прикорму?

  1. Ребенок интересуется тем, как вы едите (тянет ручки, просит еду из ваших рук).
  2. Может сидеть в стульчике хотя бы с опорой.
  3. У него отсутствует выталкивающий рефлекс (то есть он не выплевывает рефлекторно твердую пищу).

В этом случае нужно отложить начало прикорма на некоторое время, а затем попробовать ввести прикорм заново.

  • У ребенка режутся зубы.

Если у грудничка режутся зубы, он может отказываться от пищи. Твердая еда причиняет боль - воспаленные десны раздражаются и причиняют сильную боль малышу. Съев ложку каши ребенок может заплакать, отталкивать маму, отпихивать ложку.

Что делать?

Нужно временно отложить прикорм и возобновить его после улучшения самочувствия ребенка.

Даже если ребенку 9 месяцев, он вполне спокойно проживет на одном грудном молоке или смеси - за несколько дней он не потеряет в весе и не лишится питательных веществ.

Прикорм до года - всего лишь знакомство грудничка с пищей, а основное питание - это молоко или адаптированная смесь!

Ребенок болен. Если у малыша температура, или его что-то беспокоит - давать прикорм не только не нужно, но и опасно! Выясните причину недомогания младенца и отложите введение прикорма до улучшения самочувствия.

  • Невкусная еда.

Малыши в силу возраста не знакомы с солью, сахаром и специями. Однако даже при этом они понимают, что вкусно, а что не очень.

Грудничкам, питающимся маминым молочком в этом плане проще: через молоко они получают некоторое знакомство с запахами и вкусами "взрослой пищи".

Многие дети, находящиеся на искусственном вскармливании, получают однообразное питание и тяжелее переносят начало прикорма.

Что делать, если ребенок не ест прикорм по этой причине?

Пробовать готовить разные блюда. Конечно, тяжело разнообразить еду, когда готовишь пюре из кабачка или брокколи.

Однако и здесь есть варианты:

  • отваривать или готовить овощи на пару (разная степень обработки дает различные вкусы);
  • можно пробовать промышленные баночные пюре разных фирм, если ребенок не ест мамину еду.
  • Следите, чтобы пища была оптимальной по температуре: возможно, ребенку не нравится слишком холодная или горячая еда.
  • После первого прикорма, когда надо давать монокомпонентные пюре, придумывайте различные вкусовые сочетания: безвкусный кабачок и ароматная тыква, вкусный картофель и цветная капуста, интересный по вкусу зеленый горошек и шпинат...
  • В каши добавляйте фрукты и капельку сливочного масла - так еда покажется малышу более вкусной и сладкой.
  • Найдите нужную консистенцию: возможно ребенок не ест жидкие пюре, но захочет съесть мелко порезанные овощи. Или не хочет есть обычную кашу, и ее нужно вбить блендером для получения более нежной консистенции...

Что такое прикорм для ребенка?

Прикорм - это знакомство ребенка с новой пищей. Он не заменяет смесь или грудное вскармливание, а только подготавливает малыша к взрослой пище.

До года вполне можно обойтись без прикорма - это не значит, что ребенок ест грудь все 12 месяцев исключительно.

Просто при необходимости можно некоторое время питаться только грудным молоком или смесью: малыш от этого не будет плохо себя чувствовать.

Грудное молоко - полноценное питание, которое может обеспечить малыша всеми необходимыми нутриентами (адаптируясь по составу в соответствии с возрастом грудничка). Смесь же можно покупать в зависимости от возраста и состояния здоровья младенца.

Задача первого прикорма - познакомить ребенка с новыми вкусами, адаптировать желудочно-кишечный тракт к твердой и разнообразной пищи.

Почему раньше вводили прикорм с 3 месяцев?

  1. Отсутствие доказательной базы о продуктах для младенцев.
  2. Следствие послевоенного времени, когда женщины старались быстрее завершить грудное вскармливание, чтобы выйти на работу после декрета и "поднимать страну".
  3. Недостаток знаний о детском организме и работе ферментов.

Сейчас прикорм вводится с 6 месяцев, и это считается оптимальным возрастом, когда ЖКТ грудничка способен принимать и переваривать пищу, отличную от грудного молока.

Подробнее о введении прикорма .

Принципы введения прикорма

Постепенность.

Начинать надо с монокомпонентных овощных пюре (а если ребенок набирает мало в весе, то с каши, сваренной из одного вида крупы). Фруктовое пюре вводить можно с 6 месяцев, но желательно, после круп и овощей.

Добровольность.

Нельзя заставлять ребенка есть: на пользу ему это не пойдет.

"Ложечка за папу и ложечка за маму" не привьет любовь к пищи и не вызовет пищевой интерес: малыш должен захотеть есть сам, а не для кого-то.

Грудное вскармливание - это главное.

Кормите грудью (или адаптированной смесью) до и после прикорма. Замена грудного вскармливания прикормом приведет к раннему отказу от груди. К тому же в небольшой порции молока намного больше питательных веществ и витаминов, чем в пюре из кабачка или кукурузной каше.

Наблюдение за реакцией малыша.

Прикорм ребенку надо вводить осторожно: каждый продукт начинайте давать по 1 чайной ложки, довод за неделю до возрастной нормы: так минимизируется риск аллергических реакций.

Какие бывают виды прикорма?

Прикорм делится на педагогический и педиатрический.

Что такое педагогический прикорм?

Модный сейчас педагогический прикорм - это питание ребенка с тарелки родителей.

Конечно, не стоит понимать это буквально, и кормить малыша в 6 месяцев пловом и конфетами. Цель этого вида прикорма - познакомить ребенка с взрослой пищей, приучить к трапезе вместе с мамой и папой, тем самым развивая пищевой интерес.

Принципы прикорма:

  1. Пересмотреть свое меню: если хотите кормить малыша своей едой, готовьте на пару без соли и масла, выбирайте нежирное мясо и качественные овощи!
  2. Кормите кусочками, по возможности не прибегая к помощи блендера.
  3. Ешьте одновременно с ребенком.

Цель педагогического прикорма - не накормить, а только познакомить ребенка с новыми вкусами.

Педиатрический прикорм - это всем знакомый вид прикорма, когда продукты вводятся в соответствие со схемой ввода продуктов.

Оптимальный способ кормления ребенка - сочетание педиатрического и педагогического прикорма.

Практические советы: как вводить прикорм, чтобы не нарушить пищевой интерес?

Развлечениям - нет!

Почему-то считается, что ребенка проще накормить "под телевизор" или размахивая игрушкой, имитируя веселую игру "покорми зайку или мишку".

Однако развлечения во время обеда или ужина - прямой путь к отказу от прикорма. Ребенок не концентрируется на процессе принятия пищи: ему больше интересны мультики и игрушки. Так он перестает воспринимать еду как что-то интересное и вкусное и относится к пище, как чему-то дополняющему игру.

Ешьте вместе.

Старайтесь трапезничать в одно и то же время. Сажайте малыша за общий стол, ешьте с ним из одной тарелки. Дайте ребенку ложку - пусть он покормит и вас!

Когда младенец видит, как вам вкусно, как вы сами едите - он будет есть! Ведь маленькие дети так любят повторять все за родителями.

Не заставляйте есть сытого ребенка.

У малышей прекрасно развито чувство

Конечно, не стоит доводить ребенка до состояния голодного обморока, но малыш должен немного проголодаться перед обедом!

Не превращайте еду для ребенка в потеху для взрослого.

Часто бабушки требуют: дай корочку хлеба помусолить, морковку, лизнуть конфетку, откусить печенье...

Все это - развлечение для взрослых. Никакой пользы сладости, хлеб или твердые сырые овощи не принесут - только вред. Для того, чтобы почесать десны придуманы ниблеры и грызунки, а заинтересовать малыша новой пищей можно, дав ему небольшой кусочек фрукта или полезные самодельные печенья...

Не боритесь с ребенком.

Заставлять есть малыша не нужно. Он должен сам определить, будет он есть прикорм или нет. Если малыш съест перу ложек каши и отталкивает ложку, плюётся и плачет, пойдите ему навстречу и прекратите кормление.

В следующий раз он съест больше, зная, что никто не будет его заставлять.

Голодным в любов случае грудничок не останется, ведь основное питание - это молоко или смесь!

Дайте малышу свободу действий!

  • Дайте ему ложку, свою тарелку с небольшим количеством еды.
  • Разрешите есть кусочки руками.
  • Конечно, в таком случае после трапезы придется отмывать и кухню, и малыша: зато ребенок будет доволен и проявит итерес к еде!

Не заставляйте есть целую порцию.

Какая норма объема еды для ребенка?

  • с 6 до 8 месяцев: 120 мл пищи
  • с 9 до 11 месяцев: 120-150 мл
  • с 1 года до 2 лет: 180-260 мл

Однако эти цифры не означают, что малыш должен съесть ровно отмерянные мамой граммы на весах. Он может съесть меньше - недостаток калорий он получит со смесью или молочком. Насильное привлечение к пище снижает пищевой интерес у ребенка!

Еда должна быть вкусной!

Готовьте пищу разными способами, находите необычные сочетания и комбинируйте! Малыши могут отдавать предпочтение какому-либо продукту: в этом случае сделайте его основой и постепенно добавляйте новые ингредиенты.

Если ребенок ест только покупное пюре - позвольте временно кушать ему именно их.

Пусть первый прикорм у ребенка ассоциируется с приятной спокойной обстановкой.

Если вам предстоит небольшая поездка, или вы идете в гости - не стоит поддаваться суете и набирать с собой множество баночек с питанием или продуктами для его приготовления.

Если вы понимаете, что малыш еще не привык к взрослой пищи - покормите его смесью или грудью, так вы избежите ненужной паники и слез у ребенка.

Внимание!

Как бы вам ни казалось, что питание ребенка пресное, невкусное - боритесь со своим желанием посолить, поперчить или посластить блюдо.

Вкусовые рецепторы малыша еще не знакомы с ненужными специями и подсластителями, поэтому их отсутствие не вызовет страдания у младенца. А вот наличия вредного в пище принесет ощутимый вред.

Сахар и соль детям до года.

Сахар в прикорме.

Ребенку до 4 лет сахар давать не стоит. Вред от него колоссальный, а пользы никакой (кстати, для взрослого тоже!).

Норма сахара для ребенка с 4 лет - не более 5 г в сутки.

Приятные вкусовые ощущения малыш может получить от сладких фруктов и ягод, а глюкозы поступает в организм из других продуктов.

Чем вреден сахар ребенку?

Сахар - это риск ожирения

  • Нагрузки на поджелудочную железу
  • Снижение иммунитета
  • Кариеса
  • Рахита
  • Авитаминоза
  • Снижения зрения
  • Сахарного диабета
  • Заболеваний пищеварительной и сердечно-сосудистой систем
  • Кроме того, познакомившись с сахаром, особенно в виде конфет и тортиков, ребенок не станет есть несладкую кашу или овощи.

Поэтому насколько это возможно, отложите момент знакомства малыша с этим вредным продуктом.

Почему нельзя соль детям?

  • Соль вызывает задержку жидкости в организме.
  • Увеличивает нагрузку на сердце и почки.
  • Снижает метаболизм
  • А также нарушает чувствительность сосочков языка.
  • После того, как ребенок попробует соленое, он может отказаться от пресной пищи, а это чревато вышеуказанными последствиями!

Норма соли для детей:

  • 1-3 года: 3 г в сутки
  • 4-7 лет: 8 г в сутки.

Здравствуйте!

Было несколько писем от мам с маленькими детками о начале прикорма и с чего его лучше начинать, поэтому поговорим об этом. Даже если малыш старше – прочтите, т. к. иногда корни сложностей в питании лежат именно в начале пути.

«Мой вопрос заключался вот в чём: к 8 месяцам у ребёнка так и не проснулся пищевой интерес. Когда я сажусь кушать, всегда беру её с собой (или на колени, или в свой стульчик рядом, или просто на пол в кухне), она сидит смотрит, играет с игрушками и никакого интереса к еде не проявляет. Впервые дала попробовать свою пищу в 6 с лишним месяцев, начинала с каш, которые сама кушаю, супчики.

Если даже она что-то кушает, то пробует пол ложки, кривится и дальше закрывает рот руками и есть отказывается. Такая реакция на любую взрослую еду, даже на сладкое:)

Пробовала вообще ничего не давать и не трогать на протяжении трёх недель, ничего не изменилось.
Может пососать курагу или яблочко, но не всегда, чаще просто бросает.
Ребёнок полностью на ГВ, соску не сосала, прибавляет в весе и развивается хорошо.
Бабушки бьются в истерике, что я ребёнка голодом морю:)

Собственно, вопрос: это я что-то делаю не верно, раз она до сих пор есть не хочет, или нужно просто дождаться момента, когда у неё психика дозреет до «хочу делать как мама», и тогда пищевой интерес заработает в полную силу?

Ещё раз огромное спасибо!»
Анна

Спасибо за вопрос!

Итак, пищевой интерес – что это?

По большому счёту это проявление двух важных моментов:

  • ребёнок стремится быть ориентирован на взрослого;
  • его пищеварительная система созрела для знакомства с новой пищей.

До 6 мес. мы стараемся кормить только грудью, без лекарств, добавок, ферментов и т. д. Думаю, вы слышали такой термин «исключительно грудное вскармливание» - вот так и нужно постараться сделать.

У большинства детей именно в период между 6 и 7 месяцами появляется желание залезть в мамину тарелку, перехватить ложку или добраться до куска яблока , сушки, груши, если Вы её кушаете при ребёнке. Это и есть пищевой интерес! Ребёнок буквально сигналит – «ХОЧУ! Я готов! Дай мне тоже попробовать!»

Вот в этот период и оптимально начинать прикорм. Раньше в силу каких-либо личных обстоятельств тоже можно, но лучше всё равно идти маленькими шагами, не заменять грудные кормления прикормом и не стремиться увеличивать порции – иначе аппетит совсем пропадёт.

У детей до года на восстановление пищевого интереса уходит от 2 до 4 недель. Если ребёнок плохо ест в год , то восстановление аппетита займёт от 3 недель до 1,5-2 месяцев! Чем старше, тем сложнее – поскольку уже и социальные факторы накладываются, и характер, и привычки.

Старайтесь сразу всё сделать во время и правильно!

Почему пищевой интерес может не просыпаться?

  1. Возможно Вы ждете очень активных действий от ребёнка, а он у вас по темпераменту тихий - попросил один раз, руку протянул – не дали, ну и ладно – ушёл своими делами заниматься.
  2. Время усаживания за стол.

Лучше усаживаться с ребёнком за стол через 1-1,5 часа от его просыпания и при этом не кормить грудью сразу перед приемом пищи. Грудь - это что? Это и спокойствие, и уверенность, и питание! Некоторых детей грудь может сбивать.

  1. Ребёнок садится за стол всегда только с мамой, вдвоём.

Это на самом деле бич нашего образа жизни. Папа на работе, приходит поздно – когда малыш уже спит. Гости могут заходить редко. И получается, что мама одна должна воссоздать для ребёнка и конкуренцию, и большую общину, и показать, что еда - это ценность.

Для некоторых детей этот момент имеет первостепенное значение. Ребёнок видя маму за одним и тем же действием каждый день не чувствует важности этого события. Да и, если честно, посмотрите как мы едим, когда кушаем одни? Скорее всего быстро, без особого интереса, сильно не украшая и не накрывая стол: поели – убрали - помыли.

Ребёнок ничего толком и не понял!

  1. Внутреннее ожидание от ребенка что «нужно есть…»

На эту тему можно отдельную статью написать, но дети невообразимым образом чувствуют наше внутреннее состояние. Если мы внешне делаем всё верно, как я и рассказываю в курсе, но внутри сидит ощущение и мысль: «Ну когда же ты съешь эту тарелку супа? Почему опять ешь мало?», - не будет прогресса.

  1. Ешьте так, как едите какой-то запрещенный продукт, и не хотите им делиться.

Чтобы полностью прояснить для себя: как, что и в какой последовательности делать, чтобы добиться хорошего аппетита у ребёнка –

На данный момент это лучшее решение!

Что ещё хочется сказать по поводу письма автора:

Слушать и переживать насчёт мнения бабушек не стоит – до года грудное молоко полностью способно обеспечить ребёнка всем необходимым!

НО! При этом не стоит расслабляться, т. к. в период между 7 и 9 мес. ребёнок должен решить очень важную задачу – научиться пережёвывать твёрдые кусочки и глотать их! Если мама пропускает это возраст – могут быть (не обязательно, но могут) сложности с твёрдой пищей.

Мне регулярно пишут мамы, которые вводили прикорм пюрешками и сейчас, когда ребёнку 1 – 1,5 лет, он не может есть твёрдую пищу: давится, плюётся, выталкивает.

Проанализируйте те причины, которые описаны в этой статье, может быть, исправив их, вы уже заметите, что ребёнок с большим интересом смотрит на взрослую еду.

Всему в природе отведено своё время!

Людмила Шарова,

консультант по грудному вскармливанию и введению прикорма.

Пищевой интерес у ребенка проявляется после 6 месяцев. Он возникает не из-за чувства голода, это рефлекторное состояние, характеризующееся готовностью детского организма физически и психологически поглощать пищу, отличную от грудного молока.

Проявление пищевого интереса

Пищевой интерес у ребенка заметить легко:

  • Малыш проявляет явный интерес к еде во время приема пищи матерью;
  • Его невозможно отвлечь ложкой или другими столовыми приборами;

Так же о готовности будет свидетельствовать угасание рефлекса выталкивания кусочков изо рта.

Важно отличать пищевой интерес от обычного детского любопытства. Проведите эксперимент: дайте ребенку несъедобный предмет со стола, например, ложку или салфетку. Если малыш проявит любопытство и начнет внимательно изучать предмет, о пищевом интересе говорить рано. А если ложка или салфетка останутся без внимания, а ребенок продолжит тянуться к еде, это говорит о его заинтересованности. Задумайтесь о введении прикорма.

введение прикорма До появления ПИщевого интереса — опасно

Грудное вскармливание безопасно для здоровья. ВОЗ рекомендует вводить ознакомительный прикорм после 6 месяцев и появления пищевого интереса.

Цель прикорма до года — ознакомление с новыми продуктами и получение навыков самостоятельного питания. При этом, грудное молоко остается основным источником питания. Важно знать, что незрелый ЖКТ ребенка не способен усвоить все полезные вещества из еды, прикорм как раз и является стимулом для выработки ферментов. Это обуславливает необходимость продолжения активного ГВ.

Пищевой интерес на биохимическом уровне – это созревание ферментов, необходимых для переваривания пищи. Пока его нет, организм ребенка может отвергнуть еду, предложенную родителями.

Какие варианты прикорма могут выбрать родители?

Когда у ребенка появляется пищевой интерес , родители могут выбрать, какой прикорм вводить ребенку. Различают 2 типа:

Педиатрический прикорм

Такая тактика подразумевает постепенную замену грудного молока другой пищей. Это ведет к раннему завершению грудного вскармливания и происходит так:

  • Еда вводится в рацион постепенно, по одному продукту из пищевой группы, причем в малых количествах;
  • Примерно через неделю вводят другой продукт из этой же пищевой группы.
  • Через месяц начинают давать продукты из другой пищевой группы;


Поделиться