Создаются загадки. Методические рекомендации "алгоритм создания загадок". «Сценарное мастерство и основы драматургии»

Как жанр народного творчества загадка давно привлекает внимание писателей и поэтов, которые создают литературные загадки. Литературная загадка продолжает традиции народной загадки: она основывается на том же образном представлении о предмете, сравнении и сопоставлении.

Загадки, будучи разнообразны по тематике и содержанию, едины по своей сущности, по проявлению своей главной особенности. Главная особенность загадки состоит в том, что эта миниатюра представляет собою логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.

Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами. От способа шифра зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

В исследованиях Ю.Г. Илларионовой были выделены различные способы построения логических задач в загадках:

Загадка, построенная на перечислении признаков предмета, явления.

В числе их могут быть величина, цвет, форма, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и нужно найти отгадку.

Например: Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку

Здесь перечислены четыре признака, свойственные кролику; признаки внешнего вида и действия животного.

Загадки, в которых характеристика дается кратко, с одной-двух сторон.

Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета:

Всегда во рту, а не проглотишь.

Чтобы решить подобную задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с этим единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке.

Загадки, построенные на основе отрицательного сравнения.

Например: Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путем исключения возможных, но ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку.

Метафорические загадки.

Разгадывание представляет собой расшифровывание метафор.

Например: Красненьки сапожки в земельке лежат. (Свекла)

Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное, решить логическую задачу.

Необходимо выделить композиционные и языковые особенности загадок.

Загадка, как мы отметили, всегда вопрос, но оформляется он по-разному. Загадка может быть представлена в виде вопросительного предложения: Кто на себе домик носит? (Улитка.) Но чаще загадка состоит из одного или нескольких повествовательных предложений, обозначающих признаки, а вопрос возникает в сознании слушателя, потому что содержание этих предложений непонятное, необычное. Сама непонятность загадки оказывается, таким образом, ее скрытым вопросом, оформление которого становится заботой отгадывающего: Зубасты, а не кусаются. - «Что это?» (Грабли).

Богаты и разнообразны изобразительно-выразительные средства загадок. Это объясняется самой природой загадки, требующей сопоставления, иносказания, красок, точности в употреблении языковых средств.

Цель создания загадки - поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову, поэтому в ней средства языка используются таким образом, чтобы создавалась преднамеренная многоплановость понимания.

Употребление слова в ином, переносном значении - наиболее распространенный прием для создания загадки. Употребление слова в переносном значении чаще всего оказывается возможным на основе внешнего сходства предметов: или их общего вида и общего назначения, или только их частных признаков - формы, окраски, действий. Так, в загадке - У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет - гвоздь упадет - по принципу внешнего сходства сосулька названа белым гвоздем.

Итак, композиционные и языковые особенности загадки обусловлены своеобразием жанра. Они делают загадку выразительной, а логическую задачу занимательной.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей младшего школьного возраста. Сама природа загадки, ее назначение требуют от разгадывающего особенно вдумчивого отношения к ее языковой форме: словарю, морфологии, синтаксису. Они помогают ребенку увидеть вторичные значения слов. Загадки позволяют развивать детские языковые представления о возможностях переносного употребления слова.

Таким образом, под влиянием загадок у младшего школьника складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но естественно и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.

Загадки полны познавательного смысла. Загадка ставит перед ребенком вопросы:

Что откуда?

Что из чего делается?

Что чему служит?

Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью, то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

Каждая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Все, что раньше было для ребенка предметом знакомства и стороннего наблюдения, что составляло пространство его жизни, теперь - предмет загадывания.

Играя в загадку, ребенок как бы сдает экзамен на сообразительность. Хорошо ли он знаком с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений. Наблюдение и изучение жизненных явлений в сложных и многообразных связях является базой для логически правильного рассуждения и умозаключения.

Подводя итог сказанному, отметим, что с древнейших времен загадки были своего рода поэтическим окошком, открывавшим ребенку окружающий мир с таких сторон, которые невидимы при поверхностном наблюдении. Загадки учили «смотреть в корень», видеть взаимосвязь всего сущего, находить схожее в различном и отличия в одинаковом. В загадках мир поэтизирован, предстает необычным, удивительным, наделенным душой, чувствующим, действующим, говорящим с человеком. Как литературное произведение, вводит младших школьников в целый мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами языка.

Зачем загадывают и отгадывают загадки?

Потому что детям нравится раскрывать тайны. Это факт. А еще они любят запоминать услышанное и потом проверять друг друга.

Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок (наверное, путем озарения) догадывается, каков ответ (или в более сложных случаях сам загадавший подсказывает до тех пор, пока кого-то не осенит) . Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук».

Но если копнуть глубже, то такое «знание» загадок и, соответственно, умение вспомнить нужную отгадку – это просто навык запоминания. Мышление не работает, и творческое тоже. Да-да.

Итак, гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому.

Сделать это совсем не трудно, даже самым маленьким (с небольшой помощью взрослого).

Простые модели сочинения загадок для самых маленьких

(от Т.А. Сидорчук и А.А. Нестеренко)

Загадки по этим моделям могут придумывать дети 3-4 лет.

Модель 1

1. Придумать, о чем будет загадка,

2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4),

3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.

Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на таблицу. Пусть наша загадка будет про котенка.

Добавляем слова-связки и получаем загадку:

Ласковый, но не солнышко,

Теплый, но не свитер,

Усатый, но не сом.

Модель 2

Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия , которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.

У меня снова про котенка.

Получилась загадка:

Охотится, но не волк,

Умеет прыгать, но не мяч,

Урчит, но не мотор.

Модель 3

Здесь в таблицу нужно записать, на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Еще раз про котенка:

Похож на игрушку, но живой,

Похож на льва, но без гривы,

Похож на сову, но не летает.

Рисовать таблички каждый раз совершенно не обязательно! Достаточно представлять себе мысленно нужную модель. А можно даже в одной загадке объединять две модели.

Если посмотреть на такой способ придумывать загадки шире, то можно применять его на более старших учениках для лучшего запоминания научных понятий из химии, физики, биологии. В этом помогает то, что в процессе сочинения задействуется образное мышление, а, значит, запоминание проходит эффективнее.

Способ сочинять загадку для детей от 7 лет

(от А.В. Кислова и Е.Л. Пчелкиной)

Шаги алгоритма отчасти похожи на уже описанные, но их чуть больше:

1. Выбрать объект;
2. Выбрать от 1 до 3 свойств объекта – видимых, слышимых, осязаемых, вкусовых, постоянных или изменчивых;
3. Каждое выделенное свойство дополнить образом, который возникает по ассоциации;
4. Представить себя на месте исходного объекта и описать связанное с этим впечатление;
5. Выделить из пунктов 3 и 4 наиболее яркие, интересные и оригинальные описания, объединить их в небольшой рассказ или стихотворение.

Мы с ребятами придумывали загадку про неисправную лампочку, которая мигала у нас над головой. Конечно, сам алгоритм я не записывала слово в слово, а просто обозначала шаги значками. Вот как это происходило.

Не беда, если загадка не складывается в стихотворение! Прозаические загадки-рассказы тоже очень интересны и необычны, а главное, побуждают к речевому творчеству.

Загадка - это своеобразный диалог: один загадывает, другой отгадывает. Многие загадки в первой части не содержат прямо­го вопроса: в них дается замысловатое описание предмета, по которому надо отгадать, о чем идет речь. При этом первая часть обязательно предполагает ответ. Например: Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).

Иногда загадки построены в виде прямого вопроса: Что вид­но только ночью? (звезды); Что за тварь людей питает, в церкви освещает? (пчела).

В большинстве загадок описание признаков предмета, кото­рый надо отгадать, дано от третьего лица. Нередки загадки, в которых описание дано от первого лица - отгадываемого пред­мета. Например:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут - Я все терплю и всем добром плачу (земля).

Встречаются загадки, построенные на диалоге:

- Это черная?

- Нет, красная.

- А почему белая?

- Потому, что зеленая (красная смородина).

Нередки загадки, в которых отгадываемый предмет описан путем отрицания:

Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь (репа).

Встречаются загадки, в которых описание изложено в услов-, ной форме:

Кабы я встала -

До неба достала,

Кабы руки да ноги -

Я бы вора связала.

Кабы рот да глаза -

Я бы все рассказала (дорога).

В загадках использованы разнообразные средства и приемы художественной выразительности. Среди них прежде всего сле­дует назвать метафору.

М. А. Рыбникова отметила, что в загадках метафора черпает свой материал из круга хозяйственных впечатлений. Руки - овечки, куде-ля - стог:

Пять овечек стог подъедают,

Пять овечек прочь отбегают.

Игла - свинка, золотая щетинка, соха - корова, все поле рогами перепорола. Среди метафорических образов животных преобладают до­машние, а среди них - корова, бык и конь (кобыла, жеребец). Они используются очень многообразно, во всех «слагаемых»: рога, хвост, гри­ва, копыта, молоко, ржание, рев, бег и т. д. Дикие животные - медведь, волк, лиса, заяц - обслуживают незначительное число загадок. Обиль­ны птичьи метафоры, и в них также чаще всего встречаются домашние птицы: курица, петух, гусь. Тетерев, галка, орел, сокол фигурируют зна­чительно реже.

Метонимии в загадках встречаются реже метафор. Загадка называет материал, из которого сделан предмет:

Стоит дерево, (стол)

На дереве конопля, (скатерть)

На конопле глина, (горшок)

На глине капуста, (щи)

А в капусте свинья, (свинина)

Используются в загадках, хотя и не очень часто, разнообраз­ные сравнения:

Бел как снег,

В чести у всех (сахар).

В некоторых загадках для сравнения использованы образы Священного писания и старославянская лексика:

Взят от земли, яко же Адам;

Ввержен в пещь огненную, яко три отрока;

Взят от пещи и возложен на колесницу, яко Илия;

Везен бысть на торжище, яко же Иосиф;

Ставлен на лобное место и биен по главе, яко же Иисус;

Возопи велиим гласом, и на глас его приде некая жена,

яко же Мария Магдалина,

И, купивши его за медницу, принесе домой;

Но расплакался по своей матери, умре,

И доныне его кости лежат не погребены (горшок,).

Встречаются в загадках и антитезы. Например:

Матушкой-весной в платьице цветном.

Матушкой-зимой в саване одном (поле).

Некоторые загадки построены путем изменения названия отгадки, при этом начальные звуки сохраняются, а конец слова сильно изменен:

Стоит пендра.

На пендре лежит дендра

И говорит кондре:

"Не лазай на пендру.

Там не одна кандра -

И ундра есть" (печь, дед, кот, каша и утка).

Из приведенных примеров видно, что загадки часто рифмо­ваны. В двустрочных загадках строки могут рифмоваться. В мно­гострочных рифмовка разнообразна. Смежная рифма:

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены;

Ходит дом ходуном

На столбе золотом (рожь).

Иногда первая строка рифмой не связана, другие зарифмо­ваны:

Маленький, горбатенький.

Все поле обежал,

Домой прибежал -

Целый год пролежал (серп).

Часто в загадках встречаются эпитеты, аллитерации и звуко­подражания (см., например, в Хрестоматии варианты загадки о бруске для заточки косы).

Каждая загадка - это отдельное художественное произведе­ние со своими поэтическими особенностями.

36. Загадки.

Загадка – замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном, уводящем в сторону виде.

Чаще всего загадки имеют иносказательный характер.

Способы создания загадок.

В основе создания загадок лежит сопоставление различных предметов реального мира по их отдельным качествам и признакам. Несколько способов создания загадок:

Предметы сопоставляются на основе какого-нибудь внешнего сходства: «Как во поле, во кургане стоит девушка с серьгами» (овёс)

Предметы сопоставляются по цвету: «Под лесом, лесом красна понька висит» (рябина)

Предметы (явления) сближаются на основе каких-либо признаков их внутренней структуры.

Предметы (образы) сравниваются по их функции, по той роли, которую они роли выполняют в бытовой жизни народа: «Синенька шубенка весь мир покрыла» (небо).

Предметы сопоставляются по особенностям их движения: «Бурко бежит, а оглобли стоят» (река и её берега).

37. Детский фольклор

область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. История происхождения и развития Ф.д. не вполне изучена, но мн. исследования показывают его связь с календарной и семейной обрядовой культурой, в которую ребёнок органично включён. Глубинные и многоуровневые связи с фольклором взрослых особым образом отразились на самой структуре Ф.д., его сюжетно-тематической основе, роли и функциях в жизни ребёнка, системе поэтических средств.

Как сфера народной культуры Ф.д. относительно самостоятелен. Он обладает собственной жанровой системой и эстетической спецификой. Каждый жанр Ф.д. по-своему способствует сохранению душевного и физического здоровья ребёнка, развитию его личности, установлению её многообразных отношений в сообществе взрослых и детей. Очевидно, именно ориентация Ф.д. на общие закономерности возрастного развития детей, чёткое функциональное назначение каждого жанра обусловливают глубокое типологическое сходство разных его национальных форм. При этом каждая из них обладает самобытными особенностями, незаменимым источником сохранения и наследия народного менталитета. В 20 в. формируется, в т.ч. и в России, научное направление - фольклористика детства, в рамках которой изучается Ф.д.

Классификация материала русского Ф.д. на основе функционально-возрастного критерия делит его на две группы. В первую группу ("поэзия пестования"), обращённую взрослыми к самым маленьким детям, входят колыбельные песни, пестушки, потешки и прибаутки. Колыбельные песни - произведения, назначение которых успокоить и усыпить ребёнка. В народе их называют "байками" (от глагола "баять", "баить" - "говорить"; древнее значение его - "заговаривать"). К заклинательной поэзии восходят самые древние образы и сюжетные мотивы колыбельных песен (Дрёмы, Буки, Кота). К таким мотивам относится и накликание смерти на ребёнка как способ уберечь его от болезней. По мере исторического развития колыбельные песни утратили обрядовую, заклинательную функцию; расширился диапазон тем и сюжетов, в т.ч. за счёт других жанров фольклора. Важнейшая особенность всех колыбельных песен - монотонный ритм и успокаивающий мелодико-интонационный стих. Пестушки - произведения, предназначенные для сопровождения физических упражнений и гигиенических процедур, необходимых для младенца. Ритмичные, весёлые приговоры, соединённые с приятными для ребёнка поглаживаниями, бодрыми или плавными движениями ручек и ножек, которым обучают его взрослые, доставляли удовольствие и развивали как физически, так и эмоционально. В потешках - первых играх взрослых с маленькими детьми - поэтические произведения соединяются с драматическим сюжетом, в котором персонажами становятся пальчики, ручки, ножки младенца, руки того, кто его забавляет ("Ладушки", "Коза рогатая", "Сорока- воровка" и т.д.). В потешках содержатся первые уроки нравственности, элементы обучения счёту, соотношениям в размерах. Прибаутки - песенки или приговоры более сложного содержания, которыми взрослые забавляли детей. От потешек они отличаются тем, что не связаны с игровыми действиями, а привлекают внимание ребёнка исключительно поэтическими средствами. Одна из разновидностей прибауток - небылицы-перевёртыши (наследие рассказчиков-балагуров). Они представляют собой песенки-стихи, в которых произвольно изменены связи и отношения, характерные для реальной действительности. Ребёнок, понимающий истинное соотношение явлений, учится признавать перевёртышную условность как способ создания художественной действительности. Поэтика народных прибауток оказала существенное влияние на развитие профессиональной поэзии для детей. В жанре прибаутки как бы соединяются взрослый и детский фольклор. Детские прибаутки также обеспечивают преемственность между двумя группами Ф.д. - поэзией пестования и собственно детским фольклором.

Собственно детский фольклор включает несколько жанровых объединений. Календарный Ф.д. объединяет заклички и приговорки, большинство из которых связано с древними заклинаниями и заговорами, с верой в магическую силу слова, воздействующего на природу. В определённых ситуациях дети выкрикивали хором обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. Существовали и индивидуальные приговорки. Заклички и приговорки со временем превратились в игру, но в силу своего происхождения они до сих пор открывают для детей традиционный способ общения с миром природы.

Игровые жанры составляют самую значительную по количеству произведений, разнообразию их типов и форм часть Ф.д. Игровые припевы и приговорки по своему происхождению глубоко уходят в древность, отражая старинные обрядовые обычаи и игры. Традиционные детские игры были тесно связаны с жизнью и бытом крестьян, имитировали охоту, посев и обработку льна, свадебные обряды и др. Большинство современных игр и в настоящее время соединяет в себе педагогические и эстетические функции, способствуя приобщению детей к народной культуре. В игровом фольклоре выделяются т.н. игровые прелюдии - жеребьёвые сговорки, считалки. В этих жанрах особенно проявилась творческая фантазия детей, хотя толчком для неё часто становились произведения, созданные взрослыми. Жеребьёвые сговорки - рифмованные формулы-вопросы, с которыми обращаются к "маткам" при необходимости по условиям игры разделиться на две партии. Для этого дети широко использовали традиционные образы из сказок, песен, загадок и пр. ("Наливное яблочко или золотое блюдечко?", "Грудь в крестах или голова в кустах?"). Считалки - исполняемые скандированием рифмованные и ритмизованные произведения, с помощью которых дети распределяют функции в игре, определяют очерёдность действий её участников. По происхождению считалки - наиболее архаичные жанры, передающие веру древних в судьбу, выпадающую каждому по жребию или магическому, зашифрованному пересчёту. Со временем по аналогии со старыми возникали новые считалки, увеличивалось количество осмысленных сюжетов, часто складывавшихся из взрослых и детских фольклорных произведений другого назначения; водевильных песенок и переделок детских стихов, созданных профессиональными авторами (например, считалка "Раз, два, три, четыре, пять, / Вышел зайчик погулять", прототипом которой является стихотворение поэта 19 в. В.Ф. Миллера). Как ни один другой жанр Ф.д. считалки давали широчайший простор для импровизации на традиционной основе, для развития умения комбинировать и создавать неожиданные сочетания мотивов и образов; придумывать новые.

Сатирический Ф.д. выполняет особую функцию во взаимоотношениях, складывающихся среди детей. Произведения сатирического Ф.д. способствуют психологической закалке ребёнка, помогая ему найти своё место среди сверстников с помощью испытания острым (на детский взгляд) словом. Такова дразнилка - унаследованный от взрослых жанр, который включает прозвища, клички, присловья. Некоторые дразнилки осуждают отрицательные качества и явления: плаксивость, ябедничество, обжорство, воровство ("Ябеда-корябеда, солёный огурец!"). Ребёнок, умеющий за себя постоять, найдёт и подходящий ответ обидчику, т.н. оговорку: "Обзывайся целый год, всё равно ты - бегемот; обзывайся целый век, всё равно я - человек!". Видом сатирического Ф.д. являются и поддёвки, которые представляют собой искусственный или естественный диалог, в котором человек ловится на слове ("Скажи: Медь - Медь - Твой отец медведь").

Ф.д. как объективное отражение особенностей детской жизни в ту или иную эпоху - явление развивающееся. Система жанров, в основном сформировавшаяся в условиях аграрной страны с устойчивым домашним бытом, стала постепенно изменяться с развитием школьного образования, бытового и хозяйственного уклада в России. Городские грамотные дети, в противовес неграмотным сельским - хранителям бытовых и поэтических традиций, становились трансформаторами Ф.д. Городской гимназический фольклор 19 в., свидетельства о котором скупы, повлиял на расширение тематического состава Ф.д. (особенно загадок-каламбуров, загадок-игр), способствовал развитию и укреплению прозаических жанров (страшные истории, анекдот). С уменьшением в воспитательной практике семьи и детских учреждений доли традиционной поэзии пестования современная детская устная культура всё более обособляется от культуры взрослых; изменяются типы отношений между двумя этими формами культуры. Происходит переориентация на другие фольклорные жанры взрослых - частушку, анекдот, а также на произведения, созданные профессиональными авторами. Если крестьянский фольклор становится достоянием книжной культуры, то современный Ф.д. - жизненное явление, отражающее стихийную оценку детьми общества, в котором они растут. Особого внимания детских педагогов и психологов заслуживают относительно новые образования: "чёрный юмор", "школьный словарь", "афоризмы военной кафедры" и другие произведения, активно бытующие в детской и подростковой среде.

Чёрный юмор" - разножанровый пласт детского и подросткового фольклора, который стихийно осмысляет противоречия современной действительности: обесценение художественного слова в значительной части литературы 50-70-х гг., ослабление и распад естественных человеческих связей в семье, между поколениями, а также потерю нравственных ориентиров и душевное опустошение человека под давлением псевдоценностей. Ироничное противостояние этому средствами пародийного развенчания, жёсткого гротеска или сознательного эпатажа и эстетического шока есть способ психологической личности в условиях социальной безысходности. Школьный словарь - пародийный жанр детской устной прозы, осмысляющий особенности взаимоотношений учителей и учеников, мальчиков и девочек; быта и нравов школы; школьных программ и методов обучения ("Ученик у доски - партизан на допросе"). Афоризмы военной кафедры - фольклорный жанр студенчества, постепенно спустившийся к школьникам старших классов. Представляет собой микрозарисовки из армейской жизни ("От меня до следующего столба - бегом марш!"). Различные жанры современной фольклорной прозы и поэзии при тактичном использовании могут стать материалом для диагностики менталитета, нравственного, эстетического уровня развития ребёнка и прийти на помощь в выборе методов психолого-педагогической работы воспитателя.

Загадка это жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. В древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами.


















Логическая структура и стратегия отгадывания загадок недостаточно изучена. По оценкам Г. Л. Пермякова, логических моделей, по которым построены загадки (аналогия, метафора, метонимия, парадокс и т. д.), не более сорока, но они универсальны для всех типов культур.


Семантическая структура загадки определяется соотношением трех ее основных компонентов: денотата (или десигната), т. е. объекта, загадываемого и подлежащего дешифровке; заместительного объекта, имеющего какие-то общие с загаданным свойства, и «образа», т. е. некоторого описания, применимого одновременно к обоим объектам.


Создаваемый в загадке образ принципиально «нереалистичен», он строится на расчленении загаданного объекта и выделении некоторых его свойств, на сочетании несочетаемого (отсюда частый прием негации), на изменении границ, на преобразовании ситуации и т. п. Разные фольклорные традиции располагают примерно одинаковым набором структурных типов загадки, однако удельный вес каждого из них в разных традициях не совпадает. Сравнительное изучение слав. загадок в отношении их структуры практически отсутствует.






Самое главное в пословице – умение выразить суждения о жизни в сжатой, меткой форме. В пословицах нет ничего случайного. Н.В. Гоголь прекрасно определил художественные достоинства пословицы. Он писал: «В пословицах наших видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного изображения»


Двухчастная Целостное предложение, отличающееся неразрывной связью двух частей сложного предложения. "Белый свет не околица, а пустая речь не пословица", "Умный плачет, глупый скачет"


П.У Бакирова выделяет в своей работе черты, присущие и пословицам и поговоркам: Клишированность - свойство того или иного текста восприниматься глобально, как существующее в готовом виде конструктивное и семантическое целое без существенных изменений в соответствующих коммуникативных ситуациях). Афористичность - свойство предполагает меткость, емкость и сжатость. Утилитарность. С этим свойством связан наставительный, назидательный характер пословиц, отражение в них жизненно-практического смысла. Этим свойством обладают все виды паремий. Антропоцентричность. "Пословица всегда обращена к человеку: она учит его жить, предписывает или запрещает какие-либо действия, дает мудрые советы"



Поделиться