Конспект занятия по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Развиваем память и внимание. Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие "развитие познавательных процессов"

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Как все живое растет»

Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ "Детский сад№4",гогода Лиски Воронежской области.
Описание. Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности "Как все живое растет". Этот материал направлен на знакомство детей с эпапами роста и развития живых организмов с помощью опыта. Данный конспект будет очень полезен педагогам работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Надеюсь, что занятие понравится многим педагогам и поможет познакомить детей с развитием всего живого.
Интеграция: Познавательно - исследовательская деятельность, речевое развитие, коммуникативное развитие.
Цель: Знакомство детей с этапами роста человека, животных и растений путем экспериментирования.
Задачи:
1. Формировать у детей интерес к окружающему через эксперимент.
2. Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов.
3. Подвести детей к выводу о том, что для роста живых объектов требуется одно и тоже: вода, свет, воздух, питание, забота и любовь окружающих.
4. Воспитывать интерес к окружающей действительности.
Технологии, методы и приемы: использование схемы - модели, психогимнастика, создание проблемно - поисковых ситуаций, игровая, наглядная, практическая деятельность, вопросы к детям
Материалы и оборудование: фото с изображением детей, схемы - картинки, фасоль в банке, ящик с землей.

Ход совместной деятельности

Дети рассматривают фотографии, на которых изображены маленькие дети.
Воспитатель. Ребята, скажите, кого вы видите на фотографии?
Дети. Мы видим маленьких детей похожих на нас, когда мы били маленькими.
Воспитатель. А сейчас вы похожи на них?
Дети: Похожи, но не совсем.
Воспитатель. Как вы изменились?
Дети: Мы выросли, стали здоровее, красивее.
Воспитатель. Что изменилось в вас?
Дети: Стали выше ростом, волосы отросли, глаза изменились.

Воспитатель. А какими вы были, когда были маленькими?
Дети: Забавные, смешные, неуклюжие.
Воспитатель. Какие чувства у вас вызывают эти малыши?
Дети: Их хочется погладить, поиграть с ними, подержать на руках, поцеловать.
Воспитатель. Скажите, кто о вас заботится? Что вам нужно было, чтобы вы выросли?
Дети: О нас заботятся родители, бабушки и дедушки. Они нас кормят, гуляют с нами, купают, летом загораем вместе, лечат болезни, жалеют, целуют, говорят ласковые слова.
Воспитатель. Да, вам нужно было питание, вода, воздух, тепло, любовь ваших близких. А теперь, ребята, давайте посмотрим, как растет человек.
Посмотрите на схему, где показано, какими вы были, какие есть, какими будете.

-
Грудной ребенок - ребенок дошкольник - подросток - дядя, тетя
Воспитатель. У кого из вас дома живет кошка или собачка? Что нужно, для того, чтобы котенок вырос в большую красивую кошку?
Дети: Нужно правильно кормить, давать мясо, рыбу, молоко. Гулять на свежем воздухе, ухаживать, играть.
Воспитатель. Посмотрите на схему:


Слепой котенок - котенок играет - взрослая кошка
А теперь отгадайте загадку:
Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок, кто же это? (Петушок)

А вы видели, кем был петушок до того, как стал взрослым петухом? Правильно - цыпленком. Давайте выложим схему:


Цыпленок в скарлупе - цыпленок подросток - взрослый петух

А что нужно было цыпленку, чтобы стать петухом?
Дети: Зернышки, солнышко, чтобы мама курица оберегала его, любила.
(Проводится игра «Курица и цыплята»)
Воспитатель. У меня в волшебной баночке что - то находится. Определите на звук, что это? (Дети высказывают свои соображения)
- Давайте определим на ощупь, закройте глаза, я дам это каждому в руку, а вы скажите, что это.
Дети: Оно гладкое, твердое, маленькое, овальное.
Воспитатель. Посмотрите, что у вас в руке. Да, это фасоль. Что надо сделать, чтобы зернышко стало живым?
Дети: Нужно много света, тепла, влаги, нужен дождь, сырость.
Воспитатель. И что с ним станет?
Дети: Зерно прорастет, набухнет, оживет.
Психогимнастика «Зернышко»
Представь себе, что ты маленькое зернышко. Ты лежишь глубоко в земле и тебе очень одиноко. Вот ты почувствовал, что земля стала теплой, и тебе захотелось посмотреть, откуда идет свет и тепло. Ты потянулся вверх, и вдруг земля расступилась, и твой росток оказался на воле. Теплые лучи коснулись твоего тонкого и еще очень слабого стебелька, ветерок качнул тебя, то в одну сторону, то в другую, тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки.
Солнышко нежно подхватило тебя за листики и потянуло вверх. Ты стал расти. Становишься крепче, сильнее, выше. Вдруг пошел дождь и теплые, крупные капли дождя стали стекать по твоим листочкам, стебельку, бутону. Ты стал пить дождевую воду и расти, расти, расти.
Влага напоила твой бутон, и он стал раскрываться, превращаясь в прекрасный цветок. Ты понял, что ты растешь, живешь, ты счастлив, что вдыхаешь свежий воздух, пьешь чистую дождевую воду и греешься в лучах золотого солнца…
- Ну, что ребята, понравилось вам быть зернышком? А что помогло вам пробиться сквозь землю и превратиться в прекрасное растение?
Дети: Это дождь, тепло, солнце, влага.
Воспитатель. У нас в баночке зернышки фасоли, давайте посадим их в землю и будем за ними ухаживать. (Дети сажают семена).
Подводится итог.
- Мы посадили зернышки - фасолинки, а когда появятся ростки, мы будем наблюдать за их ростом и развитием.
(Дети рассматривают схему развития фасоли)


Зерно - росток - с листьями - с цветами - со стрючком.

Ирина Кожедуб

Тема занятия : «Развиваем память и внимание »

Задачи :

1. Развитие памяти , внимания , мелкой моторики;

2. Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следуй за» , находятся перед», «слева» , «справа» );

3. Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии детей .

Ход занятия:

Психолог приветствует детей «Я очень рада встрече с Вами. Ребята сигналом к началу занятия будут такие слова : послушайте :

Раз, два, три слушай и смотри!

Три, два, раз - мы начнем сейчас!

Ребята для того, чтобы наше занятие началось , скажем эти слова вместе. Встаньте, пожалуйста, посмотрите на меня и повторяйте движения которые я буду показывать».

Психолог произносит слова служащие сигналом к началу занятий , сопровождая их следующими движениями : раз, два, три (хлопают в ладоши три раза) – слушай (показывает руками на уши) и смотри (показывает руками на глаза) . Три, два, раз (хлопает в ладоши три раза) – мы начнем сейчас! (протягивает на встречу к группе руки ладонями вверх) . Мне хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.

Игра «Доброе утро»

Психолог : «Я скажу слова : «Доброе утро…» . И назову кого-нибудь из группы. Те, кого я назову, помашут мне рукой, значит вы услышали и отвечаете на моё приветствие. Начинаем!»

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро, кто любит конфеты!

Доброе утро всем, кто хочет знать, во что мы будем играть сегодня…

Психолог : Сегодня мы с вами научимся запоминать разные слова по порядку. Для этого вам нужно представить, что слова это персонажи какой-то истории. Давайте посмотрим, как это можно делать. Возьмем слова : ГОРОД, СЛОН, ЦВЕТОК, ПТИЦА, КОШКА. Вот какой рассказ может получиться : по городу шел слон, он увидел на газоне цветок, когда слон подошел поближе из-за цветка вылетела птица, испуганно замахав крыльями. От неожиданности слон попятился и наступил на кошку (Рис. 1) . Чтобы вспомнить слова, закрой глаза и попытайся представить эту историю так ясно, как - будто ты смотришь фильм (слова при этом вспоминаются сами собой) . Ребята давайте вспомним, какие слова я называла по порядку. Рис. 1

Упражнение «Считай и делай»

Дети вместе с психологом выполняют движения в соответствии с текстом.

Один – подняться, подтянуться

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладошки три хлопка ,

Головою три кивка

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать

Шесть – на место тихо сесть.

Упражнение «Слушай внимательно »

Психолог диктует слова : кошка, линейка, слон, чеснок, вода, гусь, метро, облако, слон, арбуз, ёж, зонтик, экран, сон, школа, слон, парта, танец, кровать. Дети говорят, какое слово встречается чаще других.

Упражнение «Замок»

На двери весит замок,

Кто его открыть бы смог (складывают руки в замок, переплетая пальцы)

Постучали (постукивают основанием ладони, не расцепляя пальцев)

Покрутили (крутят кистями, не расщепляя пальцев)

Потянули (тянут руки в разные стороны, не расцепляя пальцев)

И открыли.

Упражнение «Езда по дорожкам»

Психолог : «Кто мне скажет, на чем мы будем путешествовать по дорожкам? Назовите те виды транспорта, которые нарисованы на дорожках».

Психолог : «Представьте, что вы сели за руль автомобиля, ваша спина должна касаться спинки сиденья машины. Ноги крепко стоят на полу. Двигаться по дорожке мы будем слева на право. Ехать надо по середине дорожки не съезжая на обочину. Карандаш нельзя отрывать от бумаги».

Психолог обращает внимание на правильное положение карандаша в руке.

Психолог : «Кроме нас в машине поедет вся семья : мама, папа, сын, бабушка и дедушка».

Психолог показывает и называет все пальцы : «Дедушка и бабушка старенькие , они поедут на заднем сиденье. Дедушка и бабушка будут держать руль. Папа глава семьи, он ее опора. Папа будет держать руль - карандаш. Положите карандаш на средний палец. Мама и сын помогают папе и придерживают руль сверху».

По команде Психолога дети выполняют упражнение «Езда по дорожкам» .

Упражнение «Сосулька»

Сжать кисти рук (максимально на вдохе, как – будто сильно сжимаете сосульку, на выдохе разжать кулаки.

Упражнение «Запомни фигуры»

Психолог в течение 10 секунд показывает карточку с фигурами (Рис. 2, затем убирает ее. Дети воспроизводят такие же фигуры и так же располагают их на листе бумаги.

Упражнение «Бабочка»

Свести лопатки на вдохе (как - будто бабочка сложила крылья) . На выдохе лопатки развести (бабочка расправила крылышки) .

Задание «Ориентировка на листе бумаги»

Психолог : На листе на том месте, где поставлены точки нужно нарисовать то, что я скажу. А где рисовать вы узнаете, если будете внимательно меня слушать .

1. Наступила осень, завяли цветы. Нарисуйте простым карандашом цветок в левом верхнем углу.

2. Осенью листья на деревьях меняют цвет и опадают. Нарисуй в нижнем левом углу листок.

3. Мы ждем, когда наступит весна, потому что в это время начинает ярко светит солнышко. Нарисуй в верхнем правом углу солнышко.

4. Когда выглядывает солнышко, нам становится весело. Нарисуй улыбку в правом нижнем углу.

Психолог раскрывает доску, дети сравнивают свои рисунки с образцами.

Упражнение «Солнышко»

Психолог : Утром солнышко встает, выше-выше-выше! (дети поднимают руки вверх и тянуться на носочках) . К ночи зайдет ниже-ниже-ниже. (приседают и опускают руки вниз) . Протянуло солнышко нам правый лучик (дети протягивают вперед правую руку) . Протянуло левый лучик (дети протягивают вперед левую руку) . Улыбнулось (все улыбаются) . Погладило нас по волосам, по щечкам, по ручкам, по животику, по ножкам (дети выполняют необходимые движения) .

Рефлексия занятия .

Психолог : «Вы сегодня были молодцы, выполнили все задания

Чем вы сегодня занимались?

Что было интересного на занятиях ?

С каким настроение вы заканчиваете занятие

Психолог : «Наше занятие подошло к концу . На следующих занятиях вам предстоит узнать много нового, интересного и важного; выполнять упражнения, с помощью которых вы будете внимательными , сообразительными и умными. А теперь мы закончим наше занятие , поблагодарим за него друг друга : встретьтесь глазами с тем, кому вы хотите сказать спасибо и молча, кивните головой. Ребята всем спасибо за работу, до следующего занятия

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Конспект Непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Подготовила:.

Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп эмоций» Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством музыки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста Программные задачи: 1. Упражнять детей в количественном счете в пределах 10 и формировать правильные счетные навыки. 2. Закреплять умение.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста Цель: Расширять представления детей о многообразии окружающего мира, умение строить высказывания. Задачи реализуемые в интеграции образовательных.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг нас» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №38 «Солнышко» комбинированного вида г. Орска» Ф. И. О., должность педагога:.

Конспект образовательной деятельности в разновозрастной группе детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию Конспект образовательной деятельности в разновозрастной группе детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию «Страна добрых дел».

Конспект организованной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Конспект организованной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Цель: «Формирование предпосылок обучению грамоте.

Конспект занятия по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Конспект по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Выполнила воспитатель: Куужела Надежда Геннадьевна.

Консультация для родителей «Развиваем внимание, память, мышление у детей играя» Консультация для родителей. Развиваем внимание, память, мышление у детей играя. Детям предлагается выполнить интересные, порой захватывающие.

Особенности развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста Психика объективно выступает как многомерное, иерархически организованное, динамическое целое – как система, функциональные компоненты которой.

Библиотека изображений:

Государственное казенное образовательное учреждение

Свердловской области

«Сухоложская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Опыт работы по реализации коррекционной составляющей образовательного процесса в рамках районного семинара – практикума по теме: «Организация деятельности образовательного учреждения по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с задержкой психического развития»

г. Сухой Лог

2017год

Тема: Домашние животные. Развитие познавательных процессов.

Задачи:

Образовательные : закрепить знания о домашних животных, их строении, образе жизни; познакомить с профессией – ветеринар.

Коррекционно – развивающие: развивать пространственную ориентировку при определении времени года, месяца, дня недели; развивать межполушарное взаимодействие при выполнении задания для обеих рук; развивать память при разучивании загадок; развивать мышление при разгадывании загадок, определении лишнего животного; развивать связную речь при построении ответов на вопросы; развивать слуховое восприятие при определении голоса животных; расширять словарный запас.

Коррекционно – воспитательные: воспитывать способность подчинять свои действия инструкции; воспитывать взаимопонимание, дружелюбие.

Планируемый результат:

личностные УУД:

Развивать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;

регулятивные УУД:

В сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; контролировать свою деятельность;

познавательные УУД:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

коммуникативные УУД:

Отвечать на вопросы;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование: ноутбуки, игрушка снеговичок, карточки с заданиями, тетради, аудиозапись с голосами животных, снежинки.

Предварительная работа: разучивание загадок.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Добрый день. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Подарите им свои улыбки и хорошее настроение.

Вместе с гостями пришел и веселый снеговичок. Почему именно он пришел на сегодняшнее занятие?

Вспомните название времени года. Назовите месяц года. Сегодняшнее число. День недели.

Для успешной работы нам понадобятся внимание, смекалка и хорошее настроение. Для этого выполним упражнения

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)

Повороты вправо – влево,

Плавно производим. (повороты влево и вправо)

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминке. (дети садятся на места)

  1. Введение в тему

Веселый снеговик предлагает отгадать загадки. Загадывать вы их будете друг другу, а отгадки найдете среди картинок на слайде (слайд 1).

Во дворе построен дом,

Новый дом с одним окном.

Поселился сторож в нем.

Ночью сторож лает – дом охраняет.

Стоит домик у ворот.

Кто это? Как догадались?

Отгадай кто в нем живет.

Спереди пятачок,

Сзади крючок.

Посередине спинка,

А на ней щетинка.

Кто это? Как догадались?

Он тихонечко мурлычет,

Мордочку нам в ноги тычет.

Молоко из блюдца пьет.

Это кто, скажите?

Кто это? Как догадались?

К какой группе относятся эти животные? (домашние).

Почему это домашние животные?

Назовите других домашних животных с картинки.

Попробуйте назвать тему занятия.

Давайте проверим, верно ли ваше предположение. Прочтем название на слайде. (слайд 2)

(чтение по бегущей строке).

Какие задачи поставим?

  1. Работе по теме занятия
  1. - Снеговик предлагает вам выполнить интересное задание в тетрадях. Откройте тетради, положите уголочком.

Теперь посмотрите на следующий слайд и ответьте, сколько животных изображено на слайде? (слайд 3)

Выберите изображение одного животного по вашему желанию и выполните задание в тетради по инструкции: правой рукой нарисовать контур животного, а левой – раскрасить его.

Итог:

Какое животное выбрали? Почему? Справились ли с заданием? Посмотрите на рисунок соседа. Понравился ли он вам?

2) - Для выполнения следующего задания вам потребуется внимание. Посмотрите на картинку на следующем слайде. Кого вы видите?(слайд 4)

Определите, какое задание вам нужно выполнить.

(дорисовать недостающие части у животных).

Будем рисовать словесно, это значит расскажете о том, что дорисуете.

Итог:

Выполнить правильно задание смогли, выполняя его по инструкции.

3) – А снеговичок, гуляя по двору, услышал там голоса разных домашних животных. Помогите ему определить, кому они принадлежат.

4) – Продолжим находить лишнее животное из ряда предложенных мной. Я буду называть животных, а вы будете находить среди них лишнее.

Медведи, совы, лошади, коровы.
Щуки и коты, жирафы и кроты.
Верблюды и стрижи, зебры и моржи.

Подумайте, какое из названных животных вы смогли бы изобразить с помощью мимики и жестов. Изобразите это животное, а мы со снеговичком попробуем отгадать.

5) – Домашние животные иногда болеют и тогда их отводят к доктору. Как называется профессия человека, который лечит животных? (слайд 5)

А как зовут сказочного доктора, который лечит зверей? А эту сказку написал Корней Иванович Чуковский (слайд 6).

Доктор Айболит очень любит животных и называет их ласково, например – козочка, лошадка.

Давайте и мы последуем его примеру и ласково назовем зверей, изображенных на слайде (котеночек, собачка, свинка) (слайд 7, 8).

Мы занимались на компьютере и для снятия усталости с глаз выполним упражнение «Сова» И.п.– захватите и сожмите мышцу левого плеча правой рукой, поверните голову и посмотрите через плечо. Изображаем сову, хлопаем глазками, делаем вдох, на выдохе произносим “ух”.

4. Итог

Вспомним тему занятия и задачи, которые мы ставили перед собой.

Мы повторили названия домашних животных? Части их тела? Отличительные признаки?

Какие задания выполняли?

Какое задание показалось самым интересным для вас?

Оценить свою работу снеговичок предлагает с помощью красивых снежинок.

Синяя: я знаю, умею, справился со всеми заданиями.

Голубая: я сомневаюсь, в основном уверен, но нужно еще повторить.

Фиолетовая: я не умею, я не знаю, нуждаюсь в помощи.

Скажите, каким цветом раскрасили снежинки. Вы все молодцы, справились со всеми заданиями и поэтому наш гость снеговик очень вами доволен и придет еще в гости.


Тема: Развитие познавательных процессов.

(Индивидуальное занятие с учеником).

Цели:

Количество: 1 ученик.

Длительность занятия : 30-35 минут.

Оборудование : наглядный материал для заданий «Почини платочек», «Четвёртый лишний», «Дорисуй фигурку», «Разложи по порядку?», «Будь внимательна», «Найди различия», «Запоминай», «Рисунок по памяти»; магнитофон, релаксационная музыка, чистый лист А4, карандаши цветные.

Ход занятия.

    Организационный момент.

Здравствуй ……,сегодня мы с тобой поиграем и выполним задания, которые помогут тебе в учебной деятельности.

    Разминка.

Я тебе буду задавать вопросы, а ты должен на них быстро отвечать.

Какое сегодня число?

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Назови четыре имени девочки?

Какое сейчас время года?

(анализ результатов: чётко, быстро, развёрнуто даёт ответы на поставленные вопросы)

    Развивающие задания.

Задание 1 «Почини платочек».

Инструкция: посмотри на столе лежат коврики, которые прохудились твоя задача починить их, найди подходящую заплатку.

(анализ результатов : развивается мышление, путём синтеза, анализа, подбора)

Задание 2 «Четвёртый лишний (наглядный)»

Инструкция : посмотри на картинки и найди лишнею, объясни, почему эта картинка лишняя?

(анализ результатов

Задание 3 «Четвёртый лишний (словесный)»

Инструкция : прослушай и найди лишнее слово, объясни, почему это слово лишнее?

Саша, Паша, Коля, Сидоров.

Кровать, шкаф, парта, тетрадь.

(анализ результатов : развивается мышление, внимание, речь, словарный запас слов)

Задание 4 «Дорисуй фигурку».

Инструкция : На что похож круг, дорисуй.

(анализ результатов : развивается воображение, фантазия, мелкая моторика руки)

Задание 5 «Разложи по порядку?».

Инструкция : Посмотри на картинки и расположи по порядку.


(анализ результатов : развивается мышление, устанавливаются причинно- следственные события)

Задание 6, «Будь внимательна?».

Инструкция : Раскрась яблоки в зеленый цвет, а груши в желтый цвет.

(анализ результатов : развивается устойчивого внимания, распределения и переключения с одного вида деятельности на другой, развитие восприятия цвета)

Задание 8 «Найди различия».

Инструкция: Посмотри внимательно на картинку (1 минута), психолог убирает картинку и предлагает вспомнить и сказать, что изменилось.

Анализ результатов: развивается внимание, память, наблюдательность.

Задание «Запоминай».

Инструкция: 1)Я тебе покажу несколько картинок, а ты постарайся запомнить, что на них изображено.

2) Я тебе покажу картинку с фигурами, а ты назови эти фигуры и что в них нарисовано. (картинка верхняя убирается) нарисуй в фигурах рисунок что ты запомнила.

1 2

Анализ результатов: развивается произвольная и непроизвольная память.

Задание 9 «Рисунок по памяти».

Цель : развить слуховую память и внимание.

Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.

Я слепил двух замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше. Руки первого - снежные комки, а у второго- из палочек. Вместо носа вставлены морковки. Глаза круглые.

Релаксация.(идет в сенсорную комнату)

«Волшебный сон»

Цель : снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

Ход игры : ученик ложатся на пол, на ковер. Руки немного согнуты в локтях, лежат вдоль тела ладо­нями вниз, ноги немного разведены в стороны.

Ведущий обращается к ученику: «Сейчас, когда я начну читать стихи и заиграет тихая, спокойная музыка, вы закроете глаза и начнется игра «Вол­шебный сон». Ты не заснете по-настоящему и бу­дешь все слышать, но не будете двигаться и откры­вать глаза, пока я тебе не разрешу. Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шеп­тать не надо. Спокойно отдыхай, закрой глаза. «Волшебный сон» закончится тогда, когда я гром­ко скажу: «Открыть глаза! Встать!»

Внимание... Наступает «Волшебный сон»...

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем... (2 раза)

Сном волшебным засыпаем...

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают...

Отдыхают... засыпают... (2 раза)

Шея не напряжена

И рас-сла-а-аб-ле-на...

Губы чуть приоткрываются...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Напряженье улетело...

И расслаблено все тело... (2 раза)

Греет солнышко сейчас...

Руки теплые у нас...

Жарче солнышко сейчас...

Ноги теплые у нас...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Губы, теплые и вялые,

Но нисколько не усталые...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется... (2 раза)

Нам понятно, что такое...

Состояние покоя... (2 раза)»

Долгая пауза (до конца медленной музыки). Начинает звучать бодрая, веселая музыка. Дети продолжают лежать с закрытыми глазами. Ведущий обращается к детям:

«Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали...

^ Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Заключительная часть урока.

Самоанализ занятия психолога- педагога Квернадзе Л. Ф.

Тема занятия: «Развитие познавательных способностей».

Занятие проводилось с ученицей 1 класса.

На занятии присутствовал 1 ученик: 1девочка

Цель занятия: Развитие познавательных процессов.

Задачи:

    развивать речь, гибкость мышления, быстроту, сообразительность;

    развивать конструктивное мышление аналитика -синтетическую деятельность мыслительных процессов;

    понимание целей и задач, удержание инструкции, умение контролировать себя в ходе всей работы;

    развивать память, внимание, мелкую моторику руки;

    развивать умение сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание, самоконтроль и наблюдательность;

    развивать воображение, представление;

    умение расслабляться, учиться восстанавливать силы.

Материалы и оборудование: наглядный материал для заданий «Почини платочек», «Четвёртый лишний», «Дорисуй фигурку», «Разложи по порядку?», «Будь внимательна», «Найди различия», «Запоминай», «Рисунок по памяти»; магнитофон, релаксационная музыка, чистый лист А4, карандаши цветные.

В результате проведенного занятия цель была достигнута с помощью следующих упражнений:

Упражнение «Почини платочек ». Цель: развитие мышления, путём синтеза, анализа, подбора

Упражнение « Четвёртый лишний ». Цель: развитие мышления, внимание, речь, словарный запас слов

Упражнение «Дорисуй фигурку» . Цель: развитие воображения, мышления, мелкой моторики руки.

Упражнение «Разложи по порядку». Цель:развитие мышления, причинно-следственные события.

Упражнение «Будь внимателен». Цель: развитие устойчивого внимания, распределения и переключения с одного вида деятельности на другой, развитие восприятия цвета.

Упражнение «Найди различия». Цель:развитие внимание, памяти, наблюдательности.

Упражнение «Запоминай». Цель: развитие произвольной и непроизвольной памяти.

Упражнение «Рисунок по памяти». Цель: Развитие слуховой памяти, внимания.

Релаксация. Цель: развить навыки самопознания, самовыражения, творческие способности, гармонизация внутреннего мира.

Рефлексия занятия. Цель: получить обратную связь от ученика, подвести итог занятия.

Использованные формы, приемы и методы работы на занятии:

    Диалог, обучающая работа.

    Индивидуальная работа.

    Обмен мнениями, впечатлениями (рефлексия).

    Релаксация для снятия психомышечного напряжения.

Данные методы выбраны с учетом возрастных особенностей ученика.

Аудиальная репрезентативная система – подача информации, релаксационная инструментальная музыка.

Результат проведенного занятия :

Ученик активно отвечал на поставленные вопросы, испытывали большой интерес к занятию.

Для активации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера

    Что тебе понравилось на занятии?

    Какое упражнение вызвало у тебя затруднение?

Считаю, что поставленная цель и задачи реализованы.

Занятие прошло, как я и планировала.

I Организационный момент.

Выделение четвертого лишнего.

Посмотрите, пожалуйста, на экран.

(Дети подходят к доске с демонстрируемыми картинками).

Назовите картинки, которые нарисованы, выберите лишнюю картинку. Почему вы решили, что она лишняя?

Как вы догадались, что на других картинках зима?

(Дети предлагают свои ответы, объясняя).

II Введение в тему.

1. Наблюдение и экспериментирование.

Мы с вами сегодня будем наблюдать за льдом. Посмотрим, какой он. Подходите к столу. У каждого из вас на тарелочке приготовлена льдинка.

Потрогайте ее. Какая она на ощупь. Что вы чувствуете? Холодная, твердая .

Лед холодный, а ладошки у вас какие? Теплые.

Давайте посмотрим, что получится из холодного льда в теплых ладошках? Будем греть лед! Немного подержим. Появляется вода.

Откуда взялась вода? Изо льда. Лед стал таять.

Лед остался таким, как был, или его размер изменился? Кусочки стали меньше.

Во что превратился лед? Лед превратился в воду.

Значит, когда лед тает? Когда тепло.

Посмотрите, какой еще лед? Если мы берем в ладошки, а он выпрыгивает? Лед скользкий.

Мы уже сказали, что он твердый, а как это проверить? Постучим по льду.

Посмотрите, я дам вам еще льдинки. Какие они? (подвожу к ответу детей жестами). Толстая и тонкая льдинка.

А если посмотреть сквозь льдинку, что вы заметили? Перечисляют, что видят.

Значит, лед, еще какой? Прозрачный.

Замерзли у вас ручки? Давайте погреем ладошки.

2. Пальчиковая гимнастика («Погреем пальчики»)

Дети выполняют гимнастику.

Лед руками мы держали Сжимание и разжимание пальцев обеих рук

А ладошки - замерзали

Мы их будем растирать. Трем ладонь о ладонь

Мы их будем согревать. Делаем лодочку и дуем внутрь

Согрелись ручки?

3. Восприятие наложенных изображений.

(Детям предлагаются карточки с контурными наложенными изображениями предметов по пройденным лексическим темам).

Давайте посмотрим на экран. Кто там изображен? Что делают герои мультфильма? Это Винни-Пух с друзьями. Они катаются на коньках.

Почему можно кататься на льду? Мы уже говорили, какой лед? Скользкий, твердый.

Винни-Пух и его друзья оставили на льду узоры, посмотрите на свои карточки, на что похожи ваши узоры?

4. Совершенствование умения обобщать.

Давайте назовем общим словом, то, что нарисовано на карточках.

Молодцы! Вы все справились с заданием.

5. Наблюдение, экспериментирование.

А теперь давайте вернемся к нашим льдинкам.

Покажите тонкий кусочек.

Какой это кусочек по толщине?

Попробуйте нажать на него, стукнуть молоточком. Что произошло? Треснул, раскололся, сломался.

Если он раскололся, треснул, значит, он ломкий, хрупкий.

6. Воссоздание целого из частей.

(Дети выкладывают целые геометрические фигуры из частей плоскостного деревянного конструктора).

У вас на подносах части разных геометрических фигур. Представьте, что это треснули льдинки, а вам надо их собрать, сделать целыми.

Давайте посмотрим, у кого, какая фигура получилась?

Молодцы! Вы справились с заданием.

III Физкультминутка («Зимние забавы»).

(Дети имитируют движения).

Мы бежим с тобой на лыжах. Идут на лыжах.

Снег холодный лыжи лижет.

А потом на коньках. Катаются.

Но упали мы. Ах! Падают.

А потом снежки лепили. Стоят и сжимают воображаемый снежок.

А потом снежки катали. Катят воображаемый снежок.

А потом без сил упали. Падают.

И домой мы побежали. Бегут по кругу.

7. Количественный счет, используя слуховое восприятие.

Дети считают (если ответы совпадают с количеством - играем дальше, если нет - опять слушаем: 3,2,4,1).

Мы с вами отдохнули. А теперь давайте вернемся к нашим льдинкам.

Сейчас мы посчитаем льдинки. Сколько услышите звуков, столько льдинок положите в мисочку.

Сколько льдинок положили?

Почему? Потому что 3 звука и т.д.

8. Наблюдение за плавающим льдом.

Что происходит сейчас с льдинками?

Значит, лед умеет плавать.

9. Итог о свойствах льда.

(Педагог демонстрирует фото-напоминания о свойствах льда).

Мы с вами сегодня играли и наблюдали за льдом. Давайте вспомним, что мы узнали про лед? Какой он? Холодный, толстый, тонкий, скользкий, прозрачный. Лед плавает.

IV Итог.

Конструирование ледяного здания.

Посмотрите на последнюю фотографию. Что вы видите? Дом, замки, горки.

Из чего они построены? Изо льда.

Мы с вами тоже будем строить ледяную постройку, но не из льдинок, а из конструктора.

(Дети выполняют свои постройки).

У вас очень интересные постройки получились.

V Оценка деятельности.

Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии. Что делали со льдом? Что вам понравилось больше всего делать?

Сегодня на занятии все были молодцы. Вы правильно выполняли задания, были внимательными, много интересного рассказали про лед (так же дается индивидуальная оценка для каждого ребенка).

VI Организация окончания занятия.

Наше занятие подошло к концу, и я хочу попросить вас помочь мне сложить карточки в папку и убрать формочки.

Спасибо, до свидания.



Поделиться