Бинтование ног девочкам в китае. «Нежная поступь Лотоса» — взгляд с другой стороны. Видовые отличия и разнообразие форм

Доброго времени суток!
Вы видели фотографии стоп китаянок, специально изуродованных так, чтобы быть немыслимо маленького размера? Почему крошечная стопа так ценится в Китае и откуда взялась эта странная традиция…

Истоки китайского «бинтования ног» восходят к седой древности, к 10-му веку. Легенда повествует: «У императора Ли Ю была любимая наложница по имени «Прекрасная Девушка», которая обладала утонченной красотой и была одаренной танцовщицей. Император заказал для нее лотос, сделанный из золота, высотой около 1.8 см, украшенный жемчужинами и с красным ковром в центре. Танцовщице было приказано обвязать ступню белой шелковой материей и подогнуть пальцы таким образом, чтобы изгиб стопы напоминал лунный серп. Танцуя в центре лотоса, «Прекрасная Девушка» кружилась, напоминая восходящее облачко». Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции.

В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы).

Все пальцы за исключением большого, плотно прижимались к подошве. Затем ступню обматывали вдоль, чтобы выгнуть ее в форме дуги. Регулярно меняли обувь, каждый раз меньше предыдущей пары. Для ребенка это была страшная пытка. Ноги разбухали, кровоточили, сочились гноем, кости ломались.

К 10 годам, если девочка выживала, нога была «готова». Длина ступни не превышала 7-10 см. При этом нога деформировалась настолько, что мало походила на человеческую конечность. После этого она начинала учиться правильной «взрослой» походке. А еще через два-три года уже была готовой девицей «на выданье».

Крохотные ступни сравнивались с цветком лотоса или лилии, а сама процедура называлась «Золотые лотосы». Благодаря этому заниматься любовью в Китае называлось «прогулка между золотых лотосов».

Чем меньше у девушки была нога, тем больше возрастала ее «рыночная стоимость», то есть шансы удачно выйти замуж. При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице.

Ступня считалась ее главным человеческим качеством.

Размеры лотосовой ножки стали важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.

Обычай предписывал, чтобы женская фигура «блистала гармонией прямых линий», и для этого девочке уже в возрасте 10-14 лет грудь стягивали холщовым бинтом, специальным лифом или особым жилетом. Развитие грудных желез приостанавливалось, резко ограничивались подвижность грудной клетки и питание организма кислородом. Обычно это пагубно сказывалось на здоровье женщины, но зато она выглядела «изящной», что обеспечивало ей внимание женихов.

Хоть это и трудно представить европейцам, «лотосовая ножка» была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид лотосовой ножки мог вызвать у мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения.

При этом мужчинам резонно советовали не снимать повязки с женских ног, довольствуясь их видом в обуви, иначе «эстетическое чувство будет оскорблено». В постели китаянка не расставалась с туфельками.
Ноги мыли отдельно от остального тела, и никогда в присутствии мужчины. Помимо устрашающего вида они ужасно пахли. После мытья их заливали квасцами и парфюмами и забинтовывали снова, как мумию.Процесс омовения способствовал восстановлению кровообращения. Образно говоря, мумию разворачивали, колдовали над ней и снова заворачивали, добавляя еще больше консервантов.

Китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой. Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства. Образовывались окаменелые мозоли; ногти врастали в кожу; стопа кровоточила и истекала гноем; кровообращение практически останавливалось. Такая женщина хромала при ходьбе, опиралась на палку или передвигалась при помощи слуг. Чтобы не упасть, ей приходилось ходить маленькими шажками. Фактически каждый шаг был падением, от которого женщина удерживалась, только поспешно делая следующий шаг. Прогулка требовала громадного напряжения.

Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья.Иногда женам и дочерям богатых китайцев настолько уродовали ноги, что они почти совсем не могли самостоятельно ходить. О таких женщинах говорили: «Они подобны тростнику, который колышется от ветра».

В 18-м веке парижанки копировали «лотосовые туфельки», они были в рисунках на китайском фарфоре, мебели и прочих безделушках модного стиля «шинуазри».

Поразительно, но факт - парижские дизайнеры нового времени, придумавшие остроносую женскую обувь на высоких каблуках, именовали их не иначе как «китайские туфли»

Хотя китайские женщины не бинтуют ноги уже почти сто лет (бинтование было официально запрещено в 1912-м году), связанные с этим обычаем традиции оказались крайне живучи.

Чтобы хотя бы приблизительно почувствовать, что такое «Лотосовая ножка»:

Возьмите кусок материи примерно трех метров длиной и пяти сантиметров шириной.

Возьмите пару детских туфель.

Подогните пальцы ног, кроме большого, внутрь стопы. Оберните материей сначала пальцы, а затем пятку. Сведите пятку и пальцы как можно ближе друг к другу. Плотно оберните оставшуюся материю вокруг стопы.Засуньте ногу в детские туфли.

Попробуйте прогуляться.

Представьте, что вам пять лет…

…и что вам придется ходить таким образом всю жизнь.


В довершение всего скажу: у меня 37 размер ноги и я так этому рада:-)

Китайцы известны своей древней и удивительной культурой. Их особенности менталитета, изобретательность и трудоспособность всегда вызывали у соседних народов восхищение и зависть.

Но некоторые обычаи китайцев шокировали весь мир. И одним из таких диких обрядов было бинтование женских ног. Страшная традиция, которую соблюдали в течение целой тысячи лет, стала частью китайской культуры.

По легенде традиция бинтовать ступни ног началась с того, что император Ли Юй приказал одной из своих наложниц для «танца лотоса» забинтовать ноги таким образом, чтобы они напоминали полумесяц. Девушка вынуждена была танцевать на кончиках пальцев, чем вызвала настоящий восторг правителя.

Вскоре женщины из высших слоев стали подражать фаворитке императора, метод бинтования ног обрел широкую популярность. Обеспеченные мужчины пытались перенять и восхвалить затею императора, а девушки старались угодить своим ухажерам, чтобы удачно выйти замуж.

Чем меньше была ножка девушки, тем лучше. В забинтованном виде идеальная стопа должна была не превышать 7 сантиметров. Такие ноги именовались «золотыми лотосами». Стопа длинной до 10 сантиметров считалась «серебряным лотосом». Стопы большей длины не вызывали восхищения и назывались «железными лотосами».

Чтобы добиться идеального размера, китайским девушкам ноги калечили еще в детстве - в 5–6 лет. Если процедуру начинали в более позднем возрасте, то кости уже не так поддавались деформации.

Процедуру совершала, как правило, старшая женщина в семье. Но редко процесс поручали матери, ведь та, жалея дочь, не могла максимально сильно затянуть ее пальцы.

Сначала девочке сильно срезали ногти, чтобы предотвратить их врастание. Потом стопа обрабатывалась смесью из трав и крови животных, что делало ногу гибкой. После этого стопа с большой силой сгибалась, пальцы вдавливались в подошву и ломались. Затем ногу туго стягивали повязкой. Саму повязку сшивали, чтобы со временем она не ослабла.

Чтобы восстановить кровообращение и придать стопе желаемую форму, девочка должна была проходить с повязкой не менее 5 километров в день. Хотя в некоторых случаях ходить девушки не могли вообще. Их приходилось носить на руках до конца жизни.

Воспоминания некоторых женщин, переживших эту процедуру, шокируют.

«После бинтования мне приказали сделать несколько шагов. Я попыталась идти, но просто упала. Боль была нестерпимой...»

«Ночью мне запретили снимать обувь. Ни о каком сне и речи не было. Казалось, что ноги просто горят. Когда я начинала плакать, меня били. Повязки менять было нельзя. Мать решила, что моя ступня станет изящней, если с гноем и кровью исчезнет всё мясо. Мои здоровые и крепкие ноги были попросту уничтожены в попытках сделать их похожими на молодую луну».

«Менять обувь приходилось каждые 14 дней. Новые ботинки всегда были короче предыдущих на 3–4 миллиметра. Летом они воняли из-за гноя, зимой ноги обмораживались из-за плохого кровообращения. Я страшно завидовала девушкам, которые имели естественные стопы...»

Самым опасным было то, что стопы воспалялись и ткань попросту отмирала. Когда инфекция перебиралась на кости и пальцы отпадали - это считалось хорошим признаком, ведь тогда ножку можно было забинтовать еще туже, чтобы приблизиться к заветному размеру «золотого лотоса» в 7 сантиметров.

У китайцев забинтованные ноги были одним из сильнейших любовных фетишей. С такой нетрудоспособной, слабой и беззащитной женщиной даже самый последний в обществе мужик считал себя супергероем. Он мог делать с объектом своей любви всё что угодно, ведь женщина не могла оказать сопротивление или убежать.

Из-за деформированных стоп, бедра и ягодицы женщины отекали, что делало ее еще более желанной для местных мужчин. А следы таких стоп на песке или на снегу считались один из лучших зрелищ для эротических переживаний.

Но если следами деформированных женских стоп китайцы восхищались, то видеть такую ногу обнаженной считалось высшей мерой неприличия. Даже полностью обнаженных женщин с деформированными стопами изображали неизменно в обуви. Перед сном женщина могла лишь слегка ослабить повязку, но не снимать ее.

В разных культурах люди совершали ради моды шокирующие вещи.

© Getty Images

История учит нас, что представления людей о прекрасном порой толкали их на ужасные поступки. Матери уродовали своим маленьким дочерям ноги и заставляли их годами терпеть недетские страдания, а косметологи травили модниц свинцом, мышьяком и ртутью.

Сегодня сайт расскажет о жертвах моды.

Лотосовые ножки

На протяжении тысячелетия в Китае крохотные ножки считались едва ли не главным достоинством женщины. В возрасте шести-семи лет девочкам начинали бинтовать ступни.

Все пальцы за исключением большого, плотно прижимались к подошве. Затем ступню обматывали вдоль, чтобы выгнуть ее в форме дуги. Регулярно меняли обувь, каждый раз меньше предыдущей пары. Для ребенка это была страшная пытка. Ноги разбухали, кровоточили, сочились гноем, кости ломались.

Через два-три года, если девочка выживала, нога была "готова". Длина ступни не превышала 7-10 см. Молодая китаянка с большим трудом могла ходить без посторонней помощи. При этом нога деформировалась настолько, что мало походила на человеческую конечность.

Беспомощность, с одной стороны, свидетельствовала о знатном происхождении. Это значило, что девушка не знает работы, и даже ходить ей нет нужды - ее носят на руках слуги. С другой стороны, покалеченные ноги помогали контролировать девушку, блюсти ее нравственность и гарантировали, что она не пойдет куда-нибудь на свидание.

Крохотные ступни женщины сравнивались с цветком лотоса или лилии, а сама процедура называлась "Золотые лотосы". Благодаря этому занятие любовью в Китае называлось "прогулка между золотых лотосов".

В разных регионах Китая существовала мода на разные способы бинтования ног. Где-то была в почете более узкая ступня, где-то - более короткая. Насчитывалось несколько десятков разновидностей - "лепесток лотоса", "молодая луна", "стройная дуга", "побег бамбука" и прочее.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Чем меньше у девушки была нога, тем больше возрастала ее "рыночная стоимость", то есть шансы удачно выйти замуж. Считалось, что обладательницы естественных, больших ног лишены главного отличия от мужчины.

При этом мужчинам резонно советовали не снимать повязки с женских ног, довольствуясь их видом в обуви, иначе "эстетическое чувство будет оскорблено". В постели китаянка не расставалась с туфельками.

Ноги мыли отдельно от остального тела, и никогда в присутствии мужчины. Помимо устрашающего вида они ужасно пахли. После мытья их заливали квасцами и парфюмами и забинтовывали снова, как мумию.

Пеленание ног грозило серьезными последствиями для здоровья. В ступнях нарушалась нормальная циркуляция крови, что нередко приводило к гангрене. Ногти врастали в кожу, ступня покрывалась мозолями. От ног исходил ужасный запах. Из-за постоянной нагрузки на бедра и ягодицы те отекали, поэтому мужчины называли их "сладострастными". Кроме того, женщина с покалеченными ногами вела сидячий образ жизни, что тоже приводило к проблемам.

Такой обычай появился еще при династии Тан, в ІХ веке, и просуществовала до середины ХХ-го столетия, пока его полностью не искоренили коммунисты. Если в древние времена пеленать ноги начали представители высших слоев общества, то потом эта практика распространилась даже среди бедных крестьян, ведь в Китае было не принято, чтобы женщина занималась сельскохозяйственными работами. И именно в деревнях пеленание ног отмерло в последнюю очередь.

Деформация черепа

Многие древние народы деформировали череп ребенка, чтобы впоследствии его голова имела нужную форму. Это достигалось достаточно простыми способами. Кости черепа новорожденного очень пластичны. Даже если оставлять его на долгое время в жесткой колыбели, то его затылок станет плоским.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Для деформации применялись специальные шапочки, бинты, дощечки. Во многих случаях младенец погибал или оставался имбецилом.

В африканском племени мангбету красивыми считаются вытянутые, башнеобразные, как у египетских фараонов, головы. Для этого головы новорожденных стягивают веревками. Люди с такой формой черепа называются акроцефалами.

Сильно деформировали свои головы представители народа Паракас, который жил на территории современного Перу в 700-100 годах до нашей эры. Археологи нашли черепа не только акроцефалов, но и тригоноцефалов (треугольная форма), и даже каких-то ужасных "цефалов", голова которых была сдавлена вдоль и поперек, образуя невероятную форму.

На территории Крыма черепа младенцев деформировали сарматы, готы, аланы и гунны. "На самых лицах его детей уже напечатан какой-то ужас. Круглой массой возвышается его сдавленная голова", - писал о народе гуннов галло-римский поэт Сидоний Аполлинарий.

Мода на круглое лицо в Древней Руси привела к тому, что младенцев распаривали в бане и воздействовали на череп, формируя "правильную" круглую форму.

В некоторых регионах традиция искусственной деформации черепа доходит едва ли не до наших дней. Во Франции еще в XIX веке нянечки с помощью массажа делали голову ребенка округлой. В Туркменистане до 1940-х годов и девочкам, и мальчикам надевали на голову тюбетейку, которую обматывали деформирующими бинтами.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Ученые предполагают, что главная цель деформации черепа - подчеркнуть высокий социальный статус человека. Есть также версия, что деформируя череп, люди пытались развить одни доли головного мозга и подавить другие, таким образом, создавая человека нужного интеллектуального типа.

Шея жирафа

У некоторых народов считается красивой женщина с очень длинной шеей. Так, женщины народа падонг, или каян, живущего в Мьянме и Таиланде, вытягивают шеи с помощью металлических обручей.

Примерно с пятилетнего возраста девочкам начинают надевать на шею медные спирали. Постепенно количество колец увеличивается, пока не достигнет пары десятков. Взрослая женщина может носить на себе четыре-пять килограммов таких колец.

При этом сама шея почти не удлиняется. Рентгеновские снимки показали, что деформируется плечевая зона. Под тяжестью колец опускается плечевой пояс, который крепится к скелету с помощью одного только сустава. Иногда спирали делаются слишком высокими, и женщина не может поворачивать или наклонять голову и постоянно приподнимает подбородок.

Если снять эти кольца, то шея может сломаться, так как за время ношения украшения мышцы атрофируются и уже не могут поддерживать позвоночник. Впрочем, если высота спирали была не очень большой и не прилегала плотно к подбородку, женщина может ее снять без последствий.

Почему у падонгов появилась такая мода, неизвестно. У других племен обычаи калечения женщин были связаны с желанием сохранить их внутри общины, грубо говоря, с тем, чтобы чужие на них не позарились. Сейчас женщины-падонги продолжают вытягивать шеи, потому что это привлекает туристов и приносит деньги.

Такой же обычай существовал у южноафриканского племени ама-ндебеле. На девочек с 12 лет начинали надевать латунные обручи, вытягивая шею до 40-50 см. Сейчас эта традиция уже почти исчезла.

Плоская грудь

В средневековой Европе для женщины считалось красивым иметь маленькую грудь. Такой канон красоты проистекал из христианского мировоззрения и культа Богородицы.

Средневековое богословие считало тело темницей души, и это отразилось на пропорциях женской фигуры. Формы должны были быть аскетичными. Высоко ценились меленькие ручки и ножки, худые бедра, плоская грудь, изящная длинная шея, высокий выбритый лоб, удлиненный овал лица, бледная кожа, светлые волосы, тонкие губы. Женщина должна была напоминать бестелесного ангела.

  • ЧИТАЙТЕ:

Для того, чтобы грудь была плоской, ее бинтовали или перетягивали металлическими пластинами. Это делалось еще маленьким девочкам, чтобы молочные железы не развивались.

При этом Средние века пестовали культ материнства, высшим идеалом которого являлась Дева Мария. Поэтому при всей субтильности средневековая женщина должна была иметь круглый живот, который придавал фигуре S-образные очертания. Чтобы походить на беременных, дамы специально увеличивали себе живот, подкладывая специальные подушечки.

Ядовитая косметика

На протяжении практически всей истории Европы красивым считалось бледное лицо. Цвет лица отличал знать от простолюдинов, кожа которых была грубой от работы и загорала на солнце. Чтобы подчеркнуть бледность, дамы мазались свинцовыми и цинковыми белилами. Кожа быстро увядала, а ней появлялись язвы. Ядовитые цинк и свинец постепенно отравляли модницу, нередко приводя к летальному исходу.

Ради бледной кожи также делали кровопускания и пили уксус.

В XVII-XVIII веках женщины покрывали лицо особенно толстым слоем белил. Появились шкафы для напудривания - дама, нарядившись и соорудив прическу, входила в такой шкаф и сыпала на себя пудру, которая состояла из рисового крахмала, свинца, висмута и мышьяка. Рисовая пудра с добавлением свинца пришла из Китая. Китаянки и японки так же страдали от отравлений ради красоты.

Чтобы глаза были выразительными, европейки капали в них беладонну. Она расширяла зрачки, глаза казались черными и блестящими. Следствием этого бывала слепота и галлюцинации.

В XIX веке с началом правления королевы Виктории считалось утонченным иметь нездоровый вид. Дамы не только выбеливали лица токсичными свинцовыми белилами, но и рисовали на коже голубые прожилки. Женщины также специально недосыпали, чтобы появились темные круги под глазами. Викторианское бледное лицо оставалось в моде до 1920-х годов.

Старинная помада изготавливалась из сульфида ртути, или киновари. Были также киноварные румяна. Ртуть входила и в состав красок для волос. Брови и ресницы чернили ядовитой сурьмой.

Если в России XVII века крестьянки красили губы соком вишни и свеклы, а брови - сажей, то дворянки злоупотребляли ядовитыми красками.

"Глаза, шею и руки красят разными красками, белою, красною, синею и темною: черные ресницы делают белыми, белые опять черными или темными и проводят их так грубо и толсто, что всякий это заметит", - писал о русских боярынях шведский дипломат Петр Петрей.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

О том же свидетельствовал и немецкий путешественник Адам Олеарий, не раз бывавший в России: "В городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску".

Олеарий рассказывает историю супруги князя Черкасского, которая была очень хороша собой и не хотела румяниться, но ее стали донимать жены других бояр. В итоге этой красивой женщине пришлось уступить и начать белиться и румяниться, то есть, как пишет путешественник, - "при ясном солнечном дне зажигать свечу".

Русские женщины также чернили зубы, как и в средневековой Европе. Гнилые зубы свидетельствовали о том, что их хозяин постоянно лакомится сахаром, в то время как пить сладкий чай могли позволить себе лишь состоятельные люди.

Нагая мода

Мода второй половины XVIII века вдохновлялась античностью. Среди европейских женщин стали популярными легкие платья из полупрозрачного шифона и муслина, подхваченные под грудью. Дамы носили эти платья с завязанными в греческий узел волосами и мягкими туфлями без каблуков.

Известная светская дама того времени, Тереза Тальен ввела смелую и неприличную моду на надетое на голое тело платье из прозрачного индийского муслина. Самые легкие ее наряды весили всего 200 грамм. "Она имеет вид выходящей из ванны и нарочно показывает свои формы под прозрачными тканями", - писала газета "Зеркало Парижа".

Большинство горожанок проводили большую часть времени в помещениях, и верхних одежд у них было очень мало, в то время как мужчины защищались от холода двойными панталонами, суконным фраком, жилетом и галстуками, обернутыми вокруг шеи в несколько слоев.

Даже зимой, следуя "нагой моде", женщины выходили на улицу в одних только невесомых платьях, накинув на плечи разве что тонкий шарф, в лучшем случае - шаль или спенсер - легкую короткую куртку-болеро.

"Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, кои плотно охватывали стан и верно обрисовывали прелестные формы", - писал современник.

Более того, подражая античным образам и пытаясь достичь эффекта живописно струящихся драпировок, европейки увлажняли свою одежду водой.

Поэтому модницы массово гибли от воспаления легких. При тогдашнем уровне медицины даже легкая простуда грозила осложнениями и летальным исходом. Следует также помнить, что тогда продолжался Малый ледниковый период, и климат в Европе был очень суровым. Например, в Париже аномально холодной выдалась зима 1784 года, 10-градусные морозы держались до апреля.

В этой стране курьезов под названием «золотая лилия» (иногда «золотой лотос», но здесь нет большого разногласия, т.к. в Китае лотос еще называют «водяной лилией») является не наш очаровательный цветок, а изуродованная копытообразная нога китаянки, считающаяся у сынов Небесной империи, как известно, верхом красоты. Площадь соприкосновения таких ножек с землей была чрезвычайно мала, поэтому трудно было не только ходить, но и стоять.

Благодаря таким изуродованным ногам, походка китаянок бывает обыкновенно очень медленна и неграциозна. Чтобы удержаться на ногах, женщина выпячивала ягодицы и слегка наклоняла верхнюю часть корпуса вперед, удерживая баланс. Шаги коротенькие, будто она «стреножена», и ходьба сопровождалась сильным размахиванием руками и своеобразным покачиванием туловища. Но именно это-то шатание и уподобляется китайцами нежному колыханию лилий, а вызывающие его изуродованные ноги - самой лилии.

Обычай бинтования распространился в эпоху Сун. Существует распространенное мнение, что «бинтование ног» возникло в среде танцовщиц императорского гарема. Где-то между IX и XI веками император Ли Ю приказал любимой балерине стать на пуанты. Легенда повествует об этом следующим образом: «У императора Ли Ю была любимая наложница по имени «Прекрасная Девушка», которая обладала утонченной красотой и была одаренной танцовщицей. Император заказал для нее лотос, сделанный из золота, высотой около 1.8 см, украшенный жемчужинами и с красным ковром в центре. Танцовщице было приказано обвязать ступню белой шелковой материей и подогнуть пальцы таким образом, чтобы изгиб стопы напоминал лунный серп. Танцуя в центре лотоса, «Прекрасная Девушка» кружилась, напоминая восходящее облачко».

Поначалу бинтование было доступно только богатым барышням, поскольку на 10-сантиметровым ножкам не побегаешь, и красавиц должны были носить на закорках служанки. Некоторым недостойным дамам из низших каст бинтование было и вовсе запрещено.


При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице. Ступня считалась ее главным человеческим качеством. Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги. На праздниках, где обладательницы крошечных ножек демонстрировали свои достоинства, отбирались наложницы в гарем императора. Женщины сидели рядами на скамьях, вытянув ноги, а судьи и зрители ходили вдоль проходов и комментировали размер, форму и убранство ног и обуви; никто, однако, не имел права дотронуться до «экспонатов». Женщины с нетерпением ждали этих праздников, так как в эти дни им разрешалось покидать дом.

Китайцы полагали, что походка женщины со ступнями в виде лилий, так же, как и стройная фигура, тонкие брови и нежный голос, имела особую сексуальную привлекательность. Однако забинтованные ноги выполняли и определенную социальную функцию: маленькие ножки ограничивали свободу передвижения женщины и, соответственно, ее общественную свободу.

Женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», вызывали ужас и отвращение. Они предавались анафеме, их презирали и оскорбляли.

Жертва, брошенная женщиной на алтарь красоты, была действительно большой: бинтование ног серьезно отражалось на её здоровье. Во-первых, это была очень болезненная процедура. Во-вторых, нарушение нормальной циркуляции крови в ступнях нередко приводило к гангрене. В-третьих, сидячий образ жизни приводил ко многим болезням. И через все это женщина должна была пройти ради того, чтобы оставаться женщиной: красивой, желанной и сексуально привлекательной.


Характерно, что этот противоестественный обычай распространился в века реформы и возрождения конфуцианства. Конфуцианцы полагали, что женская фигура должна «блистать гармонией прямых линий», поэтому иногда бинтовались и груди.

В XVIII – XIX вв. обычаи бинтования стали вызывать все больший протест, но лишь Синьхайская революция с ними покончила.
Традиция «бинтования ног» существовала около 1000 лет. Подсчитано, что за тысячелетие, минувшее с момента появления обычая, через «бинтование ног» прошло около миллиарда китайских женщин.

В целом, этот жуткий процесс выглядел так. В четыре годика девочкам перебинтовывали ноги так, чтобы ступни не могли развиваться. Возраст был подобран сознательно: сделай это раньше – и ребенок не выдержит болевого шока, а позже процедура не даст ожидаемого результата. Ноги девочки бинтовали полосами ткани до тех пор, пока четыре маленьких пальца не прижимались вплотную к подошве стопы. Затем ноги обматывали полосами ткани горизонтально, чтобы выгнуть стопу как лук. Со временем стопа уже не росла в длину, но зато выпирала вверх и обретала вид треугольника. Она не давала прочной опоры и вынуждала женщин покачиваться, подобно лирично воспетой иве.

Достигшая лишь 10 см в длину нога, переставала расти и искривлялась в форме полумесяца. После этого страдалицы начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами «на выданье».

С тех пор, как бинтование ног возобладало в быту, размеры «золотых лилий» стали важным критерием при заключении браков. Невесты, делавшие первый шаг из свадебного паланкина в доме супруга, удостаивались за маленькие ножки самых восторженных похвал. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.
Интересно, что в разных краях Поднебесной были модны разные формы «золотых лилий». В одних местах предпочитали более узкие ножки, а в других – более короткие и миниатюрные.
Существовало также искусство походки, искусство сидения, стояния, лежания, искусство поправления юбки и вообще искусство любого движения ног. Красота зависела от формы ноги и от того, как она двигалась. Естественно, что одни ноги были красивее других. Размер ступни менее 3 дюймов и полная бесполезность были отличительными чертами аристократической ноги.

После первых - красных туфелек, которые обычно шила мать к началу бинтования, по мере уменьшения стопы надевали новые, все меньшие (на 3-4 мм) по размеру. И продолжался этот процесс в течение 2 - 3-х лет, пока не завершалось формирование ступни, и тогда она становилась похожей на нераспустившийся бутон лилии.

Искусство ношения обуви было главным в эстетике «перевязанной ноги». На ее изготовление уходили нескончаемые часы, дни, месяцы. Существовала обувь на все случаи всех цветов: для прогулок, для сна, для особых случаев вроде свадеб, дней рождения, похорон; существовала обувь, обозначавшая возраст владелицы. Красный цвет был цветом обуви для сна, поскольку он подчеркивал белизну кожи тела и бедер. Дочь на выданье делала 12 пар обуви в качестве приданого. Две специально изготовленные пары дарились свекру и свекрови. Различными были форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили «лотосовых туфелек».
Как интимная, но выставляемая напоказ часть женского наряда, эти туфельки были подлинным мерилом статуса, достатка и личного вкуса их обладательниц

Интерсно, что сказала бы на это лилия, если бы она только могла говорить?!

Традиции аристократии: Бинтование ног в Китае. Обычай бинтовать ноги китайским девочкам, похожий на методы компрачикосов, представляется многим так: детскую ножку забинтовывают и она просто не вырастает, оставаясь такого же размера и такой же формы. Это не так- существовали особые методы и ступня деформировалась особыми специфическими способами. Идеальная красавица в старом Китае должна была иметь ножки- как лотосы, семенящую походку и покачивающуюся, словно ива, фигурку.

В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы). В результате этих мучений где-то к 10-ти годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая «лотосовая ножка». После этого они начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами «на выданье». Размеры «лотосовой ножки» стали важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.

В разных областях Китая были модны разные формы «лотосовых ножек». В одних местах предпочитали более узкие ножки, а в других - более короткие и миниатюрные. Различными были форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили «лотосовых туфелек». Как интимная, но выставляемая напоказ часть женского наряда, эти туфельки были мерилом статуса, достатка и личного вкуса их обладательниц. Сегодня обычай бинтования ног кажется диким пережитком прошлого и способом дискриминации женщин. Но, на самом деле, большинство женщин в старом Китае гордились своими «лотосовыми ножками».

Истоки китайского «бинтования ног», как и традиции китайской культуры в целом, восходят к седой древности, с X века. Институт «бинтования ног» расценивался как необходимый и прекрасный и практиковался десять веков. Правда, редкие попытки «освобождения» ступни все же предпринимались, однако противившиеся обряду, были «белыми воронами». «Бинтование ног» стало частью общей психологии и массовой культуры. При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице. Ступня считалась ее главным человеческим качеством. Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги.

Женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», вызывали ужас и отвращение. Они предавались анафеме, их презирали и
оскорбляли. Вот что говорили мужчины о «забинтованной» и обычной ногах:
Крошечная нога свидетельствует о добропорядочности женщины…
Женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», выглядят как мужчины, поскольку крошечная нога и является знаком различия…
Крошечная ступня мягка, и прикосновение к ней чрезвычайно волнует…
Грациозная походка дает наблюдателю смешанное чувство со страдания и жалости…
Ложась спать, обладательницы естественных ног неловки и тяжеловесны, а крошечные ступни мягко проникают под покрывало…
Женщина с большими ногами не заботится об очаровании, а обладательницы крошечных ножек часто омывают их и используют
благовония, чтобы очаровывать всех находящихся вблизи них…
При ходьбе нога естественной формы выглядит куда менее эстетично…
Все приветствуют крошечный размер ноги, ее считают драгоценной…
Мужчины так жаждали ее, что обладательницам крошечных ног сопутствовал гармоничный брак…
Крошечные ножки дают возможность всецело ощутить разнообразие удовольствий и любовных ощущений…

Изящная, маленькая, изогнутая, мягкая, ароматная, слабая, легко возбудимая, пассивная до почти полной неподвижности - такой была женщина с «забинтованными ногами». Даже образы, отраженные в названиях различных форм стопы, предполагали, с одной стороны, женскую слабость (лотос, лилия, побег бамбука, китайский каштан), а с другой - мужскую независимость, силу и быстроту (ворон с огромными лапами, ступня обезьяны). Такие мужские черты были неприемлемы для женщин



Поделиться