Ребенку 3 месяца и 10 дней. Познание окружающих людей. месяца – искусственное вскармливание ребенка

Малышу 2 месяца… что он умеет теперь?

На 3 месяце ребенок начинает разжимать свои кулачки . Он уже сгибает и разгибает пальчики, сосредотачивая на них все свое внимание. Смотрите, малыш случайно захватил одну ладошку другой, он с интересом смотрит на них.

Кроха начинает понимать, что пухленькая ручка, которая так забавно шевелится, принадлежит именно ему! Такое поведение наблюдается у всех детишек трехмесячного возраста. Обратите на это внимание. По мнению педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.

Ребеночек уже захватывает и удерживает погремушки и пластмассовые колечки, с помощью мамы попавшие ему в руки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала.

В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Подвесьте над кроваткой подвеску или мобиль с звучащими игрушками. Кроха будет стараться специально задеть ручками игрушки, чтобы услышать издающийся от них звук.

А как он теперь сосет грудь (бутылочку)? Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сам пытается найти сосок, сам приспосабливается, сам хватает его губами и начинает сосать.

Да что там грудь! Все, что попадает к маленькому естествоиспытателю в рот - собственная рука, уголок пеленки, погремушки - он все будет сосать! Но, поверьте, он прекрасно чувствует разницу между просто познанием окружающей среды с помощью рта и настоящим утолением голода. Заметьте, раньше ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.

Комплексное развитие ребенка на 3 месяце первого года жизни

Подбираем для ребенка полезные игрушки

В этом возрасте Вашему ребенку пригодятся:

  • . Подробнее о том, как правильно выбрать погремушку, какие у нее бывают виды, как правильно ею играть, и какие надо знать правила безопасности и гигиены - читайте в статье - " ."
  • Мобили и подвески. ();
  • Развивающие коврики,
  • Куклы и мягкие игрушки (неваляшки, матрешки) - .

Как играть?

Игры, представленные в первых двух статьях (для детей первого и второго месяца жизни) трансформируются уже в более сложные, ведь Ваш малыш так быстро растет и развивается. Добавим к предыдущим еще несколько развивающих игр.

Развиваем зрение

Постоянно стимулируйте кроху фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте к более длительному сосредоточению на предмете. Например: возьмите в руку яркий шарик; когда ребенок поймает его взглядом, начните перемещать шарик слева направо, вверх-вниз. Говорите при этом: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!». Хорошо, если шарик будет негромко звенеть, привлекая внимание.

Развиваем слух

Активно используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

Речевое развитие

Научите малыша высовывать язык, надувать щеки, шлепать губами - он с радостью станет повторять за вами эти движения, столь важные для формирования речевой активности. Произносите звуки, которые вы слышали от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п. Тогда Ваше с крохой общение превратится в полноценный диалог, с множеством оттенков и интонаций! В разговоре малыш обычно участвует всем телом, размахивая ручками и ножками.

В этом возрасте детишки с удовольствием будут слушать сказки (особенно рифмованные), стихи, играть в потешки, «подпевать» маминой колыбельной.

Раскрываем кулачки. Пальчиковые игры

Привяжите к пяльцам для вышивания колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте над кроваткой. Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке. Постепенно младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это еще и массаж.

Чтобы ладонь быстрее раскрылась, надо чаще разминать и массировать пальчики малыша. Лучше всего это делать в игровой форме. Например:

Сорока-белобока

Сорока-белобока кашку варила,
кашку варила, деток кормила. (слегка щекотите ладошку ребенка)

Этому дала, (загибайте мизинчик ребенка)

Этому дала, (загибайте безымянный пальчик)

Этому дала, (загибайте средний пальчик)

Этому дала, (загибайте указательный пальчик)

А этому не дала: (шевелите большой пальчик)

Ты дров не носил, печку не топил,
Потому и ничего не получил! (слегка щекочем ребенка)

Развиваем координацию движений

Чтобы развить координацию движений у малыша в возрасте 3-ех месяцев, нужно постоянно стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и маминому лицу, а также делать попытки захватить одну ручку другой.

Пальчиковая игра «Веселые ручки»

Для игры можно так же использовать яркий цветной носочек, браслет из бусин.

Положите ребенка на спинку. Улыбаясь крохе, начните рассказывать веселый стишок, сопровождая слова описанными ниже действиями:

«Ручки, ручки, не скучайте!» - При этом обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики.
«Где вы были? Отвечайте!» - Перед лицом малыша сводите его ручки, так чтобы они задевали друг друга, и разводите, придерживая их за локотки.
«Посидели дома?» - Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо.
«И пошли к знакомым!» - А теперь сделайте то же самое - но уже с Вашим лицом.

Игра в «прятки»

Накиньте платок себе на голову, спросите: «Где мама? Куда мама спряталась? Найди маму!» Помогите малышу, если у него не получается, откройтесь сами и похвалите обязательно.

А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «Где мой сыночек Миша (дочка Маша)? Нет Миши. Куда же он убежал?» Снимите платок: «А-а-а, вот где мой Миша!»

Продолжайте играть с малышом, пока ему это интересно, придумывая различные варианты данной игры.

Секреты воспитания

Да-да, представьте себе: кроху уже с самых первых месяцев жизни можно и нужно воспитывать!

Но, воспитывать любовью - а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни.

О физическом развитии

Физическое развитие ребенка

Чтобы узнать о двигательных навыках пятимесячного ребенка, а также об интересных игровых занятиях, помогающих эти навыки развивать - прочитайте нашу статью « »

Массаж и гимнастика

Обязательно почитайте статью , в ней очень подробно рассказывается о методике профессионального детского массажа и гимнастики.

Закаливание

Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами - читайте статьи: « », « », « » . Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.

Ребенку 3 месяца: какие изменения ждут малыша к трем месяцам жизни?

Ваш малыш уверенно продолжает расти и развиваться. Вы с ним уже привыкли друг к другу, и вам намного проще, чем ранее, разбираться в его сигналах и потребностях.

Первый год жизни крохи – это период самого интенсивного развития. Подобных темпов уже не будет никогда в жизни. Но и в течение этого периода есть фазы более быстрого и более замедленного роста. И третий месяц — как раз фаза ускорения.

Три месяца жизни малыша – это самый первый рубеж, и все мамочки с нетерпением ждут его достижения. Ребенок уже осознанно «общается» с родителями, распознает чужих, умеет заразительно смеяться и даже учится капризничать! Как много всего уже умеет ваша кроха!

На что же в первую очередь обратить внимание? Как помочь малышу в его развитии? Эти и другие важные вопросы нам предстоит рассмотреть.

И начнем мы с главного – как же развивается ребенок на третьем месяце жизни?


На третьем месяце жизни дети в среднем прибавляют в весе 800-900 граммов, и вырастают на два-три сантиметра. В целом, за первые три месяца малыши в среднем вырастают на 10 сантиметров и тяжелеют больше, чем на два килограмма.

По средним показателям, в три месяца объем головы мальчика – около 41 сантиметра, а грудной клетки – 41,5 сантиметров. У девочек оба эти параметра немного меньше – около 40 сантиметров.

Те распашоночки и костюмчики, в которых «утопал» ваш малыш при выписке из роддома, становятся ему малы. Пришло время на периоды бодрствования одевать крохе ползунки.

Опорно-двигательный аппарат ребенка с каждым днем продолжает укрепляться. Уже к концу этого месяца уйдет повышенный тонус мышц. Малыш хорошо держит голову, находясь в вертикальном положении на руках у близких. Он может свободно поворачивать голову во все стороны.

Ручки, ножки, туловище и шея крохи становятся более подвижными. Он может разжимать пальчики, захватывать игрушку, притягивать ее к себе.

Особого внимания со стороны малыша в этот период удостаиваются его ручки – пока что это самая интересная игрушка. Он готов подолгу их рассматривать, подносит их к личику, следит за их движениями. Малыш с удовольствием работает пальчиками, сжимает и разжимает кулачки. Наблюдая за этими движениями, кроха понимает, что это именно его ручка и это он самостоятельно ею управляет.

На данный момент для малыша одна из самых важных задач – координация движения ручек. Он тянет их в ротик, пробует соединять их вместе, пытается дотянуться до видимых ему игрушек. Если мама сейчас даст ему погремушку, малыш сразу же крепко ее схватит.

Очень полезно помогать ребенку в его «тренировках». Можно закрепить на кроватке мобиль – подвеску со звенящими подвижными фигурками, или выкладывать малыша на специальный развивающий коврик с дугами, на которых висят игрушки разных форм и размеров. Захватывая такие разные предметы, ребенок будет укреплять мелкие мышцы пальчиков.

Самой важной позой для крохи является поза лежа на животике. В этом положении он учится координировать свои движения и держать равновесие.

Если, лежа на спинке, ребенок не может что-то хорошо рассмотреть, он уже способен осознанно перевернуться на бочок. Это умение является еще одним существенным достижением трехмесячного малыша. При этом вы можете обратить внимание, что чаще он поворачивается на какую-то одну сторону. Специалисты связывают это явление с его внутриутробным положением. Со временем этот приоритет пропадет, но все же не помешает учить кроху переворачиваться и на непривычный бочок, завлекая его яркими поющими игрушками.

Лежа на животике, малыш может слегка приподниматься на ручках.

Кроха уже «нашел» свои ручки и ножки, и активно с ними играет. Но мама и папа могут помочь ему познакомиться и с остальными частями тела. Покажите малышу глазки, носик и ротик, сначала на своем лице, а затем и на его — просто прикоснитесь к тем же частям его лица.

Если поддержать малыша за подмышки, он согнет ножки и упрется ими в опору. Такая позиция ребенку очень понравится – ведь отсюда обзор намного больше! Если перед его ножками положить мячик, кроха с удовольствием начнет его пинать. Однако врачи пока не рекомендуют ставить малыша на ножки – его позвоночник к таким нагрузкам еще не готов.

В распорядке дня по-прежнему преобладает сон, но теперь периоды бодрствования увеличиваются – малыш «гуляет» около 9 часов в сутки. Все это время он активен и проявляет интерес ко всему, что происходит вокруг него. Если кроха замечает что-то новенькое, он фокусирует на нем взгляд, изучает и широко улыбается.

Ребенок способен активно реагировать на родных, много улыбается, общается с помощью гуления, умеет сообщать о своем настроении с помощью богатой мимики.

В это время малыш уже может дольше спать по ночам, или даже всю ночь спать не просыпаясь.

Ребенок очень восприимчив к разным звукам, как громким, так и тихим. Заслышав незнакомый звук, он по-прежнему замирает до момента обнаружения источника звука. Но, как только источник найден, кроха снова начинает активно двигаться.

Карапуз способен отличить музыку от разговора людей. Сейчас ему полезно рассказывать не только потешки, но и стихотворные сказки.

Еще более важными для крохи становятся зрительные впечатления. Он с удовольствием рассматривает все вокруг него.

В связи с тем, что малыш стал намного подвижнее, следует быть очень внимательными, не оставлять его без присмотра и следить, чтобы он не упал.

Поскольку трехмесячный возраст является переломным моментом в развитии малыша, надо пройти с ним всех специалистов, проверить рефлексы и сдать необходимые анализы.


В этот период начинается активное развитие психики малыша.

Если прежде главным способом общения крохи с окружающими был плач, то теперь он отходит на второй план, уступая место улыбке – универсальному средству связи. Но мама уже знает, что ее малыш имеет целый арсенал разных улыбок, которые он использует в зависимости от сложившейся ситуации.

Именно сейчас родители услышат первый настоящий смех крохи. Также он учится капризничать, в основном от скуки, и хныкать по этому поводу. Кроме того, малыш готов проявлять свой характер, настаивать на своем, используя для этого крик. Но маму этим не обманешь – она уже точно знает, как плачет малыш в условиях сильного дискомфорта, и может отличить такой плач от «ненастоящего».

Но радость ребенка выражается не только улыбкой. Он веселится всем своим телом, машет ручками и ножками, корчит смешные рожицы и издает забавные звуки.

Крохе все больше нужно общение. Он находит маму взглядом, поворачивается на ее голос, реагирует на ее слова, и ждет ответа на «свои». Малыш радостно гулит, используя уже и слоги «ага», «агу», «бу». Когда он общается, в разговоре принимает участие все тело, ручки и ножки активно жестикулируют.

Очень важно сейчас стимулировать эту первую речь ребенка: разговаривать с ним, произносить его имя, гулить с ним вместе, комментировать свои действия, не забывая при этом давать ему время на ответы. Все это повлечет за собой гармоничное развитие навыков общения.

Кроха с удовольствием имитирует вашу мимику. Если над ним склонится незнакомый ему человек, он замрет и начнет его внимательно рассматривать. В ответ на улыбку чужака малыш неуверенно улыбнется.

Сейчас ребенок активно познает мир, учась взаимодействовать с ним. Он понимает предназначение некоторых предметов и замечает их исчезновение.

К врожденным рефлексам добавляются условные рефлексы и осознанные навыки. Например, если положить малыша в привычную позу для кормления, он начнет чмокать губками.

У многих деток после двух месяцев начинают преобладать утренние или вечерние фазы бодрствования. Так проявляются «жаворонки» — те, кто более активны по утрам, и «совы» — проявляющие повышенную активность в вечерние часы. Скорее всего, этот появившийся сейчас ведущий тип нервной деятельности перейдет и во взрослую жизнь.

Малыш может гулить и наедине с самим собой. Но все же он очень нуждается во внимании мамы и папы. Ради этого он готов использовать весь набор средств: улыбку, плач, крик, гуление, хныкание и т.п. Не стоит его игнорировать, ведь что может быть приятнее для мамы, чем общение со своим крохой?


Многим мамам интересно знать, что же будет уметь малыш на третьем месяце жизни? Обобщая, можно утверждать, что он:

  • в положении лежа на животе, может подтянуться на локтях и удержать плечи и голову около 10 секунд;
  • может переворачиваться со спинки на бочок;
  • на руках у мамы и папы подтягивает тело, держит головку;
  • хватает игрушку ручками и тянет ее в рот;
  • если поддержать его под мышками, упирается ножками в твердую опору;
  • используя ручки, изучает свое личико, глазки, ротик;
  • умеет смеяться по-настоящему;
  • много улыбается;
  • плачет меньше, чем ранее;
  • способен узнавать членов семьи;
  • умеет капризничать, хныкать, когда что-то «не по-его»;
  • различает речь, музыку и другие звуки;
  • всячески старается привлекать к себе внимание родных;
  • «разговаривает» со взрослым, активно гулит;
  • показывает предпочтения – одна игрушка может нравиться ему больше остальных;
  • реагирует на звук, поворачивая голову в поисках его источника;
  • начинает показывать память, когда ожидает каких-то действий;
  • умеет визжать от восторга;
  • может соединять ручки.


С каждым днем появляется все больше возможностей для развития крохи. Итак, если вы хотите ему помочь, воспользуйтесь несложными советами:

1. Много гуляйте с ребенком, в любую погоду. Ему очень нужен свежий воздух. Естественно, если температура на улице ниже чем -10, прогулку надо заменить открытой форточкой, при этом малыш должен быть тепло одет.

Понемножку приучайте кроху к солнышку. Ведь солнечные лучи помогают укреплению организма, повышению иммунитета. Обязательно следите за отсутствием сквозняка и попадания прямых солнечных лучей на малыша.

2. Закаляйте ребенка. Можно использовать обтирания, воздушные ванны, комплексы гимнастики и массажа, подобрать которые вам помогут в поликлинике. Все это целесообразно сочетать с потешками и песенками.

3. Знакомьте малыша с окружающим миром. Во время прогулки, когда он бодрствует, рассказывайте ему все, что происходит вокруг. Когда вы дома что-то делаете, объясняйте это крохе. Знакомьте его с разными тканями и фактурами.

4. Купите малышу манеж. Активничать в нем очень полезно для крохи, ведь там он может свободно двигаться без риска для себя. Играя в манеже с красивыми яркими игрушками, ребенок будет всегда в хорошем настроении.

5. Активно общайтесь с малышом. Говорите с ним. Кривляйтесь вместе, учите ребенка разнообразной мимике, надувать щечки, чмокать губками, высовывать язычок. Это не просто веселое времяпрепровождение, но и тренировка столь важных для формирования речи носогубных мышц.

6. Играйте с ребенком. Повесьте возле него несколько удобных для захватывания игрушек, к которым он сможет дотянуться. Такие тренировки не только укрепляют мелкие мышцы пальцев и добавляют тактильные ощущения, но и поможет в дальнейшем при письме. Кроме того, движения кисти, связанные с речевыми областями мозга, помогают развитию речи. Вкладывайте то в правую, то в левую ладошку малыша игрушки разной формы и фактуры, забирайте их и предлагайте опять. Пусть он трогает, захватывает, держит. Главное, чтобы это ему нравилось.

7. Занимайтесь с крохой музыкотерапией. Подберите ему коллекцию классики, звуков природы. Информацию о пользе определенных композиций можно всегда найти в Интернете. Но только не перестарайтесь! Следите за эмоциями вашего малыша, и, если ему не нравится, не насилуйте его.

И, конечно же, не забывайте о колыбельных. Ученые доказали, что они очень благотворно влияют на развитие крохи.

8. Стимулируйте развитие зрения ребенка. Развесьте на стенах картинки и рисунки, не забывая их периодически менять. Называйте изображенные предметы, объясняйте их назначение, озвучивайте нарисованных животных. Пусть это станет для вас и вашего малыша веселой игрой.

9. Играйте в «ку-ку» — закрывайте лицо руками, словно бы прячась, а затем открывайте его, произнося «ку-ку». Увидите, малышу очень понравится эта игра.

10. Танцуйте, кружитесь, раскачивайтесь в разные стороны вместе с крохой.

11. Не оставляйте малыша без присмотра. Уберите из зоны досягаемости все опасное – химию, острые, бьющиеся, токсичные предметы, растения, мелкие детали.

12. Следите за чистотой игрушек и окружающих кроху предметов. Помните – сейчас он все изучает через рот, поэтому туда не должно попадать грязное. Промывайте игрушки в мыльной воде.


Сейчас у вашего любимого малыша «душевное» — психика и «телесное» — моторика тесно связаны и переплетены между собой. Эмоции стимулируют движения, и, наоборот, мышечная активность помогает развитию психики. Играя с ребенком, постоянно общаясь с ним, вы не только улучшите его физическое состояние, но и поспособствуете развитию его психической сферы. И, конечно же, постоянное и щедрое проявление любви к вашему крохе лучше всех остальных факторов справится с задачей его гармоничного развития. Впрочем, вы это и так хорошо знаете, правда?

Любите своего малыша, растите здоровыми и счастливыми!
Анна Кутявина для сайта сайт

За четверть года малыш сильно меняется и внешне, и психологически. Из худенького опухшего новорожденного кроха превращается в милого карапуза, который многому научился. Ежедневно он продолжает стремительно расти, приобретать интересные и забавные навыки, удивляя родителей новыми умениями.

Нормы развития ребенка в 3 месяца

Существуют установленные и согласованные в медицинских учреждениях стандарты, отражающие физиологическое и эмоциональное состояние малышей в конкретном возрасте. Развитие ребенка на 3 месяце жизни указывается для здоровых детей, матери которых не имеют вредных пристрастий, придерживаются рекомендаций педиатров в отношении и ухода за малюткой. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого младенца и не паниковать при незначительных несоответствиях нормальных и реальных показателей.

3 месяца ребенку – развитие, вес и рост

Рассматриваемые стандарты зависят от нескольких косвенных факторов:

  • масса и длина при рождении;
  • тип питания;
  • генетические данные.

Отечественные и зарубежные нормативы, отражающие, сколько весит ребенок в 3 месяца, слегка отличаются. Согласно мировым медицинским стандартам, масса тела должна составлять:

  • 5-8 кг – мальчики;
  • 4,5-7,5 кг – девочки.

Дополнительно развитие ребенка в 3 месяца показывает увеличение его роста:

  • 57,3-65,5 см для мальчиков;
  • 55,6-64 см для девочек.

Важным параметром считается и окружность головы младенцев:

  • 38,1-42,9 см – мужского пола;
  • 37,1-42 см – женского пола.

Ребенок в 3 месяца – развитие и питание

Чтобы расти и набирать вес крохе нужно хорошо кушать. Если малютка ест специальную смесь, необходимо строго следовать рекомендациям производителя, указанным на упаковке или в инструкции. Для младенцев, наслаждающихся грудным молоком, рекомендуется питание по требованию. Количество дневных прикладываний составляет 10-12, ночью малыш может проголодаться 2-4 раза.

Важно ничего не добавлять в меню, когда исполняется 3 месяца ребенку – развитие прикорм не предусматривает. В рационе крохи не должно быть никаких фруктовых соков или жидких пюре, даже если у мамы наступил или имеются другие проблемы с лактацией. За 2-3 дня выработка молока стабилизируется, в противном случае можно временно (или на постоянной основе) перевести чадо на смесь.

В описываемом возрасте грудничок еще много спит, до 17 часов в сутки, но если он бодрствует, то ведет себя активно. Как развивается ребенок в 3 месяца:

  • перекатывается на бок;
  • находясь на животе, может опереться на предплечья, хорошо держит головку;
  • внимательно рассматривает предметы;
  • следит за подвижными объектами;
  • изучает свои руки и ноги, трогает лицо;
  • понимает, откуда исходит громкий звук, поворачивается в правильную сторону;
  • старается координировать движения рук;
  • пробует все на вкус (тянет в рот).

Иногда физиологическое развитие ребенка в 3 месяца немного ускоряется. Некоторые дети уверенно хватают яркие игрушки и могут их удерживать в кулачках, переворачиваются с живота на спину и наоборот. Есть малыши, способные произносить слоги, объединяя протяжные звуки с согласными, «гулить», «ворковать», особенно если с ними ласково разговаривать.

Психическое развитие ребенка в 3 месяца

Младенцы в этом периоде становятся очень коммуникабельными и дружелюбными, они охотно идут на контакт даже с незнакомцами, пытаются по-своему поддержать разговор. Что делает ребенок в 3 месяца:

  • искренне и громко смеется, широко улыбается;
  • узнает лица родителей;
  • копирует звуки;
  • подражает мимике;
  • стесняется;
  • задумывается, увидев что-то необычное;
  • капризничает с целью привлечь внимание.

Грудничок умеет показывать радость, заинтересованность и недовольство. Развитие ребенка в 3 месяца предполагает, что ему приятно внимание окружающих, поэтому кроха не ждет установления контакта, а пытается наладить его самостоятельно. Карапуз целенаправленно ищет лица, смотрит в глаза, лепечет и расплывается в улыбке. Особенное удовольствие ему доставляет наблюдение за мамой, даже если она с ним не играет, а просто появляется в поле зрения.

Недоношенный ребенок в 3 месяца – развитие

«Нетерпеливые» малыши тоже активно растут и приобретают новые умения, но чуть позже. Это зависит от того, когда родился грудной ребенок – 3 месяца развитие происходит со смещением на время, которое кроха должен был провести еще в утробе. «Скороспелый» младенец может весить немного меньше и уступать в росте, но психологически такой грудничок прогрессирует наравне с доношенными детьми.

Говорить о серьезных нарушениях в четверть года слишком рано, поэтому важно не беспокоиться преждевременно. Нет четкого перечня навыков, которым обязан обучаться ребенок 3 месяца – развитие (что должен уметь и делать) протекает у каждого малыша индивидуально. Отставанием считается, если у крохи не пропадают рефлексы новорожденного и сохраняется высокий мышечный тонус. В таких случаях необходимо обратиться к опытному неврологу, он проведет исследования, оценит физиологические и психологические параметры малютки, назначит соответствующее лечение.

Как развивать ребенка в 3 месяца?

Прогресс детей зависит от усилий и количества времени, которое им уделяют родители. Темпы развития ребенка в 3 месяца – показатель внимательности и любви мамы и папы. Для приобретения нужных физических навыков следует ежедневно заниматься с крохой разными упражнениями, стимулировать его для активных действий. Как развивать малыша в 3 месяца:

  1. Чаще класть младенца на животик.
  2. Располагать рядом с грудничком яркие и привлекательные игрушки, чтобы он захотел дотянуться до них, потрогать.
  3. Массировать и разминать ступни, ладошки, пальцы крохи.
  4. Аккуратно растягивать, сгибать и разгибать ручки и ножки.
  5. Купать в наполненной взрослой ванной, плавание способствует улучшению мышечной моторики и координации движений.
  6. Давать ребенку пощупать и рассмотреть интересные предметы (с разными текстурами, издающие звуки, светящиеся).
  7. Включать ритмичную музыку, петь и танцевать вместе с карапузом.
  8. Часто называть малыша по имени.
  9. Гримасничать, показывать крохе «рожицы», чтобы ему хотелось их скопировать.
  10. Улыбаться малютке, смеяться вместе с ним, хвалить за достижения.
  11. Помогать изучать части тела и лица, дотрагиваться до них пальцами.
  12. Держа младенца на руках, носить его по комнатам, обращать внимание на яркие предметы, рассказывать о них.

3 месяца ребенку – развитие и игры

Коммуникабельность крохи в рассматриваемом возрасте помогает родителям работать над его физическими, социальными и эмоциональными навыками. Как играть с малышом в 3 месяца:

  1. Спрятать свое лицо за широким платком или ладонями, отчетливо спросить: «Где мама?» Убрать «ширму», радостно произнести: «Ку-ку!» Повторить действия, но в следующий раз спрятать лицо ребенка.
  2. Показать яркую крупную игрушку, дождаться, пока младенец ее заметит. Медленно водить предметом в поле зрения грудничка, чтобы он следил за ней взглядом.
  3. Взять погремушку и пошуметь ею рядом с малышом, спросить: «Где звенит (гремит, динь-динь)?». Дождаться, пока он не повернется в нужную сторону, показать игрушку.
  4. Приблизившись к лицу ребенка, произносить простые звуки и слова («агу», «да-да», «бу-бу», «мама» и аналогичные), стимулируя его повторять.
  5. Выложить младенца на животик, перед ним расположить интересующую его игрушку. Подставить под пяточки свою ладонь, чтобы малыш смог оттолкнуться ногами и дотянуться до предмета.

На протяжении первого года младенец развивается так интенсивно, как не будет этого уже никогда впереди. Но и на этом фоне есть периоды более замедленного и более ускоренного роста. Третий месяц жизни - период ускорения. За четыре недели ребенок обычно достигает максимальной месячной прибавки - около 900 граммов и вырастает еще на 2-2,5 сантиметра. Малышу уже маловаты распашонки и кофточки, в которых он буквально утопал, когда вы привезли его из родильного дома. Пора пополнить гардероб ползунками, надевая их на время бодрствования.

На третьем месяце ни дня не проходит без какого-то нового достижения, нового умения. А самое наглядное и симпатичное из них - умение малыша радоваться, что называется, всем существом. Стоит вам подойти к кроватке, заговорить с ребенком, и он с готовностью ответит вам не только самой широкой из улыбок, сиянием глаз, но и быстрыми, оживленными движениями рук и ног. На медицинском языке это так и именуется - «комплекс оживления». Как и улыбка на четвертой-пятой неделе жизни, так и этот комплекс на третьем месяце - одно из свидетельств нормального психофизического развития малыша.

В вертикальном положении у вас на руках ребенок уже уверенно удерживает голову, лежа на животе даже немного приподнимает плечи, а когда вы, держа его под мышки, ставите на твердую плоскость, хорошо упирается стопами. Портал о здоровье www.сайт

Ребенок в 2-3 месяца умеет активно развлекаться и как будто изучает самого себя. В положении на спине, в кроватке, он размахивает руками и, случайно захватив одну кисть другой или вытянув обе перед собой, с величайшим интересом рассматривает их. Это настолько характерно для третьего месяца, что немецкий педиатр профессор Хелльбрюгге в книге, адресованной родителям, пишет - если ребенок в три месяца не рассматривает свои ручки, это может быть одним из поводов для обращения к врачу.

Другие поводы: если в 3 месяца младенец, лежа на животе, не может удерживать голову даже в течение одной минуты, если не тянется полураскрытой ручкой к показанному ему яркому предмету.

Трехмесячному ребенку уже мало просто рассматривать игрушку - он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну из них, он вначале удивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. В этих попытках заключено очень многое: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка огромнейшее, универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Пока же, что очень существенно, движения кисти, связанные с речевыми зонами мозга, способствуют развитию речи. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает. Все это - пролог к речевой деятельности, а она наступит уже скоро.

С трехмесячным ребенком можно уже беседовать. Вы говорите ему «агу, агу», он прислушивается, смотрит на ваши шевелящиеся губы и отвечает чем-то вроде «эгх» или «агкх». Вы снова «агу», он снова «эгх»... Вот и диалог!

Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: «Откуда это? Что это?»

Музыку, как доказали физиологи, ваш ребенок воспринимал уже во внутриутробном периоде, причем, когда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов резкими толчками давал маме знать о своем неудовольствии или возбуждении.

Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать ему послушать минут 10-15. Больше всех звуковых источников пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин - ведь он их слышал еще до рождения, эти звуки для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит родителю взять его на руки, начать что-то рассказывать, дитя успокаивается и затихает.

Испокон веков мамы и бабушки, укладывая детей спать, пели им колыбельные. Напевайте и вы, это хорошо действует на ребенка. А в часы бодрствования спойте что-нибудь веселое, плясовое. Можно и пройтись перед кроваткой, приплясывая, поводя плечами, поигрывая руками. На третьем месяце ребенок уже следит за движениями мамы, поворачивает вслед за ней голову. А если при этом на маме будет яркий халатик или блузка, это для него еще привлекательнее.

Во всех новых умениях ребенка в 3 месяца с особой наглядностью проявляется одна уникальная особенность младенческого возраста - тесная взаимосвязь, взаимозависимость моторики и психики, «душевного» и «телесного». Интерес к окружающему, положительные эмоции стимулируют развитие движений и, наоборот, мышечная активность стимулирует психику. Так что, играя с ребенком, доставляя ему радость вы способствуете улучшению его физического состояния; уделяя максимум внимания гигиеническому уходу и вскармливанию, способствуете и развитию психики.

Кормление трехмесячного ребенка

В одно кормление ребенок третьего месяца жизни должен съедать 130-150 граммов, всего за сутки - одну шестую своего веса. Постарайтесь, чтобы хотя бы часть этой нормы он получил в виде грудного молока. Как бы мало у вас его не было, все равно сначала прикладывайте ребенка к груди, а потом докармливайте из бутылочки. Вероятно, вы уже знаете, сколько он высасывает, а если еще не установили - взвесьте ребенка до и после кормления грудью. Допустим, ему не хватило семидесяти граммов. В первый день прикорма смесью дайте ему не все 70, а на 15-20 граммов меньше. Если все пройдет благополучно, назавтра добавьте еще немножко, и так за 5-7 дней дойдите до нормы. Не пугайтесь, если у малыша немного изменится цвет, стула. Он станет зеленоватым - это естественно.

Способ приготовления смеси указан на коробке, его надо придерживаться очень пунктуально. Смесь должна быть подогрета до привычной ребенку температуры грудного молока, то есть до 36-37 °С, надо полностью воспроизвести и привычную ситуацию кормления - на руках у мамы, возле ее теплой груди.

На третьем месяце на щеках ребенка могут появиться яркие красные пятна, которые затем покрываются тонкой корочкой. В них ощущаются зуд и болезненность. Это так называемые молочные корки, или молочный струп,- одно из характерных проявлений неправильного обмена веществ, экссудативного диатеза.

Да, будьте настороже - именно на третьем месяце часто начинается рахит. Его первые признаки: ребенок становится беспокойным, пугливым, вздрагивает при резком стуке, особенно когда засыпает. У него появляется потливость, во время кормления на лице выступают капельки пота, ночью голова потеет настолько, что к утру на подушке остается влажное пятно. Он то и дело трется головой о подушку, из-за этого волосики на затылке выпадают. Можно также заметить, что моча приобрела непривычно резкий запах - в ней увеличилось количество аммиака.

Уход за двухмесячным ребенком

К двухмесячному возрасту ребенок становится уже более активным. Он уже может поворачивать головку из стороны в сторону. Если в поле зрения младенца возникает некий движущийся предмет, ребенок следит за ним глазами. Активность проявляется и в том, что если ребенка положить на животик, то он начинает приподнимать голову, прогибать спину и двигать ручками и ножками.

Малыш в этом возрасте уже кричит более осознанно и требовательно. Крик обретает различную окраску: когда ребенок голоден, он кричит совсем не так, как когда у него нелады с животиком.
Ребенок хватает ручками все предметы, которые оказываются вблизи него, и тянет их в рот. Ваш палец, соску или игрушку - без разницы... Он уже способен различить улыбку на лице мамы (или других близких) и ответить на нее улыбкой.

В этом возрасте ребенок начинает привыкать к режиму сна и бодрствования, к режиму приема пищи. И родители со своей стороны должны стараться соблюдать режим неукоснительно.

В возрасте двух месяцев достаточно посещать участкового педиатра хотя бы раз в две недели.

У грудных детей ногти растут быстро, и если их вовремя не обрезать, они могут ломаться или загибаться. Ребенок, который уже довольно активно двигает ручками и ножками, может поцарапать себя. Поэтому не забывайте остригать малышу ногти. Всякий раз после купания осматривайте ребенка на этот предмет.

Стричь ногти старайтесь аккуратно - не доставляя вашему малышу неприятных ощущений. Когда мама остригает ребенку ногти слишком коротко, она может причинить боль. У ребенка в этом возрасте уже отлично вырабатываются условные рефлексы, и в следующий раз он просто не даст вам свою ручку, начнет капризничать.
Ноготки у детей до трех месяцев очень тонкие - их не обработаешь пилочкой, чтобы не царапались. Значит, остригать их надо - не оставляя острых концов, с закруглением.

Если вы продолжаете регулярно взвешивать ребенка дома или в условиях детской консультации и вычерчиваете график изменения веса, то знайте, что в норме кривая должна по-прежнему плавно двигаться вверх -без резких скачков. В возрасте трех месяцев ребенок должен весить примерно шесть килограммов.

Если вы вдруг заметите, что ребенок не прибавляет в весе в течение 10-14 дней, обращайтесь за консультацией к вашему педиатру. Вообще в трехмесячном возрасте ребенок должен прибавлять еженедельно до 200 граммов.

Если раньше вашему ребенку было достаточно физической нагрузки при крике, то к трехмесячному возрасту этого уже мало. Для нормального развития ребенок хочет большего объема движения. К трем месяцам не надо пеленать его слишком туго - пусть дрыгает ножками и ручками, если ему хочется.

Рекомендуются также ежедневные «физические упражнения» (разумеется, включенные в режим дня) для ребенка. При оптимальной для него температуре - 22 °С -нужно раздеть ребенка и выложить его на одеяльце (на кровати или на том же пеленальном столике). Пусть малыш делает что хочет. Когда он надрыгается в свое удовольствие, переверните его на животик, - в этом положении укрепляются мышцы спины и шеи, поскольку ребенок бывает вынужден держать головку на весу.

Гигиена ребенка в 2 месяца

По мере того как ребенок растет, число кормлений становится меньше, но съедает ребенок больше. Изменяется и продолжительность сна. В первые недели жизни малыш если не ест, то спит, и если пробуждается, то только затем, чтобы возвестить вам криком, что его пора перепеленать; часто ребенок засыпает, насытившись, но еще не выпустив грудь. Со второго месяца продолжительность сна постепенно сокращается, и младенец спит часов 18-20. Появляются часы бодрствования. Ребенок начинает активнее постигать окружающий мир, более-менее осмысленным взором глядит вокруг. Общайтесь с ним в это время. Будьте уверены, ребенок это оценит и доставит вам немало приятных минут.

На третьем месяце ребенок должен спать примерно столько же, сколько и на втором. С той лишь разницей, что он уже начинает потихоньку ориентироваться во времени суток. Некоторые дети в этом возрасте вообще не просыпаются от вечернего до утреннего кормления. Если ваш ребенок к таким детям не относится, не огорчайтесь и не раздражайтесь - все придет, надо только немного потерпеть.

В течение двух месяцев приходилось промывать ребенку глазки борной водой, кипяченой водой, слабым чаем или отваром ромашки. Это делалось потому, что глаза ребенка еще не выделяли слез и не могли очищаться самостоятельно. На третьем месяце слезные железы начинают функционировать, поэтому регулярное промывание глаз становится все менее необходимым. Разве что при конъюнктивите.

С этого возраста (как вы заметили слезы) вам остается только очищать периодически уголки глаз, где после сна, особенно ночнего, скапливаются засохшие выделения. Снимать эти выделения нужно осторожно, смоченным в кипяченой воде марлевым тампоном или ваткой (однако следите, чтобы ворсинки не попали в глаз). Делайте туалет глаз аккуратно, чтобы снимаемые комочки не попадали на конъюнктиву. Не трите глаза. Если все-таки требуется промыть их, промывайте так, чтобы ток жидкости был от внутреннего угла глаза к внешнему и чтобы промывающий раствор не попадал из одного глаза в другой.

У вашего ребенка уже довольно быстро растут ноготки. Не забывайте их вовремя стричь - дабы ребенок сам себя не царапал. Не стригите ногти слишком коротко, не то впоследствии кожа будет нарастать на ногти -явление весьма неприятное, и оно мучает некоторых людей всю жизнь. Кто бы мог подумать, что истоки этого явления здесь - в первых месяцах жизни...

С течением времени распорядок дня ребенка разнообразится. Ведь ваш малыш уже не только спит, но и требует общения. Время от времени вы его оставляете ненадолго раздетым - чтобы ребенок мог подвигаться в собственное удовольствие, чтобы кожа его подышала. В летнее время старайтесь, чтобы ребенок побольше был на свежем воздухе - спал в саду, а если дома - то у открытого окна.

В этом возрасте закладывается фундамент здоровья.

Следите за чистотой игрушек, особенно если у вас есть еще дети, которые могут брать игрушки у малыша. Не забывайте, что старшие дети уже обладают устойчивым иммунитетом и не так восприимчивы к инфекции, как младенец. Предпочтительнее игрушки из тех материалов, какие можно обрабатывать антисептиком или просто помыть, - игрушки деревянные, резиновые и пластмассовые. Вы же знаете, что ребенок все предметы тянет в рот. И это не случайно, он исследует мир: визуально, на ощупь и, конечно, на вкус...

Будьте настороже - на третьем месяце жизни ребенка часто начинается рахит !

Что умеет ребенок к концу 3 месяца жизни

  • Малыш на руках у взрослого в вертикальном положении уже в состоянии следить за игрушкой в течении 30-40 секунд, поворачивать головку на 180о. Он активно следит за неподвижным или движущимся предметом, за лицом разговаривающего с ним взрослого. Но движения глаз координирует еще плохо.
  • Многие малыши могут косить глазками, что естественно в таком возрасте. К 4 месяцу это исчезает. Особенно хорошо малыша развлекают подвижные игрушки, которые легко и плавно раскачиваются в воздухе. Важно, чтобы на игрушке было несколько четких деталей. Идеальное расстояние до игрушки 30-50см. Больше всего малыши любят круглые предметы, а их любимый цвет – красный, который запомнился еще со времени внутриутробного развития.
  • К концу 3 месяца, лежа на животике, малыш уже умеет опираться на предплечья и поднимать головку на 2-2,5 минуты.
  • Такая поза передоставляет крохе новые возможности развития! Он с интересом оглядывается и воспринимает окружающий мир под другим углом зрения. Более полная подвижность головки является для него большим неврологическим достижением!
  • На 10-12 неделе наиболее подвижные малыши начинают переворачиваться со спины на животик.
  • В этот период развивается так называемая "стабильность корпуса”, которая является основной предпосылкой для первых произвольных движений ребенка и основой для самостоятельной активности.
  • Пока малыш еще чаще всего лежит на спине, поскольку именно из этого положения ему потом будет удобнее всего садиться.
  • К концу 3 месяца кроха начинает все больше ощущать свое тело. Присмотритесь к нему – он лежит прямо на спинке, но при этом его носик, подбородок, грудина, пупок и лобковая кость образуют прямую линию. А ручками он играет перед своим лицом, рассматривает свои пальчики, ножки согнуты и немного подянуты к пупку.
  • Ярко выражен комплекс "оживления" в ответ на обращенную к нему речь.
  • Малыш очень активно ищет глазами источник звука, улыбается в ответ на вашу улыбку. Эта улыбка уже называется "социальной”, потому что она возникает в ответ на человеческое лицо. Это огромный шаг крохи в области межчеловеческих отношений!
  • В конце 3 месяца у малыша должен исчезнуть рефлекс Моро.
  • Обратите внимание, что теперь, при внезапном воздействии света и звука, ваш малыш не будет несвязно сучить ручками и ножками. Играя с ручками, кроха одновременно сгибает и ножки.
  • На 8-12 неделе исчезает и рефлекс хватания. У крохи возникает сознательное произвольное хватание.
  • Примерно с 10 недели малыш начинает увлеченно играть со своими руками, перебирать пальчиками. Он пытается удержать игрушку, стремится что-то потрогать своими руками. Так создается связь между зрением и действием. Конечно, малыш не сразу сможет захватывать сам игрушку. Этому он научится постепенно.
  • При поддержке малыша под мышки, он уже уверенно опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ступнями ножек, согнутых в тазобедренных суставах.
  • Малыш хорошо реагирует на звуки.

Ребенку 3 месяца: что умеет малыш, развивающие игры, советы специалистов

Ребенку 3 месяца : как развивается малыш, каковы его достижения к концу месяца, как проводить развивающие игры и упражнения с трехмесячным малышом, какие игрушки нужны малышу с 3 месяцев. Обо всем, что важно для развития ребенка в 3 месяца, Вы узнаете из этой статьи.

Ребенку 3 месяца: что важно знать о развитии малыша в этом возрасте

Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова , тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

  • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
  • овладение хватательными движениями;
  • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
  • развитие мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
  • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия . Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев и как их проводить?

Задача 1. Учимся произносить звуки

Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

Часть 1. Перекличка с мамой.

Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, — «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)

Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.

Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

Можно провести эту часть игры-занятия по-другому — произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях , « .

Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

Задача 2. Учим ребенка различать свое имя

Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

Задача 3. Развиваем хватательные движения ребенка

У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

Как провести игру:

Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу — в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

Вариант 2 . Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент — лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми.

Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!

Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.

Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду . Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!

В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!

Упражнение «Ладошки»

Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).

Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.

Игрушки для ребенка 3 месяцев

Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:

  • Погремушки с ручкой для хватания и удерживания
  • Пластмассовая пирамидка с разноцветными кольцами (в 3 месяца используется для удерживания колец в руке и их захватывания)
  • Неваляшка
  • Бубенчики, металлофон, барабан и другие звучащие игрушки
  • Подвески и гирлянды разной формы, цвета и величины. Можно их делать самим, соединяя в одну гирлянду разные игрушки и предметы.
  • Легкие мягкие кубики с разным звуковым наполнителем.
  • Игрушечные животные, птицы из резины, ткани, пластмассы. Размер игрушек для демонстрации от 15 до 40 см, для самостоятельных игр – примерно 10-20 см.

Задача 4. Развитие движений у ребенка в возрасте 3 месяцев

В три месяца малыш приобретает новое умение — умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!

Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.

Какие упражнения помогут маме и малышу

Упражнение «Неваляшка»

Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.

Упражнение «Кто поет?»

Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.

Для упражнения Вам понадобится помощник.

  • Положите малыша на животик. Бедра малыша разведены. Одной рукой взрослый прижимает таз ребенка к столу, а другой рукой – приподнимает грудь малыша, стимулируя опору на руки.
  • Второй взрослый сбоку начинает петь песенку, называя имя малыша: «Я поюууууу, Леночке поюуууу, Леночке поюууууу, песенку своюууууу» (слова могут быть любыми)
  • Малыш будет поворачивать голову в сторону звука.
  • Затем встаньте с другого бока и снова начните петь. Малыш повернет голову в другую сторону.

При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.

Упражнение «Уголок подушки»

Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.

К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.

Упражнения для развития вестибулятного аппарата.

Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.

Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.

Упражнение «Подтанцовывание»

В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.

Задача 5. Развитие слухового сосредоточения

Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.

Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)

Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.

Упражнение «Колокольчик на ленточке»

Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.

Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)

  • Возьмите любую шуршащую бумагу, пленку, фольгу, оберточную бумагу, бумагу писчую или для компрессов.
  • Начните ей шуршать справа от малыша.
  • Если малыш не поворачивает голову, а только вслушивается, то покажите ему бумагу и пошуршите ей. Пусть он увидит, что это такое шуршит. Затем снова уберите бумагу от взгляда ребенка и начните шуршать справа. Малыш повернет голову.
  • Поменяйте бумагу (чтобы получился новый звук) и начните шуршать слева от малыша.

Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.

Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!

Упражнение «Колокольчик»

  • Закройте бока кроватки ребенка простынкой. Сбоку от кроватки на расстоянии примерно 1 метра тихонько позвените колокольчиком (звук должен быть сначала негромкий, чтобы не испугать малыша). Позвените погромче. Малыш начнет вслушиваться и повернет голову в сторону источника звука. Тогда уберите простынку и дайте возможность малышу увидеть, что звенит. Когда ребенок найдет источник звука и зафиксирует на нем взгляд (до 10 секунд), уберите колокольчик.
  • Подойдите к другой стороне кроватки и повторите действия с другой стороны.
  • Затем дайте возможность ребенку схватить колокольчик. Приблизьте колокольчик к руке малыша, тихонько коснитесь колокольчиком его ручки, стимулируя захватывание предмета.
  • Для игры можно использовать и другие звучащие предметы, самодельные шуршалки.

Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)

  • Начните разговаривать с малышом, называйте его по имени, растягивайте при этом гласные: «Вот какая Кааааатенька! Девочка пригоооожая! Девочка хороооошая! Будет Катенька песенки пееееееть! Будет песенки слууушать. Сейчас мама Катеньке споет пеееесенку.»
  • Начинайте петь. Пойте одну музыкальную фразу: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени» или другую.
  • Сделайте паузу, дайте малышу возможность отреагировать на пение мамы. Ребенок оживляется, слушает, улыбается, гулит.
  • Исполните ту же фразу на музыкальном инструменте – музыкальной электронной игрушке, детском пианино, металлофоне.
  • Позвучите звуками, контрастными для пения – сыграйте на ложках, позвените колокольчиком, используйте шумовой инструмент («шум моря», «шум водопада», например), постучите на барабане.

В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)

Задача 6. Развитие зрительного сосредоточения у трехмесячного ребенка

В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.

Упражнение «Знакомое и незнакомое»

  • Вам понадобится игрушка, знакомая малышу, и новая игрушка.
  • Покажите ребенку знакомую игрушку с расстояния 60-70 см, перемещайте ее вправо – влево. Важно научить малыша активно следить за перемещающейся игрушкой, поэтому перемещайте ее то быстрее, то медленнее, делайте остановки для фиксации взгляда, меняйте траекторию перемещения игрушки.
  • Затем приблизьте игрушку к малышу. Если малыш не потянется за игрушкой, наложите ладошку малыша на предмет.
  • Затем те же действия проделайте с новой игрушкой. Чтобы ребенок хорошо рассмотрел игрушку, ее показ с перемещением должны быть длительными и медленными.
  • Затем попеременно покажите новую и старую игрушку.

Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.

Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.

В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.

К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.

К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрение – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.

В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.

Что нужно знать о физическом развитии ребенка 3 месяцев

Что важное происходит в физическом развитии ребенка 3 месяцев? Как связан массаж и развитие мозга ребенка?

Как делать ребенку 3 месяцев дома массаж? Рекомендации врача. Пошаговая инструкция общеукрепляющего массажа.

Трехмесячный ребенок к концу этого месяца развития умеет:

  • Поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его глазами.
  • Вглядываться в звучащий предмет, найдя его (фиксация взглядом до 10 секунд и более)
  • Узнавать знакомые предметы (малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые предметы)
  • Узнавать близких людей, радоваться им.
  • Привлекать внимание близких взрослых – оживляется, гулит, тянется к ним, улыбается.
  • Различать близких и незнакомых взрослых. К близким взрослым тянется, улыбается, смеется. К незнакомым взрослым безразличен.
  • По-разному реагировать на плясовую и спокойную мелодию. Плясовая мелодия вызывает комплекс оживления. При спокойной мелодии младенец вслушивается и замирает.
  • Умеет гулить – гулит эмоционально-выразительно, интонационно ярко в разных ситуациях. Начинает гулить сам. Или гулит после 1-3 минут «разговора» — переклички с мамой.
  • Умеет хорошо удерживать голову и спину с опорой на предплечья в положении лежа на животе. При этом наблюдает за взрослым или игрушками.
  • Хорошо удерживает голову в вертикальном положении, наблюдает окружающий мир, действия взрослых.
  • Рассматривать, захватывать, ощупывать игрушки. Способен играть с игрушкой до 3 минут.

Вот и закончилась наша встреча! Впереди – целый месяц удивительных открытий и радостного общения с малышом!

Основные показатели развития ребенка от рождения до 3 лет Вы найдете в статье Из нее Вы узнаете о научно-обоснованных и длительно апробированных в практике нормах развития ребенка по каждому возрастному этапу.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"



Поделиться