Вербное воскресенье: не освящением вербы единым. Вербное воскресенье: приметы и суеверия. Традиции и обычаи праздника

За семь дней до Пасхи Церковь отмечает Вход Христа в Иерусалим. У нас его еще называют «Вербное воскресенье». Верующие освящают в храме вербные ветви. Но как появилась эта благочестивая традиция? Какое евангельское обоснование этого праздника? Попробуем ответить на эти вопросы.

Глазами евангелистов

О торжественном вхождении Христа в Иерусалим пишут все четыре евангелиста. Иисус просит своих учеников привести Ему из ближайшего селения осла, на котором он и въедет в город. Двое апостолов исполняют его прошение, стелют на животное одежду и отдают Учителю.

Христос на осле въезжает в Иерусалим, по дороге Его величественно встречают толпы людей, устилают ему путь одеждами и пальмовыми ветвями, так называемыми вайями. Отсюда и второе название праздника — Воскресенье ваий, и уже совсем «славянский» вариант — Вербное воскресенье.

Но вернемся к евангельскому тексту. Израильтяне радостно восклицают вслед Иисусу:

Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!


Осанна — это краткий молитвенный возглас. С древнееврейского он дословно переводится как «спаси же, помоги». В греческом тексте используется другое слово, означающее «слава».

Поэтому Христа встречали одновременно с величанием, славословием и определенными надеждами на Него как на царя земного, который может облегчить жизнь евреев в Римской империи. Ведь они почитали Иисуса не как Сына Божьего, а как выдающегося пророка.

Но даже известнейших еврейских праведников не встречали так торжественно. Чем же Христос заслужил такую честь? И почему Иисус въехал в город именно на осле, а не, например, на коне?

Лазарева суббота: воскрешение «четверодневного»

Земное служение Христа длилось уже несколько лет. Люди удивлялись Его учению, поведению, бросающему вызов обществу, и многочисленным чудесам.

Христос отпускал людям грехи, тем самым исцеляя бесноватых, слепых, хромых, расслабленных. Были даже три случая воскрешения мертвых. Первый раз он вернул к жизни сына наинской вдовицы, которого уже собирались похоронить, потом «пробудил от сна» двенадцатилетнюю дочь начальника синагоги Иаира.

Третий случай принципиально отличался от всех предыдущих. Его мы и вспоминаем в субботу накануне Входа Господнего в Иерусалим. В этот день Иисус воскресил Лазаря, родного брата Марии и Марфы.

Ученики известили Иисуса о болезни Лазаря, которого Тот называл Своим другом, но Он специально не шел навестить и исцелить недугующего. Лишь через несколько дней, зная, что друг Его уже мертв, Христос с учениками приходит в Вифанию, где жили Марфа и Мария. Две сестры в разное время, не сговариваясь, встречали Его одними и теми же словами:

Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой

Как и апостолы, Марфа и Мария знали, что перед ними не просто пророк, а сам Сын Божий. Но у них и в голове не укладывалось, что Христос может оживить их брата, который уже четверо суток лежит в гробу, обвитый погребальными пеленами. Бездыханное тело уже начало разлагаться. Поэтому когда Иисус просит отвалить камень для входа в пещеру, Марфа предупреждает:

Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе

На что Сын Божий отвечает:

Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

Иисус зашел в пещеру и сотворил неслыханное доселе. Он произнес лишь три слова: «Лазарь! Иди вон».

И его друг, завернутый в погребальную ткань, четыре дня пробывший в аду, от которого несло трупным запахом, вышел навстречу сестрам и всем присутствующим. День памяти этого действительно чудесного события почитается Православной Церковью как Лазарева суббота.

Согласно Преданию, Лазарь после воскрешения прожил еще 30 лет, служа епископом на острове Кипр. Церковь еще называет его «четверодневным» , ведь именно столько дней он был мертв, что в то время фактически отождествлялось с пребыванием в аду. Говорят, что Лазарь, переживший шок загробной жизни, за всю свою земную жизнь больше ни разу не улыбнулся.

Великое чудо — воскрешение Лазаря — происходило в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Поэтому на следующий день Христос и отправился в Иерусалим. Поскольку весть о брате Марфы и Марии быстро разнеслась по околицам, Христа так торжественно принимали в городе. Доселе никто из пророков не мог совершить ничего подобного.

Скромный вход Господень в Иерусалим

Почему Христос въезжал именно на осленке? Для этого есть несколько объяснений:

  1. На Востоке всадник на осле символизировал пришедшего с миром, а въезжавший на коне — прибывшего с войной.
  2. Согласно пророчеству Захарии, Мессия должен войти в город именно на осле: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной
  3. Если бы в город входил какой-то земной правитель, то он явно прибыл бы на белом коне, в дорогом убранстве, с гордо поднятой головой и в окружении почета. Но Христос ведет Себя как Царь, но не от мира сего. Поэтому вход Господень в Иерусалим выглядит так скромно: кроткий Спаситель въезжает на молодом осленке.

Пока ученики и свидетели чудес радостно встречают «сына Давидова», фарисеи и книжники замышляют Его убийство.

Христос знает, что ждет Его через несколько дней. Предательство, унижение, крест, распятие, смерть. Но разве Он, воскресивший «четверодневного» Лазаря, не победитель смерти? Обращаясь к Марфе, Иисус говорит: «Я есть воскресение и жизнь».

Вербное воскресенье: история праздника и освящение вербы

Праздник Входа Христа в Иерусалим возник в IV-V веках и очень быстро распространился среди христиан. Логично, что особо торжественно его отмечали именно в Иерусалимской Церкви.

Уже в VII веке появляются тексты богослужений, которыми пользуются и в наше время. Некоторые каноны на повечерии составил и преподобный Андрей Критский .

Но неотъемлемым атрибутом праздника для многих верующих на протяжении веков было и остается освящение ветвей пальмы или вербы. Отсюда и появились варианты названий праздника: «Воскресенье ваий», «Вербное воскресенье» и «Цветоносная неделя».

Как уже вспоминалось, пальмовыми ветвями устилали путь Иисусу жители Иерусалима. Кроме этого, в древности зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся домой с победой. Так и по сей день православные христиане приходят в храм с ветвями, чтобы встретить Царя Славы, победившего смерть. В знак победы над тлением священники облачаются в зеленые ризы, символизирующие возрождение жизни.

Торжественный смысл Вербного воскресенья передает и тропарь праздника :

Уверяя, что будет общее воскресение мертвых, Ты воскресил Лазаря прежде Твоих страданий, Христе Боже. Поэтому мы, подобно детям, нося знамение победы (то есть подобно тем детям, что держали знамение победы — пальмовые ветви), восклицаем Тебе, Победителю смерти: «осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне

К сожалению, многие верующие не знают истинного смысла праздника и приходят в храм только для того, чтобы освятить вербные ветви. Часто у дверей храма собираются толпы. Они не молятся в храме, а лишь ждут выхода священника, который окропит их букеты святой водой.

Важно помнить, что традиция освящать ветви — это лишь благочестивое дополнение к празднику. Но оно лишается смысла, когда люди заменяют веру и молитву лишь исполнением ритуала.

Поэтому надо в первую очередь прийти в храм и зелеными ветвями и зажженными свечами встретить Христа, как когда-то жители Иерусалима. А лишь тогда, с молитвой в сердце, нести освященные ветви домой, которые и сохранять, как подобает святыни, возле икон.

Как в Вербное воскресенье противостоять суевериям?

Не стоит впадать в магизм и поддаваться многочисленным суевериям :

  • бить всех прутьями — якобы до следующего года не будешь болеть;
  • когда идет град, бросать ветви из окна, чтобы остановить стихию;
  • класть кусочек освященного прута в гроб покойнику.

Никакое «избиение» прутьями вам не поможет, если, кроме вербы, у вас не будет веры и молитвы. Град или пожар не остановятся только потому, что вы бросили освященную ветвь. Наоборот, это может стать надругательством над святыней. В первую очередь важны молитва и надежда на Бога. Освященная ветвь в руке покойника не дает никаких гарантий на то, что он попадет в рай. Это скорее красивый символ воскрешения Лазаря и восстания всех людей для вечной жизни.

В Вербное воскресенье важно прийти в храм, помолиться, если есть возможность — поисповедоваться и причаститься, а лишь тогда освящать вербу. Нарушение этой последовательности приводит к потере смысла праздника.

О воскрешении Лазаря и входе Иисуса в Иерусалим рассказывается и в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

На рыбу;

Связан с Страстная седмица и Пасхой Вход Господень в Иерусалим на Викискладе

Вход Госпо́день в Иерусали́м (церк.-слав. Вхо́дъ гдⷭ҇ень въ і҆ерⷭ҇ли́мъ ) - христианский праздник , отмечаемый в воскресенье («неделю »), предшествующее Пасхе , то есть в шестое воскресенье Великого поста . Посвящён торжественному въезду в Иерусалим Иисуса Христа , описанному во всех четырёх Евангелиях . В православии входит в число двунадесятых праздников .

Другие названия

Праздник имеет несколько названий - Неделя ваий , Ве́рбное воскресе́нье , Па́льмовое воскресе́нье (греч. Κυριακή των Βαΐων , церк.-слав. Недѣ́ля Ва́їй , лат. Dominica in Palmis de passione Domini )

Празднуемое событие

Описание в Евангелии от Матфея

Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании (Мф. ).

Описание у других евангелистов

Вход Иисуса Христа в Иерусалим описан всеми четырьмя евангелистами , о нём повествуют и Марк (в 11-й главе своего Евангелия), и Лука (в 19-й главе), и Иоанн (в 12-й главе).

Описание событий, которое дают Марк и Лука, во многом очень похоже на описание, приведённое евангелистом Матфеем, хотя и отличается отдельными деталями. Евангелисты Марк и Лука сообщают, что Иисус, приближаясь к Иерусалиму и находясь вблизи Елеонской горы , рядом с Виффагией и Вифанией, посылает двоих своих учеников за молодым ослом, которого те находят, отвязывают и приводят к Нему. Будучи научены Иисусом, на вопрос «зачем отвязываете?» они отвечают, что он (ослёнок) надобен Господу.

Значение

Праздник символизирует, с одной стороны, признание Иисуса Мессией (Христом), а с другой - прообраз входа Сына Человеческого в Рай .

Православие

Русская икона XIV века

Восточные славяне освящённым вербам придают особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов .

Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение - бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».

С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил» , «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Егория вешнего) вербой с Вербного воскресенья» , «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут» , «На вербной мороз - яровые хлеба хороши будут» , «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд» , «Не верба бьёт, а старый грех» .

См. также

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Вход Господень в Иерусалим. Богослужебные указания для священнослужителей. // Сост. протоиерей Виталий Грищук. - СПб.: Санкт-Петербургская правосл. дух. акад., 2013. (в формате iBooks).
  • Грушко Е., Медведев Ю. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий . - Русский купец, 1996. - ISBN 9785882040474 .
  • // Пословицы русского народа : Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - М. , 1879. - Т. 2.
  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880-1882.
  • Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах . - СПб. : Типография А.С.Суворина, 1901. - Т. 1. Всенародный меяцеслов. - 691 с.
  • Ляховская, Л. П. Календарь славянской жизни и трапезы. - М. : МСП, 1999. - 464 с. - ISBN 5-7578-0066-6 -1.
  • Вербное воскресенье / Толстой H. И. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; . - М. : Межд. отношения , 1995. - Т. 1: А (Август) - Г (Гусь). - С. 336-338. - ISBN 5-7133-0704-2 .
  • Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья / сост. Г. Г. Шаповалова, Л. С. Лаврентьева; ред. Б.Н. Путилов. - Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. - 342 с.
  • Фрейденберг О. М. Въезд в Иерусалим на осле / Миф и литература древности. - М. : Вост. лит., 1998. - С. 623-665.

Ссылки

  • Вход Господень в Иерусалим // Православная Богословская Энциклопедия. Том 3. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 г.
  • А. А. Ткаченко, Диак. Михаил Желтов, Н. В. Квливидзе. Вход Господень в Иерусалим // Православная энциклопедия . - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2005. - Т. X. - С. 38-51. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-016-1 .
  • Вход Господень в Иерусалим // Православная энциклопедия
  • Неделя ваий. Вход Господень в Иерусалим Православное чинопоследование богослужений
  • Вход Господень в Иерусалим и Вербное воскресенье в русской живописи

Вербное воскресенье - праздник предшествующий Пасхе, отмечается христианами в шестое воскресенье Великого поста. Сопровождается продолжительной службой, а основная традиция в России - освещение веточек вербы.

История

В этот день отмечают Вход Господень в Иерусалим, о котором пишут все четыре евангелиста - Матфей (21 глава), Марк (11), Лука (19) и Иоанн (12). Суть в том, что в те времена в преддверии праздника Пасхи тысячи паломников стекались в Иерусалим со всего Ближнего Востока, а тогда как раз прошёл слух, что Иисус воскресил Лазаря. Люди ждали Иисуса из Назарета - спасителя Израиля. Верили, что мессия явится народу именно на Пасху.

(Giotto di Bondone - Jesus entry into Jerusalem )

Сын Божий въехал в город на осле, что означало символ мира (на коне - символ войны). Говорят, что ворота, через которые он въехал, существуют до сих пор, но уже многие столетия намертво замурованы. Народ привечал его возгласами «Осанна (слава) сыну Давидову!» и каждый легонько касался Иисуса веточкой пальмы, выражая преданность и любовь. Это и есть корни современной традиции ударять близких освящённой вербой, при этом говоря: «Не я бью - верба бьёт! Верба хлёст - бьёт до слёз!».

Вход Господень в Иерусалим - это второе пришествие, когда он явился как Царь Мира и Судия. Первый же раз он предстал перед людьми как Искупитель грехов рода человеческого.

Почему называется "Вербное"

Народ встречал пришествие Царя веточками пальмы - именно её и используют жители Ближнего востока и стран, где растёт это дерево. В тех краях праздник называется «Пальмовое воскресенье». Использование вербы русской традиции объясняется очень легко - просто нет пальм. Потому-то церковь традиционно использует вербу, которая первой встречает весну. Также иногда используют веточки ивы и ветлы.

Веточки вербы - главный атрибут праздника. В этот светлый день люди приходят с веточками в церковь, чтобы чествовать Царя, смерть и грех победившего. Священнослужители надевают зелёные ризы, которые являются символом возрождения жизни.

В допетровскую эпоху был своеобразный обряд. Патриарх выезжал "на осляти" - белом коне, "замаскированном" под осла, - как символ Входа Господня в Иерусалим. Он одаривал с Лобного места освящёнными веточками вербы всех собравшихся. Одаривались по очереди, сообразно статусу - вначале веточки доставались царю, затем архиереям, боярам, думским дьякам, а в конце и простому люду.

Традиции Вербного воскресенья

Православные хранят освящённые веточки вербы целый год. Есть традиция украшать ими иконы и красные углы. Многие хозяева, придя из церкви, первым делом сажали пару веточек у себя возле дома, и только потом занимались обрамлением икон.

Что разрешено традициями, а что - нет:

В этот день нельзя работать, нельзя расчёсывать волосы и выгонять скот на выпас. Также традиции запрещают готовить горячие блюда, так что об этом лучше позаботиться заранее. Что касается еды в целом, то тяжёлая, жирная пища не употребляется, зато разрешено кушать рыбу и овощи.

С этим праздником связаны и некоторые народные приметы погоды выпадающие на этот день:

  • Если идёт дождь - жди обильного урожая.
  • Если светит солнышко - снова богатый урожай, да ещё и тёплое лето.
  • Если дует сильный ветер - это к прохладному и ветреному лету.

Если вы увидели на улице людей с веточками вербы в руках, значит, скоро наступит праздник, котрый называется Вербное воскресенье. История возникновения праздника необычайно интересна и окутана преданиями. В этой статье мы приоткроем завесу тайны и расскажем, откуда к нам пришёл этот день и связанные с ним традиции.

Шаги в прошлое

Итак, Вербное воскресенье... История праздника насчитывает две версии его зарождения. Одна из них - христианская. Она гласит, что именно в этот день Иисус Христос верхом на осле впервые въехал в город Иерусалим. Как всё начиналось?

В 30 году нашей эры дальние и ближние окрестности города Иерусалима взбудоражил слух о некоем страннике, творящем такие чудеса, как исцеление неизлечимо больных и даже воскрешение мёртвых!

Говорили, что ослепшие снова начинают видеть, а прокажённые заново обретают здоровую кожу. И самое обсуждаемое невероятное событие - это воскрешение некоего Лазаря, умершего четыре дня назад, но вышедшего из склепа живым и невредимым. Конечно же, все эти чудеса творил Иисус, прозванный в народе Спасителем и Мессией.

У Сына Божьего в кратчайшие сроки появляется огромное количество последователей и учеников, которые несут добрую молву о своём Учителе. Простой люд видит в Иисусе своё светлое будущее, а главное - свободу от поработителей-римлян.

Однако власть Иерусалима по понятным причинам не разделяла предвкушение счастья и радостных ожиданий - и немудрено. Появление Мессии пошатнуло бы, а то и напрочь уничтожило бы удобный для них порядок.

Верхом на ослике

И вот наступил тот день, которого так страшились правители Иерусалима - Иисус решил посетить столицу Иудеи. При этом Спаситель, который обычно передвигался пешком, вдруг попросил своих последователей привести ему из ближайшего поселения молодого осла, на которого не садился ни один человек. Когда просьба Иисуса была выполнена, на ослика постелили его одежды, заменив ими седло, и Спаситель направился к главным воротам Иерусалима.

По тем временам и традициям въезд на осле сквозь врата города говорил о мире и исключительно благих намерениях прибывшего, в том время как гость, приехавший на коне, символизировал Именно поэтому Сын Божий выбрал осла - таким образом он хотел показать, что пришёл с миром и без злого умысла.

Это был триумфальный въезд! Ликующие люди, не скрывая радости, устилали путь Спастеля листьями пальмы и своими одеждами, показывая таким образом свою безграничную любовь и высочайшее уважение к Сыну Божьему. За осликом, несущим на своей спине Мессию, бежали дети, девушки и женщины, размахивающие пальмовыми ветвями, символизируя высочайшие почести. Поэтому Вербное воскресенье (история праздника связана не только с религией, но и (косвенно) с географическим положением и климатом Израиля, из-за чего его ещё называют Пальмовым воскресеньем) означает Вход Господень в Иерусалим, ибо в своём Сыне в городе побывал сам Бог-Отец. Сам же праздник - это символ того, что израильский народ поверил в Иисуса и признал его Мессией, Спасителем, чьё призвание - сделать мир лучше, добрее и гармоничнее.

Увы, спустя всего четыре дня всё тот же ликовавший народ будет исступлённо требовать от жестоко распять того, кого сами же прозвали Мессией и Спасителем рода человеческого.

Пальмы и вербы

Скорее всего, у читателя возникнет вопрос: если путь Сына Божьего устилали пальмовыми листьями, почему же в России этот праздник называется Вербное воскресенье? История праздника говорит, что это связано с тем, что на Руси никогда не произрастали пальмовые деревья, в то время как палестинский климат непригоден для милой русским людям вербы. Поэтому Православная Церковь приняла решение сменить растение, символизирующее Вербное воскресенье. История праздника, православный вариант которого актуален в наши дни, предполагает вместо пальмовых листьев использовать веточки вербы из другого, языческого обряда, который существовал на Руси в дохристианские времена.

Языческий праздник

Как уже было упомянуто, история праздника Вербное воскресенье имеет две версии возникновения. Вторая из них уходит во времена язычества. А если точнее - берёт своё начало в древнем славянском празднике под названием Вербохлёст. Чем же связаны между собой Вербное Воскресенье, история

Дело в том, что Вербохлёст - это праздник оплодотворения. В язычестве близкие отношения между мужчиной и женщиной не считались грехом, а как раз наоборот - воспринимались как проявление Божественного акта, в результате которого появлялись дети. Из детей вырастали сильные воины, трудолюбивые пахари, будущие матери и лекари и учителя. Одним словом, чем больше было детей, тем больше у народа было шансов на благополучную жизнь.

Весёлый обычай

В празднике Вербохлёст существовал интересный обычай - юноши хлестали по ногам девушек веточками вербы, а те, в свою очередь, заливисто смеялись и нарочно визжали. Этот обряд символизировал акт оплодотворения. То же самое проделывали со скотом - ведь чем больше поголовье, тем сытнее будет жизнь.

Почему именно верба, а не слива или, например, яблоня? Дело в том, что для наших предков верба являлась символом быстрого роста, могучей к жизни и, конечно, плодородия. И немудрено - именно верба выбрасывает почки и расцветает первой среди всех растений.

Когда на Руси появилось христианство, языческие идолы были отвергнуты и со временем забыты. И тем не менее история праздника Вербное Воскресенье поневоле возвращает нас в те далёкие времена.

На то, что именно с Вербохлёста началась история праздника Вербное Воскресенье, указывает то, что в других странах, например, в Словакии, где чтят традиции предков, этот обычай жив до сих пор. Там и в наши дни парни без какой-либо религиозной подоплеки азартно стегают барышень веточками вербы и даже окатывают их водой!

Праздник без даты

Когда именно празднуется Вербное воскресенье? История праздника напрямую связана с праздником Пасхи, и отмечается за неделю до её наступления, сразу после Поскольку Пасха тоже наступает каждый раз в разный день, то и Вербное Воскресенье приходится на разные даты.

Сила вербы

В субботу перед Вербным воскресеньем во всех православных храмах проводится всенощное бдение, во время которого священники окропляют их святой водицей, освящая вербу и придавая ей волшебный свойства.

Например, она оберегает дом от гроз и пожаров, всех его обитателей - от а почки вербы излечивают многие болезни. Именно поэтому принесённую из церкви вербу ставят в изголовье кровати, на которой лежит занедуживший человек, а также побегами несильно стегают детвору, чтобы росли здоровыми и сильными. Помимо этого, в отваре оосвящённых ветвей вербы принято купать малшей, чтобы те были здоровыми. Считается также, что почки вербы помогают победить бесплодие, поэтому многие отчаявшиеся женщины, мечтающие о ребёнке, едят их и молятся Пресвятой Богородице.

Вербная диета

Все православные перед Пасхой строго соблюдаёт Великий пост. Особенно суровы в этом плане дни Страстной недели, когда истинно верущие жёстко ограничивают себя в пище. И тем не менее в Вербное воскресенье все желающие могут устроить себе поблажку и побаловать свой организм рыбой, запивая её вином.

А давным-давно на Руси для празднования Вербного воскресенья пекли гречневые блинчики, варили бражку и готовили рыбные пироги. Помимо этого был интересный обычай печь праздничные хлебцы - столько штук, сколько человек в семье. В одном из хлебцов прятали монетку, и тот, кому досталось это угощение с сюрпризом, был буквально обречён на счастье, здоровье и удачу в течение 12 месяцев.

Сказки для детей

Попробуйте рассказать детям про Вербное воскресенье. История праздника для детей, конечно же, должна быть адаптирована под их восприятие и доступна для понимания маленьких православных. Покажите детворе красивые вербовые веточки, дайте потрогать, понюхать, подержать в руках. Расскажите о том, что верба расцветает самой первой из всех деревьев и приносит в мир весну. После этого можно поведать ребятам про Вербное воскресенье. История праздника (фото, рисунки и картинки также желательно использовать) маленькими слушателями будет восприниматься как волшебная сказка. Можно даже разыграть сценки. Не забудьте упомянуть, почему у нас верба вместо пальмовых листьев, попутно рассказав и о климате Палестины.

Ветви обязательно нужно освятить в храме

Вербное воскресенье в России выпало на 1 апреля. Перед тем, как испечь кулич и покрасить яйца, православные приносят в свои дома веточки вербы. Этот символ заменяет пальмовые ветви, которых в нашем климате, увы, не найти - символ входа Господа в Иерусалим. Как правильно провести Вербное воскресенье, нам рассказал настоятель Елоховского собора, отец Александр Агейкин.

Вербное воскресенье - это воспоминание о входе Господнем в Иерусалим. Основной смысл праздника - это попытки осмыслить происходящее: иногда мы встречаем Бога всем сердцем, а потом от него отворачиваемся. Те же люди, которые встречали Иисуса на входе в город, срезали ветви пальм и стелили ему под ноги свои одежды, как царю, – они же через три дня кричали «Распни, распни!»

Вот и наша жизнь - такая же. Вроде бы все - христиане по крещению, но часто поступаем совсем не по-христиански. Поэтому этот праздник - повод всем нам задуматься о своей жизни.

Веточки вербы, которые мы приносим в свои дома, должны напоминать - как раз о том, что нужно постоянно помнить о Боге. Сами по себе они, конечно, не имеют никакого мистического значения. но то, что ты приносишь из храма, становится в какой-то степени святыней - отсюда и появляется благоговение. Но не нужно наделять эти ветви никакими особыми свойствами. Иначе получается уже магия, не имеющая отношения к христианству.

– Вербные веточки продаются на улицах, в переходах еще с начала прошлой недели. Есть ли разница: принести ветвь в дом накануне праздника или заранее?

Люди должны прийти с вербой в храм, на службу - как на встречу со Христом. Есть особая молитва на освящение вербы, именно благодаря ей простая веточка становится святыней, напоминающей о нашем отношении к Богу. Если просто купить вербу на улице и поставить дома, она не будет иметь никакого отношения к празднику, кроме символического. Получается как будто выполнение плана: «Нужно поставить веточку». Но это не правильно. Это то же самое, что пойти купаться в проруби в Крещение, но не бывать при этом в храме.

– Когда вербу надо освятить?

В субботу, за вечерним богослужением - на всенощном бдении, причем в определенный момент. Но мы понимаем, что не у всех есть возможность прийти в субботу, священники идут на встречу и разрешают в течение воскресного дня всем приходящим тоже освятить веточки.

– Потом вербные веточки можно хранить дома сколько угодно?

Обычно их хранят в течение года - до тех пор, пока не поставят вместо них свежие. Их ставят рядом с иконами. Когда вербы собираются менять, старые надо сжечь: следует относиться к ним с благоговением, а не просто как к мусору. Это святыня, которая была в храме. Тут примерно тот же принцип, что и со святой водой в Крещение. Все это вещи, которые сопровождают нас в течение богослужебного года - от Пасхи до Пасхи.



Поделиться