Поделки из соломы для начинающих. Декоративная аппликация соломкой

ЛЕКЦИЯ №4

Первичная обработка соломки.

1. Очистку производят ножницами: отрезают трубочки от междоузлий, раскладывая трубочки на столе. Все стебли сортируют по сортам. Одновременно с отрезанием коленцев снимают листья.

Соломенные трубочки связывают в пучки по сортам, упаковывают в бумагу или пакет для хранения.

2. Варка. Чтобы сделать соломку эластичной и мягкой, ее нужно проварить несколько раз до тез пор, пока вода не станет светлой, а на стенках посуды, в которой производилась варка, не образуется жировое кольцо темно-коричневого цвета.

3. Крашение С оломка восприимчива к крашению

А) окрашивание прокаливанием (утюг, духовка, плитка)

Б) окраска анилиновыми красителями (разводят по инструкции. Мокрую соломку погружают в краситель, кипятят 1 час. Промывают в уксусном растворе (10-15 мин), полощут в холодной воде.

В) растительными красителями (растительное сырье вымачивают 12-36 часов, вываривают, процеживают. В красильном растворе кипятят соломку 15-60 мин, полощут в уксусном растворе

4. Отбеливание соломки

1. Р-р гидроперита 18 табл на 3 литра воды – 1 час на медленном огне

2. Р-р нашатыря и перекиси водорода 1 л воды, 150 г.15% перекиси водрода, 20 г. Нашатырного спирта. Полностью погрузить соломку, выдрать 45-50 мин, промыть.

Можно отбеливать бытовыми отбеливателями.

Отбеленная соломка приобретает равномерную окраску, повышается ее мягкость, легче и ровнее ложится краска

5. Изготовление соломенных лент

Соломку увлажняют или продувают, расщепляют вдоль стебля движением ножа от себя, осторожно раскрывают и проглаживают (при необходимости, раскрыв стебель соломы, счищают часть его внутренней мякоти с целью достижения тонкости, гладкости, эластичности соломенной лентой. Счищают ножом косяком, располагая его под углом к плоскости стола, проводя им от себя)

Ленты получают двумя способами:

а) холодный – когда проглаживание производят кольцами ножниц или другим аналогичным предметом

б) горячий, когда проглаживают горячим утюгом, положив соломину на стопку газет.

Качественно обработанный материал скручивается в широкую неплотную спираль вдоль направления волокон соломки.

1. Аппликация из соломки как вид декоративно-прикладного искусства.

2. Технология аппликации из соломки.

I. Аппликация рассматривается как наиболее простой и доступный способ создания творческого художественного изделия с помощью природного материала (соломы) (рис. 1). Сходство с аппликацией имеет и инкрустация . Она предусматривает закладывание украшающего материала в гнёзда , в результате чего получается единая ровная поверхность. Но соломка приклеена и лежит на поверхности , и в этом – сходство инкрустации с аппликацией.


Аппликация из соломки необычайно привлекает, отливает золотом и перламутром. Этому способствует глянцевая поверхность и длина волокон соломки. Волокна своеобразно отражают свет в определённом положении. Аппликация, сложенная из форм, которые находятся под разными углами к свету, создает впечатление блеска золота. При выполнении аппликации возможно использование соломки из проса, ржи, риса, ячменя, пшеницы, овса и даже диких растений: тимофеевки, лютика, пырея, мятлика и др.

Важным этапом аппликации является подготовка заготовленной соломки. Соломенные ленты получают горячим и холодным способами.

По горячему способу на стопку газет кладут цельные соломины и ставят на них горячий утюг (рис.2). В результате получаются плотные соломенные ленты. Такие ленты используются в выпуклой, рельефной аппликации. Если перед проутюживанием соломины подержать в воде с температурой 60º-80ºС и разрезать острым ножом (ножницами), раскрыть на две половинки, а потом проутюжить горячим утюгом, ленты становятся более эластичными и широкими.

Холодный способ отличается большей простотой. Здесь разрезанные вдоль соломины раскрывают на две стороны и проглаживают кольцами ножниц, плотно прижимая их. Полученные таким образом соломенные ленты имеют большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.

Натуральный цвет соломы бывает жёлтого, зеленоватого, сероватого, сиреневого и других оттенков. Однако часто требуются соломенные ленты других цветов. В таком случае солому распаривают в горячей воде с одновременным отбеливанием или окрашиванием.

Коричневые и тёмно-коричневые оттенки получают в результате продолжительной выдержки соломенных лент под горячим утюгом. В этом случае на стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг. Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюга и времени выдержки под ним этих лент в духовом шкафу, муфельной печи или на электрической плите. Здесь есть возможность поворачивать ленты так, чтобы достичь нужного оттенка различных элементов будущего рисунка.

Кипячение соломы в растворе питьевой соды придаёт ей золотисто-жёлтый оттенок. Чтобы получить материал ярких цветов, используют анилиновые красители (инструкция по их использованию указана на упаковках). Для придания необходимых оттенков рисунку используют цветные лаки и морилку (бейц).

Наиболее простым и доступным способом окрашивания соломенных лент является использование натуральных красителей . Например, кипячение в воде с добавлением шелухи лука усиливает жёлтый цвет соломки. При окраске необходимо добавлять в водный раствор питьевую соду. В природе много натуральных красителей, которые используют в аппликации из соломки:

Чистотел - красный, жёлтый цвет;

Боярышник - кроваво-красный, красно-коричневый;

Кизил (листья и кора) - жёлтый цвет;

Кора ольхи и её шишечки - жёлтый, красный, чёрный;

Кора дуба - жёлтый;

Кровохлёбка - серый, красный;

Листья и корни щавеля - жёлтый и чёрный оттенок;

Крушина (кора) - жёлтый и коричневый;

Крушина (плоды) - зелёный, фиолетовый;

Можжевельник (ветки) - коричневый, красный;

Толокнянка (листья) - серый, чёрный оттенок;

Черника (листья) - коричневый, жёлтый;

Огуречная трава (листья) - синий;

Пустырник - тёмно-зелёный;

Ромашка - жёлтый;

Душица - оранжево-красный оттенок;

Василёк - синий цвет.

На предприятиях художественно-оформительного направления работы по тепловой подготовке материалов выполняет отпарщик-прессовщик .

1. Работать с исправным утюгом.

2. Не прикасаться руками к горячим частям утюга, электроплиты.

3. Не оставлять утюг и плиту включёнными после окончания работы.

4. Опускать соломенные ленты в красящий раствор и доставать их из раствора специальными щипцами.

5. Не наклоняться низко над разогретым утюгом и красящим раствором.

1. Нередко считается, что термины «аппликация» и «инкрустация» - это одно и то же, хотя между ними есть различие. Чтобы его подчеркнуть, оттенить, наши далёкие предки определили, что инкрустацией следует называть нанесение узора из соломки на древесину , а аппликацией – на ткань и бумагу . Технологию аппликации и инкрустации в Республике Беларусь в настоящее время изучают в Бобруйском, Гомельском и Кобринском профессионально-технических училищах художественного направления, а также на факультете технологии Мозырского государственного педагогического университета.

2. Происхождение терминов: “рельеф” в переводе с французского – выпуклое изображение.

II. Красота будущего изделия с аппликацией зависит от правильности выбора фона , на котором её выполняют. Цвет фона может быть чёрным, тёмно-вишнёвым, тёмно-зелёным, коричневым. В качестве материала обычно используют доску, фанеру, картон, бархатную бумагу. Часто для фона применяют ткань тёмного цвета, натянутую на твёрдую основу. Цвет фона зависит от окраски соломенных лент.

При выполнении аппликации из соломки пользуются канцелярским, ПВА, казеиновым клеями. Другие виды клея искажают материал фона.

Важным этапом в технологии аппликации из соломки является выполнение рисунка будущего изделия. При этом необходимо учитывать, что композиция может быть предметной, сюжетной и декоративной .

После выполнения рисунка на него наносятся линии (карандашом), около которых клеят соломинки (рис. 3). От направления их наклеивания зависит внешний вид будущей творческой работы. Далее выполняют перевод рисунка на фон. На обратную сторону рисунка белым карандашом или сухим мылом наносят сплошной штрих. Заштрихованной стороной кладут рисунок на фон и по всем линиям проводят карандашом. Линии переведенного рисунка на фоне будут иметь белый цвет. Если фон светлого цвета, то штриховку с обратной стороны наносят карандашом тёмного цвета.

На последнем этапе соломенные ленты в зависимости от их оттенка наклеивают на бумагу, плотно подгоняя одну к другой. Из полученного соломенного полотна кроят необходимую форму (рис. 4).

Существует и другой способ наклеивания соломенных лент. При этом способе ленты режут на отрезки необходимых размеров. Затем вырезают из рисунка изображение, например, лист разрезают по центральной жилке на две части. Одну из них промазывают клеем и переносят на сухую чистую бумагу. Потом на нее плотно накладывают отрезки соломенных лент, которые должны быть чуть больше, чем части листа (рис. 5). Наклейку кладут под груз и после высыхания обрезают ножницами, острым ножом или скальпелем солому по краю изображения.

Подготовленные таким образом изображения промазывают с обратной стороны клеем, накладывают на фон и снова просушивают под грузом.

Видимость объёмности будущего изделия достигают сгибанием и поднятием над фоном отдельных элементов из соломки, а также её цветом .

В аппликации соломкой допускают тонирование небольших деталей и орнаментов выжиганием. Обычно для большей привлекательности и прочности готовое изделие покрывают лаком.

Для получения оригинальных изображений возможно использование круглой соломы. В этом случае её нарезают около намеченного рисунка под прямым или острым углом.



Автор книги – Галина Ефимовна Булыгина – более 30 лет проработала в Доме детского творчества г.Шадринска Курганской области. За эти годы она в совершенстве овладела многими видами декоративно-прикладного искусства: вязание на спицах и крючком, пошив кукол и мягкой игрушки, плетение макраме, изготовление искусственных цветов из ткани, украшений из кожи.

С 1990 года она первая в своем родном городе и в области вместе с девочками из студии «Умелые руки», которой она руководила, стала возрождать соломенную мозаику. Начали они практически с нуля, можно сказать опытным путем, потому что не было никакой литературы о технологии заготовки, обработки, приемах использования соломки. Кропотливый труд, настойчивость, нестандартный подход сделали свое дело.Год от года оттачивалось мастерство, совершенствовались методы работы с этим хрупким природным материалом.

В книге обобщен уникальный опыт многолетнего труда и поиска. Это значительный вклад в богатые традиции декоративно-прикладного искусства.

А начиналось все так…

Однажды, погожим осенним деньком, будто новыми глазами взглянула я на пшеничное поле, которое под дуновением ветерка, под яркими лучами солнца переливалось золотом и перламутром, и не было сил оторвать от него взгляд.

Взяла в руки соломушку и ощутила ее тепло, почувствовала, какая она мягкая, ласковая, живая, и на душе такстало хорошо. Видно есть в соломке добрая энергия, которая передает свою силу человеку.

И тут словно осенило меня: соломка - чудеснейший материал для декоративно-прикладного творчества. Сама Природа-матушка дарит мне это чудо. Мгновенно приняла решение – буду заниматься соломкой с детьми в студии детского творчества…

Немного истории

Работа с соломкой – одно из древнейших ремесел декоративно-прикладного искусства.

В ХVIII веке в Европемастера оклеивали разнообразными узорами из соломки всевозможные коробочки, шкатулочки, веера, мелкие предметы, покрывая орнаментом все их плоскости.

В Японии применяют рисовую соломку для оформления ширм-перегородок, декоративных панно, скульптур и при изготовлении игрушек.

В арабских странах, Польше, Украине, Чехословакии делают панно-картины, используя ржаную и пшеничную соломку.

Соломоплетение, как вид народного искусства, успешно развивается в Белоруссии. Особую славу завоевали куклы из соломки (фигуры людей, животных, птиц).

Подготовка соломки к работе

Соломка – необыкновенное сырье для декоративно-прикладного творчества. Ее золотистый блеск, легкость, пластичность, достаточно высокая прочность делают ее любимым материалом мастеров и любителей прикладного творчества.

Соломка имеет гладкую глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном направлении. Естественно, что узор, составленный из таких элементов, находящихся под разными углами по отношению к свету, создает эту неповторимую игру – блеск золота. Такое декоративное свойство и было подмечено давно.

Более всего пригодна соломка зерновых культур (ржи, пшеницы, овса. Проса), а также некоторых луговых и болотных растений.

Соломку можно собирать на протяжении всего лета (как только начинает наливаться колос. Самой золотистой соломка бывает только осенью, когда вызревают хлеба. Не вызревшие злаки имеют зеленый цвет и лишены золотистого цвета.

Окрашивание

Солома различных злаков в естественных условиях имеет более 100 оттенков. Но золотую соломку можно дополнить цветной, расширить ее солнечную палитру, удачно сочетая при этом мягкие, теплые, естественные тона с яркими цветовыми пятнами.

Солома восприимчива к окраске. Выделяют 3 способа окрашивания:

1. Кипячение в растворе с красителями.

2. В домашних условиях можно воспользоваться бытовыми анилиновыми красителями, при окрашивании которыми соломка приобретает яркие, несколько неестественные цвета.

3. Окрашивание соломки растительными красителями.

Также используют такие методы изменения цвета соломеннго полотна, как тонирование и отбеливание. Для закрепления цвета применяют квасцевание.

Основы для картин и панно

Для картин можно использовать самые разнообразные основы.

Например, можно сплести основу из полосок шпона. Плетенки из шпона обладают декоративным эффектом и подчеркивают в изделии выразительность соломки.

В такой же технике, но из соломенных лент, можно сплести корзиночки для оформления цветочных композиций, лапти, шляпки, домики и т.д.

Овальную или круглую основу можно выполнить в технике папье-маше.

Для объемных картин как нельзя лучше подходит коробка из картона, обтянутая подходящей тканью.

Аппликация

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность использовать аппликацию при изготовлении картин, декоративных панно, цветочных композиций из соломки.

Аппликация может быть трех видов:

  • предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, гриб, цветок, дом);
  • сюжетной, отображающей совокупность действий, событий;
  • декоративной, включающей узоры, орнаменты, которыми можно украсить различные предметы

Различают аппликации:

  • плоскостные
  • плоскостно-зональные
  • объемно-выпуклые

Цветы

Элегантно-строгие, роскошно-яркие декоративные цветы подчеркнут оригинальность обстановки в вашем доме, обеспечат хорошее настроение и уют, подарят редкие минуты созерцания и покоя.

Цветы из соломки либо близки к натуральным, либо в них присутствуют элементы фантазии или стилизации (не существующая в природе форма, окраска, размер цветка и листьев).

Для изготовления цветка необходим следующий комплект деталей: стебель, листья и черешки к ним, тычинки и пестик или сердцевинка, лепестки, чашелистики.

Украшения из соломки

Для изготовления оригинальных женских украшений сама Природа-матушка предлагает свое чудесное творение – соломку. Это интересное и увлекательное занятие, требующее творчества, тонкоговкуса и художественной интуиции.

Мини-букетиками (бутоньерками) украшают платья, их носят на шляпках, прикалывают к волосам,лацканам жакетов. Такойбукетик изящен, необычен, если цветы и листья сделаны искусно.

Создание элементов композиции

Небо и небесные светила

Изображение неба… Как передать его глубокий покой или бесконечное движение светил? – Свет солнца, мерцаниезвезд, сияние луны…

В книге подробно описывается процесс создания деталей солнца, луны, облаков.

Изображение водной поверхности

Вода – это жизнь. Когда люди, птицы или животные купаются, плещутся или играют в воде – разлетаются брызги, всплески, разбегаются волны, образуется пена.

Подбирая разные варианты изготовления брызг и волн, вы убедитесь, каким разнообразным и порой неожиданным получается результат.

Волны можно выполнить из разных материалов соломенного полотна, соломенных лент, присыпки разных тонов.

Горы, скалы, камни

Соломка – благодатный природный материал, из которого можно создать все многообразие окружающего мира.

Выполнить горы и скалы можно двумя способами – наклеивание соломы на уже вырезанные детали из бумаги, либо вырезание элементов из готового соломенного плотна.

Растительный мир

Среди разнообразиярастений многие из них выделяются своей необычной красотой. Их с успехом можно имитировать соломкой, если в изготовление включить элементы стилизации. В качестве основы используется проволока, стебли обвиваются гофрированной бумагой.

Гроздь винограда

Виноградная лоза – благороднейшее растение на Земле.

Если вы пофантазируете, то из обыкновенных фисташковых орешков сотворите «живую» гроздь винограда, а когда к ней добавите несколько соломенных листочков, 2-3 веточки и 5-6 курчавых усиков – создадите картину!

Пни и коряжки

Удивительно богата природа в своем разнообразии. Например, встретив в лесу пни и коряжки, вы не оставите их без внимания и они обрастут в вашем воображении интересными сюжетами.

Особенно благодатный материал дает сосна: у нее множество извилистыхветвей. Выполненные из соломки витиеватые коряжки и причудливые пни легко вписываются в композиции картин, которые вы видите на цветных фотографиях.

Березка в роскоши лесных творений – единственное белоствольное дерево. И прикасается к нему постоянно мысль поэта, кисть художника, мелодия композитора, рука умельца…

Технология изготовления белоствольной березки с ее изящными ветвями достаточно трудоемкая.

Ствол делается объемным, соломка не тонируется.

Заснеженная ель

Нарядно выглядит заснеженная ель, ветви которой выполняются из очень светлого или отбеленного соломенного полотна.

Для сохранения белого цвета на "лапах" ели детали не тонируйте, только придайте им объем. В теневых частях у них возможна тонировка.

Бесконечно дорог и богат хвойный лес – море сочного аромата, изобилие здоровья и радости. И как хороша хвойная веточка, выполненная из соломки.

Хвоинки и чешуйки ствола выполняются отдельно.

Насекомые

Насекомые из соломки выглядят очень интересно. Детали создаются полуобъемными, лапки выполняются из очень тонкой проволоки, паутинкиплетутся из тонких нитей золотого люрекса.

Рыбки

Рыбки лучше всего делать на основе из папье-маше. Основу можно вылепить из пластилина, обклеить бумагой, и затем, уже бумажную объемную форму обклеивать чешуйками из соломки.

Птицы

Совсем непросто передать в соломке изящное оперение птиц, их естественный объем.

В изготовлении птиц следует уделять большое внимание оформлению крыльев, хвоста, головки, но особенно сложна их сборка. Чтобы облегчить ее, следует правильно выбрать основу, на которую будет монтироваться птица.

Для этого используют следующие основы:

  • плоскостное основание из плотной бумаги
  • выполненные из плотной бумаги и оформленные с помощью вытачек
  • выполненные в технике папье=маше

Животный мир

Удачнее всего получаются животные, детали которых выполнены в технике «веер». После вырезания плоской детали придается объем с помощью булек.

Очень эффектно выглядят картины с изображением коней, летящей тройки…

Изображение человека и окружающего его мира

Самое совершенное творение на Земле – человек, созданный для любви, созидания, и подходить к его изображению из соломки следует грамотно и осторожно.

Всем деталям придается объем, деталь лица не тонируется. Для оформления лица используется прием «аппликация».

Зимние мотивы

Сугробы в зимних композициях предлагаем выполнять из гладких и рельефных обоев разных оттенков. Текстура обоев, цвет и рисунок, должны подчеркивать пространственное восприятие сугробов.

Обычно композиционное пространство в таких работах состоит из нескольких планов, с перспективой дали.

Корабли

Прежде всего внимательно рассмотрите фотографии кораблей, и вы легко заметите, что, во-первых, их детали затонированы по-разному: одни детали коричневого цвета, другие – до светло-коричневого, а у остальных тонировка отсутствует; во-вторых, детали кораблей собраны методом накладки; в-третьих, волны выполнены из очень светлого полотна, почти белого.

Архитектурные сооружения

Освоив многие приемы и получив определенные навыки в работе с соломкой, вы смело можете приступить к изготовлению архитектурных сооружений (домов, храмов). Начните с простейшего. Бревна выполняются из соломенных лент, а их срезы – методом «веер».

Детали бревен тонируются с обеих сторон, по долевой, но самый край детали припаливаете сильнее. Далее детали выкладываете на полумягкую подушечку и боковой частью утюга им придается объем.

Искусство оформления работ

Обрамление – необходимая часть декоративно-художественного произведения, завершающая его.

Само оформление может находиться на той же горизонтали, на которой выполнено и само изображение. Рама может быть создана как дополнительный декоративных элементов картины.

Очень интересно можно обрамить картины и декоративные панно (где основа выполнена в технике папье-маше) семенами растений, мелкими камушками, ракушками, чешуйками еловых, кедровых, пихтовых шишек, «золотой» тесьмой, косичкой из соломки.

Заключение

Работая в технике плоской, плоскостно-тональной и объемно-выпуклой аппликации, мы искалиновые возможности, пути и способы совершенствования труда и, наконец, пришли к мысли, что детали нужно не только тонировать, но и придавать им глубокий объем, делать их «летящими».

Работа с соломкой была тем и сложна, и в то же время интересна, что литературы – никакой, никто не научит, никто не подскажет, что и как сделать? Только постоянный поиск методов и приемов в работе с соломкой на каждом занятии, неудачи и ошибки, многочисленные пробы и эксперименты, привели нас к новым способам изготовления деталей. Один метод «веера» чего стоит!

В неустанном труде придумано множество способовсоединения мелких деталей в более крупные (метод накладки), найдено несколько различных приемов прикрепления деталей к объемной основе.

Вам, нашим читателям предлагается новый способ сборки, который вы будете применять при монтировании объемных деталей к фону.

Аналогов разработанных нами технологий ни на практике, ни в литературе не встречалось, хотя прочитано было много книг и журналов!

Цель книги – донести до вас, уважаемые читатели, всю глубину и очарование работы с соломкой и открыть неограниченные возможности творческой перспективы в объемно-многослойной аппликации (так мы назвали ее в нашей студии детского творчества), над технологией которой мы так долго и скрупулезно трудились.






Аппликации из соломки

В работе по аппликации из соломки придерживаются тех же правил, что и в аппликации из бумаги.

Выполняют аппликацию в определенной последовательности, начиная с выбора сюжета.

Для фона потребуется материал, который должен быть плотным: фанера, картон, бархатная бумага. Цвет фона может быть различным: черным, темно-вишневым, темно-зеленым, коричневым. Можно также подобрать подходящий лист шпона.

Аппликации с простым или со сложным сюжетом, большим количеством деталей выполняется по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется карандашом и соответствует ее размерам. Особое внимание следует уделять общей композиции эскиза и самой аппликации. Хорошо продуманная композиция – залог успеха аппликации. В эскизе наносятся линии, по которым будут наклеиваться соломины.

С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве (для чего используется перспектива), достигается согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются системы масштабов и пропорций, а также ритм, иногда симметрия).

При создании эскиза важно определить композиционный центр аппликации. Старайтесь придерживаться некоторых правил: избегать сплошной заклейки изображения из соломы, оставлять больше воздуха вокруг изображений, не усложнять композицию мелкой деталировкой.

Чаще всего создают аппликации из соломенных лент или «золотых пластинок», которые можно получить двумя способами: горячим и холодным.

Горячий способ. Приготовить стопку газет, на нее положить целые соломины. На соломины поставить горячий утюг. От прикосновения горячего утюга с соломой получатся узкие плотные соломенные ленты. Аппликация из таких лент – выпуклая, рельефная. Если перед проглаживанием соломины подержать в горячей воде при температуре 60–80 о С и разрезать их острым ножом или ножницами вдоль ствола, а затем прогладить горячим утюгом, соломенные ленты станут более эластичными и широкими, в работе более податливыми.

Холодный способ. Разрезать соломины вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Этот способ несложен; ленты, полученные таким способом, приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.

Затем соломинки наклеивают на бумагу, чтобы не получилось щелей или просветов, плотно прижимают ее пока не высохнет. Для приклеивания лучше всего использовать клей ПВА, но не следует мазать его слишком много, чтобы клей не выступал и не оставались пятна. Таким образом получится «золотая пластинка», из которой можно вырезать различные детали для композиции. Лучше всего если будет несколько таких пластинок разных цветов.

Можно делать аппликации и из соломенной ленты. До того, как наклеить такие ленты, их раскладывают по цвету: светло-желтые в одно место, светло-коричневые в другое, темно-коричневые в третье и т. д. Затем разрезают на отрезки нужного размера, вырезают из эскиза изображения. Например, чтобы сделать листок, его разрезают по прожилке пополам. Одну половину промазывают клеем и переносят ее на сухую чистую бумагу, только после этого приступают к накладыванию соломенных лент. Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. При наклеивании их укладывают близко друг к другу, не допуская просветов.

Когда наклейка хорошо высохнет, лишнюю солому срезают по краю бумажного изображения.

Заготовленные таким образом изображения раскладывают на фоне и смотрят, проверяют, все ли так как надо или как хотелось. Если все получилось безупречно, промазывают с обратной стороны клеем, наклеивают на фон и вторично высушивают под грузом.

Перед тем, как приступить к выполнению аппликации, необходимо заранее определить направление соломки в разных деталях: вертикальное, горизонтальное или наискосок и соответственно выкраивать детали. Постарайтесь разумно использовать «золотую пластинку», чтобы зря не выбрасывать остатки. К обрезкам тоже стоит присмотреться – из них может получиться что-то интересное. В готовой аппликации допустимо тонирование мелких деталей или орнаментов выжиганием.

Если сделать окантовку таких аппликаций и пометить их под стекло, сохранятся они намного дольше.

Аппликация из соломки бывает трех видов: предметная (изображение предмета – лодки, дерева, бабочки и др.), сюжетная (изображение какого-либо сюжета) и декоративная (для украшения чего-либо).

Из книги Плетение из соломки и других материалов автора Гриб Алеся Анатольевна

Плетение из соломки Плетение – одно из древнейших ремесел. Оно было известно первобытным народам задолго до появления ткацкого и гончарного ремесел. Осваивая природное окружение, человек научился сплетать гибкие ветви и корни, стебли и волокна, пряди волос и полоски

Из книги Большая книга аппликаций из природных материалов автора Дубровская Наталия Вадимовна

Инкрустация из соломки Соломка применяется для украшения изделий. Аппликация из мелких повторяющихся деталей соломки, использующихся в качестве декоративного материала, называется инкрустацией.Заранее подготовленную соломку надо разрезать острым скальпелем на

Из книги Декоративные цветы из бумаги, ткани, кожи, меха, бисера автора Каминская Елена Анатольевна

Плетение из соломки Техника плетения из соломки напоминает плетение из других материалов. Путем соединения и переплетения соломин создают соломенные ленты или уже готовые формы. Из полуфабрикатов – жгутов и плетенок – далее создают более сложные изделия. Существует

Из книги Поделки из природных материалов автора Дмитриева Наталья

Поделки из соломки Зная основные виды и способы плетения из соломки, можно изготовить различные изделия: салфетки, подставки под горячее, корзинки, подносы, короба и многое другое. Процесс создания таких изделий состоит из двух частей: плетение заготовки и изготовление

Из книги автора

Какие бывают аппликации Аппликация (лат. applicatio – прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании и наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация может быть составлена из бумаги, ткани,

Из книги автора

Аппликации из семян и листьев Композиция в круге Композиция в круге – это оригинальная поделка из одноразовой бумажной тарелки. Такая работа может служить как декоративной подставкой, так и настенным украшением.Необходимые материалы:Белая одноразовая бумажная

Из книги автора

Аппликации из камней и ракушек Ракушки нравятся не только детям, но и взрослым. Вспомните, с каким восторгом вы собирали их на берегу моря. Находкой, приносящей счастье, считалась большая раковина, поднятая с морского дна. И уже на берегу ее скорее прикладывали к уху, чтобы

Из книги автора

Аппликации из бересты Из стародавних времен идет слава о красоте березы. Сколько сложено поэтических строк и написано картин, прославляющих красоту этого дерева!А кроме того береза – незаменимый материал для многих мастеров. И самое ценное в ней, конечно, береста –

Из книги автора

Аппликации на цветном сизофлоре Кувшинка Какая красивая белая кувшинка! Таинственным и сказочным кажется этот цветок. Может быть, каждый белый цветок, как заколдованная царевна-лягушка, – это нежная озерная царица или русалка?Необходимые материалы:Белый лист бумаги,

Из книги автора

Фантазийные аппликации в технике «Монотипия» В живописи есть удивительная техника– монотипия. Картины, выполненные в этой технике, всегда непредсказуемы и неповторимы. И что особенно интересно, каждая новая монотипия порой напоминает картины природы – причудливые

Из книги автора

Аппликации на основе сизаля Подсолнух Какой нарядный подсолнух! Настоящее маленькое солнышко – оранжевая серединка с желтыми листочками-лучиками. Подсолнух не только радует своей красотой, но и угощает всех своими чудесными семечками.Необходимые материалы:Сизаль

Из книги автора

Аппликации из цветов Аппликации из цветов – очень увлекательное занятие, которым можно заинтересовать детей любого возраста. Аппликация– это составление композиции из кусочков цветной бумаги. В аппликацию также можно смело добавлять любые другие материалы –

Из книги автора

Аппликации и поделки из растительных материалов Аппликация(от лат. applicatio– «прикладывание») – создание художественных изображений путем наклеивания, нашивания на ткань или бумагу какого-либо материала.Из растений можно выполнять предметные, сюжетные и

Из книги автора

Поделки и аппликации из ракушек Ракушки – очень интересный материал. Он не только красивый, но и позволяет заглянуть в прошлое нашей планеты, представить, как она выглядела много миллионов лет назад, когда ее покрывали бескрайние леса и океаны, населенные огромными

Методическая разработка

по теме:

«Аппликация из соломки»

педагог дополнительного образования ЦВР.

В последнее время появляется большое количество новых, разнообразных материалов для детского творчества. Они привлекают своей простотой, яркостью, но не всегда оказываются доступны по цене и скорее служат цели поддержать интерес к процессу освоения, при этом сама работа не отличается последовательностью и не нуждается в кропотливости, терпении при изготовлении. У ребенка привыкшего работать по шаблону, отсутствует мотивация самому придумать и изобразить. Техника работы с природными материалами, как показывает опыт, наиболее интересна для детей, способствует развитию фантазии, будит воображение. Многообразие сюжетов также очень привлекательно для таких работ, что позволяет подобрать задания для разной возрастной аудитории. Мы рассмотрим работу именно с соломкой, ее видами.

Работа с природным материалом имеет ряд преимуществ:

1) доступность, дешевизна исходного материала для работы,

2) экологичность, безопасность в использовании,

3)большой диапазон(вариативность) творческих задач,

4)отсутствие возрастных ограничений для работающих в этой технике.

Как у всех земледельческих народов, у славян солома была важным в крестьянском хозяйстве материалом. Соломой крыли крыши домов, хлевов, амбаров, ею подкармливали скот. Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной встречали, а осенью провожали Ярило- солнце. Их носили с песнями по селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке. Языческие обряды давно забыты, а вот умение использовать красоту этого природного материала, осталось. Приемам работы с соломой, выверенными многими поколениями мастеров, может научиться каждый.

Из соломы можно выполнять различные сувениры: орнаменты, шкатулки, открытки-панно, закладки для книг, коробки-сувениры, циновки, корзинки, сумочки, разнообразные игрушки и т.д.

Красивые украшения, сувениры, картины, сделанные из соломы, вызывают все больший интерес у людей различных возрастов и профессий. С большим успехом они экспонируются не только у нас в стране, но и за рубежом.

Солома очень красива и долговечна. В зависимости от направления света - солома то блестит, то делается матовой, а вечером при электрическом освещении она переливается цветами золота, перламутра, серебра... Её поверхность напоминает полированную поверхность. Рекомендации составлены с учетом программы, в которой предусмотрено создание изделий для украшения быта и интерьера.

Значительное количество часов отведено в программе на изготовление полезных и красивых вещей, которые находят широкое применение в быту человека.

Оборудование рабочего места, инструменты и материалы.

Рабочие столы необходимо расположить с учетом направления дневного света (с левой стороны) и вечернего освещения (сверху), так как работа с соломкой требует не только большого терпения, но и напряжения зрения.

При оборудовании рабочего места нужно предусмотреть место для хранения инструмента и хранения подготовленной к работе соломки, а также незаконченных работ.

Инструменты.

Ножницы, нож для бумаги или скальпель, пинцет, утюг, безопасная бритва (вставленная для безопасности в пробку), тонкое шило или иголка, кисточки, деревянные стеки, клей, синтетический клей ”ПВА", клеевой пистолет.

Материалы.

Для работы применяются стебли различных злаковых культур: ржи, овса, пшеницы, ячменя, риса и даже стебли травянистых луговых злаков: тимофеевка, пырей, мятлика. Стебли собрать можно с момента, когда они начинают светлеть и до снятия урожая, т.е. с июля по сентябрь. Бояться зеленоватого цвета не надо, т.к. впоследствии зелень под действием дневного света пропадает. Созревая, стебель приобретает разные оттенки. Это очень важно при работе с соломкой, поэтому собирать ее рекомендуется в разные сроки.

Очень эластична, удобна в работе и красива овсяная и ячменная солома.

Самая нежная, эластичная соломка - овсяная. Поверхность ее обладает наиболее ярким блеском.

Солома состоит из узлов и междоузлий, наибольшим блеском поверхности обладают те междоузлия, которые прикрыты листьями.

Соломка верхних междоузлий имеет свои достоинства: o на очень нежна, не раскалывается, не ломается, поэтому ее следует применять в тех местах, где нужно вырезать точные ломаные и овальные линии. Например, профиль лица, пальцы рук или мелкие детали пейзажа.

Верхние междоузлия самые длинные. Длинными однородными соломинками очень удобно застилать большие участки картин.

Соломка средних междоузлий эластична, она редко растрескивается.

Её хорошо использовать на большие детали, которые надо застелить однородным материалом.

Достоинство нижних междоузлий - это большая ширина соломины по сравнению с верхней частью. Из соломки нижних междоузлий получаются самые широкие полоски, а это очень ценное качество при застилании соломкой больших поверхностей картины.

Желательно, чтобы соломка была собрана сразу же после созревания, когда стебельки еще не помялись и не вымокли под дождем. Пожелтевшая в стогах соломка становится ломкой, покрывается грязно-серыми и зелеными пятнами, не стоит собирать солому сразу после обмолота. Побывавшая в молотокосилке соломка становится мятой и не годится для работы. При заготовке соломы срезаются узлы, а междоузлия складывают в специальные коробочки, коробочки или в небольшие снопики диаметром 10-15 см. и хранят в прохладном, не сыром помещении, желательно в пучке с этикетками: "рожь", "овес" и т.д. При неправильном хранении соломка делается ломкой, хрупкой, что сильно затрудняет работу.

Подготовка соломки к работе.

Как же подготовить соломку к работе?

Заготовленную солому предварительно обрабатывают. Сначала у каждой соломины отрезают ножницами колос или метелку, удаляют покровные листья, затем разрезают на отдельные коленца, удаляя узлы. Нарезанные коленца сортируют, разделив их на три части с учетом длины и толщины.

Соломку необходимо подвергнуть "обработке". Есть несколько способов.

«Холодный способ»

Этот способ несложен. Соломинку вспарываем вдоль ствола острым ножом, тонким шилом или бритвой, раскрываем в стороны и проглаживаем гладилкой, деревянным стеком или кончиками ножниц с обеих сторон и получаем соломенные ленты.

Разглаженные соломинки-ленты складываем в коробочки или специально приготовленные планшеты.

Для планшета возьмем кусок твердого картона. С одной стороны картона вдоль приклеиваем целлофан, а выше натягиваем посередине узкую резинку,- получается планшет для хранения коротких соломинок. Для хранения длинных соломинок - планшет развернуть, узкой стороной вниз, а резинки натянуть поперек в 2-3 ряда, внизу также приклеить целован.

«Горячий способ№1»

Нужно сложить соломку в посуду, залить водой, лучше кипятком, и кипятить 20 мин. Проваренную соломку "вспарываем", раскрываем в стороны и на конец раскрытой соломки ставим утюг и ведем его по внутренней стороне соломинки, не задерживая. При задержке утюга соломинка может прилипнуть к утюгу, сморщится и будет непригодна к работе.

Приглаживать соломинку с внутренней стороны надо до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем проглаживать, досушивая, с лицевой стороны.

Этот способ имеет недостаток - после кипячения соломка приобретает блеклый цвет, теряет свой золотой блеск.

«Горячий способ№2»

Нарезанные коленцами соломинки укладываем в высокую посуду (бидончик, кастрюлю,) и заливаем горячей водой (60-30°С) с вечера и оставляем до утра. Воду утром сливаем, солому раскладываем на газеты, слегка подсушиваем и начинаем ее разрезать вдоль, скальпелем или ножом. Развернуть каждую соломинку, положить на стопку газет или на асбестовую пластинку, и проглаживать с внутренней стороны, а затем с лицевой до полного высыпания. Одновременно можно получить темные тона за счет продолжительного проглаживания соломинки.

Таким образом, получаем соломенные ленты, мягкие и послушные в работе. При этом способе обработки соломка сохраняет свой природный блеск.

Тонирование соломки.

Для работы нужна соломка различных оттенков. Природа сама раскрасила соломку, дала ей много мягких, красивых оттенков: желтоватый, охристый, чуть розоватый, зеленый и даже сиреневые тона. И этой естественной палитры вполне достаточно. Неповторимым золотистым оттенком обладает соломка, собранная после сразу после обмолота зерна, оно дает дополнительные возможности при работе. Чтобы соломинки приобрели равномерную и насыщенную краску, можно выдержать примерно 2-3 дня на солнце. Это единственный способ окрашивания соломки, с которым медлить нельзя, поскольку для успеха необходимы горячие и яркие лучи летнего солнца. Получить другие тона соломки можно в любое время года.

Отбеливание соломки.

Выбираем самые светлые соломинки, заливаем их кипятком и ставим на огонь. Через несколько минут вода пожелтеет, эту воду сливаем и заливаем новой порцией кипятка, эта вода снова пожелтеет, и так сделаем 7-8 раз, меняя желтую воду на чистый кипяток. Если же соломинки будут все-таки недостаточно белыми, то в последнюю воду нужно добавить немного уксуса: на I л. кипятке I ч.л. уксуса.

Отбеливая соломку раствором перекиси водорода. При этом способе необходимо соблюдать правила: работать в резиновых перчатках и беречь глаза от попадания отбеливающего раствора.

Соломку укладываем на дно эмалированной или стеклянной посуды, приминаем решеткой, на которую устанавливаем тяжелый гнет, затем заливаем горячим 5-10%-нум раствором перекиси водорода и держим в нем солому около 6 часов.

Отбеленную солому обильно промываем чистой водой.

Если нужны соломинки ярко-желтого , лимонного цвета , то во время кипячения надо добавить в воду щепотку питьевой соды.

Коричневые и темно-коричневые оттенки получают длительным проглаживанием соломы горячим утюгом.

Можно окрасить в темные оттенки и в духовке.

Разглаженную соломку нужно положить в духовку при температуре 200-215°С и по мере потемнения соломки вынимать её пинцетом в разное время для получения различных оттенков.

Для некоторых работ требуются более светлые соломки. Зеленая соломка мягкая, обладает белее слабым блеском, чем вызревшая. После обычней обработки такая соломка приобретает густо-зеленые и зелено-голубоватые тона. Но со временем зеленая соломка выцветает, линяет. Как же закрепить её цвет? Можно сделать так: срезать зеленую соломку, очистить её от листьев и поместить междоузлие в морозильник холодильника на 30-50 мин. После этого соломку вынуть, дать оттаять, прогладить утюгом. Соломинки редко встречаются тонов: фиолетового (в посевах пшеницы), голубоватого, серовато-голубоватого и сиреневого тонов) в посевах ржи, их кипятить нельзя. А лишь надо быстро обмакнуть в горячую воду, вынуть, дать чуть отмякнуть, раскрыть и прогладить.

Для творческой работы рекомендуется использовать соломку в её естественном виде без окрашивания. Однако можно работать и с цветной соломкой. Для окрашивания применяют марганец, морилку, держат в растворе около часа. Затем нужно промыть и разгладить. Красители лучше окрашивают солому, если перед этим её обесцветить. Смешивая краски,можно получить соломку любого цвета. Лучшая окраска с меньшей потерей блеска получается в холодном состоянии.

В наполненную красителем молочную бутылку кладут непроглаженную солому и держат её так 5-7 суток. Блеск теряется очень незначительно.

В запасе всегда надо иметь соломку разных цветов, хорошо разглаженную и обработанную. Хранить удобно её в «кармашках», изготовленных из твердого картона и фанеры. Кроме того важно, чтобы соломка была разложена не только по тонам, но и по сортам злаков.

Подготовка основы для аппликационных работ.

Соломка приготовлена. Для выполнения аппликационных работ необходим материал и основа, на которою будем клеить соломку. Лучше всего наклеивать соломку на бархатную бумагу, картон, фанеру, обтянутую тканью, разделочную доску или плитку (из прессованных опилок).

Фанера, доска или плитка отшлифовываются мелкой наждачной бумагой, ровно, без затеков покрываются столярным клеем или крахмальным клейстером. Когда грунт высохнет, нужно еще раз отшлифовать поверхность шкуркой и покрыть темным красителем два или три раза широкой кистью. Тогда фон получается ровный по окраске и густо-черный.

Особо эффектно смотрится соломка на глубоком черном фоне.

Для подготовки основы можно использовать цветную бумагу темных тонов. Основа готова и начинаем работу с рисунком.

Последовательность аппликационной работы.

Техника выполнения картин из соломки не сложна. Вначале соломки надо приклеить на бумагу, а затем уже на основу по рисунку. Соломка тщательно отглаживается, подбирается по цвету, по выбранному заранее рисунку.

Аппликации из соломки могут быть нескольких видов: предметная,сюжетная и декоративная.

Работы из соломки хороши, когда в них сочетаются сплошная масса и тонкий ажурный рисунок. И самое главное – в каком направлении расположить стебли.

1 .Детали выбранного рисунка переснимаем на кальку или тонкую бумагу;

2 . Клей наносим кисточкой тонким слоем на внутреннюю поверхность соломки, наклеиваем соломку между ними одна к другой рядом так, чтобы не было между ними просветов.

Приклеенную соломку приглаживаем кончиками ножниц и тряпочкой убираем выступивший клей. Если для детали нужна более тонкая соломка, то её нужно получить, если соскоблить ножом рыхлый ее внутренний слой или потереть наждачной бумагой.

Приклеенную соломку приглаживаем кончиками ножниц и тряпочкой убираем выступивший клей. Если для детали нужна более тонкая соломка, то её нужно получить, если соскоблить ножом ее рыхлый внутренний слой или потереть наждачной бумагой.

3. Когда вся деталь полностью будет покрыта соломкой, ее просушиваем и аккуратно вырезаем по рисунку, высушиваем под грузом.

4. Перед наклейкой вырезанных деталей на основу (на фон) необходимо проверять правильность подбора тональности соломки в соответствий с задуманной картиной. Иногда некоторые детали стоит заменить.

5. Рисунок перевести на материал с помощью цветной копировальной бумаги.

6. Заготовленные детали наклеивает на фон и снова высушивают под грузом, если это не объемные формы, до полного высыхания клея.

В готовой аппликации допустимо тонирование мелких деталей и орнаментов.

Соломку можно подготавливать и другим способов, вырезая отдельные детали и наклеивая соломенные ленты на бумагу, подбирая их по цвету, а из наклеенного соломенного полотна выкраивать нужные формы.

Можно персонаж сказки –Царевну Златовласку соломой выложить, а можно - сверкающую Жар-птицу, «собрать» прекрасный букет - цветы России.

Недаром солома золотом, медью и бронзой горит и солнце, как металл полированный, отражает!

Готовую композицию желательно оформить под стекло или покрыть светлым лаком, но при этом петлю для подвешивания необходимо заранее сделать. Просверлить две небольших отверстия в картоне или фанере и протащить через них прочный шнур или сделать петлю, за которую можно будет повесить картину на стену.

Можно делать картины не только из одной соломки, а сочетать ее с засушенными листьями, травами, колосьями злаков.

    Научитесь хорошо наклеивать соломку на кальку и вырезать аккуратно детали.

    Начинайте работу с простейшего рисунка.

    Не старайтесь закончить работу над картиной за один “присест".

    Больше самостоятельности и меньше подражания в работе.

Будьте терпеливы и аккуратны. В этом случае успех вам обеспечен.

Примерный тематический план курса «Аппликация из соломки».

Цель: развитие художественных способностей детей, побуждение к творчество и поддержка интереса к предмету.

Задачи: кой смекалки, дать знания и умения в области тех. труда и «удожествен- ной обработки, а так же развитие индивидуальных способностей каждого кружковца. Развивать в процессе работы с детьми чувство цвета, ритма пропорций, глазомер, тренировать руку и умение использовать в работе с соломой её природные качества при изготовлении сувениров, панво и т.д.

Вводное занятие. 2 часа.

Правила поведения., Оборудование рабочего места. Инструменты, техника безопасности, материал.

Подготовка к работе. 16 часов.

а) заготовка, сбор и правила хранения соломы.

б) виды соломы, обработка соломки (холодный и горячий способ обработки]

в) размягчение, разрезание и разглаживание соломки.

Декоративные свойства соломки. 4 часа.

а) методы тонирования соломки при обработке.

б) создание различных тональностей: цвет, блеск. Практическое заняшие.

Изготовление изделия и аппликаций из соломки по образцу. 34 часа.

а) стилизация рисунка и его особенности.

б) аппликация на бумажной или фанерной, или деревянной основе (изображение птиц, животных, растений).

в) Орнаменты с геометрическими и растительными элементами.

Творческие работы - аппликация соломкой. 46 часов.

а) виды аппликационных работ (предметная, сюжетная, декоративная).

б) составление простейших узоров и орнаментов.

в) виды и композиция орнамента.

г) разработка эскиза композиции.

д) отделка изделий.

Составление композиций, панно, дек. изделий. 40 часов.

а) работа с плоскими изделиями.

б) работа с объемными изделиями.

в) использование свойств и художественных качеств материала (соломки).

Заключительное занятие. 4 часа.

б) Сбор и сушка природного материала.



Поделиться