Конспекты занятий по фэмп в старшей группе по фгос. Изучение количественного состава чисел из единиц и из двух меньших чисел на конкретном материале

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №72 общеразвивающего вида. Воспитатели Васенева О.В. Хамзина Р. С.

Цель:

  • Уточнить представление о такой величине, как время;
  • Познакомить с единицами его измерения;
  • Актуализировать знания о временах года через игру драматизацию;
  • Познакомить с составом числа 10 из единиц;
  • Познакомить с цифрой 0;
  • Продолжить знакомить с понятием предыдущее число к названному, последующее число к названному;
  • Уточнить представление о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы, вершины.

Материалы:

  • Игра «Времена года» ;
  • Корзина с овощами;
  • Грядка с морковками 10 шт.;
  • Мяч в виде арбуза;
  • Набор овощей из 10 шт.;
  • Карточки с цифрами 1 до 9; 0;
  • Шкатулка с загадками о временах года;
  • Карта в виде многоугольника;
  • Кукла Старика-годовика;

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята у нас в гостях старик Годовик, его зовут так, потому что он хранитель времени. Он строго следит за тем, чтобы время шло своим чередом и никогда не путалось. Но мне кажется, что наш хранитель старик Годовик заболел, посмотрите, все времена года перепутались. Как же нам помочь нашему гостю? (все надо вернуть на свои места) . А поможет нам в этом - волшебная шкатулка старика Годовика. В ней он хранит загадки о временах года. Попробуем?

Игровое упражнение: «Что сначала, что потом?»

Цель:

  • Закрепить знание детей о последовательности следования времен года;
  • Учить выстраивать логические цепочки;
  • Познакомить детей с единицами времени;
  • Учить понимать единицу времени «время года» , как меру длительности процесса;
  • Учить различать времена года по приметам, характерным признакам;

Воспитатель: Слушайте первую загадку.

Прилетели к нам метели,

Залепили снегом щели.

За окном стоит мороз,

Льдинкой росписи нанес. (Зима)

Воспитатель: Правильно – это зима. Слушайте вторую загадку.

Полюбуйся, пора наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

(Весна)

Воспитатель: Правильно – весна. Скажите какое время года вы поставите первым, а какое вторым? По каким приметам вы узнаете, что первое время года зима, а второе лето. (ответ детей) Слушайте третью загадку.

Время это к нам пришло,

Стало сухо и тепло!

По дорожке прямиком,

Ходят ножки босиком! (В. Берестов. Лето.)

Воспитатель: Правильно – это весна! Слушайте четвертую загадку.

Время золото роняет,

Холод пташек угоняет.

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг! (О. Иваненко. Осень.)

Воспитатель: Правильно – это осень! Скажите после какого времени года идет лето? Каким по счету оно к нам приходит? Что идет за летом? Какой по счету к нам приходит осень? По каким приметам мы узнаем лето и осень? А теперь назовите все времена по порядку. Молодцы, вы справились с заданием и правильно расставили первые единицы времени – времена года наш гость старик Годовик немного повеселел, но он еще болен. Давайте помогать ему дальше.

Игровое упражнение «Назови соседей» .

Цель:

  • Закрепить знание детей о временных промежутках «Временах года» ;
  • Учить, свободно ориентироваться в приметах;
  • Определять соседей данного времени года, используя предлоги до, после, слова раньше, позже;

Воспитатель: Давайте еще раз заглянем в волшебную шкатулку, все ли загадки мы угадали, и здания выполнили. Нет не все, наверное, поэтому наш гость печально вздыхает. Подойду к нему и узнаю, что нам необходимо сделать? Нам нужно назвать соседа каждого времени года. Слушайте загадки.

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я (лето)

Воспитатель: Назовите соседей лета (сначала весна, за ней следует лето; после лета следует осень;) Следующая загадка:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

Их на санках прокатила. (Зима)

Воспитатель: Назовите соседей зимы. (ответ детей) Слушайте следующую загадку.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят! (осень)

Воспитатель: Назовите соседей осени. (ответ детей) Слушайте следующую загадку:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет! (весна)

Воспитатель: Назовите соседей весны. Молодцы, все времена года на своих местах. Кто мне ответит, какое сейчас время года? (осень) Осень, какое по счету время года? (четвертое) Ребята, осень измеряется своими единичками – месяцами. Назовите мне осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) Сентябрь какой по счету месяц? (первый) . Какой по счету месяц октябрь, ноябрь? Какой месяц наступает раньше октября, сентября, ноября? (ответ детей)

Воспитатель: Осень – волшебная пора. Время сбора урожая. Предлагаю пойти в огород и собрать урожай.

Физкультминутка «Огород»

Цель:

  • Учить координировать движения с речью;
  • Закрепить названия овощей;

В центре ковра стоит корзина с овощами.

В огород пойдем (Ходьба по кругу)

Урожай соберем (Наклоны вперед)

Мы картошки накопаем (имитируют движение с лопатой)

Мы морковки натаскаем (имитируют движение «выдергивание» )

Срежем мы кочан капусты (наклон вперед)

Круглый, сочный, очень вкусный (поворот влево вправо)

Щавеля нарвем немножко (приседание)

И вернемся по дорожке (Ходьба по кругу)

Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько овощей в корзине?

Цель: Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Воспитатель: У каждого числа есть свои соседи: число на один меньше – предыдущее, другое на один больше – последующее.

Игровое упражнение с мячом «Назови число» .

Цель:

  • Закрепить знание детей чисел соседей;
  • Учить называть их используя слова «предыдущее» , «последующее» ;
  • Стимулировать двигательную активность детей;
  • Развивать общую моторику, ловкость в игре;

Воспитатель: Посмотрите, какой замечательный арбуз вырос на нашей грядке. Ребята, скажите, арбуз – это фрукт или овощ? (Ягода) Арбуз очень тяжелый, я буду называть вес арбуза, а вы назовите мне соседей этого числа. Молодцы, арбуз положим в нашу корзину.

Дети возвращаются за столы.

Воспитатель: В огород сходили, урожай собрали, очень устали и проголодались. Да и наш гость наверняка проголодался. Предлагаю сварить вкусный, полезный овощной суп и сделать витаминный салат.

Игровое упражнение «Овощной суп»

Цель:

  • Закрепить знание детей в названии овощей;
  • Закрепить счет до десяти;
  • Познакомить детей с составом числа 10 из единиц;

Готовы? Начинаем!

Много нужно овощей,

Чтоб сварить кастрюлю щей.

Капусту, лук, морковку

Нашинкуем ловко.

Потом картошку тоже,

Почистив, в суп положим.

Помидоры, перец красный

Вкус и цвет дадут прекрасный.

Свеклу и зубчик чеснока,

Укроп не будем класть пока,

А в конце его добавим,

Потому что суп заправим.

Огурцы, салат, редиску

Мы помоем, сложим в миску.

Из них нарежем мы салат.

Будет гость наш очень рад.

Воспитатель: Сколько овощей вы приготовили? (10) Как вы составили число 10? (из 1)

Сколько единиц в числе 10? (10) молодцы полезный салат и суп готовы, они то, точно помогут нашему гостю поправиться. А пока наш гость заправляется витаминами, мы поработаем на его огороде и поможем ему собрать урожай моркови. Ведь старшим надо помогать.

Игровое упражнение «Сколько осталось?»

Цель:

  • Закрепить счет до 9 в обратном порядке;
  • Познакомить с числом 0;
  • Познакомить с цифрой 0;

Воспитатель: Разложите перед собой карточки с цифрами от 1 до 9. Посмотрите на нашу грядку. Посчитайте, сколько морковок на ней растет, и покажите мне карточку с цифрой, которая обозначает количество морковок (9) . Кто поможет выдергивать морковку? (выходит ребенок убирает по одной морковки) Ваша задача, ребята, поднимать карточку с цифрой, которая будет обозначать сколько морковок осталось на грядке. Весь урожай моркови мы собрали. На грядке пусто. Есть цифра, которая обозначает, что грядка пуста – это цифра 0.Нарисуйте ее пальчиком.

Ноль похож на сто предметов –

От браслетов до беретов:

Круглый стол, кольцо. Часы,

На кружочек колбасы.

Барабан, баранку, сушку…

Воспитатель: Отгадайте загадку, а ответ покажите мне той карточкой, на которой нарисована нужная цифра.

Сколько ручек у кота?

Сколько перьев у крота?

Сколько лапок у змеи?

А у белки чешуи?

Воспитатель: Ребята, кажется, мы смогли помочь старику Годовику и вылечили его.

Старик Годовик: Спасибо вам ребята. Меня вылечили, времена года по местам расставили. Мне пора домой, вот беда я забыл дорогу в свой волшебный лес. У меня есть карта, но прочитать я ее не могу. Помогите, мне?

Воспитатель: Обязательно поможем. Посмотрите, ребята, на что похожа карта старика годовика? (Многоугольник) Для того чтобы нам найти дорогу в волшебный лес мы должны посчитать сколько углов у многоугольника (6) , сколько вершин у многоугольника (6) , сколько сторон у многоугольника (6) . Правильно, углы многоугольника это повороты, сколько их? (6) Вершины многоугольника это времена года через которые старик Годовик прошел, когда вышел из своего волшебного леса и пришел к нам в сад. Сколько остановок он сделал во время пути? (6) А стороны многоугольника это прямой путь от одной остановки до другой. Сколько прямых отрезков пути должен пройти старик Годовик? (6)

Воспитатель: Карту мы прочли. Тебе дедушка для того чтобы попасть домой придется проделать долгий путь через все времена года. Ребята. Давайте расскажем старику Годовику как он должен идти.

Упражнение «Дорога домой»

Цель:

  • Научить детей ориентироваться в пространстве;
  • Правильно проговаривать действия, используя слова «влево» , «вправо» , «прямо» , «дойти до остановки» ;

Объяснение детей.

Воспитатель: Старичок Годовичок, ты все понял? Теперь не заблудишься?

Старик Годовик: Все понял. Теперь дорогу обязательно найду. Спасибо вам ребята за помощь. Мне пора домой, а вы не забывайте следить за временем.

Итог занятия:

Замечательная у нас сегодня получилась встреча. Мы познакомились со стариком Годовиком и узнали, что времена года и месяцы – это единицы времени. И они следуют друг за другом в определенном порядке. Вспомнили счет до 10, вспомнили соседей каждого числа. Собирали урожай, варили овощной суп и витаминный салат для нашего гостя. Познакомились с цифрой 0, которая обозначает что все задания мы выполнили и нам пора на прогулку.

Приложение:

Прилетели к нам метели,

Залепили снегом щели.

За окном стоит мороз,

Льдинкой росписи нанес. (Зима)

Полюбуйся, пора наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят. И.Никитин (Весна)

Время это к нам пришло,

Стало сухо и тепло!

По дорожке прямиком,

Ходят ножки босиком! (В. Берестов. Лето.)

Время золото роняет,

Холод пташек угоняет.

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг! (О. Иваненко. Осень.)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я (лето)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

Их на санках прокатила. (Зима)

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят! (осень)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет! (весна)

Много нужно овощей,

Чтоб сварить кастрюлю щей.

Капусту, лук, морковку

Нашинкуем ловко.

Потом картошку тоже,

Почистив, в суп положим.

Помидоры, перец красный

Вкус и цвет дадут прекрасный.

Свеклу и зубчик чеснока,

Укроп не будем класть пока,

А в конце его добавим,

Потому что суп заправим.

Огурцы, салат, редиску

Мы помоем, сложим в миску.

Из них нарежем мы салат.

Будет гость наш очень рад.

Ноль похож на сто предметов –

От браслетов до беретов:

Круглый стол, кольцо. Часы,

На кружочек колбасы.

Барабан, баранку, сушку…

И на лысую макушку! А. Усачев.

Сколько ручек у кота?

Сколько перьев у крота?

Сколько лапок у змеи?

Текущая страница: 3 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Занятие 1

Программное содержание

Продолжать учить составлять число 6 из единиц.

Познакомить с цифрой 6.

Уточнить приемы деления круга на 2–4 и 8 равных частей, учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.).

Развивать умение двигаться в соответствии с условными обозначениями в пространстве.


Демонстрационный материал. Корзина, муляжи фруктов (яблоко, груша, апельсин, мандарин, персик, гранат) и овощей (картофель, морковь, свекла, огурец, кабачок, помидор, лук, баклажан), 2 тарелки, карточки с цифрами от 1 до 5, круг, 1/4 часть круга, ножницы, грузовик, силуэт дерева, схема «маршрута» (см. рис. 3).

Раздаточный материал. Наборы цветных карандашей, белые листочки осины (или клена), вырезанные из бумаги, круги, ножницы, карточки с цифрами от 1 до 6.


Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Сбор урожая».

Дети раскладывают перед собой на столе карточки с цифрами от 1 до 5 и называют их по порядку.

Воспитатель показывает детям корзину и по очереди кладет в нее 5 овощей. Затем спрашивает: «Сколько овощей в корзине? Какой цифрой можно обозначить это число?»

Дети показывают цифру 5.

Воспитатель добавляет шестой овощ и предлагает сосчитать овощи в корзине. Затем спрашивает: «Какой цифрой можно обозначить число шесть? Правильно, цифрой шесть. (Показывает карточку с цифрой 6. Дети находят ее у себя.) На что похожа цифра шесть?»

Воспитатель читает стихотворение о цифре шесть:


«Шесть» похожа на замок
И крутой бараний рог,
На прыжок гимнаста «сальто»
И на завитушку альта.

А.Усачев

Дети называют цифры по порядку и обводят цифру 6 пальчиком.

II часть. Игровое упражнение «Раскладываем урожай».

В корзине фрукты (яблоко, груша, апельсин, мандарин, персик, гранат) и овощи (картофель, морковь, свекла, лук, помидор, огурец, кабачок, баклажан).

Воспитатель предлагает детям разложить фрукты и овощи на тарелках, затем сосчитать фрукты и обозначить их количество числом.

III часть. Игровое упражнение «Разноцветные листья».

Воспитатель дает детям задание: «Составьте число шесть с помощью карандашей разного цвета. Сколько всего карандашей? Сколько карандашей какого цвета вы взяли? Как составили число шесть?»

Воспитатель предлагает раскрасить лист осины в любой цвет.


Физкультминутка «Осенние листья»

Под музыку дети с листьями в руках выполняют танцевальные движения по заданию воспитателя (кружатся, приседают, бегают). По окончании музыки они прикрепляют листья к силуэту дерева.

IV часть. Игровое упражнение «Поможем шоферу привезти овощи и фрукты на плодоовощную базу».

Воспитатель рассматривает с детьми схему движения машины: стрелки указывают направление движения, а цифры – остановки (см. рис. 3).

1 – остановка «Овощное поле»;

2 – остановка «Фруктовый сад»;

3 – остановка «Плодоовощная база».

Рис. 3


Воспитатель вместе с детьми обсуждает особенности маршрута (начало и направления движения). Затем дети провозят грузовик в соответствии со схемой (на полу разложены карточки с цифрами, обозначающие остановки) и на каждой остановке загружают овощи и фрукты и отвозят их на плодоовощную базу.

V часть. Игровое упражнение «Фруктовый пирог».

Воспитатель спрашивает у детей: «Что можно приготовить из фруктов?» (Испечь пирог.)

Воспитатель показывает детям круглый пирог и предлагает разделить его на две равные части. Затем спрашивает: «На сколько частей вы разделили круг? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна вторая? Что меньше: половина или целое?»

Воспитатель просит детей каждую часть разделить еще на две равные части: «Сколько всего частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна четвертая? Что меньше: одна четвертая или целое?»

Воспитатель предлагает детям показать 2/4 круга и выясняет, как можно назвать 2/4 по-другому. (Половина.) Затем просит найти и показать 3/4 круга (выложить перед собой) и спрашивает: «Что больше: целое или три четвертых? Сколько четвертых частей в целом? А теперь разделите каждую четвертую часть пополам. (По показу воспитателя.) Сколько всего частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна восьмая? Что меньше: одна восьмая или целое? Сколько восьмых частей в каждой четверти (половине, целом)? Сколько гостей можно угостить нашим пирогом?»

Занятие 2

Программное содержание

Познакомить с составом чисел 7 и 8 из единиц.

Познакомить с цифрой 7.

Уточнить приемы деления квадрата на 2, 4 и 8 равных частей; учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.).

Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках.

Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Геометрические фигуры (все виды треугольников и четырехугольников), плоскостные изображения Незнайки, Карандаша, Знайки, Самоделкина, 2 коробки, 9 карточек с изображением разных инструментов (пила, молоток, дрель и др.), карточки с цифрами от 1 до 7.

Раздаточный материал. Листы бумаги квадратной формы, ножницы, карточки с цифрами от 1 до 7.


Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Наведем порядок».

Воспитатель обращает внимание детей на геометрические фигуры, расположенные на фланелеграфе, и уточняет их название. Он предлагает помочь Незнайке разложить фигуры в два ряда: в верхнем ряду – треугольники, в нижнем – четырехугольники.

Задание выполняют два ребенка.

По окончании работы воспитатель спрашивает у детей: «Правильно ли выполнено задание? Какие фигуры находятся в верхнем ряду и почему отобрали именно их? (Это треугольники. У них три угла и три стороны.) Какие фигуры находятся в нижнем ряду и почему отобрали именно их?» (Это четырехугольники. У них четыре угла и четыре стороны.)

Затем дети помогают Незнайке навести порядок: разложить в 2 коробки треугольники и четырехугольники.

II часть. Игровое упражнение «Поможем Незнайке разделить лист бумаги».

У детей листы бумаги квадратной формы. Воспитатель выкладывает на фланелеграф квадрат и спрашивает: «На какую фигуру похожи листы бумаги?»

Незнайка просит детей помочь разделить лист бумаги между ним и Карандашом на равные прямоугольники. Воспитатель уточняет, как это можно сделать. (Сложить лист бумаги пополам, совместить противоположные стороны и углы, сделать сгиб и разрезать по нему.)

После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько частей получилось? Они одинаковые по величине? Как это проверить? (Наложением одной части на другую.) Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или половина? Что меньше: половина или целое? Что можно сказать о величине половины и одной второй?»

Затем Незнайка спрашивает у детей: «Как разделить лист бумаги, если придут еще гости и нас будет четверо?»

Воспитатель вместе с детьми обсуждает приемы деления. Дети делят каждую половину листа еще пополам так, чтобы получились листы квадратной формы. Затем уточняет: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: одна четвертая или целое?»

«А как разделить лист бумаги, если придут еще гости и нас будет восемь?» – опять спрашивает Незнайка.

Воспитатель вместе с детьми обсуждает приемы деления. Дети делят каждую половину листа еще пополам так, чтобы получились листы прямоугольной формы.

После выполнения задания задает детям вопросы: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: одна восьмая или целое? Что больше: одна четвертая или одна восьмая?» (В соответствии с ответом дети показывают части прямоугольника.)

III часть. Игровое упражнение «Сколько нас?».

Знайка вместе с Незнайкой вызывают 7 детей с разными именами. Дети называют имена. Затем воспитатель спрашивает: «Сколько детей вышло к доске? Сколько каких имен вы слышали? Какое число мы составили? Как мы составили число семь? Какой цифрой можно обозначить число семь? Найдите цифру семь в цифровом ряду на доске. На что похожа цифра семь?»

Воспитатель читает стихотворение:


«Семь» – коса, и кочерга,
И обычная нога.

А.Усачев

Дети у себя на столах выкладывают цифровые ряды из карточек с цифрами от 1 до 7 и обводят пальчиком цифру 7.

IV часть. Игровое упражнение «Поможем Незнайке составить число».

На фланелеграфе 9 карточек с изображением разных инструментов.

Незнайка просит детей помочь его другу Самоделкину составить число 8, используя разные инструменты.

Вызванный ребенок выполняет задание. Затем воспитатель уточняет: «Сколько всего инструментов отсчитали? Сколько каких инструментов взяли? Как составили число восемь?»

V часть. Игровое упражнение «Неделя, стройся».

Воспитатель вызывает к доске 7 детей и предлагает им взять со стола по одной карточке с цифрами от 1 до 7.

Воспитатель уточняет у детей, сколько дней в неделе, просит перечислить их и по сигналу построиться в шеренгу, образуя неделю.

Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

Игровое упражнение повторяется 2–3 раза со сменой детей и дня недели для ее образования.

Занятие 3

Программное содержание

Продолжать учить составлять числа 7 и 8 из единиц.

Познакомить с цифрой 8.

Закреплять последовательное называние дней недели.

Развивать умение составлять тематическую композицию по образцу.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Карточки с кругами (от 1 до 8 кругов), овал, разделенный на части (см. рис. 4), 8 кругов разного цвета, 8 карточек разного цвета, карточки с цифрами от 1 до 8.

Раздаточный материал . Наборы цветных карандашей, карточки с кругами (от 1 до 8 кругов), овалы, разделенные на части, карточки с цифрами от 1 до 8, образец птицы из частей овала.


Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Соберем цветик-семицветик». Воспитатель произносит волшебные слова из сказки «Цветик-семицветик»:


Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Воспитатель предлагает детям собрать волшебный цветок из 7 цветных карандашей так, чтобы один и тот же цвет не повторялся дважды. После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько всего цветных карандашей вы взяли? Сколько какого цвета карандашей в вашем цветке? Как вы составили число семь?»

II часть. Игра-эстафета «Кто быстрее доберется до домика?».

Воспитатель раскладывает на полу 8 карточек разного цвета (они обозначают кочки) и просит детей сосчитать их: «Сколько на полу кочек? Сколько кочек какого цвета? Какое число составлено? Как составили число восемь?»

Дети делятся на 2 команды. Воспитатель предлагает им добраться до домика по кочкам, не наступив дважды на кочку одного и того же цвета.

Дети проверяют правильность выполнения задания.

III часть. Игровое упражнение «Найди цифру».

На доске цифровой ряд.


Цифра «восемь» – два кольца,
Без начала и конца.

Вызванный ребенок находит на доске цифру 8. Воспитатель уточняет у детей, на что еще она может быть похожа. Дети вместе с воспитателем прорисовывают ее в воздухе и находят у себя соответствующую карточку с цифрой 8.

Воспитатель спрашивает у детей: «Какое число обозначает цифра восемь? Отсчитайте столько же карандашей. Сколько карандашей вы отсчитали? Почему вы отсчитали восемь карандашей?» (Цифра восемь обозначает число восемь.)

IV часть. Игровое упражнение «Назови день недели».

Воспитатель дает детям задания:

– Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера?

– Мы улетаем на воздушном шаре в понедельник, а приземляемся через два дня на третий. Какой это будет день недели? (Среда.)

– Используя карточки с кругами, составьте неделю, начиная со среды. Назовите каждый день недели.

Последнее задание вызванный ребенок выполняет на доске.

V часть. Дидактическая игра «Колумбово яйцо».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть «колумбово яйцо» на доске: сосчитать его части и составить у себя на столах картинку по образцу.

Рис. 4

Занятие 4

Программное содержание

Познакомить с составом числа 9 из единиц.

Познакомить с цифрой 9.

Совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке от любого числа.

Развивать глазомер.

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть его стороны и углы.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Мяч, карточки с изображением животных (волк, лиса, заяц, медведь, лось, кабан, еж, белка, рысь, кошка, собака, кролик), карточки с цифрами от 1 до 9, 4 стула, 4 карточки с изображениями кругов разной величины.

Раздаточный материал . Круги разного цвета (по 10 шт. для каждого ребенка), листы бумаги, карандаши, круги разной величины (по величине соответствуют кругам на карточках из демонстрационного материала).


Методические указания

I часть. Дидактическая игра «Считай дальше».

Дети стоят в кругу и называют числа по порядку от 1 до 10, передавая мяч друг другу. Последний возвращает мяч воспитателю.

Игра повторяется 3 раза со сменой числа и направления счета.

II часть. Игровое упражнение «Зоопарк».

На доске карточки с изображением животных: волка, лисы, зайца, медведя, лося, кабана, ежа, белки, рыси, кошки, собаки, кролика.

Воспитатель спрашивает у детей: «Каких животных называют дикими? Каких – домашними? Давайте поселим в наш зоопарк диких животных».

Дети отбирают карточки с изображением диких животных. Затем воспитатель уточняет: «Сколько всего животных в нашем зоопарке? Какой цифрой можно обозначить число девять? Найдите в цифровом ряду цифру девять. На что она похожа? На какую цифру похожа цифра девять? (Дети находят цифру 6 и ставят карточку рядом с цифрой 9.) Чем отличаются цифры девять и шесть?»

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет»:


Цифра «девять», иль девятка,
Цирковая акробатка,
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.

Воспитатель спрашивает: «Сколько каких животных в нашем зоопарке? Какое число вы составили? Как вы составили число девять?»

III часть. Игровое упражнение «План зоопарка».

После выполнения задания воспитатель уточняет: «Сколько всего кругов вы взяли? Сколько кругов какого цвета? Как вы составили число девять?»

Затем воспитатель просит детей разместить круги на территории «зоопарка» (на листах бумаги):

– красный круг в центре листа;

– зеленый круг в левом верхнем углу;

– желтый круг в правом верхнем углу;

– синий круг в нижнем правом углу;

– голубой в левом нижнем углу;

– два круга вверху листа;

– два круга внизу листа.

Дети рассказывают, где будет жить то или иное животное.

IV часть. Игровое упражнение «Экскурсия в зоопарк». На 4 стульях разложены карточки с изображениями кругов разной ве

личины. Воспитатель говорит детям, что это турникеты, через которые можно пройти на территорию зоопарка. Он просит детей запомнить величину кругов на турникете и найти на столе «жетоны» (круги) соответствующего размера.

Дети проходят через турникеты, совместив «жетоны» с кругами на карточках. Затем воспитатель загадывает загадки о животных, а дети находят картинки-отгадки на доске.


Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь.

(Рысь)


Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

(Волк)

Занятие 5

Программное содержание

Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц.

Развивать понимание независимости результата счета от его направления.

Дать представление о весе предметов и сравнении их путем взвешивания на ладонях; учить обозначать результаты сравнения словами тяжелый, легкий, тяжелее, легче.

Развивать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Карточки с цифрами от 1 до 9, 5 карточек с цифрой 1, лента, на которой разным цветом написаны девять единиц, деревянный и металлический шарики одинакового размера, 2 банки с водой.

Раздаточный материал . Карточки с цифрами от 1 до 9, листы бумаги с изображениями трех кругов, наборы геометрических фигур (квадраты, прямоугольники и ромбы красного, зеленого и синего цветов), подносы.


Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Веселый счет». Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «От одного до десяти» («Веселый счет»):


Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица,

А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

А за двойкой – посмотри -
Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков -
Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка – кочерга.
У нее одна нога.

У восьмерки два кольца
Без начала и конца.

Цифра девять, иль девятка, -
Цирковая акробатка…

Один ребенок у доски, а остальные дети на местах выкладывают карточки с соответствующими цифрами. Затем они называют цифры по порядку.

Воспитатель уточняет: «Цифры обозначают числа. Числа нужны людям для счета предметов».

II часть. Игровое упражнение «Составим числа».

У детей наборы карточек с цифрами от 1 до 9.

Воспитатель показывает детям пять карточек с цифрой 1. Он предлагает сосчитать единицы и показать соответствующую карточку с цифрой.

Затем воспитатель спрашивает у детей: «Какое число я составила? (Пять.) Из скольких единиц я составила число пять?»

Воспитатель показывает детям ленту, на которой разным цветом написаны девять единиц, просит сосчитать их и показать карточку с соответствующей цифрой. Затем спрашивает: «Из скольких единиц я составила число девять?»

III часть. Музыкальная пауза.

Дети встают в круг. Воспитатель предлагает им разбиться на две команды с помощью считалки:


Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.

Дети, которые вышли из круга на слова считалки, образуют первую команду; остальные дети – вторую команду.

Под музыку дети выполняют различные движения. По ее окончании они встают в две шеренги напротив друг друга. Одна из команд пересчитывает детей в другой команде слева направо и справа налево.

Затем воспитатель спрашивает: «Сколько детей в команде? Изменилось ли количество детей, когда вы считали их справа налево?»

Такое же задание выполняет вторая команда.

Воспитатель делает вывод: «Количество детей не изменилось. Число не зависит от того, в каком направлении мы считали».

IV часть. Игровое упражнение «Что тяжелее, что легче?».

Воспитатель показывает детям металлический и деревянный шарики одинакового размера и предлагает определить, какой шарик тяжелее (легче).

Сначала дети на глаз определяют вес шариков, а потом взвешивают их на ладонях (2–3 ребенка).

Воспитатель предлагает двум детям опустить шарики в банки с водой. Затем спрашивает: «Почему один шарик утонул, а другой плавает на поверхности воды? Из какого материала сделан тяжелый шарик? Из какого материала сделан легкий шарик?»

Воспитатель подводит детей к выводу: «Металл тяжелее дерева, он тонет, а дерево всплывает, оно легче».

V часть. Дидактическая игра «Каждой фигуре свой домик».

У детей листы бумаги с изображениями трех кругов и наборы четырехугольников (квадраты, прямоугольники, ромбы красного, зеленого и синего цветов).

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигуры и спрашивает: «Как можно одним словом назвать все фигуры? (Четырехугольники.) Какие четырехугольники у вас на подносе? Разложите все фигуры, похожие по форме, в три круга. Назовите фигуры в каждом круге.

Разложите в три круга фигуры, одинаковые по цвету. Назовите фигуры в каждом круге и их цвет».

Воспитатель обсуждает с детьми варианты выполнения задания.

Занятие 6

Программное содержание

Познакомить с составом числа 10 из единиц.

Познакомить с цифрой 0.

Продолжать учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному .

Уточнить представления о весе предметов и относительности веса при их сравнении.

Формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позж е.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Мяч, матрешка, картинки с изображением времен года, карточки с цифрами от 0 до 9, 9 кругов одного цвета, магнитная доска, 3 непрозрачных ведерка с разным количеством пшена.

Раздаточный материал. Карточки с цифрами от 0 до 9, цветные круги (по 12 шт. для каждого ребенка).


Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Назови число».

Дети встают полукругом. Воспитатель напоминает: «У числа есть два соседа: одно число на один меньше, оно предыдущее, другое на один больше, оно последующее. Назовите предыдущее число числа пять».

Воспитатель передает мяч ребенку, который называет число 4 и возвращает мяч воспитателю.

Воспитатель предлагает еще 3–4 аналогичных задания для определения предыдущего и последующего чисел к названному.

II часть. Игровое упражнение «Соберем разноцветные бусы».

У детей наборы цветных кругов. Воспитатель предлагает им сделать бусы для матрешки из 10 разноцветных бусинок.

По окончании выполнения задания педагог уточняет: «Сколько бусинок вы взяли? Сколько бусинок какого цвета? Как вы составили число десять? Сколько единиц в числе десять?»

III часть. Игровое упражнение «Сколько осталось?».

На доске цифровой ряд (от 1 до 9).

Воспитатель предлагает детям разложить на столе карточки с цифрами от 1 до 9. Затем обращает их внимание на доску, на которой расположено 9 кругов одного цвета, просит сосчитать их и показать соответствующую карточку с цифрой.

Воспитатель начинает справа налево убирать по одному кругу, а дети показывают цифрой, сколько кругов осталось. Когда не останется ни одного круга, воспитатель объясняет: «Есть цифра, которая показывает, что здесь нет ни одного предмета. Это цифра ноль».

Воспитатель показывает карточку с цифрой 0, вместе с детьми обводит ее в воздухе и выкладывает в ряд перед цифрой 1. Затем читает стихотворение:


Ноль похож на сто предметов -
От браслетов до беретов:
Круглый стол, кольцо, часы,
На кружочек колбасы,
Барабан, баранку, сушку…
И на лысую макушку.

Сколько ручек у кота?
Сколько перьев у крота?
Сколько лапок у змеи?
А у белки чешуи?

Дети обосновывают свой ответ.

IV часть. Игровое упражнение «Мишкина каша».

На столе стоят три ведерка с разным количеством пшена. Воспитатель напоминает детям рассказ Н. Носова «Мишкина каша» и просит помочь мальчику найти ведерко с нужным количеством пшена: оно должно быть не самым тяжелым и не самым легким. («Как найти нужное ведерко с пшеном?»)

Воспитатель предлагает детям взять два ведерка и сравнить их по весу, взвесив на руках. Затем уточняет: «Какое ведерко тяжелее? Какое легче? Тяжелое ведро поставьте на стол. А теперь легкое ведерко сравните с третьим ведерком. Тяжелое ведро поставьте на стол, а легкое ведерко сравните с первым и со вторым ведром попарно и расставьте их в возрастающем порядке по тяжести, называя вес каждого ведерка с пшеном. Из трех ведерок выберите не самое тяжелое и не самое легкое».

V часть. Игровое упражнение «Что сначала, что потом?».

На доске вывешены картинки с изображением времен года. Воспитатель читает детям отрывки из стихотворений и предлагает отгадать, о каком времени года идет речь, и найти соответствующие иллюстрации.


Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели.
На окне стоит мороз,
Льдинкой росписи нанес.

(Зима)


Полюбуйся,
Весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

И.Никитин. Весна

Воспитатель уточняет у детей, какую иллюстрацию они поставили сначала, а какую потом.


Лето, лето к нам пришло,
Стало сухо и тепло!
По дорожке прямиком,
Ходят ножки босиком.

В.Берестов. Лето

Воспитатель спрашивает у детей, после какого времени года наступает лето и где должна располагаться соответствующая иллюстрация.


Осень золото роняет,
Холод пташек угоняет…
До свиданья, лес и луг,
Мы летим на теплый юг.

О.Иваненко. Осень

Воспитатель уточняет месторасположение иллюстрации в ряду. Дети называют времена года по порядку.

VI часть. Дидактическая игра «Назови соседей». Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их и определяют соседей данного времени года, используя предлоги до и после либо слова раньше и позже. (Весна раньше лета, а осень – позже…)


Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я… (лето).

Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…

(Осень)


Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

(Зима)


Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.

(Весна)

Занятие 7

Программное содержание

Продолжать учить составлять число 10 из единиц.

Познакомить с обозначением числа 10.

Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.

Дать представление о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Мяч, конверты с заданиями, карточки с цифрами от 0 до 9, карточки с изображением разного количества предметов (до 10 предметов), треугольники, четырехугольники, магнитная доска, картинка с изображением Дровосека, составленного из разных многоугольников (см. рис. 5).

Раздаточный материал. Листы бумаги, цветные карандаши, многоугольники (треугольники разных видов, квадрат, прямоугольник, ромб).


Методические указания

Игровая ситуация «Поможем Элли вернуться домой» (по произведению А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»).

I часть. Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возвращения домой:

Воспитатель обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1.

Воспитатель предлагает детям выполнить игровое упражнение «Считай дальше», в ходе которого они считают от одного до десяти, передавая мяч друг другу.

II часть. Воспитатель предлагает детям найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2.

Воспитатель знакомит детей с заданием: маленькие человечки Страны Мигунов просят «сшить» им десять шапочек-колпачков разного цвета.

Дети на листах бумаги рисуют 10 треугольных шапочек-колпачков разного цвета. Затем воспитатель уточняет: «Сколько шапочек вы „сшили“? Сколько какого цвета? Как вы составили число десять? Скольким жителям мы помогли?»

III часть. Воспитатель предлагает детям найти на плане цифру 3 и провести стрелку от цифры 2 к цифре 3, определяя направление движения. Дети открывают конверт с цифрой 3.

Ребенок выставляет на наборном полотне карточки с цифрами от 1 до 9. Дети называют их по порядку.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет»:


Сказал веселый круглый ноль (Показывает карточку с цифрой 0.)
Соседке-единице:
– С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице.

Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
– Ты, ноль, не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом!

Воспитатель ставит карточку с цифрой 0 перед единицей и обобщает: «Цифр всего десять, а чисел можно составить очень много».


Ответил ноль: – Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.

Воспитатель ставит после цифры 9 карточки с цифрами 1 и 0 и спрашивает у детей: «Сколько цифр обозначает число десять? Как называются эти цифры?»

Вызванный ребенок находит карточку с изображением 10 предметов и ставит ее рядом с числом 10. Воспитатель уточняет местоположение цифр и напоминает, что если 0 стоит после 1, то эти цифры обозначают число 10.

IV часть. Воспитатель предлагает детям найти на плане цифру 4, определить направление движения, провести к ней стрелку от цифры 3 и найти конверт с цифрой 4.

Воспитатель предлагает детям собрать Дровосека из геометрических фигур.

На доске в два ряда расположены треугольники и четырехугольники. Воспитатель спрашивает у детей: «Какие фигуры расположены в первом ряду? Что между ними общего? (У треугольников три стороны и три угла – это все треугольники.) Какие фигуры во втором ряду? Что между ними общего? Каким словом можно назвать все эти фигуры? (Четырехугольники.) Сколько углов у фигур? Каким словом можно назвать эти фигуры?» (У этих фигур много углов – это многоугольники.)

Воспитатель показывает картинку с изображением Дровосека (см. рис. 5) и уточняет, из каких многоугольников он составлен.

Рис. 5


Дети по образцу собирают Дровосека из многоугольников на листе бумаги и обводят его по контуру карандашом.

V часть. Воспитатель предлагает детям найти на плане цифру 5, определить направление движения и провести к ней стрелку от цифры 4. Дети находят конверт с цифрой 5.

Воспитатель предлагает детям назвать числа в обратном порядке от 10 до 1, передавая мяч друг другу. После выполнения задания он говорит, что теперь Элли может вернуться домой, и благодарит за помощь.

Занятие 8

Программное содержание

Учить составлять число 3 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9.

Уточнить представления о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы и вершины.

Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

Тема: «Символы, геометрические фигуры, цифры»

Задачи:

Закрепить:

Выполнение действий с ориентировкой на символ (стрелки);

Представления о геометрических фигурах;

Знание цифр;

Знания о составлении числа из единиц;

Порядковый и количественный счет.

Демонстрационный материал : 4 карточки со стрелками; 4 карточки со схемами движения; набор цифр; набор геометрических фигур; предметы или иллюстрации для счета: машина, 6 птиц, 2 куклы- пассажира, светофор, 5 мышек, зебра-переход с девятью полосками, 7 бананов, 10 зайцев, 8 белок.

Раздаточный материал : наборы геометрических фигур.

Ход занятия

Дети стоят перед доской, на которой помещены 4 карточки со стрелками. Стрелки имеют разные направления. Воспитатель вместе с детьми уточняет, что означают стрелки.

— Сегодня нашими помощниками станут эти символы. Сейчас вы сделаете то, что увидите на доске. Внимание на карточку.

Воспитатель показывает детям карточку, означающую, что дети должны повернуться назад и пройти за столы.

Положите перед собой все четырехугольники.

Положите перед собой все пятиугольники.

Положите перед собой все неквадратные фигуры.

Положите перед собой все фигуры без углов. И т.п.

Воспитатель показывает детям следующую карточку, означающую, что дети должны пройти к столу воспитателя. На столе лежат цифры от 0 до 9.

— Возьмите все по одной цифре и слушайте мое задание:

Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, подойдите к доске и встаньте по порядку в ряд.

Цифры 6, 7, 8, 9, оставайтесь на этом месте и встаньте в ряд от 9 до 6.

А сейчас поднимите руку те, у кого цифра, идущая после 3, после 5, до 9, и т.п.

Встаньте в ряд, начиная с цифры 4, с цифры 6, и т.п.

Воспитатель дает детям задания на закрепление знаний о цифрах на свое усмотрение. Задания могут давать и сами дети. Затем воспитатель благодарит детей и предлагает им положить цифры.

Воспитатель показывает детям следующую карточку, означающую, что дети должны пройти налево к своим столам.

— Посмотрите внимательно на доску. Здесь в ряд выложены геометрические фигуры. Сколько фигур на доске? (9.)

— Запомните их расположение. Я закрываю геометрические фигуры. А теперь задание: выложите их по памяти у себя на столе.

Воспитатель открывает ряд геометрических фигур, и дети сравнивают со своим заданием, исправляя ошибки.

— Сколько фигур вы положили? (9.)

— Как вы составили число 9?

Воспитатель располагает на доске 10 геометрических фигур.

— Сколько фигур на доске? (10.) Запомните их расположение. Я закрываю геометрические фигуры. А вам задание: выложите их по памяти у себя на столе.

Воспитатель открывает ряд геометрических фигур, и дети сравнивают со своим заданием, исправляя ошибки.

— Сколько фигур вы положили? (10.)

— Как вы составили число 10?

— Каким по счету был прямоугольник? Треугольник?

— Какая фигура лежит на пятом месте? На седьмом? И т.п.

Воспитатель благодарит детей за выполнение заданий и показывает следующую карточку, означающую, что дети должны пройти вперед к доске.

— А сейчас мы с вами поиграем в игру «Научились мы считать».

Один, два, три, четыре, пять.

Все мы с вами числа знаем,

Все вокруг себя считаем.

Воспитатель ставит на стол машину.

Вот машина здесь стоит,

У нее отличный вид.

Но обидно мне до слез,

Забыла, сколько у нее колес? (Четыре.)

Воспитатель сажает на машину 6 птиц.

На машину птицы сели,

Загалдели и запели.

Отвечайте, не зевайте,

Сколько птиц здесь, отвечайте? (Шесть.)

Вот кабина мне видна.

Сколько здесь кабин? (Одна.)

Воспитатель достает из кабины 2-х кукол-пассажиров.

Пассажиры есть в кабине.

Сколько их, не знаю я.

Посчитайте и скажите,

Сколько их всего, друзья? (Два.)

Воспитатель ставит на стол светофор.

Стоп, машина! Стоп, мотор!

Тормози скорей, шофер!

Перед нами светофор.

Вид он грозный напускает,

Сколько в нем цветов?

Кто знает? (Три.)

Воспитатель сажает на машину 5 мышей.

Мышки вышли развлекаться,

На машине покататься.

Сколько мышек едет? (Пять.)

Воспитатель кладет зебру-переход с 9-ю полосками.

Эта зебра-переход

От беды тебя спасет:

Вы, ребята, начинайте,

Все полоски посчитайте. (Девять.)

Воспитатель показывает картинку с 7-ю бананами.

А водитель очень странный:

Любит он одни бананы.

Прежде чем в кабину сел,

Сколько он бананов съел? (Семь.)

Воспитатель ставит на стол 10 зайцев.

Смотрим, рядом на лужайке

Бегают, резвятся зайки.

Сколько сереньких трусишек,

Длинноухих здесь братишек? (Десять.)

Воспитатель ставит на стол 8 белок.

Вот и белки прибежали,

Нам хвостами помахали.

Любят белочки скакать.

Ну а мы и не зеваем,

Дружно белок посчитаем. (Восемь.)

Мы закончили играть,

Ну и ладно! Ну и пусть!

Счет запомним наизусть.

Гульнара Суюндукова

Тема интегрированной совместной образовательной деятельности по ФЭМП :

Счет до 10 и обратно, цифра 10.

(разновозрастная группа 5-6лет)

Программное содержание :

· Развивать познавательный интерес ,мыслительную активность,воображение,творческие способности детей

· Продолжать учить составлять число 10 из единиц ,познакомить с обозначением числа 10

· навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10

· Создать на занятии обстановку эмоционального благополучия, воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.

Цель : посредством интегрированного занятия стимулировать познавательный интерес , обучать новым знаниям, умениям, навыкам.

Звучит музыка из мультфильма «Маши и медведь» . Появляется Маша.

Маша : Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть! Вы узнали меня? (ответы детей) .Помогите мне,пожалуйста! Ребята,сегодня у Мишы День рождения! Ему исполняется 10 лет. Я хочу его поздравить с Днем рождения, но я заблудилась. Миша прислал мне карту - схему, как дойти до него. (показывает карту) .Вы мне поможете добраться до Миши и поздравить его?

Дети :Да!

Маша : Ребята, посмотрите, путь на плане обозначен цифрами, а у нас есть конверты с цифрами и заданиями. Какая цифра будет первой? Ответ детей.

Первый конверт с цифрой 1, поиграем в игру

СОЕДИНИ ЦИФРЫ ПО ТОЧКАМ

Маша : Молодцы, ребята, как вы быстро справились первым заданием!

От единицы в каком направлении будем идти? Ответ детей : (к цифре 2, слева на право из нижнего левого угла в нижний правый угол) . Куда пришли?

Маша : Ребята, помогите выполнить следующее задание найди соседей

Маша :Спасибо,ребята! Вы такие умные!

В какую сторону пойдем от цифры 2? Ответ детей :(к 3 из нижнего правого угла в верхний левый угол) физкультминутка (по карточкам выполняем упражнения связанные со счетом)

Маша : Найдите на плане цифру 4, в каком направлении надо нам идти? Ответ детей :(с лева на право из верхнего левого угла в верхний правый угол)

Маша : Спасибо, ребята!

Реши задачи (НА СЛОЖЕНИЕ, ВЫЧИТАНИЕ)

Маша : Молодцы! Вы оказывается такие умные! Куда идем дальше- по стрелке цифра №5. А здесь у нас необычное задание,нам нужно сделать подарок для Миши. Закрасить цифру 10. (Маша-воспитатель побуждает детей к взаимопроверке, дети старшего возраста помогают второй подгруппе)

Раскраска с цифрой 10

Молодцы,ребята! Какие красивые подарки получились! Миша будет очень рад!

Выход Миши

Миша : Здравствуйте,ребята!Как я рад,видеть вас!

Маша : Миша,мы поздравляем тебя с Днем рождения и хотим подарить тебе наши подарки!

Миша :Какие красивые работы! Я только не знаю, что здесь нарисовано?

Дети : Это цифра 10.

Маша :

Сказал веселый, круглый ноль

Соседке-единице :

С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!

Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом :

Ты, ноль, не стоишь ничего.

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль : - Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в десять раз,

Когда я стану справа.

Маша :Ребята, давайте научим Мишу считать?

Дети становятся в круг и называют числа по порядку от 1 до 10 и обратно,называют числа -соседи передавая мяч друг другу. (игра повторяется несколько раз) .

Миша :Дорогие мои! Как я рад и счастлив, что вы пришли ко мне! Спасибо вам за подарки и за то что вы научили меня считать! До свидания (Миша уходит) .

Маша : Спасибо, дорогие ребята, что вы помогли мне! До свидания! До новых встреч!





Публикации по теме:

Тема: «Состав числа три» Задачи: 1. Сформировать у детей представление о составе числа 3, учить составлять число три из двух меньших чисел.

Конспект образовательной деятельности (ФЭМП (состав числа 5) в старшей группе «День рождения внучки Почемучки» Образовательная область «Познавательное развитие» по разделу «Формирование элементарных математических представлений». Конспект образовательной.

Конспект занятия по математике - лексическая тема «Лето». Числа и цифры до 10» Цели: Упражнять в счете до 10 и в нахождении места цифры в числовом ряду; закреплять умение дополнять множество предметов до 10, соотносить.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Состав числа 3» Тема: «Состав числа 3» Цель: Познакомить детей с составом числа 3. Задачи: - Учить составлять число 3 из двух меньших чисел. - Учить планировать.

Конспект занятия по математике «Состав числа 4» (старшая группа) Тема: Образование числа 4, его состав, цифра 4. Цель: Дать детям представление об образовании числа 4, его составе. Сформировать умение.

Татьяна Орехова
Занятие по математике в подготовительной группе на тему «Количественный состав чисел из единиц в пределах 10»

Тема :" Количественный состав чисел из единиц в пределах 10 . Устное производство действий "сложение" и "вычитание ".

Цель : практическое применение знаний о количественном составе числа из

единиц в пределах 10 ,устное называние разных вариантов составления и разложения числа .

Задачи :

1. Совершенствовать устное производство действий «сложение» и

«вычитание» .

2. Способствовать формированию мыслительных операций, умение аргументировать свои высказывания.

3. Упражнять в порядковом счете, в счете и отсчете предметов .

4. Воспитывать самостоятельность, дружеские взаимоотношения, интерес к математике .

5. Формирование уважения к профессии фармацевта.

6. Развивать у детей наблюдательность и память.

Методы и приемы :

1. Игровые (дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра) .

2. Практические (моделирование, упражнения) .

3. Словесные (беседа вводная и итоговая)

5. Использование раздаточного материала .

Предварительная работа :

Знакомство с составом числа 10 из единиц , действий «сложение» и «вычитание» в непосредственно - образовательной деятельности.

Экскурсии с родителями в аптеки, наблюдения за работой персонала аптеки и обслуживания покупателей.

Оснащение игрового пространства «Аптека» атрибутами лекарственных средств : таблетки от кашля, температуры; капли в нос, индивидуальные повязки, перевязочные средства, градусники; микстуры на травах.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра с мячом «Назови скорее»

Воспитатель бросает мяч и задает разные задания :

Сколько хвостиков у кошки?

Сколько сторон у треугольника?

Сколько крыльев у птицы?

Сколько колес у машины?

Сколько вам лет?

Сколько ушей у двух мышей?

Какой сегодня день недели?

Который он по счету?

Какое время года?

Сколько времен года?

Колокольчик наш звенит

Нам лениться не велит.

На занятие торопит нас

Математика сейчас .

Сообщение темы занятия .

2. Работа по теме.

Воспитатель : Ребята, вспомните и скажите, как можно получить цифру 4?

(1+3,2+2,3+1; воспитатель выставляет образец на доске)

Воспитатель предлагает разделиться на 3 группы (дети вытаскивают из «Чудесного мешочка» фишки): -Бабочки,Листочки,Лебеди и получают 3 цифры :5,7,9.

Задание : выложить на ковре разные способы получения цифр 5,7,9.

3. Работа за столами.

Воспитатель помещает на доску в ряд 4 числовые фигуры с количеством кружков 5 ,8, 7,4 и объясняет задание : «Сначала дети, которых я вызову, сосчитают кружки на карточках. Будьте внимательны и постарайтесь запомнить, сколько кружков на первой,второй,третьей, четвертой карточках. Потом я закрою карточки и проверю, хорошо ли вы это запомнили». Педагог вызывает по очереди четырех детей сосчитать кружки, затем закрывает карточки и спрашивает : «Сколько кружков на первой (второй, третьей, четвертой) карточке?» Выслушав ответы, открывает карточку. Дети проверяют правильность ответов.

4. Работа с раздаточным материалом .

Воспитатель дает детям задание : на верхнюю полоску карточки поместить 3(4) моркови,а на нижнюю- 4(5) ласточек. Вопросы : «Как получить число 3(4,5? Сколько всего моркови и ласточек получилось? Как получить число 7?»

5. Физкультминутка

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

Подтянитесь на носках

Столько раз,

Ровно столько,сколько пальцев

На руке у вас!

Раз,два,три,четыре,пять

Топаем ногами.

Раз,два,три четыре,пять

Хлопаем руками

6. Дети решают логическую задачу «Буратино и мороженое» :

Захотелось Буратино мороженого. Купил он фруктовое – вкусно!

«А что если молочное еще вкусней?» и купил молочное.

«Сливочное тоже хочется» . Съел сливочное.

«Что-то я пломбир давно не пробовал» ,- подумал Буратино и купил пломбир.

Продавец открыл новую коробку, а там - эскимо.

«Эскимо! Мое любимое! Я его дома съем!» - подумал Буратино и купил себе три порции.

Вопрос : Сколько всего порций мороженого купил Буратино?

Что теперь будет с Буратино?

В это время заходит Буратино с завязанным горлом : «Ребята, пожалуйста, помогите мне. У меня болит горло» .

Воспитатель : Ну что, ребята, поможем Буратино?Куда надо обратиться, чтобы помочь Буратино?

Дети : Надо отправиться в аптеку за лекарствами.

Воспитатель : Ребята, вы готовитесь к школе и умеете считать, знаете цифры, а главное умеете решать математические примеры и задачи все умеем мы считать.

7. Ваня-работник аптеки – надевает белый халат, расставляет лекарственные средства на полки, ставит кассу с набором монет, достоинством 1,2,5,10 рублей.

Посетители заходят, встают в очередь друг за другом.

Буратино здоровается и обращается к провизору.

У меня болит горло. Что бы Вы мне посоветовали купить?

У нас в аптеке много лекарственных средств для лечения горла. Есть таблетки для рассасывания, есть сиропы. Имеется ромашка для полоскания горла. Что бы Вы хотели купить?

Дайте мне,пожалуйста, спрей за 8 рублей.

(Достает монеты и набирает нужную сумму- 5,1,1,1 или 5,2,1 и отдает провизору.)

Ваня проверяет правильность набора нужной суммы и отдает лекарство : «Берегите горло! Не болейте!»

Буратино благодарит, прощается и уходит.

Кристина подходит, здоровается.

- Моя мама заболела : у нее высокая температура, болит горло. Сегодня был врач и выписал рецепт. (Отдает рецепт. Провизор читает. Берет с полки лекарства.)

Врач выписал микстуру для полоскания горла и таблетки от высокой температуры. Микстура стоит 6 рублей, а таблетки 4 рубля. (Считает.) Вы должны заплатить 10 рублей.

(Кристина отсчитывает две монеты по 5 рублей и отдает в кассу.)

Аптекарь : Будьте здоровы!

(Кристина прощается и уходит.)

(Света подходит, здоровается.)

Бабушка просила меня купить градусник и капли в нос.

Ваня (берет с полок) : Градусник стоит 7 рублей, а капли 3 рубля. (Считает.) С вас ровно 10 рублей.

(Света достает нужные монеты,расплачивается, благодарит и уходит.)

Слава подходит, здоровается.

Моя мама просила купить для братика сироп от кашля и индивидуальную повязку.

(Ваня берет с полок) : Сироп стоит 6 рублей, а повязка 2 рубля. (Считает.) С вас 8 рублей.

(Слава дает монету достоинством 10 рублей.)

Ваня : - Я вам должен сдачу 2 рубля. (Отдает сдачу.) Будьте здоровы!

(Слава благодарит, уходит.)

Игра продолжается с другими покупателями аптеки.

Итог занятия .

Воспитатель :Занятие закончилось . Буратино, думаю,полечится и выздоровеет.

Что сегодня для вас было сложным? Что понравилось?

(Стук в дверь Вносят письмо. Воспитатель читает.)

«Ребята! Большое вам спасибо! Я выздоровел. Я очень хочу быть похожими на вас : много знать и уметь и вместе с вами пойти в школу. До свидания!»

Молодцы, ребята! Я рада, что у вас все получилось, и мы смогли помочь Буратино



Поделиться