Педсовет "правовое воспитание дошкольников. Педсовет по правовому воспитанию в доу Педсовет по правам ребенка в детском саду

заведующая

Разделы: Работа с дошкольниками

Повышение и расширение правового сознания педагогов и родителей, повышение сплоченности педагогов и родителей. Защита прав ребенка на всех этапах его развития и проведение профилактики коррекции асоциального поведения родителей, претендентов в группу “риска”.

Форма проведения:

Круглый стол.

Присутствовало:

Педагоги МАДОУ 16 чел.; председатель родительского комитета; члены родительского комитета 7 чел.

Оказание информационно-правовой, методической помощи педагогам, родителям, детям через , тренинги, консультации. Формирование общих подходов к воспитанию, совместному изучению личности ребенка, выработка единых требований, организация помощи в развитии морально нравственных устоев.

Наглядность:

1. Нормативно-правовые документы о защите прав ребенка:

    Конвенция о правах ребенка от 01.01.2001 г. Декларация прав ребенка от 01.01.2001 г. от 01.01.2001 г. № 1- ФКЗ Семейный кодекс РФ на 01.10.2005 г. Областной закон “О защите прав ребенка” от 23.10.95 года Закон “Об образовании” от 01.01.2001 г. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 03.08.98г.

Предварительная работа:

Проведено ряд консультаций по нормативно-правовой базе защиты прав детей.

Открытые мероприятия “Конституция глазами детей” в подготовительной группе воспитатель; “Путешествие в Простоквашино” (по статьям Конвенции о правах ребенка) в подготовительной группе воспитатель; “Веселые приключения Колобка” во II мл. группе (на основе Декларации прав ребенка) воспитатель

Информационный стенд для родителей по правовой тематике;

Повестка:

Актуальность нравственно-правового воспитания семьи дошкольника и педколлектива.

заведующий МАДОУ № 19 «Теремок»

Деловая игра с педагогами на знание Конвенции о правах ребенка и Декларации прав человека

старший воспитатель

Знакомство с положительным опытом в семье Лавровых.

Заведующий МАДОУ № 19 «Теремок» рассказала об актуальности нравственно – правового воспитания семьи дошкольника и педагогического коллектива (Приложение).

Старший воспитатель провела деловую игру “Открой себя” на знание Декларации о правах ребенка. Решение всех проблемных ситуаций необходимо связать с принципами Декларации о правах ребенка, чтобы взрослые их признали и старались соблюдать права ребенка независимо от его возраста. Старший воспитатель зачитывает проблемную ситуацию, педагоги самостоятельно находят правильный ответ, основанный на принципах Декларации. Был подведен итог о знании Декларации прав ребенка участниками игры. (Приложение)

Председатель родительского комитета МАДОУ № 19 «Теремок» познакомила присутствующих с положительным опытом семьи Лавровых имеющих двоих детей, воспитанников МАДОУ « 19 «Теремок». Были представлены: семейные видеосюжеты, альбомы с фотографиями о семье, генеологическое древо семьи и др. Положительный опыт представленной семьи был одобрен и взят как пример для подражания.

В прениях выступили:

Медицинская сестра, старший воспитатель, музыкальный руководитель

Решение педагогического совета:

Продолжать нравственно-правовое воспитание дошкольников МАДОУ № 19 «Теремок» на формирование гуманизма, нравственных качеств и законопослушности путем пропаганды, основ российского и международного законодательства среди педагогов

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 1

Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнений.

Российское общество переживает важный этап своей истории и ждет серьезных перемен социально-экономической, политической и духовной жизни общества.

Страна находится на пути модернизации социально-экономических и правовых отношений, формирование нового типа правовой системы.

За последние годы в России произошли значительные изменения в оценке роли права в обществе, укрепляется отношение к праву как к механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном обществе, право приобретает конкретные черты и практическое значение для каждого.

Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах – это необходимые условия гармоничного существования, как современного человека, так и общества. Сама постановка вопроса о правах детей и их соблюдения отражает изменения в системе образования и, прежде всего, в сфере отношений между основными участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и . Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависит от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

Проблема соблюдения прав детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении и семье в нашей стране практически не изучалась, лишь в той или иной мере затрагивались вопросы защиты прав детей, однако в них не отражена специфика дошкольного детства.

В 90-е годы реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие и привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни, сформировать необходимые для своей защиты стратегии и механизмы.

Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации – советами друзей, соседей, других родителей.

Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках малыша наше будущее. Поэтому сейчас в трудных социально-экономических условиях, нельзя оставаться равнодушным к бедам маленьких граждан России.

Следовательно, дошкольное образовательное учреждение должно встать на защиту прав и достоинств маленького ребенка. Цель данного педсовета – определить как соблюдаются права детей в дошкольном образовательном учреждении и семье, разработать рекомендации для воспитателей и родителей по защите прав и достоинств маленького ребенка.

Приложение

Информационное письмо

Педагогическая технология

«Открой себя»

Декларация о правах ребенка

Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию о правах ребенка с целью обеспечить счастливое детство и пользование на их собственное благо и благо общества правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, чтобы они признали и старались соблюдать эти права…

Принцип №1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка. Религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающего ребенка или его семьи.

Принцип №2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип №3

Ребенку должно принадлежать с его рождением право на имя и гражданство.

Принцип №4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный и уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовый и послеродовый уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище и медиц. обслуживание.

Принцип №5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого развития.

Принцип №6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям представлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип №7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое соответствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение, эта ответственность лежит прежде всего на родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип №8

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли ни в какой форме.

Принцип №9

Ребенка не должны принимать на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручать или разрешать работу или занятия, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип №10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе , терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Педагогический совет «Правовое воспитание дошкольников» Разминка 1.Сколько статей в Конвенции о правах ребёнка? 2.Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах?

  • Право на жизнь, гражданство, образование;
  • Право на жизнь, семейные связи, образование;
  • Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых и досуг;
  • Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
3. Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?
  • Органы управления РФ;
  • Органы местного самоуправления;
  • Образовательное учреждение;
  • Родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.
4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?
  • Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
  • Ребёнок и родители или другие лица, замещающие родителей;
  • Родители или лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;
  • Родители и органы местного самоуправления.
5.Имеет ли ребенок право на полученные им доходы?
  • Да, если они получены с согласия родителей;
  • Да, если они получены не в результате правонарушения;
  • Нет, имуществом ребёнка должны распоряжаться родители;
  • Нет, ребенок не должен работать.
6. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?
  • Учредитель;
  • Органы управления образовательным учреждением;
  • Должностные лица образовательного учреждения;
  • Органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.
7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдет до судебного разбирательства?
  • Заведующий как представитель образовательного учреждения;
  • Заведующий как должностное лицо этого учреждения;
  • Работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;
  • учредитель образовательного учреждения.
8. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
  • Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
  • Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;
  • Направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
  • Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Викторина «Права литературных героев»
  • В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
  • Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища?
  • Героиня, какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбор места жительства?
  • В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследования?
  • Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?
  • В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?
  • Кто нарушил право и кто помог восстановить его в сказке «Заюшкина избушка»?
  • Какое право нарушил Иван-царевич в сказке «Иван –царевич и серый волк»?
  • Какое право нарушили братья в сказке «Иван - царевич и серый волк»?
  • Каким правом пользовалась лягушка в сказке В. Гаршина «Лягушка-путешественница»?
  • Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на передвижение?
  • Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке?

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: ______________

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

1.ВСТУПЛЕНИЕ РАЗМИНКА (разгадывание кроссвордов) -

2.ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

3.ДИСКУССИЯ

(ВЫСТУПЛЕНИЕ старшего воспитателя)

4.ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ (работа в подгруппах)

5.ИГРОТРЕНИНГ (игры и игровые упражнения) педагог - психолог Иванова М.С.

6. АДВОКАТСКАЯ КОНТОРА (работа с карточками по сказкам)

старший воспитатель Иванова Н.М.

7. ПРОЕКТ решения педсовета

ВСТУПЛЕНИЕ

РАЗМИНКА (разгадывание кроссвордов)

КРОССВОРД (ответы)

По горизонтали

    Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой

    Систематизированный свод законов

    Сознание своих человеческих прав, своей личностной ценности, уважение к себе

    Отдельный человек

    Обещание, подлежащее непременному выполнению

    Взаимное согласие, достигнутое по какому (каким)-либо вопросу (вопросам)

    Объединение отдельных общественных групп или государств, имеющее чёткую структуру и определённые задачи, программу действий

    Одна из сторон в судебном процессе

    Страна, народ

По вертикали

Договор, соглашение между государствами по какому-либо официальному вопросу

ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

    До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)

    К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся…

    Какие права гарантирует государство в области воспитания детей дошкольного возраста?

    Какие права ребёнка реализует дошкольное образовательное учреждение?

    Какие права Конвенции доступны для понимания детьми-дошкольниками?

ДИСКУССИЯ «Правовое воспитание – миф или реальность?»

ВЫСТУПЛЕНИЕ МЕТОДИСТА

  • Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.

  • Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

    Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

    Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественную-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

    В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.

Какие задачи мы ставим?

1.Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения

2. Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребёнка

3. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

4. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

5. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

6. Разъяснять общественные нормы и правила поведения

7. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

Как организовать эту работу?

    Организовать проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций).

    Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

    Использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие. (Здесь нужно подходить к сказкам осторожно, при рассматривании правовой системы оценок, не искажать детского восприятия мира сказок, чтобы не прийти к осуждению героев и оправданию злодеев)

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ (работа в подгруппах)

Возможные формы работы с детьми

Возможные методы и приёмы работы с детьми

Формы работы с детьми:

    Специально организованное занятие. Форма занятий - подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.

Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведётся в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.

    Ролевые, театрализованные и дидактические игры

    Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений

    использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном/просмотренном

    решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком... , если бы я поймал золотую рыбку... , если бы я вдруг превратился в...;

    дидактические игры: “Чьи права нарушены?”, “Назови права героев”, “Выбери право»

    наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

    метод драматизации упражняет детей в умении “вчувствоваться” в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.

    Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок. Разгадывание ребусов, решение кроссвордов

    Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов и пр.; изготовление эмблем, плакатов

ИГРОТРЕНИНГ (игры и игровые упражнения)

«Я и мои чувства»

Цель: развитие чувства индивидуальности

Дети встают в круг. Ведущий (взрослый) начинает фразу и бросает ребенку мяч:

    Слух помогает мне...

    Зрение помогает мне...

    Обоняние помогает мне...

    Осязание помогает мне...

    Пробуя пищу на вкус, я могу...

«Загадывание желаний»

Усадите детей в кружок. Скажите, что это круг загадывания желаний. Предложите, чтобы каждый ребенок по очереди загадывал следующие желания (это также можно сделать небольшими группами или парами):

    Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть птицей, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть насекомым, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть цветком, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть деревом, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть одним из предметов мебели, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть музыкальным инструментом, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть автомобилем, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть улицей, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть государством, то я бы... потому что...

    Если бы я был другой страной, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть игрой, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть пластинкой, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть телевизионной передачей, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть кинофильмом, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть пищей, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть каким-нибудь цветом, то я бы... потому что...

«Стиральная машина»

Поставьте детей на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребенок пройдет с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый дружески похлопывает его или ее по спине или пожимает ему или ей руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения. В результате этого из такой «мойки» появляется сияющий, счастливый человечек. Он или она затем присоединяются к ряду, и эта процедура затем снова повторяется. (Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз.)

«Чудесные очки»

Цель: помочь ребёнку увидеть в каждом человеке положительные черты характера

Воспитатель предлагает детям примерить чудесные очки, в которые очень легко разглядеть всё хорошее, что есть в человеке.

Педагог первым надевает очки и описывает кого-то из детей, затем предлагает примерить очки кому-то из детей

«Угадай, кто это»

Цель: Учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности

Воспитатель выбирает одного ребёнка – рассказчика, который описывает кого-то из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идёт речь. Тот, кто догадался первым, выводит в круг ребёнка-отгадку, и они, вместе с рассказчиком взявшись за руки, шагают под песню «Встаньте дети, встаньте в круг»

«КОЛОБОК»

Цель: развивать навыки общения

Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч – Колобок. Тот, к кому попадает Колобок, должен задать ему какой-нибудь вопрос, сказать комплимент, выразить сочувствие, пригласить куда-либо и т.п.

АДВОКАТСКАЯ КОНТОРА (работа с карточками по сказкам)

Сказка

«Лиса и заяц»

Какие права были нарушены?

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» воспитание дошкольников 5 11 1 20 Создание развивающей среды... Январь - 2017г. №п/п Мероприятия: Ответственные: Подготовка к педсовету 1. Анализ мониторинговых исследований мнения родительской...

  • Формировать математические представления дошкольников в процессе непосредственно образовательной деятельности в доу на основе интеграции содержания образовательных областей

    Документ

    Режим функционирования. № п/п Тема педсовета Форма проведения Сроки Отметка о... и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников . Анализ проведения консультаций, ... Оформление картотеки нормативно – правовых документов по организации воспитательно- ...

  • Пояснительная записка. Цель проекта: создание в детском саду условий способствующих позитивной социализации дошкольников. Задачи проекта

    Пояснительная записка

    В процессе которой удовлетворяется потребность дошкольников в общении с взрослыми, в... педагогов по проблеме (консультации, педсоветы , семинары) - организация... «Наказывая, подумай зачем», «Правовое воспитание детей дошкольного возраста», «Адаптация...

  • Задачи: Развитие у детей дошкольного возраста нравственно-правового самосознания через различные виды деятельности; Формирование у детей знаний и навыков безопасного поведения через организовнные формы обучения (2)

    Документ

    Зам.зав.АХР Муз.руководитель Педсоветы Педсовет №1 О задачах, плане работы... «Роль артикуляционной гимнастики в работе с дошкольниками ». II. Семинар: «Речевая культура... хода работы по нравственно-правовому воспитанию детей - Подготовка текстов ситуаций...

  • Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

    Реферат

    Доступности и посильности в обучении и воспитании дошкольников ; принцип учета возрастных и индивидуальных... периодически рассматриваются на педсоветах , педагогических часах. ... родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры; приобщение...

  • Разделы: Работа с дошкольниками

    1. Повышение и расширение правового сознания педагогов и родителей, повышение сплоченности педагогов и родителей.
    2. Защита прав ребенка на всех этапах его развития и проведение профилактики коррекции асоциального поведения родителей, претендентов в группу “риска”.

    Форма проведения:

    Дискуссионный клуб “Беседы у камина”

    Присутствовало:

    Педагоги МДОУ 18 чел.; председатель родительского комитета Зайцева О.А.; члены родительского комитета 10 чел.; зав. КПО Центра социальной помощи семье и детям Шишкина Г.Ф.

    1. Оказание информационно-правовой, психолого-педагогической, методической помощи педагогам, родителям, детям, с приглашением специалистов из Центра социальной помощи семье и детям через деловые игры, тренинги, консультации.
    2. Формирование общих подходов к воспитанию, совместному изучению личности ребенка, выработка единых требований, организация помощи в развитии морально нравственных устоев.

    Наглядность:

    1. Нормативно-правовые документы о защите прав ребенка:

    • Конвенция о правах ребенка от 02.09.1990 г.
    • Декларация прав ребенка от 20.11.1959 г.
    • Конституция РФ от 25.03.2004 г. № 1- ФКЗ
    • Семейный кодекс РФ на 01.10.2005 г.
    • Областной закон № 28-ОЗ “О защите прав ребенка” от 23.10.95 года
    • Закон “Об образовании” от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ
    • Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 03.08.98г.

    2. Карты семьи, имеющей несовершеннолетних детей, для занесения в банк данных семей г. Краснотурьинска (на каждого воспитанника МДОУ).

    Предварительная работа:

    Проведено ряд консультаций по нормативно-правовой базе защиты прав детей заведующей консультативно-правового отдела Центра социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска Шишкиной Г.Ф.

    Открытые мероприятия “Конституция глазами детей” в подготовительной группе воспитатель Коваль И.А.; “Путешествие в Простоквашино” (по статьям Конвенции о правах ребенка) в подготовительной группе воспитатель Свинцова Н.К.; “Веселые приключения Колобка” во II мл. группе (на основе Декларации прав ребенка) воспитатель Казанцева С.Ю.

    Информационный стенд для родителей по нравственно-правовой тематике;

    Познавательно-досуговые мероприятия и др.

    Повестка:

    1. Роль Центра социальной помощи семье и детям в повышение ответственности семьи за воспитание своего ребенка
    2. зав. КПО Шишкина Г.Ф.

    3. Актуальность нравственно-правового воспитания семьи дошкольника и педколлектива.
    4. заведующая МДОУ № 32 Киселева Л.Г.

    5. Интерактивная деловая игра с педагогами на знание Конвенции о правах ребенка и Декларации прав человека
    6. старший воспитатель Данишкина Н.Н.

    7. Знакомство с положительным опытом в семье Брагиных.

    Председатель родит. комитета Зайцева О.А.

    Столы расставлены полукругом и ориентированы на главный стол председателя совета. На столах нормативно-правовые документы, анкеты, карточки с описанием проблемных ситуаций. Справа от председателя – столы “Воспитатели”, слева – “Родители”. За столом “Администрация” - заведующая МДОУ, старший воспитатель, представители социальной защиты.

    Заведующая консультативно правового отдела Центра помощи семье и детям Шишкина Г.Ф. рассказала о работе Краснотурьинского Центра оказания помощи семье и детям. Было отмечено что разработана программа по сбору данных семей, несовершеннолетних детей, для занесения в банк данных семей г. Краснотурьинска. Это все необходимо для оперативного отслеживания и проведения коррекционной работы с семьями, претендентами в группу “риска”. Были изучены карты семей, воспитанников МДОУ: из 187 семей выявлено 6 претендентов в группу “риска” - 3 семьи опекунов, 2 семьи матери одиночки, 1 семья с неблагополучной семейной атмосферой. Был зачитан план коррекционной работы с семьями, претендентами в группу “риска”. (Приложение № 1)

    Заведующая МДОУ № 32 Киселева Л.Г. рассказала об актуальности нравственно – правового воспитания семьи дошкольника и педагогического коллектива (Приложение № 2).

    Старший воспитатель Данишкина Н.Н. провела деловую игру “Открой себя” на знание Декларации о правах ребенка. Решение всех проблемных ситуаций необходимо связать с принципами Декларации оправах ребенка, чтобы взрослые их признали и старались соблюдать права ребенка независимо от его возраста. Старший воспитатель зачитывает проблемную ситуацию, педагоги и родители самостоятельно находят правильный ответ, основанный на принципах Декларации. Был подведен итог заведующей МДОУ о знании Декларации прав ребенка участниками игры. (Приложение № 3)

    Председатель родительского комитета МДОУ № 32 Зайцева О.А. познакомила присутствующих с положительным опытом семьи Брагиных имеющих двоих детей, воспитанников МДОУ. Были представлены: семейные видеосюжеты, альбомы с фотографиями о семье, генеологическое древо семьи и др. Положительный опыт представленной семьи был одобрен и взят как пример для подражания.

    В прениях выступили:

    психолог Ильиных Г.В., логопед Смирнова Т.В., медицинская сестра Васюнина О.В., старший воспитатель Данишкина Н.Н., музыкальный руководитель Трушкина М.А., родители: Рейш Е.М., Овсюченко Н.С., Шик С.М., Покало Л.В..

    Решение педагогического совета:

    1. Продолжать нравственно-правовое воспитание дошкольников МДОУ на формирование гуманизма, нравственных качеств и законопослушности путем пропаганды, основ российского и международного законодательства среди педагогов и родителей через:

    • местное телевидение “Град”;
    • городской газеты “Вечерний Краснотурьинск”, “Заря Урала”;
    • местное радио МДОУ

    2. Организовать клуб-коллоквиум “Когда душа с душою говорит” по передаче положительного опыта семей МДОУ.

    3. Опыт положительного воспитания ребенка в семье Брагиных вынести на городские педагогические чтения.

    Председатель: Зав. МДОУ № 32 Киселева Л.Г.

    Секретарь: Трушкина М.А.

    Цель: реализация прав ребенка в практике работы педагогов.

    Задачи:

    • повысить уровень профессиональной грамотности педагогов по предотвращению нарушения прав ребенка
    • способствовать социальной адаптации ребенка при помощи формирования основ правовых знаний
    • совершенствовать подходы, поиск эффективных форм взаимодействия с родителями и влияния на них.

    План педсовета

    1. Вступительное слово руководителя об актуальности проблемы.

    Заведующая д/с.

    2. Итоги тематической проверки

    Старший воспитатель.

    3. Выступления докладчиков по теме педсовета:

    • Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения (Воспитатель)
    • Особенности соблюдения прав ребенка на детство в разных возрастных группах. (Воспитатели)

    4. Итоги анкетирования родителей

    Старший воспитатель.

    5. Педагогический тренинг.

    Старший воспитатель.

    6. Деловая игра «Мы знаем права ребенка» .

    7. Обсуждение проекта решения педсовета. Рефлексия.

    Заведующая, коллектив ДОУ

    Подготовка к педсовету

    1. Семинар-практикум «Правовое образование в ДОУ» .

    Старший воспитатель, воспитатели

    2. Консультация «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

    Инструктор ФИЗО

    3. Теоретическая консультация для воспитателей по защите прав ребенка и правовому воспитанию. Ст. воспитатель.

    4. Тематическая проверка «Организация работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста»

    Заведующая, ст. воспитатель

    4. «Неделя правовых знаний» .

    5. Конкурс на лучшую дидактическую игру по правовому воспитанию.

    Воспитатели

    6. Беседа с воспитателями «Использование произведений художественной литературы в правовом воспитании дошкольников» .

    Учитель-логопед.

    7. Анкетирование родителей «Что Вы знаете о правах ребенка?» , фестиваль подвижных игр с участием родителей «Мы - россияне!»

    Воспитатели

    1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ.

    Важнейшим критерием определения ценностей любого общества является его отношение к детству. Защита детства относится к приоритетным стратегическим задачам экономической и социальной политики России, решению которой постоянно уделяется внимание в программах социально-экономического развития на всех уровнях. За последнее десятилетие, в сложный период социально-экономических реформ в России, был реализован целый ряд мер, направленных на решение проблем детства. Конституция Российской Федерации (1993) закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства. Благоприятной тенденцией является усиление взаимодействия, конструктивного сотрудничества дошкольных образовательных учреждений, органов управления образованием и родителей детей, посещающих и не посещающих детские сады. Именно поэтому необходимость изучения и накопления в ДОУ материалов в области защиты прав детства является актуальной темой. Повышение правовой культуры педагогов ДОУ и родителей дошкольников - условие формирования правового государства, гражданского общества. Законодательное оформление вопросов защиты прав детства началось в XX веке, особенно в годы Первой мировой войны и в послевоенные годы, когда в ряде стран были сформулированы первые законы о защите и охране детства. Во второй половине XX в. начала формироваться международная система защиты детства:

    • в 1946 г. основан Детский фонд Организации Объединенных Наций (ООН) - ЮНИСЕФ

    - в 1989 г. - Комитет ООН по правам ребенка. Приняты основные документы, защищающие права детей:

    • Декларация прав ребенка (1959 г.)
    • Пекинские правила (1985г.)
    • Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)
    • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) .

    Надежды на то, что новое столетие станет веком ребенка, не оправдались. Современное детство нуждается в защите точно так же, как много веков назад. Данные ООН подтверждают: ежедневно от голода и болезней становятся инвалидами сорок тысяч детей. Численность работающих детей в возрасте от 5 до 14 лет, по сведениям Международной организации рабочих, в 1996 году составила 250 миллионов.

    Однако детству угрожают не только войны, болезни и бедность. Мир и благополучие в промышленно развитых странах не являются автоматической гарантией наилучших возможностей для соблюдения прав и защиты детства. Здесь происходят атаки на детство фактически на всех уровнях и во всех областях жизни - общественной, политической и частной. Потребности и права детей отодвигаются на второй план или о них забывают вообще.

    Результаты ряда социологических исследований позволяют выделить пять групп наиболее распространенных видов нарушений прав детства:

    • физическое воздействие, так называемое физическое притеснение;
    • морально-нравственные запреты, ограничения, унижения, лицемерие, ложь по отношению к детям, вызванные неумением родителей строить отношения с детьми и воспитывать их;
    • игнорирование родителями интересов ребенка, не соответствующих представлениям о них взрослых, пренебрежительное отношение к знакомым и друзьям детей, отрицательные оценки интересов и действий ребенка вне дома, пренебрежение взглядами и интересами ребенка;
    • отсутствие условий, необходимых для жизни (ограничения и запреты в питании, медико-санитарном обслуживании, в покупке крайне необходимых вещей) ;
    • нарушение сексуальных норм в семейном кругу как в общении с детьми, так и через демонстрацию родителями супружеской неверности.

    Таким образом, заявленная тема педагогического совета является актуальной и требует пристального к себе внимания со стороны коллектива образовательного учреждения.

    Доверчивы глаза детей,
    И ангелы хранят их души.
    Пусть безмятежный тот покой
    Ничто вовеки не нарушит.

    И пусть не катится слеза
    Ни от обид, ни от печали,
    И словно солнышко, всегда
    Улыбка на лице сияет.

    Чуткому детскому сердцу
    Сердце свое открой,
    И ощущение чуда
    Будет всегда с тобой.

    Спокойно матери уйдут
    В день, полный дел, хлопот, забот,
    С надеждою в глаза взглянут,
    С тобой прощаясь у ворот.

    Надежду ту не обмани,
    С детишками не будь ты строгой,
    И сердца нежного ростки
    Рукою жесткою не трогай.

    Мы надеемся, что выбранная тема интересна и актуальная для вас и вы станете активными участниками обсуждения. О том, как проводится работа по правовому воспитанию в нашем ДОУ, какие ее формы используются и не только об этом, вы сможете узнать в ходе педсовета.

    С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» .

    Предлагается презентация по правовому воспитанию дошкольников.

    Затем подводятся итоги тематической проверки «Организация работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ» (Приложение №) .

    3. Выступление воспитателя по проблеме «Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения» . (Приложение №)

    Воспитатели всех возрастных групп представляют опыт: «Особенности соблюдения прав ребенка на детство в разных возрастных группах» , наработанный материал по проблеме правового воспитания.

    4. Старший воспитатель подводит итоги анкетирования родителей «Что Вы знаете о правах ребенка?» (Приложение № __) .

    Анализ анкеты для родителей «Права детей» . МДОУ «Детский сад № 235» Октябрьского района г. Саратова, октябрь, 2011 год.

    В анкетировании принимало участие 100 человек.

    На первый вопрос анкеты: «Считаете ли Вы проблему прав ребёнка актуальной для нашей страны и города?» ответы родителей распределились следующим образом -Да - 75%; Нет - 10%; Трудно сказать - 15%.

    На второй вопрос анкеты: «Как Вы считаете, правовое положение ребёнка в семье правильнее рассматривать с точки зрения его интересов или интересов и обязанностей родителей?» ответы родителей распределились следующим образом -С точки зрения интересов ребёнка - 40%;

    С точки зрения интересов ребёнка и интересов и обязанностей родителей -60%.

    На третий вопрос анкеты: «Приходилось ли Вам знакомиться с Концепцией о правах ребёнка?» ответы родителей распределились следующим образом - 40%; Нет - 60%.

    На четвёртый вопрос анкеты: «Какие из ниже перечисленных прав ребёнка Вы считаете важным соблюдать в семье?» родители перечисляли почти все права, которые даны в анкете.

    На пятый вопрос анкеты: «Сформулируйте, пожалуйста, что для Вас означает словосочетание «счастливое детство» ?» ответы родителей распределились следующим образом -

    Здоровье, любовь, понимание - 35%; Любовь родителей - 40%; Полная любящая семья - 20%; Ни в чём не нуждаться 35%; Воздержались от ответа - 20%.

    На шестой вопрос анкеты: «Можно ли, на Ваш взгляд, считать нарушением прав детей отсутствие у родителей времени участвовать в жизни ребёнка в детском саду ответили так -Да - 45%; Нет - 25%; Трудно сказать - 30%.

    На седьмой вопрос анкеты: «Можно ли, на Ваш взгляд, считать нарушением прав детей такое положение, когда они изо дня в день видят своих родителей ссорящимися?» ответили так -Да - 90%; Нет-10%.

    На восьмой вопрос анкеты: «Выскажите, пожалуйста, своё мнение: всегда ли соблюдаются права Вашего ребёнка в детском саду?» ответы родителей распределились следующим образом -Да - 65%; Нет - 5%; Трудно сказать - 30%.

    На девятый вопрос анкеты: «Выскажите, пожалуйста, своё мнение: всегда ли соблюдаются права Вашего ребёнка в семье?» ответы родителей распределились следующим образом -Да - 65%; Нет - 10%; Трудно сказать - 25%.

    На десятый вопрос анкеты ответы родителей распределились следующим образом - «Все люди грамотные и без занятий знают, что хорошо для ребёнка, а что плохо» - 10%;

    «Любопытно было бы поучаствовать, обязательно пригласите меня на эти встречи» - 60%; «Я бы с удовольствием, но...» - 30%.

    Таким образом, большинство семей так или иначе знакомы с понятием «права ребёнка» , стараются учитывать права ребёнка в семье, с удовольствием бы пришли на встречи учебно-практического цикла по проблеме взаимосвязи прав взрослого и прав ребёнка в семье.

    5. Педагогический тренинг для воспитателей «Что Вы знаете о конвенции?»

    «ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О КОНВЕНЦИИ?» *

    1. Когда была принята Конвенция о правах ребенка:

    а) в 1924 году;

    б) в 1957 году;

    в) в 1989 году.

    2. Когда был принят закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» :

    а) в 1990 году;

    б) в 1998 году;

    в) в 2000 году.

    3. Ребенком является каждое человеческое существо:

    а) до достижения 16-летнего возраста;

    б) до достижения 18-летнего возраста;

    в) до достижения 21-летнего возраста.

    4. С рождения ребенок имеет право:

    а) на гражданство;

    б) на равенство;

    в) на свободу.

    5. С шестилетнего возраста ребенок вправе:

    а) самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки;

    б) изменить имя или фамилию;

    в) выражать свое мнение при решении вопроса, затрагивающего его интересы.

    6. Ребенок имеет право посещать образовательные учреждения:

    а) с 1,5 лет;

    б) с 3 лет;

    в) с 6 лет.

    7. Ребенок имеет право поступить на работу:

    а) с 14 лет;

    б) с 15 лет;

    в) с 16 лет.

    8. Молодой человек может быть привлечен к участию в военных действиях:

    а) с 15 лет;

    б) с 16 лет;

    в) с 18 лет.

    9. Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают в себя гарантированное, общедоступное, бесплатное:

    а) начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование;

    б) среднее профессиональное, высшее профессиональное образование;

    в) воспитание в образовательных учреждениях.

    а) с 6 лет;

    б) с 8 лет;

    в) с 14 лет.

    6. ДЕЛОВАЯ ИГРА «МЫ ЗНАЕМ ПРАВА РЕБЕНКА»

    Цель: сформировать систему знаний по защите прав детства.

    Задачи:

    • выявить творческий потенциал педагогов
    • научить профессионально оценивать педагогические ситуации по защите прав ребенка

    Дать возможность, работая группой, объединить ее общей инициативной идеей.

    Создание и принятие Конвенции ООН о правах ребёнка

    20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «Мировой Конституции прав ребёнка» . А 26 января 1990 г. Конвенция о правах Ребёнка была подписана 61 страной.

    Верховный Совет ССР ратифицировал Конвенцию о правах ребёнка 13. 06. 1990 г., а 14. 07. 1990 года она вступила в силу для Российской Федерации.

    Спустя 6 лет она была принята почти всеми государствами мира, за исключением двух – Сомали и США.

    Документ содержит 4 основных требования, которые должны обеспечить права детей:

    • Выживание
    • Развитие
    • Защита
    • Обеспечение активного участия в жизни общества

    В нём заложены два основополагающих принципа:

    1. ребёнок – самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.
    2. Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

    Значение Конвенции состоит и в том, что в её статьях впервые собраны воедино 38 прав ребёнка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям прав.

    Права, провозглашённые в Конвенции ООН о правах ребёнка

    В соответствии с обсуждаемым документом ребёнок имеет следующие права:

    1. Право ребёнка на жизнь (ст. 6, п.1) .
    2. Право ребёнка знать своих родителей (ст. 7, п.1)
    3. Право ребёнка на заботу родителей (ст. 7. п.1)
    4. Право ребёнка на имя (ст. 7. п.1; ст. 8, п.1)
    5. Право ребёнка на гражданство (ст. 7. п.1; ст. 8, п.1)
    6. Право ребёнка на сохранение своей индивидуальности (ст. 8, п.1)
    7. Право ребёнка на семейные связи (ст. 8, п.1)
    8. Право ребёнка, разлучённого с родителями, поддерживать личные отношения и прямые контакты с родителями (ст. 9, п.3)
    9. Право ребёнка, родители которого проживают в различных государствах, поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями (ст. 10, п.2)
    10. 10. Право ребёнка покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (с целью неразлучения с родителями) (ст. 10, п.2)
    11. Право ребёнка свободно выражать свои взгляды (ст. 12, п.1)
    12. Право ребёнка свободно выражать своё мнение; это право включает свободу искать, передавать и получать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка (ст. 13, п.1. 2)
    13. Право ребёнка на свободу мысли. Совести и религии (ст. 14, п.1, 2)
    14. Право ребёнка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний (ст. 15, п.1. 2)
    15. Право ребёнка на личную жизнь (ст. 16. п.1)
    16. Право ребёнка на неприкосновенность жилища (ст. 16, п.1)
    17. Право ребёнка на семейную жизнь (ст. 16, п.1)
    18. Право ребёнка на тайну корреспонденции (ст. 16, п.1)
    19. Право ребёнка на защиту закона от незаконного вмешательства и посягательства на его честь и репутацию (ст. 16, п.1. 2)
    20. Право ребёнка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников (ст. 17, п.1)
    21. Право ребёнка, родители которого работают, пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми (ст. 18, п. 3)
    22. Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления (ст. 19, п.1)
    23. Право ребёнка, лишённого семейного окружения, на особую защиту и помощь (ст. 20, п.1)
    24. Право неполноценного в умственном и физическом отношении ребёнка на особую заботу (ст. 23. п.2)
    25. Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24, п.1, 2, 4)
    26. Право ребёнка, помещённого компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического или психического лечения, на периодическую оценку лечения и всех других условий, связанных с его попечением (ст. 25)
    27. Право ребёнка пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 26, п. 1)
    28. Право ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27, п.1, 3)
    29. Прав ребёнка на образование (ст. 28, п.29)
    30. Право ребёнка, принадлежащего к этническому, религиозному или языковому меньшинству или коренному населению, пользоваться родным языком, своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять её обряды (ст. 30)
    31. Право ребёнка на отдых и досуг (ст. 31, п.1. 2)
    32. Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством (ст. 31, п.1)
    33. Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32, п.1)
    34. Право ребёнка на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33)
    35. Право ребёнка на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребёнка (ст. 34; ст. 36)
    36. Право ребёнка, лишённого свободы, на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи (ст. 37)
    37. Право ребёнка, лишённого свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие им решения в отношении любого такого процессуального действия (ст. 37)
    38. Право ребёнка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признаётся виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нём уважение к правам человека (ст. 40, п.1)

    Педагоги делятся на 2 команды.

    Разбейте права, которые провозглашены в Конвенции на группы:

    Для 1 команды:

    • Права, обеспечивающие выживание
    • Права, обеспечивающие развитие

    Для 2 команды:

    • Права, обеспечивающие защиту
    • Права, обеспечивающие активное участие в жизни общества

    Подумайте и ответьте (кто быстрее) :

    • В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно. («Красная шапочка» , «Серая шейка» , «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.)
    • Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка» , «Заюшкина избушка» и др.)
    • В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? («Двенадцать месяцев» )
    • В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? («Золушка» )
    • Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"? (Право на жизнь)
    • Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"? (Право на свободное передвижение)
    • Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый Волк"? (Право на жизнь и личную неприкосновенность)
    • Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)
    • Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого "Золотой Ключик"? (Правом на бесплатное образование)
    • Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную Неприкосновенность)

    «Волшебный сундучок» (для 2-х команд, поочереди)

    Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека.

    • Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя) .
    • Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь) .
    • Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество) .
    • Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать) .
    • Букварь - О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование) .
    • Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой) .

    Решите проблемные ситуации.

    Для 1 команды:

    Ситуация 1

    Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За другим столом дети уже поели и стали заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей есть молча.

    Вопросы:

    Нарушает ли воспитатель права ребенка?

    Что делаете вы в подобной ситуации?

    Ситуация 2

    Воспитатель предлагает детям заняться рисованием. Тема свободная. Одна девочка идет за куклой и начинает ее укачивать. Мальчики катают машинки между кубиками.

    Другие дети рисуют.

    Вопрос:

    Какое право реализует ребенок в данной деятельности?

    Для 2 команды:

    Ситуация 3

    Идет занятие по ознакомлению с окружающим миром. Рассказ о разных профессиях. Ребенок говорит о профессии учителя (или врача) , что это «профессия нищих» . Вопрос:

    Как реагировать на такое мнение ребенка?

    Ситуация 4

    Ребенок, придя в группу, говорит воспитателю: «Мама сегодня нарушила мои права, она меня отшлепала» .

    Задание: опишите порядок действий по защите прав ребенка в данной ситуации.

    Ситуация 5

    Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя второй смены, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.

    Вопросы:

    Как считаете Вы?

    Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое?

    Покажите последовательность этапов вашей беседы с отцом мальчика. Подтвердите свои аргументы статьями из Конвенции о защите прав ребенка.

    Старший воспитатель подводит итог деловой игры, рефлексия.

    На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.

    Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права.

    Проект решения педагогического совета

    1. Совершенствовать использование знаний по защите прав детства в повседневной работе с детьми и родителями при создании в ДОУ предметно-развивающей среды в играх и образовательной деятельности детей.
    2. Разработать тематику деловых игр, практикумов, тренингов с целью решения сложных педагогических ситуаций, возникающих в повседневной жизни.
    3. Координировать взаимодействие всех специалистов ДОУ -психолога, медицинского работника, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию - в реализации прав ребенка в детском саду.
    4. Организовать работу дискуссионных клубов для педагогов и родителей по защите прав детей в разных возрастных группах по теме «Права ребенка в нашем детском саду» .
    5. Собрать с помощью родителей и воспитателей видеотеку и библиотеку для знакомства детей с Декларацией прав ребенка, с Конвенцией ООН о правах ребенка и т. д.


    Поделиться