заведующая
Разделы: Работа с дошкольниками
Повышение и расширение правового сознания педагогов и родителей, повышение сплоченности педагогов и родителей. Защита прав ребенка на всех этапах его развития и проведение профилактики коррекции асоциального поведения родителей, претендентов в группу “риска”.
Форма проведения:
Круглый стол.
Присутствовало:
Педагоги МАДОУ 16 чел.; председатель родительского комитета; члены родительского комитета 7 чел.
Оказание информационно-правовой, методической помощи педагогам, родителям, детям через , тренинги, консультации. Формирование общих подходов к воспитанию, совместному изучению личности ребенка, выработка единых требований, организация помощи в развитии морально нравственных устоев.
Наглядность:
1. Нормативно-правовые документы о защите прав ребенка:
- Конвенция о правах ребенка от 01.01.2001 г. Декларация прав ребенка от 01.01.2001 г. от 01.01.2001 г. № 1- ФКЗ Семейный кодекс РФ на 01.10.2005 г. Областной закон “О защите прав ребенка” от 23.10.95 года Закон “Об образовании” от 01.01.2001 г. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 03.08.98г.
Предварительная работа:
Проведено ряд консультаций по нормативно-правовой базе защиты прав детей.
Открытые мероприятия “Конституция глазами детей” в подготовительной группе воспитатель; “Путешествие в Простоквашино” (по статьям Конвенции о правах ребенка) в подготовительной группе воспитатель; “Веселые приключения Колобка” во II мл. группе (на основе Декларации прав ребенка) воспитатель
Информационный стенд для родителей по правовой тематике;
Повестка:
Актуальность нравственно-правового воспитания семьи дошкольника и педколлектива.
заведующий МАДОУ № 19 «Теремок»
Деловая игра с педагогами на знание Конвенции о правах ребенка и Декларации прав человека
старший воспитатель
Знакомство с положительным опытом в семье Лавровых.
Заведующий МАДОУ № 19 «Теремок» рассказала об актуальности нравственно – правового воспитания семьи дошкольника и педагогического коллектива (Приложение).
Старший воспитатель провела деловую игру “Открой себя” на знание Декларации о правах ребенка. Решение всех проблемных ситуаций необходимо связать с принципами Декларации о правах ребенка, чтобы взрослые их признали и старались соблюдать права ребенка независимо от его возраста. Старший воспитатель зачитывает проблемную ситуацию, педагоги самостоятельно находят правильный ответ, основанный на принципах Декларации. Был подведен итог о знании Декларации прав ребенка участниками игры. (Приложение)
Председатель родительского комитета МАДОУ № 19 «Теремок» познакомила присутствующих с положительным опытом семьи Лавровых имеющих двоих детей, воспитанников МАДОУ « 19 «Теремок». Были представлены: семейные видеосюжеты, альбомы с фотографиями о семье, генеологическое древо семьи и др. Положительный опыт представленной семьи был одобрен и взят как пример для подражания.
В прениях выступили:
Медицинская сестра, старший воспитатель, музыкальный руководитель
Решение педагогического совета:
Продолжать нравственно-правовое воспитание дошкольников МАДОУ № 19 «Теремок» на формирование гуманизма, нравственных качеств и законопослушности путем пропаганды, основ российского и международного законодательства среди педагогов
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 1
Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнений.
Российское общество переживает важный этап своей истории и ждет серьезных перемен социально-экономической, политической и духовной жизни общества.
Страна находится на пути модернизации социально-экономических и правовых отношений, формирование нового типа правовой системы.
За последние годы в России произошли значительные изменения в оценке роли права в обществе, укрепляется отношение к праву как к механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном обществе, право приобретает конкретные черты и практическое значение для каждого.
Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах – это необходимые условия гармоничного существования, как современного человека, так и общества. Сама постановка вопроса о правах детей и их соблюдения отражает изменения в системе образования и, прежде всего, в сфере отношений между основными участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и . Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависит от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.
Проблема соблюдения прав детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении и семье в нашей стране практически не изучалась, лишь в той или иной мере затрагивались вопросы защиты прав детей, однако в них не отражена специфика дошкольного детства.
В 90-е годы реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие и привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни, сформировать необходимые для своей защиты стратегии и механизмы.
Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации – советами друзей, соседей, других родителей.
Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках малыша наше будущее. Поэтому сейчас в трудных социально-экономических условиях, нельзя оставаться равнодушным к бедам маленьких граждан России.
Следовательно, дошкольное образовательное учреждение должно встать на защиту прав и достоинств маленького ребенка. Цель данного педсовета – определить как соблюдаются права детей в дошкольном образовательном учреждении и семье, разработать рекомендации для воспитателей и родителей по защите прав и достоинств маленького ребенка.
Приложение
Информационное письмо
Педагогическая технология
«Открой себя»
Декларация о правах ребенка
Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию о правах ребенка с целью обеспечить счастливое детство и пользование на их собственное благо и благо общества правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, чтобы они признали и старались соблюдать эти права…
Принцип №1
Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка. Религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающего ребенка или его семьи.
Принцип №2
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Принцип №3
Ребенку должно принадлежать с его рождением право на имя и гражданство.
Принцип №4
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный и уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовый и послеродовый уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище и медиц. обслуживание.
Принцип №5
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого развития.
Принцип №6
Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям представлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Принцип №7
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое соответствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение, эта ответственность лежит прежде всего на родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Принцип №8
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли ни в какой форме.
Принцип №9
Ребенка не должны принимать на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручать или разрешать работу или занятия, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Принцип №10
Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе , терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
Педагогический совет «Правовое воспитание дошкольников» Разминка 1.Сколько статей в Конвенции о правах ребёнка? 2.Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах?
- Право на жизнь, гражданство, образование;
- Право на жизнь, семейные связи, образование;
- Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых и досуг;
- Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
- Органы управления РФ;
- Органы местного самоуправления;
- Образовательное учреждение;
- Родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.
- Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
- Ребёнок и родители или другие лица, замещающие родителей;
- Родители или лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;
- Родители и органы местного самоуправления.
- Да, если они получены с согласия родителей;
- Да, если они получены не в результате правонарушения;
- Нет, имуществом ребёнка должны распоряжаться родители;
- Нет, ребенок не должен работать.
- Учредитель;
- Органы управления образовательным учреждением;
- Должностные лица образовательного учреждения;
- Органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.
- Заведующий как представитель образовательного учреждения;
- Заведующий как должностное лицо этого учреждения;
- Работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;
- учредитель образовательного учреждения.
- Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
- Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;
- Направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
- Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
- В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
- Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища?
- Героиня, какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбор места жительства?
- В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследования?
- Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?
- В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?
- Кто нарушил право и кто помог восстановить его в сказке «Заюшкина избушка»?
- Какое право нарушил Иван-царевич в сказке «Иван –царевич и серый волк»?
- Какое право нарушили братья в сказке «Иван - царевич и серый волк»?
- Каким правом пользовалась лягушка в сказке В. Гаршина «Лягушка-путешественница»?
- Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на передвижение?
- Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке?
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: ______________
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:
1.ВСТУПЛЕНИЕ РАЗМИНКА (разгадывание кроссвордов) -
2.ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
3.ДИСКУССИЯ
(ВЫСТУПЛЕНИЕ старшего воспитателя)
4.ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ (работа в подгруппах)
5.ИГРОТРЕНИНГ (игры и игровые упражнения) педагог - психолог Иванова М.С.
6. АДВОКАТСКАЯ КОНТОРА (работа с карточками по сказкам)
старший воспитатель Иванова Н.М.
7. ПРОЕКТ решения педсовета
ВСТУПЛЕНИЕ
РАЗМИНКА (разгадывание кроссвордов)
КРОССВОРД (ответы)
По горизонтали
Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой
Систематизированный свод законов
Сознание своих человеческих прав, своей личностной ценности, уважение к себе
Отдельный человек
Обещание, подлежащее непременному выполнению
Взаимное согласие, достигнутое по какому (каким)-либо вопросу (вопросам)
Объединение отдельных общественных групп или государств, имеющее чёткую структуру и определённые задачи, программу действий
Одна из сторон в судебном процессе
Страна, народ
По вертикали
Договор, соглашение между государствами по какому-либо официальному вопросу
ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)
К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся…
Какие права гарантирует государство в области воспитания детей дошкольного возраста?
Какие права ребёнка реализует дошкольное образовательное учреждение?
Какие права Конвенции доступны для понимания детьми-дошкольниками?
ДИСКУССИЯ «Правовое воспитание – миф или реальность?»
ВЫСТУПЛЕНИЕ МЕТОДИСТА
Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественную-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.
Какие задачи мы ставим?
1.Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения
2. Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребёнка
3. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
4. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
5. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
6. Разъяснять общественные нормы и правила поведения
7. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Как организовать эту работу?
Организовать проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций).
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие. (Здесь нужно подходить к сказкам осторожно, при рассматривании правовой системы оценок, не искажать детского восприятия мира сказок, чтобы не прийти к осуждению героев и оправданию злодеев)
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ (работа в подгруппах)
Возможные формы работы с детьми |
Возможные методы и приёмы работы с детьми |
Формы работы с детьми: Специально организованное занятие. Форма занятий - подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведётся в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей. Ролевые, театрализованные и дидактические игры Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений |
использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном/просмотренном решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком... , если бы я поймал золотую рыбку... , если бы я вдруг превратился в...; дидактические игры: “Чьи права нарушены?”, “Назови права героев”, “Выбери право» наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу. метод драматизации упражняет детей в умении “вчувствоваться” в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок. Разгадывание ребусов, решение кроссвордов Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов и пр.; изготовление эмблем, плакатов |
ИГРОТРЕНИНГ (игры и игровые упражнения)
«Я и мои чувства»
Цель: развитие чувства индивидуальности
Дети встают в круг. Ведущий (взрослый) начинает фразу и бросает ребенку мяч:
Слух помогает мне...
Зрение помогает мне...
Обоняние помогает мне...
Осязание помогает мне...
Пробуя пищу на вкус, я могу...
«Загадывание желаний»
Усадите детей в кружок. Скажите, что это круг загадывания желаний. Предложите, чтобы каждый ребенок по очереди загадывал следующие желания (это также можно сделать небольшими группами или парами):
Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы... потому что...
Если бы я мог быть птицей, то я бы... потому что...
Если бы я мог быть насекомым, то я бы... потому что...
Если бы я мог быть цветком, то я бы... потому что...
Если бы я мог быть деревом, то я бы... потому что...
Если бы я мог быть одним из предметов мебели, то я бы... потому что...
Если бы я мог быть музыкальным инструментом, то я бы... потому что...
Если бы я мог быть автомобилем, то я бы... потому что...
Если бы я мог быть улицей, то я бы... потому что...
Если бы я мог быть государством, то я бы... потому что...
Если бы я был другой страной, то я бы... потому что...
Если бы я мог быть игрой, то я бы... потому что...
Если бы я мог быть пластинкой, то я бы... потому что...
Если бы я мог быть телевизионной передачей, то я бы... потому что...
Если бы я мог быть кинофильмом, то я бы... потому что...
Если бы я мог быть пищей, то я бы... потому что...
Если бы я мог быть каким-нибудь цветом, то я бы... потому что...
«Стиральная машина»
Поставьте детей на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребенок пройдет с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый дружески похлопывает его или ее по спине или пожимает ему или ей руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения. В результате этого из такой «мойки» появляется сияющий, счастливый человечек. Он или она затем присоединяются к ряду, и эта процедура затем снова повторяется. (Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз.)
«Чудесные очки»
Цель: помочь ребёнку увидеть в каждом человеке положительные черты характера
Воспитатель предлагает детям примерить чудесные очки, в которые очень легко разглядеть всё хорошее, что есть в человеке.
Педагог первым надевает очки и описывает кого-то из детей, затем предлагает примерить очки кому-то из детей
«Угадай, кто это»
Цель: Учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности
Воспитатель выбирает одного ребёнка – рассказчика, который описывает кого-то из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идёт речь. Тот, кто догадался первым, выводит в круг ребёнка-отгадку, и они, вместе с рассказчиком взявшись за руки, шагают под песню «Встаньте дети, встаньте в круг»
«КОЛОБОК»
Цель: развивать навыки общения
Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч – Колобок. Тот, к кому попадает Колобок, должен задать ему какой-нибудь вопрос, сказать комплимент, выразить сочувствие, пригласить куда-либо и т.п.
АДВОКАТСКАЯ КОНТОРА (работа с карточками по сказкам)
Сказка «Лиса и заяц» Какие права были нарушены? |
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» воспитание дошкольников 5 11 1 20 Создание развивающей среды... Январь - 2017г. №п/п Мероприятия: Ответственные: Подготовка к педсовету 1. Анализ мониторинговых исследований мнения родительской... Формировать математические представления дошкольников в процессе непосредственно образовательной деятельности в доу на основе интеграции содержания образовательных областейДокументРежим функционирования. № п/п Тема педсовета Форма проведения Сроки Отметка о... и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников . Анализ проведения консультаций, ... Оформление картотеки нормативно – правовых документов по организации воспитательно- ... Пояснительная записка. Цель проекта: создание в детском саду условий способствующих позитивной социализации дошкольников. Задачи проектаПояснительная запискаВ процессе которой удовлетворяется потребность дошкольников в общении с взрослыми, в... педагогов по проблеме (консультации, педсоветы , семинары) - организация... «Наказывая, подумай зачем», «Правовое воспитание детей дошкольного возраста», «Адаптация... Задачи: Развитие у детей дошкольного возраста нравственно-правового самосознания через различные виды деятельности; Формирование у детей знаний и навыков безопасного поведения через организовнные формы обучения (2)ДокументЗам.зав.АХР Муз.руководитель Педсоветы Педсовет №1 О задачах, плане работы... «Роль артикуляционной гимнастики в работе с дошкольниками ». II. Семинар: «Речевая культура... хода работы по нравственно-правовому воспитанию детей - Подготовка текстов ситуаций... Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возрастаРефератДоступности и посильности в обучении и воспитании дошкольников ; принцип учета возрастных и индивидуальных... периодически рассматриваются на педсоветах , педагогических часах. ... родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры; приобщение... |
Разделы: Работа с дошкольниками
- Повышение и расширение правового сознания педагогов и родителей, повышение сплоченности педагогов и родителей.
- Защита прав ребенка на всех этапах его развития и проведение профилактики коррекции асоциального поведения родителей, претендентов в группу “риска”.
Форма проведения:
Дискуссионный клуб “Беседы у камина”
Присутствовало:
Педагоги МДОУ 18 чел.; председатель родительского комитета Зайцева О.А.; члены родительского комитета 10 чел.; зав. КПО Центра социальной помощи семье и детям Шишкина Г.Ф.
- Оказание информационно-правовой, психолого-педагогической, методической помощи педагогам, родителям, детям, с приглашением специалистов из Центра социальной помощи семье и детям через деловые игры, тренинги, консультации.
- Формирование общих подходов к воспитанию, совместному изучению личности ребенка, выработка единых требований, организация помощи в развитии морально нравственных устоев.
Наглядность:
1. Нормативно-правовые документы о защите прав ребенка:
- Конвенция о правах ребенка от 02.09.1990 г.
- Декларация прав ребенка от 20.11.1959 г.
- Конституция РФ от 25.03.2004 г. № 1- ФКЗ
- Семейный кодекс РФ на 01.10.2005 г.
- Областной закон № 28-ОЗ “О защите прав ребенка” от 23.10.95 года
- Закон “Об образовании” от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ
- Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 03.08.98г.
2. Карты семьи, имеющей несовершеннолетних детей, для занесения в банк данных семей г. Краснотурьинска (на каждого воспитанника МДОУ).
Предварительная работа:
Проведено ряд консультаций по нормативно-правовой базе защиты прав детей заведующей консультативно-правового отдела Центра социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска Шишкиной Г.Ф.
Открытые мероприятия “Конституция глазами детей” в подготовительной группе воспитатель Коваль И.А.; “Путешествие в Простоквашино” (по статьям Конвенции о правах ребенка) в подготовительной группе воспитатель Свинцова Н.К.; “Веселые приключения Колобка” во II мл. группе (на основе Декларации прав ребенка) воспитатель Казанцева С.Ю.
Информационный стенд для родителей по нравственно-правовой тематике;
Познавательно-досуговые мероприятия и др.
Повестка:
- Роль Центра социальной помощи семье и детям в повышение ответственности семьи за воспитание своего ребенка
- Актуальность нравственно-правового воспитания семьи дошкольника и педколлектива.
- Интерактивная деловая игра с педагогами на знание Конвенции о правах ребенка и Декларации прав человека
- Знакомство с положительным опытом в семье Брагиных.
зав. КПО Шишкина Г.Ф.
заведующая МДОУ № 32 Киселева Л.Г.
старший воспитатель Данишкина Н.Н.
Председатель родит. комитета Зайцева О.А.
Столы расставлены полукругом и ориентированы на главный стол председателя совета. На столах нормативно-правовые документы, анкеты, карточки с описанием проблемных ситуаций. Справа от председателя – столы “Воспитатели”, слева – “Родители”. За столом “Администрация” - заведующая МДОУ, старший воспитатель, представители социальной защиты.
Заведующая консультативно правового отдела Центра помощи семье и детям Шишкина Г.Ф. рассказала о работе Краснотурьинского Центра оказания помощи семье и детям. Было отмечено что разработана программа по сбору данных семей, несовершеннолетних детей, для занесения в банк данных семей г. Краснотурьинска. Это все необходимо для оперативного отслеживания и проведения коррекционной работы с семьями, претендентами в группу “риска”. Были изучены карты семей, воспитанников МДОУ: из 187 семей выявлено 6 претендентов в группу “риска” - 3 семьи опекунов, 2 семьи матери одиночки, 1 семья с неблагополучной семейной атмосферой. Был зачитан план коррекционной работы с семьями, претендентами в группу “риска”. (Приложение № 1)
Заведующая МДОУ № 32 Киселева Л.Г. рассказала об актуальности нравственно – правового воспитания семьи дошкольника и педагогического коллектива (Приложение № 2).
Старший воспитатель Данишкина Н.Н. провела деловую игру “Открой себя” на знание Декларации о правах ребенка. Решение всех проблемных ситуаций необходимо связать с принципами Декларации оправах ребенка, чтобы взрослые их признали и старались соблюдать права ребенка независимо от его возраста. Старший воспитатель зачитывает проблемную ситуацию, педагоги и родители самостоятельно находят правильный ответ, основанный на принципах Декларации. Был подведен итог заведующей МДОУ о знании Декларации прав ребенка участниками игры. (Приложение № 3)
Председатель родительского комитета МДОУ № 32 Зайцева О.А. познакомила присутствующих с положительным опытом семьи Брагиных имеющих двоих детей, воспитанников МДОУ. Были представлены: семейные видеосюжеты, альбомы с фотографиями о семье, генеологическое древо семьи и др. Положительный опыт представленной семьи был одобрен и взят как пример для подражания.
В прениях выступили:
психолог Ильиных Г.В., логопед Смирнова Т.В., медицинская сестра Васюнина О.В., старший воспитатель Данишкина Н.Н., музыкальный руководитель Трушкина М.А., родители: Рейш Е.М., Овсюченко Н.С., Шик С.М., Покало Л.В..
Решение педагогического совета:
1. Продолжать нравственно-правовое воспитание дошкольников МДОУ на формирование гуманизма, нравственных качеств и законопослушности путем пропаганды, основ российского и международного законодательства среди педагогов и родителей через:
- местное телевидение “Град”;
- городской газеты “Вечерний Краснотурьинск”, “Заря Урала”;
- местное радио МДОУ
2. Организовать клуб-коллоквиум “Когда душа с душою говорит” по передаче положительного опыта семей МДОУ.
3. Опыт положительного воспитания ребенка в семье Брагиных вынести на городские педагогические чтения.
Председатель: Зав. МДОУ № 32 Киселева Л.Г.
Секретарь: Трушкина М.А.
Цель: реализация прав ребенка в практике работы педагогов.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной грамотности педагогов по предотвращению нарушения прав ребенка
- способствовать социальной адаптации ребенка при помощи формирования основ правовых знаний
- совершенствовать подходы, поиск эффективных форм взаимодействия с родителями и влияния на них.
План педсовета
1. Вступительное слово руководителя об актуальности проблемы.
Заведующая д/с.
2. Итоги тематической проверки
Старший воспитатель.
3. Выступления докладчиков по теме педсовета:
- Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения (Воспитатель)
- Особенности соблюдения прав ребенка на детство в разных возрастных группах. (Воспитатели)
4. Итоги анкетирования родителей
Старший воспитатель.
5. Педагогический тренинг.
Старший воспитатель.
6. Деловая игра «Мы знаем права ребенка» .
7. Обсуждение проекта решения педсовета. Рефлексия.
Заведующая, коллектив ДОУ
Подготовка к педсовету
1. Семинар-практикум «Правовое образование в ДОУ» .
Старший воспитатель, воспитатели
2. Консультация «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
Инструктор ФИЗО
3. Теоретическая консультация для воспитателей по защите прав ребенка и правовому воспитанию. Ст. воспитатель.
4. Тематическая проверка «Организация работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста»
Заведующая, ст. воспитатель
4. «Неделя правовых знаний» .
5. Конкурс на лучшую дидактическую игру по правовому воспитанию.
Воспитатели
6. Беседа с воспитателями «Использование произведений художественной литературы в правовом воспитании дошкольников» .
Учитель-логопед.
7. Анкетирование родителей «Что Вы знаете о правах ребенка?» , фестиваль подвижных игр с участием родителей «Мы - россияне!»
Воспитатели
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ.
Важнейшим критерием определения ценностей любого общества является его отношение к детству. Защита детства относится к приоритетным стратегическим задачам экономической и социальной политики России, решению которой постоянно уделяется внимание в программах социально-экономического развития на всех уровнях. За последнее десятилетие, в сложный период социально-экономических реформ в России, был реализован целый ряд мер, направленных на решение проблем детства. Конституция Российской Федерации (1993) закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства. Благоприятной тенденцией является усиление взаимодействия, конструктивного сотрудничества дошкольных образовательных учреждений, органов управления образованием и родителей детей, посещающих и не посещающих детские сады. Именно поэтому необходимость изучения и накопления в ДОУ материалов в области защиты прав детства является актуальной темой. Повышение правовой культуры педагогов ДОУ и родителей дошкольников - условие формирования правового государства, гражданского общества. Законодательное оформление вопросов защиты прав детства началось в XX веке, особенно в годы Первой мировой войны и в послевоенные годы, когда в ряде стран были сформулированы первые законы о защите и охране детства. Во второй половине XX в. начала формироваться международная система защиты детства:
- в 1946 г. основан Детский фонд Организации Объединенных Наций (ООН) - ЮНИСЕФ
- в 1989 г. - Комитет ООН по правам ребенка. Приняты основные документы, защищающие права детей:
- Декларация прав ребенка (1959 г.)
- Пекинские правила (1985г.)
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) .
Надежды на то, что новое столетие станет веком ребенка, не оправдались. Современное детство нуждается в защите точно так же, как много веков назад. Данные ООН подтверждают: ежедневно от голода и болезней становятся инвалидами сорок тысяч детей. Численность работающих детей в возрасте от 5 до 14 лет, по сведениям Международной организации рабочих, в 1996 году составила 250 миллионов.
Однако детству угрожают не только войны, болезни и бедность. Мир и благополучие в промышленно развитых странах не являются автоматической гарантией наилучших возможностей для соблюдения прав и защиты детства. Здесь происходят атаки на детство фактически на всех уровнях и во всех областях жизни - общественной, политической и частной. Потребности и права детей отодвигаются на второй план или о них забывают вообще.
Результаты ряда социологических исследований позволяют выделить пять групп наиболее распространенных видов нарушений прав детства:
- физическое воздействие, так называемое физическое притеснение;
- морально-нравственные запреты, ограничения, унижения, лицемерие, ложь по отношению к детям, вызванные неумением родителей строить отношения с детьми и воспитывать их;
- игнорирование родителями интересов ребенка, не соответствующих представлениям о них взрослых, пренебрежительное отношение к знакомым и друзьям детей, отрицательные оценки интересов и действий ребенка вне дома, пренебрежение взглядами и интересами ребенка;
- отсутствие условий, необходимых для жизни (ограничения и запреты в питании, медико-санитарном обслуживании, в покупке крайне необходимых вещей) ;
- нарушение сексуальных норм в семейном кругу как в общении с детьми, так и через демонстрацию родителями супружеской неверности.
Таким образом, заявленная тема педагогического совета является актуальной и требует пристального к себе внимания со стороны коллектива образовательного учреждения.
Доверчивы глаза детей,
И ангелы хранят их души.
Пусть безмятежный тот покой
Ничто вовеки не нарушит.
И пусть не катится слеза
Ни от обид, ни от печали,
И словно солнышко, всегда
Улыбка на лице сияет.
Чуткому детскому сердцу
Сердце свое открой,
И ощущение чуда
Будет всегда с тобой.
Спокойно матери уйдут
В день, полный дел, хлопот, забот,
С надеждою в глаза взглянут,
С тобой прощаясь у ворот.
Надежду ту не обмани,
С детишками не будь ты строгой,
И сердца нежного ростки
Рукою жесткою не трогай.
Мы надеемся, что выбранная тема интересна и актуальная для вас и вы станете активными участниками обсуждения. О том, как проводится работа по правовому воспитанию в нашем ДОУ, какие ее формы используются и не только об этом, вы сможете узнать в ходе педсовета.
С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» .
Предлагается презентация по правовому воспитанию дошкольников.
Затем подводятся итоги тематической проверки «Организация работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ» (Приложение №) .
3. Выступление воспитателя по проблеме «Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения» . (Приложение №)
Воспитатели всех возрастных групп представляют опыт: «Особенности соблюдения прав ребенка на детство в разных возрастных группах» , наработанный материал по проблеме правового воспитания.
4. Старший воспитатель подводит итоги анкетирования родителей «Что Вы знаете о правах ребенка?» (Приложение № __) .
Анализ анкеты для родителей «Права детей» . МДОУ «Детский сад № 235» Октябрьского района г. Саратова, октябрь, 2011 год.
В анкетировании принимало участие 100 человек.
На первый вопрос анкеты: «Считаете ли Вы проблему прав ребёнка актуальной для нашей страны и города?» ответы родителей распределились следующим образом -Да - 75%; Нет - 10%; Трудно сказать - 15%.
На второй вопрос анкеты: «Как Вы считаете, правовое положение ребёнка в семье правильнее рассматривать с точки зрения его интересов или интересов и обязанностей родителей?» ответы родителей распределились следующим образом -С точки зрения интересов ребёнка - 40%;
С точки зрения интересов ребёнка и интересов и обязанностей родителей -60%.
На третий вопрос анкеты: «Приходилось ли Вам знакомиться с Концепцией о правах ребёнка?» ответы родителей распределились следующим образом - 40%; Нет - 60%.
На четвёртый вопрос анкеты: «Какие из ниже перечисленных прав ребёнка Вы считаете важным соблюдать в семье?» родители перечисляли почти все права, которые даны в анкете.
На пятый вопрос анкеты: «Сформулируйте, пожалуйста, что для Вас означает словосочетание «счастливое детство» ?» ответы родителей распределились следующим образом -
Здоровье, любовь, понимание - 35%; Любовь родителей - 40%; Полная любящая семья - 20%; Ни в чём не нуждаться 35%; Воздержались от ответа - 20%.
На шестой вопрос анкеты: «Можно ли, на Ваш взгляд, считать нарушением прав детей отсутствие у родителей времени участвовать в жизни ребёнка в детском саду?» ответили так -Да - 45%; Нет - 25%; Трудно сказать - 30%.
На седьмой вопрос анкеты: «Можно ли, на Ваш взгляд, считать нарушением прав детей такое положение, когда они изо дня в день видят своих родителей ссорящимися?» ответили так -Да - 90%; Нет-10%.
На восьмой вопрос анкеты: «Выскажите, пожалуйста, своё мнение: всегда ли соблюдаются права Вашего ребёнка в детском саду?» ответы родителей распределились следующим образом -Да - 65%; Нет - 5%; Трудно сказать - 30%.
На девятый вопрос анкеты: «Выскажите, пожалуйста, своё мнение: всегда ли соблюдаются права Вашего ребёнка в семье?» ответы родителей распределились следующим образом -Да - 65%; Нет - 10%; Трудно сказать - 25%.
На десятый вопрос анкеты ответы родителей распределились следующим образом - «Все люди грамотные и без занятий знают, что хорошо для ребёнка, а что плохо» - 10%;
«Любопытно было бы поучаствовать, обязательно пригласите меня на эти встречи» - 60%; «Я бы с удовольствием, но...» - 30%.
Таким образом, большинство семей так или иначе знакомы с понятием «права ребёнка» , стараются учитывать права ребёнка в семье, с удовольствием бы пришли на встречи учебно-практического цикла по проблеме взаимосвязи прав взрослого и прав ребёнка в семье.
5. Педагогический тренинг для воспитателей «Что Вы знаете о конвенции?»
«ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О КОНВЕНЦИИ?» *
1. Когда была принята Конвенция о правах ребенка:
а) в 1924 году;
б) в 1957 году;
в) в 1989 году.
2. Когда был принят закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» :
а) в 1990 году;
б) в 1998 году;
в) в 2000 году.
3. Ребенком является каждое человеческое существо:
а) до достижения 16-летнего возраста;
б) до достижения 18-летнего возраста;
в) до достижения 21-летнего возраста.
4. С рождения ребенок имеет право:
а) на гражданство;
б) на равенство;
в) на свободу.
5. С шестилетнего возраста ребенок вправе:
а) самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки;
б) изменить имя или фамилию;
в) выражать свое мнение при решении вопроса, затрагивающего его интересы.
6. Ребенок имеет право посещать образовательные учреждения:
а) с 1,5 лет;
б) с 3 лет;
в) с 6 лет.
7. Ребенок имеет право поступить на работу:
а) с 14 лет;
б) с 15 лет;
в) с 16 лет.
8. Молодой человек может быть привлечен к участию в военных действиях:
а) с 15 лет;
б) с 16 лет;
в) с 18 лет.
9. Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают в себя гарантированное, общедоступное, бесплатное:
а) начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование;
б) среднее профессиональное, высшее профессиональное образование;
в) воспитание в образовательных учреждениях.
а) с 6 лет;
б) с 8 лет;
в) с 14 лет.
6. ДЕЛОВАЯ ИГРА «МЫ ЗНАЕМ ПРАВА РЕБЕНКА»
Цель: сформировать систему знаний по защите прав детства.
Задачи:
- выявить творческий потенциал педагогов
- научить профессионально оценивать педагогические ситуации по защите прав ребенка
Дать возможность, работая группой, объединить ее общей инициативной идеей.
Создание и принятие Конвенции ООН о правах ребёнка
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «Мировой Конституции прав ребёнка» . А 26 января 1990 г. Конвенция о правах Ребёнка была подписана 61 страной.
Верховный Совет ССР ратифицировал Конвенцию о правах ребёнка 13. 06. 1990 г., а 14. 07. 1990 года она вступила в силу для Российской Федерации.
Спустя 6 лет она была принята почти всеми государствами мира, за исключением двух – Сомали и США.
Документ содержит 4 основных требования, которые должны обеспечить права детей:
- Выживание
- Развитие
- Защита
- Обеспечение активного участия в жизни общества
В нём заложены два основополагающих принципа:
- ребёнок – самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.
- Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.
Значение Конвенции состоит и в том, что в её статьях впервые собраны воедино 38 прав ребёнка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям прав.
Права, провозглашённые в Конвенции ООН о правах ребёнка
В соответствии с обсуждаемым документом ребёнок имеет следующие права:
- Право ребёнка на жизнь (ст. 6, п.1) .
- Право ребёнка знать своих родителей (ст. 7, п.1)
- Право ребёнка на заботу родителей (ст. 7. п.1)
- Право ребёнка на имя (ст. 7. п.1; ст. 8, п.1)
- Право ребёнка на гражданство (ст. 7. п.1; ст. 8, п.1)
- Право ребёнка на сохранение своей индивидуальности (ст. 8, п.1)
- Право ребёнка на семейные связи (ст. 8, п.1)
- Право ребёнка, разлучённого с родителями, поддерживать личные отношения и прямые контакты с родителями (ст. 9, п.3)
- Право ребёнка, родители которого проживают в различных государствах, поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями (ст. 10, п.2)
- 10. Право ребёнка покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (с целью неразлучения с родителями) (ст. 10, п.2)
- Право ребёнка свободно выражать свои взгляды (ст. 12, п.1)
- Право ребёнка свободно выражать своё мнение; это право включает свободу искать, передавать и получать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка (ст. 13, п.1. 2)
- Право ребёнка на свободу мысли. Совести и религии (ст. 14, п.1, 2)
- Право ребёнка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний (ст. 15, п.1. 2)
- Право ребёнка на личную жизнь (ст. 16. п.1)
- Право ребёнка на неприкосновенность жилища (ст. 16, п.1)
- Право ребёнка на семейную жизнь (ст. 16, п.1)
- Право ребёнка на тайну корреспонденции (ст. 16, п.1)
- Право ребёнка на защиту закона от незаконного вмешательства и посягательства на его честь и репутацию (ст. 16, п.1. 2)
- Право ребёнка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников (ст. 17, п.1)
- Право ребёнка, родители которого работают, пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми (ст. 18, п. 3)
- Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления (ст. 19, п.1)
- Право ребёнка, лишённого семейного окружения, на особую защиту и помощь (ст. 20, п.1)
- Право неполноценного в умственном и физическом отношении ребёнка на особую заботу (ст. 23. п.2)
- Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24, п.1, 2, 4)
- Право ребёнка, помещённого компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического или психического лечения, на периодическую оценку лечения и всех других условий, связанных с его попечением (ст. 25)
- Право ребёнка пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 26, п. 1)
- Право ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27, п.1, 3)
- Прав ребёнка на образование (ст. 28, п.29)
- Право ребёнка, принадлежащего к этническому, религиозному или языковому меньшинству или коренному населению, пользоваться родным языком, своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять её обряды (ст. 30)
- Право ребёнка на отдых и досуг (ст. 31, п.1. 2)
- Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством (ст. 31, п.1)
- Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32, п.1)
- Право ребёнка на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33)
- Право ребёнка на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребёнка (ст. 34; ст. 36)
- Право ребёнка, лишённого свободы, на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи (ст. 37)
- Право ребёнка, лишённого свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие им решения в отношении любого такого процессуального действия (ст. 37)
- Право ребёнка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признаётся виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нём уважение к правам человека (ст. 40, п.1)
Педагоги делятся на 2 команды.
Разбейте права, которые провозглашены в Конвенции на группы:
Для 1 команды:
- Права, обеспечивающие выживание
- Права, обеспечивающие развитие
Для 2 команды:
- Права, обеспечивающие защиту
- Права, обеспечивающие активное участие в жизни общества
Подумайте и ответьте (кто быстрее) :
- В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно. («Красная шапочка» , «Серая шейка» , «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.)
- Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка» , «Заюшкина избушка» и др.)
- В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? («Двенадцать месяцев» )
- В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? («Золушка» )
- Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"? (Право на жизнь)
- Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"? (Право на свободное передвижение)
- Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый Волк"? (Право на жизнь и личную неприкосновенность)
- Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)
- Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого "Золотой Ключик"? (Правом на бесплатное образование)
- Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную Неприкосновенность)
«Волшебный сундучок» (для 2-х команд, поочереди)
Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека.
- Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя) .
- Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь) .
- Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество) .
- Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать) .
- Букварь - О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование) .
- Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой) .
Решите проблемные ситуации.
Для 1 команды:
Ситуация 1
Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За другим столом дети уже поели и стали заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей есть молча.
Вопросы:
Нарушает ли воспитатель права ребенка?
Что делаете вы в подобной ситуации?
Ситуация 2
Воспитатель предлагает детям заняться рисованием. Тема свободная. Одна девочка идет за куклой и начинает ее укачивать. Мальчики катают машинки между кубиками.
Другие дети рисуют.
Вопрос:
Какое право реализует ребенок в данной деятельности?
Для 2 команды:
Ситуация 3
Идет занятие по ознакомлению с окружающим миром. Рассказ о разных профессиях. Ребенок говорит о профессии учителя (или врача) , что это «профессия нищих» . Вопрос:
Как реагировать на такое мнение ребенка?
Ситуация 4
Ребенок, придя в группу, говорит воспитателю: «Мама сегодня нарушила мои права, она меня отшлепала» .
Задание: опишите порядок действий по защите прав ребенка в данной ситуации.
Ситуация 5
Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя второй смены, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.
Вопросы:
Как считаете Вы?
Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое?
Покажите последовательность этапов вашей беседы с отцом мальчика. Подтвердите свои аргументы статьями из Конвенции о защите прав ребенка.
Старший воспитатель подводит итог деловой игры, рефлексия.
На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.
Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права.
Проект решения педагогического совета
- Совершенствовать использование знаний по защите прав детства в повседневной работе с детьми и родителями при создании в ДОУ предметно-развивающей среды в играх и образовательной деятельности детей.
- Разработать тематику деловых игр, практикумов, тренингов с целью решения сложных педагогических ситуаций, возникающих в повседневной жизни.
- Координировать взаимодействие всех специалистов ДОУ -психолога, медицинского работника, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию - в реализации прав ребенка в детском саду.
- Организовать работу дискуссионных клубов для педагогов и родителей по защите прав детей в разных возрастных группах по теме «Права ребенка в нашем детском саду» .
- Собрать с помощью родителей и воспитателей видеотеку и библиотеку для знакомства детей с Декларацией прав ребенка, с Конвенцией ООН о правах ребенка и т. д.