Национальная одежда в Норвегии BUNAD. История норвежского стиля. И как купить платье настоящей жительницы Севера

Норвегия... Удивительная северная страна с прекрасной природой, чистейшей экологией, самым высоким уровнем жизни, с бережно хранящимися традициями. К национальному достоянию норвежцы причисляют и свой народный костюм БЮНАД. Его одевают в Национальный День Норвегии -17 мая, на свадьбы,конфирмации,крестины, фольклорны е празденства, т.е. он стал почти универсален.

Правда сами норвежцы до сих пор дискутируют, что же такое бюнад и чем он отличается от национального костюма .

Одни утверждают, что бюнад - это общее название множества национальных костюмов, которые носят в разных областях Норвегии, и, кроме того, это еще и название реконструированных в XX веке праздничных одежд в национальном стиле.



Иные исследователи считают, что бюнад - это праздничная одежда в национальном стиле , существовавшая испокон веков, которая надевается в исключительно торжественных случаях. Бинард, по их утверждению, отличается от «ненастоящих» народных костюмов для торжественных случаев, которые были «сконструированы» в подражание настоящим народным костюмам. Такие «реконструкции» часто называют «праздничным нарядом» - фестдракт /festdrakt/ В магазинах бюнадов они продаются именно как festdrakt, а не как bunad.

И, наконец, некоторые фольклористы считают, что бюнад отличается от национального костюма, так ка под национальным костюмом следует понимать каждодневную одежду , а бюнад - одежда праздничная .

С каждой точкой зрения можно поспорить, тем более что само слово «бюнад » произошло от древнесеверного búnaðr- «одежда для дома» - и дает каждой стороне возможность утверждать, что права она. Все, однако, правы в том, что и БЮНАД и ФЕСТДРАК Т потрясающе красивы и неповторимо оригинальны, и их с достоинством носят норвежцы!

ЖЕНСКУЮ ОДЕЖДУ составляют:

Украшенная вышивками блуза, жилет, жакет, юбка, нижние юбки.

Чулки (специальные, тоже иногда вышитые!!!),

Сумочка с серебряным замочком,

Шаль, варежки для зимы.

Украшения ручной работы из серебра или реже золота:особые застежки, пуговицы, броши, которые именуются сёлье (sølje), серьги, запонки (женские), серьги, кольца, пояса.

Особые туфли.

«Находка" последних пару лет - специальные зонтики к бюнаду из шерсти, украшенные ручной вышивкой и специальной серебряной табличкой с именем на ручке!

МУЖСКОЙ КОСТЮМ состоит из панталон ниже колена, льняной рубашки, плотной жилетки с несколькими рядами пуговиц и верхней куртки. Так же полагаются шерстяные носки-гольфы до колена. Мужской костюм не так сильно украшен вышивкой, как женский, зато часто бывает очень ярких цветов, красный с желтым или черный с красным. Многие носят широкополую шляпу или шляпу-котелок. Мужские костюмы в современной Норвегии сейчас все более востребованы.

Практически в каждом селении, городе есть свой тип бюнада. У каждого есть свое «прошлое» и свои «традиции». Очень часто бюнад из одной местности может быть выполнен в разных цветах. Иногда в одном селении бывает несколько видов национального костюма.

Особой красотой отличаются бюнады невесты, потому что к ним «прилагалается» свадебная корона.

В наши дни все чаще и чаще обычаи старинных свадеб с коронами стали возвращаться, что не удивительно: о таком платье и таких украшениях может мечтать любая девушка!

При обряде крещения и конфирмации / приобщение к церкви/ также приобретаются национальные костюмы для детей.

Большинство национальных костюмов сохранилось в более или менее первозданном виде, и лишь небольшая часть была реконструирована в начале XX века на основе исторических источников.

По материалам, взятым здесь:http://newwoman.ru/zamuzh122b.html
Оригинал поста здесь:http://www.liveinternet.ru/users/natali_soler/post179162880/

Норвегия... Удивительная северная страна с прекрасной природой, чистейшей экологией, самым высоким уровнем жизни, с бережно хранящимися традициями. К национальному достоянию норвежцы причисляют и свой народный костюм БЮНАД. Его одевают в Национальный День Норвегии -17 мая, на свадьбы,конфирмации,крестины, фольклорные празденства, т.е. он стал почти универсален.

Правда сами норвежцы до сих пор дискутируют, что же такое бюнад и чем он отличается от национального костюма .

Одни утверждают, что бюнад – это общее название множества национальных костюмов, которые носят в разных областях Норвегии, и, кроме того, это еще и название реконструированных в XX веке праздничных одежд в национальном стиле.

Иные исследователи считают, что бюнад – это праздничная одежда в национальном стиле , существовавшая испокон веков, которая надевается в исключительно торжественных случаях. Бинард, по их утверждению, отличается от «ненастоящих» народных костюмов для торжественных случаев, которые были «сконструированы» в подражание настоящим народным костюмам. Такие «реконструкции» часто называют «праздничным нарядом» - фестдракт /festdrakt/ В магазинах бюнадов они продаются именно как festdrakt, а не как bunad.

И, наконец, некоторые фольклористы считают, что бюнад отличается от национального костюма, так ка под национальным костюмом следует понимать каждодневную одежду , а бюнад – одежда праздничная .

С каждой точкой зрения можно поспорить, тем более что само слово «бюнад » произошло от древнесеверного búnaðr– «одежда для дома» - и дает каждой стороне возможность утверждать, что права она. Все, однако, правы в том, что и БЮНАД и ФЕСТДРАК Т потрясающе красивы и неповторимо оригинальны, и их с достоинством носят норвежцы!

ЖЕНСКУЮ ОДЕЖДУ составляют:

Украшенная вышивками блуза, жилет, жакет, юбка, нижние юбки.

Чулки (специальные, тоже иногда вышитые!!!),

Сумочка с серебряным замочком,

Шаль, варежки для зимы.

Украшения ручной работы из серебра или реже золота:особые застежки, пуговицы, броши, которые именуются сёлье (sølje), серьги, запонки (женские), серьги, кольца, пояса.

Особые туфли.

«Находка" последних пару лет – специальные зонтики к бюнаду из шерсти, украшенные ручной вышивкой и специальной серебряной табличкой с именем на ручке!


МУЖСКОЙ КОСТЮМ состоит из панталон ниже колена, льняной рубашки, плотной жилетки с несколькими рядами пуговиц и верхней куртки. Так же полагаются шерстяные носки-гольфы до колена. Мужской костюм не так сильно украшен вышивкой, как женский, зато часто бывает очень ярких цветов, красный с желтым или черный с красным. Многие носят широкополую шляпу или шляпу-котелок. Мужские костюмы в современной Норвегии сейчас все более востребованы.

Практически в каждом селении, городе есть свой тип бюнада. У каждого есть свое «прошлое» и свои «традиции». Очень часто бюнад из одной местности может быть выполнен в разных цветах. Иногда в одном селении бывает несколько видов национального костюма.

Норвежские национальные свадебные костюмы покоряют своей самобытностью и оригинальность. Отличительная особенность этих костюмов – великолепные головные уборы, напоминающие короны сказочных принцесс. В нашем обзоре 25 фото из коллекции Norsk Folkemuseum, которые были сделаны в период 1870-1920 годов.



Национальный норвежский костюм - бюнад – поражает своей красотой и пользуется огромной популярностью в Норвегии и сегодня. Бюнады надевают в праздничные дни и рядовые граждане, и члены королевской семьи. Национальные костюмы передаются из поколения в поколение, а стоимость бюнада в полном комплекте может равняться стоимости нового авто.



В изданной в Норвегии в 2006 году «Энциклопедии норвежского национального костюма» представлено более 400 видов бюнадов, в том числе и свадебные бюнады. Главная особенностью свадебных национальных нарядов норвежских невест являются драгоценные короны, отдалённо напоминающие русские кокошники.



Свадебный традиционный головной убор для норвежских невест выглядел, как корона. В зависимости от материального положения семьи изготавливался головной убор из различных материалов – от соломы до золота и серебра.



Свадебные короны украшали различной формы подвесками, которые при ходьбе издавали нежный звон. Считалось, что эти звуки отгоняют от невесты темных духов.




По традиции невеста на собственной свадьбе должна была танцевать до тех пор, пока с головы не упадёт корона.



Вторая жизнь бюнадов началась в 1920-х годах. Тогда их после долгого перерыва норвежцы снова начали надевать на праздники и на свадьбы. У истоков движения по возвращению бюнадов стояли Клара Семб (Klara Semb) и Хюльда Гарборг (Hulda Garborg). Они восстанавливали национальные норвежские костюмы по акварельным зарисовкам и по гравюрам.

Историко-культурологическая заметка про шведский национальный костюм.

Шведский народный костюм как символ национальной идентичности

Костюм и политика
В исследованиях современных учёных прослеживается тенденция считать народный костюм инструментом формирования национальной идентичности. Политика приспосабливает народную культуру к требованиям времени, создаёт новые традиции. Так искусственно созданные в XVIII столетии килт и клетчатая ткань – «шотландка» стали неотъемлемыми атрибутами Шотландии.
Похожим образом обстоит дело с «национальными костюмами» в европейских странах. Швеция в этом отношении не является исключением. Интерес к народному костюму в этой стране связан, с одной стороны, с интересом к прошлому, а с другой – несёт совершенно другие функции, олицетворяет «шведскость». Особенно это относится к шведскому национальному костюму, хотя главным принципом при его создании был возврат к прошлому.

О понятии «народный костюм» в Швеции
На первый взгляд определение «народный костюм» кажется простым и ясным. При более детальном рассмотрении проблемы, всё оказывается сложнее. При изучении шведского народного костюма следует различать понятия «народный костюм», «костюм простого народа».
Народным костюмом (folkdräkt), в строгом смысле, может называться только документированный (все части костюма сохранены) крестьянский костюм определённой местности, с определённым набором характерных черт. Такие костюмы создаются в районах, с чёткими естественными границами (лес, горы, водоёмы). Одежда и обувь изготавливались по определённым правилам, которые портные и сапожники обязаны были соблюдать под угрозой штрафа или церковного наказания – отсюда и характерные признаки, отличия костюма одной деревни от другой. Это не означает, однако, что шведские крестьяне носили униформу – некоторые индивидуальные различия всё-таки были.
Народным костюмом может считаться костюм прихода (sockendräkt) и костюм уезда (häradsdräkt), в том случае, если границы прихода или уезда чётко очерчены.
Помимо "folkdräkt", существует также понятия "bygdedräkt" и "hembygdedräkt" – это костюм области, реконструкция, либо костюм, воссозданный на основе народного.
Название "Landskapsdräkt" – костюм лена, является более изобретением эпохи национального романтизма, чем полноценным термином. Ни в одном уезде или приходе такого костюма не было – это символ, костюм, составленный из разных деталей для того, чтобы служить символом одной из 25 исторических провинций Швеции. Однако, несмотря на несостоятельность этого определения, в популярной литературе постоянно говорят о том, что каждый лен имеет собственный костюм. Об этом также можно говорить, как о примере «изобретённой традиции», не связанной с историческим прошлым, но пользующейся популярностью.
Следует различать «народный костюм» (folkdräkt) и «костюм простого народа» (folklig dräkt). Несомненно народный костюм – одежда простых людей, но не всякая одежда народа – народный костюм. Например, мы не можем называть народным костюмом городской костюм.
Термин «национальный костюм» весьма расплывчат. К «национальным» относятся смоделированные на рубеже XIX-XX по образу крестьянских костюмы, использовавшиеся городским населением или представителями высшего общества для особых случаев. К примеру, костюмы, представлявшие землячества на костюмированных вечерах студентов университета в Упсале, или же «даликарлийские» костюмы придворных короля Оскара II во время театральных представлений. «Национальным» можно также считать созданный в 1902-03 гг. общешведский национальный костюм (almänna svenska nationaldräkten), который также называется «sverigedräkt».

Национальный романтизм и возрождение традиционного костюма
В Швеции традиционный крестьянский костюм выходит из повседневного употребления к 1850 г. В связи с развитием коммуникаций, ростом городов и промышленности во всей стране народ постепенно отказывается от традиционного костюма, считавшегося символом отсталого крестьянского мира.
Однако на рубеже XIX и ХХ столетий западную Европу охватило движение неоромантизма, и светское общество в Швеции обратило свой взгляд на крестьянскую культуру и народный костюм. В 1891 г. в Стокгольме Артур Хацелиус основывает Скансен - этнографический музей под открытым небом. Помимо крестьянского быта в общем, Хацелиус интересовался и народным костюмом. Штаны, сшитые в стиле народных, были у Августа Стриндберга, подобная одежда входит в моду даже среди членов правительства.
Национальный романтизм побуждает людей исследовать крестьянский костюм. Уходящая народная культура вдохновляет не только художников Андерса Цорна и Карла Ларссона, известных воспевателей провинции Даларна, но и многих других. Создаются народные движения, занимающиеся возрождением старых традиций: народного танца, музыки (объединения спельманов) и традиционной одежды. Народные костюмы ищут, изучают (больше всего в той же провинции Даларна). Их пытаются реконструировать, на основе их создаются костюмы областей. В 1912 году местным объединением создан костюм провинции Норботтен.
В 1902-03 гг. создаётся так называемый общий шведский национальный костюм.

Sverigedräkt
Рубеж веков для Швеции – время не простое. Национальный романтизм – главное течение в искусстве, одним из главных вопросов которого является вопрос идентичности - «кто мы?». Разрыв унии с Норвегией в 1905 г. воспринимался как тяжёлый удар, вопрос о национальном самосознании вновь встал на повестке дня.
Sverigedräkt создавался как общий костюм для женщин Швеции и Норвегии, входившими в то время в унию. Создательницей этого костюма считается Мэрта Ёргенсен.
Мэрта Ёргенсен (Пальме) (1874-1967) была дочерью богатого предпринимателя из Норчёпинга. В 1900 году она становится ученицей садовника и попадает в королевскую резиденцию Тульгарн, в провинции Сёдерманланд. В этом замке она увидела принцессу Викторию из Баден-Бадена. Будущая королева пыталась демонстрировать принадлежность к новой национальной культуре и надевала созданные в народном стиле костюмы – вариации костюмов приходов Вингокер и Эстерокер, а также вариации традиционного костюма жителей острова Эланд. Такие же платья надевали придворные дамы. Это и послужило вдохновением для Мэрты Пальме, толчком к созданию женского национального костюма.
После замужества Мэрта Ёргенсен переехала в Фалунь (провинция Даларна), где занималась преподаванием в Ремесленной семинарии (Seminariet för de husliga konsterna Falu). Уже в 1901 году она ищет единомышленников, чтобы воплотить в жизнь главную идею – создать национальный костюм и распространить его в широких кругах. В 1902 г. Мэрта Ёргенсен создаёт Шведское Женское объединение национального костюма (SVENSKA KVINNLIGA NATIONALDRÄKTSFÖRENINGEN) . Первые два устава общества выходят в 1904 г. Задачей общества было реформирование одежды. В противовес французской моде надо было создать новое платье, сконструированное в соответствии с принципами практичности, гигиены, и главное – исконной «шведскости». Национальный костюм, по мнению основательницы общества, должен был заменить французское платье. Члены общества должны были собственным примером насаждать идею ношения национального костюма в жизни. Предпочтительнее было переодеваться в народный костюм региона. «Почему мы не должны носить наши прекрасные крестьянские костюмы?» - пишет Мэрта Ёргенсен.
Национальный костюм был «спроектирован» Мэртой Ёргенсен. Её идею поддерживали художники Карл Ларссон и Густав Анкакрона. Его описание есть в её же статье в газете «Idun». Юбка и лиф (lifstycke) должны были шиться из шерстяной ткани и быть синего «шведского» цвета, возможен также вариант с ярко-красным лифом. Передник – жёлтый, вместе с синей юбкой он символизирует флаг. На лифе присутствует вышивка, представляющая собой цветочный мотив-стилизацию (вероятно, мотивов народных костюмов). Юбка могла быть двух типов. Либо обычная юбка на талии, midjekjol, либо livkjol (юбка и лиф сшиты, больше похожа на сарафан), характерная для костюма прихода Вингокер в Сёдерманланде. Тем не менее, по словам создательницы, «sverigedräkt - это не испорченная копия костюма Вингокера», а совершенно новое явление. Для второго варианта нужен домотканый пояс с серебряной застёжкой. По краю юбки должен идти кант одного цвета с лифом, шириной 6 см. Головной убор должен быть белого цвета, белая сорочка должна быть с широким воротником. Чулки - только чёрные, обувь тоже.
Известно, что сама создательница всегда носила только свой костюм, и делала это до самой смерти в 1967 г. Члены объединения надевали костюмы только по праздникам. Когда началась первая мировая война, интерес к проекту утих. Мэрта Ёргенсен продолжала преподавать в Ремесленной семинарии. Ученики шили на занятиях национальные костюмы. Даже своих дочерей она заставляла ходить в школу в национальных костюмах, за что их притесняли. После смерти матери в 1967 г. дочери прекратили эту практику, и о феномене «национального костюма» забыли.
Интересно отметить, что параллельно со шведским национальным костюмом создавался также норвежский национальный костюм – bunad. Его создательница - норвежская писательница Хульда Гарборг. Костюм был спроектирован в 1903 г. – ещё до распада шведско-норвежской унии. Он также символизирует идентичность, а также антишведские настроения. Bunad до сих пор популярен, и подобно шведскому костюму является любимой праздничной одеждой, особенно 17 мая – в день независимости Норвегии. По подсчётам социологов, национальный костюм в Норвегии ещё более популярен, чем в Швеции. Согласно данным статистики, одна треть норвежцев владеет национальным костюмом, среди шведов таких только шесть процентов.

Возрождение sverigedräkt
В середине 70-х годов Северном Музее в Стокгольме был найден экземпляр sverigedräkt, переданный неизвестной женщиной из Лександа. В газете «Land» объявили о поиске подобных костюмов, после чего было найдено ещё несколько экземпляров 1903-05 гг. Организатором этих поисков был Бу Мальмгрен (Bo Skräddare). Он же разработал версию этого костюма для мужчин (до тех пор sverigedräkt был исключительно женским).
В связи с изменением отношения к национальной символике в 80-90 гг. ХХ века интерес к национальному и народному костюмам возрождается. Появляются новые модели: детские, мужские, женские. К ставшему традиционным национальному костюму добавляются новые аксессуары, например, плащи. Неизменными остаются только цвета – жёлтый и синий.
Национальный костюм считается праздничным. Его можно увидеть на шведских принцессах и победительницах конкурсов красоты. К костюму относятся с гордостью. Но проблема использования национальной символики и идентичности никуда не уходит. Что считать истинно народным? Не является ли пропаганда народного костюма и флага нацизмом? Корректно ли это по отношению к эмигрантам?
В прошлом году 6 июня в Швеции был впервые объявлен выходным днём, что было воспринято далеко неоднозначно. В Швеции как национальный праздник воспринимался праздник середины лета (Midsommaren), сегодня же государство можно сказать «навязывает» новую дату с такими атрибутами, как гимн, флаг и национальный костюм. Таким образом, мы вновь можем утверждать, что национальная символика является важным инструментом в конструировании традиций, связанных с идентичностью.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ НОРВЕГИИ

Норвежские национальные костюмы появились около 100 лет назад, когда страну охватил дух национального романтизма.

Их дизайн разработан на основе местных народных костюмов, которые были на грани исчезновения.

У людей внезапно возникло желание сохранить все традиционное, включая старинные костюмы. Стали цениться сельские крестьянские традиции, которые были исконно норвежскими. Ведь именно в деревнях были наиболее развита культура национального костюма, а на жителей городов оказала сильное влияние зарубежная мода.

Первые национальные костюмы (по-норвежски bunad - "бюнад") очень похожи на наиболее распространенные народные костюмы. В случае если знаний старых традиций не хватало, черпали вдохновение из отдельных элементов костюма или от других региональных элементов, таких как роспись и резьба по дереву или вышивка.

Существуют сотни различных "бюнадов": в каждой долине или городе свой собственный, со множеством вариаций и расцветок.

В последние годы интерес к норвежским национальным костюмам постоянно растет. Это становится особенно видно во время празднования Дня Конституции Норвегии 17 мая, во время которого происходит настоящее шоу: норвежцы выходят на улицы в традиционных костюмах своих родных регионов.

Bunad Parade 2008

Annual stevne Bunad Parade. A "bunad" is a traditional Norwegian costume, typically of rural origin and are local to Norway"s traditional geographic districts. Many districts have their own distinct costume, worn for special occasions and national holidays. Sigdal is one of the districts in Norway.

"Stevne" is the Norwegian term for a convention, meeting, or rally.

"Lag" is a Norwegian word that has many meanings, one of them being "a group of people". Besides Sigdalslag, there are 31 other lags which cover other geographic areas of Norway. A handy source of information about all 32 lags is the web site .

Наталия Будур: БЮНАД, НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ И ФЕСТДРАКТ

Если вам посчастливится и вы попадете на 17 мая в Норвегию, приготовьтесь - вас ждет незабываемое зрелище: все улицы городов и поселков расцвечиваются национальными флагами, а по улицам идут настоящие демонстрации людей в национальных костюмах. Вот только сами норвежцы никак не могут договориться, что же такое бюнад и чем он отличается от национального костюма.

На разных сайтах и в разных статьях в прессе, посвященных этой теме, высказываются часто прямо противоположные точки зрение.

В одном месте вы можете прочитать, что бюнад - это общее название множества национальных костюмов, которые носят в разных областях Норвегии, и, кроме того, это еще и название реконструированных в XX веке праздничных одежд в национальном стиле.

Другой историк будет утверждать, что бюнад - это праздничная одежда в национальном стиле, существовавшая испокон веков, которая надевается в исключительно торжественных случаях. Он, бюнад, отличается от «ненастоящих» народных костюмов для торжественных случаев, которые были «сконструированы» в случаях, когда знаний старых традиций не хватало, и дизайнеры черпали вдохновение из отдельных элементов бюнада или росписи розами (rosemaling) и резьбы по дереву или вышивки. Такие «реконструкции» часто называют «праздничным нарядом» - фестдракт. В магазинах бюнадов они продаются именно как festdrakt, а не как bunad. Так, например, известен и очень популярен у покупателей очень красивый фестдракт Силье, который был придуман Дагни Бертельсен.

Третий искусствовед скажет, что бюнад отличается от национального костюма, ибо под национальным костюмом следует понимать каждодневную одежду, а бюнад - одежда праздничная.

С каждой точкой зрения можно поспорить, тем более что само слово «бюнад» произошло от древнесеверного búnaðr - «одежда для дома» - и дает каждой стороне возможность утверждать, что права она.

Подобные споры вряд ли интересны иностранцу, потому что и бюнад, и фестдракт потрясающе красивы, и увидевший их в первый раз человек надолго замирает в восхищении, приоткрыв рот.

В Норвегии существует на сегодняшний день около 200 видов бюнадов (плюс еще множество вариаций). В полный комплект женского одеяния входят: украшенные вышивками блуза, жилет, жакет, юбка, чулки (специальные, тоже иногда вышитые!!!), сумочка с серебряным замочком, шаль, варежки для зимы и ручной работы украшения из серебра или реже золота - особые застежки, пуговицы, броши, которые именуются сёлье (sølje), серьги, запонки (женские), серьги, кольца, пояса и особые туфли. «Находка» последних пару лет - специальные зонтики к бюнаду из шерсти, украшенные ручной вышивкой и специальной серебряной табликой с именем на ручке!

Мужской костюм состоит из рубашки, жилета, жакета, брюк, чулок, шляпы, отлитых из серебра застежек, пряжки, запонок, пуговиц и специальных «бюнадных» туфель.

Практически в каждом селении (не говоря уже о городе!) есть свой тип бюнада. У каждого есть свое «прошлое» и свои «традиции». Очень часто бюнад из одной местности может быть выполнен в разных цветах. Иногда в одном селении бывает несколько видов национального костюма.

Большинство национальных костюмов сохранилось в более или менее первозданном виде, и лишь небольшая часть была реконструирована в начале XX века на основе исторических источников.

Интерес к национальному костюму возник в Норвегии во второй половине XIX века как одно из проявлений национального романтизма. Страна стремилась к независимости и самоопределению, жаждала обрести национальные символы. Одним из таких символов и стал национальный костюм. Многие женщины из привилегированных и интеллигентных семей стали не только носить бюнады, но еще и интересоваться их историей.

Постепенно возникло своего рода женское движение, которое сначала изучало историю национальных танцев, а потом стало заниматься и национальным костюмом. Возглавили это «движение» Хюльда Гарборг (1862-1934), жена известного писателя Арне Гарборга, и Клара Семб (1884-1970). Они были первыми, кто обратил внимание, что костюм должен быть не просто красивым и похожим на настоящей национальным, но должен быть подлинно историческим - при этом необходимо учитывать цвет и качество ткани, узор вышивки, виды украшений и пуговиц. Восстановить бюнады в первоначальном виде было не столь уж и сложно - потому что, к счастью, в Норвегии в то время существовали замечательные «подручные» материалы в виде акварелей Юхана Ф.Л. Дрейера и литографии Юхана Х. Сеннса начала XIX века, на которых были изображены старинные национальные костюмы.

В 1947 году был основан специальный «Совет по бюнадам и национальному костюму Норвегии» (первоначально назывался «Landsnemda for Bunadspørsmål», сейчас именуется «Bunad- og folkedraktrådet»).

Исследователи бюнадов могут представить в Совет свои реконструкции старинных национальных костюмов и в дальнейшем начать их «производство», но при этом они должны соответствовать следующим требованиям:

Исследователь должен представить исторические документы (копии), на которые опирался в своей реконструкции, а также сам костюм или отдельные его части указанного в заявке времени;

Одежда, которая будет реконструирована и затем запущена в производство, должен строго соответствовать при производстве своим историческим параметрам - например, виду ткани, фасону, украшениям;

Помимо одежды, в Совет требуется предоставить и имеющиеся в наличии у исследователя художественные материалы - например, старинные акварели или гравюры;

При запуске производства нового бюнада в комплект непременно должны входить все части костюма старинного, начиная с одежды и кончая обувью и украшениями;

Бюнад должен производиться тем же способом, что и раньше - то есть. Должны учитываться нитки, способ вышивки, виды швов и т.д. Например, если воспроизводится бюнад XVIII века, то и шиться он должен вручную;

Бюнад должен производиться в разных вариантах, как было в старые добрые времена, и не превращаться в униформу на все случае жизни.

Лишь когда все требования удовлетворены, а исследователь присылает в Совет современный вариант бюнада, на который собирается получить лицензию, он может начинать его воспроизводить и продавать в специальных магазинах.



Поделиться