Дикость прошлого: суровые методы наказаний древности, которые в то время считались нормой. История "наказаний" на Руси и способы исполнения некоторых из них

Телесные наказания детей применялись во все времена, начиная с далекого исторического прошлого.
Еще царь Соломон убеждал сограждан, что розга спасет душу ребенка.
Вторит ему образованнейший для своего времени Ян Амос Коменский. В своих трудах основатель педагогической науки, рассматривает наказания детей как совершенную необходимость в деле воспитания. Правда, призывает не злоупотреблять поркой и не унижать ребенка морально.
Физическое воздействие воспринималось настолько естественным наказанием, что некоторые высокопоставленные граждане, не желая самолично сечь розгой чадо, поручали это дело слугам. Детям же после наказания предписывалось целовать розгу в знак благодарности за преподнесенный урок.
В благочестивой чопорной Англии была разработана концепция телесных наказаний. Детей секли даже не за провинность, а «ради пользы». Зачастую учитель перед уроком порол весь класс. В английских школах с родителей, помимо платы за обучение, брали дополнительные суммы на покупку розог.
Полагалось детей бить и дома. Если у родителей на собственное чадо не поднималась рука, они могли за небольшую плату нанять специального человека.
Примечательно, что в большинстве школ Англии телесные наказания применялись вплоть до середины XX века! Мальчиков били палками и гибкой тростью из ротанга, девочек резиновой спортивной тапкой. Наказание редко зависело от степени серьезности проступка, в большей степени влиял возраст ребенка. Ученики младших классов получали до шести ударов, в старших классах «норма» достигала пятнадцати.

На Руси воспитывали детей не менее сурово, чем в просвещенной Европе. Пороть или не пороть? Вопрос, являющийся предметом яростного спора современных педагогов, психологов, социологов и прочих ученых мужей, несколько веков назад даже не задавался.
Наставник юного царя Иоанна, прозванного позже Грозным, протопоп Сильвестр, автор всем известного «Домостроя», телесные наказания детей определял как весьма полезную меру. Правда, с существенными оговорками. Дабы дети не попали под горячую руку родителя, а заодно осознали свой проступок, мудрый священник предложил выделить для наказаний специальный день (обычно суббота).
Розги, плети, палки, батоги – на протяжении нескольких столетий арсенал для воспитания ребенка оставался неизменным.
Жаловаться на родителей дети, разумеется, не могли. На этот счет в «Уложении» XVII века прямо указано «в этом случае бить детей нещадно». Сами же родители могли вполне официально обратиться к представителю власти с просьбой выпороть непослушное чадо кнутом, что и делалось на центральной площади без лишних разбирательств.
Недаром в детской азбуке того времени большими буквами было начертано: «Розга ум вострит, возбуждает память!»

Дети подвергались физическому наказанию не только в кругу семьи. Активно применялись телесные экзекуции и в школах.
Великий царь Петр, сам, кстати, обучавшийся грамоте у подьячего Никиты Зотова, придавал огромнейшее значение обучению молодого поколения различным наукам. Поэтому школ создавалось много, и отправляли туда детей разных сословий не всегда по доброй воле.
Известно, что телесные наказания при Петре I приобрели особый размах. Не минула эта участь и детей.
Школьная жизнь была сродни казарменной. Ленивых, да и просто медленно усваивающих науки детей нещадно били плетками и палками. Для телесных наказаний в некоторых классах сидели специально назначенные отставные солдаты.

Розги доставались не только детям простолюдинов.
В знатных семьях тоже не гнушались телесных экзекуций. Пороли детей по субботам (вот она, историческая традиция!), не разделяя на правых и виноватых.
Не гнушался сечь розгами своих детей Александр Сергеевич Пушкин.
Не знала границ жестокость матери Ивана Сергеевича Тургенева в вопросах воспитания сына. Как позже вспоминал писатель, били его каждый день, не объясняя причины.
Даже дети из царских семей подвергались телесным наказаниям. Воспитатель Николая I бил будущего царя головой об стену. Сам император своих детей впоследствии никогда не бил, но вернул в школы розги и плети, которые были отменены в начале XIX века.

Об отмене телесных наказаний заговорили лишь в середине XIX века. Педагог и естествоиспытатель Николай Пирогов доказывал, что битье розгами унижает детей и применять физическое наказание следует лишь в самом крайнем случае.
Активная же пропаганда отмены телесных наказаний детей развернулась уже после Октябрьской революции. Правда, долгое время она успеха не имела.

Даже в современной России нет прямого запрета на наказания детей в семьях, хотя в школах этот пережиток удалось преодолеть.

«Школы на Руси» - Чему учили в школах? Берестяные грамоты, вощёные дощечки, писала. Когда появились первые школы? Новгород. Первые школы на Руси были открыты в X веке по указу князя Владимира. В Древней Руси могли учиться элементарной грамоте все желающие. Н.Богданов-Бельский «Устный счёт». Где могли учиться дети, когда не было школ?

«Изба» - Закут - за печью. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю. К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Большое место считалось почётным, и предлагалось важным гостям. Потолок обмазывали глиной. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства.

«Русская национальная кухня» - Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 5. Общерусская национальная кухня 60-е годы XIX - начало XX вв. Главное место на русском столе, особенно на народном, занимал и занимает хлеб. Составитель: Л. Валдек. Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 1. Петербургская кухня конец XVIII в.-60-е годы XIX в.

«Святки» - Святки. Святки отмечались обычно в вечернее и ночное время: дневное время отводилось для повседневной работы, и лишь с наступлением темноты крестьяне откладывали дела и принимали участие в развлечениях, совершали различного рода обряды. Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду - скот ослепнет.

«Дома на Руси» - Горшки изготавливались самых разных размеров. Быт 300. Какие растительные и животные масла изготавливали на Руси? Так что же такое «масло» на самом деле? Полотенцем (а сверху шалью) покрывали невесту, когда везли в церковь. 1. «Конёк - охлупень» – оберег дома от злых сил.

«Русские обычаи» - Почему день 7 июля называют Иван Купала? На Святки отменяются все посты, угощения обильны и разнообразны. Среда - лакомка. Весной. Кто такая золовка? (Родная сестра мужа). Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со святочными песнями. маслениЦА. Молодые невестки принимали у себя родных. Суббота – золовкины посиделки.

Всего в теме 39 презентаций

У наших предков не было проблемы с тем, как угомонить непослушных детей. За каждый проступок полагалось то или иное наказание. Даже за вполне безобидное по сегодняшним меркам поведение стоило ожидать хорошей взбучки.

На горох

Не найти было в старину ребенка, который не постоял бы на горохе. Это наказание было одним из самых распространенных, а получить его можно было, например, за проявление злобы по отношению к родне, невыполнение обязанностей по дому, непослушание.

Несмотря на кажущуюся незатейливость карательной меры, она была очень болезненной и символичной. Многочасовое стояние должно было подтвердить готовность к смирению, а боль от впивающихся в колени твердых зернышек заставляла прочувствовать неправильность собственного поступка особенно глубоко.

Розги

К розгам дети были привыкшие, ведь порку можно было получить не только за проступок, но и для профилактики. Считалось, что это наказание «ум вострит» и оборачивается для ребенка исключительной пользой. И даже если в течение недели он был шелковым и не совершил ни одной промашки, в субботу приходилось спускать портки. Именно этот день был рекомендован для регулярной порки в «Домострое». В нем черным по белому написано: «страхом спасать (детей), наказывая и поучая, и когда и побить… сокрушая ребра, бить железом».

И не дай бог ребенку пожаловаться на суровость родителя или учителей. В Уложении XVII века имелись на этот счет четкие указания – взрослым рекомендовалось за это «бить детей нещадно». На отцов, которые не поднимали на детей руку, соседи смотрели косо. Совсем человек воспитанием отпрыска не занимается!

Розги даже удостоились чести попасть на обложку первого Букваря, отпечатанного в 1637 году Василием Бурцевым. На форзаце учитель нещадно хлещет одного из воспитанников, пока другие усердно разбирают аз-буки-веди.

Насколько «искусно» родители владели розгами легко вспомнить по эпизоду порки Алеши в «Детстве» Горького, когда дед засек мальчика так, что тот потерял сознание, а потом несколько дней «хворал».

Отменены телесные наказания в школах были только в начале XIX века, в семьях же на смену розгам пришел ремень, познакомиться с которым и сегодня приходится многим детям.

Моральное унижение

Многие из учащихся в старину предпочли бы розги, лишь бы не терпеть насмешки от одноклассников. За невыполненный урок или плохое поведение проказника или лентяя наряжали в костюм, который отличался по цвету от школьной формы, или вешали на грудь табличку с унизительной надписью.

Царскосельский лицей был единственным учебным заведением, где телесные наказания были официально запрещены уставом. Вместо этого провинившихся запирали в собственной комнате для осознания вины или сажали последним во время общей трапезы для всеобщего порицания.

Воспитатель Павла I Федор Бахтеев издавал собственную газету, в которой рассказывал всем обитателям дворца обо всех проступках царевича, даже самых незначительных. Тем более удивительно, что для своего сына Павел пригласил Матвея Ламздорфа, который среди всех педагогических приемов выбирал битье оружейным шомполом или удары головой об стену.

Ложкой по лбу

Получить деревянной ложкой по лбу от главы семейства любой находящийся за столом мог за нарушение правил поведения за столом. Из стоявшего в центре стола чугунка все черпали согласно старшинству и положению в семье: сначала пробу снимал отец (или дед), а затем остальные. Полез ложкой вперед батьки – проявил неуважение к кормильцу.

Отправлять в рот кашу или похлебку следовало аккуратно, вдумчиво и неспешно. Не подставил под ложку хлеб и капнул на стол? Подставляй лоб! Задал кому-то невинный вопрос! Опять готовься к удару! Семьи были большими, поэтому некоторым отцам приходилось частенько доставать новый столовый прибор.

Детская колония

Еще в конце XVIII века законы разрешали родителям отправлять непослушных детей в специальные смирительные дома на срок до 6 месяцев. Взрослые сами определяли, в течение какого срока ребенка будут «исправлять», а также за какой именно проступок его туда отправить. Самыми частым поводами становились: «упорное неповиновение», «развратная жизнь» и «другие очевидные пороки» (как ребенок проявлял разврат, и что это за «очевидные пороки» не уточнялось).

Действовало единственное ограничение – превратить в уголовника можно было только ребенка, которому исполнилось 7 лет. В Уложении о наказаниях 1845 года именно с такого возраста наступала уголовная ответственность.

Три дня сухомятки

Умение контролировать собственные эмоции – ценнейшее качество, которое обязан был взращивать в себе с малолетства каждый. Конечно, взрослые не запрещали детям веселиться и играть. Сделал дела, бегай с колесом по двору хоть до посинения. Требовалась малость – уметь вовремя остановиться. Например, смейся, но не так, чтоб из глаз слезы брызгали. Прослезился? Три дня на воде и хлебе.

Коленопреклонение

«Что-то сегодня слишком жарко», или «Как же этот дождик надоел», – за подобные фразы ребенок мог поплатиться независимо от возраста. К ежедневной молитве добавлялись 25 земных поклонов. А это совсем не то же самое, что преклонить голову или сделать малый поясной поклон. Медленно опуститься на колени, а затем неспешно встать, – и так 25 раз.

Наказание символизировало падение человека во грехе (опускание на колени) и его прощение Господом (подъем с колен). Оно не только позволяло прочувствовать вину, но и избавляло от лени. Родители строго следили, чтобы епитимья не превращалась в некий комплекс гимнастических упражнений, выполняемый наскоро и бездумно.

Лишение сладкого

Собственно, лишали не только сладкого. Быть готовым выдержать 12-дневный строжайший пост с сотней (!) ежедневных земных поклонов следовало тому, кто во время церковной службы позволил себе хотя бы перешептывание с соседом. Для молодых суставов, может, и не слишком суровое испытание, но на голодный желудок, думается, не слишком простое для выполнения.

Ограничения в еде были и самым популярным видом наказания в императорских семьях. Так, детей Александра II могли лишить сладкого или поставить в угол за съеденный до обеда пирожок или вопросы по поводу меню.

Пощечина

Взрослые не терпели от детей возражений и выбирали для «выбивания дури» за прекословие, пожалуй, самый унизительный способ наказания – пощечину. Хлестали по щекам чаще девочек. Одним для запоминания «урока» хватало раза, другие ходили с горящими щеками каждую неделю. Именно так, к слову, воспитывала мать Наталью Гончарову – будущую жену Пушкина.

Современные опросы подтверждают, что желание наказать ребенка «кнутом» регулярно возникает у каждого третьего родителя, хотя самыми популярными воспитательными мерами сегодня, к счастью, считаются легкий подзатыльник и отлучение от смартфона.

Наказания женщин за разные преступления на Руси и в странах Европы и Азии сильно различались. При этом средневековые законы всех стран фиксировали лояльное отношение общества к телесным наказаниям женского населения. И в «просвещенной» Европе, и в «дикой» Азии битье жены было чем-то само собой разумеющимся. На Руси эта старинная традиция отражена в своде законов семейной жизни, известном под названием «Домострой».

Наказания жен в семьях

Домострое «поучение» жены с помощью телесных наказаний преподносится как обязательное. При этом женщина практически приравнивается к домашней скотине. Последнюю полагается бить сильно, потому что ни осел, ни конь смысла человеческой речи не понимает и способен подчиняться только физической силе.

Женщина, как существо от природы склонное ко греху, но при этом наделенное разумением языка, по мнению автора Домостроя, за мелкие проступки может быть подвергнута только несильным ударам. Жену можно было бить рукой или плетью. Во время наказания нельзя было использовать травмирующие металлические предметы и наносить удары, которые могли привести к инвалидизации (например, бить по глазам).

Несмотря на такую оговорку, в русских семьях часто случались жесточайшие избиения жен, которые приводили к летальному исходу. При этом если сама женщина поднимала руку на мужа, то должна была платить штраф в казну в размере 3 гривен (Указ Ярослава).

За тяжкий проступок или просто «под горячую руку» женщину полагалось достаточно сурово высечь плетью. Аналогичные законы существовали (и до сих пор существуют) в странах Востока. В первую очередь, это касается мусульманских держав, где муж также имеет право по своему усмотрению наказывать жену за проступок или просто в назидание.

В европейских странах не было каких-то определенных законов на этот счет, но за избиение женщины в семье ни один муж в Средние века наказания не понес. Телесное наказание жены в семье было чем-то само собой разумеющимся, как бы «в порядке вещей».

Кара за измену

Измена жены почти во всех культурах считалась тяжким преступлением. При этом на мужскую измену и на Руси, и в Европе долгое время смотрели сквозь пальцы. В случае доказанной измены жена вместе с любовником должна была нести наказание от рук обманутого мужа. Последний мог, на свое усмотрение, высечь кнутом или как-то иначе покарать обоих преступников. Наказание практически всегда было телесным.

Довольно часто и само общество могло придумать какое-то изощренное позорящее наказание как для бесчестной жены, так и ее мужа-рогоносца. Иногда устраивались целые позорные шествия: женщина шла впереди и вела осла, на котором сидел ее обманутый супруг. За этой процессией шествовал глашатай, через определенные промежутки времени возвещавший всем о преступлении женщины и позоре ее мужа.

Такие публичные казни очень любили в Западной Европе. На Руси ни женщин, ни мужчин публичному осмеянию не подвергали. Обычно на преступницу налагали штраф или отправляли ее отбывать наказание в прядильный дом. Мужчина в таких случаях имел право развестись с неверной и впоследствии вступить в другой брак. Женщине эта дорога была заказана: она не имела права повторно выйти замуж.

Но русские законы в отношении наказания изменников постоянно менялись. В большинстве случаев все-таки налагался штраф, а муж уже мог поступить с супругой по своему усмотрению.

В Византии к изменникам применялось гораздо более суровое наказание - им отрезали носы, чтобы «клеймо» позора осталось на всю жизнь. Наказание изменницы в мусульманских странах - забивание камнями до смерти. Казнь производилась большим количеством людей. Обвинителями и одновременно палачами выступали все родственники обманутого мужа, старейшины селенья и вообще любой, кто чувствовал в своей груди праведный гнев за попрание законов Аллаха.



Поделиться