Раннее развитие: что оно дает современным детям. Раннее развитие ребенка: что это такое


В этой статье мы расскажем о плюсах и минусах занятий по раннему развитию ребенка.

Что такое раннее развитие ребенка?

Сегодня в каждом городе можно увидеть школы и центры, которые занимаются ранним развитием ребенка. Но далеко не все понимают, что означает понятие «раннее развитие детей». Оно взяло основу из определения «раннего детства» - это возраст малыша от 1 до 3 лет, хотя некоторые также относят к нему и период младенчества до 1 года.

Раннее развитие - это организованный процесс обучения ребенка в возрасте до 3 лет, который позволяет получить ему определенные знания, овладеть новыми навыками, необходимыми для успешного процесса взросления.

Заблуждения по поводу раннего развития ребенка.

Конечно, многие считают, что обучение в центре полезно его чаду, там он учится чему-то новому и повышает свой интеллектуальный уровень. Но поскольку многие не знают, как проходят обучение и процесс воспитания, формируются определенные мифы.

Заблуждение 1. В детских центрах учат определенному навыку (рисованию, чтению, счету, пению и т.п.).

На самом деле педагоги занимаются всесторонним обучением ребенка: его учат речи, математике, творчеству, а разнообразие занятий позволяет поддерживать интерес у малышей, что положительно влияет на их развитие.

Заблуждение 2. Для обучения используются специально разработанные методики.

Развитие детей подразумевает не только учебу, дети могут получать новые знания и навыки с помощью игр, чтения сказок и даже простого общения.

Заблуждение 3. Посещение школы раннего развития лишает ребенка детства, оно не нужно, поскольку его всему научат в детском саду и в школе.

Это мнение совершенно ошибочно. В подобных центрах дети получают отличную возможность обучаться в дружеской атмосфере, общаться со сверстниками, там проводятся специальные игры, чтобы малыш не заскучал. Дети не воспринимают центр как место для обучения, для них это кружок, где можно весело провести время.

Почему так важно раннее развитие ребенка?

Считается, что в первый год жизни мозг ребенка развивается примерно на 50%, а к трем годам - уже на 80%. Именно поэтому малыш нуждается в обучении в таком возрасте. Задача раннего развития заключается не в том, чтобы он научился читать или считать, а в том, чтобы развить его естественные способности. В этом возрасте обучение состоит в улучшении памяти, концентрации, внимания и наблюдательности.

Раннее развитие поможет ребенку в дальнейшей жизни: ему будет проще обучаться, он будет быстрее адаптироваться ко внешним условиям и легче находить общий язык со сверстниками.

Стоит ли отдавать ребенка в центр раннего развития?

Отличным вариантом будет посещение школы раннего развития малыша совместно с родителями. Ребенок будет чувствовать поддержку, не испугается новых людей. Потом постепенно, освоившись, малыш сможет оставаться на занятиях без мамы. Ни для кого не секрет, что ребенок, который проводит время постоянно только наедине с мамой, потом сложнее общается с другими людьми. Когда дети, не посещавшие школу, идут в садик, они сильно переживают, нередко плачут и просятся домой к маме.

В центре же ребенок постепенно начинает привыкать к новым людям, к общению. ребенка, как правило, проходят несколько раз в неделю по 1-2 часа. Такое расписание будет комфортным для малыша, он понемногу привыкнет проводить время без мамы, поэтому после быстрее адаптируется в садике.

Для хорошего развития ребенка ему необходимо внимание: проводите время с малышом, играйте в развивающие игры, почаще общайтесь, водите на занятия в центр раннего развития, где он сможет пообщаться со сверстниками и получить новые знания.

Раньше никто особенно не развивал детей, хватало и того, что давал детский сад. Да и заниматься с ребёнком начинали года в четыре, а сейчас всюду говорят о развитии с пелёнок. Выбирать курсы раннего развития продвинутые мамочки начинают, когда малыш только начал ползать. Что же такое ранее развитие детей и зачем оно нужно? Попробуем разобраться.

Когда говорят о раннем развитии, то имеют в виду, что ребёнок по своим темпам развития и по уровню знаний опережает тех сверстников, с которыми не проводятся специальные занятия. Что именно включает в себя комплекс «раннего» для ребёнка - никто точно не знает, потому что существует огромное число методик, и каждая считает мерилом развитости что-то своё.

Современные родители стараются начать «развивать» ребёнка как можно раньше. Некоторые - уже до рождения (да0да, есть и такие методики!). Создаётся впечатление, что все родители делятся на 2 лагеря: одни не думают ни о каком раннем развитии, потом спохватываясь перед школой, а другие берутся за развитие детей с таким рвением, что становится жалко детей.

Истина, как всегда, где-то посередине.

Попробуем разобраться, нужны ли вообще какие-то развивающие курсы и спецзанятия для малышей.

Многие авторы методик раннего развития (Доман, Монтессори, Сузуки, Зайцев, Никитины, Троп) настаивают, что теории, которые принято называть методиками раннего развития - они никакие не ранние, а как раз своевременные. Наиболее интенсивное развитие умственных и творческих способностей ребёнка происходит в период от полутора до трёх с половиной лет. Учёные определили, что к 3 годам развитие клеток мозга завершается на 70%, а к шести - на 90%. Потом же многие врождённые механизмы, которыми природа наградила человека, отмирают.

Например, мало кто знает, что все слышащие дети рождаются с абсолютным музыкальным слухом, поэтому среди тысячи шумов они способны узнать звук биения именно материнского сердца. Но если музыкальные способности не развивают, к шести годам многие дети утрачивают этот дар.

И вот, узнав этот факт, родители начинают энергично развивать ребёнка, определяя полуторагодовалых крох одновременно на английский, ритмику, курс логики, в бассейн и ещё в художественный кружок, а дома обвешивая комнаты карточками Домана. Многие родители настолько окрылены идеей воспитания гения, что строят развитие ребёнка по принципу «а вдруг что-то не успеем? А вдруг мы что-то не додали?» Ведь так хочется с гордостью говорить маме другого малыша: «Как, ваш ещё не читает? (не ходит сам на горшок, не учит английский, не считает до 10 и т.д.) а мы уже полгода как это умеем!»

Прежде чем браться за занятия с ребёнком или вести его на какие-то курсы, определитесь, что вами руководит: желание помочь ребёнку познать мир или родительские амбиции. Если вы, прежде всего, хотите испытать гордость за родительские достижения в сфере обучения малыша, то все неудачи ребенка станут для вас личным поражением, подтверждением собственной несостоятельности. И тогда начнёт страдать ребёнок, на которого родители возложили надежды, а он, увы, не оправдал.

Так что же делать? Не развивать ребёнка? Тоже неверно.

Раннее развитие ребёнка - это не дань моды, а необходимость, диктуемая потребностями современного технологического мира. Традиционная педагогическая наука никак не хочет признавать, что потенциал ребёнка гораздо выше, чем простое закрашивание раскраски или лепка морковок, что делают с малышами в детском саду. Без специальных занятий дети подходят к школе без специальных навыков и стройной системы знаний. Во-первых, это изначально ставит их в невыгодное положение. Представьте, как больно ребёнку 6-7 лет осознать, что его не взяли в хорошую школу, так как он чего-то не знает и не умеет - то есть, что он глупее других! Во-вторых, ребёнку все равно приходится навёрстывать упущенное. Особенно неприятно, если это происходит в 1 классе, когда ребёнок часами делает домашние задания, с которыми его одноклассники справляются за 10 минут.

Конечно, каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом. Однако если с ребёнком планомерно заниматься, применяя различные методики раннего развития, то развитие способностей происходит интенсивнее, чем у тех детей, с которыми не проводятся занятия.

Какую же методику предпочесть? Чем именно заниматься с ребёнком? в каком возрасте начинать? Эти вопросы мучают родителей.

Многие развивающие системы пришли к нам из-за рубежа и не могут быть адаптированы к русскому менталитету. Скажем, система Масару Ибуки под названием «После трёх уже поздно», построена в японских традициях: там много внимания уделяется эстетико-музыкальному развития и иностранным языкам. При этом в этой методике полностью отсутствуют задания на развитие физической активности, что также немаловажно для полноценного развития ребёнка.

Все дети индивидуальны. Поэтому то, что подходит к одному ребёнку - может абсолютно не подходить другому. Лучше всего, если для ребёнка создаётся личностно ориентированная система, опирающаяся на индивидуальные особенности и потребности именно этого ребёнка. Бесполезно пытаться хаотично засунуть в ребёнка максимум сведений, нельзя делать упор на чтение или наоборот художественно-эстетическое развитие. Основной задачей ранних занятий должно быть разностороннее развитие личности ребёнка, его логического и абстрактного мышления. То есть, важно не только раскрыть детям основы наук, но и научить детей самостоятельно постигать мир и самостоятельно делать выводы и открытия.

Развитие ребёнка должно быть гармоничным. Всему своё время, надо следовать пути естественного развития человека.

От природы каждый ребёнок одарён в какой-то сфере, и цель педагогов и родителей - нащупать эти «Божьи искры» в каждом ребёнке, раскрыть потенциал ребёнка и научить самостоятельно развивать природные способности.

Нельзя замыкаться на развитии только сильных сторон ребёнка и его талантов, так как в таком случае мы получаем дисгармонию развития. Например, хиленького «ботаника» или же интеллектуально ограниченного спортсмена. В принципе, нельзя ставить целью воспитать из ребёнка гения, так как в погоне за результатами можно «перегрузить» ребенка, а постоянно демонстрируя эти результаты окружающим, можно испортить характер малыша. Всестороннее развитие гораздо важнее, чем рекорд в каком-то одном направлении, потому что именно оно даёт основу для формирования гармоничной личности.

Ратуя за раннее развитие, родителям надо быть разумными и опасаться новомодных методик, провозглашающих, что надо научить чадо читать раньше, чем ходить. Человек, прежде всего, часть природы, и в нас, как биологической единице, заложен определённый план развития, нарушать который неправильно.

Годовалого ребёнка нужно научить владеть своим телом и стремиться к познанию мира, а не усаживать за цифры. В возрасте около двух лет ребёнка нужно научить добывать знания и анализировать информацию, развивать его речь и стремление к познанию мира. Ближе к трём годам ребёнку надо научиться классифицировать данные, делать выводы, то есть тут важно развивать логическое и абстрактное мышление, а также заложить основы безопасности. То есть, всему - своё время, свой возраст.

Приходится удивляться, какая каша образуется в голове молодых родителей, начитавшихся журналов про раннее развитие. Хотя все родители любят своих деток и стараются уделять им максимум внимания, мало кто может заниматься с детишками из недели в неделю по определённой системе. Не имея ни специальных знаний, ни педагогических способностей, родители совершают массу ошибок, которые потом приходится исправлять профессионалам. Именно поэтому для того, чтобы ребёнок рос умненьким, стоит определить его на развивающие развития в детский центр или какую-нибудь студию.

Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием «раннее развитие». Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.

Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот «раннее развитие»? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее… Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом… У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать… Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.

Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.

Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним развитием» ребенка.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор (Хотя мы знаем, что и общепринятые нормы за последние 20-30 лет сильно изменились: кого сейчас удивишь читающим пятилеткой? А раньше почти все дети приходили в школу не читающими).

Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.

Исходя из этого, можно дать второе определение термину «раннее развитие» – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, «садовско-школьными» способами обучения. Это нечто совсем другое.

  • Это специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.
  • Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.
  • Это неограниченная физическая активность, «подкрепляемая» оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее.
  • Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).
  • Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.
  • Это кубики с буквами (или, еще лучше, со складам), в которые малыш просто играет вместе с мамой.
  • Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.Раннее развитие – это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения. Раннее развитие — это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.Раннее развитие – это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.

    Теперь давайте разберем, что следует учесть еще до начала занятий с малышом.

    Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.

    Второе – не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.

    Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.

    Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.

    Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.

    Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.

    Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.

    Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время.

    Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку «мероприятие». Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.

    Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

    Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.

    Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в метро, на прогулке – речь взрослого важнее любого методического пособия.

    Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «Ребёнок и его окружение» и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.

    Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем.

    Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения. Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе. Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.

    Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.

    Надеюсь, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.

    А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – интересно, необходимо каждому.

    Пусть у Вашего малыша будет активная мама!

Сегодня сложно найти человека, который бы ничего не слышал о термине «раннее развитие ребенка».

Многих родителей интересует, что же это такое?

Что такое раннее развитие ребенка

Под понятием «раннего развития» понимается активное развитие способностей ребенка от рождения до 3-4- летнего возраста. Именно в этот период формируются интеллектуальные способности малыша.

Учеными доказано, что к 3 годам развитие клеток головного мозга составляет 70-80%, а к семилетнему возрасту – 90%. Стоит ли упускать возможность и не использовать потенциал малыша?

Способность мозга принимать и запоминать информацию – это основа, на которой держится дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Мышление, творчество, способности развиваются после 3 лет, но используется основа, которая сформировалась к этому возрасту. Если она отсутствует, бессмысленно учить, как ее применять. (4)

Мечтой родителей является раскрыть возможности ребенка, вырастить его успешным и уверенным в себе. Для этого необходимо создать развивающую среду и немного потрудиться.

Итак, раннее развитие - это:

  • физическая активность ребенка без ограничений. Для этого следует выделить специальное место в доме, где он сможет заниматься, развивая ловкость, силу, навыки владения своим телом, при этом ощущая себя увереннее. Физическое развитие ребенка напрямую связано с интеллектуальным;
  • окружающая среда с увлекательными предметами, которые изучает и познает ребенок;
  • различные игрушки, дающие многообразие зрительных, звуковых, тактильных ощущений;
  • регулярные беседы, совместные темы для обсуждения, чтение, рисование, лепка из пластилина, музыка, прогулки и многое другое;
  • инициативность мамы по отношению к ребенку ее постоянное присутствие и внимание. Получение радости от совместного творчества, желание сделать жизнь ребенка яркой, интересной и насыщенной.

Для чего необходимо раннее развитие. Цели и задачи

Исследования ученых доказали, что еще не родившийся ребенок способен воспринимать, запоминать информацию и даже принимать решения. Ребенок в утробе матери обладает удивительным диапазоном чувств и живых эмоций (3), а доктор психологических наук Г.А. Урунтаева отметила, что органы чувств новорожденного ребенка функционируют с момента рождения (1).

Детский организм уже с рождения начинает активную деятельность: развивается сенсорное восприятие, тактильные ощущения. Новорожденный приспосабливается к новым условиям существования, включаются мощные механизмы адаптации. Ребенку необходимо знать о мире, в который он пришел, все.

По мнению Г.А. Урунтаевой особенностью развития в этот период является то, что зрение и слух опережают развитие рук. Карточки Домана, кубики Зайцева, рамки Монтессори, доски Сегена, пособия, игры, игрушки, рисование, лепка, аппликация, игры с водой, с песком - все это необходимая информация в познании окружающего мира.

Позиция некоторых мамочек: « Я ничем не занималась с ребенком, и ничего - растет не хуже других» непонятна и неверна. Да, растет, а каково будет ребеночку в дальнейшем, например, в школе, когда на школьника навалится колоссальная нагрузка по чтению, счету, письму? Сможет он все успевать и легко ли будет совершенно неподготовленному ребенку? Требования в современных школах к нынешнему поколению жесткие. Кто позаботится о завтрашнем дне своего ребенка, как не собственные родители?

Помните, это будущее не только вашего малыша, но и ваше. Сегодня от родителей зависит, насколько легко и гармонично войдет и адаптируется в современном мире маленький человек.

Итак, цель раннего развития - расширить информационное пространство ребенка, дать знания об окружающем мире, развить творческий потенциал и способность принимать решения. Главная задача - воспитать успешную и гармоничную личность.

Как проводить занятия, основные правила

Заниматься с ребенком просто и интересно. Детки легко идут на контакт, ведь им все любопытно. Главное, ваше желание, а время всегда найдется. Полчаса пролетит весело и незаметно, а польза будет всем и результат - полноценное, раннее развитие.

Необходимо придерживаться несколько основных правил:

  • не перегружайте ребенка, можно отбить желание заниматься;
  • беседуйте постоянно, обсуждайте все и везде;
  • не заставляйте заниматься, если у ребенка нет настроения или он не здоров;
  • развивайте гармоничную личность, изучайте различные предметы и разносторонние явления;
  • упрощайте занятия, если малышу трудно;
  • оставляйте право выбора времени и деятельности за ребенком;
  • разнообразьте методические пособия: карточки, игры, книги, мультфильмы, музыкальные сопровождения;
  • создайте развивающую среду: карточки, кубики, книжки, игрушки пусть будут повсюду. Плакаты, календари, фотографии, картины украсят стены;
  • не ограничивайте ребенка в действиях;
  • разрешайте, под наблюдением взрослых, играть малышу с домашними предметами;
  • включайте музыку: классику, сказки, детские песенки;
  • предоставляйте самостоятельность с раннего возраста;
  • поощряйте навыки самообслуживания;
  • хвалите малыша за любой успех.

Благодаря занятиям развитие ребенка будет более ранним и полноценным, главное, он научится добывать знания самостоятельно.(2)

Не бойтесь перенасытить информацией детский мозг. На определенном этапе, когда он переполняется сведениями, мозг отключается. Информации не бывает много, наоборот, чтобы полноценно развить ребенка, ее оказывается слишком мало. (4)

Масару Ибука, известный как основоположник инженерных идей корпорации «Sony» и новаторской теории по обучению детей на первых этапах жизни, написавший ряд книг, одной из которых является «После трех уже поздно», рассказывает о присутствие потребности в раннем развитии у каждого ребенка. Успех будущей личности напрямую будет зависеть от удовлетворения этой потребности. (4)

Помните, для успешного результата следует любить малыша, уважать и знать - видеть его способности и интересы.

Выбор методики по раннему развитию и центра раннего развития остается за вами, ведь никто лучше вас не знает характера, темперамента и наклонностей вашего ребенка.

Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием "раннее развитие". Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.

Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот "раннее развитие"? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее...Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом... У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать... Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.

Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.

Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним развитиемЛ ребенка.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие - не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор (Хотя мы знаем, что и общепринятые нормы за последние 20-30 лет сильно изменились: кого сейчас удивишь читающим пятилеткой? А раньше почти все дети приходили в школу не читающими).

Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.

Исходя из этого, можно дать второе определение термину "раннее развитие" - интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, "садовско-школьными" способами обучения. Это нечто совсем другое.

Это специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.

Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.

Это неограниченная физическая активность, "подкрепляемая" оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее.

Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).

Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.

Это кубики с буквами (или, еще лучше, со складам), в которые малыш просто играет вместе с мамой.

Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.

Раннее развитие - это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной "включенности" в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения.

Раннее развитие - это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.

Раннее развитие - это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.
Все методики развития настолько разные, что классифицировать их крайне сложно: одни называются по тому, что они развивают, другие по имени создателя. Попробуем "развести" их на "физические" и "творческие". С рождения до года проходит целая эпоха в жизни малыша. За это время он учится самостоятельно переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, есть, улыбаться, выговаривать первые слова....Поэтому самым важным на этом этапе для него является физическое развитие. То, насколько окрепли его мышцы, позволяет ему скорее встать и увидеть самому, что же находится в этой большой для него квартире. А вот ближе к трем годам большое значение имеют "психологические" методики, развивающие мышление, память, кругозор.

Что следует учесть еще до начала занятий с малышом?

Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.

Второе - не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.

Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.

Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.

Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.

Все игры и занятия вводите по принципу "от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному". Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.

Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.

Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время.

Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку "мероприятие". Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.

Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.

Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в метро, на прогулке - речь взрослого важнее любого методического пособия.

Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа "Ребёнок и его окружение" и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.

Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте "запасы знаний", живите сегодняшним днем.

Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.

Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.

Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.

Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.

Надеемся, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.

А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать - интересно, необходимо каждому.


br /> Раннее развитие - общие размышления
Термин "раннее развитие ребенка" появился сравнительно недавно. В России первыми экспериментаторами была семья Никитиных. В Америке большую популярность обрела система Глена Домана, в Италии - Марии Мантессори, в Японии - Масару Ибука. Все эти достойнейшие люди сходились в одном - существующая система образования в корне неверна. Если с детьми не заниматься с самых первых дней жизни, то потом будет поздно.

Противники идеи раннего развития
Ранне развитие ребенка, казалось, бы что может быть лучше? И каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос гением. Но не у каждого подобный взгляд на вещи.

Вундеркинды с пеленок (о вреде раннего развития)
В последние годы методики раннего развития стали чрезвычайно популярны в нашей стране – уже в люльке детей различными способами учат читать и считать. Но врачи-психотерапевты бьют тревогу – увеличивается число детей с нарушениями психики. Корреспондент еженедельника «Интерфакс ВРЕМЯ» выяснила, чем так называемые методики раннего развития отличаются друг от друга и от традиционных программ дошкольного воспитания.

Система Монтессори
О педагогической системе Монтессори слышали многие. Что это такое, и как она применяется в детском саду, мы расскажем в этой статье.

Вальфдорская педагогика
Вальдорфская система образования базируется на Антропософии (или духовной науке), которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером. Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс, возник в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.), в связи с возникшим в то время, в условиях послевоенного кризиса, поиском новых форм социальной жизни общества.

Методика Глена Домана
В конце сороковых годов американский военный врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названным "Институтом ускоренного развития ребенка" ("Better Baby Institute" (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он вместе с сотрудниками пришел, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

Методика раннего развития Никитина
Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Так же они придумали и апробировали на своих детях новую систему оздоровления детей.

Методика Сесиль Лупан
Сесиль Лупан - автор книги Поверь в свое дитя. Основная идея, которую предлагает нам автор, заключается в том, что дети требуют не внимания - опеки, а внимания - интереса, который им могут дать только их родители.

Теория Масару Ибука
Помогает ли раннее развитие воспитывать гениев? Я отвечаю: нет. Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым

Методика Н.А. Зайцева
Н.А. Зайцев - педагог, преподаватель грамматики и математики, создатель "Кубиков Зайцева". Автор отказался от традиционно "фонемного" принципа обучения чтению и взял за основу "складовой (слоговой)" принцип. Он отвергает то, что прежде, чем научиться читать, ребенок должен знать названия букв, алфавит.

Методика Воскобовича
Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.

Методики обучения чтению: что лучше?
Для большинства взрослых людей чтение - естественный процесс, в котором непросто выделить элементы, из которых он состоит. И при этом для большинства детей обучение чтению - это процесс, требующий упорства и усилий. Помните, как трудно было научиться читать? Произносить букву, одну за другой, удерживая их последовательность в голове и пытаясь понять, что это за слово, потом таким же образом читать следующее слово. Все усилия уходят на то, чтобы прочитать одно единственное слово, и когда ребенок читает следующее слово, он нередко забывает предыдущее. Попробуйте перевернуть эту статью вверх ногами и прочитать ее. Трудно? Много из прочитанного Вы запомнили? Интересно было читать таким образом? Сомневаюсь, что интересно. Так же и ребенку: трудно читать, мало что из прочитанного он запоминает, и потому не интересно читать.

Художники с пеленок
В Европе грудничковое рисование практикуется уже на протяжении 20 лет. Грудничковое, или его еще называют младенческое, творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Там же, на Западе, впервые стали проводить вернисажи, выставляя шедевры, написанные крошечными пальчиками. (Также врачи уверенны, что детские картины способны положительно влиять на психическое и эмоциональное состояние взрослых.) Искусствоведы говорят об их сходстве с техникой художников-импрессионистов, основанной на интуитивном рисовании.

Раннее музыкальное развитие ребенка
Каждая мама чувствует, что недостаточно только кормить, перепелёнывать и гулять с ребёнком. Уже в первые месяцы жизни малыша у мамочек появляется необходимость иметь в своём "репертуаре" народные песенки-игры...

Первые книжки малыша
Какими должны быть первые книги для малышей? Когда начинать читать ребенку?

Польза детских ходунков сильно преувеличена!
Почему так популярны детские ходунки? В частности, благодаря рекламе компаний, которые их производят. Давайте разберемся, что из того, что говорят о ходунках, правда, а что - заблуждение.

Университеты для малышей
Еще вынашивая малыша, "беременные" родители уже планируют его будущие университеты: чему и где обучать ребенка, какую методику развития предпочесть, когда можно начинать обучение.

Ребенок и иностранные языки: когда начинать обучение?
Сейчас очень популярно и даже модно раннее развитие детей, в частности, раннее обучение иностранным языкам. Сплошь и рядом молодые мамы начинают обучать языкам (особенно английскому) полуторагодовалых и даже трехмесячных малышей - показывают им карточки с английскими словами, ставят мультики на английском и т.п.

Каждому овощу свое время. Опасность раннего развития.
В последние десятилетия многие родители увлекаются ранним интеллектуальным развитием своих чад. Дети еще ходить как следует не умеют, многие вообще предпочитают передвигаться ползком, поскольку так быстрей и привычней, а им показывают английские буквы и по многу раз повторяют иностранные слова.

Я РИСУЮ!
Этот маленький карапуз едва ли ползает, а способен раскрасить не только вашу жизнь, но и интерьер вашего дома новыми красками!



Поделиться