О развитии творческих способностей ребенка. Методическое пособие «Воспитание творчеством. Айсберг на ковре

Воспитание детей посредством творчества давно стало одной из самых распространенных и применяемых методик. Это совершенно не удивляет, учитывая количество положительных эффектов, которые дает такой способ развития способностей ребенка.

Каждый ребенок – это удивительная личность, целая вселенная, заключенная в маленьком теле любимого чада и очень важно эту вселенную заметить и вовремя дать развиваться.

Какую же пользу приносит воспитание детей через творчество? Для начала, это отличный способ сублимации и перенаправления энергии ребенка. Представьте – вместо того, чтобы ломать мебель и стричь домашних животных, ваш ребенок будет рисовать, лепить что-то из пластилина или вышивать крестиком, к примеру. Не правда ли, заманчивая перспектива спокойствия и тишины в доме?

Самым важным в данном аспекте является обнаружение склонностей ребенка, необходимое для подбора вида творчества. Понаблюдайте за своим малышом – что ему больше нравится? После таких наблюдений вы можете смело приступать к перенаправлению его энергии в нужное русло. Это, так же, поможет избежать лишних расходов и нервотрепок. К примеру, если ваш малыш в душе художник и от рисования на обоях его могут отвлечь только мамины строгие выговоры, стоит задуматься над тем, как этот минус превратить в плюс. Такая проблема очень просто решается путем размещения ватманов в пределах досягаемости чада. Если есть на чем рисовать, обои останутся целыми. То же самое можно сказать и о нездоровой тяге к ножницам – купите ребенку набор цветной бумаги и ваши питомцы, а порой и детская челка, останутся в целости и сохранности.

В выборе творческого замещения стоит внимательно относиться к особенностям возраста ребенка. Ведь совершенно очевидно, что воспитание детей 4 лет существенно отличается от воспитания детей 9 лет. И, если в первом случае будет достаточно предоставления нужных материалов, то во втором можно подумать и о специализированных учреждениях, где творческий потенциал вашего ребенка раскроется в полной мере при помощи специалистов. Кто знает, может быть именно этот шаг станет некогда решающим в определении профессии вашим чадом.

Воспитание через творчество позволяет раскрывать и совершенствовать личность ребенка в самом полном объеме. Это не только интересно и весело, но и полезно во многом, так как совершенствует навыки ребенка в определенных сферах. К примеру, при занятии плетением или аппликацией, хорошо развивается моторика пальцев, а при пении улучшается работа голосовых связок, рисование развивает в ребенке чувство вкуса, а любой из этих видов творчества дает вам повод для законной родительской гордости.

Но, если обнаруживается, что у ребенка есть тяга к рисованию, то нужно это развивать обязательно. Не нужно запрещать ему делать это, поскольку он развивается этим и может показать то, что не ожидает никто. Почему же с самого детства нам внушали, что художник – это бедный человек, который всегда по жизни будет голодным? Ведь это не так уж и важно, потому как художники пишут такие шедевры, что душа, порой, разрывается на части. Они как-то и думают по-другому, воспринимая мир совершенно в других красках.

Ведь, даже самый простой человек, взяв в руку карандаш или кисточку, может что-то нарисовать на листе бумаги. Может, это будет как попало, но, рисуя, человек всегда становится спокойнее. Вот так и детьми, которых воспитывают творчеством. Они начинают смотреть на мир иначе. Но, если у них случается какая-то радость или печаль, то непременно он сможет изложить всю свою душу на бумаге.

Профессиональные художники, которые дают уроки рисования детям, всегда являются хорошими психологами. Они знают, когда можно успокоить ребенка и рассказать ему о том, что жизнь прекрасна. И во время урока рисования показать ему на листе бумаги или на холсте, как же выглядит столь прекрасная жизнь. Ведь, оказывается, это так просто!

Необходимо запомнить, что для детского творчества не нужно слишком многого, потому как для этого нужна свобода действий, время и, самое главное, поддержка родителей.

Консультация для родителей

«Воспитание творчеством»

«Воспитание творчеством»

Знакомство ребёнка с искусством, с красотой поэзии, живописи, музыки обогащает его, приобщает к творческому отношению к людям и окружающему миру.

В своих рисунках (так же как в игре, в лепке, аппликации) дети отражают переполняющие их жизненные впечатления. Открывают новое, увиденное ими в мире, в котором они живут.

Рисунок, так же как и игра, приучает ребёнка мыслить, фантазировать, активно переживать увиденное. Все эти умения, в свою очередь, воспитывают и формируют культуру чувств, культуру восприятия и мысли ребёнка.

Часто у маленьких художников не хватает еще опыта, умения для того, чтобы изобразить увиденное. В этом случае мы, взрослые, родители, должны еще и еще раз вместе с ребёнком внимательно рассмотреть предметы и их особенности.

Большинство родителей достаточно внимательно и серьезно относятся к детскому творчеству, понимая, какие воспитательные возможности каждому из нас, родителей, оно предоставляет. Благодаря детскому творчеству, мы – родители, педагоги – можем увидеть окружающий нас мир детскими глазами. И таким образом лучше узнать и понять наших детей. Понять их проблемы, страхи, радости и сложности их развития. А это значит – мы получим новые возможности для разумного воспитания малыша.

Родители должны приучить ребят бережно и внимательно относиться к собственному творчеству. Для этого, видимо, необходимо чаще вместе с ребёнком рассматривать его рисунки, обсуждать их. И по возможности не скупиться на похвалы. А при необходимости дать полезный совет или задать вопросы по поводу выбранных тем, героев или событий, изображенных малышом.

В случае если вдруг ребёнок бросил незаконченную работу (он устал, ему надоело рисовать и т. д.), нужно постараться понять истинную причину. Возможно, маленький художник просто – напросто раздражен неудачей? В любом случае стоит вместе с ним вернуться к начатой работе и закончить её. Таким образом мы приучаем малыша к терпению, к серьёзному отношению ко всякого рода труду.

Эстетическое воспитание, воспитание красотой включает в себя все виды искусства. Вот почему жизнь наших детей должна быть обогащена не только изобразительным творчеством, но и музыкой, и литературой.

Воспитание искусством, как и всякое воспитание вообще, должно быть целесообразным, продуманным, педагогически грамотным. Мозг ребёнка чрезвычайно жаден ко всякого рода информации. И тут, конечно же, обязательная задача педагога провести отбор этой информации.

Каждый увиденный по телевизору или в кинотеатре фильм, каждая прочитанная или рассказанная сказка, каждый детский спектакль следует внимательно обсудить вместе с малышом. Расспросить его, какие герои и почему ему понравились, а какие – нет. Пофантазировать, как бы он сам поступил на месте любимого героя.

Все дети уверены в своей уникальности, каждый свой рисунок (каляку-маляку) они с гордостью дарят мамам-папам-бабушкам и дедушкам. Порой и сами взрослые мечтают о том, чтобы их любимые чадушки стали знаменитыми художниками, артистами или музыкантами. А некоторые родители, не заканчивавшие школ искусств, опасаются, что не смогут организовать творческое воспитание своего малыша. Что же нужно, чтобы развить в ребенке чувство прекрасного?

Об этом нас сегодня расскажет наш гость — очаровательный профессионал книжного мира — Александра Шляхова (сотрудник любимого многими издательства «Манн, Иванов и Фербер «).

Творчество и детство - почти синонимы. Нет ничего, что сказывалось бы на развитии детей лучше творческих занятий. Но как найти для таких занятий время, силы и вдохновение? Джин Ван’т Хал , автор книги «Творческое воспитание» , много лет посвятила работе над этой темой. Советы из её книги помогут вам организовать занятия.

  • запланируйте
  • начните с малого
  • говорите с ребенком о его творчестве
  • наполните творчеством каждый день
  • запаситесь быстрыми занятиями

1. Запланируйте

Вы хотите заниматься с детьми, но не знаете, как включить еще один параграф в ваш распорядок дня? Все родители - занятые люди, но если вы запланируете занятия заранее, вы улучите для них минутку между делом.

Запланируйте порисовать с малышом, пока вы пьете свой утренний кофе. Дайте ребенку пластилин, чтобы он слепил что-то, пока вы моете посуду. Стратегически распределите материалы для творчества по дому: возможно, найдя на столе лист черного картона и мелки, ребенок придумает для себя занятие сам.

Найти хоть пять — хоть пятнадцать минут в день - уже хорошо.

2. Начните с малого

На полках магазинов такое разнообразие материалов для творчества, что велик соблазн потратить на них целое состояние.

На самом же деле для начала нужно лишь это:

  • запас бумаги,
  • краска (в идеале - красная, желтая, синяя, белая и черная),
  • карандаши или фломастеры,
  • ножницы,
  • клейкая лента,
  • простой пластилин
  • и баночка клея.

Остальное - лишь приятные дополнения. Вскоре материалов станет больше.

3. Говорите с ребенком о его творчестве

Творческое занятие - повод к коммуникации, а не уловка, чтобы оставить ребенка в одиночестве. Ваше общение с ребенком поддержит его в том занятии, за которое он взялся.

Описывайте все, что делает ваш ребенок:

  • Я вижу, сегодня ты рисуешь с размахом.
  • Ты выбрал самый яркий пластилин!
  • Ты рисуешь всем телом!

Попросите ребенка рассказать о своей работе:

  • Что ты рисуешь?
  • Расскажи мне о своей поделке.
  • Что это за синие точки по краям? А что насчет этих фигурок?

Не следует говорить:

  • Как красиво!
  • Что это?
  • Это похоже на грузовик.
  • Закрась пространство между линиями (или любая другая критика).
  • Нарисуй мне красивую картинку.

Нужно говорить:

  • Ого, сколько красок ты использовал!
  • Расскажешь о своем рисунке?
  • Похоже, тебе понравилось это рисовать.
  • Я смотрю, здесь тонкие линии, а тут - толстые.
  • Что бы тебе хотелось нарисовать сегодня?

Если сомневаетесь или не знаете, что сказать насчет детского рисунка, промолчите.

4. Наполните творчеством каждый день

Как не забросить благое дело через неделю и даже через год? Как сохранять вдохновение?

Ответ прост: абсолютно все повседневные дела можно делать с фантазией и долей причуды.

Готовите еду? Купите фартук для ребенка. Заведите каждому из детей кулинарную книгу. Дайте ребенку кусочек теста, чтобы он слепил фигурки.

Гуляете? Природа - лучший источник вдохновения. Организуйте мини-экскурсию. Возьмите на прогулку лупу или бинокль. Изучайте прожилки на листьях. Рисуйте на камнях. Собирайте букеты или гербарии.

Идете в музей? Устройте охоту за сокровищами. Заранее придумайте, какие вещи вы будете искать в музее (роботов, синие круги, медведей) и обсуждайте каждую найденную такую вещь. Если правила музея позволяют, фотографируйте свои находки.

5. Запаситесь «быстрыми занятиями»

Нет ничего постыдного в том, чтобы предлагать одни занятия по нескольку раз - дети учатся, повторяя. Имейте в запасе несколько упражнений, которыми быстро можно занять ребенка.

А я подскажу Вам еще несколько идей:

Делайте мозаику из фасоли или макарон. Сегодня ребенок выложит рожицу, а завтра - целое дерево.

Займитесь рисованием точками (пуантилизмом). Для этого нужны лишь краски, бумага и ватные палочки. (Об этой технике рисования смотрите статью « «)

Придумайте миллион занятий с бумагой: рисуйте, делайте гармошки, вырезайте фигурки. Добавьте к занятиям дырокол, цветные ленточки или клей - и дети моментально увеличат свой творческий диапазон.

Самое важное в творчестве - впустить его в свою жизнь . Не имеет решающего значения ни количество времени, ни количество материалов, ни способы организации занятий. Как сказал Ходдинг Картер: «В наследство детям мы можем оставить детям две нужные вещи. Первая - это глубокие корни. Вторая - это летящие крылья».
Удачи Вам и счастливого творческого воспитания !

Консультация для родителей: «Как воспитать творческую личность?»

Ваньева Анна Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ детский сад № 35, города Ковров.
Описание: предлагаю Вашему вниманию консультацию для родителей. В ней описаны компоненты творческого потенциала, основные ошибки, которые совершают родители, стремясь развить у ребенка творческие способности, а также даны рекомендации по развитию творческой личности. Данный материал будет полезен прежде всего для родителей, а также для педагогов-психологов образовательных учреждений. Цель работы – повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Наверное, любой родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Что же такое творчество? Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные или духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество - это уникальность его результата. Человека можно назвать творческим, если у него хорошо развито воображение и фантазия, он способен к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.
Воображение - это высшая психическая функция, присущая лишь человеку, которая позволяет создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта. Оно может быть воссоздающим - когда образ предмета создается по его описанию, и творческим - когда рождаются абсолютно новые образы.
Креативность - это способность к творчеству, готовность к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал, во многом зависит от семьи. Семья способна развить или загубить творческие способности ребенка. Поэтому формирование творческой личности, одна из наиболее важных задач воспитания.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо и еще не задавлено стереотипами. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Творческая деятельность очень интересна для ребенка - дошкольника, потому что удовлетворяет его желание действовать и действовать продуктивно, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному и пережитому. Малыша радует, что он может создать изображение своими руками.
Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, окружающая действительность (включая природу) и художественно-творческие виды деятельности. Все эти области взаимосвязаны, и благодаря этому ребенок активно приобщается к созидательному опыту людей. Осуществлять эффективное руководство художественной деятельностью детей и развитием их способностей может лишь взрослый. Вместе с тем и сами психические процессы развиваются в художественно-творческой деятельности, поднимая ее на новый уровень. Представления о предметах и явлениях формируются на основе восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребенка является развитие восприятия (зрительного, слухового, осязательного, кинестезического, тактильного), формирование разнообразного сенсорного опыта.
Особенности восприятия ребенка определяются не только состоянием органов чувств, но и тем сенсорным опытом, который он приобрел в раннем детстве. Действительно, практика и исследования показывают, что чем раньше начать развивать ощущения и восприятие малыша, тем разнообразнее и полнее будет его сенсорный опыт к тому времени, как он начнет рисовать, лепить. Для развития образных представлений и образного мышления большое значение имеют такие виды творческой деятельности, как изобразительная, конструктивная. Очевидно, что, с одной стороны, для успешного осуществления изобразительной деятельности необходимо развитие образных представлений и мышления, с другой - изобразительная деятельность играет огромную роль в формировании такого рода представлений и мышления. С образным мышлением тесно связано воображение, оба эти процесса основываются на эстетическом восприятии мира. Без них невозможно осуществление художественно-творческой деятельности. Любой вид творчества основывается на хорошем уровне развития восприятия, представлений, образного мышления, воображения. Следовательно, формирование этих процессов будет служить развитию творческих способностей. Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого наибольшие возможности.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Компонентами творческого потенциала являются:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей.
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Как развить в ребенке творческое начало? Для начала рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые совершают родители, стремясь развить у ребенка творческие способности .
1. Первая и самая распространенная ошибка – попытка действовать по шаблону . В магазинах продается огромное количество так называемых «наборов для творчества», где ребенку по готовому трафарету предлагается создать поделку. Родители охотно покупают эти наборы, не задумываясь, что они нацелены на развитие исполнительности, усидчивость и аккуратности, а вовсе не на развитие творческого потенциала. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления – уникальность его результата. Следовательно, трафареты не имеют никакого отношения к детскому творчеству.
В связи с эти следует избегать игр и игрушек, которые не оставляют ребенку простора для фантазии – например, мозаик и конструкторов, где необходимо складывать фигурки и узоры по образцу или книжек–раскрасок, в которых уже представлены раскрашенные картинки для примера.
2. Вторая ошибка – запреты родителей на попытки малыша творить. Мы боимся грязной одежды, грязного пола, стен, лишней стирки и уборки. Самый легкий способ избежать лишних хлопот – сделать своей мастерской ванную комнату. Потому что ограничения в пространстве помешают ребенку получить настоящее удовольствие от рисования, лепки и т.д.
3. Третья ошибка – нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать это сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу.
4. Четвертая ошибка – родители не спешат включаться в творческий процесс детей. А ведь для детей именно родители являются примером для подражания! Не бойтесь пробовать.

1. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Родителям необходимо сделать процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного и нравственного творчества. Необходима организация интересной и содержательной жизни ребенка, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом необходимым для работы воображения.
2. Успех в воспитании творческой личности зависит от атмосферы, которая царит в вашем доме, от тех отношений, которые сложились между родителями и ребенком. Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка , поэтому поддерживайте дома атмосферу тепла, доверия и творчества. Бережно относитесь к процессу и результату детской деятельности. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поощрять его успехи и проявлять сочувствие к неудачам, терпеливо относиться даже к самым странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Ребенок, лишенный положительного выхода творческой энергии, может уйти в агрессивное поведение.
3. Поощряя творчество ребёнка нужно помнить, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем мы. Поэтому, обучая ребенка, избегайте стереотипов. Исходите из задатков вашего ребёнка. Ведь главное - не воспитание таланта или гения, а то насколько будет разнообразен его внутренний мир, реализуются ли его творческие способности.
4. Предоставьте ребенку свободу в выборе деятельности , в способах и методах действия, не мешайте ему свободно самовыражаться. Понаблюдайте за ребенком. Что он любит делать больше всего? Петь? Танцевать? Рисовать? Лепить? Копировать чью-либо мимику или поведение? Пусть в вашем доме постоянно будет пластилин, краски, старые журналы, цветная бумага, баночки и коробочки. Тогда желание ребенка, его интерес к творчеству и эмоциональный подъем послужат гарантией того, что это дело пойдет ему на пользу.
5. Поддерживайте творческую инициативу ребенка через уважительное отношение всех членов семьи к его рисункам, поделкам, первым попыткам сочинить что-нибудь. В дошкольном возрасте большинство детей не стесняются танцевать, петь, показывать другим свои рисунки. Личность ребенка еще не закомплексована, он чувствует в себе достаточно сил и желания попробовать все, поучаствовать в разных видах творческой деятельности.
6. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс. Ведется немало споров о том, чему и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. Если подобрать соответствующие методы обучения, то дети, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные сверстники. Запишите ребенка в детский кружок или студию, музыкальную школу и школу искусств , чтобы он мог развивать и совершенствовать свои творческие способности.
7. Активно включайтесь в процесс и творите вместе с ребенком. Пусть малыш фонтанирует идеями, ваша задача не мешать, а помочь ему. У детей, в отличие от взрослых, свежий взгляд на вещи. Любую, самую невзрачную деталь, они могут превратить в волшебного персонажа. Позвольте ребенку научить вас, как надо творить, и тогда свою креативность и отсутствие шаблонности он пронесет через всю свою жизнь. А вы в будущем будете гордиться своим талантливым ребенком.
Очень полезно делать игрушки вместе с ребенком, часто сшитая совместно с малышом кукла будет намного интереснее ему, чем самая красивая покупная. Можно также проводить совместные игры, где родители и ребенок будут вместе придумывать сюжет и героев, а потом изображать их. Любая домашняя работа может стать отличным подспорьем для игры, а любой предмет может превратиться в сказочного героя.
8. На творческие способности ребенка влияет и оформление квартиры, ее интерьер. Хорошо, если на стенах висят картины, украшения, декоративные вещи, которые можно потрогать руками. Украшайте квартиру рисунками вашего малыша , но не забывайте менять их время от времени, чтобы у ребёнка возникло желание рисовать больше и больше, чтобы он видел, что вы цените его усилия.
9. Читайте ребенку сказки. Роль сказки для развития воображения ребенка неоценима. Именно сказка научит его находить выход из безвыходной ситуации, изобретать что-то новое, потому что в сказке возможно все. От чтения сказки всего один шаг до нового увлечения - сочинения собственных сказок и историй. Оно откроет для вашего ребенка путь к творчеству.
10. Предоставьте ребёнку комнату или отдельный уголок для игр и игрушек. Игры в детстве занимают большую часть времени детей. Игра для ребёнка, не пустая трата времени, а источник получения новой информации. Именно таким способом дети познают окружающий мир. В играх происходит тренировка и развитие всех познавательных процессов, развивается детский талант.
Многие родители отмечают, что часто малыши используют для игр не специально купленные игрушки, а предметы заменители – различные крышечки и палочки, тряпочки и бутылочки, листики и коробочки. Ребенок может использовать для своих игр любой предмет, находящийся в зоне досягаемости, и как ни странно это звучит, чем меньше у него игрушек, тем больше развивается его воображение.
11. Не бойтесь испачкаться или испачкать что-то в доме (накройте белый диван, уберите вазы повыше). О каком творческом развитии может идти речь, если малыш постоянно находится в зоне ограничений: «Не трогай! Не бегай! Не бери!». Не запрещайте ребенку творить и не наказывайте его за творческие эксперименты! Установите определенные границы его творчества. Например, рисовать на стенах - нельзя, а на ватмане, прикрепленном к стене - можно.
12. Никогда не навязывайте ребенку свое мнение! Вы можете подсказать, подать идею, но не настаивайте на ней, это может снизить инициативность у ребенка.
Главное в процессе воспитания творческой личности – это дать ребенку возможность осознать свою способность к творчеству!

МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи»

Ленинского района

Методический материал

(для педагогов дополнительного образования и родителей)

«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста»

Составила: Уленко

Светлана Петровна

педагог дополнительного

образования

Кемерово 2014

Содержание

Стр.

Введение

Лучшее средство

освобождения от

вредных привычек

творческий труд ,

направленный на

Общее Благо!

Методическая разработка создана с целью обмена опытом работы объединения (мастерской) по «Художественной обработке древесины и природного материала» для педагогов дополнительного образования, и для родителей, дети которых занимаются художественной обработкой древесины или желающие заниматься этим интересным и полезным делом.

Не только педагоги, но и родители хотят, чтобы их воспитанники и дети были творческими, духовно и нравственно развитыми личностями, личностями самообучающимися, самосовершенствующимися, имеющими цель – служение общему благу, служение обществу. Для этого необходимо знать, что такое творчество, сущность творчества, как нужно развивать и, какие условия нужны для формирования творческих способностей. Психологические особенности также влияют на личность.

Воспитание имеет великое значение, оно есть питание, всему возвышенному и утонченному. Бережное воспитание открывает возможность правильному образованию. Но одно образование еще не восполнит воспитания. Как хорошо сказал по этому поводу А. С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди».

Вовсе времена в государствах, становившихся центрами культурного развития планеты, воспитание подрастающего поколения играло одну из ведущих ролей. Народ, который участвует в мировой эволюции, который думает о будущем, не может ограничиваться системами образования, ведущими только к развитию интеллекта и росту производительного труда. Недостаточное развитие творческого, духовного начала в человеке, приводит к разложению во всех областях жизни, что мы и можем наблюдать в виде развала экономики, нравственного разложения общества и военных конфликтов.

Сейчас в семьях не все дети слышат колыбельные песни, чувствуют тепло материнских рук, дети привыкают к серой обыденности взрослых.

На педагогов дополнительного образования возложена большая ответственность – лучшими измерениями украшать жизнь и создавать подходящие условия для развития творчества у подрастающего поколения.

1. Что такое «творчество», «развитие творчества», «формирование творческой личности»?

Дети приходят в мастерскую по «Художественной обработке древесины и природного материала», с исполнительскими способностями, в основном. А более сложную и важную сторону – творческие способности нужно предугадать и «вытянуть на поверхность». В принципе, каждого здорового ребенка можно сделать творчески развитым, но при условии, если это ребенку нравиться. А не так, как иногда это делается: «Мне мама сказала, чтобы я сделал кухонную доску или выточил скалку». А ребенок только пришел, еще не знает ни древесину, ни ее основные свойства - какую древесину можно точить, а какую резать. Современные дети, приходя в мастерскую, не видели и не знают, как называется инструмент, казалось бы, такой простой и всем известный – молоток, ножовка, рубанок. И ребенок сразу разочаровывается не получив быстрого результата.

Сущность творчества – в работе воображения, в предугадывании результата правильно поставленной задачи, в создании усилием мысли некоего образа. Это особое чувство природы, особое чутье. Если ребенку помочь попасть в тон, такт природы – он может преуспеть. В этом суть творчества – в интуиции, в предвидении.

Понятно, что пока ребенок только пришел в мастерскую, ему не доверишь сразу резать резаком, выбирать стамеской рельеф или объем, разработать чертеж парусника. Каждый из упомянутых видов работ требует специальных знаний, умений и навыков. Однако, каждый ребенок может испытать себя, хотя бы, в самом простом – в выпиливании, в конструировании простой игрушки (машина, самолет и т.д.). Но работу необходимо сделать своими руками от начала и до конца. Значение такой работы в формировании личных качеств и трудового становления чрезвычайно велико и многогранно. Эта работа помогает развить такие качества, как уважение и любовь к труду, пытливость ума, целеустремленность, волю, умение самостоятельно добывать и осваивать новые знания, стремление принести реальную пользу.

Брусок в тисках,

Рубанок в руках.

Стружка появляется,

Владик удивляется.

Вот так чудо инструмент,

Построгает все в момент!

(фото №1)

Уровень развития интересов и способностей первоклассника определяется мерой совместного труда ребенка, педагога и родителей. Мама Влада, не считаясь своим личным временем, находит возможность водить ребенка в мастерскую, где он постигает навыки не только творчества, но и труда. Я, как педагог поддерживаю позицию Б. М. Теплова, что творческие способности человека можно развивать в процессе практической деятельности. И если ребенок проявляет повышенный интерес к знаниям и практической деятельности по обработке древесины, то необходимо поддерживать этот интерес и направлять к творческой деятельности.

Никита лобзик в руки взял

И все, что он нарисовал:

Корабль в море и дельфина –

Пофантазирует – и вот картина.

(фото №2)

Учитывая индивидуальные способности ребенка, создавая ему определенные условия адаптации, оптимальные условия развития творческих способностей, казалось бы, обеспечена успешность, но возникают причины тормозящие развитие и причина эта – родители, которые наказывают ребенка любимым занятием (не выучил уроки, не успел сделать домашнее задание, не прибрался дома) - эта позиция родителей неверная и приходиться объяснять и уверять, что этим как раз не исправишь положения.

Рожнов Андрей сразу не мог определиться в своем выборе – выпиливание, простая резьба (треугольно-выемчатая) его не увлекла, его заинтересовала объемная резьба, а это надо обладать ассоциативным видением. И этот дар он в себе стал развивать. В настоящее время увлечение переросло в «хобби», в

свободное время он приходит и работает:

(фото №3)

другу на день рождения вырезал скульптуру «Боксер», так как он увлекался этим видом спорта.

Творческая работа знакомит детей с чувством радости,

рожденным творчеством. Когда ребенок создает что-то, что до его никто не создавал - это не забывается.

Рубил, пилил и резал,

С
тамеской выбирал,

И через две недели -

Русалочку создал.

(фото 4)

Творчество – стимул прогресса, «мост» от знаний, полученных в объединении «Художественная обработка древесины и природного материала», к знаниям специальным, производственным, к профессии. Только нужно предостерегать детей от слепого копирования того или иного изделия по готовым шаблонам. Гораздо приятнее в изделиях, сделанных своими руками, видеть элемент нового, пусть даже это новшество невелико. Здесь важен первый толчок, начальная идея, которая дальше будет обрастать новыми идеями, задумками. Здесь надо работать руками и головой и учеба в школе будет идти гораздо легче, ведь вместе с азами творчества расширяется кругозор, быстрее познается то, что очень трудно дается без практики. Детская одаренность имеет большую, как практическую, так и теоретическую значимость. Наиболее популярная идея развития способностей - идея дифференцированного подхода к развитию индивидуума (М. Стар, 1947 г.).

Развитие способностей зависит от многих обстоятельств: от знания свойств и способов обработки различных природных материалов, в данном случае – древесины, пользоваться различными приборами, инструментами, приспособлениями, станками; составлять и читать чертежи, уметь рисовать, составлять композиции. Все эти знания и умения должны приобретаться с детства, и их формирование начинается обычно с освоения ребенком не сложных предметных действий и выполнения операций с простейшими инструментами: молотком, ножовкой, линейкой, отверткой, рубанком, резаком, стамеской.и т. д. (см. фото 1, 2, 3,4)

Для развития способностей очень важно знать устройство и принципы работы различных приборов и инструментов, уметь их изготавливать, ремонтировать. Это и есть те основные виды деятельности, в активных занятиях которыми развиваются и совершенствуются способности и творчество.

В любом виде творчества есть свои особые специализации, которыми ребенок может заниматься. И успешно ими может заниматься при условии, что у него есть природные задатки к развитию соответствующих способностей и если такие способности постоянно развиваются. В рамках каждого вида деятельности есть свои особенности. Так творческая деятельность в области искусства (художественная обработка древесины) может касаться создания различных зданий и сооружений, (шедевры русского зодчества – Кижи), кораблестроительства, науки (новые технологии изготовления деревянных конструкций), при оформлении интерьеров и т. д.

Диапазон творческих задач необычно широк по сложности, а суть их одна: при решении происходит акт творчества, создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, умение сопоставлять и анализировать, находить связи в зависимости, закономерности – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. А более простая, - исполнительская, - может быть переложена и на животных, и на машину.


(фото № 5) фото № 6

XV городской конкурс-фестиваль детского художественного творчества «Успех - 2009» Диплом Лауреата 2 место.

Мурзина Сергея мама привела в мастерскую, он любил дома строгать. Художественное воображение у ребенка было развито. У Сергея преобладает чувственное восприятие, способное перерабатывать образную информацию. Мальчик усидчивый, думающий, правда иногда, нетерпелив в получении быстрого результата, что приводит к переделке задуманного. Постоянно приходиться напоминать, чтобы не спешил. «Лучше семь раз отмерь – один раз отрежь».

В жизни трудно отделить разные виды деятельности, и даже невозможно. И человеческая деятельность включает в себя и исполнительский, и творческий компоненты, в разных пропорциях. Есть виды деятельности, просто пропитанные творчеством.

Творческая деятельность трудна, сложна, но постоянно привлекает детей. Скорее всего, большие трудности могут дать и большие радости, высшие радости – радость преодоления, радость открытия, творчества. Наша жизнь требует от человека не шаблонных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению задач. Человеку с творческим складом ума легче и сменить профессию, найти творческие изюминки в любом деле, увлечься самому и увлечь других. Перед педагогами и родителями стоит задача чрезвычайной важности: сделать детей творцами, инициативными, думающими, умеющими мыслить творчески.

Как надо развивать творческие способности:

    Ранее начало (физическое развитие, чтение, счет, плавание);

    Опережающее развитие (инструменты, стройматериалы);

    Максимальное напряжение сил (добираться до потолка);

    Большая свобода в выборе деятельности;

    Помощь взрослых (ненавязчиво). Но надо помнить, что нельзя за ребенка делать то, что он сам может сделать, думать за него.

К. Э. Циолковский: «…сначала я открывал истины, известные многим; затем стал открывать истины, известные некоторым; а потом, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные. Это и есть становление творческой стороны интеллекта. Задача педагогов – помочь детям встать на этот путь.



(фото № 8)

(фото № 7)

Алексеев Рома учился в школе № 79, православного направления. Простое копирование, каких-работ для него было не приемлемо. Выпускник 2007 года, это был самый талантливый ребенок, победитель многих выставок-конкурсов. Главные темы его работ – военная и церковная (фото № 7, 8).

Я с ним работала не как педагог – ученик, а как соавторы. Вместе придумывали, вместе воплощали задуманное. Для него не жалко было времени. Одаренность, трудолюбие, доброта и увлеченность Романа, сплотила коллектив. Чтобы повысить свое мастерство, он параллельно закончил художественную школу (экстерном).

По мнению Я.А.Каменского «… поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным. Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновик и чертополох, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей.

Когда Роману исполнилось 14 лет (переходный возраст), летом я была в отпуске, он «связался» со взрослыми 17 -18 летними мальчишками, научился курить, угнали машину и их задержали, судили - дали условно год. Пришлось побороться за неокрепшую душу. Воспитательная работа велась постоянно: в непринужденной обстановке за чашкой чая, не нравоучительные, а жизненные позиции, которые были направлены на формирование такой личности, которая станет «воспитателем» собственных способностей.

В
настоящее время Роман учится на плотника-столяра, с уклоном резчика и мечтает все-таки, окончить Губернское училище «Народных ремесел».

(фото № 9)

Как связано обучение и развитие?

Обучение влияет на развитие. Но обучение не может положительно влиять на развитее, если оно организовано как процесс прямого пересаживания знаний из головы педагога в голову обучающегося. Оно эффективно будет способствовать развитию, если организовано как учебная деятельность самих обучающихся. Правильно организованная учебная деятельность – это активная мыслительная и практическая работа самого ребенка как человека, который учится, а не которого учат.


(фото № 10)

Ребята разного возраста и каждый занимается своим делом (работа с литературой, конструирование, резьба, выпиливание, изготовление резака).

Это значит, что не надо вдалбливать книжные премудрости, не нужно требовать заучивания на память каких-то положений, а нужно научить его учиться, добывать знания своим умом на соответственном уровне развития своего мышления и чуть выше этого уровня. По закону развития ребенку нужны знания «завтрашнего дня», то есть, он может и должен их усвоить при участии педагога, но не в виде прямой подсказки ответов, а в форме организации мыслительной поисковой деятельности совместно с педагогом (это разного рода учебные дискуссии, вопросы, недоумения, удивления, наводящие вопросы, догадки, гипотезы). Тоже самое и в практическ4ой деятельности при изготовлении какого-то изделия – только чуть-чуть подкорректировать, а дальше должен делать своими руками. Это и есть творческое развивающее обучение.

Творчество является одним из наиболее важных механизмов восприятия и самовоспитания. Более значимыми должны быть не результаты детского творчества, его продукты, а формирование способностей.

Способностями называют такие индивидуально-психологические особенности личности, которые влияют на успешное выполнение той или иной деятельности, определяют предрасположенность ребенка к этой деятельности.

Включенность в разнообразные виды деятельности позволяет получать разносторонние знания и развивать у себя личные умения и навыки, входящие в состав более сложных способностей. Поэтому многие дети посещают не одно объединение, а два или даже три.

Специальных способностей, наверное, столько, сколько видов деятельности, которыми человек может заниматься. Но среди этих видов деятельности есть особенно сложные и вместе с тем достаточно распространенные. Успешно ими распоряжаться человек может лишь при условии, что у него есть природные задатки к развитию соответствующих способностей, и если такие способности постоянно развиваются. В нашей мастерской это художественно-творческая и конструктивно-техническая деятельность.

2. Условия, при которых дети могут заниматься в мастерской:

Условие 1.

Должен присутствовать и поддерживаться устойчивый интерес к систематическим и напряженным занятиям, соответствующим видам деятельности (резьба, художественное выпиливание, конструирование, токарное точение, береста). Без такого интереса никакие способности развиваться не будут, так как не будет должной мотивации.

Интерес – основное условие, порождающее у ребенка желание заниматься данным видом деятельности и обеспечивающее развитие у него нужных специальных способностей. Сам по себе интерес не возникает на пустом месте, а появляется и развивается в процессе активных занятий соответствующим видом деятельности.

Условие 2.

Развивать способности только при наличии твердого характера, силы воли и желания преодолевать трудности. Эти трудности могут быть обусловлены и отсутствием у ребенка нужных задатков. Тогда ему придется приложить немало усилий для того, что бы развивать у себя соответствующие способности.

Условие 3.

Наличие элементарных общих задатков к занятиям, данным видом деятельности. Совсем без каких бы то ни было задатков специальные способности развивать невозможно. У ребенка обязательно должны быть хотя бы задатки общего характера, такие, например, как хорошая память и развитый интеллект, аккуратность, умение рисовать или хотя бы перерисовывать.

Условие 4.

Наличие работоспособности. Никакие иные способности при всех указанных выше и перечисленных ниже условиях не смогут нормально развиваться, если ребенок не умеет работать.

Условие 5.

Должно присутствовать выраженное стремление, соответствующая мотивация овладеть данным видом деятельности. Желание во что бы то ни стало добиться успеха именно в том виде деятельности, который выступает в качестве развивающего для соответствующих способностей, - важный фактор их становления. Такое желание проявляется, в частности, в стремлении превзойти окружающих детей, получить одобрение, похвалу, награду за успехи, добиться выдающихся результатов.

Условие 6.

Постоянная неудовлетворенность достигнутыми результатами, сочетаемая со стремлением добиться большего. Если ребенок вполне удовлетворен своими успехами и ни к чему большему не стремиться, он как правило останавливается в своем развитии. Напротив чувство неудовлетворенности стимулирует дальнейшее развитие.

Условие 7.

Высокий уровень притязаний ребенка. Под уровнем притязаний понимаются те достижения, на которые рассчитывает ребенок, исходя из собственной оценки своих возможностей и способностей. Чем выше уровень притязаний, тем сильнее стремление ребенка к успехам и, следовательно, тем быстрее будут развиваться у него нужные способности.

Условие 8.

Вера в себя и свои возможности.

Условие 9.

Систематические занятия соответствующей деятельностью, развивающей нужные способности

Условие 10.

Стремление привносить творчество в решение поставленных задач, выбор наиболее сложных работ. Это условие представляется важным для развития способностей потому, что задачи творческого характера и достаточно высокого уровня трудности эмоционально и интеллектуально привлекают детей гораздо больше, чем простые. Это связанно, в частности, с тем, что творчество вызывает у ребенка повышенный интерес. В творческом процессе он открывает что-то новое для себя, в частности новые возможности и способности. В результате повышается его самооценка, в большей степени удовлетворяются социальные потребности.

К творчеству ведет воображение.

Воображение присуще каждому человеку, но отличаются люди по его направленности, силе и яркости. Особенно интенсивно выражен этот процесс в детстве, однако постепенно он утрачивает свою значимость и не развивается. - чтобы запомнить некоторое правило или информацию, воображение и фантазия не нужны. Дети перемещаются в мир реальности, связанной со своей учебной деятельностью, а вместе с тем в мир фантазии уходит нечто, что никак не связано с реальностью ребенка. Поэтому отправной точкой для развития воображения может стать направленная активность, т. е. включение воображения.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Педагогический вывод – необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой личности.

Для стимулирования детского творчества также необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка; необходимо наличие внутренней раскованности и свободы. Развитие детского воображения не только повышает интеллект, но и крайне важно для успешного разрешения разного рода жизненных конфликтов.

Психологические особенности творческой личности.

Для того, чтобы понять, как развиваются те или иные творческие способности, необходимо познакомиться с особенностями личности творческого человека.

Наиболее часто в литературе можно встретить упоминание таких черт личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, внутренняя мотивация, стремление к порядку, чувство юмора.

Творческий ребенок любознателен и постоянно стремится объединить данные из разных областей. Одаренный ребенок бывает, поглощен своим делом несколько часов и возвращается к нему в течение нескольких дней. Гусляков Женя увлекался не только резьбой по древесине, он учился на отлично, разбирался в технике (ремонтировал мотоциклы) в 18 лет получил права на управление автомобилем категории «В», разводил рыбок – ему все было интересно. Закончил технологический институт. Он всегда был полон идей. Есин Стас, Миронов Миша, Стяжкин Петя, Чарушин Ваня это первые выпускники и каждый из них был интересен по своему. Работы этих ребят украшают стены мастерской.

Творческий коллектив (рис.№ 11)



Работа Есина Стаса – 15лет

Работы Гуслякова Жени – 15 лет (рис. № 14)

(рис.№12, №13)

Работы Алексеева

(рис. № 15) Романа – 15 лет (рис. № 16)

Творческие люди предпочитают что-то новое, привычному и простому. Их восприятие мира непрерывно обновляется. Дети с высоким уровнем развития творческих способностей опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений – они больше улавливают и понимают, могут следить одновременно за несколькими событиями.

Одаренные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные трудности в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений. Для творческих детей весьма характерно живое воображение.

3. В чем сущность развития творческих способностей?

    Надо уметь находить несколько способов решения задания;

    Сложность задания должна постепенно возрастать;

    Способности надо совершенствовать без подсказок;

    Не требовать положительного результата с первой попытки;

    Самим проверять точность выполнения;

    Идти от простого к сложному.

От детского творчества – к профессиональному самоопределению.

В российской системе образования важную роль играет развитие творчества. Значение систем дополнительного образования детей очень важно, так как эти учреждения способствуют развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Основой педагогической концепции мастерской является привитие интереса к творчеству, стремление заложить основы по подготовке к самостоятельной трудовой деятельности, профессиональному самоопределению. На занятиях ребята знакомятся с принципами конструирования, современными технологиями обработки материала (древесина натуральная, искусственная – фанера), работа на станках (токарный, точильный, электропила), участвуют в конкурсах. Тематика работ по мере подготовленности детей расширяется и усложняется. Знания, полученные в мастерской, помогли многим ребятам определиться в выборе профессии, реализовать свои способности, адаптироваться в обществе.

Пути развития творческих способностей:

    Деятельность учащихся должна иметь поисковый характер, а для этого необходимо использовать такие методы, которые учили бы детей самостоятельно выявлять, исследовать и объяснять явления объективной действительности.

    Установлено, что приобретение специальных знаний и умений на занятиях трудового обучения должно идти параллельно с включением детей в творческую деятельность уже на самых ранних этапах процесса обучения. При этом условии формирование и закрепление знаний и умений происходят значительно эффективнее, так как дети видят в них необходимость.

    Эффективность деятельности зависят от выполнения ряда педагогических требований, в первую очередь, от посильности предлагаемых творческих задач и решений, результативности их творческой деятельности и непрерывности творческого процесса. Немаловажное значение в творческой деятельности имеет доступность предлагаемых задач и заданий. Сложность их должна быть строго согласована с шагом творческого развития воспитанников.

    Требование результативности очень важно, так как получаемый результат вызывает положительный эмоциональный настрой, стимулирует творческую активность, результативность творческой деятельности следует рассматривать не только по отношению к конечному продукту, но и применительно к каждому этапу выполнения задания.

Эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения организовать творческую деятельность. Одним из важных педагогических требований к творческой деятельности является учет возрастных особенностей воспитанников. Без учета особенностей развития психики детей невозможно правильно соотнести между собой цель, мотивы и средства достижения цели. Основной целью развития мышления у детей является пробуждения у них интереса к изучению приемов и методов индивидуального и коллективного поиска оригинальных решений.

При этом педагог должен обратить внимание на:

    Раскрытие роли творческой деятельности в жизни общества в целом;

    Обучение известным методам решения творческих задач;

    Ознакомление с методами совершенствования творческих способностей;

    Воплощение идеи в конкретные изделия и проекты.

В процессе обучения дети должны научиться правильно подбирать информацию и оценивать ее, должны научиться проверять практическую реализуемость своих проектов путем построения опытных образцов изделий. При этом важно развить у них художественный вкус и вызвать желание создавать изделия по собственным проектам.

4. Включение детей в творческую деятельность.

Формирование у детей любви к труду и умений творчески применять знания и навыки в процессе деятельности – одна из основных задач работы в мастерской.

Психологи утверждают, что творчество может проявляться независимо от возраста во всех областях его деятельности, что творческие способности поддаются развитию. Если к творческой деятельности не приучать достаточно рано, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. У человека, который не занимается творческой деятельностью, вырабатывается определенный стереотип в действиях и приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Порождается и закрепляется косность мышления, от которой трудно избавиться.

Детское творчество обучающихся – это форма привлечения детей к творчеству, это не только вид деятельности, направленный на ознакомление детей с разнообразным миром искусства, развития способностей, но и один из эффективных методов и способов трудового политехнического образования. Если детей с раннего возраста включать в творческую деятельность, то у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества укрепляются, совершенствуются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

Таким образом, прикладное творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей. Результат творческой деятельности детей – комплекс качеств творческой личности: умственная активность, стремление добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы; самостоятельность в решении поставленной задачи, изобретательность. Прикладное творчество создает благоприятные условия для развития мышления обучающихся. В процессе творческой деятельности дети сталкиваются с потребностью в дополнительных знаниях об архитектуре и строительстве: изучение специальной литературы, ознакомление с новинками в области науки (кедропласт, новые технологии изготовления прочных конструкций из древесины – выпариванием).

Специфика обучения детей состоит в том, что развитие творческих способностей осуществляется за счет развития общей сенсорики, предлагаемой обширной наглядности, целенаправленной трудовой деятельности, ручного труда. Обучение прикладному творчеству оказывает положительное воздействие на физическую, интеллектуальную, психосоциальную сферы детей. Влияние занятий творчеством проявляются в стабилизации эмоционального состояния детей, в улучшении функционирования их познавательных процессов. Эти занятия ведут к укреплению мышц кистей рук, развитию мелкой моторики пальцев рук. Детям одинаково полезны такие занятия, как выпиливание и вырезание деталей, склеивание, покраска, составление композиций, черчение и т.д. Все перечисленные занятия пробуждают и познавательные интересы. В работе очень важен и принцип индивидуального подхода к детям.

Практическая деятельность, подкрепляемая теоретическим материалом, восполняет пробелы по школьным предметам. Восьмиклассники не знают предмета – черчение. А ведь это основа технических вузов! Где же будут учиться мальчики или все пойдут в гуманитарные.

Занятия прикладным творчеством направлены не только на изготовление полезных изделий, но и на воспитание у детей чувства прекрасного, формирование потребностей предметов окружающей действительности.

Таким образом, мастерская призвана формировать духовно богатую, социально активную личность ребенка. Развитие творческих способностей происходит в процессе практического усвоения основ того или иного вида деятельности, правильного педагогического подхода к овладению этих основ и выявлению успеха. В итоге ребенок – это маленький творец, создатель прекрасного, созданный «руками» педагога.

Список используемой литературы

    Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука. [Текст]: М,; Советское радио, 1979г.

    Алякринский Б. С. О таланте и способностях. [ Текст] ; М.; Педагогика, 1971г.

    Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры; Психология человеческой судьбы. [Текст]; Лениздат, 1992г.

    Выгодский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст]; В кн. «Развитие высших психических функций». М.; Учпедгиз, 1960г.

    Голубева Э. А. Способности и склонности. [Текст]; М.; Просвещение, 1989г.

    Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. [Текст]; М.; Прометей, 1993г.

    Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. [ Текст] ; М.; Педагогика, 1984г.

    Перкинс Д. Творческая одаренность как психологическое понятие. //Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Сер. [ Текст] ; Науковедение, 1988г. № 4. с. 88 – 92

    Платонов К. К. Проблемы способностей. [ Текст] ; М.; Просвещение, 1972г.

    Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся. [ Текст] ; М.; Просвещение, 1975г.

    Теплов Б . М. Способности и одаренность. [ Текст] ; М.; Педагогика, 1985г.



Поделиться