Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам. Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам Питание ребенка в 21 месяц

Подходит к концу второй год жизни вашего малыша. Как быстро летит время, - думаете вы. Совсем недавно ваш кроха лежал в пеленках, такой маленький и беспомощный. А сейчас это не просто маленький человечек, это личность. Со своими успехами, умениями, стремлениями. И вы испытываете гордость за то, что всему научили его.

Режим дня

4 кормления через 3,5-4 часа. Дневной сон 1,5-2 часа. Ночной 10-12 часов. К концу второго года у вас должен быть четкий режим дня.

Если в течение года он варьировался (переход ребенка на один дневной сон, переход на 4-х разовое кормление), то к концу года ребенок должен придерживаться четких правил. А если у малыша расстройства аппетита или сна, режим дня с четким определением времени кормления, прогулок, сна, - лучшее лечение.

Развитие навыков

При общении со взрослыми пользуется предложениями из трех слов, употребляет прилагательные и местоимения. Усложняется сюжет игр ребенка. Он выполняет цепочку связанных по смыслу последовательных движений.

В этом возрасте ребенок очень много двигается, бегает, прыгает, перешагивает через препятствия. Он не только самостоятельно раздевается, но может сам надеть кофточку, шапку.

Ребенок начинает понимать, что предметы имеют вес, объем. Он видит, например, сколько кубиков поместится в коробку. Однажды вы увидите, как кроха отсыпает половину песка из ведерка, потому что полным его нести тяжело.

Растем и развиваемся

Мы растем

Конечно, по сравнению с первым годом прибавка в весе кажется совсем незначительной. За второй год малыши набирают в среднем 2,5-3 килограмма, но прибавка в росте не может не удивлять. За второй год она составляет от 9 до 13 сантиметров.

Календарь развития ребенка. От 21 до 24 месяцев

Игры и игрушки

В этом возрасте ребенку интересно все. Он бегает, шумит, все трогает, переставляет, переносит, везде сует свой нос. Чтобы удовлетворить его новые интересы, дайте ему деревянный поезд, игрушку на колесах – он будет возить ее по комнате (возить за собой большой прогресс для ребенка).

Можно приобрести игрушки для езды верхом (сидя на них, малыш едет, отталкиваясь от пола или земли ногами). Можно дать малышу музыкальный волчок или ксилофон, чтобы он мог пошуметь, пластмассовые кегли, которые можно опрокидывать, большие деревянные кубики, чтобы погрузить их в самосвал.

А для спокойных игр подойдут игрушки для тренировки ловкости: бочонки, коробочки, вкладывающиеся одна в другую, матрешки, коробочки с прорезями различной конфигурации, в которые вставляются детали соответствующей формы.

Советы для мам и пап

Согласно статистике к двум годам детские истерики достигают своего пика. Конечно, все дети иногда устраивают истерики. Но что делать, если малыш впадает в истерику по любому поводу? Для начала вам необходимо обратить внимание на причины истерических припадков.

У маленьких детей причинами истерик чаще всего бывают:

  • усталость, перевозбуждение, голод
  • необходимость «выплеснуть» свое раздражение (когда они не могут или у них не получается выразить это словами)
  • наследственная предрасположенность (наличие подобных проблем у родителей)
  • проблемы со здоровьем (дети с поражением нервной системы, гиперактивные, легковозбудимые)
  • желание самоутвердится (дать понять взрослому, что с его желаниями надо считаться).

Календарь развития ребенка. От 21 до 24 месяцев

Нелегко купировать истерику, поэтому лучше попытаться ее избежать.

Старайтесь вводить меньше ограничений. Многочисленные запреты не приносят пользы, а только вызывают сопротивление у ребенка. Контролируйте только то, что действительно необходимо.

Если вы видите, что ребенок перевозбудился и истерика вот-вот начнется, попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь приятное: дайте ему любимую игрушку, спойте песенку, предложите позвонить папе, бабушке.

Если истерики не удалось избежать, можно попробовать свести ее к минимуму. Сохраняйте спокойствие. Если и вы утратите контроль, ребенку будет сложнее взять себя в руки. Разговаривайте с малышом тихим, ровным голосом. Чтобы услышать вас, ему придется немного утихнуть самому.

Не пытайтесь вразумлять малыша. В это время он просто не способен логически мыслить. Не применяйте физическое насилие.

Если не удается прекратить истерику – игнорируйте ее. Занимайтесь своими делами. Поняв, что на него никто не смотрит, малыш быстро успокоится.

Не поддавайтесь желанию прекратить ее, уступив малышу. Этим вы способствуете тому, что ребенок и в следующий раз будет добиваться желаемого таким способом.

Почерпнуть дополнительную информацию на интересующую вас тему
можно также на сайте Parenting.ru

Каждый день ребенок учится справляться с новыми трудностями. Как подняться по ступенькам? Как не упасть с дивана? Многие родители мечтают приручить эту безудержную энергию.

Новые открытия

Вашему ребенку нет еще и двух лет, но у него уже развито много навыков. Он уверенно ходит (иногда на детской площадке вы не можете за ним угнаться). Он может доставать свои игрушки из коробки и класть их на место. Он обнаруживает, что ему теперь не нужно ползать по ступенькам, потому что теперь он способен дотянуться до перил и ходить вверх и вниз с их помощью. Он становится настоящим мастером скалолазания: используя табурет, он добирается практически до всех запрещенных предметов, которые вы прячете от него.

В конце дня вы валитесь с ног, но ваш ребенок все еще полон энергии. Иногда вы мечтаете, чтобы у него был выключатель.

То, что ребенок постоянно находится в движении, не только укрепляет его мышцы. Ходьба, бег и лазание по разным поверхностям помогают малышу развить ориентацию в пространстве. Кроме того, ребенок осознает последствия своих действий, поскольку в процессе ему приходится решать различные задачи. Например, он понимает, сколько игрушек можно положить в коробку, чтобы ее не слишком тяжело было нести, или что произойдет, если уронить коробку.

Развитие навыков рисования

В указанном выше возрасте ребенок продолжает оттачивать навыки мелкой моторики. Он может построить башню их шести кубиков и любит рисовать карандашами и фломастерами на бумаге или обоях. Не стоит ожидать от ребенка, что он будет рисовать предметы в деталях. В этом возрасте процесс рисования скорее представляет собой рисование линий, а не попытки изобразить реальный предмет.

В возрасте двух лет малыш начинает добавлять к линиям кривые и углы. Эти изменения означают, что ребенок пытается нарисовать реальный предмет, хотя взрослым еще трудно понять, что это. По рисункам трехлетнего ребенка можно узнать простые объекты (человек, дерево, дом и т.д.). Вам следует понять, что такое развитие навыков рисования – важный этап в развитии ребенка. Просто наслаждайтесь этим.

Агрессивное поведение

Ребенок испытывает много радости, поскольку его интересует все, что он видит вокруг – от картонной коробки до похода в супермаркет. Но иногда ребенок ведет себя агрессивно. Например, он может ударить вас, когда вы захотите взять его на руки, или безо всякой видимой причины толкнуть своего брата.

Добро пожаловать в мир ребенка – место, где он может быть беспокойным, грубым, а иногда и жестоким.

В возрасте от 19 до 21 месяца дети могут кусаться, царапаться или проявлять другое агрессивное поведение. Это происходит не потому, что они становятся жестокими, а потому, что они экспериментируют с новыми моделями поведения. Ребенку интересно, что произойдет, если он потянет вас за волосы или ударит. Он еще слишком маленький, чтобы долго помнить последствия такого поведения – его поведение может повторяться через некоторое время, даже если вы реагируете на такое поведение отрицательно.

Ужасный двухлетний возраст

Эксперты утверждают, что так называемый «ужасный двухлетний возраст» на самом деле стартует в 18–19 месяцев, когда ребенок начинает драться и кусаться. Поскольку взгляды маленьких детей на мир эгоистичны, они могут понять свою собственную боль, но не боль другого человека.

Вдобавок ко всем проблемам двухлетнего возраста, ребенок проявляет сильную волю, но многого не понимает. Ребенок стремится к самостоятельности, но он не понимает, почему ему нельзя играть с огнем, дергать за хвост собаку или попробовать на вкус мамину помаду. Он злится, когда вы мешаете ему сделать задуманное.

В то же время ребенок чувствует сильную привязанность к родителям. Детей иногда пугают их собственные выходки и реакция родителей. Такое противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от родителей приводит к сильным колебаниям настроения. Психологи утверждают, что именно потому данный возраст похож на подростковый.

Агрессивное поведение ребенка ослабляется к трехлетнему возрасту, когда он учится лучше выражать свои чувства.

В то же время ребенок сильно расширяет репертуар своих навыков – физических, эмоциональных, языковых и т.д. Потрясающе, насколько быстро дети этого возраста учатся новому. Ни один взрослый не может развивать новые навыки такими же темпами.

Переборчивость в еде

Чаще всего противоречия между двухлетними детьми и родителями возникают из-за

режима питания. Родители часто жалуются, что не могут заставить ребенка есть. Даже если раньше ребенок с удовольствием ел овощи и фрукты, в возрасте 19 месяцев он может начать есть только макароны.

Верно и то, что в данном возрасте дети предпочитают то, с чем они уже знакомы. Поэтому вам может потребоваться много времени, чтобы уговорить ребенка попробовать новое блюдо. Кроме того, что дети склонны автоматически отвечать отказом на все новое, их вкус гораздо чувствительнее, чем у взрослых.

Вам следует научиться доверять своему ребенку, чтобы он сам просил покормить его, когда голоден. Не стоит заставлять ребенка есть. Иногда ребенку больше нравится спорить с родителями, чем попробовать то или иное блюдо.

Развитие в игровой деятельности

В период от 19 до 21 месяца дети не могут называть цвета или формы предметов, но в большинстве случаев говорят, в чем различие между ними. Психологи утверждают, что в этом возрасте дети очень любят игры на сортировку предметов. Если вы понаблюдаете за ребенком в моменты, когда он играет в одиночестве, вы можете увидеть, как он сортирует кубики по цветам или разделяет игрушки на кукол и мягкие игрушки. Маленьким детям интересно выявлять различия между предметами. Их руки достаточно ловкие, чтобы брать предметы из общей кучи и складывать их.

Игровая деятельность способствует тому, что ребенок еще больше развивает мелкую моторику. Когда ребенок собирает пирамидку, он старается расположить кольца по размеру, от самых больших до самых маленьких, а не в произвольном порядке, как раньше.

В возрасте между полутора и двумя годами малыш учится осознавать свои естественные позывы. Вы, в свою очередь, также можете заметить, что крохе надо в туалет: он присаживается на корточки, отворачивается или краснеет. Но даже если ребенок понимает, что происходит, он может быть еще не готов к тому, чтобы пользоваться горшком. Если вы хотите узнать, какие существуют признаки готовности к горшку, прочитайте нашу статью, посвященную этому вопросу.

Желание делать все по-своему

В этом возрасте дети склонны не только к и экспериментам, они также любят настаивать, чтобы все происходило только так, как этого хотят они. Такое поведение является признаком того, что ребенок растет и обретает уверенность в собственных силах и возможностях. Уважайте выбор и интересы малыша и постарайтесь уступать ему в мелочах. Пусть он сам решает, какое варенье намазать на хлеб или какую футболку надеть. Однако дайте ему четко понять, что некоторые вещи, например, которые касаются безопасности его жизни и здоровья, обсуждению не подлежат.

Режим

Многие родители на своем опыте убедились, что соблюдение режима дня, когда малыш кушает и ложится спать в одно и то же время, помогает ребенку стать более спокойным и уверенным в себе. Это также облегчает жизнь взрослых. Если малыш знает, чего ожидать от каждого дня, он будет оказывать вам меньше сопротивления. К тому же, вам не придется планировать каждый день в отдельности.

В это время малыш старается везде сопровождать свою маму. А если покажется кто-либо чужой, предпочитает хвататься и прятаться за ее юбку.

Мало-помалу ребенок учится самостоятельности. Он использует присутствие мамы как гарантию безопасности, которая ему необходима для исследования окружающего мира. Сначала при встрече с незнакомыми людьми ребенок держится поближе к маме, но затем оставляет ее на все более длительные периоды, лишь иногда возвращаясь как бы для сохранения уверенности в безопасности.

Такую же уверенность обеспечивает присутствие отца, старших братьев, сестер или любого другого взрослого, к кому привязан ребенок.

Именно в этом возрасте детей чаще всего пугают новые ситуации, например госпитализация, посещение детского сада или разлука с родителями.

Ребенка можно избавить от таких состояний, если кто-то будет с ним заниматься и всегда будет доступен ему для утешения в минуты горечи. Наибольшее облегчение малышу дает присутствие близкого человека, особенно того, к кому он привязан. Обычно в этой роли выступают родители, но интересно и важно, что ее могут выполнять даже очень маленькие братья и сестры.

Ваш ребенок стал значительно увереннее в себе. Это происходит потому, что он уже умеет ходить, поэтому движется проворнее. Становится более совершенной координация крупной мускулатуры. Происходят важные изменения и в эмоциональной сфере. Исчезают детские страхи, которые раньше вызывались неожиданными звуками и движениями, а к концу второго года жизни может уменьшиться или совсем исчезнуть боязнь незнакомых людей. С другой стороны, вполне обычным явлением становится боязнь собак, кошек и других животных или объектов, связанных с ощущением боли.

Вместе с развитием способности к самостоятельности у ребенка начинает возрастать независимость собственных действий. Для этого возраста свойственен феномен «я сам». Понятно, что стремление ребенка к самостоятельности часто превосходит его умение действовать безопасно и адекватно. Поэтому вам предстоит нелегкая задача по поддержке ребенка в развитии этой автономности, а также в совершенствовании его социальных умений. Вам придется способствовать развитию этих умений, одновременно подстраховывая малыша, так чтобы его исследовательская деятельность не переходила границы безопасности и не слишком часто наталкивалась на неудачи.

Будьте готовы к тому, что раздражение или гнев - одна из самых распространенных среди детей этого возраста эмоций, а вспышки ярости, когда ребенок визжит, бьется руками и ногами или задыхается, являются самыми распространенными формами выражения этой эмоции.

В этом возрасте подобные припадки обычно случаются из-за родительских запретов или из-за неудачи при достижении какой-либо цели. Укладывание в постель, сажание на горшок, одевание в тесную или тяжелую одежду или запреты на какие-то действия обычно провоцируют гнев ребенка. Вспышки раздражения возможны и при изменении привычного режима, например, при посещении гостей.

Вообще, настроение людей любого возраста во многом зависит от их физического состояния, но особенно сильно это сказывается на детях этого этапа развития. Так, усиливающаяся раздражительность или участившиеся вспышки гнева часто являются первым признаком воспаления уха или какого-либо другого детского инфекционного заболевания.

Ваша задача - научить малыша контролировать свои чувства. Когда ребенок впадает в ярость, вам очень важно не давать ему оснований считать, что это лучший способ удовлетворения желаний. Если родители уделяют ребенку внимание и выполняют его желания только в том случае, когда он выходит из себя, ребенок быстро приучается к тому способу поведения, который позволяет достичь желаемого. Такого практически не происходит, если родители проявляют чуткость и понимание к потребностям малыша, когда он не капризничает, и если используют в качестве способов борьбы с раздражительностью ребенка отвлечение его внимания от известных факторов, способных рассердить ребенка. Иногда сразу после начала приступа раздражительности его лучше не замечать до тех пор, пока малыш не успокоится, и только после этого утешить его.

На протяжении раннего детства происходит смена типов наиболее распространенных эмоциональных проблем. Для детей первого года жизни наиболее типичны трудности, связанные с приемом пищи или со сном, а на втором году учащаются тревожные состояния из-за разлуки с родителями или близкими. Также возникают проблемы вокруг ссор между родителями и детьми, при формировании отношений подчинения.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  • Не только ходит, но и хорошо бегает.
  • Все реже спотыкается, потому что на бегу смотрит себе под ноги.
  • Обегает стороной мелкие предметы, которые встречает на своем пути.
  • Без посторонней помощи поднимается по лестнице (при этом на каждой ступеньке он стоит обеими ногами).
  • Спускаться по лестнице без помощи со стороны ему еще трудно.
  • Может садиться на корточки.
  • Прыгает не только на месте, но и вперед.
  • Способен выбраться из манежика.
  • Открывает дверь в комнату.
  • Пинает мяч, почти не промахиваясь.
  • Подбрасывает мяч вверх.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  • Ребенок эмоционален, требователен.
  • С удовольствием играет не только с игрушками, но и с любыми бытовыми предметами. Приглашает близких к игре.
  • Любит музыку. Когда играет ритмичная музыка, пританцовывает; когда слышит песню - подпевает. Иногда поет даже без аккомпанемента.
  • Рисует, скорее старательно срисовывает. Когда срисовывать не с чего, получает удовольствие от того, что заполняет лист бумаги каракулями.

Малышу необходимы игрушки.

Во-первых, они помогают с пользой проводить время, во-вторых, развивают наблюдательность, воображение и внимание.

Подберите такие игрушки, которые будут способствовать развитию речи, движений, сюжетной игры, предметной деятельности. Какие же игрушки нужны ребенку в этом возрасте?

Для развития речи:

  • картинки и кубики с изображениями отдельных предметов, игрушек, животных, транспорта, предметов в действии;
  • маленькие книжки с потешками.

Для развития движений:

  • мячи разных размеров;
  • обруч;
  • двигающиеся машины; каталки.

Для сюжетной игры:

  • куклы;
  • игрушечные животные, птицы;
  • кукольная мебель - стол, стул, кровать, матрасик, одеяло;
  • детская посудка;
  • кукольная одежда;
  • пупсик, ванночка и коляска для него.

Для развития предметной деятельности:

  • игрушки-матрешки;
  • пирамидка;
  • ленточки;
  • цветные кубики;
  • совки и ведерки, формочки для песка;
  • конструкторы.

Для знакомства с понятиями формы и цвета

Для малышей хорошей игрушкой окажется развивающаяконструкция, которую специалисты называют довольно скучно - активный куб. Чаще всего такая игрушка представляет собой куб, цилиндр или даже домик с крышей и трубой, у которого есть прозрачные стенки и отверстия разной формы, в которые малышу нужно вставлять фигурки подходящей конфигурации и нужного цвета, есть также ключики, повернув которые, ребенок услышит приятную мелодию.

Помимо того, что активный куб знакомит крошку с понятиями формы и цвета, он помогает ребенку сделать первый шаг к тому, чтобы научиться устанавливать причинно-следственные связи между своими действиями и событиями вообще. Кроме того, это прекрасная зарядка для развивающегося интеллекта вашего малыша.

Развитие ребенка: 21 месяц

Малышу исполнился один год и девять месяцев .

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Он уже не только хорошо и уверенно ходит, но и бегает, легко садится на корточки и встает обратно. Начинает смотреть под ноги и обходить препятствия, значительно уменьшается количество спотыканий и падений.

Малыш уже вполне самостоятельно поднимается по лестнице. Но спускаться ему еще сложно, так что лучше кому-то из родных в этот момент находиться рядом и поддержать ребенка за руку.

А вот вылезти из кроватки или манежа маленькому непоседе уж точно особого труда не составит.

ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ

Если Ваш малыш уже начинает интересоваться сверстниками, пробует играть не только рядом, но и вместе с ними, самое время задуматься о посещении различных детских центров раннего развития и развивающих кружков. Занятия там длятся не долго, около тридцати минут. А пользы от них много. Общение со сверстниками, а также с другими (не близкими) взрослыми людьми помогут развить коммуникабельность, научат общаться в коллективе. Что существенно облегчит жизнь малыша в будущем и поможет избежать проблем с общением в детском саду, школе и т.д. Чем ребенок младше, тем проще ему начинать общаться со сверстниками.

Также стоит отметить, что занятия с педагогом развивают у малыша понятие дисциплины. Ребенок учится ей, выполняя простые команды, такие как «стать в кружок», «взяться за ручки» и т.д. Начинает вести себя как бы с оглядкой на других.

А совместное с другими детьми выполнение различных заданий педагога, общение с ними, будет являться отличным стимулом для развития речи. Что будет особенно важным для тех деток, кто не спешит порадовать родителей «фонтаном красноречия». А на занятиях другие люди, которые будут не так хорошо понимать малыша, как мама с папой. И, желая быть понятым, карапуз волей-неволей начнет говорить правильно.

Вообще, возраст одного года и девяти месяцев оптимален для закладывания в ребенка навыка самостоятельности и ответственности за свои поступки и действия.

Конечно, малыш еще мал и умеет не так много. Но старайтесь давать ему как можно больше самостоятельности. Привлекайте ко всем своим делам.

Пусть он поможет приготовить обед, накрыть на стол и убрать посуду. Понятно, что фактически всю работу сделаете Вы сами. Но у малыша появится ощущение своей значимости, причастности к взрослым, важным делам. Именно отсюда и начинает формироваться ответственность.

Малыш уже совсем большой. Пришло время особое внимание уделить дисциплине и формированию у ребенка полезных привычек, которые окажутся очень кстати в будущем. Например, можно начинать утро с легкой, веселой зарядки. Потянуться, присесть, подрыгать ножкой, взмахнуть ручкой. Обычно деткам такое начало дня приходится весьма по душе. А если утреннюю зарядку делать под веселую музыку, то и подавно. Так что дорогие мамочки, не игнорируйте утреннюю зарядку под бодрую музыку. И привычка полезная останется, и чувство ритма у малыша будет хорошее.



Поделиться