Как приучить ребенка к занятия дома. Как заставить ребенка делать уроки без слез и скандалов. Основные принципы выполнения домашних заданий

В современном мире малыши активно познают жизнь. В этом им помогают в первую очередь родители и, кроме них, большое количество наглядных пособий, заданий, мастер-классов и других материалов и занятий.

Развитие детей через рисование

Рисование для ребенка играет очень важную роль. Через это хобби дети изучают цвета, формы, контуры, изгибы, фигуры, а также множество объектов и предметов. Маленькие детки очень любят изучать мир животных, птиц и насекомых. Поэтому для любого возраста было бы интересно узнать, как можно нарисовать соловья.

Что понадобиться для того, чтобы разобраться, как нарисовать соловья

  • Бумага.
  • Карандаши — простой и цветные.
  • Ластик.
  • Как дополнение можно взять специальную палочку, чтобы растирать штриховку, либо заменить ее простой бумагой, скрученной в форме конуса.
  • Для деток важно иметь немного терпения, а главное — хорошее настроение.

Теперь можно приступить к уроку.

Как поэтапно нарисовать соловья

Безусловно, лучше всего рисовать с натуры, но, если такой возможности нет, то можно воспользоваться изображением соловья, приведенным выше, с которого повторить рисунок.

Первым этапом необходимо разметить лист бумаги, чтобы понимать, где именно будет располагаться дальнейшее изображение.

После этого можно приступить к зарисовке объекта. Лучше всего начать с простых форм, то есть туловище и крыло изобразить овалом, а голову кругом.

По кривой линии от туловища вывести клюв.

Сделать оперение на крыльях, хвосте и туловище.

Нарисовать глаз и лапки, которые будут держаться за веточку.

Следующим этапом будет прорисовка ветки, на которой сидит соловей, с тенями, для достижения более реалистичного эффекта.

Завершающим штрихом готового рисунка будет его раскраска. Подбор цвета — это личная фантазия художника, особенно когда дело касается маленьких детей.

Несколько ключевых моментов для хорошего результата

Как нарисовать соловья, разобраться получилось, но важно знать несколько нюансов, которые помогут в дальнейшем рисовать аккуратнее и правильнее.

Элементарные рисунки создаются при помощи контуров. Но лучше всего объект изображать в виде простых геометрических фигур.

Наброски необходимо создавать тонкими линиями, при использовании сильного нажатия на карандаш или толстой штриховки сложнее в дальнейшем сделать корректировку рисунка.

При раскрашивании готового изображения следите за контурами и старайтесь не надавливать сильно на карандаш, чтобы не повредить бумагу и сам рисунок.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок был ответственным и трудолюбивым, отлично учился и все успевал. Этого невозможно достичь без усилий - как ваших, так и вашего чада. Как приучить ребёнка делать уроки самостоятельно?

  • Чем раньше, тем лучше

Готовьте малыша к самостоятельности с раннего возраста. Уже с 2-х лет у него должно сформироваться представление о себе как об отдельном человеке. О том, что кроха это осознал, вы поймёте по употреблению им местоимения «я». Этот период совпадает с этапом интенсивного развития головного мозга, совершенствования речи ребёнка и его первым естественным стремлением к проявлению независимости. «Я сам», «дай я», - все чаще произносит кроха. В это время важно не спугнуть попытки выполнять обособленные от матери действия, поэтому чаще хвалите его и всячески приободряйте. «Ты сможешь это сделать», «как хорошо у тебя получается», «какой ты молодец!» - эти приятные слова благотворно влияют на психику ребёнка и вселяют в него уверенность в себе.

Постепенно приучайте чадо к навыкам самообслуживания: самостоятельно есть, одеваться, убирать за собой игрушки. Приобщайте его к выполнению простых семейных поручений, плавно превращая их в обязанности. Это должна быть домашняя работа, которая по силам маленькому человеку. Например, протереть пыль, замести пол, полить цветы, покормить рыбок. Ничего, что поначалу не все будет получаться. Главное, чтобы малыш привык, что есть круг дел, которые он должен сделать, так же как есть обязанности и у других членов семьи.

  • Тренируем усидчивость

Постарайтесь развить в дошкольнике такие качества, как терпение и усидчивость. В будущем не все школьные предметы будут интересны ребёнку, иногда придется делать уроки «через не хочу», поэтому он должен научиться долго, не отрываясь, выполнять монотонные занятия. Например, собирание пазлов, составление слогов и слов из , раскрашивание рисунков, лепка из пластилина, создание поделок из бумаги, чтение (прослушивание) длинных сказок, конструирование, и , нанизывание на нитку бусин или пуговиц.

  • Самодисциплина – залог высокой успеваемости

Очень важно привить малышу пунктуальность. Иногда встречаются первоклассники, не имеющие ни малейшего представления о режиме дня. Что уж говорить о детях, если и среди взрослых люди, живущие по хаотичному распорядку и не успевающие в срок важные дела, отнюдь не редкость.

Усидчивость в сочетании с самоорганизованностью, самодисциплиной практически гарантируют достижение высоких результатов в учёбе. Знания, добытые упорным, систематическим трудом, прочны и глубоки. Поэтому старательный и ответственный ученик часто перегоняет в успеваемости способного, но неусидчивого.

Приучите школьника к самостоятельности в быту. Он должен понимать, что необходимость вовремя встать, привести себя в порядок, одеться, позавтракать, сложить портфель - его, а не мамина забота.

  • Ваше поведение – пример для подражания

Как известно, ребёнок копирует поведение родителей. Это происходит как осознанно (он любит вас и старается быть на вас похожим), так и на неосознанном, бессознательном уровне (в нём от рождения заложены присущие вам качества и черты). Так станьте для своего чада ярким примером успешного человека, а не пытайтесь грубо навязывать ему собственные стереотипы. Ребёнок должен видеть, что вы много работаете, у вас масса разных дел, но вы аккуратно и в срок их выполняете.

  • Тотальный контроль лишь в первые 2 года учебы

Поступление в школу – значимое событие в жизни ребёнка, которое он должен ждать с радостью и энтузиазмом. Заблаговременная подготовка к учебному процессу, домашние занятия с малышом по чтению, счету, начальным навыкам письма, рисования помогут ему избежать стресса от начала обучения и чувствовать себя в школе комфортно.

Безусловно, поначалу необходимо ученику, как говорят в музыке, задать темп. В первые 2 года учёбы в школе младшеклассники славятся забывчивостью и рассеянностью - что ж, это временно. Нужно малышу помочь. Только вот, помогая, направляя и подсказывая, постарайтесь не убить его инициативность.

Бывают ситуации, когда чересчур заботливые мамы абсолютно все домашние задания «пропускают через себя». Открывая перед чадом тетрадь, они указывают, что, с какого места и каким карандашом разукрасить; контролируют каждый крючочек, а детские погрешности доводят до совершенства своей рукой. Такой подход в корне неверен! Следуя по такому пути, вы никогда не приучите сына или дочь делать уроки самостоятельно, ибо тотальный родительский контроль, как и чрезмерное стремление к перфекционизму, отбивает желание учиться.


Самая большая ошибка в воспитании, которую допускают родители – попытки заставить ребёнка что-либо делать. Применительно к урокам метод кнута используется очень часто, ведь необходимость их подготовки неоспорима. Но если дошкольник или младшеклассник стерпит ваш назидательный тон и легко поддастся принуждению, то подросток может затаить обиду, замкнуться или начать вести себя грубо и агрессивно. Отсюда вывод – метод принуждения, как воспитательная мера, обречён на фиаско. Всегда сохраняйте с сыном или дочерью дружеские отношения, пусть и не на равных, так как вы старше.

  • Найдите мотивацию

Объясните ребёнку, что вы несете за него ответственность, поскольку произвели его на свет, и теперь ваша обязанность – дать своему чаду «путевку в жизнь». Скажите, что образованный человек, получивший престижную профессию, может достичь успеха в жизни и рассчитывать на благополучную судьбу. А те знания, которые дают в школе - обязательный минимум для современного человека. Поэтому необходимо прилежно учиться в школе и дома делать уроки качественно и самому. Ваши доводы должны быть в духе «ученье – свет, а неученье – тьма», «знание – сила», но при этом доходчивы и понятны. Избегайте абстрактных фраз и приводите в пример больше конкретных жизненных ситуаций. Расскажите о людях, которые в силу различных обстоятельств не получили хорошую профессию и вынуждены работать за гроши, зарабатывая на жизнь тяжёлым физическим трудом – на холоде, в грязи и пыли. Тем не менее, труд людей рабочих специальностей также достоин уважения.

  • При возникающих трудностях, неразрешимых задачах - помогите

Если при выполнении домашнего задания у ребёнка возникли затруднения – дайте подсказку. При этом помощь не должна опережать обращение к вам с вопросом. Ребёнок не может решить задачу – не решайте за него, а только наведите на правильную мысль. Не может написать сочинение – подскажите начало или подбросьте пару фраз, но не весь текст от начала до конца. Другое дело, проверить готовую работу, выполненную на черновике и вычитанную ребёнком, исправить в ней ошибки и неточности с подробным объяснением их причин. Это вполне допустимо.

  • Не обещайте подарки за сделанные уроки

Своевременное приготовление уроков – обязанность школьника. Точно такая же, как ваша работа и выполнение домашних дел. Конечно, поощрять чадо можно и даже нужно, но без привязки к урокам. А подарки дарите на праздники – Новый год, День рождения. Можно пообещать желанную покупку или совместную поездку по случаю успешного окончания учебного года.

  • Чтение книг и стихотворений - стимул к учёбе

Если речь идёт о младшекласснике, то, чтобы сформировать у него позитивный настрой на учёбу, а также привить самостоятельность, помогут добрые, воодушевляющие стихотворения. Например, С. Гордиенко «Записывай домашнее задание в дневник»:

Учитель всем сказал: - Внимание!
Даю домашнее задание!

Слонёнок так домой спешил,
Что про задание забыл.

Пришёл домой наш ученик,
Вот раскрывает он дневник…

А там - одни пустые строки.
- Ой, как же делать мне уроки?

Ну как же вспомнить! Как же быть?
Стал одноклассникам звонить.

До поздней ночи Слон читал,
Писал, заданья выполнял.

Совсем не выспался, устал.
И утром в школу опоздал…

Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований, он должен быть уверен в вашей безусловной любви к нему – просто за то, что он есть. Если в вашей семье будет царить благоприятная психологическая атмосфера, он будет стараться оправдать ваши ожидания и естественным образом приучится делать уроки самостоятельно.

Не секрет, что для многих родителей особо актуальным является вопрос о том, как заставить делать уроки ребенка. И это не праздный вопрос. Ведь часто приготовление домашних заданий становится большим испытанием для всей семьи.

Вспомните, сколько слез, переживаний было положено, чтобы выучить, в каком веке родился Юрий Долгорукий или как вычислить интегральное уравнение! Сколько детей с ненавистью вспоминают свои школьные годы, учителей, которые мучили их непомерными домашними работами, родителей, которые заставляли из-под палки эти работы выполнять! Давайте мы не будем повторять эти ошибки. Но как же научить своих детей учиться? Попробуем с помощью психологов дать несколько ответов на эти непростые вопросы.

Почему ребенок отказывается работать?

Первый вопрос, на который должны ответить для себя родители, заключается в том, почему ребенок не хочет учиться дома? Ответов на него великое множество.

Ребенок может просто бояться сделать ошибку при выполнении домашней работы, он может элементарно лениться, бояться самих родителей, у него может просто отсутствовать мотивация к домашнему учебному труду. Также ребенок может быть просто утомлен тем, что у него очень много учебной нагрузки, потому что, помимо обычной школы, он посещает музыкальное учреждение, художественный кружок и секцию по шахматам. Это как у А. Барто, «Драмкружок, кружок по фото…». Тут уж, и правда, для ребенка многовато что-то занятий, вот и приходится ему неосознанно от чего-то отказываться. Вот он и отказывается от выполнения домашней работы.

Однако и других мотивов отказа от выполнения уроков у школьников предостаточно. Но родители должны перебрать в уме все варианты и найти единственно верный ответ, который подходит к характеру именно их ребенка. Тем более следует помнить о том, что домашнее задание в современной школе - дело весьма непростое, часто, чтобы его выполнить, нужны усилия буквально всех членов семьи. Ведь программы все усложняются, даже в первом классе сегодня ребенок должен уже читать около 60 слов за минуту. Это в третьей четверти! А ведь раньше наши мамы и папы, будучи сами первоклассниками, учились только складывать буквы.

Ну а если родители определили причины, почему ребенок отказывается делать уроки, то им нужно приучать себя к терпению и понимать, что их ждет трудная миссия домашних наставников.

Поговорим о мотивации

Ключ к успеху в данном случае - это положительная мотивация ребенка к выполнению домашних заданий. Чтобы сформировать эту мотивацию, нужно много усилий. В первую очередь, данные усилия основываются на положительном школьном опыте. Если же в самой школе дела у вашего чада идут плохо, то и домашнее задание он будет воспринимать как продолжение школьной пытки.

Поэтому вырабатывается положительная мотивация, в первую очередь, в стенах школы, а только потом уже - дома. Здесь можно говорить о необходимости тесного взаимодействия школы и семьи.

Ну а что же делать тем родителям, которые понимают, что на вопрос о том, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, они не могут найти ответа, в связи с тем, что ребенок просто не любит ту школу, в которую вынужден ходить ежедневно? Таким родителям можно посоветовать решить этот вопрос принципиально, вплоть до того, чтобы поменять школу или найти другого учителя.

Вообще, отцам и матерям нужно быть очень чуткими в вопросах школьного обучения. Бывает и такое, что в классе ребенку достается незавидная роль «чучела», «мальчика для битья», отношения с одноклассниками не складываются, окружающие обижают вашего ребенка. Естественно, что и учиться ему совершенно не хочется. Ведь как ходить в школу, если тебя там не любят и обижают? Какое уж там правильное выполнение домашних заданий…

Играет ли роль возраст?

Многое в данном вопросе решает тот возраст, в котором находится сам ребенок. Бывает, например, такое, что ребенок не хочет делать уроки, 1 класс, в котором он пока учится, просто еще не сформировал правильной положительной мотивации. В этом случае заинтересовать такого первоклассника гораздо проще, чем более старшего ученика.

Вообще, родителям первоклассников нужно помнить о том, что их дети в первой четверти проходят процесс адаптации. Поэтому проблема того, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, не является еще такой значимой. Скандалы в данном случае будут. Но есть шанс, что они прекратятся, когда ваш сын или дочь пройдет непростой процесс адаптации к первому классу.

Также родителям первоклашек нужно помнить о том, что именно 1-й класс является тем «золотым временем», от которого зависят все будущие успехи или неуспехи их ребенка. Ведь этот тот период, когда ваш сын или дочь понимают, что такое школа, зачем нужно учиться, чего они хотят достичь в своем классе. Очень важна в этом вопросе и личность первого учителя. Именно мудрый и добрый учитель может стать для вашего ребенка тем проводником в мир знаний, человеком, который покажет дорогу в жизнь. Поэтому для детей очень важна личность такого учителя! Если же первоклассник боится своего учителя, не доверяет ему, то это, безусловно, очень плохо скажется на его учебе и стремлении выполнять домашние задания.

Как заставить делать уроки ребенка-старшеклассника?

А вот это уже более сложный вопрос. Ведь на малыша родители еще могут надавить, могут его заставить, применив, в конце концов, свой авторитет, но как быть с отпрыском, который пребывает в переходном возрасте? Ведь такого ребенка уже ничто не может заставить учиться. Да, с подростком совладать гораздо труднее. Тут нужно терпение, такт, умение понимать. Родителям нужно задуматься над вопросом о том, как делать уроки с ребенком без криков, ведь, возможно, часто они сами просто провоцируют конфликт, не выдерживая и обвиняя своего повзрослевшего сына или дочь во всех грехах. А подростки очень остро реагируют на критику, им трудно справиться с ней, в итоге они просто отказываются выполнять работы, которые задают в школе на дом.

Переходный возраст, в котором находятся школьники с 12 до 14-15 лет, может серьезно повлиять на успеваемость ученика. Дети в этот момент испытывают серьезные физические и психологические нагрузки, часто они переживают свою первую влюбленность, стремятся произвести впечатление на сверстников. Какая уж там учеба? А родители в этом возрасте становятся для детей своеобразными оппонентами, ведь подросток стремится оторваться от своей семьи, получить право самому распоряжаться своей жизнью. Излишне авторитарные родители в данном случае начинают сильно давить на своих детей, чтобы призвать их к послушанию. Но не всегда они добиваются этого послушания, а бывает так, что ребенок начинает протестовать. И часто отказ выполнять домашнюю работу - это и есть следствие этого протеста.

Вырабатывайте у детей ответственность

Хорошее подспорье для всех родителей, которые стремятся наладить отношения со своим ребенком, а заодно и сделать так, чтобы их сын или дочь хорошо учились, - это найти ответ на вопрос о том, как научить ребенка делать уроки самостоятельно? Ведь если вы приучите своего ребенка с самых первых лет в школе к тому, что он сам должен нести ответственность за свои поступки, то возможно, эта ответственность будет сопровождать его все оставшиеся школьные годы. Вообще очень важно учить детей понимать, что в жизни все зависит от их поступков, от их желаний и стремлений.

Задумайтесь, для чего ваш ребенок учится, что вы внушили ему? Вы сказали ему, что он учится ради своей карьеры, которая ждет его в туманном будущем? Вы объяснили ему, что процесс учения - это своеобразный труд, труд непростой, результатом которого станут знания о мире людей, которые невозможно купить за деньги? Подумайте, о чем вы разговариваете со своим ребенком, чему вы его учите?

Поэтому, прежде чем анализировать проблему того, если ребенок не учит уроки, что делать с ним, попробуйте разобраться в себе. Да и не забывайте о том примере, который вы подаете своим детям. Ведь ваше отношение к работе, домашнему труду также станет для ваших детей своеобразным стимулом для учебы. Поэтому всем своим видом демонстрируйте, что учеба всегда была интересующим вас делом, продолжайте учиться вместе с детьми, даже если вам уже стукнуло 40 лет!

Используйте методические приемы!

Конечно же, стоит помнить и о современных методических приемах. Таких приемов великое множество. Большинство из них, правда, направлено на помощь детям младшего школьного возраста. Это различные игры, которые проводятся до и после выполнения домашних заданий, стимулирование познавательной активности детей, пересказы и прочее. Старым методическим приемом является составление для ребенка режима дня. Даже ваш малыш-первоклассник должен знать, сколько у него времени на школу, дополнительные занятия, игры и, конечно же, уроки. Ведь вы, будучи озабоченными проблемой того, как заставить делать уроки ребенка, должны всячески помогать в этом.

Не делайте уроки вместо вашего сына или дочери!

Очень часто родители совершают еще одну педагогическую ошибку. Они с самого раннего возраста приучают свое чадо к тому, что делают с ним уроки вместо него. Ребенок быстро понимает, что его задача просто сделать-переписать то, что уже приготовили для него мама или папа. Не допускайте такой ошибки! Тем самым вы приучаете своего ребенка к тому, что без труда, за счет других можно многого достигнуть в жизни. И получается, как в рассказе Драгунского «Папа у Васи силен…». Не будьте такими папами и мамами. Помните, вы должны знать ответ на вопрос, как научить ребенка делать уроки самостоятельно. Эта ваш родительский долг!

Еще одной распространенной ошибкой становится излишняя амбициозность родителей, которые хотят во что бы то ни стало сделать из своих детей юных гениев. Причем такие родители часто просто «ломают» психику самих своих детей, просто забывая о том, что они должны быть озабочены проблемой о том, как приучить ребенка делать уроки, а не о том, как вырастить юное дарование по всем предметам.

Очень часто домашние задания в таких семьях превращаются в пытку для детей. Мама или папа заставляет сына или дочь по несколько раз переписывать одно и то же задание, добиваясь идеального его выполнения, родители придираются к мелочам, они скупы на похвалу. Ну и что же остается в таком случае делать детям? Конечно же, через какое-то время дети отказываются работать, впадают в истерики, всем своим видом показывая, что они просто не могут стать юными гениями, как хотят от них их родители. Но это еще в самом легком случае. А ведь бывает, что родители внушают своим детям «комплекс отличника или отличницы», ставя перед ним задачи, которые их дети просто не могут выполнить.

Например, амбициозная мама, всю жизнь воспитывавшая своего сына в одиночку, мечтает о том, чтобы он стал великим скрипачом и выступал со своими концертами по всему миру. Ее сын действительно успешно учится в музыкальной школе, однако выше уровня музыкального училища подняться не смог, скажем так: ему просто не хватило дарования и терпения. А что делать такой маме, которая в своем воображении уже возвела сына в ранг великих музыкантов современности? Обычный сын-неудачник ей не нужен… И разве можно упрекать этого молодого человека в том, что природа не сделала его гением?

Или другой пример. Родители мечтают о том, чтобы их дочь защитила диссертацию доктора наук. Причем для них даже не совсем важно то научное направление, в рамках которого это должно быть сделано. Девочке с юных лет внушают эту семейную мечту, от нее требуют чудесных результатов в научной карьере, но девушка имеет интеллектуальные способности всего лишь выше среднего, в итоге для нее стремление к ученой степени заканчивается психбольницей.

Согласитесь, что примеры эти печальные, но ведь они - сама плоть от нашей реальной жизни. Часто, очень часто родители так поступают со своими детьми.

А если предмет просто не дается?

Бывает и такое, что учебный предмет просто не дается ребенку. Ну нет у вашего сына или дочери способностей к физике или химии, например. Что делать в таком случае? Как заставить делать уроки ребенка, если он ничего не понимает, элементарно не понимает, как решать то или иное задание? Здесь одного родительского терпения уже недостаточно. Нужна выдержка, такт и еще человек, который сможет объяснить ребенку трудное задание. В этом случае родителям будет разумнее всего нанять своему сыну или дочери репетитора, для того чтобы он помог решить этот вопрос в положительном русле.

Можно ли делать уроки за деньги или подарки?

В последнее время родители стали использовать нехитрый способ манипуляции, который называется просто - подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями. Это могут быть как денежные суммы, так и просто подарки: сотовый телефон, велосипед, развлечения. Однако стоит предостеречь всех родителей от такого способа воздействия на детей. Это неэффективно, потому что ребенок раз за разом начнет требовать больше и больше. Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон, и он имеет на него право, ведь он же учится, выполнят все школьные требования и т. д. Да и потом, представьте себе, насколько пагубна привычка за свою ежедневную работу, которая является обязанностью ребенка, требовать от родителей каких-либо подачек.

Что же должны делать родители? Мнение психолога

Опытные специалисты в области психологии советуют родителям помочь ребенку делать уроки. Помогать нужно с умом и любящим сердцем. Вообще идеально здесь чувство меры. В данном случае родитель должен быть и строгим, и требовательным, и добрым, и справедливым. Он обязан иметь терпение, помнить о такте, уважать в своем ребенке личность, не стремиться сделать из своего сына или дочери гения, понимать, что у каждого человека есть свой характер, склонности и способности.

Очень важно показывать ребенку, что родителям он дорог всегда. Можно рассказать сыну или дочери, что отец или мать гордятся им, гордятся его учебными успехами и верят в то, что он может самостоятельно преодолеть все свои учебные трудности. И если в семье есть проблема - ребенок не делает уроки, совет психолога придется очень кстати в ее разрешении.

Наконец, всем родителям следует помнить о том, что дети всегда нуждаются в нашей поддержке. Учеба для ребенка - это настоящая работа с ее проблемами, взлетами, успехами и падениями. Дети сильно меняются в процессе школьного обучения, они приобретают новые черты характера, учатся не только понимать мир, но и учиться. И безусловно, на этом пути детям должны помогать и учителя, и их самые близкие и верные товарищи - родители!

Как заставить ребенка делать уроки? Чтобы не приходилось контролировать, уговаривать, ругаться последними словами – в общем, выполнять все те неприятные действия, которые способны превратить жизнь родителя в настоящий ад. О мотивации я уже писала и еще напишу – тема то животрепещущая. А сейчас попробуем разобраться с ситуацией, когда ребенок не хочет делать уроки. Или делает, но спустя рукава.

Проблема очень распространенная, но рецепта, одного единственного, быть не может. Поскольку причины могут быть самыми разными – отсутствие учебной мотивации, слишком большая учебная нагрузка, ослабленность организма или нервной системы, особенности личности ребенка, стиль воспитания,… Каждый конкретный случай нужно разбирать отдельно. Но есть одна хитрость, которая может помочь. Если не всем, то многим. Делюсь 🙂

Ситуацию, когда ребенок категорически заявляет, что плевать он хотел на уроки и школу вообще, мы не рассматриваем (это отдельный разговор). Предположим, что он с вами особо не спорит – да, домашку надо делать. Но он ее делать не хочет! Не может собраться, откладывает, ноет, придумывает себе неотложные дела, уговаривает вас «подождать еще немножко», отвлекается, не может сосредоточиться. Словом, домашняя работа растягивается на несколько часов. А то и вовсе оказывается невыполненной.

Как научить ребенка делать уроки. Прежде всего, обсудите с ребенком, когда ему удобно выполнять домашнюю работу. Сколько времени на нее потребуется. Пусть он сам назначит «час Х». Многое может измениться, если предоставить ребенку право выбора.

Если вам кажется, что ребенок ерунду предлагает (а давай я уроки в 9 часов вечера начну делать), установите рамки – скажем, домашняя работа должна быть выполнена к 8 часам вечера. Как ты думаешь, во сколько лучше начать?

Научите ребенка правильно организовывать учебный процесс. Слышали о тайм-менеджменте? – Вещь крайне полезная не только для взрослых, но и для детей. На мой взгляд, одно из лучших изобретений в этой области – техника Помидора. Пусть «легкомысленное» название вас не отталкивает. За ним скрывается эффективное средство решения проблемы с уроками.

Франческо Чирилло — уже не студент:)

Придумал технику итальянский студент по имени Франческо Чирилло (Francesco Cirillo), который сам имел проблемы с успеваемостью. Франческо много экспериментировал – и так пробовал материал изучать, и этак. А однажды он заметил, что наилучшие результаты достигаются, когда учебный процесс разбивается на 25-минутные интервалы. Постепенно наблюдение превратилось в настоящую стратегию управления временем.

Как работает техника Помидора:


Да, интересный вопрос – почему эту последовательность действий обозвали техникой Помидора? А дело в том, что Франческо использовал таймер в виде помидора. И так ему это понравилось, что он назвал помидором не только свое изобретение, но и рабочие промежутки по 25 минут.

Кстати, почему именно 25 минут? – Как выяснилось, это оптимальное время для непрерывной работы – успеваешь сделать довольно приличный кусок задачи и при этом не устаешь.

Напоследок некоторые тонкости техники Помидора:

  • Ни в коем случае не прерывайтесь во время помидора (напоминаю, что помидор – это 25-минутный рабочий интервал). Если пришлось отвлечься, то заводите таймер и делайте помидор заново.
  • Если задача слишком длинная – более 5 помидоров, то разделите ее на несколько задач
  • Если вы выполнили задание, а таймер еще тикает – обязательно проверьте свою работу, подумайте о ней – словом, высидите помидор до конца. Обычно именно в это время в голову приходят гениальные идеи, находятся ляпы и дописываются самые важные вещи.
  • Во время отдыха лучше не сидеть за столом, а размяться – походить, побегать.

Если все вышенаписанное подробно и красочно объяснить ребенку, то, скорее всего, ему захочется попробовать. А если вы воспользуетесь специальной программой для реализации помидорной техники, то сразу убьете двух зайцев: повысите мотивацию ребенка и избавите его (и себя) от необходимости каждый раз вручную ставить таймер.

Pomodairo: Как видите, у меня задана задача «Написать статью». Выполнено:)

Все, что нужно — скачать программу Pomodairo . В ней можно задать список задач, изменить рабочее время и время на отдых (по умолчанию это соответственно 25 и 5 минут), задать количество помидоров, необходимых для выполнения каждой задачи, выбрать звуковое оповещение и посмотреть статистику.

Напоследок кратко перечислю преимущества обучения ребенка технике Помидора:

  • Ребенок научится четко ставить цели, разбивать задачу на составляющие;
  • Учебный процесс будет структурирован наилучшим образом. Постепенно ребенок начнет работать в течение 25 минут, не отвлекаясь.
  • Домашние задания будут выполняться на порядок эффективнее и быстрее.
  • Ребенок научится грамотно управлять своим временем и организовывать учебную деятельность.
  • Повысится успеваемость (в качестве побочного эффекта)

PS: Кстати, техника Помидора идеально подходит для подготовки к экзаменам 🙂

А что вы делаете, когда ребенок не хочет делать уроки?



Поделиться