Ознакомление с окружающим в подготовительной краски осени. Конспект непосредственно организованной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Осень" (подготовительная группа). Растительный мир осенью

Любовь Алексеева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Осень. Периоды осени. Деревья осенью» в подготовительной к школе группе

Тема. Осень. Периоды осени. Деревья осенью.

Цель: обобщить и систематизировать представления об осени и типичных осенних изменениях в природе.

Задачи:

Образовательные:

Актуализация и активизация знаний по теме «Осень. Деревья осенью»;

Систематизировать и закреплять знания детей об осени;(ОО «Познавательное развитие»)

Расширять словарь детей по теме. (ОО «Познавательное развитие)

Развивающие:

Развивать личностные качества ребёнка: самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, уверенность в себе;

Формировать навыки коммуникативного общения (ОО «Социально – коммуникативное развитие»);

Развитие связной речи, дыхания, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой моторики. (ОО «Речевое развитие»).

Воспитательные:

Воспитание любви и бережного отношения к природе (ОО «Социально-коммуникативное») ;

Воспитание эмоционального отклика на изображённое на картине (ОО «Художественно – эстетическое развитие»).

Здоровьесберегающие:

Развивать общую и мелкую моторику;

Активизировать двигательную активность детей во время проведения НОД;

Способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы в детском коллективе во время проведения НОД.

Основная ОО: «Познавательное развитие».

Интеграция ОО: «Развитие речи», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное», «Художественно - эстетическое».

Предварительная работа.

Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе: за тем как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетают птицы.

Сбор листьев деревьев и кустарников на прогулке и составление букетов из собранных листьев. Обучение узнаванию деревьев по коре, листьям, семенам.

Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулке в осеннем парке.

Слушание и обсуждение Пьесы П. И. Чайковского «Осенняя песня»,разучивание подвижного упражнения «Ветер и листья».

Чтение сказки К. Ушинского «Спор деревьев», С. Воронина «Моя берёза. Осенью».

Рассматривание картин А. Грицая «После дождя. Осень», А. Лентулов «Осень», В. Попков «Поздняя oсень».

Заучивание стихов А. Плещеев «Скучная картина», А. С. Пушкин «Осень», С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…».

1. Вводная часть.

Мотивационный момент.

Тихо звучит музыка П. И. Чайковского «Осенняя песня». Над головами детей кружатся осенние листья, подвешенные на ниточках. На полу стоит ваза с букетом осенних листьев. Воспитатель читает стихотворение Аполлона Майкова

Кроет уж лист золотой С холоду щёки горят

Влажную землю в лесу Любо в лесу мне бежать,

Смело топчу я ногой Слышать, как сучья трещат,

Вешнего леса красу. Листья ногой загребать.

Так писал об осени русский поэт А. Майков.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и понюхать, чем пахнет.

Дети определяют, что пахнет опавшими листьями, последними цветами, осенью.

2. Основная часть.

1. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

Повторение последовательности месяцев осени.

Определение периодов осени – ранняя, золотая и поздняя осень.

2. Упражнение «Периоды осени».

Дети рассматривают картины и определяют,к какому периоду осени относится картина. приходят к общему мнению, что

На картине А. Грицая «После дождя. Осень» изображена –ранняя осень,

на картине А. Лентулова «Осень» - золотая осень,

а картина В. Попкова «Поздняя осень»

3. Упражнение «Подбери стихи»

Воспитатель предлагает детям вспомнить и прочитать стихи об осени, подобрать стихи к каждой из картин.

К картине А. Грицая подходит стихотворение А. Плещеева «Скучная картина».

К картине А. Лентулова «Осень»-стихотворение А. С. Пушкина «Осень».

К картине В. Попкова «Поздняя осень» стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы …».

4. Упражнение «Ветер и листья»

Ветер по лесу летал, Бегут по кругу на носочках и взмахивают

Ветер листики считал. руками.

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Опускают руки, приседают.

Ветер по лесу кружил Бегут по кругу на носочках и взмахивают

Ветер с листьями дружил. руками.

Вот дубовый, Встают лицом в круг, загибают по одному

Вот кленовый, пальцу на обеих руках на каждую строку.

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой. Кружатся на носочках на месте.

К ночи ветер-ветерок Приседают, опустив руки.

Рядом с листьями прилёг. Сидят лицом в круг и загибают по одному

Вот дубовый, пальцу на обеих руках на каждую строку.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки Ложатся на спину, расслабляются,

Тихо дремлет на тропинке. Закрывают глаза

5. Игра «С какого дерева листок?»

Воспитатель обращает внимание детей на листья на полу. Предлагает поднять понравившейся листок. Задаёт вопросы. В ходе игры образуются пары слов:

На клёне – кленовые,

на осине – осиновые,

на рябине – рябиновые,

на дубе – дубовые и т. д.

6. Упражнение «Узнай на ощупь»

Предлагается детям рассмотреть плашки с наклеенными кусочками коры деревьев. Дети ощупывают плашки и отгадывают, кора каких деревьев на них наклеена.

7. Упражнение «Осенние листья».

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Воспитатель предлагает детям бросить листики в бассейн и подуть на них так, чтобы они поплыли по воде. (Нужно сделать вдох через нос, а потом подуть, вытянув губы трубочкой и не раздувая щёки).

8. Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Дети обводят любой листок и вырезают его. Украшают ими группу.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Дети делятся впечатлениями от занятия. Рассказывают, что узнали нового.

Воспитатель угощает детей яблоками.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Ознакомление с окружающим и развитие речи» на тему: «Деревья и кустарники» подготовительная группа Цель: закреплять знания.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду. Тема: «Осень» Цель: Закрепить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Осень золото роняет» "Осень золото роняет". Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы. Программные задачи: Продолжать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Краски осени» Конспект совместной деятельности педогога и воспитанников в младшей группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 131

Проект

«Разноцветная осень»

Для детей подготовительной группы №10

ВОСПИТАТЕЛИ:

БЕЛОВА Е. В.

Вид проекта :

Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

Сроки реализации:

Краткосрочный с 15.10.18-26.10.18 г.

Участники проекта:

дети, воспитатели, подготовительной группы, родители воспитанников.

Проблема: Какой бывает осень? Как деревья готовятся к зиме? Что она нам приносит?

Актуальность

Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Ведь для ребенка осень столько чудесного и необычного приносит.

В последнее время остро стоит вопрос экологии окружающей среды, поэтому на занятиях с детьми необходимо прививать любовь к природе и бережное отношение к ней. Чтобы любить природу, ее надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями, происходящими в природе. В процессе познания природы не только формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы, но и чувство ответственности за свои поступки. Если ребенок научится наблюдать за природой, то он научится и ценить окружающий его мир. В связи с этим, главная задача – учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений.

Цель:

Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи:

    углубить.представления об изменениях в природе осенью;

    развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

    привлечь внимания к окружающим природным объектам;

    развивать умение видеть красоту природного мира, разнообразия его красок и форм;

    пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», хлебе (процесс выращивания и изготовления хлеба);

    Расширять знания детей о съедобных и несъедобных грибах.

    расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;

    воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Предполагаемые результаты:

    углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;

    Пополняет словарный запас;

    развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;

    стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;

    разнообразит способы сотрудничества;

    развивает художественно-творческие навыки.

Используемые виды деятельности:

  • Чтение художественной литературы;

    Изобразительная;

    Конструирование из природных материалов.

Продукт проектной деятельности.

Выставка поделок из природного материала «Разноцветная осень»

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатели:

Подбор материала и оборудования для образовательной, игровой деятельности с детьми.

Сотрудничество с родителями:

Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки «Разноцветная осень».

2. этап. Практический.

Образовательные области.

Виды детской деятельности.

Социально- коммуникативное развитие

Социальный мир

Сюжетно-ролевые игры :

21.10. «В овощном магазине»

28.10. «Овощной магазин»,

27.10. «Дети помогают готовить обед».

Дидактические игры :

19.10. «Времена года»,

22.10. «Выбери предмет»,

23.10. «Из чего сделано?»,

26.10«Пятый лишний».

27.10.«Бывает, не бывает»,

28.10.«Подбери картинки к предмету»

29.10.«Что это такое»

28.10. «Подбери картинки к предмету».

Труд

Сбор природного материала на прогулке.

Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.

Познавательное развитие

Мир природы

26.10. НОД: Познавательное развитие: Мир природы

Тема: «Путешествие в осенний лес»Цели: Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений

16.10. «Золотая осень»,

17.10. «Жизнь природы осенью»;

18.10.«Овощи, фрукты, грибы»,

18.10. «Животный и растительный мир осеннего леса»;

19.10.«Какой дождь осенью?»,

19.10.«Птицы осенью»,

19.10. «Что происходит осенью с природой?»,

22.10. «Осенний ветер»,

22.10. «Первые заморозки»,

23.10.«Наблюдение за красотой природы»,

24.10. «Чем отличается ель от других деревьев осенью?»,

25.10.«Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?»,

Дидактическая игра

19.10.«Найди предмет той же формы»

22.10. «Подбери по форме».

24.10 «Какое время года?»

Речевое развитие

Развитие речи

Творческое рассказывание детей по темам

22.10. «Мы гуляли на участке»,

25.10. «Что я видел в парке?»

Дидактическая игра

19.10. «Скажи по-другому»

23.10. «Бывает – не бывает»

Пальчиковые игры

22.10." Капуста",

25.10. "Хозяйка однажды с базара пришла"

Рассматривание иллюстраций об осени

Чтение художественной литературы

24.10 Речевое развитие (чтение худ.лит-ры)

НОД Тема: «Осинкам холодно» Пришвин М.

Цель: Обобщить представления о лесе осенью, упражнять в подборе определений к «лесным» словам

Чтение и заучивание стихотворений об осени:

22.10. Е. Трутнева «Осень»;

А. Плещеев «Осенняя песенка»

23.10. М. Ивенсен «Падают, падают листья»

И. Мазнин «Все быстрее облетают клены»

24.10. М. Ивенсен «Падают, падают листья»

А. СтепановПотемнели ветви, от воды туман,

25.10. А. Плещеев «Осень наступила..»

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,

25.10. В. Орлова «Листья».

16.10. И Семенова«Березка»

17.10. Пословицы, поговорки, загадки об осени.

18.10. Пословицы, поговорки, загадки об осени.

19.10. Чтение рассказа В. Сутеева «Под грибом»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование:

16.10. Тема НОД: «Лес точно терем расписной..»

23.10.Тема НОД; «Осенний пейзаж»

Лепка:

17.10. «Ветка рябины»

24.10. «За грибами в лес осенний»,

Аппликация:

18.10. «Ваза с фруктами»,

Ручной труд:

25.10. «Осенний ковер» (природный материал)

Музыка

Музыкально-дидактическая игра

19.10.«Угадай мелодию»

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".

Разучивание песен об осени «Зонтик», «Осень»

Презентации:

22.10 «Хлеб- всему голова»

25.10. «Осенняя пора»

Культурно - досуговая деятельность:

19.10. Оформление выставки семейных поделок: «Осенний вальс».

24.10. Оформление стенда «Разноцветная осень»

26.10. Осенний утренник

3-й этап – заключительный.

    Награждение участников конкурса «Осенний вальс».

    Подведение итогов проекта.

Приложение

Беседа об осени

ЦЕЛЬ:
расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру

Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Листопад»

ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, передавать интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; развивать эстетическое восприятие литературных произведений; воспитывать любовь к окружающей природе

Чтение произведения В. Сутеева «Под грибом»

ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку; развивать интерес к художественной литературе; воспитывать дружелюбие, заботливое отношение друг к другу загадки о грибах

Беседа по итогам экскурсии «Осень золотая в гости к нам пришла»

ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях; развивать речь как средство общения; воспитывать эстетическое видение природы, желание оберегать ее и любить

Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»

ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения

Дорогие наши мамы и папы!
Просим Вас:







- сходить в лес за грибами;





В. Сутеев «Под грибом»

Как-то застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом - дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу!
- Куда же я пущу тебя? - говорит муравей. - Я один тут кое-как уместился.
- Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил Муравей Бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт...

Бежит мимо Мышка:

Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. - Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
- Потеснитесь немножко!

Потеснились - пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт...

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
- Тут места нет.
- Подвиньтесь, пожалуйста!
- Ладно.

Подвинулись - нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится!.. - Жалко Зайца, - говорит Муравей. - Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца - Лиса прибежала.

Зайца не видели? - спрашивает.
- Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

Не тут ли он спрятался?
- Где ему тут спрятаться!

Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл - солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба -Муравей задумался и говорит:

Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

Эх, вы! Гриб-то...

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?

Е. Трутнева «Осень»;

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое
У берёзки на плечах.

У калины и рябины
Вьются стаями дрозды...
Под окошком георгины
Красотой своей горды.

А. С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Е. Трутневой «Листопад»

Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки - невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета,
Всё притихло, отдыхать легко.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи,
Звёзды с неба сыплются… летят...
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад

А. Плещеев «Осенняя песенка»

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.


М. Ивенсен «Падают, падают листья»

Падают, падают листья.
В нашем саду листопад...
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осеннним грибом


С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Дорогие наши мамы и папы!

В нашей группе проходит реализация проекта

«Разноцветная осень»
Просим Вас:

Прочитать нам произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето» М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
- выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени
- рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
- погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
- составить букет из осенних листьев(для дома)
- посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
- сходить в лес за грибами;
- заучить приметы и загадки об осени;
- почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
- собрать семена разных растений;
- прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
- сделать фотографию со своим ребёнком на тему: «Осенние деньки»;
- сделать поделки из природного материала;

Конспект занятия в подготовительной группе «Осень»

Программное содержание: Формировать знание детей о признаках осени, осенних месяцах. Закреплять знание детей о деревьях, разнообразии листьев, процессы: память, мышление.

Развивать сенсорное ощущение (посылка). Развивать психические процессы: память, мышление. Воспитывать любовь к прекрасному, взаимоуважение, взаимовыручку.

Материал: картинки с изображением птиц (перелетных и неперелетных) коробок (посылка) с овощами; лук, морковь, картофель, перец болгарский, помидор; осенние листья; тополя, дуба, клена.

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель загадывает загадку:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (Осенью).

Ребята, назовите, пожалуйста, признаки осени. (На улице становится прохладно. Листопад. Часто идут дожди. Птицы улетают на юг. Люди собирают урожай овощей, фруктов, грибов и ягод).

Воспитатель: Ребята, какие вы у меня молодцы! Отгадайте еще одну загадку:

Верст не считала,

По дорогам не ездила,

А за морем бывала. (Птица).

А какие бывают птицы? (Перелетные и неперелетные - зимующие). Ребята, давайте с вами поиграем в игру. Каждый из вас возьмет по картинке. Перелетные вы будете складывать на стол, где изображено солнце, а зимующие на стол, где нарисована снежинка. (Дети выполняют задание). После того как все картинки разложили, воспитатель проверяет и обсуждают вместе с детьми их ответы.

Воспитатель:

  • Ребята, а вы знаете, что осень - это самая красивая пора, когда на улице очень много разноцветных красок; желтыми, оранжевыми, красными. Ребята, а кто из вас знает сколько месяцев длится осень7 (Три)! Перечислите их, пожалуйста: (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Месяц сентябрь - начало осени, октябрь - называется золотой осенью. Как вы думаете, почему? (На улице листопад). А ноябрь - поздней осенью. Вдруг слышаться стук в дверь.

Воспитатель открывает дверь, а там никого нет, один только коробок стоит, обклеенный листьями.

Воспитатель:

  • Ребята, - это же посылка от Осени. Давайте поглядим, что в ней. (Воспитатель заглядывает внутрь). Ребята, в этой посылке чудесный мешочек. Вам нужно будет наощупь угадать какие овощи подарила нам Осень. (Проводиться игра).

Ребята, а теперь вам я хочу предложить поиграть в игру «Сбор осенних листьев». Мы разделимся на три команды. Первая команда собирает листья клена, вторая - листья дуба, третья - листья тополя. (Дети собирают листья под музыку). После игры воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

В конце занятия воспитатель спрашивает: «Чем мы занимались?»

Дети делают выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект Открытого педагогического занятия в подготовительной группе «Осень, в гости просим!»

Цель: сформировать представление об осени, как о сезоне года, на основе знакомства с существенными признаками осенних месяцев, с древнеславянским народным календарем....

Конспект занятия в подготовительной группе "В осеннем лесу"

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе, с использованием предметных карт....

Воспитатель: Здравствуйте ребята.Сегодня мы с вами отправимся в гости к волшебнице.
Отгадайте, кто же она?
В золотой карете, что с конём игривым,
Проскакал здесь кто-то по лесам и нивам,
Добрая волшебница всё переиначила:
Ярко-жёлтым цветом землю разукрасила.
Дети: Осень
А попасть к волшебнице нам помогут наши гости.
Входят дети – ноты.
Воспитатель: Здравствуйте дорогие гости, давайте знакомиться.
Сценка с нотами:
Кто очень любит музыку, тот встретит нас везде,
Мы ноты- звуки музыки, расскажем о себе.
Нота До: Вот я,к примеру, нота До, известна всем уже давно,
Начало я всему, как дом, в котором дружно мы живём.
Нота РЕ: Я- нота Ре- соседка До, известна тоже всем давно.
Нота Ми: Громче музыка звени- перед вами нота Ми,
Хоть и третья я в ряду, самой первой в пляс пойду.
Нота Ре к Ноте Ми: Ничуть не удивлюсь я, что выскочкой зовут тебя.
Нота Ми: За то, что я, наверное, уж очень современная!
Нота Фа: Хвастливей ноты не сыскать, а я хочу себя назвать:
Я- нота Фа, живу в серёдке, я- замечательная нотка
Нота Соль: Соль- нота основная, и в песне ключевая,
Если петь с меня начать, будет здорово звучать.
Нота Ля: Прошу внимания,друзья, ведь перед вами нота Ля
Люблю и петь и веселиться, и в пляске в парах покружиться!
Нота Си: Кого хочешь здесь спроси, прекрасней нет, чем нота си
Живу я очень высоко, почти совсем как нота До
Нота Ля: Это что за глупый спор, может влезешь на забор,
Чтоб казаться выше всех, то-то будет громкий смех!
Нота До: спорить нам друзья нельзя, ноты все-одна семья,
Если нам дружить начать, будет музыка звучать.
Воспитатель: Посмотрите ребята. Всего лишь семь ноток. А сколько разнообразных мелодий можно из них сочинить. Ребята, а кто сочиняет музыку?
Дети: Композитор.
Воспитатель: Ребята, нотки сейчас перенесут нас в королевство осени. . Давайте закроем глаза
Звучит сказочная мелодия. Дети открывают глаза.
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, мы с вами оказались в лесу. Как вы думаете, в какое время года нас перенесли волшебные звуки.
Дети: Осень
Воспитатель: А почему вы решили, что это осенний лес?
Дети: Потому, что листья на деревьях разноцветные.
Воспитатель: А какие еще признаки осени вы знаете?
Дети: Становится холоднее, листья на деревьях желтеют и опадают, меньше солнечных дней, чаще идет дождь, дни становятся короче, птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: У волшебницы –осени есть три сына, три месяца. Знаете как их зовут?
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: , ребята, раньше сентябрь называли запевалой осени, златоцветом. Как вы думаете, почему?
Дети: Сентябрь первый месяц осени. Травы на лугах высыхают и желтеют. Листва деревьев и кустарников становиться золотистой.
Воспитатель. Какие пословицы об сени вы знаете?
Ответы детей. Осенью и воробей богат.
Осенняя пора- птица со двора.
Лето- со снопами- осень с пирогами.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
Воспитатель: А почему октябрь называли листопадом.
Дети: Потому, что с деревьев опадают пожелтевшие листья.
Воспитатель: Да, ребята, и была в народе такая примета, если листья осыпаясь лягут на землю лицевой стороной вверх, то зима будет холодной. А если листья ложатся изнанкою, - к урожаю и теплой зиме.
Воспитатель: А какие приметы вы можете мне назвать?
Ответы детей.Много желудей на дубе в сентябре- к лютой зиме.
Тёплая осень- к долгой зиме.
Облака плывут низко- к дождю и холоду.
Поздний грибок- поздний снежок.
Много ягод рябины- к дождливой осени и поздней зиме.
Облака редкие- будет ясно и холодно.
А вот ноябрь звали чернотропом. Почему?
Дети: Потому, что в этом месяце холодно, идут дожди, опавшие листья потемнели, лес опустел, черными стали лесные тропинки.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем
Физкультминутка.. Тучи в небе кружатся,(дети плавно покачиваются с ноги на ногу)
Что ни шаг, то лужица(ходьба на месте с высоко поднятыми ногами)
День осенний хмурится,(руки на поясе – повороты влево-вправо)
Листопад на улице (кружатся на месте)
По дороге стелется жёлтая метелица (Покачиваются с поднятыми руками)
Осень- непогодушка тополь пожелтел,(наклоны с поднятыми руками влево-вправо)
Вдруг на ветке скворушка песенку запел(повороты туловища влево-вправо, руки в стороны)
Ветка чуть качается, дождик не кончается,(наклоны туловища вперёд- назад)
С нами старый скворушка до весны прощается(взмахи поднятыми руками, ладони повёрнуты вперёд)

Воспитатель: А знаете, ребята, я обнаружила, что-то очень интересное. Давайте выпишем рядышком первые буквы осенних месяцев.
Дети называют первые буквы, воспитатель пишет.
Воспитатель: Давайте прочитаем, что у нас получилось.
Дети: Сон.
Воспитатель: Как вы считаете, случайно ли это?
Дети: Осенью вся природа готовится ко сну. Растения будут спать под снежным одеялом. Некоторые животные впадут в спячку, а другие будут вести не такой активный образ жизни.
Воспитатель: Ребята, а можно назвать лес безмолвным?
Ответы детей:
Воспитатель: А давайте прислушаемся!
Дети слушают звуки леса и отгадывают услышанное.
Воспитатель Скажите, а осень это веселое или грустное время года?
Дети: грустное, потому, что становится холоднее, идут дожди, нельзя долго играть на улице.
Воспитатель: Но ведь в начале осени стоят теплые, солнечные деньки, небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Разве не прекрасна золотая осень?!
Воспитатель: Значит, осень бывает и грустной и веселой. Как же называют первую половину осени?Дети: ранней осенью, а вторую поздней
Воспитатель Многие поэты посвящали свои стихи волшебнице осени.. Давайте послушаем стихотворение русского поэта Ивана Алексеевича Бунина, Которое прочитает нам Вика Называется оно «Листопад».
«Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.
Веселой пестрою стеной стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.
Как вышки елочки темнеют.
А между кленами синеют то там, то здесь в листве сквозной просветы в небе, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от Солнца»
Скажите, ребята, с чем сравнивает поэт осенний лес? Какие цвета он нашёл в осеннем лесу? О какой лазури голубой идёт речь? Какое настроение возникает у вас во время чтения этого стихотворения? О ранней или поздней осени это стихотворение?
А теперь послушаем стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» Его нам прочитает Ева.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная тень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на полы туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
О каком периоде осени это стихотворение?
Верно, это поздняя осень, которая наступает в конце октября после листопада.А какие признаки поздней осени описаны в стихотворении? Как вы понимаете выражение «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась?» Какая осень в этом стихотворении? (Унылая, хмурая, холодная) Да ребята, листья с деревьев облетели, травы побурели, поникли, цветы завяли. Пышный, пёстрый ковёр, устилавший землю, потемнел, поблёк. Чёрными стали тропинки в опустевшем лесу.
Ребята можно с помощью наших музыкальных звуков передать осеннее настроение? Осень вдохновила многих композиторов на создание музыкальных произведений.
Сейчас мы послушаем произведение А. Вивальди.Он создал альбом «Времена года» , а вы попробуйте отгадать, в каком произведении композитор передал настроение ранней осени, а в каком поздней. Почему?
Ответы детей.
Ребята, поэты выражают свои чувства и переживания в стихах, композиторы- в музыке, а художники?
Дети: в картинах
Воспитатель: посмотрите, ребята, это картины двух художников: Исаака Левитана и Василия Поленова..В каком лесу вы бы хотели очутиться? Почему? Какое настроение у вас, когда вы смотрите на эти картины? Ребята, а может и не нужна осень раз она бывает такой ненастной, хмурой. Давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что бы было?
Дети: Птицы не успели бы улететь на юг, животные не приготовились к зиме и погибли, насекомые не успели бы спрятаться, люди не сумели бы убрать урожай с полей и садов
Воспитатель: Правильно, ребята, в природе всё идёт по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень- очень важный период года, Потому что и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, готовимся осенью к зиме.
Ребята, а ведь мы с вами в волшебном осеннем лесу. Давайте познакомимся с его хозяйкой.
Входит осень. Здравствуйте, ребята
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я- осень.

Воспитатель: Спасибо тебе, осень, за то, что пригласила нас к себе в лесное царство.
Осень:Ну, ребята, недолго мне осталось у вас погостить. Совсем скоро наступит зима. Встретимся с вами через год.
Воспитатель: А мы, ребята, давайте подарим осени на прощанье нашу песню
Песня об осени.
Задачи. Систематизировать знания детей об осени, подвести к пониманию необходимости каждого времени года, закономерности их чередования, учить выразительно читать стихотворения наизусть, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения, развивать поэтический слух, воспитывать любовь к поэзии, живописи, музыке и к родной природе, развивать фонематический слух, показать возможность изображения ранней и поздней осени в стихах, музыке и картинах на примере произведений известных писателей, композиторов, художников, учить чувствовать настроение в музыке, анализировать картины,развивать звуковую культуру речи, учить подбирать синонимы и антонимы к словам, воспитывать познавательный интерес, внимание, активизировать речевое общение.
Материалы, оборудование. Таблицы с названиями осенних месяцев, кассета со звуками осеннего леса, рисунки детей с пейзажами поздней и ранней осени,аудиозапись музыки А. Вивальди.
Демонстрационный материал: Репродукции картин В Поленова «Ранний снег», И. Левитана «Золотая осень»
Литература.
Т.И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи»
Н.В.Елкина О.В.Маринчева « Учим детей наблюдать и рассказывать»
Л.А. Владимирская «От осени до лета»
М.А.Рунова А.В.Бутилова «Ознакомление с природой через движение»
В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и художественной деятельностью в подготовительной группе "Гостья - Осень"

Цель: Закрепить представления об осени, учить детей отвечать на вопросы по теме.

Программные задачи: Активизация словаря по теме "Осень". Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Формировать познавательный интерес к природе, продолжать знакомить со средствами выразительности в художественной деятельности. Развивать эстетическое восприятие, воображение, творчество. Закреплять умение передавать сложную форму листа. Формировать эстетический вкус. Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.

Предварительная работа: рассматривание картин и иллюстраций, беседа с детьми об осени, наблюдения в природе. Чтение литературы по заданной теме. Заучивание пословиц об осени.

Ход занятия:

В. Ребята, у нас сегодня необычное занятие, я для вас приготовила загадку, послушайте и отгадайте её.

Дни стали короче

Длиннее стали ночи

Урожай собирают

Когда это бывает (осенью)

Послушайте ещё одну загадку:

Пусто в поле

Дождь идёт.

Ветерок срывает листья

С севера туман ползёт

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг,

Чуть касаясь сосен

Догадайся, милый друг,

Что за время года? (осень)

В. Верно с наступлением осени в природе происходит очень много изменений. Назовите мне, изменения происходящие в природе.

Дети: Наступают холода, деревья меняют окраску, сбрасывают листву, люди одевают тёплую одежду, птицы улетают в тёплые края, звери готовятся к зиме, собирают урожай.

В. Осень излюбленная пора года для многих писателей и поэтов- сколько произведений посвящено ей, не счесть. Давайте вспомним поэтов, которые писали об осени.

Берёзы косы расплели,

Руками клёны хлопали,

Ветра холодные пришли

И топотом затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали

Дубы, огромные всегда

Как будто меньше стали.

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной

До чего же он хорош.

Где такой ещё найдёшь.

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала.

Мы плясали, как друзья

Дождь из листиков и я.

В. Молодцы ребята, какие красивые стихи вспомнили и прочитали.

В. А теперь я вам предлагаю поиграть. В нашей игре вам нужно будет выполнять действие и движение пальчиками в соответствии с содержанием стих-я.

Ветер северный подул

"с - с - с -", все листья с липы сдул. (пошевелить пальцами и подуть на них)

Полетели, закружились

И на землю опустились

Дождик стал по ним стучать" кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил (постучать кулаками по столу)

Снег потом припорошил (плавные движения кистями рук вперед-назад)

Одеялом их накрыл (ладоши прижать к столу)

В. Хорошо мы поиграли, а теперь давайте вспомним пословицы об осени.

Д. Как лето со снопами, так и осень с пирогами.

От осени к лету назад поворота нет.

Весенний дождь растит, а осенний гноит.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Осенью и воробей богат

Поздней осенью одна ягода, да и то рябина.

В. Молодцы, ребята! Много пословиц мы с вами вспомнили.

В. А какой осенний месяц сейчас идёт?

Д. Сентябрь.

В. Сколько всего осенних месяцев?

Д. Всего три месяца.

В. Назовите первый осенний месяц, второй, третий.

Д. Сентябрь-первый осенний месяц, месяц ранней осени, когда ещё тепло и не пожелтела трава. Деревья и кустарники стоят в красивых нарядах. Октябрь-второй месяц, листьев становится на деревьях мало, листва жухнет. Ноябрь-третий, последний холодный и серый месяц деревья стоят голые. Они сбросили всю листву. Дни стали короче, а ночи длиннее.

В. Чтобы наше хорошее осеннее настроение продлилось долго, я вам предлагаю стать сегодня маленькими художниками и

придумать, чем может стать красивый осенний листок.

Дети рассаживаются за столы, рассматривают красивые осенние листья с разных деревьев, уточняют на что похож, тот или

иной листок.

Прежде чем приступить к работе разомнём пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять?

Мы идём грибы искать

Этот пальчик в лес пошёл

Этот пальчик гриб нашел

Этот пальчик чистить стал

Этот пальчик жарить стал

Этот пальчик всё съел,

От того и потолстел.

Дети приступают к работе (звучит тихая, осенняя музыка)

Готовые рисунки вывесить на доске, рассмотреть, отметить наиболее интересные, красиво расположенные, удачно раскрашенные.

В. Хорошо мы сегодня с вами позанимались, много вспомнили, поговорили об осени, а теперь пойдём на улицу гулять и любоваться красивой, сухой осенью.



Поделиться