Ту на раскрой изделия. Виды и способы раскроя Что учитывают при раскрое швейного изделия

7 класс.

Тема урока: « Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки».

Работа на уроке проходит в виде соревнования по бригадам (количество бригад определяется по количеству рядов в кабинете). Учитель подводит итог в конце урока и по результатам работы бригад на уроке выставляет оценки за урок.

Цели урока:

Образовательная:

  • ознакомить учащихся с различными способами расположения деталей бумажной выкройки на ткани;
  • научить учащихся наиболее экономному способу разложения деталей; совершенствовать умения раскроя симметричных де талей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани;
  • способствовать формированию у уч-ся представления о последовательности изготовления одежды от эскиза до готового изделия;
  • закрепить умения в подготовке ткани к раскрою;
  • закрепить умения экономной раскладки лекал на ткани, выбора величина припуска на швы;

Развивающая:

  • развивать логическое мышление, координацию движения рук, конструкторские и исполнительские умения;
  • способствовать развитию пространственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса; способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

Воспитательная:

  • воспитывать эстетический вкус, внимательность;
  • прививать навыки культуры труда и аккуратности;
  • способствовать воспитанию правильного отношения в коллективе.

Профориентационная:

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

кабинет технологии;

утюг, гладильная доска;

сантиметровая лента, ножницы для ткани, булавки, иглы, угольник, линейки, мелок или мыло;

ткань для раскроя изделия.

видеофильм ""Раскрой ночной сорочки"".

Дидактическое обеспечение:

учебники: ""Технология -7 кл."" В.Д. Симоненко; ""Технология обработки ткани 7-9 кл."" В.Н.Чернякова.

рабочая тетрадь;

альбом;

плакат ""Раскладка деталей выкройки на ткань"";

учебно-техническая документация:

технологические карты;

инструкционные карты;

объект труда: ночная сорочка, сарафан, халат;

образцы поузловой обработки: обработка горловины, обработка нижнего среза рукава, обработка швов вразутюжку и взаутюжку;

материалы для контроля знаний учащихся:

карточки-задания;

тесты;

Методы обучения: объяснительно-наглядный, частично-поисковый: объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная;

индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: ботаника - значение растений и хвойных деревьев в жизни человека; технология 5 кл. - виды волокон, строение ткани.

На классной доске: подкройной и цельнокроеный подборт, застежка, петля, дублирование деталей, клеевая прокладка.

Словарь моды: подборт - деталь изделия, предназначенная для обработки борта, выкроенная по его форме; оборки - различной длины и ширины полоски материи, выкроенные по прямой, присборенные с одной стороны.

Литература для учителя.

Примерные программы по образовательной области ""Технология"" В.Д.Симоненко- 2000 г.

Технология - 7 кл.- В.Д. Симоненко - 2000 г.

Технология обработки ткани -7 -9 кл. В.Н. Чернякова -1999 г.

Ход урока

I . Организационный момент:

приветствие;

проверка явки учащихся;

заполнение учителем классного журнала;

проверка рабочей одежды и готовности учащихся к уроку;

настрой учащихся на работу;

доведение до учащихся плана урока.

II . Актуализация знаний учащихся.

Тесты на проверку знаний. За правильный ответ бригада получает бонус.

1. Стрелка на листе выкроек означает:

а) направление долевой нити;

б) направление поперечной нити.

2.Укажите правильную последовательность технологических операций при раскрое изделия:

а) сколоть ткань булавками;

б) разметить припуски на обработку;

в) определить лицевую сторону ткани;

г) нанести контрольные линии и точки;

д) обвести детали по контуру;

е) вырезать детали изделия из ткани;

ж) определить долевую нить;

з) приколоть мелкие и крупные детали;

и) разложить крупные и мелкие детали.

(ж, в, а, и, з, д, б, г, е).

3.Раскрой - это:

а) вырезание бумажных деталей швейного изделия;

б) процесс получения тканевых деталей швейного изделия путём их вырезания из куска ткани;

в) процесс получения тканевых деталей швейного изделия путём их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учётом припусков на швы

4.Назовите стороны ткани:

а). лицевая;

б).изнаночная;

в).правая;

г).левая.

5.При раскрое ткани используются ножницы:

а) маникюрными;

б) садовыми;

в) канцелярскими;

г) портновскими.

6.Укажите правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткань:

а) разложить мелкие детали;

б) разложить крупные детали;

в) сколоть ткань булавками;

г) приколоть мелкие детали;

д) приколоть крупные детали;

е) определить лицевую сторону ткани;

ж) нанести контрольные линии и точки;

з) разметить припуски на обработку;

и) обвести детали по контуру;

к) определить долевую нить.

(к, е, в, б, а, д, г, и, з, ж)

7.Перевод выкройки на ткань осуществляют при помощи:

а) резца;

б) косых стежков;

в) копировальных стежков;

г) украшающих стежков.

8. При раскрое ткани пользуются ножницами:

а). маникюрными;

б) садовыми;

в) канцелярскими;

д) портновскими;

е) кухонными.

9.При раскрое изделия необходимо учитывать:

а) расположение рисунка на ткани;

б) направление нитей основы;

в) ширину ткани;

г) величину припусков на швы;

д) направление ворса.

III. Изложение нового материала с показом презентации.

Перед раскроем изделия надо подготовить ткань к раскрою.

Многие ткани обладают свойством усадки. Чтобы изделие в процессе носки не потеряло своей первоначальной формы и размера, ткань следует продекатировать.

Шерстяные ткани (плательные) обычно декатируют через влажный проутюжильник (кусок плотной ткани, желательно льняной) в долевом направлении. При этом не следует долго водить утюгом, так как ткань может стать наиболее жесткой. Затем дают ткани остыть и просохнуть.

Односторонние шерстяные и креповые ткани увлажняют обычным сбрызгиванием или через распылитель. Завертывают в простынь и оставляют на несколько часов, после чего ткань проутюживают не очень горячим утюгом с изнанки по долевой нити.

Штапельные ткани и искусственные шелка лучше всего опустить на 15 минут в слегка теплую подсоленную воду, подкрахмалить, осторожно отжать, не выкручивая, затем завернуть в простыню на 2-3 часа. Утюжат ткань с изнаночной стороны, не очень горячим утюгом.

Хлопчатобумажную ткань смачивают в теплой воде, отжимают, просушивают и отутюживают.

Следует помнить, что некоторые ткани (шерсть, бархат, синтетические) увлажнять нельзя, так как на них остаются пятна или морщины, которые не исчезают и после утюжки. Поэтому прежде чем декатировать ткань, надо проверить на кусочке, как она реагирует на увлажнение.

Подготовка ткани к раскрою.

Определить ткань по волокнистому составу.

Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки.

Определить направление на ткани долевой нити, лицевую и изнаночную сторону, направление рисунка ткани и его характер, для того чтобы все это учесть при раскладке выкроек. Проверить дефекты.

Проутюжить ткань.

Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок, сколоть.

Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.

Раскладка деталей выкройки на ткани.

При раскладке выкроек надо учитывать некоторые свойства ткани. Из жестких, упругих тканей выкраивать проще, чем из легких, сыпучих и скользящих. Особое внимание при раскладке обратите на ткани с односторонним направлением рисунка. Здесь надо следить, чтобы на всех деталях изделия рисунок был направлен в одну сторону. В ворсовых тканях проверяют направление ворса и оттенка. При раскрое из вельвета и бархата детали выкроек раскладывают последовательно в направлении ворса снизу вверх.

При раскрое изделий из фланели или байки детали выкроек расположите в направлении ворса сверху вниз, тогда во время носки ворс не будет подниматься. На тканях в полоску и клетку детали выкроек расположите так, чтобы в местах соединения деталей (на швах) полоска или клетка совпадали по цвету, ширине и проходили точно по середине полочки и спинки.

По своему размеру клетки в тканях могут быть мелкими, средними и крупными. Кроме размера, они отличаются цветом, величиной квадратов, шириной и порядком чередования полос. Если в рисунке клетки ткани можно найти среднюю линию, которая делит клетку на две равные части во всех направлениях, такая клетчатая ткань называется симметричной.

При раскрое линию симметрии надо совместить со средней линией выкройки.

Раскладку выкроек на ткани проводят двумя способами:
в сгиб - ткань сложена вдвое по длине лицевой стороной вовнутрь;
в разворот- ткань развернута в ширину.

Разложить на ткани большие детали, начиная с полочки, отступив от среза на величину припуска на швы.

Выкройки на ткани с направленным рисунком должны располагаться в одном направлении. Если ткань с крупным рисунком, необходимо, чтобы правая и левая стороны были симметричны по рисунку(см. рис.50, стр.127).

Направление нитей основы на выкройке должны совпадать с направлением на ткани.

Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной.

Линии, по которым будет производиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом или мылом.

Раскрой.

Раскроить детали изделия по линиям припусков на швы.

К первой примерке вырезать только крупные основные детали.

Закрепление знаний учащихся.

Сделать раскладку на миллиметровой бумаге в м 1:4. Взаимоконтроль.

Выбрав рациональную раскладку выкроек, учащиеся приступают к практической работе.

Физкультминутка.

Практическая работа ""Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой"".

Вводный инструктаж:

Задание 1.

Изучить технологию подготовки ткани к раскрою.

Задание 2.

Подготовить ткань к раскрою.

Задание 3.

Разложить детали выкройки на ткани.

Задание 4.

Вырезать детали кроя.

V. Закрепление изученного материала. (Устный или письменный, по карточкам)

Вопросы:

1. Какие операции входят в подготовку ткани к раскрою?

2. Как учитываются дефекты ткани при раскрое?

3. Почему при раскладке выкройки на ткани деталь обводится два раза?

4. Что такое декатирование?

5. Какие правила ТБ следует соблюдать при работе с ножницами, булавками и иглами?

6. Какими свойствами обладают нити основы и утка?

7. Сколько ткани требуется для изготовления ночной сорочки?

8. Перечислите детали кроя вашей модели.

9. Какие линии на крое необходимо перенести на симметричную сторону?

10. Какими способами переносят линии на симметричную сторону?

11. Для чего наносят линии середины на детали кроя?

12. Для чего скалывают крой булавками?

VII. Анализ урока.

Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания. Оценивает работу бригад, объявляет оценки.

Домашнее задание : выучить правила подготовки ткани и деталей кроя к раскрою, принести ткань, детали кроя, рабочую коробку, зарисовать раскладку деталей кроя в тетради.


ПОДГОТОВКА К ПОШИВУ

Технология изготовления швейного изделия состоит из нескольких этапов (ряда действий), в результате выполнения которых материал превращается в готовое изделие.
В целом данный процесс можно представить следующим образом:
1. Снятие мерок и выполнение необходимых расчётов.
2. Изготовление выкройки (построение чертежа основы, нанесение фасонных линий).
3. Раскрой изделия.
4. Проведение примерки.
5. Пошив изделия - сборка отдельных деталей изделия в единое целое.
6. Отделка изделия и его влажно-тепловая обработка
.

Подробнее...

СНЯТИЕ МЕРОК
Любая одежда должна хорошо сидеть на фигуре, соответствовать ее размеру и росту. Для того, чтобы подготовить соответствующую выкройку, необходимо измерить фигуру человека и записать мерки.
Каждая мерка имеет свой способ измерения и обозначения. Например, обхваты обозначаются большой буквой О, полуобхваты - С, ширины - Ш, длины - Д, высота - В.
Маленькие буквы (индекс) в записи измерений обозначают место снятия мерки. Например, Ст - полуобхват талии, Сб - полуобхват бёдер, Дтп - длина талии переда, Шг - ширина груди.

Снятие мерок с фигуры человека происходит по определённым правилам:
Все мерки снимаются по правой стороне фигуры.
Талию предварительно опоясывают узкой тесьмой.
При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо.
При измерении сантиметровую ленту не стоит натягивать или ослаблять.
Мерки длины записываются полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры. Для пошива какого-либо конкретного изделия снимают не все мерки с фигуры человека, а только необходимую их часть.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЫКРОЙКИ
Для того, чтобы сшить изделие определенного фасона, в готовую выкройку основы вносят изменения, т. е. выполняют моделирование. Смоделировать можно различные фасоны изделия. Выкройку основы можно построить самому, а можно воспользоваться готовыми выкройками из журналов. И в том, и в другом случае, чертёж выкройки должен учитывать особенности фигуры и изготавливаться на основе снятых мерок и расчётов.
Фигура человека симметрична, поэтому чертёж так же симметричен и, соответственно, выполняется обычно на половину изделия (до линии середины переда или спинки). Каждая линия и точка на чертеже имеют своё названия, которое соответствует начальным буквам в названиях конструктивных линий. Конструктивные линии, в свою очередь, связаны с названием мерки. Например: точки, расположенные на линии талии, обозначаются буквой Т. Поскольку на одной конструктивной линии может находиться несколько точек, им присваивают индекс в виде цифры. Например: Т1 или Т4.
После выполнения моделирования, выкройку подготавливают к раскрою. На каждой детали указывают её название, направление нити основы, необходимые контрольные знаки и места измерений основных конструктивных участков и т.д.. Затем детали выкройки вырезают, учитывая величину припусков на швы (см. ниже).

ПОДГОТОВКА ТКАНИ К РАСКРОЮ
Включает в себя следующие операции:
Выявление ткацких дефектов на ткани.
Декатирование ткани.
Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.
Определение направления нити основы.
Выполнение подготовительных операций подготовки ткани к раскрою существенно влияет на качество готового изделия, поэтому они являются обязательными при изготовлении любого швейного изделия.

Выявление ткацких дефектов на ткани
Перед раскроем ткань внимательно просматривают с лицевой и изнаночной стороны. Мелом или цветной ниткой отмечают дефекты: узелки или утолщения нитей, обрыв нитей основы или утка, пятна, непрокрасы и т.п.. При раскрое отмеченные места должны оказаться на участках между деталями выкройки и остаться после раскроя в качестве отходов.

По характеру проявления текстильные пороки делятся на два вида: местные и распространенные.
- Местные пороки - небольшие по размерам, расположенные на небольшом участке ткани (пятна, просветы, пролеты утка, близны, утолщения и т.д.).
- Распространенные пороки расположены на значительной части куска или по всему куску (разнооттеночность, засоренность, полосатость и т.д.). Как местные, так и распространенные дефекты и пороки тканей могут возникнуть на разных этапах их производства: как при прядении, вследствие низкого качества сырья или нарушения технологических режимов, так и при ткачестве и отделке.

Декатирование ткани
Декатирование - это предварительная влажно-тепловая обработка ткани, необходимая для уменьшения нежелательной усадки при её дальнейшей обработке. Степень усадки зависит от вида волокон и плотности материала.
Следует помнить, что есть ткани, которые декатировать нельзя, так как на них остаются пятна или морщины, не исчезающие после утюжки. Поэтому перед тем, как декатировать ткань, надо проверить, как она реагирует на увлажнение.
Бархат и вельвет не декатируют, так как при утюжке у них заминается ворс.

ВАЖНО! ПРИ ПОШИВЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ НЕДЕКАТИРОВАННЫХ ТКАНЕЙ ВЕЛИЧИНУ ПРИПУСКОВ НА ШВЫ - НЕОБХОДИМО УВЕЛИЧИТЬ.

Определение лицевой и изнаночной стороны ткани
Перед тем, как раскладывать ткань на столе, необходимо определить лицевую и изнаночную стороны раскраиваемого материала. Так как раскладка, намелка и раскрой деталей выкройки, как правило, выполняется по изнаночной стороне. Исключением являются двухсторонние ткани, где лицевая и изнаночная стороны - одинаковы. В этом случае можно кроить по любой стороне.
Лицевую сторону ткани определяют по следующим признакам:
- Если ткань свернута в рулон, то хлопчатобумажные, льняные, шелковые ткани обычно складывают лицевой стороной наружу, а шерстяные, наоборот, лицевой стороной внутрь.
- Если ткань с печатным рисунком, на лицевой стороне рисунок обычно более яркий и чёткий.
- Ткацкие пороки (петельки, узелки) выводятся на изнаночную сторону.
- Из-за специальной обработки лицевая сторона тканей обычно более блестящая и глянцевая.
- На лицевую сторону обычно выводятся более дорогие нити. Например, в полушерстяных тканях на лицевой стороне преобладает шерстяная пряжа, а в полушелковых - шелковые нити.
- В тканях диагонального переплетения (например, саржа, бостон) по лицевой стороне вдоль кромки полоски идут снизу вверх и слева направо (//////).
- На лицевой стороне бархата или вельвета более длинный ворс. На изнаночной стороне поверхность либо гладкая или ворс более короткий.
- Более гладкая сторона кромки обычно находится с лицевой стороны ткани.
- Если в процессе изготовления ткани в кромку вкалывают булавки, то делают это с изнаночной стороны.

Важно!
Снятая с ткацкого станка, ткань проходит несколько операций отделки – её опаливают, отбеливают, пропитывают различными составами, красят или печатают на ней рисунок. Путём специальной обработки тканям придают блестящий или матовый вид, делают их более гладкими или ворсистыми. Все эти операции выполняют с лицевой стороны - поэтому она, как правило, более гладкая и блестящая, на ней меньше узелков и ворсинок; у неё чётче рисунок и т.п..

Определение направления нити основы в тканях
Ткань получается путем переплетения нитей - основы и утка.
Нить основы в тканях можно определить следующим образом:
- Нить основы в ткани расположена параллельно кромке.
- Ткань в направлении основы растягивается меньше, чем в поперечном и косом направлении.
Соблюдение направления нитей основы в деталях изделия при раскрое очень важно, так как это обеспечивает устойчивость формы готового изделия и его большую прочность в процессе носки.

РАСКЛАДКА ВЫКРОЕК
Раскладка выкроек на материале и раскрой должны выполняться на гладком и просторном столе. Для работы вам понадобятся: ткань, выкройки, портновские булавки, ножницы, кусочек мыла или мел, карандаш и линейка, сантиметровая лента.
Сложите материал для раскроя вдвое или вразворот (см. ниже раздел "Способы настила ткани") и, разложив выкройки всех деталей, убедитесь что материала достаточно. Не торопитесь выкраивать детали. Предварительно обдумайте несколько вариантов раскладки и выберите наиболее удачный. От качества раскладки зависят расход материала и качество кроя.

Существует несколько способов настила ткани: всгиб и вразворот.
1 способ: всгиб или "лицом к лицу" (рис.1,а).
При таком способе ткань складывают вдоль вдвое, лицевой стороной внутрь и совмещая кромки. Данный способ применяют при индивидуальном изготовлении одежды для раскроя парных симметричных деталей. Чтобы ткань не смещалась при раскрое, её можно сколоть иголками.
2 способ: вразворот - "лицом вниз" или "лицом вверх" (рис.1,б).
При раскрое вразворот ткань разворачивают на столе во всю ширину и длину, лицевой стороной вниз или вверх. Эти способы применяют при раскрое тканей с направленным рисунком и ворсом (см. ниже), а также изделий ассиметричных фасонов.

Важно! Добиваясь экономной раскладки, следите за тем, чтобы направление нити основы (Д.Н.) на выкройках точно совпадало с направлением нити основы ткани. В этом случае изделие меньше будет вытягиваться и дольше сохранит свою форму в процессе носки.

Д.Н. (долевая нить) - обозначение нитей основы на выкройках.

Общие требования к раскладке:
- Раскладку выкроек и обмеловку выполняют на изнаночной стороне материала. Подготовленные детали выкройки размещают, строго учитывая направление нитей основы и припуски на обработку швов.
- Для раскроя парных симметричных деталей ткань складывают вдвое (всгиб, "лицом к лицу"), совмещая кромки. Чтобы ткань не смещалась при раскрое, её скалывают по краям булавками. Если в крое есть непарные детали, их раскладывают на ткани в развернутом виде (вразворот).
- Сначала на ткани раскладывают самые крупные детали (полочки, спинки, рукава, заднее и переднее полотнище юбки и др.), все мелкие детали (воротник, подборта, манжеты, обтачки, карманы и др.) размещаются в промежутках между ними.

ВАЖНО! РАСКЛАДКУ ВЫКРОЕК НА ТКАНИ ПРОИЗВОДЯТ С УЧЁТОМ НАПРАВЛЕНИЯ ВОРСА, НАЧЕСА, РИСУНКА ТКАНИ И НАПРАВЛЕНИЯ НИТИ ОСНОВЫ.

На тканях, не имеющих начеса или ворса, гладкокрашеных, в полоску и клетку, с симметричным расположением полос в рисунке, детали выкройки можно раскладывать в противоположных направлениях.
- На тканях с ворсом и начесом детали выкройки располагают в одном направлении. Это помогает избежать их разнооттеночность в готовом изделии. Направление ворса отмечают с изнаночной стороны стрелками. В изделиях из длинноворсовых тканей, ворс должны быть направлен сверху вниз.
- Рисунок на ткани может быть односторонним и разносторонним. На тканях с направленным рисунком (особо крупным и редким), все детали выкройки раскладывают в одном направлении. На тканях с разносторонним рисунком выкройки можно располагать в противоположных направлениях.
- Раскрой деталей изделий из ткани в полоску, клетку выполняют с учетом последующей подгонки рисунка в процессе обработки. Необходимость подгонки такого характера рисунка влечёт за собой дополнительный расход ткани, что необходимо учитывать, приобретая материал. Для подгонки рисунка ткани при выкраивании деталей предусматривают припуски в размере 1/2, 3/4 или полного шага рисунка.


Если ткань имеет рисунок в клетку, определите тип клетки. Она может быть с симметричным и с несимметричным рисунком. В симметричном рисунке можно провести линию симметрии, т. е. линию, разделяющую его на две равные части так, чтобы каждая часть являлась зеркальным отображением другой как по форме, так и по цвету (рис.2, а). В несимметричном рисунке линию симметрии не провести (рис.2, б).
При раскрое тканей с симметричным рисунком в парных деталях необходимо добиваться совмещения рисунка. В изделиях из тканей с несимметричным рисунком клетки нужно следить, чтобы все детали выкройки располагались в одном направлении, иначе при стачивании срезов совмещения рисунка не добиться.

Особенности раскладки и раскрой тканей с рисунком в клетку, полоску
При раскладке и раскрое изделий из ткани в клетку или полоску необходимо выполнять следующие рекомендации:
1. В парных деталях (полочках, частях спинки, рукавах, подбортах и т. д.) рисунок ткани должен быть расположен симметрично.
2. При наличии застёжки, центральных швов рисунок ткани должен совмещаться. Необходимо также совмещение рисунка по линиям боковых швов.
3. На изделии и рукавах должно быть единое расположение рисунка. При раскрое рукавов рисунок по окату подгоняют к рисунку переда и спинки.
4. На лацканах и концах воротника рисунок ткани должен быть симметричным.
5. Рисунок ткани на мелких деталях (клапаны, накладные карманы, листочки, хлястики, пояса и т. д.) должен совмещаться с рисунком основных деталей изделия.
6. В двухшовных рукавах по переднему шву верхних и нижних половинок должно быть совмещение рисунка ткани.
7. При обработке верхних вытачек на полочке и вытачек от плечевых срезов спинки сторона вытачки, расположенная ближе к центру, должна сохранять долевое направление, а другая сторона должна быть направлена по косой нити.
8. При расположении вытачки под проймой (от бокового среза) рисунок ткани при совмещении сторон вытачки должен быть в «елочку» или должен сохранять горизонтальное направление с одной стороны вытачки.
9. Стороны вытачек от линии талии соединяют «елочкой» или сохраняют вертикальное направление рисунка с одной стороны вытачки.
10. На всех клиньях юбки по швам рисунок ткани должен совпадать по горизонтали и одинаково расширяться книзу.
11. Стороны вытачек (передних, боковых и задних) в юбках должны образовывать рисунок «елочку».
12. В верхних швах цельнокроеных рукавов необходимо добиваться совпадения рисунка «елочки».
13. Рисунок клетки по низу изделия должен проходить горизонтально.
14. Середина полочки и спинки должна совпадать с серединой клетки, полоски.

Выкройки деталей изделия обычно дают без припусков на швы. Размещая их на ткани, это следует учитывать. Величина припусков зависит от способа обработки срезов и вида ткани. По мере необходимости они могут изменяться. Например, если ткань сильно осыпается, припуски на швы по всем срезам необходимо увеличить.

Общие рекомендации:
0,7-1,0 см - величина припусков на закрытых срезах (линии горловины, талии юбки под пояс, низа рукава под манжету, срезы воротника);
1,5-2,0 см - величина припусков на открытых срезах (боковые и плечевые, рельефные швы, продольных швов рукавов, швы кокеток);
3,0-4,0 см - припуски на подгибку низа рукав;
Ширина подгибки низа юбки зависит от её формы:
- для прямой юбки - 4,0-7,0 см,
- расширенной - 3,0-4,0 см,
- для юбки-клеш - 1,0-2,0 см.
В изделиях с отрезной линией талии припуск по линии талии - 2,0-4,0 см.

Обмеловка деталей
Разложив на ткани детали выкроек, приколите их булавками и приступайте к обмеловке.
Выкройки обрисовывают дважды - по контуру детали и с учётом припусков на швы. Для обрисовки используйте остро отточенный мел или кусочек мыла. Линии должны быть ровными. Толщина линий не должна превышать 0,1 см.
Обведя контур выкройки, перенесите на ткань вытачки, складки, контрольные точки, модельные линии, места расположения карманов, линии середины деталей, полузаноса и т.п.. Далее приступайте непосредственно к раскрою ткани.

Раскрой ткани
К первой примерке вырезают только основные и крупные детали - спинку, полочку, рукава и т.п.. Манжеты, воротник, карманы, клапаны и т.п. раскраивают из макетной ткани или бумаги).

ВАЖНО! МЕЛКИЕ ДЕТАЛИ ВЫРЕЗАЮТ ИЗ ОСНОВНОЙ ТКАНИ ЛИШЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК НА НИХ БУДУТ ПЕРЕНЕСЕНЫ ВСЕ УТОЧНЕНИЯ И СДЕЛАНЫ НЕОБХОДИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРИ ПРИМЕРКЕ. ДЕТАЛИ ПОДКЛАДКИ РАСКРАИВАЮТ ТАКЖЕ ПОСЛЕ ПРИМЕРКИ.



- Раскраивать ткань необходимо строго по припускам на швы.
- Ровно разложите ткань на столе. Стол следует поставить таким образом, чтобы доступ к материалу был, по-возможности, открыт со всех сторон.
- Разгладьте все складки и пузыри, если потребуется - утюгом. Убедитесь, что линии основы и утка проходят строго перпендикулярно друг другу. Иногда об этом необходимо заботиться особенно, если вы режете, например, шифон.
- Возьмите острые ножницы. Никогда не пользуйтесь ножницами, которыми ранее резали бумагу.
- Всегда следите, чтобы нижнее лезвие ножниц не отрывалось от стола.
- При разрезании скользких тканей, сложенных вдвое, надо следить за тем, чтобы не произошло сдвига слоев ткани. С этой целью оба слоя рекомендуется скрепить булавками.

Раскрой швейного изделия

Подготовила: учитель технологии

г. Мытищи, МБОУ СОШ № 31

Олькова Е.А.

  • Напишите названия каждой детали выкройки и их количество.
  • Напишите название всех линий и сгиб ткани.
  • Отметьте направление долевой нити стрелкой.
  • Укажите величину припусков на швы около срезов деталей.
  • Вырежьте выкройку.
Подготовка ткани к раскрою
  • Декатирование : влажно-тепловая обработка ткани (выстирать, высушить, разутюжить).
  • Выравнивание срезов.
  • Устранение перекоса.
  • Срезание кромок.
  • Выявление дефектов.
  • Определение лицевой стороны ткани.
  • Определение направления рисунка ткани.
  • Определение направления нити основы (долевой нити).
  • Ткань раскладывают на столе согнув по нити основы, лицевой стороной внутрь.
  • Пополам или подгибая только на нужную ширину.

Настил ткани

Кромка ткани

Кромка ткани

Сгиб ткани

Кромки ткани

Сгиб ткани

Правила раскладки выкроек
  • Разложить сначала большие детали выкройки, а между ними мелкие.
  • Детали раскладывать в одном направлении рисунка ткани.
  • При раскладке совместить направление нити основы на ткани и направление стрелки на детали выкройки, совместить сгиб ткани с надписью сгиб на выкройке.
  • Прикрепить выкройку к ткани булавками на расстоянии между булавками 8-10 см.
Раскладка выкроек на ткань

Фартук

Нижняя часть

1 дет.

Карман

2 дет.

Фартук пояс 2дет.

Косынка

1 дет.

Сгиб ткани

Н.О. ткани

Сгиб ткани

Пользуясь линейкой и портновским мелом:
  • Обвести контуры выкройки по всем срезам сплошной тонкой линией.
  • Отложить от срезов выкройки припуски на швы и наметить их штриховой линией.
Выкраивание деталей изделия
  • Детали швейного изделия вырезают по припускам на швы намеченные штриховыми линиям с помощью портновских ножниц.
  • Каждую вырезанную деталь кроя откладывают в сторону, не отделяя от неё выкройки.

Фартук

Нижняя часть

1 дет.

Сгиб ткани

Косынка

1 дет.

Косынка

1 дет.

Сгиб ткани

Критерии качества кроя
  • Рисунок ткани на всех деталях кроя должен иметь одинаковое направление.
  • Величина припусков на швы должна быть: 30мм – для низа изделия, 20 мм - для всех остальных срезов, 10 мм – для пояса.
  • Ширина припусков на швы не должна меняться по свей длине среза.
  • Срезы изделия должны быть ровными.
Вопросы для закрепления
  • Что нужно написать на каждой детали?
  • Перечислите операции для подготовки ткани к раскрою?
  • Что нужно учитывать при раскладке выкройки на ткани?
  • Какими линиями обводится контур выкройки и припуски на швы?
  • Какова величина припусков на швы?
Техника безопастности
  • Класть ножницы на стол справа от себя. Их лезвия должны быть сомкнутыми, направленными от себя.
  • Передавая ножницы, их следует держать за сомкнутые лезвия.
  • Не поднимать ножницы высоко над столом и не размахивать ими.
  • Перед работой нужно подсчитать количество булавок, выбросить ржавые и повреждённые.
  • Вовремя работы булавки должны лежать в специальной коробочке или игольнице.
  • Не брать булавки в рот и не вкалывать их в одежду.
  • После работы пересчитать булавки и убедится, что их количество осталось прежним.
Практическая работа
  • Подготовка выкройки к раскрою
  • Подготовка ткани к раскрою
  • Настил ткани
  • Раскладка выкроек на ткань
  • Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы
  • Выкраивание деталей изделия
  • Проверка качества кроя
Источники
  • В.Д. Симоненко «Технология 5», М, Вентана - Граф, 2013 год
  • Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая «Швейное дело 5», М., «Просвещение», 2007 г.
  • «Кройка и шитьё дома»
  • В.Коваленко, Москва, «Текстиль», 1983
  • «Технология обработки ткани 5»,
  • под редакцией В.Н. Черняковой, «Просвещение», 1998 год
  • Сайты интернета

Мы приступаем к изучению очень важной и ответственной операции -раскрою ткани. На производстве ее выполняет закройщик.

Для выкраивания деталей швейного изделия необходим большой стол, на котором удобно разместятся материал, все необходимые инструменты и приспособления (см. рис. 15). У настоящего мастера они всегда должны быть исправны и храниться в специально отведенном месте.

Подготовка ткани к раскрою

Декатирование - влажно-тепловая обработка ткани перед раскроем. Выполняется для того, чтобы готовое изделие не дало усадки после первой же стирки. Хлопчатобумажные и льняные ткани перед раскроем стирают, сушат и хорошо разутюживают.

Выравнивание срезов. Если ткань отрезана неровно, необходимо выровнять срезы. Для этого с укороченной стороны ткани нужно рассечь кромку на глубину 3 см и оторвать неровный кусок до противоположной кромки. Можно выдернуть вдоль среза одну из нитей и срезать полосу ткани по этой разметке (рис. 23). Второй срез выравнивают точно так же. Если ткань имеет достаточно ровные срезы, их можно специально не выравнивать.

Рис. 23. Выравнивание среза ткани

Устранение перекоса. Ткань с выровненными срезами складывают вдоль пополам лицевой стороной внутрь, совместив кромки (рис. 24, а). При наличии перекоса срезы ткани совмещают, согнув ткань пополам, растягивают ее по диагоналям, держа за уголки (рис. 24, б).

Рис. 24. Устранение перекоса ткани: а - совмещение кромок; б - растягивание по диагонали

Срезание кромок. Кромки ткани перед раскроем всегда срезают, потому что они более жесткие, чем ткань.

Выявление дефектов. Перед раскроем ткань внимательно рассматривают с целью обнаружения дыр, пятен, неравномерной окраски, утолщенных нитей. Такие места отмечают мелом или цветной ниткой, чтобы при раскрое они попали между деталями выкройки (в отходы ткани).

Настил ткани. Подготовленную ткань раскладывают на столе, согнув ее пополам по долевой нити лицевой стороной внутрь, совмещают кромки и разглаживают руками. Для экономной раскладки выкроек ткань не всегда складывают ровно пополам по ширине. Иногда ее подгибают только на нужную ширину, соответствующую размеру выкройки (рис. 25, а). Часто ткань раскладывают на столе в один слой изнаночной стороной вверх.

Раскладка выкроек

В первую очередь на ткани раскладывают большие детали выкройки, а между ними - мелкие. На тканях с направленным рисунком детали выкройки должны быть разложены в одном направлении. Если ткань гладкокрашеная или имеет мелкий ненаправленный рисунок, их можно раскладывать без учета расположения рисунка (рис 25, б).

Рис. 25. Раскладка выкроек на ткани в зависимости от вида рисунка и ширины ткани (а -с направленным рисунком, б - с ненаправленным рисунком)

Ткацкие фабрики вырабатывают ткани различной ширины. В зависимости от этого, а также от вида модели и величины выкройки, подготовленную ткань перед раскроем можно сложить по долевой нити, по поперечной нити, под углом 45 ° к долевой нити или разложить ее во всю ширину.

Чтобы изделие меньше вытягивалось при носке и не теряло формы, при раскладке выкройки на ткани нужно следить, чтобы направление долевой нити ткани и направление стрелки на выкройке совпадали.

Детали выкроек прикрепляют к ткани булавками. В первую очередь прикалывают к ткани уголки выкроек, располагая булавки диагонально, затем - края деталей по припускам на швы, располагая булавки по линии швов. Расстояние между булавками обычно 7,5 см.

Припуски на швы

При раскрое очень важно точно разметить припуски на швы, пользуясь линейкой и портновским мелком. Это облегчает в дальнейшем стачивание деталей: собместив срезы деталей, можно быть уверенным в том, что линии шва тоже совпадут. Величина припуска на шов зависит от назначения и вида шва, а также от осыпаемости обрабатываемого среза детали изделия.

Выкраивание деталей швейного изделия

Детали швейного изделия вырезают по намеченным контурам припусков на швы с помощью портновских ножниц (конструкция их такова, что при раскрое нижнее лезвие не приподнимает ткань). Портновские ножницы держат таким образом, чтобы широкое лезвие опиралось на стол. Каждую вырезанную деталь кроя откладывают в сторону, не отделяя от нее выкройку.

Требования к качеству кроя

  1. Рисунок ткани на всех деталях кроя должен иметь одинаковое направление.
  2. Величина припусков на швы (за некоторыми исключениями) должна быть стандартной: 30 мм - для низа изделия, 10 мм - для пояса и 15 мм - для всех остальных срезов.
  3. Ширина припусков на швы не должна меняться по всей длине соответствующего среза.
  4. Срезы изделия должны быть ровными.

Правила безопасной работы

При неосторожном обращении с ножницами, иголками и булавками можно получить различные травмы. Поэтому запомните необходимые правила:

  1. Класть ножницы на стол надо справа от себя. Их лезвия должны быть сомкнутыми, направленными от себя.
  2. Передавая ножницы, их следует держать за сомкнутые лезвия.
  3. Не поднимайте ножницы высоко над столом и не размахивайте ими.
  4. Перед работой подсчитайте количество булавок, предварительно выбросив ржавые и поврежденные.
  5. Во время работы булавки должны лежать в специальной коробочке или игольнице.
  6. Не берите булавки в рот и не вкалывайте в одежду.
  7. После работы пересчитайте булавки и убедитесь, что их количество осталось прежним.

Практическая работа № 10
Выкраивание деталей для образцов и проектного изделия

Вам потребуются: выкройки для образцов (изготовлены ранее), белый ситец с мелким рисунком, линейка, портновские ножницы, булавки, портновский мелок, выкройка проектного изделия, ткань для проектного изделия.

Порядок выполнения работы

Задание 1 . Выкраивание деталей для образцов.

  1. Выкроите деталь «Образец обметывания» с припуском на шов 15 мм по одной продольной стороне выкройки, настелив ткань в два слоя лицевой стороной внутрь.
  2. Выкроите деталь «Образец шва вподгибку» с припуском на шов 15 мм по одной продольной стороне выкройки, настелив ткань в один слой лицевой стороной вниз.
  3. Выкроите еще одну деталь «Образец шва вподгибку» с припуском на шов 30 мм по одной продольной стороне выкройки, настелив ткань в один слой лицевой стороной вниз.
  4. Выкроите две детали «Образец стачного шва» с припуском на шов 15 мм по одной продольной стороне выкройки, сложив ткань в два слоя лицевой стороной внутрь.

Задание 2 . Выкраивание деталей проектного изделия.

  1. Сложите ткань по долевой нити лицевой стороной внутрь.
  2. Разложите детали выкройки так, чтобы направление стрелок на них совпало с долевой нитью ткани.
  3. Приколите детали выкройки булавками.
  4. Дайте припуски на швы: с помощью чертежных инструментов очертите выкройку со всех сторон на нужном расстоянии.
  5. Вырежите детали по линиям припусков.

Раскрой ткани, закройщик, детали кроя; декатирование, перекос ткани, настил ткани; припуски на швы.

  1. Почему детали выкройки раскладывают на ткани, сообразуясь с направлением долевой нити?
  2. Как можно экономно сложить ткань, если выкройка маленькая?
  3. Как подготовить ткань к раскрою?
  4. Какие правила безопасности необходимо соблюдать при раскрое ткани?

Класс 6

Тема: « Раскрой швейного изделия »

Практическая работа « Раскрой швейного изделия »

    Цели урока: Образовательные: ознакомить обучающихся с вариантами раскладки выкройки на ткани; научить готовить ткань к раскрою, выполнять экономно раскладку выкройки на ткань, раскраивать изделие.

    Воспитательные: формирование чувство бережливости, аккуратности, внимательности, культуры обучающихся, самостоятельности и активности в учебном процессе, сознательность учения, воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, приучать к дисциплине;

    Развивающие: развивать у обучающихся пространственное воображение, наблюдательность, сообразительность, наглядно – образное мышление, творческое мышление, эстетический вкус

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

знания: - о последовательности и приемах раскроя швейного изделия.

умения: - выполнять подготовку ткани к раскрою;

Раскладку выкроек на ткани;

Выкраивать детали швейного изделия;

Оценить качество кроя по предложенным критериям

Обучение новым способам деятельности;

Находить правильное решение при раскрое изделия

Познавательные УУД :

сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, построение цепи рассуждений, работа по алгоритму (плану).

Регулятивные УУД:

целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, и самооценка, целеудержание.

Личностные УДД :

Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления

Коммуникативные УУД:

Диалог, сотрудничество, умение задавать вопросы.

Метапредметные УУД :

Формирование умений анализировать, развивать умение сравнивать и находить различия и сходство; - планировать свою деятельность; - развивать ассоциативное мышление и творческое воображение;

Оборудование:

Для учителя: ткань, ножницы, мел, линейка, сантиметровая лента, подготовленная выкройка

Для учащихся: ткань, подготовленная выкройка, ножницы, мел, линейка, сантиметровая лента

Методическое оснащение урока

    Дидактическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, готовые выкройки в масштабе и по своим меркам, эскизы тканей, линейка, ткань, портновский мел, булавки

    Оформление классной доски: выписаны термины

Дидактическое обеспечение – технологические карты, плакаты.

Методы обучения: познавательные, проблемно-поисковые, демонстрационный, практический.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Вспомним фрагмента мультфильма «Жадный богач» по мотивам стихотворения Сергея Михалкова

С овечьей шкурой к скорняку - Могу! - сказал в ответ скорняк,

Зашел богач-сосед: На шкуру посмотрев

- Из этой шкуры шапку сшить - А выйдет две? – спросил богач,

Ты можешь или нет? На корточки присев

Как вы думаете, что ответил скорняк? Почему? (Ответы детей)

Скорняк ответил богачу утвердительно, так как заказчик не назвал размера шапки.

От чего зависит расход ткани на изделие?

Может зависеть не только от размера, но и от модели, ширины и качества ткани.

Сколько шапок сшил скорняк купцу и почему? Ответы детей: (7 шапок)

Чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации, давайте вспомним, что необходимо сделать перед раскроем

Особенности профессии закройщик, чем различается труд закройщицы на большой швейной фабрике и на маленьком частном швейном предприятии (задание для двух групп)

Выступление учащихся с заранее подготовленными сообщениями о профессии закройщик

1 группа Подготовка выкройки к раскрою на выкройке подписать все необходимое

2 группа Подготовка ткани к раскрою . определить последовательность действий

Перед раскроем большинство тканей необходимо декатировать (увлажнение и просушивание во избежание усадки готового изделия)

Определить долевую нить, лицевую и изнаночную стороны, направление рисунка или ворса;

Проверить, нет ли ткацких дефектов;

Срезать кромки, если они стягивают ткань;

Проутюжить ткань, чтобы удалить замины;

Перегнуть ткань по долевой нити лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок;

Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника. (стр. 104 параграф 17)

    Подготовка к практической работе. (рассказ учителя)

Раскрой - один из важнейших процессов пошива одежды. Он делится на два этапа: подготовка ткани к раскрою и сам раскрой.

Раскладку выкроек на ткани проводят несколькими способами:
- в сгиб – ткань сложена вдвое по длине лицевой стороной вовнутрь; таким образом кроят парные детали и детали со сгибом.

- в разворот - ткань развернута в ширину; такой способ используют для раскроя одиночных деталей.

- в два слоя - ткань настилают в два слоя и выкраивают сразу две детали; подходит для одинаковых нескольких деталей, а также зеркальных деталей (полочки и т. д.)

Раскладка выкроек на ткани и раскрой должны проводиться на большом столе или ровной гладкой поверхности. При этом особенное внимание уделяют размещению выкроек (лекал) на ткани относительно нитей основы и утка, ворса, а также относительно полосок, клеток и других рисунков. Полоски на ткани во время раскроя должны точно совпадать. Рисунок в клетку должен совпадать в парных (полочки, рукава, карманы и т. д.) полотнищах ткани относительно поперечных полосок, клеток.

Выкройки на ткани фиксируют при помощи булавок, обводят остро отточенным мелом (карандашом, мылом), учитывая припуски на швы.

Раскрой производят острыми ножницами по второй отмеченной линии (детали кроятся с припусками на швы). Все линии выкроек переносят на зеркальные детали при помощи силков, мела или копировального резака.

карточка - памятка Раскладки выкроек на ткани . (учебник с 104-105)

1. Разложить сначала крупные детали выкроек

2.Совмещать долевую нить на деталях выкройки с долевой нитью на ткани.

3.На тканях с односторонним рисунком и на ворсовых тканях детали выкроек должны располагаться в одном направлении.

4.Детали лекал необходимо расположить так, чтобы раскладка была экономичной.

5.Детали выкройки необходимо прикалывать к ткани булавками и после этого произвести обмеловку выкройки по контуру. Вторую линию следует отметить пунктиром с учетом припусков на швы.

6.Вырезать детали по второй меловой линии, учитывая припуски на швы.

Далее учащиеся выполняют тренировочные упражнения раскладки выкроек на ткани в М 1:4 выбрав один из вариантов, благодаря которым одно из самых сложных и трудоемких для данного возраста детей учебное занятие становится более понятным и даже увлекательным.

Выполнение практической работы ""Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой"" (работа в парах)

Вводный инструктаж по ТБ

    Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

    Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

Осуществление контроля по ходу выполнения практической работы учащимися)

На доске поговорка: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

Контроль 1.

Правильно ли расположены выкройки на ткани с учетом рисунка?

Совпадает ли направление долевой нити на ткани с обозначением ее на выкройке?

Точно ли выполнена обводка деталей? Все ли контрольные точки отмечены на ткани?

Правильно ли даны припуски?

Произвести раскрой.

Контроль 2.

Все ли детали кроя в наличии?

Нанесены ли контрольные точки по линии талии.

Равномерны ли припуски на швы?

Указано ли направление долевой нити ткани.

Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

Афиширование работ учащихся.

Рефлексии. Что нового и важного узнали вы сегодня на уроке? Выполнение каких заданий вызвали затруднения? Как вы оцениваете свою работу?

Домашнее задание: ознакомьтесь в Интернете с видами клеевых прокладок.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к проблеме;

Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели

Наведение на проблему с использованием

чтения отрывка стихотворения

фронтальная

Создает проблемную ситуацию.

Предлагает ученикам обсудить и решить проблему.

Слушают отрывок стихотворения,

обсуждают и решают проблему исходя из жизненного опыта

Познавательные УУД: видеть проблему (осознавать возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний);

Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы;

Личностные УУД:

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Регулятивные УУД:

Определять цели учебной деятельности.

Ориентировоч-ный этап

Организовать самостоятельное планирование и выбор поиска информации

Составление алгоритма подготовки ткани к раскрою

групповая

Предлагает составить алгоритм и сравнить его с правильным вариантом

Дети составляют алгоритм и сравнивают его с правильным вариантом

Регулятивные УУД;

Планировать, составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследователь-ский этап

Осуществить самостоятельный поиск учащимися решения проблемы и построения нового знания.

Сообщения

индивидуальная фронтальная

Показ иллюстраций, видеофрагментов о профессии

слушают, анализируют особенности профессии

Познавательные УУД;

Извлекать необходимую информацию из сообщения, видеофильма

Коммуникативные УУД:

Вступать в диалог, с

достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Практический этап

Обеспечить применение полученных знаний для достижения конечного результата.

Рассказ практическая работа.

парная, фронтальная

Проводит инструктаж по ТБ.

Учитель раздает памятки- карточки с указанием последовательности раскроя изделия

Контролирует деятельность учащихся.

Слушают и отвечают на вопросы.

Самостоятельно выполняют действия по алгоритму

Предметные УД:

Выполнять конкретные действия.

Рефлексивно-оценочный этап

Обеспечить осмысление процесса и результата деятельност.

фронтальная

Задает рефлексивные вопросы.

Оценивают степень достижения своей цели;

Регулятивные УУД:

Оценивать степень достижения цели.

Личностные УУД:

Выражать свои мысли.




Поделиться