​Консультации для родителей по экологическому воспитанию. Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Воспитание любви к природе Консультации для родителей по экологическому воспитанию детей

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников в семье»

Прислала: Федотова Е.

В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их интересуют не только названия предметов, но и их особенности, свойства, качества, действия с ними, явления природы, поведение животных. Малыши тянутся к каждой веточке, травинке, бабочке. Они с восторгом встречают радугу, яркое солнце, наблюдают за бегущими облаками, шумящей листвой. Задача взрослых помочь познакомиться с миром природы, показать своё доброе, правильное отношение к окружающему. Об этом должны заботиться родители и педагоги, формируя у детей познавательное и гуманно-ценностное отношение к природе. Одно неосторожное слово взрослого может приучить ребёнка к мысли, что необязательно радоваться всему живому. Часто бывает так, что малыш поднял с земли птичье пёрышко или камушек и тут же слышит от мамы, что нельзя брать в руки грязное. Необходимо не только показать какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь всё живое. Постоянное общение ребёнка с природой, животными даёт заметный оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряжённость, стрессы, агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.

Для ребёнка животные, растения являются источником новых впечатлений, переживаний. Появляется позитивный опыт доброго отношения к людям. Эмоциональная жизнь становится насыщеннее, что положительно сказывается на развитии личности. В семье, где заботятся о всестороннем развитии малыша неплохо создать природную развивающую среду, иметь книги, игры о природе, завести комнатное растение, а если нет никаких противопоказаний, то домашнее животное. Взрослые помогают детям познакомиться с ними, учат относиться бережно и внимательно. Конечно же все заботы и хлопоты по уходу за домашними питомцами ложатся на плечи родителей, но прося ребёнка помочь взрослый решает ещё одну задачу - трудовое воспитание. Лучше не заставлять малыша делать что-либо, а показать на личном примере, попросить о помощи. Постепенно ребёнок привыкает принимать участие в заботе о животном, растении. У него формируется позиция защиты и заботы о «тех, кого приручили».

Иногда мы замечаем, что некоторые дети любят помучить маленького жучка, оторвав ему лапки, ломают и бросают цветы, ветки деревьев, с удовольствием наблюдают, как большая собака обижает маленькую. В основе этого может лежать любопытство. Взрослый должен поговорить с ребёнком, объяснить ему, что чувствует несчастное животное или растение. Общение ребёнка с природой не должно быть бесконтрольным, ведь часто он ещё не знает как вести себя в природе и поэтому может нанести вред ей и себе.

Наша задача приблизить детей к естественной природной среде, ведь каждое время года прекрасно. Яркие, сочные краски лета, насыщенные оттенки осени, нежная зелень пробуждающейся природы весной или даже строгое белое одеяние зимы вызывают у детей интерес, затрагивают эмоциональную сферу. Мы должны поддержать их интерес, научить видеть, замечать, понимать окружающий мир природы. На прогулке учите ребёнка слушать, рассматривать, наблюдать, сравнивать. Есть прекрасная возможность развить его сенсорные способности, познакомить с формой, цветом, запахом, величиной. Нужно вовремя поддержать детский интерес, научить видеть, замечать, понимать окружающий мир природы.

Впечатления нужно помочь отразить в творчестве: рисунках, аппликации, рассказе. Взрослый может помочь составить коллаж, сочинить загадку, нарисовать вместе с ребёнком картину или сочинить сказку. Это могут быть фотографии, сделанные на прогулке или домашнее задание из детского сада, где семье предоставлена возможность не только сделать чтото для группы, но и, например, показать своему ребёнку, что можно сделать из бросового материала.

Основной целью экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Дети наше будущее, и если они вырастут неравнодушными к птицам, насекомым, деревьям, цветам, яркому солнцу и нарядной радуге, готовыми встать на защиту слабого птенца или брошенного котёнка, то наши с вами усилия и заботы были не напрасны.

И тогда может быть в нашей стране станет чуть чище воздух, будет чуть меньше бродячих животных, реки станут глубокими и прозрачными, а люди добрее.

Воспитатель МБДОУ д/с-к/в №7 Жучкова В.С.

Приложение №7

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 7города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район

Приложение 7

Консультации для родителей

Из опыта работы:

воспитателя МБДОУ д/с-к/в №7

Жучковой Валентины Сергеевны

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка»

Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый, он там свой:

Любили тебя без особых причина

За то что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож...

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей. /В.Берестов/

Именно в семье ребенок получает азы об окружающем мире. Семья -

Морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье откладываются представления у ребенка о добре и зле. С близкими он переживает чувства любви, дружбы, долга. По своей природе семейное воспитание основано на чувстве. Чувства любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождают ребенка в семье, начиная с внутриутробного развития до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему проходящее ощущение счастья, нежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей - помощников, советчиков, старших друзей. Причем гармоничное развитие ребенка в семье создается различными проявлениями чувства любви членов семьи. Пример - разговор с двухлетним ребенком:

Кто ты бабушке?

Красавчик, любимчик.

Дедушке? - Внук.

Матери? - Сыночек.

Именно из этой особенности семейного воспитания вытекает определение приоритетных ценностей дома, семьи..., когда иначе предписывает «здравый смысл», расставляются акценты:

И даже с чайником баском - еще не дом.

Когда вечерняя спустится темнота,

Так эта истина понятно и проста -

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом, твоим теплом.

Все вещи тихо растворила темнота,

И стала комната раздольна и пуста.

И среди этой мирозданной пустоты

Весь мир мой - ты, и дом мой -

А дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже с люстрой над столом - еще не дом.

И на окне с живым цветком - еще не дом.

И даже с чайником баском - еще не дом. /А.Суслова/

Семейное воспитание продолжается всю жизнь человека, в любое время суток. Его благотворное влияние ребенок испытывает даже тогда, когда вне дома: в школе, на отдыхе. Дети очень любознательны. Они задают массу вопросов: «Что это?», «Зачем оно?», «Какое оно?», «Почему?». На все детские вопросы надо стремиться отвечать серьезно, доступно. Никак нельзя от них отмахиваться, перекладывать ответ на потом. В этих вопросах выражается качественно новый этап развития детей, их мышления. Очень эффективным для развития детей являются прогулки в природу.

При первой возможности, в любое время года, лишь бы была погода сносна, отправляйтесь в лес, парк, поле, к реке, чтобы увидеть необозримые дали и сказочные нагромождения облаков. Отнесите гостинцы лесным зверькам. Устройте им столовую. Постарайтесь в самом укромном месте устроить привал. Замрите и затаитесь. Может быть, Вам посчастливится увидеть белочку, полюбоваться работой дятла, стрекотуньями синичками. Радость встречи с живыми объектами надолго останется в памяти детей, пробудит пытливость, добрые чувства к природе. Постарайтесь открыть для себя и своих детей красоту багряных красок осени, переплетенных золотыми нитями, украшенными темной зеленью сосен. Полной грудью вдохните запах грибов, соберите коллекцию листьев многообразных по форму и окраске, найдите сучки, коряги, похожие на скульптуру зверей и людей. Не забудьте найти невзрачную травинку. Взгляните на нее. Да она только издали кажется некрасивой. А на самом деле она изящна, красива, как нежны ее листочки, как тонки переходы красок. Выйдите с ребенком на поляну. Посмотрите, как заманчива таинственная даль, зовущая в глубь леса. Обратите внимание на перспективу, на небо, облака. Подумайте вслух, выскажите свои ощущения. Пусть дети видят, что общение с природой радует и волнует Вас, создает хорошее настроение, пробуждает мечты. Если у Вас есть сад, выделите в нем для ребенка опытную грядку. Может у кого-то есть уголок - грядка на дачном участке? Во многих семьях есть любимый цветок. Умейте в тот день, когда он зацветет или впервые появится в Вашем доме, устроить в честь него небольшой семейный праздник. Научите ребенка дарить цветы людям. Этим Вы воспитываете умение возвышенно любить.

Удивительный мир природы... Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами; тихий пруд с зелеными берегами и голубым отражением небес; золотистое поле пшеницы в знойный летний день; крошечный кузовок, доверху заполненный земляникой... Эти памятные картины согревают сердце во взрослой жизни, соединяя тонкими невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты. А если бы ничего этого не было, и вы никогда не бродили по шелковым травам, не видели разноцветья лугов, не смотрелись в лесные озера - зеркал, не слышали соловьиных трелей, потому что детство было отгорожено от живой природы безразличным отношением к ней взрослых, дефицитом жизненного пространства?

Человек - это часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир движений и мир природы, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта. Необходимо взрослым организовывать с детьми прогулки - походы с целью глубокого познания окружающего мира. Каждый поход должен стать эмоционально значимым событием в жизни детей, поэтому необходимо тщательно отбирать разнообразные, интересные маршруты путешествий, обеспечивающие тесное общение с природой.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое уже в известном. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой- взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать.

«Экологическое воспитание детей в семье»

Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

В конце своего сообщения хочется предложить свое любимое стихотворение В. Орлова.

«Живой букварь»

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Учит по календарю

По живому букварю

Птицы учат пению

Паучок терпению

Учит нас пчелиный рой

Дисциплине трудовой

Обучает жить в труде

И по справедливости

Учит пас правдивости

Учит снег нас чистоте

Учит солнце доброте

У природы круглый год

Обучатся нужно

Нас деревья всех пород

Весь большой лесной парод

Учит крепкой дружбе.

Цель консультации. Помочь родителям в отборе художественной литературы. Нацелить их на разные формы работы по экологическому воспитанию детей. Помочь анализировать поведение детей в общении с природой. Задуматься о природе.

Давайте с Вами обсудим следующую ситуацию: гуляя в парке вместе с ребенком, вы видите стаю голубей. Ребенок бежит радостный и разгоняет птиц.

Вопросы:

1. Ваше отношение к этому?

2. Как Вы считаете, в данной ситуации следует поощрять действия ребенка или же у Вас возникают другие чувства. Как Вы поступите?

3. Какие нравственные качества будут формироваться у ребенка в результате поощрения его действий?

Давайте посмотрим с точки зрения отношения ребенка к природным объектам, что получается, если ребенок может разгонять птиц и ему это доставляет удовольствие. В этом случае он действует с позиции силы, он сильнее их, и мы поощряем его действия. У ребенка формируется представление о самом себе: с тем, кто слабее, я справлюсь. Таким образом, маленький ребенок сильнее червей, бабочек, кузнечиков, он может их ловить, топтать. Пока не осознанно, но под нашим влиянием это закрепляется и становится нормой поведения в природе, а в дальнейшем это может стать нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям. Не кажется ли Вам, что здесь прямой перенос на взрослого (внук сильнее бабушки).

И вот здесь можно привести пример из книги Б. Рябинина «О любви к живому»:

«Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая. Ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».

Давайте вместе с Вами подумаем, если ребенок маленький — 2— 3 годика, то делает он это от незнания, как поступить. Но если так действует старший дошкольник, то это уже хуже. Что можно предложить ребенку в данной ситуации?

1. Предложить понаблюдать за птицами, что они делают, чем занимаются.

2. Показать ребенку, что у птиц своя жизнь, они живые существа и не следует им мешать. Понаблюдать за ними, как они общаются, чем питаются. Учить детей не мешать живым существам, а оберегать их. И тогда, прежде чем бежать и разгонять стаю, ребенок задумается — а надо ли им мешать.

Наша задача заинтересовать ребят жизнью других живых существ и поддерживать этот интерес.

Были ли у Вас какие-то ситуации, связанные с природой?

Как Вы действовали в данных случаях?

Предложить родителям послушать магнитофонную запись разговора с детьми.

Разговор с детьми

1 ситуация. Вы гуляете с мамой. И вдруг увидели впереди себя стайку голубей. Что вы будете делать? (Побежите и их разгоните; будете наблюдать за ними; пройдете мимо осторожно, чтобы не помешать им.)

2 ситуация. На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

1. Дайте оценку этому поступку.

2. Как бы вы поступили?

3. Что делаете, когда встречаете птиц?

4. Чем кормите птиц?

5. Знаете ли вы, чем нельзя кормить птиц зимой?

6. Надо ли помогать птицам? Как?

(Вывешивать скворечники, подкармливать зимой, не мешать птицам, не шуметь в лесу, не трогать гнезда.)

7. Надо ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины? Обсудить с родителями услышанное.

Неправильные поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества знаний у детей. Чем мы в семье можем помочь ребятам? Конечно, можем что-то рассказать им из своего опыта, так как сами имеем знания о природе. Но дело в том, что не всегда мы можем правильно, в доступной форме сообщать эти знания детям. И верным нашим помощником в данном случае являются книги, наша детская литература.

Как Вы покупаете книги своему ребенку?

На что обращаете внимание? (На содержание, на иллюстрации, на отсутствие данной книги в Вашей библиотеке, просто так покупаете — обсуждение с родителями.)

Как Вы читаете книги? (Читаю сразу с листа, сначала сам знакомлюсь с содержанием, сначала рассматриваю с ребенком иллюстрации.) Конечно, желательно, чтобы взрослые сначала сами познакомились с содержанием, и лишь потом читали ребенку.

Надо ли учитывать возраст детей при чтении литературы? (Возраст учитывать надо, и стараться не читать малышам историй страшных, которые могут их огорчить, с плохим концом.)

Вы, наверное, обратили внимание на то, что наши поэты, писатели очень нежно описывают и комара, и мошку, и жучка. Делают они это правильно. Необходимо, чтобы с ранних лет малыша окружали добро и ласка, чтобы у него возникало желание любоваться всем живым и беречь его - все это красиво, прекрасно.

А в дальнейшем произойдет перенос такого поведения на взаимоотношения с людьми, которые окружают ребенка.

Часто ли Вы читаете книги вместе с ребенком?

В какое время читаете? (Как попросит ребенок; перед сном; в свободную минутку.)

Какие книги о природе есть в вашей семье для чтения детям?

Обсуждаете ли Вы прочитанное вместе с ребенком?

Нужно ли это делать?

Не пробовали ли Вы после прочтения книги, например книги «Кто в кустарниках живет?» Ал. Тамбиева, проводить на прогулке игры типа: «Чей это может быть домик?» (кто может жить в кустах, а кто — в траве).

Как Вы считаете, нужно это делать, дает это пользу детям?

Приходилось ли Вам в жизни встречаться с аналогичной ситуацией, прочитанной прежде в книге? (прочитать отрывок из книги Е. Чарушина «Как Томка научился плавать»),

Вспоминали ли Вы вместе с ребенком, что об этом читали в книге? Анализировали ли Вы сами, наблюдали ли Вы сами за поведением детей после чтения литературы о природе, после ваших разговоров?

Как Вы считаете, оказывает ли литература влияние на поведение ребенка?

Меняется ли отношение детей к окружающей природе после чтения, бесед? Предложить родителям на выставке выбрать книги для своего ребенка о природе. Обосновать свой выбор. Почему именно эту книгу? Доступна ли она ребенку? Чему она его научит? Обговорить с родителями, что прежде чем читать необходимо:

во-первых , самим познакомиться с содержанием

во-вторых , учитывать возраст ребенка, поймет ли ее ребенок.

в-третьих , постараться выбрать время, чтобы при чтении не спешить, не отвлекаться на посторонние дела.

в-четвертых, обговорить прочитанное, задать ребенку 2-3 вопроса, выяснить, понял ли он содержание, как он относится к поступкам героев.

И наконец, можно рассмотреть иллюстрации, но не самим рассказывать, а предложить ребенку самому рассказать. Можно также вместе с детьми смотреть телепередачи «Спокойной ночи, малыши», «В мире животных». Но здесь важно не забывать о том, что должно обязательно присутствовать обсуждение увиденного (выясняем, как дети поняли, что запомнили, на что обратили внимание). Хорошо иметь дома подборку открыток с природоведческим содержанием, набор диафильмов и слайдов (обратить внимание родителей на выставку, которую оформили для них).

Вы все знаете, что ребят интересует многое, не всегда мы можем ответить правильно на их вопросы. Поэтому будет очень хорошо, если в вашем доме, кроме детской литературы о природе, будет подборка и литературы для взрослых (обратить внимание на выставку). Но при этом не забывайте о том, что нет необходимости сразу отвечать на все вопросы ребенка. Есть такие ситуации, где мы должны ребенку предложить самостоятельно понаблюдать и сделать вывод, получить ответ на свой вопрос. И наконец, ни какие книги, ни какие разговоры не помогут, если мы сами будем негативно относиться к животным и растениям, если мы не будем поддерживать у детей интерес к природе, не будем учить детей любоваться ее красотами, если не будем практической деятельностью в природе оказывать помощь природе. Важно сделать так, чтобы встреча с природой доставляла детям удовольствие. И дома, чтобы поднять настроение, доставить детям радость, можно устраивать праздники, например Праздник чудес в семье. Не просто заставлять детей выполнять какое-то не интересное поручение, а играть с ним, ведь игра — основной вид деятельности дошкольника. «Упражнения для добрых волшебников» — такие поручения дети выполняют намного охотнее и более тщательно.

В заключение разговора хочется пожелать вам успехов в воспитании наших детей. Если у вас в дальнейшем возникнут какие-то вопросы и будет нужна помощь, то, пожалуйста, обращайтесь. Постараемся вам помочь. У нас есть литература для взрослых, которая может оказать вам помощь и в уходе за комнатными растениями, за птицами, рыбами. Вы можете взять ее на время домой и почитать.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО
ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

НЕ причиняй вреда природе!

С чего же начать ознакомление малыша с природой? Это все то, что нас окружает: растения, животные, солнце, небо, вода, камень, попавшийся под ноги да все что угодно, в конце концов, мы сами. Однажды отправившись куда – то с ребенком. Просто остановитесь и осмотритесь вокруг. Сколько всего вас окружает интересного. Это и стоящее рядом дерево и мягкая зеленая трава, пролетевшее насекомое, парящая высоко в поднебесье птица, кошка перебегающая улицу. Поднимите свой взор и ему откроется прекрасное голубое небо, а может оно и не голубое а украшено редкими облачками, из которых того и гляди закапает звонкий дождик. Оглянувшись вокруг, вы увидите массу объектов для обсуждения.

Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку

дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники. Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту.

Весной происходит очень много интересных изменений в природе, и будет очень полезно, если вы покажете их малышу. Идя с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трава, какие существуют весенние цветы. Разговаривайте с детьми. Беседа с детьми расширяет, углубляет, систематизирует и обобщает их знания о природе. Виды и содержание бесед с природоведческой тематикой могут быть разнообразны: «Что ты увидел по дороге домой? », «Какие первые цветы появились? ». «Какие птицы прилетели? » Очень хорошо, если мама знает дидактические игры природоведческого содержания: «Чей домик? », «Найди дерево по описанию», «Отгадай, что загадаю», «Повторяй за мной». Они учат классифицировать растения и животные; запоминать новые названия, обогащает и развивает речь малышей. Наблюдайте, как на деревьях вьют гнезда птицы. Можно

даже попробовать соорудить скворечник и повесить его рядом с домом. Наблюдать за природой – это очень интересное и познавательное занятие. Оно формирует у детей знания о природе, учит наблюдать и созерцать, развивает эстетическое начало.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли, научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Правила поведения, которые нужно соблюдать в природе.

*Не разоряй птичьи гнезда.

*Не ломай ветки деревьев.

*Не разоряй муравейники.

*Не лови бабочек ради забавы.

*Не обижай лесных жителей.

*Не рви много цветов.

*В лесу держитесь вместе.

*Не шумите.

*Не оставляй после себя мусор, закопай его.

*После отдыха на природе загасите костер водой.

*Если ты потерялся, начинай кричать, чтобы тебя нашли.

Правила грибников и ягодников.

*Не собирайте незнакомые грибы.

*Не собирайте грибы, растущие вдоль обочин дорог.

*Не собирайте незнакомые ягоды.

*Не пробуйте на вкус даже одну ягоду. Обязательно покажите ягоды взрослым.

Правила поведения с животными и насекомыми.

*Не убегайте от собаки на улице.

*Не гладьте незнакомых животных.

*Не трогайте собаку или кошку, когда они едят или кого-то охраняют, особенно своих детенышей.

*Не маши руками перед осой или пчелой.

*Не давай сесть на себя оводам и слепням. Их укусы болезненны.

*Внимательно осмотри свое тело и волосы после прогулки в лесу. Клеща надо немедленно удалить.

В природе столько красоты!


В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.


Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

(В. Чижов)



Поделиться