Что делать с новой вербой и прошлогодней в Вербное воскресенье? Что делать с вербой с прошлого года

Православные христиане каждый год собирают веточки вербы перед Вербным воскресеньем, однако не все из них знают, для чего их надо освящать в церкви, как их правильно хранить и куда же девать по окончании праздника. И что делать с прошлогодней вербой?

Эти и другие вопросы действительно заслуживают внимания, если речь идёт о столь серьёзном празднике в христианском календаре.

Зачем нужно освещать веточки вербы?

С наступление весны, первым делом почки начинают появляться именно на вербе.

С давних времён данному дереву люди приписывали почти волшебные свойства, магические силы.

  • Считалось, что верба способствует плодородию земли, увеличивает урожай, наделяет хорошим здоровьем и половой силой как скот, так и людей.
  • Также, по мнению верующих, верба способна предохранять человека от различных заболеваний и очищать его от нечистых, злых сил.

Зачастую люди, желающие отвести от своего дома разные напасти, использовали освещённую перед праздником вербу.

  • Но верба не только защищает от недобрых сил. Её освещённым веточкам приписывали и способность уберечь дом верующего человека от града, пожаров, остановить бурю.
  • Считалось, что верба помогала распознать ведьм и колдунов, если те входили в дом, отгонять демонов, а ещё обнаруживать разные клады.
  • Так называемые «серьги» вербы некоторые люди глотали внутрь, дабы прогнать хворь или предохранить себя от какой-либо болезни.
  • А чтобы во время грозы в дом не попала молния, веточки вербы просто ставили на подоконник.

В древней Руси приготовление веточек вербного дерева и вовсе напоминало собой целый обряд.

Перед самым праздником люди шли к деревьям, расположенным рядом с протекающими реками, и ломали веточки именно там.

  • По приходу из церкви домой, освещённой вербой родители легонько стегали своих детей, во время чего приговаривали определённую молитву, направленную на защиту их от горестей и бед.

Было принято хлестать и самих себя, также приговаривая слова о том, что бьёт верба, а не сам человек. Таким образом человек мог пополнить своё здоровье, физические силы и энергию.

  • Освящённой вербой нередко постёгивали ещё и молодых девушек, новобрачных: делалось это затем, чтоб у пары и у будущей невесты в будущем родились здоровые малыши.
  • Существует и такое мнение среди верующих людей: если освещённую вербу бросить против ветра, она прогонит надвигающуюся бурю, если бросить её в огонь – она остановит его, затушит, а если её воткнуть в поле, то верба сбережёт все посевы.
  • Людям не наделённым особой храбростью, смелостью, то есть трусливым, советовали избавиться от своего недостатка при помощи вербы. Для этого нужно было сходить в Вербное воскресенье в церковь рано утром, где освятить веточки, и сразу по приходу домой вбить небольшой колышек освещённой вербы в стену собственного дома.
  • И, конечно же, по погоде, которая стояла в этот праздник, точнее всю вербную неделю, судили о том, каким будет урожай. Так, хорошая погода означала, что урожай обязательно будет хорошим, богатым, а вот если погода плохая – на хороший урожай рассчитывать не стоило.

Что делать с вербой после её освещения?

Когда веточки отнесли в церковь и там освятили, после этого их можно хранить на протяжении всего года и до следующего Вербного воскресенья.

Только лучше всего хранить их за иконами или же возле них. Впрочем, можно попробовать и прикрепить их в разных местах дома, в каждой комнате, защищая таким образом своё жилище от неприятностей, от плохих событий и людей.

Когда же будете собирать веточки вербы, не берите их все с одного дерева (даже если оно большое). Наломайте несколько веток с двух или нескольких деревьев, но аккуратно. Не стремитесь наломать побольше, хватит по одной веточке в каждую комнату и на каждого члена семьи.

Как поступить с прошлогодней вербой и чего с ней нельзя делать?

Предположим, завтра уже Вербное воскресенье, следовательно, нужно освятить свежие веточки. Куда девать вербу с прошлого года и когда вообще следует избавляться от неё?

Учтите, что освящённая верба наделяется магическими свойствами, которые сохраняются целый год и до следующей весны.

Помните: если верба освящена в церкви, с этого момента она перестаёт быть простой вербой – теперь она считается святыней. Поэтому просто взять и выбросить её в мусорное ведро нельзя.

Церковь считает, что такое растение не должно находиться в грязном месте, рядом с мусором и в общей куче с отходами – это оскорбление святыни.

Способов избавления от прошлогодней вербы существует несколько. Их можно даже назвать ритуалами, которые допускается проводить до праздника или после него:

  1. Найдите речку или же любой другой водоём и пустите прошлогоднюю освященную вербу по текущей воде.
  2. Сожгите высохшую вербу, а оставшийся от веток пепел соберите и высыпите в месте, где не будут ходить люди или животные. Например, отлично подойдёт собственный сад, если высыпать пепел под одним из его деревьев. Если же своего сада у вас нет, тогда идите в лес и высыпьте пепел под любым деревом.
  3. Иногда случается так, что веточки стоят в воде и там прорастают. В этом случае необходимо посадить проросшие ветки в лесу или где-нибудь около речки.
  4. Освещённую вербу разрешается хранить несколько лет, однако каждый год в Вербное воскресенье важно приносить домой свежие веточки.
  5. Если случится несчастье и в вербную неделю умрёт кто-то из близких, ему в гроб кладут прошлогоднюю вербу. Кстати, некоторые верующие пожилые люди собирают веточки после каждого праздника, чтобы их положили в гроб этого человека, когда придёт время.
  6. Можно очистить своё жилище зажжённой веточкой вербы, освятить его, обойдя с ней всю квартиру или дом и читая при этом молитву.
  7. Многие предпочитают отнести прошлогоднюю вербу в церковь – там её сожгут по правилам, с молитвой.
  8. Отнесите её в лес и оставьте там, но только между кустов вербы.
  9. Старой вербой также разрешается обмести углы в доме, затем сжечь, поблагодарив вербу за добрую службу.
  10. Если в вашем доме есть печка, тогда разожгите её прошлогодними веточками перед тем, как приступите к выпеканию куличей на Пасху.

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви.

По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.

Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

Приметы на Вербное воскресение

Постучишь по телу веточкой вербы - будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы - решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке , он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье - будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Домашнюю птицу на улицу не выпускают - ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

Поверья на Вербное воскресение

Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».

В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону.
Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить.
Они помогают в лечении многих заболеваний!

Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.
Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги,
благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных,
вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», — это прибавляет здоровья.

Почки, пушистики от вербы свяченой
помогают при бесплодии женском и при энурезе.

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб
и дать больным домашним животным — исцелятся.

Всем, кто помогает своим близким отливками
или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть
3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

Обряды. Верба и её сила

Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской — «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях — и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда — сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель — воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», — а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле — «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону — «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.
Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг — четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь — усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой — сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

В Церкви существуют различные традиции, получившие широкое распространение в среде русского народа. Одной из таковых является освящение верб на праздник Входа Господня в Иерусалим в православных храмах.


Стоит заметить, что само торжество Входа Господня в Иерусалим не сводится исключительно к практической стороне освящения ветвей дерева, которое первым распускается по весне (вербы и ивы). Главной сутью торжества является воспоминание шествия Спасителя на вольные страдания и смерть ради спасения человека и примирения последнего с Богом. Поэтому посещение храмов исключительно для того, чтобы освятить вербы, не является правильным с точки зрения православной веры. Освящению вербы нельзя придавать особое мистическое значение, это действие не должно являться самоцелью для православного христианина.


Во время входа в Иерусалим Спасителя, Господу стелили под ноги ветви пальм. В России вербы заменили собой пальмы. Это дерево стало символом духовной радости и пробуждения, подобно тому, как пробуждается природа посредством расцветания почек ивы и вербы.


Освященная является святыней для православного человека, свидетельством благодати Божией, ниспосланной во время освящения. Эти святыни верующие люди хранят в течение года, после чего ветви сжигают или же вставляют в землю на садовых участках в место, непопираемое ногами.

Когда и как освящается верба

Многие ошибочно полагают, что освящение вербы совершается на сам праздник в воскресенье. Однако церковный устав не предусматривает такой чин на литургии или после нее в день Входа Господня в Иерусалим. Освящение вербы происходит накануне вечером за субботним богослужением всенощного бдения.


В церковной традиции службы начинаются вечером накануне празднуемого события. Всенощное бдение в субботу перед Вербным воскресеньем уже относится к праздничному богослужению Входа Господня в Иерусалим. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в храмах освящаются вербы во время этого богослужения, а не при служении литургии в воскресенье.


Освящение верб происходит на утрени после чтения текстов Евангелия. Ппо прочтении Священного Писания читается пятидесятый псалом, во время которого совершается каждение приготовленных ветвей ивы и вербы. Священник читает молитву на освящение вербы и окропляет ветви святой водой. После этого богослужение продолжается своим праздничным чином.

Вербное Воскресенье – большой православный праздник, одним из главных атрибутов которого является освященная верба. Многие после службы задаются вопросом: куда девать вербу после Вербного Воскресенья и как долго можно её хранить? Чтобы не осквернить неосторожным обращением символ этого великого дня, нужно знать основные правила обращения с освященными ветками вербы.

Что делать с освященной вербой в Вербное Воскресенье и после?

Рвут вербу по многовековой традиции в Лазареву субботу или накануне праздника. Выбирают самые красивые ветки, с уже распустившимися серыми или светло-зелёными, даже желтыми пушистыми комочками.

На Всенощную службу в канун великого праздника – Вход Господень в Иерусалим – приходят с ветками распустившейся вербы. После чина окропления святой водой с молитвой – освящения – православные уносят их домой.

Букет из вербы – главное украшение «красного» уголка, где хранятся иконы. Также несколько веточек ставят по всему дому, особенно в детскую или в комнату к больному человеку. Помещают их обычно в небольшие вазы с водой. Обвязать ветки можно красной лентой. Изготавливать интерьерные украшения не стоит: все-таки это домашняя святыня, а не простое дерево.

Освятив в церкви букетик вербы, православные христиане делили его на несколько частей. Одну оставляли в доме, другую относили на кладбище умершим родственникам. Третью и четвертую использовали в магических целях.

В старину прутиками вербы легко стучали по спине, приговаривая вслух. Считалось, что если поставить прутики на подоконники, то это убережет дом и хозяйство от природной стихии (грозы, грома, града, ливня, шаровой молнии) и воров.

Дома хранили только нечетное количество веток, равное числу членов семьи. Если веток больше, то их отдавали соседям. Пожилые люди с особым трепетом хранят вербу, не выбрасывая её по нескольку лет. По народному поверью, освященные ветки этого дерева кладут в гроб или набивают ими подушки.

Женщины, чтобы поскорее забеременеть, съедали натощак несколько почек освященной вербы, веря в её чудодейственные свойства. Для того чтобы домашняя скотина легко рожала и часто давала здоровый приплод, в стойлах и хлевах развешивали букетики из вербы по углам.

Прутиками старой вербы обметали углы. В некоторых местностях существовало поверье, что если обсадить ими колодцы, то вода приобретает чудесную силу и целебные свойства. Пожилые люди советовали молодоженам хранить вербу в доме, чтобы не было ругани, драк и злобы друг на друга. Когда купали новорожденных, в воду добавляли ветки вербы. Считалось, что это принесет силу и здоровье малышу.

Все эти народные поверья священники считают абсурдом и часто уточняют, что ветки вербы – не оберег. От зла и прочих напастей человека и его душу охраняют вера и сердечная молитва.

Весь год верба будет радовать своим очарованием и напоминать о весне и Пасхе. Но после Великого поста грядет Вербное воскресенье, и встает вопрос, что же делать с ветками вербы, которая была освящена ещё в прошлом году? По мнению священнослужителей, существует несколько способов, как поступить с прошлогодней вербой:

Если верба по каким-либо причинам залежалась в доме больше года, ничего страшного не случится. Но лучше убрать её из дома перед самим праздником, подготовив новый букет для освящения.

Многие, не попав в церковь или просто не пожелав туда идти накануне праздника, освящают вербу дома в домашних условиях. Здесь надо быть осторожным и помнить, что окроплять водой предметы с молитвой всё-таки нужно священнику. Поэтому настоящей силой и благодатью считается верба, освященная в пределах церкви накануне праздника.

Готовясь к празднику Вход Господень в Иерусалим, следует помнить, что главная задача – это не освятить вербу, а принести домой состояние Божественной благодати и радости, думая о душе и . Узнав, куда девать вербу после Вербного Воскресенья, можно правильно попрощаться с этим символом праздника, не согрешив и не нарушив спокойствия дома и сердца.

Вербное воскресенье – это один из больших христианских праздников. В этот день люди ходят в церковь и освящают вербу, которая хранится в доме целый год и охраняет от многих бед и болезней. Но каждый год, перед тем как идти в церковь и снова святить вербу, многие христиане задаются вопросом, а что же делать с вербой, которую святили в прошлом годе. Ведь есть поверье, что выбрасывать ее ни в коем случае нельзя.

Вербное воскресенье: немного истории о празднике

Праздник Вербное воскресенье посвящен входу Иисуса Христа в Иерусалим. Это событие считается последним, которое сделал Иисус перед своим распятием. И произошло это за неделю до Пасхи – праздника, когда он воскрес через три дня после распятия. Но почему именно это воскресенье назвали Вербным? Когда Иисус входил люди приветствовали ему тем, что устилали его путь свежими ветками пальмы. Эта традиция уже давно принята на востоке, таким живым ковром устилали дорогу, когда встречали очень важных персон. А вот в России за неимением пальмы используют вербу.


Но в Вербное воскресенье в церкви освящают не только вербу и пальму, но и другие свежие ветви оливы, самшита и лавра. Есть очень древняя традиция, которая в наши дни почти не соблюдается – украшать крупные ветви вербы разноцветными лентами и сладостями. Освященные в церкви веточки ставили у изголовья кровати, возле икон, каминов, очагов, стойлах животных. Их можно ставить в воду или же просто без нее. Веточки вербы охраняют дом от ссор, болезней и других напастей.

Но вот прошел год и уже совсем скоро снова наступит Вербное воскресенье и снова нужно идти в церковь и освящать новые веточки, а что же в этом случае делать с прошлогодними? Есть поверье, что выбрасывать их нельзя, так как быть?

Что делать с прошлогодней вербой?

Освященная в церкви верба – это святыня, а не обычная веточка. Поэтому ее просто выбросить в мусор нельзя, а вот что же можно с ней сделать? Вариантов избавления от прошлогодней вербы много:

  • Можно пустить веточки по воде, но только нужно выбрать реку с сильным течением, чтобы они уплыли от места, где их пускали как можно дальше.
  • Можно сжечь веточки, но пепел оставлять нельзя, его нужно собрать и предать земле в том месте, где не ходят люди. Можно просто высыпать пепел в реку или любой другой водоем.
  • Если верба стояла в воде и пустила корни, то ее нужно посадить в лесу или у реки, подальше от дома.
  • Веточки можно хранить в доме несколько лет, как оберег, но при этом приносить каждый год в праздник новые свежие.
  • Освященную прошлогоднюю вербу можно положить в гроб, если перед тем как наступит Вербное воскресенье, кто-то умер.
  • Есть пожилые люди, которые специально сохраняют сухие веточки вербы, чтобы потом их положили вместе с ними в гроб, когда они уйдут в мир иной.
  • Зажженной веточкой вербы можно освятить дом, с ней нужно обойти дом и при этом читать молитву.
  • Можно отнести в церковь, там все веточки сжигают с молитвой.
  • Отнести в лес и положить между растущими кустами вербы.
  • Если в доме есть печь, то вербой можно разжигать ее чтобы испечь хлеб или куличи.
  • Прошлогодней вербой обметают все углы в доме, а после этого сжигают, при этом поблагодарив ее за службу.

Чем же так чудотворна освященная верба?

Много примет и обычаев связано с Вербным воскресеньем и освященной в этот день вербой. О чудодейственных свойствах освященной вербы известно уже давно:

  • Принесенной из церкви вербой легонько бьют каждого члена семьи, чтобы они были здоровыми и не болели.
  • Верба в доме охраняет его от злых глаз, склок и плохих слов.
  • Вербу сажают в огороде дома, где есть молодая девица на выданье или же парень, если она примется, значит скоро быть свадьбе.
  • В Юрьев день освященной вербой выгоняют скот на поле, чтобы он был здоровым и плодовитым.
  • Также есть примета, что верба в доме может отвести от него гром, град и тучи.
  • Также есть приданье, что в старину укрощали огонь вербой, бросали ее в огонь и пожар стихал.
  • Почки вербы съедали, чтобы избавиться от боли в горле, от бесплодия и от лихорадки.
  • Веточками освященной вербы обсаживали колодцы, таким образом, воду в них защищали от злых сил.

Существует много традиций, которые связаны с Вербным воскресеньем и вербой.

Вербное Воскресенье: традиции

Многие старики часто рассказывают о традициях, которые были приняты еще много веков назад, но в наши дни не все о них знают.

  • В ночь под Вербное воскресенье делают заговоры, которые защищают от головных болей. Для этого волосы, взятые с расчески, опускают в воду и поливают ней вербу. Вода уйдет в землю, а вместе с ней и боль.
  • Многие девушки заговаривали вербу и оставляли ее за иконой, таким образом, они привлекали интерес противоположного пола к себе.
  • «Бить» освященной вербой нужно по спине, если же человек ударил по заду, то таким образом он пожелал зла и болезней.
  • Срезать веточки вербы, которые собираются освятить нужно с молодого дерева и очень важно, чтобы на стволе не было никаких повреждений.
  • Нельзя рвать ветви с вербы, если в ней есть дупло и на кладбище также не стоит трогать вербу.
  • Не стоит рвать вербу на дереве, растущем у реки, так как есть поверье, что ночью на этих ветках отдыхают русалки.


Поделиться