Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Как воспитать творческие способности у ребенка и возможно ли это? Трехмерные витражи из лепестков

Консультация для родителей

«Воспитание творчеством»

«Воспитание творчеством»

Знакомство ребёнка с искусством, с красотой поэзии, живописи, музыки обогащает его, приобщает к творческому отношению к людям и окружающему миру.

В своих рисунках (так же как в игре, в лепке, аппликации) дети отражают переполняющие их жизненные впечатления. Открывают новое, увиденное ими в мире, в котором они живут.

Рисунок, так же как и игра, приучает ребёнка мыслить, фантазировать, активно переживать увиденное. Все эти умения, в свою очередь, воспитывают и формируют культуру чувств, культуру восприятия и мысли ребёнка.

Часто у маленьких художников не хватает еще опыта, умения для того, чтобы изобразить увиденное. В этом случае мы, взрослые, родители, должны еще и еще раз вместе с ребёнком внимательно рассмотреть предметы и их особенности.

Большинство родителей достаточно внимательно и серьезно относятся к детскому творчеству, понимая, какие воспитательные возможности каждому из нас, родителей, оно предоставляет. Благодаря детскому творчеству, мы – родители, педагоги – можем увидеть окружающий нас мир детскими глазами. И таким образом лучше узнать и понять наших детей. Понять их проблемы, страхи, радости и сложности их развития. А это значит – мы получим новые возможности для разумного воспитания малыша.

Родители должны приучить ребят бережно и внимательно относиться к собственному творчеству. Для этого, видимо, необходимо чаще вместе с ребёнком рассматривать его рисунки, обсуждать их. И по возможности не скупиться на похвалы. А при необходимости дать полезный совет или задать вопросы по поводу выбранных тем, героев или событий, изображенных малышом.

В случае если вдруг ребёнок бросил незаконченную работу (он устал, ему надоело рисовать и т. д.), нужно постараться понять истинную причину. Возможно, маленький художник просто – напросто раздражен неудачей? В любом случае стоит вместе с ним вернуться к начатой работе и закончить её. Таким образом мы приучаем малыша к терпению, к серьёзному отношению ко всякого рода труду.

Эстетическое воспитание, воспитание красотой включает в себя все виды искусства. Вот почему жизнь наших детей должна быть обогащена не только изобразительным творчеством, но и музыкой, и литературой.

Воспитание искусством, как и всякое воспитание вообще, должно быть целесообразным, продуманным, педагогически грамотным. Мозг ребёнка чрезвычайно жаден ко всякого рода информации. И тут, конечно же, обязательная задача педагога провести отбор этой информации.

Каждый увиденный по телевизору или в кинотеатре фильм, каждая прочитанная или рассказанная сказка, каждый детский спектакль следует внимательно обсудить вместе с малышом. Расспросить его, какие герои и почему ему понравились, а какие – нет. Пофантазировать, как бы он сам поступил на месте любимого героя.

ФОТО Getty Images

Горькая правда заключается в том, что вундеркинды редко становятся взрослыми гениями, способными изменить мир. Посмотрим, к примеру, на лауреатов STS (поиска научных талантов) – самой престижной американской премии, отмечающей одаренных школьников. За первые 52 года ее существования (с 1942 по 1994 год) в качестве финалистов были отобраны около двух тысяч вундеркиндов, но лишь один процент из них в дальнейшем связал свою деятельность с национальной академией наук. Восемь человек из упомянутых обладателей награды получили Нобелевские премии, но остальные десятки и сотни юных гениев, став взрослыми, так и не реализовали свой потенциал.

Ранее считалось, что одаренным детям не хватает социальных и эмоциональных навыков, необходимых для успешной социализации. Однако такое объяснение было признано недостаточным, так как менее четверти всех вундеркиндов в действительности сталкивается с какими-либо социальными или эмоциональными затруднениями. Подавляющее большинство из них хорошо подготовлено и имеет такой же успех на коктейльной вечеринке, как и на уроке правописания.

Что же мешает вундеркиндам стать оригинальными и творческими личностями? Дело в том, что одаренные дети стремятся заслужить одобрение родителей и восхищение учителей. Ради этого они могут упорно работать и становиться, к примеру, шахматными чемпионами, но процесс обучения не дает им стимула создавать новое. Такие ребята способны сыграть великолепные мелодии Моцарта, но редко сочиняют свои собственные. Они сосредотачивают всю энергию на потреблении существующих научных знаний, не производя новых идей. Юные таланты предпочитают соответствовать давно заведенному порядку, а не изобретать велосипед. Если же в классе появляется творческий ребенок, то он, вероятнее всего, не захочет неукоснительно выполнять все требования учителя, а будет отстаивать собственные взгляды.

Вырастая, многие вундеркинды становятся экспертами в том, что знают и умеют лучше всего. И лишь небольшая часть одаренных детей в конечном итоге вырастает в новаторов и творцов. Большинство же предпочитает не выходить за рамки любимой деятельности, только там применяя свои выдающиеся мыслительные способности. Из гениальных детей получаются врачи, которые борются за жизнь пациентов, не пытаясь исправить огрехи медицинской системы в целом, или, например, юристы, защищающие клиентов от несправедливых обвинений, но не пытающиеся корректировать сами законы.

Так что же нужно сделать, чтобы вырастить ребенка творческой личностью? В недавнем исследовании специалисты сравнили между собой несколько семьей: с креативными и обычными детьми. Как оказалось, родители «обычных» детей устанавливали для них как минимум пять-шесть правил, которыми те должны руководствоваться в жизни: сон по расписанию, особый распорядок дня. Воспитатели же творческих детей предлагали им не больше одного правила. Вместо этого родители поощряли своих детей думать самостоятельно, акцентируя их внимание на моральных ценностях.

Кое-что уникальное есть и в самих родителях малышей, из которых вырастают творческие личности: они уделяют особое внимание разработке собственного «этического кодекса». Старшее поколение, разумеется, объясняет младшему, что успешность и востребованность – это важные элементы жизни, но при этом поощряет юных гениев в стремлении разобраться в собственных ценностях и обнаружить свои интересы. Все это создает хорошие предпосылки для развития творческой личности.

Американский психолог Бенджамин Блум пристально изучал особенности раннего развития известных музыкантов, художников, спортсменов и ученых. Ему удалось выяснить, что их родители вовсе не мечтали о карьере суперзвезд для своих детей, не выступали в семье в роли строгих надсмотрщиков, а, напротив, чутко откликались на внутреннюю мотивацию своих сыновей и дочерей. Когда малыши проявляли интерес к чему-либо, готовы были с энтузиазмом взяться за дело, родители безоговорочно их поддерживали. К примеру, Моцарт проявил интерес к музыке, прежде чем начал брать уроки, а не наоборот, а джазовая пианистка и композитор Мэри Лу Уильямс научилась играть на фортепьяно и вовсе самостоятельно.

Малкольм Гладуэлл Новая книга Малкольма Гладуэлла посвящена теме успеха. Однако по своему обыкновению он подходит к ней весьма нетривиально: Гладуэлл убежден, что личные усилия и способности, сколь бы бесспорными они ни были, не играют ключевой роли в достижении выдающегося результата.

В своей книге «Гении и аутсайдеры» канадский журналист и социолог Малкольм Гладуэлл сформулировал так называемое «правило 10 тысяч часов» 1 . Основываясь на ряде исследований, Гладуэлл утверждал, что гениями не рождаются, а становятся в результате упорных тренировок. По его мнению, для достижения некоего выдающегося результата в большинстве сфер деятельности необходимо посвятить практике и обучению 10 тысяч часов. Не слишком понятно, каким образом количество времени варьируется в зависимости от области применения сил и особенностей конкретной личности, но это не самый главный вопрос, который ставит перед нами данная теория. Во-первых, чем больше мы тренируемся, тем чаще попадаем в ловушку привычных способов мышления и решения задач. Эксперт зачастую не может справиться с внедрением в практику каких-либо нововведений, тогда как для новичка, сознание которого свободно от всяческих клише, такая задача не кажется сложной. Во-вторых, именно внутренняя предрасположенность вызывает в человеке любопытство и побуждает тренировать навык в течение 10 тысяч часов или даже более. Именно природная склонность к чему-либо определяет также и получение удовольствия от процесса этой тренировки.

Опыт показывает, что успешность творческой самореализации зависит от широты интересов, а не только от глубины наших знаний и опыта. Ученые, получившие Нобелевскую премию, в 22 раза чаще своих «неодаренных» сверстников становятся актерами, танцорами или даже иллюзионистами, в 12 раз чаще начинают писать стихи или романы, в 7 раз чаще обращаются к декоративно-прикладному искусству и в 2 раза охотнее приступают к игре на музыкальных инструментах или сочинению музыки. Никто не заставляет выдающихся ученых выбирать себе творческое хобби. Оно становится отражением их любопытства. Как писал Альберт Эйнштейн, любовь является лучшим учителем, чем чувство долга. Мама записала его в музыкальную школу в пятилетнем возрасте, мечтая, что сын освоит игру на скрипке, однако из этой затеи ничего не вышло. Будущий физик воспринимал уроки как скучную обязанность, но однажды услышал сонаты Моцарта, которые покорили его. «Я брал уроки игры на скрипке с 6 до 14 лет, но мне не везло с учителями, для которых занятия музыкой ограничивались механическими упражнениями. По-настоящему я начал заниматься лишь в 13 лет, главным образом после того, как влюбился в сонаты Моцарта. Пытаясь хоть в какой-то мере передать художественное содержание и неповторимое изящество, я почувствовал необходимость совершенствовать технику – именно тогда я и добился успеха», – пишет Альберт Эйнштейн.

Джин Ван’т Хал – мама двух дочек и автор мега-популярного блога Artful Parent наконец-то выпустила книгу, в которой собрала все свои основные наработки и мастер-классы по творческому воспитанию детей. Книга так и называется – «Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье ».

В книге Джин объясняет, как развить в ребенке творческие способности, заложенные в нём с рождения, и наполнить креативом повседневную семейную жизнь. Она рассказывает, как выкроить время для творчества в течение дня, помогает подобрать занятия, которые понравятся и подойдут именно вашему ребенку, учит, как обустроить место для занятий и хранения детских работ, как выбрать необходимые материалы и инструменты, как грамотно поощрять и развивать творческое мышление и корректно говорить с ребенком о его «творениях».

Книга состоит из двух частей: теоретической, с массой полезных советов из личного опыта Джин; и практической, включающей в себя целых 60 мастер-классов для занятий с детьми разного возраста.

Джин утверждает, что творческим можно назвать «любое занятие, наполненное красотой и созиданием», и у современных родителей есть масса способов и возможностей, как привнести искусство в повседневную жизнь. Также она настаивает на том, что наполнить креативом можно практически любое дело. Рисование и лепка – самые популярные околотворческие занятия. К ним также можно отнести:

  • научные опыты и эксперименты – они развивают творческое мышление;
  • прогулки – красота природы настраивает на креативную созерцательность;
  • приготовление еды и выпечки – питает не только желудок;
  • ролевые игры с игрушками – развивают воображение.

Психологи утверждают, что творчество помогает детям постигать мир, способствует избавлению от страхов и пробуждает эмоции. Креативные дети учатся нестандартно мыслить, искать решения сложных проблем и делать открытия. Все это способствует личному успеху детей.

Кроме того:

Творчество выстраивает нейронные связи.

Творческие занятия развивают мелкую моторику.

Каракули – предшественники письма. Больше каракулей – быстрее и безболезненнее ребенок научится писать.

Творчество развивает способность самостоятельно решать задачи, помогает познать себя и окружающий мир, а также общаться с другими.

Джин видит два варианта внедрения творческого начала в повседневную жизнь: постепенное, дозированное или революционное, когда всё, сразу и много. Также она отмечает, что важен настрой и своеобразный старт новой креативной жизни. Для этого Джин предлагает «пообещать себе творить». Но чтобы это не было из категории «всё, с понедельника новая жизнь!», она придумала писать на доске или бумаге специальное соглашение следующего содержания (его, разумеется, можно варьировать):

Обязуемся сделать творчество важной частью нашей повседневной жизни. Мы будем стараться поощрять и уважать то, что создает каждый из нас, наслаждаться экспериментами с художественными материалами, свободно выражать себя и свои идеи, а также добавлять в нашу жизнь больше цвета и радости.


Автор «Творческого воспитания» предлагает позволять детям больше экспериментировать и проявлять самостоятельность. Задания, собранные в книге, направлены на исследование способностей ребенка, изучение различных материалов и техник. Они не ориентированы на результат, как в большинстве других изданий, а фокусируются на процессе.

Задача взрослого – дать детям свободу творчества, помогать, направлять, а не руководить. Вам нужно восхищаться и проявлять интерес, помочь оформить готовое произведение искусства и повесить на стену или завернуть в подарок.

Творчество и возраст

Около года дети всё тянут в рот. Но уже в этом возрасте им можно предлагать бумагу и карандаш. Если малыш захочет карандаш грызть, мягко направьте его ручку к бумаге, проговаривая: «Поводи карандаш по бумаге, нарисуй что-нибудь». Повторяя эти действия раз за разом, вы научите малыша тому, что карандаши можно не только мусолить во рту.

В год дети рисуют пальчиками и кистями, а к двум годам интересуются наклейками и скотчем. Важно использовать нетоксичные материалы, неопасные в том случае, если малыш попробует их на вкус. Не усаживайте ребенка за стол, в этом возрасте ему удобно творить стоя. И не рассчитывайте на длительность занятия: 5-15 минут – достаточное время концентрации на работе для этого возраста.

2-3 года

Дети могут дольше концентрироваться, создавая более реалистичные работы. Теперь они могут не только рисовать, но и лепить червячков из пластилина, резать бумагу ножницами, склеивать ее с помощью клея.

4 года

Дети этого возраста очень эмоциональны и инициативны, их работы более сложные и полны символизма. 4-летние малыши понемногу осваивают буквы, степлер, скотч.

5-7 лет

Для этого возраста характерна особая техника: 2 линии – землю и небо – и уже вдоль них выстраивают все объекты. Также в этом возрасте для них типично воздействие других детей и их «творческих манер».

8 лет и старше

Если раньше ребенок мог заниматься всем понемногу, то теперь у него формируются приоритеты и любимые занятия. Периодически они будут меняться, но каждый раз ребенок будет уходить в них с головой. Теперь перед вами творческая единица, художник – наслаждайтесь общением с ним!

Как поощрять творчество

  1. Позволяйте детям изучать различные материалы.
  2. Отведите специальное место для творческих занятий, оборудуйте его так, чтобы ребенок имел свободный доступ к нужным ему материалам.
  3. Предоставьте ребенку для работы кисти, краски и пластилин.
  4. Уважайте – ставьте на видное место его любимые поделки.

Раздел «Творческого воспитания» с мастер-классами посвящен непосредственно творческим занятиям с подробными инструкциями. Все они не похожи на традиционные задания, направленные на результат. Джин предлагает детям исследовать свои возможности, изучать материалы, художественные инструменты и приемы, экспериментировать, пробуя каждый раз что-то новое, самостоятельно принимать решения и действовать. Она концентрируется на процессе и старается сделать его максимально интересным для детей и их родителей. Среди заданий и рисование пеной для бриться, и цветными брызгами в манере Поллока, и обычными игрушечными машинками или мухобойкой, и автопортрет на зеркале, и сооружение скульптур из камней, и самодельные магниты, и коллажирование, и изготовление пластилина, различных масс для лепки, красок, а также многое-многое другое.

Вот пример занятия, которое идеально подойдет для веселого детского праздника.

Музыкальные стулья

Когда зазвучит новая музыка, меняйтесь местами за столом.

Для детей от 3 лет.

Материалы

Краска в чашках, по одному цвету для каждого участника

Кисточки

Инструкция

1. Приготовьте стол, достаточно большой, чтобы за ним поместились все участники (в этом варианте участники не выбывают). Положите каждому ребенку лист бумаги, краску и кисточку.

2. Рассадите детей по местам.

3. Объясните правила игры. Расскажите, что они должны рисовать, пока звучит музыка. Когда мелодия заканчивается, им нужно прекратить работу, взять свою краску и кисточку и пойти вокруг стола по часовой стрелке. Когда же музыка зазвучит снова, надо сесть на ближайший стул и продолжить рисование на новом месте.

4. Попробуйте каждый раз ставить разные мелодии, чтобы дети передали свое впечатление от них.

Или, например, рецепт приготовления самодельного пластилина от Джин. Вы точно будете знать, из чего он состоит и не станете переживать из-за его токсичности.

Невареный пластилин

Текстура этого пластилина совсем другая, и он не хранится так долго, как вареный. Но его быстрее и проще приготовить.

Для детей от 1 года.

Материалы

2 стакана муки

1 стакан соли

2 столовые ложки винного камня (гидротартрата калия)

2 стакана кипятка

2 столовые ложки растительного масла

Пищевой краситель или акварель

Инструкция

1. Смешайте все сухие ингредиенты в миске среднего размера.

2. Сделайте в центре выемку, добавьте туда масло и краситель.

3. Налейте в миску кипяток и хорошо перемешайте.

4. Сначала смесь покажется вам слишком вязкой и жидкой. Оставьте ее на несколько минут, она остынет и затвердеет.

5. Выложите тесто на стол и вымесите, скатайте в шар. Можете добавить блестки или эфирные масла.

6. Поместите смесь в герметичный контейнер.

Наполните жизнь вашей семьи творчеством, и мир преобразится для вас!

По материалам книги Джин Ван’т Хал «ТВОРЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Искусство и творчество в вашей семье ».

Также вам могут быть интересны следующие материалы.

Наверное, любой родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Что же такое творчество? Человека можно назвать творческим, если у него свободный полёт воображения, фантазии, интуиция, которые могут привести к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.

Понятие творчества часто связано с талантом, гениальностью. На этот счёт существует множество теорий и исследований. Можно ли воспитать гения? Пробьётся ли талант, если его никак не развивать? Некоторые считают, что все дети гениальны от рождения, и если не подавлять их способностей, а всячески им помогать, то можно подарить миру нового Леонардо. К сожалению, это не совсем так. Гениальность - понятие очень сложное, многие исcледования наоборот говорят о том, что гением нельзя стать, им можно только родиться. А вот таланты есть у каждого человека от рождения. Их можно и нужно развивать. Но здесь появляется другая проблема - часто родители не хотят видеть истинных пристрастий ребёнка, придумывая (совершенно искренне желая ему счастья) за него ему таланты.

Но можно быть талантливым человеком, но при этом нетворческим. И тогда талант не реализуется полностью. Человек с радостью занимается любимым делом, работа спорится в его руках, но при этом он не способен придумать что-то новое в своей области и остаётся лишь исполнителем. И, наоборот, в деле, не требующем особого таланта, человек творческий способен совершить переворот. Именно поэтому развитие таланта и творческих способностей - это разные вещи.

Истоки творчества, несомненно, лежат в субъективном эмоциональном опыте раннего детства. Для того чтобы воспитать способность к творческому подходу в ребёнке, необходимо измениться самим взрослым. Они слишком скованны, боятся играть, веселиться вместе с ребёнком, постоянно соблюдая "правила взрослого поведения".

Поощряя творчество ребёнка нужно принимать, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем вы. Обучая малыша, не следуйте стереотипам, даже если у кого-то из знакомых был положительный опыт "именно такого" обучения. Исходите из задатков вашего ребёнка. Ведь главное - не воспитание таланта или гения, а то будет ли богат и разнообразен внутренний мир ребёнка, реализуются ли его возможности, будет ли он способен к творчеству.

Игры и игрушки

Ребёнок играет, это его главное и самое важное занятие в детстве, он использует все предметы, которые найдёт в своей игре. Может быть, это прозвучит и странно, но чем меньше у ребёнка игрушек, тем более развито будет его воображение. Нет, я не призываю устроить своим детям тяжёлое детство с деревянными палочками вместо солдатиков. Но избегайте игрушек, где уже всё придумано за ребёнка. Например, книжек-раскрасок, в которых даны образцы. Конечно, разные мозаики и игры типа "сложи узор" развивают внимание, усидчивость и творческие способности, но часто много внимания уделяется складыванию картинок по образцу, просите ребёнка самостоятельно придумывать картины, узоры, сюжеты.

Маленьких детей нужно учить играть, показывать, что делать с той или иной игрой. Но никогда не препятствуйте их самостоятельному освоению игр, слова "не правильно" вообще не применимы к творчеству, особенно детскому.

Делайте игрушки вместе с ребёнком, придумывайте сюжеты для игр. Самостоятельно сшитая кукла гораздо более интересна ребёнку, чем купленная.

Творческие игры-фантазии могут помочь не только в развитии ребёнка, но и изменят взрослого. Совместное сочинение сказки или стихотворения, игра в рифмы с годовалым малышом - всё это фундамент творческой активности. Всем известны игры, в которых взрослый изображает движения и звуки различных животных, предлагают покататься ребёнку, любой предмет может превратиться в любое сказочное существо, стать одушевлённым, любая домашняя работа может стать интересной игрой с захватывающими приключениями. Все эти забавы не только способствуют развитию воображения малыша, но и тренируют его память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.

Рисование

Рисовать многие дети могут начать с шести-восьми месяцев, если, конечно, дать им такую возможность. Многим это станет интересно после года, а кому-то и после двух. Это вовсе не означает, что у ребёнка нет способностей или жажды творчества. Если уж говорить честно, это вообще ничего не означает, кроме того, что каждый ребёнок-уникальная личность.

Предоставляя малышу, возможность рисовать, подумайте о формате бумаги, предложите ребёнку на выбор большие и маленькие листы, путь он выберет сам, как любой художник выбирает формат будущей картины. Идеальными материалами для раннего творчества являются также глина, бумага для вырезания, цветная бумага, песок, пластилин, солёное тесто, камушки, пёрышки, макароны и крупы...Список можно продолжать до бесконечности.

Сначала происходит знакомства с материалом, ребёнок изучает то, что ему дали, тянет в рот. Он с удивлением наблюдает за изменениями формы, появлением рисунка - это само по себе ценный опыт. Затем он начинает понимать, что сам является тем действующим началом, которое приводит к изменениям на бумаге. Здесь важно соблюдать меру, сочетая самостоятельность ребёнка с общением и обучением, которое призвано ему помогать.

Что мешает быть творческим человеком?

Главное, о чём нужно знать, чтобы стать творческим человеком - это о своей возможности творить. Тяга любого ребёнка к творчеству очень велика, но велико и сопротивление окружающих взрослых. Нет, совершенно не со зла родители хотят показать мир своему малышу во всём его многообразии, а в итоге дрессируют его, заставляя поражать окружающих своими удивительными познаниями. Так ребёнок в первый раз сталкивается с дилеммой - выучить или придумать самому. Главные авторитеты - родители - подсказывают, что первое им интереснее. Или родители просто ругают ребёнка за все неудобные проявления - намусорил, налил воды, испачкался и т.д.

Второй этап - детский сад. Индивидуальный подход к ребёнку - это очень хорошо, но в обычных детских садах, в которых учатся большинство детей (и не только российских) идут по принципу "а сейчас мы все"..."рисуем то-то", "танцуем так-то", "делаем такие-то движения"... Ребёнок учится уживаться в коллективе, но тут же получает роль - лидер или исполнитель. Первая - никем из взрослых не приветствуется, можно нажить большие неприятности, если всё время придумывать новые интересные игры.

Третий этап - школа. Здесь на развитии творческих способностей в 70% случаев можно поставить крест даже в самой хорошей школе. Остальные 30% либо имеют богатую творческую жизнь вне школы, развиваясь в студиях и кружках, либо имеют очень высокую мотивацию учёбы в школе. Почему? Есть дети, для которых школьная программа слаба, им её недостаточно для развития, никогда не напрягаясь, они многое теряют не по своей вине. Среднему ребёнку всё нормально в программе средней школы, но обычно к моменту туда попадания ему УЖЕ неинтересно учиться, он выполняет требования, но не больше. Слабому ученику всё даётся с трудом, ему просто не подходит программа, но формируется комплекс неполноценности (даже если он делает вид, что ему всё равно), который никак не поможет в будущем.

Возникает резонный вопрос - что делать? Избегать школы и детского сада совершенно не обязательно. Есть очень простой и действенный способ развивать ребёнка творчески:

не ругаться ребёнка по пустякам (испачкался, просыпал что-то, навёл жуткий бардак, упал в лужу...)
не ругаться, если он чего-то не понимает (иначе он просто больше не попытается что-то понять)
не ругать за плохие оценки (оценки - это условность, вы всегда лучше знаете способности вашего ребёнка)

Если ребёнка ругают - он начинает бояться, а страх - это главный враг творчества. Страх сделать что-то не так, страх самовыражения. Любите своего ребёнка, помогайте ему самостоятельно искать свой путь в жизни, не навязывайте готовых взрослых решений и всегда принимайте его таким, какой он есть.

Вступление

Результаты исследований учёных доказали , что каждый человек уникален и генетически неповторим. Но почему-то заметнее эта неповторимость именно в детях.

Однако замечено, что по мере взросления многие дети становятся похожими в своих суждениях и творчестве на других. Они словно стремятся жить по принципу «быть как все». И лишь очень немногим удаётся сохранить и развить свою творческую индивидуальность. Таланты нужно культивировать, подобно тому, как хороший садовник ухаживает за плодовым деревом. Развивая способности ребёнка, можно превратить их в таланты. Но, не замечая талантов, можно потерять и способности. Чтобы воспитать способность к творческому подходу в ребёнке, необходимо измениться самим взрослым. Они слишком скованны, боятся играть, веселиться вместе с ребёнком, постоянно соблюдая "правила взрослого поведения".

Поощряя творчество ребёнка нужно принимать, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем мы.

До 3 лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения.

В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6-7 лет воображение носит активный характер.

Обучение ребенка должно обогащать и уточнять восприятие и представление его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Важно формировать у детей познавательные интересы.

Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Сегодня мы поговорим об одном из основных направлений развития личности ребенка – рисовании.

Рисование

Рисовать многие дети могут начать с шести-восьми месяцев, если, конечно, дать им такую возможность. Многим это станет интересно после года, а кому-то и после двух. Это вовсе не означает, что у ребёнка нет способностей или жажды творчества.

Развитие способности изображения в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. При этом нельзя не учитывать возраст ребенка и, следовательно, требовать сложного сюжетного построения от 3-4-летнего малыша, если даже начать обучение очень рано. Его мышление не достигло еще нужного уровня для решения такой задачи, которую старший дошкольник при соответствующем обучении решит легко.

Но известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это зависит и от воспитания, и от общего развития ребенка. Педагог не должен об этом забывать, ибо индивидуальный подход к каждому ребенку - одно из главных условий успешного воспитания и обучения. Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал - бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т. д. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

Если материал попадает впервые в руки детей 5-6 лет и 2-3 лет, то, конечно, у старших ребят быстрее возникнет замысел, так как опыта у них в познании окружающего мира больше.

Доизобразительный период очень важен для развития дальнейших способностей ребенка.

Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке, лепке.

Попробуйте рисовать не только на горизонтальной поверхности, но и вертикальной - карандашами, красками, фломастерами.

Можно прикрепить большие листы бумаги на стены.

Также очень хорошо развивают вкус ребёнка игры на соответствие. Их можно практиковать с четырёхлетнего возраста.

Предложите ребенку две совершенно разные игрушки, например, маленькую изящную пластиковую стрекозу и большую куклу. Затем попросите приносить к каждой игрушке те предметы, которые могли бы быть в их домике. И при этом рассказывать вам, почему этот предмет может быть у стрекозы, но не подходит кукле. Разрешайте использовать не только игрушки, но и окружающие вас предметы быта, одежду, лоскутки ткани.

Другой вариант подобной игры – дать ребёнку множество предметов и предложить разделить их на группы. Пусть ребёнок сам решит, по какому признаку он станет их делить. Например, по цвету, размеру, жёсткости, характерам или любым другим.

Второй этап творчества – составление букетов. Можно практиковать его с 5-летнего возраста. Предложите ребёнку составить букет, например, для того, чтобы украсить кухонный стол. Во время прогулки пусть ребёнок сам соберёт растения и цветы, какие считает нужным. А в группе пусть составит из них букет. Можно составлять букеты из листьев, сухих осенних растений, зимних еловых веточек. Предложите ввести в букеты кусочки фольги, полоски цветной бумаги, пряжу, бусинки на нитях – всё, что придёт в голову юному дизайнеру.

Что мешает быть творческим человеком?

Главное, о чём нужно знать, чтобы стать творческим человеком - это о своей возможности творить. Тяга любого ребёнка к творчеству очень велика, но велико и сопротивление окружающих взрослых. Нет, совершенно не со зла родители хотят показать мир своему малышу во всём его многообразии, а в итоге дрессируют его, заставляя поражать окружающих своими удивительными познаниями. Так ребёнок в первый раз сталкивается с дилеммой - выучить или придумать самому. Главные авторитеты - родители - подсказывают, что первое им интереснее. Или родители просто ругают ребёнка за все неудобные проявления - намусорил, налил воды, испачкался и т.д.

Второй этап - детский сад. Индивидуальный подход к ребёнку - это очень хорошо, но в обычных детских садах, в которых учатся большинство детей (и не только российских) идут по принципу "а сейчас мы все"..."рисуем то-то", "танцуем так-то", "делаем такие-то движения"... Ребёнок учится уживаться в коллективе, но тут же получает роль - лидер или исполнитель. Первая - никем из взрослых не приветствуется, можно нажить большие неприятности, если всё время придумывать новые интересные игры.

Пожалуй, важнейшим фактором в воспитании творческой личности, является свобода. Свобода выбора, свобода полета фантазии. Кто сказал, что манку нельзя смешат с красками и потом рисовать? Кто сказал, что первая сшитая ребенком кукла должна быть правильной формы? Кто сказал, что черный цвет в рисунке – это признак агрессии и повод задуматься над психической устойчивостью ребенка?

Так что же такое творчество? Человека можно назвать творческим, если у него свободный полёт воображения, фантазии, интуиция, которые могут привести к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.



Поделиться