Описание творческой мини мастерской в детском саду. Родительская мастерская в детском саду. Творческие занятия в детском саду – это не только лепка. В состав курса входят и другие различные техники

Марина Демур

В детском саду №4 "Жемчужинка" создана творческая мастерская . В творческой мастерской работает кружок изобразительной деятельности под названием "Цветные ладошки". Два раза в неделю я провожу занятия с детьми средней, старшей и подготовительного возраста. Я решила использовать в своей работе нетрадиционные способы изобразительной деятельности. У детей вызывает большое удивление использование ладошек и пальчиков для рисования штампов и трафаретов. Нетрадиционная организация изобразительной деятельности восхищают и удивляют,вызывая стремление заниматься интересным делом.

Цель моей работы в творческой мастерской является сохранение в ребёнке творческого начала , оказании помощи в реализации его возможностей,способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы . Работа строится поэтапно, где каждый этап условно соответствует возрастному периоду.

Нетрадиционное рисование раскрывает творческие возможности детей , позволяет почувствовать краски их характер и настроение. Это развивает мелкую моторику пальцев рук, концентрацию внимания, подготавливает руку к письму. В развитии творческих способностей детей со мной активно участие принимают родители.


Я предлагаю им вместе со своим ребёнкам нарисовать или сделать поделку на определённую тему, это способствует сплочению ребёнка с родителями. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольсивие от общения с красками и радовался своими результатами.







Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Творческая мастерская педагога» Занятие – главная часть учебного процесса, в которой сосредотачивается учебная деятельность педагога и учащегося. Подготовка учащихся в.

Творческая мастерская «АКВАРЕЛЬКА» Осень – удивительно заманчивая пора для творчества и вдохновения, а сбор осенних листьев в погожий осенний.

Какой же Новый год без подарков? Их приятно получать и еще приятнее дарить. Особенно подарки любят дети. А красивая упаковка.

Цель. Приобщать родителей к совместной работе в группе. Задачи: Расширить интерес и любовь к родной природе, ее красоте. Закрепить знания.

Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствование.

Творческая мастерская с родителями «Подарок ко Дню семьи» Цели: 1 сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и.

Творческая мастерская по изодеятельности «Радуга-дуга»

Фомичева Наталия Альбертовна, воспитатель, МДОУ детский сад общеразвивающего вида №30 "Теремок", город Рыбинск Ярославской области.
Описание: Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного, школьного и дополнительного образования. В процесс оформления творческих работ могут быть вовлечены дети дошкольного возраста. Результат оформления интересен детям и взрослым.
Цель: нетрадиционное оформление уголка хранения детских работ
Задачи:
- создать позитивную рабочую атмосферу;
- развивать эстетический вкус;
- вызвать эмоциональный отклик ребёнка от подготовки к предстоящим занятиям;
- формировать устойчивое желание заниматься изобразительной деятельностью;
- воспитывать аккуратность.

Меня всегда привлекала тема «Нетрадиционные техники рисования». Периодически я использовала её в своей работе. А этим летом решила максимально попробовать разные приёмы изодеятельности на занятиях с детьми.
Возраст у моих воспитанников - младший. Отзывчивый. И податливый. Поэтому хотелось не просто научить ребятишек рисовать, но и заложить любовь к природе, её неповторимости и совершенству. И тем самым воспитать желание охранять и беречь уникальность каждого живого организма и природы в целом.
Тема приобрела конкретную трактовку: «Нетрадиционные техники изодеятельности как средство формирования элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста».
Цикл своих занятий попробовала разработать сама. Объединила их общим названием. Так появилась наша творческая мастерская «Радуга-дуга».
Вместе с детьми выполнили поделку - радугу из ладошек. Она стала своеобразной визиткой наших занятий.
За основу взяли гофрокартон размером 60 на 45 сантиметров.
Нарисовали и вырезали дугу.


Для уверенности, что дуга достаточной ширины, примерили по краям и по центру весь радужный спектр.



Ладошки из цветной бумаги изготавливали поэтапно. Цвет за цветом, начиная с красного.


Работу выполняли не только в группе, но и на прогулке.


Количество используемых бумажных ладошек от ряда к ряду сокращалось, зависело от размеров ладошек, их конфигурации (пальцы растопырены или расположены близко), плотности наложения одной заготовки на другую.





Радуга получилась яркой, несущей тепло детских рук!


Затем оформили небольшой контейнер, в котором будут храниться папки с детскими рисунками.



Каждому ребёнку распечатали индивидуальный титульный лист.


Для хранения работ подготовили папки-скоросшиватели с файлами (формат А4).


Оставалось, как следует, презентовать предстоящие занятия.
Пальцы просились к перу, перо к бумаге...
И вскоре у нашей мастерской появилось стихотворное резюме «а"ля Маршак»:
Мы построили в два счёта
Поднебесные ворота!
Семицветный полукруг -
Отпечатки детских рук.

Здесь, под радугой-дугой,
Мастерская наша.
Всё, что нужно - под рукой,
Чтобы Мир стал краше!

Штампы, кисточка, бумага,
Воспитатель - в роли мага!
Нас научит волшебству:
Творчеству и мастерству!

Радужная арка
Пусть сверкает ярко!

Лето - время немножко суматошное. Всё время на воздухе. Нет возможности на длительную подготовку к занятиям. Такую, например, как тонировка бумаги. Выход был найден: хорошо подойдут цветные листы для принтера. Преимущество, по сравнению с альбомными листами, очевидно. Дети всякий раз самостоятельно выбирают листочек желаемого цвета. Работы получаются красочными, не похожими одна на другую.
С тех пор, как была придумана мастерская "Радуга-дуга", все предметы для меня поделились на две категории. А именно: одни могут оставить след-отпечаток, а значит, пригодиться на занятии, другие - нет.
Оказывается, можно рисовать ладошками, пальцами, штампами из овощей и фруктов, из утеплителя, из тубы от туалетной бумаги, оттисками крышечек, коктейльных трубочек, ватных палочек и так далее.
Сколько интересных находок в этом плане сделано.
Сколько еще предстоит открыть!
В настоящее время занятия идут полным ходом. У малышей подобное рисование находит огромный отклик. Они с желанием бегут в детский сад с вопросом: «А чем сегодня будем рисовать?»
Родители отмечают возрастающий интерес детей к изодеятельности. Выражают искреннюю благодарность.
Надеюсь, экологическая направленность занятий тоже не пройдёт даром.

Ольга (Норышева) Осоченко
Мастерская как форма работы с детьми

В своём докладе мне хотелось бы осветить такую форму работы с детьми , как мастерская .

Используя данное высказывание, мне хотелось бы подчеркнуть важность развития творческой деятельности у детей, как фактора общего личностного развития и роста.

Сущность современного личностно – ориентированного процесса дошкольного образования состоит в процессе накопления ребенком такого конкретного субъектного опыта, который содержит средства и способы взаимодействия с миром и благодаря этому расширяет возможности ребенка активно и творчески участвовать в этом взаимодействии и, к тому же, побуждает его к приобретению собственного опыта.

Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта.

Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.

Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления.

Однако фантазия должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.

Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых “распознается” детское творчество.

От чего зависит новизна творческих решений?

Новизне творческих решений способствует широкая ориентировка в материале до предъявления каких – либо задач, организованная взрослым как самостоятельное детское экспериментирование, приобретающее познавательный характер, и формирование обобщенных способов деятельности побуждает детей “встраивать” присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты. А это, в свою очередь, ведет к порождению как новых способов, так и новых образов и новых смыслов, основанных на познавательно – эмоциональном переживании.

Чему же способствует творческая деятельность детей?

Она способствует формированию универсальной способности к построению любой значимой для ребенка деятельности, будь то изобразительная, речевая, игровая и др., как созданию целостности (рисунка, текста, сюжета) из разных единиц, но одними и теми же приемами.

«Творческие мастерские » - одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей. Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать. А где же еще может ребенок реализовать свои замыслы, как не в «мастерской » ? Здесь есть все для того, чтобы творить. «Творческая мастерская » - это одна из новых форм непосредственно- образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей.

Творческие мастерские могут использоваться в различных направлениях деятельности детей : например, театральные мастерские , в которых дети могут сами создавать костюмы и атрибуты для представлений, могут применяться для развития коммуникативных, эстетических, художественных способностей детей. Мастерские по развитию коммуникативных способностей с использованием проблемных ситуаций и чтением художественной литературы могут применяться в деятельности по развитию речи. Художественные мастерские дают детям возможность самостоятельно выбрать материалы, направление и технику изготовления поделки или рисунка. Мастерские добрых дел помогут организовать работу по ремонту книг , игрушек, трудовому воспитанию, например, помощи младшему воспитателю. Краеведческая мастерская поможет ознакомить детей с достопримечательностями родного города, научить ценить свою малую родину и быть патриотом. Познавательные мастерские обладают возможностью создавать макеты и схемы, которые помогут усвоению детьми естественных знаний , таких, как основы математики, химии, узнать об окружающем мире, его строении и закономерностях. Таким образом, использование мастерской , как формы работы с детьми возможно в самых разных видах деятельности, значительный плюс такой формы работы состоит в добровольности работы в мастерской , в возможности детей к самостоятельности, к выбору, к развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками.

Работа строится поэтапно , где каждый этап условно соответствует возрастному периоду, начиная со средней группы. Внутри этапов работа ведется циклично : “Работа с бумагой” , “Работа с природным материалом”, “Работа с нитками и тканью” . Освоенное содержание одного цикла интегрируется в другие циклы.

При планировании материала соблюдается принцип концентричности, т. е. на каждом этапе содержание увеличивается и усложняется.

Например : если в среднем возрасте при работе с природным материалом (камни) дети лишь рассматривают и раскрашивают их в разные цвета, то в старшей группе они уже украшают камушки, а в подготовительной группе оживляют их с помощью деталей.

Занятия в «мастерской » помогают сформировать у детей основные навыки и умения, предусмотренные программой : умение держать карандаш, пользоваться кистью, ножницами; набирать краски и т. д. и способствует реализации задач, предусмотренных образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» .

Творчеству принадлежит особая роль, что важно на всех этапах деятельности мастерской . Большую роль играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации в мастерской используются для актуализации личного опыта участников, развивают работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской : это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при большом количестве участников.

Особенность «мастерской » в том, что дети сами решают, участвовать им сегодня или нет. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами фломастерами , красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Материалы для совместной деятельности в форме мастерской могут быть самыми разнообразными : краску, бумагу, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры , разные виды бумаги, кисточки разного размера и назначения, салфетки, «бросовый» материал : фантики, нитки, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания

Творческий процесс - это настоящее чудо. Это подтверждают наблюдения за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить : "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

При составлении презентации были использованы разработки таких известных ученых, как Лисина Майя Ивановна, Асмолов Александр Григорьевич, Белкин Август Соломонович, а также материалы разработок современных педагогов, опубликованные ими на указанных сайтах.

Подготовили воспитатели: Гришенкова Т.Д., Власова О.Н.

«Восхождение доступно каждому,

и преступление перед самим собой и другими

всю жизнь протоптаться на месте»

Альтшуллер, Берткин

Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребёнка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности и творческого мышления. Особенно важна роль творчества в развитии детей и для реализации их возможностей и была создана наша мастерская.

Целями работы в творческой мастерской является сохранение в ребёнке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствовании развитию самостоятельности и креативной личности. Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к предметному миру.

Для развития творческой активности у детей, мы создали в группе атмосферу, способствующую развитию любознательности ребенка. Важно поощрять оригинальные идеи, высказываемые ребенком и обеспечивать возможности для практической реализации творческих идей в самых различных областях.

Работа в творческой мастерской предполагает интеграцию со всеми образовательными областями.

В процессе работы в нашей творческой мастерской, решаются задачи интеграции образовательных областей.

образовательная область « Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.

– образовательная область « Познавательное развитие»: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.

– образовательная область « Художественно – эстетическое развитие»: развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

– образовательная область « Речевое развитие»: стимулировать речевую активность детей через свободное общение с взрослыми и детьми; поощрение дошкольников к обсуждению своей деятельности.

– образовательная область «Физическая культура»: проведение физкультурных минуток в процессе творческой деятельности детей.

Поэтому для решения этих задач и развития творческой личности ребенка в группе№ 4 «Солнышко» была организована творческая мастерская «Солнечная мозаика» (поделки, аппликация из пуговиц, бисера, пайеток и бусинок).

Лучший способ занять ребенка, развить мелкую моторику, а заодно и фантазию - дать ему возможность создавать поделки и аппликации из пуговиц. Ведь это не только способ утилизации бросовых предметов, но и прекрасная возможность развить детскую фантазию, научить креативному видению привычных вещей, находить в них основу для творчества.

Поделка из пуговиц своими руками – для детей прекрасная возможность потренировать пальчики и кисти рук, научиться аккуратно обращаться с мелкими предметами и создавать новые образы из привычных вещей. Например, можно предложить ребятишкам создать различные картины из пуговиц, бисера и т.д.

Поделки своими руками развивают у детей фантазию, внимание, способность к творчеству, умение сосредоточиться, тренируют.

Чтобы сделать поделки вместе с детьми, сначала мы приготовливаем все необходимые принадлежности. Это пуговицы разного цвета, величины, формы и фактуры, бисер и пайетки разных цветов; картон или уже готовая картинка. Материал прикрепляем при помощи клея.

Уже готовые работы мы оформляем в готовые рамки или изготовляем их самостоятельно с детьми.

Из готовых работ в нашей группе была оформлена выставка.

В МБДОУ Детский сад № 169 г. Чебоксары работает единственная в республике детская кулинарная мастерская. Здесь дети проходят полный курс «юного повара»: от подсчета, сколько вешать в граммах, до приготовления вкусных блюд, дегустировать которые даже приходят родители.

Комната кулинарии – на удивление домашнее помещение: светлое, чистое, с хорошей мебелью и красивой французской посудой. Такая комната – это школа хорошего тона, этикета приёма пищи. Здесь найдётся всё необходимое для приготовления любого блюда: электромиксер, кухонный комбайн, блинница, чудо-печь и многое другое.

Также в кулинарной комнате есть замечательный шведский стол. На нём всегда много вкусного, интересного, весёлого. Шведский стол – не только другая форма организации питания, но и другая культура, с которой детям предстоит встретиться в жизни.

В комнате также имеется оригинальная стойка бара, которая создаёт особый уют, здесь можно и просто поиграть в кафе и по-настоящему выпить сок, компот или молоко. С большим удовольствием дети пробуют вкусные и полезные травяные чаи, а заодно знакомятся с растениями, из которых они приготовлены.

Посещение кулинарной комнаты внесено в расписание организованной образовательной деятельности. Первое, с чем знакомятся дети, – техника безопасности обращения с электроприборами, режущими предметами, и правилами сервировки стола. Затем наступает черёд приготовления бутербродов, салатов, блинчиков.

Занятия по кулинарии в детском саду включают в себя игровую и поисковую деятельность, творческие задания, чтение художественной литературы, практические занятия.

Дошкольники в процессе занятий усваивают способы труда взрослого и переносят в свою собственную деятельность. Дети проникают в мир взрослых дел, узнают секреты трудовых процессов и удивляются полученным результатам. На этих занятиях на примере деятельности повара раскрывается сущность труда человека (умелость, трудолюбие, желание приносить пользу людям). Особое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, именно такая деятельность помогает дошколятам взглянуть на маму, и бабушку как на умелых и трудолюбивых людей, сближает детей и взрослых, способствует взаимопониманию.

Занятия по ознакомлению детей с секретами кухни предназначены для детей средней, старшей и подготовительной групп. Занятия проводятся воспитателем по подгруппам, в игровой форме, с привлечением сказочных героев, например, домовенка Кузи. Для каждого занятия разработан интересный сюжет. В конкретной практической деятельности дети приобретают позицию созидателя, у них формируются практические умения и навыки (например: нарезать разными способами овощи и фрукты, замешивать и раскатывать тесто, пользоваться теркой и т.д.).

С удовольствием приходят в кафе «Светлячок» родители и делятся своими кулинарными секретами. С участием родителей проводятся праздники и дни рождения в кулинарной комнате.

Рассказывает заведующая детским садом Фролова Валентина Николаевна:

«В этом году значительное внимание уделяется профессиональному образованию и в рамках республиканской конференции работников образования Чувашской республики запущен проект «Энциклопедия профессий от А до Я» и мы рады включиться в этот проект. Творческая группа педагогов нашего дошкольного учреждения занимается разработкой новых проектов. На данный момент в нашем дошкольном учреждении ведется работа в рамках имеющегося проекта «Ребята поварята», в ходе которого проводятся мастер-классы как среди педагогов, так и родителей и дети знакомятся с профессиями повара, кондитера, кулинара и учатся азам кулинарии.

В нашем дошкольном учреждении на протяжении многих лет функционирует помещение, где дети занимаются кулинарией. В этом помещении создана атмосфера, которая позволяет получать удовольствия от приготовления пищи всеми участниками образовательного процесса: воспитанниками, педагогами, родителями. Имеется всё необходимое от досок, скалок до электробытовых приборов, электрической плиты и холодильника, что позволяет приготовить здоровую пищу в пароварке, испечь вкусные блинчики на блиннице.

Опыт приготовления пищи дети получают под чутким руководством взрослых, в полном объеме реализуя свои возможности и гораздо более важен сам процесс, чем конечный результат, дети учатся смешивать ингредиенты, высчитывать количество порций, приготовить пищи столько, чтобы полакомиться самим и угостить других.

Родителям очень нравится, что ребенок получает азы кулинарии уже в дошкольном возрасте и при поступлении в школу он имеет опыт приготовления бутерброда, салата, выпечки печенья, приготовления различных десертов. И что очень важно, не только приготовить пищу для себя, но и порадовать близких, приготовив угощения для них».

Благодарим за предоставленный материал заведующую МБДОУ «Детский сад № 169», г. Чебоксары, Фролову Валентину Николаевну.



Поделиться