Пирамида численности. Для построения пирамиды численности подсчитывают число организмов на некоторой территории, группируя их по трофическим уровням. Контрольная работа по биологии в формате Всероссийской проверочной работы за первое полугодие (11 класс)

Проверочная работа включает в себя 16 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.

Перечень таксонов:

1) род Лягушка

2) тип Хордовые

3) надцарство Прокариоты

4) класс Земноводные

5) семейство Кошачьи

6) отряд Чешуйчатые

Запишите номера выбранных таксонов.

Показать ответ

124 (цифры могут быть приведены в любом порядке)

Правило Аллена гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно меньшие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т. д.

Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трех близкородственных видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.

1. Запишите соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены фотографии.

2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Аллена.

Показать ответ

Элементы ответа:

Ответ на первый вопрос - 321

Ответ на второй вопрос - Выступающие части тела, в данном случае - уши, уменьшаются с целью сокра­щения теплоотдачи и предотвращения потери тепла.

1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов.

Перечень организмов: бабочка, волк, трава, перепелка, жук-могильщик.

Пищевая цепь

2. Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень консументов II порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 10 ООО кДж.

Показать ответ

3.1. Трава - бабочка - перепелка - волк - жук-могильщик

Изучите рисунок. Какой эволюционный процесс на нем изображен?

Показать ответ

Внутривидовая борьба за существование или естествен­ный отбор

Изучите график активности животных на определенной территории (по оси х отложено время, в которое животные совершают полеты (в ч), по оси у - количество полетов).

В какое время наблюдается наибольшее количество полетов?

Показать ответ

самостоятельно и легко пробуждаются рано утром, активны в первой половине дня, после полудня наступает спад; рано ложатся спать

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозна­ченного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Уровень организации Наука, изучающая данный уровень Пример
________ (А) ________ (Б) Митоз
Организменный ________ (В) ________ (Г)
Биосферный ________ (Д) ________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) круговорот веществ и превращение энергии

2) цитология

3) анатомия

4) гомеостаз

5) экология

6) клеточный

Показать ответ

Роль витаминов в обеспечении нормальной жизнедеятельности в организме человека очень значительна. Витамины являются биокатализаторами химических реакций, происходящих при построении и постоянном обновлении живых структур организма и при регулировании обмена веществ.

1. Используя данные таблицы, рассчитайте, в каком продукте количество витамина (в %) уменьшилось больше всего.

2. Дайте определение понятию «авитаминоз».

Показать ответ

7.1. шпинат

7.2. состояние, которое возникает при нехватке витаминов в организме человека

При прохождении плановой диспансеризации у Евгения (32 года) был установлен уровень глюкозы 7,8 ммоль/л при норме 3,5-5,5 ммоль/л. Какой анализ сдавал Евгений и какой диагноз поставит врач на основе полученного результата? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

Список ответов:

1) анализ крови

2) анализ мочи

3) нарушение липидного обмена

4) нарушение углеводного обмена

5) воспалительный процесс

Показать ответ

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствую­щую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

1) сонная болезнь

5) дальтонизм

Показать ответ

В генетике человека используется генеалогический метод, основанный на составлении родословной человека и изучении характера наследования признака. При составлении родословной используют специальные символы. Изучите фрагмент родословного древа семьи, у некоторых членов которой проявляется признак, выделенный на рисунке черным цветом.

Используя предложенную схему, определите:

1) признак доминантный или рецессивный

2) признак сцеплен или не сцеплен с Х-хромосомой

Показать ответ

10.1. Рецессивный

10.2. сцеплен с Х-хромосомой

У родителей с нормальным слухом (доминантный признак (А), не сцеплен с полом) родился глухой ребёнок. Определите гено­типы членов семьи по признаку «нормальный слух/врождённая глухота». Ответы занесите в таблицу.

Мать Отец Ребёнок

Показать ответ

мать - Аа, отец - Аа, ребёнок - аа

Был сделан анализ крови ребенка и его матери. У ребенка она оказалась I(0), а у матери - II(А). Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы.

1. Может ли отцом ребенка быть мужчина с III(В) группой крови?

2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребенок быть донором крови для своей матери..

Правила переливания крови:

3. Используя данные таблицы «Группы крови по системе АВО», объясните свое решение.

* Примечание.

Антиген - любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ за первое полугодие

В 11 классе (2016 – 2017 уч. год)

    На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности: А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Г.

а) Дополните схему строения двухцепочечной молекулы ДНК

Ответ:______________________________________________

б) Какой принцип лежит в основе структуры молекулы ДНК?

в) Какова длина в нанометрах этого фрагмента ДНК?

Ответ:________________________________________________

    У гороха красная окраска цветков доминирует над белой, а высокий рост над карликовым. Признаки наследуются независимо. При скрещивании двух растений с красными цветками, одно из которых было высокого роста, а другое низкого, получили 35 высоких растений с красными цветками, 32 низких растения с красными цветками, 10 высоких с белыми цветками и 13 низких с белыми цветками.

Каковы генотипы родителей?

Ответ:_______________________________________________

    Установите последовательность систематических групп животных, начиная с наименьшей
    А) Обыкновенная лисица

    Б) Хордовые

    В) Хищные

    Г) Млекопитающие

    Д) Лисицы

    Е) Волчьи

    В ДНК на долю нуклеотидов с аденином приходится 15%. Определите процентное содержание нуклеотидов с цитозином, входящих в состав молекулы. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с цитозином.

В ответе запишите только соответствующее число.

Ответ: ___________________________%.

5. Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) Мятлик луговой

2) Мятлик

3) Покрытосеменные

4) Однодольные

5) Растения

6) Злаковые

6. Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

Скорость размножения бактерий

1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды

2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии

3) зависит от генетической программы организма

4) повышается при температуре 20–36 °С

5) уменьшается при температуре выше 36 °С

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

Ответ: ___________________________

7. Правило Бергмана гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в областях с преобладающими низкими температурами, имеют, как правило, более крупные размеры тела по сравнению с обитателями более теплых зон и областей.

Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трёх близкородственных видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.

    Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены фотографии.

1. бурый медведь 2. 3. кадьяк

Ответ:

2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Бергмана.

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.

1. Рассмотрите изображение органоида эукариотической клетки. Как он называется?

Ответ :___________________________

    Нарушение какого процесса произойдёт в клетке в случае повреждений (нарушений в работе) данного органоида?

Ответ: _______________________________________

    Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

1) корь

2) гемофилия

3) фенилкетонурия

4) туберкулез

5) инсульт головного мозга

Наследственное заболевание

Приобретенное заболевание

Инфекционное

Неинфекционное

10. Антон пришёл к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ, результаты которого показали, что количество лейкоцитов равно 7,2 ×113 при норме 4–9×109 . Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных результатов?

Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

Список ответов:

1) воспаление легких

2) малокровие

3) анализ крови

4) снижение иммунитета

5) анализ кала

Ответ:

Анализ

Диагноз

11.

Генетический код - свойственный всем живым организмам способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты.

В таблице представлены три вида оснований (первое, второе и третье), обратите внимание на то, что они даются в двухвариантах: без скобок- нуклеотиды РНК, а в скобках - нуклеотиды ДНК.

Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов.

На примере аминокислоты глицина (ГЛИ), объясните следующее свойство генетического кода: код триплетен.

Таблица генетического кода

Ответ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов.

Пе речень организмов: крестоцветные блошки, хорь, уж, листья репы, лягушка

Пищевая цепь:

2 . Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень консументов I порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 10 000 кДж.

Ответ___________________________________________________________________

    Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Уровень организации

Наука, изучающая данный уровень

Пример

______________________(А)

Биохимия

______________________(Б)

Биогеоценотический

______________________(В)

______________________(Г)

______________________(Д)

Е)

Легкие

Пропущенные элементы:

1) анатомия

2) организменный

3) экология

4) РНК

5) молекулярно-генетический

6) биогеоценоз

14. В суде рассматривался иск об установлении отцовства ребёнка. У женщины с I группой крови родился ребенок с I группой крови. Будет ли удовлетворен судом иск к Л. М, у которого IV группа крови?

Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы.

Группа крови отца

I(0)

II(A)

III(B)

IV(AB)

Группа крови матери

I(0)

I(0)

II(A) I(0)

III(B) I(0)

II(A) III(B)

Группа крови ребенка

II(A)

II(A) I(0)

II(A) I(0)

Любая

II(A), III(B) IV(AB)

III(B) I

III(B) I(0)

Любая

III(B) I(0)

II(A), III(B) IV(AB)

IV(AB)

II(A) III(B)

II(A), III(B) IV(AB)

II(A), III(B) IV(AB)

II(A), III(B) IV(AB)

    Мать ребёнка заявляла в суде, что отцом её сына является Л.М. с IV(АВ) группой крови. Мог ли он быть отцом ребёнка?

Ответ : ________________________________________________________________________

2 . Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребёнок быть донором крови для своей матери.

3) Используя данные таблицы «Группы крови по системе АВ0», объясните своё решение.

Группы крови

Антигены эритроцитов

Антитела плазмы

α, β

А β

III

В α

А,В

А, В

* Примечание.

Антиген - любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.

Антитела - белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.

Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15 . . Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах их содержание незначительное. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3–0,5 г в сутки.

1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека, который съел 100 г нежирного творога, 25 г «Голландского» сыра, 20 г сливочного масла и две сардельки.

Продукты

Продукты

Количество холестерина, г/100 г продукта

Молоко пастеризованное

0,01

Сардельки (одна сарделька – 40 г)

0,05

Творог нежирный

0,04

Колбаса

0,08

Сыр «Российский»

0,52

Яйцо куриное (одно яйцо – 50 г)

0,57

Масло сливочное

0,18

Минтай

0,03

    Какую опасность для здоровья человека представляет избыток холестерина в организме человека?

Ответ: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16 . На рисунке изображён стегоцефал – вымершее животное, обитавшее 300 млн. лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также его возможного предка уровня класса (надотряда) животных.

ОТВЕТЫ:

А) Т-Т-Ц-А-Г-А-Т-Г-Ц-А-Т-Ц

Б) принцип комплементарности

В) 4,08

2. Генотипы родителей: АаВв, Аавв

3. д,а,е,в,г,б

4. 35%

5. 5,3,4,6,1,2

1) 1,4,5

1) 2,3.1

2) Суть правила: Теплопродукция (выделение тепла клетками организма) пропорциональна объему тела. Теплоотдача (потеря тепла, его передача в окружающую среду) пропорциональна площади поверхности тела. С увеличением объема площадь поверхности растет относительно медленно, что позволяет увеличить отношение "теплопродукция / теплоотдача" и таким образом компенсировать потери тепла с поверхности тела в холодном климате.

1) Биосинтез и транспортировка белков в клетке.

2) Нарушение пластического обмена или ассимиляции, или метаболизма в клетке.

3
  1. ГТТ, ГТЦ, ЦЦА, ЦЦГ, ЦЦТ, ЦЦЦ.

12 . 1) репа - крестоцветные блошки - лягушка-уж-хорь.

2) 1000

13.

5 – А биохимия 4 – Б;

Биогеоценотический 3 – В 6 – Г

    Д 1 –Е легкие

14.

1) ответ на первый вопрос: не будет, так как у этой пары не может родиться ребенок с I группой крови.

2) ответ на второй вопрос: может

3) ответ на третий вопрос : может, не произойдет склеивания эритроцитов.

15.

Ответ на первый вопрос: 1,04 г

Ответ на второй вопрос : поражение кровеносных сосудов или развитие атеросклероза, или ишемическая болезнь сердца.

16. Элементы ответа:

Эра палеозойская

Период – каменноугольный

Возможный предок: рыбы или кистеперые рыбы.

Критерии ответа:

    3 балла

    1 балл

    2 балла нет ошибок, 1 балл допущена ошибка

    1 балл

    1 балл

    2 балла нет ошибок, 1 балл допущена ошибка

    2 балла

    2 балла нет ошибок, 1 балл допущена ошибка

    2 балла нет ошибок, 1 балл допущена ошибка

    1 балл

    3 балла нет ошибок; 2 балла допущена одна ошибка; 1 балл допущено 2 ошибки, 0 баллов допущено 3 и более ошибок.

    2 балла

    1 балл

    2 балла ответ включает все названные выше элементы; 1 балл – ответ включает 2 из названных выше элементов, 0 баллов – ответ включает 1 из названных выше элементов, или ответ неправильный

Максимальное количество баллов: 30 баллов

На «5» - 25 – 30 баллов

На «4» - 18 – 24 балла

На «3» - 13 – 17 баллов

На «2» 12 баллов и менее.

ВПР Всероссийская Проверочная Работа- Биология 11 класс

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню
подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по биологии.
Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 16 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

1. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.

Перечень таксонов:
1) класс Двудольные
2) империя Неклеточные
3) надцарство Прокариоты
4) царство Растения
5) подцарство Многоклеточные
6) отдел Цветковые
Запишите номера выбранных таксонов.

Все существующие на нашей планете растения объединяют в одно царство , которое называется Растения .

Растения делятся на два подцарства — высшие и низшие.

К низшим растениям относят водоросли.

А высшие растения делятся на Споровые и Семенные. К споровым относят отделы Мхи, Хвощи, Плауны и Папоротники. А к семенным — отдел Голосеменные и отдел Покрытосеменные (Цветковые).

Голосеменные растения не имеют травянистых форм, а так как мы видим, что данные нам растения точно не деревья и не кустарники, то они относятся к отделу Цветковые (такой же вывод можно было сделать и по наличию цветков и плодов).

Капуста огородная — растение семейства Крестоцветные (Капустные), горох посевной принадлежит к семейству Бобовые, а картофель из семейства Паслёновые. Растения этих семейств принадлежат к классу Двудольные .

Таким образом, правильными ответами являются пункты 1 , 4 , 6 .

Давайте, исключим остальные варианты ответов.

Эти растения не относят к империи Неклеточные, так как они имеют клеточное строение, то есть состоят из клеток. Их не относят к надцарству Прокариоты, так как прокариоты — организмы, не имеющие ядра в клетке, а у растений ядро есть. Они не относятся к подцарству Многоклеточные, так как в систематике растений есть подцарства Высшие и Низшие, а подцарства Многоклеточны0е вообще нет.

2. Правило Аллена гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно меньшие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т.д.
Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трёх близкородственных видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.

1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены
фотографии.

2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Аллена.

________________________________________________________________________________

Ответ на первый вопрос: 312
Ответ на второй вопрос: чем больше поверхность тела теплокровного животного, тем интенсивнее идёт отдача тепла. Этому способствуют большие уши.

Ответить на первый вопрос совсем не трудно. Стоит учесть, что требуется расставить животных, начиная с самого северного, а по правилу Аллена у северных животных выступающие части тела меньше. Значит, мы должны расставить животных, начиная с того, которое имеет самые маленькие уши.

Уменьшение у животных выступающих частей тела приводит к уменьшению поверхности тела, а следовательно, к уменьшению теплоотдачи. Это помогает животным, обитающим в холодных условиях, экономить тепло. На этом должен основываться ответ на второй вопрос.

1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи.
В каждую ячейку запишите
название одного из предложенных организмов.
Перечень организмов:
кузнечики, растения, змеи, лягушки, орёл.

Пищевая цепь

2. Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень консументов II порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 10 000 кДж.

1. растения – кузнечики – лягушки – змеи – орёл

4. Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображённых организмов?

Ответ: __________________________________________________________________________

Искусственный отбор,
ИЛИ мутационная изменчивость,
ИЛИ наследственная изменчивость

5. Изучите график, отражающий зависимость скорости реакции, катализируемой ферментом, от температуры тела собаки (по оси х отложена температура тела собаки (в °С), а по оси у – скорость химической реакции (в усл. ед.)).

Известно, что температура тела здоровой собаки находится в пределах 37,5–38,5 °С. Как изменится скорость химических реакций в организме собаки, если температура её тела будет выше нормальной?

Ответ: __________________________________________________________________________

Скорость химических реакций будет снижаться (падать)

6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:
1) ДНК
2) анатомия
3) организменный
4) хлоропласт
5) молекулярно-генетический
6) цитология

7. Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3–0,5 г в сутки.

1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека, который съел 100 г нежирного творога, 25 г «Голландского» сыра, 20 г сливочного масла и две сосиски.

Ответ: _________________________________________________________________________.

2. Какую опасность для здоровья человека представляет избыток холестерина в организме человека?

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

2. поражение кровеносных сосудов,
ИЛИ развитие атеросклероза,
ИЛИ ишемическая болезнь сердца

8. Сергей пришёл к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ, результаты которого показали, что количество лейкоцитов равно 2,5×108 при норме 4–9×109. Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

Список ответов:
1) нарушение углеводного обмена
2) кислородная недостаточность
3) анализ крови
4) снижение иммунитета
5) анализ кала

9. Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из
болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть
записано несколько номеров.

Список болезней человека:
1) ветряная оспа
2) синдром Дауна
3) инфаркт миокарда
4) дизентерия
5) малярия

2 145 3

10. медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой имеется глухонемота.

Фрагмент родословного древа семьи

Используя предложенную схему, определите:
1) данный признак доминантный или рецессивный;
2) данный признак не сцеплен или сцеплен с половыми хромосомами.

Ответ:
1)______________________________________________________________________________;
2)______________________________________________________________________________

  1. рецессивный признак

2. признак не сцеплен с полом

11. Света всегда хотела иметь такие же «ямочки» на щеках, как у её мамы (доминантный признак (А) не сцеплен с полом). Но «ямочки» у Светы отсутствовали, как у её отца. Определите генотипы членов семьи по признаку наличия или отсутствия «ямочек». Ответы занесите в таблицу.

Мать Отец Дочь

Мать – Аа; отец – аа; дочь – аа

12. В суде рассматривался иск об установлении отцовства ребёнка. Был сделан анализ крови ребёнка и его матери. У ребёнка она оказалась II(А), а у матери – I(0). Проанализируйте
данные таблицы и ответьте на вопросы.

1. Мать ребёнка заявляла в суде, что отцом её сына является мужчина с IV(АВ) группой
крови. Мог ли он быть отцом ребёнка?

2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребёнок быть донором
крови для своей матери.

Ответ: __________________________________________________________________________

3. Используя данные таблицы «Группы крови по системе АВ0» объясните своё решение.

* Примечание.
Антиген - любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.
Антитела - белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Ответ на первый вопрос: да
Ответ на второй вопрос: нет
Ответ на третий вопрос: в результате одновременного нахождения в
кровяном русле матери, при переливании, одноименных антигенов А
ребёнка и антител α (матери) произойдёт склеивание эритроцитов, что
может привести к смерти матери

13. В биохимической лаборатории изучался нуклеотидный состав фрагмента молекулы ДНК пшеницы. Было установлено, что в пробе доля адениновых нуклеотидов составляет 10%.
Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с цитозином.

Ответ: ______________

1. Рассмотрите изображение двумембранного органоида эукариотической клетки. Как он называется?

Ответ:___________________________

2. Нарушение какого процесса произойдёт в клетке в случае повреждений (нарушений в работе) данных органоидов?

Ответ: _________________________________________

1. митохондрия

2. энергетического обмена,
ИЛИ процесса дыхания,
ИЛИ биологического окисления

15. Генетический код - свойственный всем живым организмам способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи
последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты.
Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты серин (Сер), объясните следующее свойство генетического кода: код триплетен.

Таблица генетического кода

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

1) каждой аминокислоте соответствует сочетание из трёх нуклеотидов
(триплетов, кодонов);
2) кодирование аминокислоты серин (Сер) может произойти с
помощью одного из следующих кодонов (триплетов): ТЦТ, ТЦЦ,
ТЦА, ТЦГ, АГТ, АГЦ

16. На рисунке изображён археоптерикс – вымершее животное, обитавшее 150–147 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который
обитал данный организм, а также его возможного предка уровня класса (надотряда)
животных.

Эра: ______________________________________________________________
Период:___________________________________________________________
Возможный предок:_________________________________________________

Эра: мезозойская эра;
Период: юрский период;
Возможный предок: древние пресмыкающиеся, ИЛИ
пресмыкающиеся, ИЛИ рептилии, ИЛИ динозавры

© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Российской Федерации

Проверочная работа включает в себя 16 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

ВАРИАНТ 1

1. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.

Перечень таксонов:
1) класс Двудольные
2) империя Неклеточные
3) надцарство Прокариоты
4) царство Растения
5) подцарство Многоклеточные
6) отдел Цветковые

ОТВЕТ

Все существующие на нашей планете растения объединяют в одно царство , которое называется Растения .

Растения делятся на два подцарства – высшие и низшие.

К низшим растениям относят водоросли.

А высшие растения делятся на Споровые и Семенные. К споровым относят отделы Мхи, Хвощи, Плауны и Папоротники. А к семенным – отдел Голосеменные и отдел Покрытосеменные (Цветковые).

Голосеменные растения не имеют травянистых форм, а так как мы видим, что данные нам растения точно не деревья и не кустарники, то они относятся к отделу Цветковые (такой же вывод можно было сделать и по наличию цветков и плодов).

Капуста огородная – растение семейства Крестоцветные (Капустные), горох посевной принадлежит к семейству Бобовые, а картофель из семейства Паслёновые. Растения этих семейств принадлежат к классу Двудольные .

Таким образом, правильными ответами являются пункты 1 , 4 ,6 .

Давайте, исключим остальные варианты ответов.

Эти растения не относят к империи Неклеточные, т.к. они имеют клеточное строение, т.е. состоят из клеток. Их не относят к надцарству Прокариоты, так как прокариоты – организмы, не имеющие ядра в клетке, а у растений ядро есть. Они не относятся к подцарству Многоклеточные, так как в систематике растений есть подцарства Высшие и Низшие, а подцарства Многоклеточны0е вообще нет.

2. Правило Аллена гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно меньшие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т.д.

1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены
фотографии.

2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Аллена.
ОТВЕТ

Ответ на 1 вопрос: 312 Ответ на 2 вопрос: чем больше поверхность тела теплокровного животного, тем интенсивнее идёт отдача тепла. Этому способствуют большие уши.

Ответить на 1 вопрос совсем не трудно. Стоит учесть, что требуется расставить животных, начиная с самого северного, а по правилу Аллена у северных животных выступающие части тела меньше. Значит, мы должны расставить животных, начиная с того, которое имеет самые маленькие уши.

Уменьшение у животных выступающих частей тела приводит к уменьшению поверхности тела, а следовательно, к уменьшению теплоотдачи. Это помогает животным, обитающим в холодных условиях, экономить тепло. На этом должен основываться ответ на 2 вопрос.

1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи.
В каждую ячейку запишите
название одного из предложенных организмов.
Перечень организмов:
кузнечики, растения, змеи, лягушки, орёл.

Пищевая цепь

2. Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень консументов II порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 10 000 кДж.

ОТВЕТ

1. растения – кузнечики – лягушки – змеи – орёл

4. Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображённых организмов?

ОТВЕТ

Искусственный отбор,
ИЛИ мутационная изменчивость,
ИЛИ наследственная изменчивость

5. Изучите график, отражающий зависимость скорости реакции, катализируемой ферментом, от температуры тела собаки (по оси х отложена температура тела собаки (в °С), а по оси у – скорость химической реакции (в усл. ед.)).

Известно, что температура тела здоровой собаки находится в пределах 37,5–38,5 °С. Как изменится скорость химических реакций в организме собаки, если температура её тела будет выше нормальной?

ОТВЕТ

Скорость химических реакций будет снижаться (падать)

6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:
1) ДНК
2) анатомия
3) организменный
4) хлоропласт
5) молекулярно-генетический
6) цитология

ОТВЕТ

7. Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3–0,5 г в сутки.

1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека, который съел 100 г нежирного творога, 25 г «Голландского» сыра, 20 г сливочного масла и две сосиски.

2. Какую опасность для здоровья человека представляет избыток холестерина в организме человека?

ОТВЕТ

2. поражение кровеносных сосудов,
ИЛИ развитие атеросклероза,
ИЛИ ишемическая болезнь сердца

8. Сергей пришёл к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ, результаты которого показали, что количество лейкоцитов равно 2,5×108 при норме 4–9×109. Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

Список ответов:
1) нарушение углеводного обмена
2) кислородная недостаточность
3) анализ крови
4) снижение иммунитета
5) анализ кала

ОТВЕТ 34

Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть
записано несколько номеров.

Список болезней человека:
1) ветряная оспа
2) синдром Дауна
3) инфаркт миокарда
4) дизентерия
5) малярия

ОТВЕТ

10. медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой имеется глухонемота.

Фрагмент родословного древа семьи

Используя предложенную схему, определите:
1) данный признак доминантный или рецессивный;
2) данный признак не сцеплен или сцеплен с половыми хромосомами.

ОТВЕТ

    рецессивный признак

2. признак не сцеплен с полом

11. Света всегда хотела иметь такие же «ямочки» на щеках, как у её мамы (доминантный признак (А) не сцеплен с полом). Но «ямочки» у Светы отсутствовали, как у её отца. Определите генотипы членов семьи по признаку наличия или отсутствия «ямочек». Ответы занесите в таблицу.

ОТВЕТ

Мать – Аа; отец – аа; дочь – аа

12. В суде рассматривался иск об установлении отцовства ребёнка. Был сделан анализ крови ребёнка и его матери. У ребёнка она оказалась II(А), а у матери – I(0). Проанализируйте
данные таблицы и ответьте на вопросы.

1. Мать ребёнка заявляла в суде, что отцом её сына является мужчина с IV(АВ) группой крови. Мог ли он быть отцом ребёнка?

2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребёнок быть донором крови для своей матери.

3. Используя данные таблицы «Группы крови по системе АВ0» объясните своё решение.

* Примечание.
Антиген - любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.
Антитела - белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.

ОТВЕТ

Ответ на 1 вопрос: да
Ответ на 2 вопрос: нет
Ответ на 3 вопрос: в результате одновременного нахождения в кровяном русле матери, при переливании, одноименных антигенов А ребёнка и антител α (матери) произойдёт склеивание эритроцитов, что может привести к смерти матери

13. В биохимической лаборатории изучался нуклеотидный состав фрагмента молекулы ДНК пшеницы. Было установлено, что в пробе доля адениновых нуклеотидов составляет 10%.
Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с цитозином.

ОТВЕТ 40%

1. Рассмотрите изображение двумембранного органоида эукариотической клетки. Как он называется?

2. Нарушение какого процесса произойдёт в клетке в случае повреждений (нарушений в работе) данных органоидов?

ОТВЕТ

1. митохондрия

2. энергетического обмена,
ИЛИ процесса дыхания,
ИЛИ биологического окисления

15. Генетический код - свойственный всем живым организмам способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи
последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты.
Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты серин (Сер), объясните следующее свойство генетического кода: код триплетен.

Таблица генетического кода

ОТВЕТ

1) каждой аминокислоте соответствует сочетание из трёх нуклеотидов
(триплетов, кодонов);
2) кодирование аминокислоты серин (Сер) может произойти с
помощью одного из следующих кодонов (триплетов): ТЦТ, ТЦЦ,
ТЦА, ТЦГ, АГТ, АГЦ

16. На рисунке изображён археоптерикс – вымершее животное, обитавшее 150–147 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также его возможного предка уровня класса (надотряда) животных.

Эра: ______________________________________________________________
Период:___________________________________________________________
Возможный предок:_________________________________________________

ОТВЕТ

Эра: мезозойская эра;
Период: юрский период;
Возможный предок: древние пресмыкающиеся, ИЛИ
пресмыкающиеся, ИЛИ рептилии, ИЛИ динозавры

ВАРИАНТ 2

Перечень таксонов:
1) царство Растения
2) класс Папоротниковидные
3) класс Моховидные
4) отдел Папоротникообразные
5) отдел Голосеменные
6) подцарство Низшие растения

Запишите номера выбранных таксонов.

ОТВЕТ

На рисунках изображены растения (есть органы растений – листья, стебли); класс Па­по­рот­ни­ко­вид­ные отдел Па­по­рот­ни­ко­об­раз­ные – Папоротникообразные имеют корни и побеги (стебли с листьями), размножаются спорами.

Листья нарастают верхушкой (как побе­ги), молодые листья образуют на верхушке завитки - «улитки», которые защищают верхушечную меристему. Из-за этих особенностей, не свойственных листьям, их называ­ют вайями. На корневище образуются придаточные корни. На 2 рисунке – водный папоротник.

Ответ: 142.

2. Закон лимитирующего фактора гласит, что наиболее важным для выживания вида является тот фактор, который больше отклоняется от оптимальных для него значений. Факторы, которые сдерживают развитие организмов из-за недостатка или их избытка по сравнению с потребностями, называют лимитирующими (ограничивающими).

На рисунках изображены различные природные экосистемы. Расположите эти экосистемы в той последовательности, в которой значение лимитирующего фактора (недостаток тепла) снижается.

    Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены экосистемы.

2. Наглядной иллюстрацией закона лимитирующего фактора является бочка Либиха. Что на рисунке символизирует лимитирующий фактор?

ОТВЕТ

2.1: 231
2.2: ко­рот­кая доска сим­во­ли­зи­ру­ет ли­ми­ти­ру­ю­щий фак­тор; её длина опре­де­ля­ет уро­вень, до ко­то­ро­го бочку можно на­пол­нить, причём длина дру­гих досок уже не имеет зна­че­ния

2.1. На рисунках изображены природные зоны: 1 - степь; 2 - тундра; 3 - широколиственный лес.
По условию задания зна­че­ние ли­ми­ти­ру­ю­ще­го фак­то­ра (не­до­ста­ток тепла) сни­жа­ет­ся , т.е. среднегодовая температура повышается: тундра→ широколиственный лес →степь

2.2. Существуют разные формулировки этого закона. Но суть закона минимума (или закона ограничивающего фактора) можно сформулировать так:
Жизнь организма зависит от множества факторов. Но, наиболее значимым в каждый момент времени является тот фактор, который наиболее уязвим.
Иными словами, если в организме какой-то из факторов существенно отклоняется от нормы, то именно этот фактор в данный момент времени является наиболее значимым, наиболее критическим для выживания организма.
Важно понимать, что для одного и того же организма в разное время такими критически важными (или по-другому лимитирующими) факторами могут совершенно разные факторы.
В этой полусломанной бочке – лимитирующим фактором является высота доски. Очевидно, что вода будет переливаться через самую маленькую доску в бочке. В этом случае нам уже будет не важной высота остальных досок – все равно бочку наполнить будет нельзя.
Наименьшая доска – это и есть тот самый фактор, который наиболее отклонился от нормального значения.

1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов. Перечень организмов: ласка, листовой опад, крот, дождевой червь.

Пищевая цепь

2. «Правило 10%»: при переходе с одного трофического уровня на другой 90 % энергии рассеивается. Используя «Правило 10%», рассчитайте массу дождевых червей (в кг), необходимых для нормальной жизнедеятельности одной ласки массой 102 г, в цепи питания листовой опад → дождевые черви → крот → ласка

ОТВЕТ

1. листовой опад→дождевой червь→крот→ласка

Детритные пищевые цепи (цепи разложения) - пищевые цепи, которые начинаются с детрита – отмерших остатков растений, трупов и экскрементов животных. Гетеротрофные организмы, питающиеся непосредственно детритом, называются детритофагами. Далее следуют консументы (вторчные потребители)

Количество растительного вещества, служащего основой цепи питания, примерно в 10 раз больше, чем масса растительноядных животных, и каждый последующий пищевой уровень также имеет массу, в 10 раз меньшую. Это правило известно как правило Линдемана, или правило 10 процентов.

При расчете массы и энергии снизу вверх – убираем по одному нулю при переходе на каждый уровень, а если движемся сверху вниз – добавляем по одному нулю.

Собственно, цепь питания: листовой опад → дождевые черви → крот → ласка

Кротов 102 г *10 = 1020 г

Червей 1020 г * 10= 10200 г или 10 кг 200 г

4. Изучите рисунок. В результате какого процесса образовалось такое многообразие изображённых на рисунке живых организмов?

ОТВЕТ

искусственный отбор ИЛИ мутационная изменчивость ИЛИ наследственная изменчивость.

Мно­го­об­ра­зие пород голубей яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­тов ис­кус­ствен­но­го от­бо­ра - это отбор про­из­во­ди­мый че­ло­ве­кам на ос­но­ве му­та­ци­он­ной (на­след­ствен­ной) из­мен­чи­во­сти.

Че­ло­век вел отбор в опре­де­лен­ном на­прав­ле­нии: величине зоба, надклювье, хвост.

5. Изучите график, который отражает выживаемость вида в зависимости от температуры.

Определите, какое количество (в %) особей будет выживать в диапазоне температур от 15 до 25 °C.

ОТВЕТ 75-100%.

Метод биологии

Описание метода

Пример

Наблюдение

Возможность не учитывать ряд
несущественных свойств
и признаков; выделение
важных свойств и признаков

Центрифугирование,
хроматография

Пропущенные элементы:
1) абстрагирование
2) открытие новых видов
3) эволюционные процессы
4) использование специальных приборов
5) инструментальный
6) сбор фактов

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

ОТВЕТ

1. Жиры - необходимая часть рациона человека.

Сергею 12 лет (вес 36 кг). Зимой на каникулах он посещал г. Кисловодск. После длительной прогулки по Курортному парку он обедал в кафе. В заказ входили следующие блюда: сложный горячий бутерброд со свининой, салат овощной, мороженое с шоколадным наполнителем, вафельный рожок и «Кока-кола». Используя данные таблиц 1 и 2, определите количество жиров, поступивших с пищей во время обеда, и их отношение к суточной норме.

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Энергетическая
потребность, ккал

Белки, г/кг

Жиры, г/кг

Углеводы, г

16 и старше

Таблица энергетической и пищевой ценности готовых блюд

Блюда и напитки

Энергетическая
ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Сложный горячий бутерброд
со свининой (булочка, майонез,
салат, помидор, сыр, свинина)

Сложный горячий бутерброд
с ветчиной (булочка, майонез,
салат, помидор, сыр, ветчина)

Сложный горячий бутерброд
с курицей (булочка, майонез,
салат, помидор, сыр, курица)

Омлет с ветчиной

Салат овощной (свежие помидоры,
огурцы, перец)

Салат Цезарь (курица, салат,
майонез, гренки)

Картофель по-деревенски

Маленькая порция картофеля
фри

Стандартная порция картофеля
фри

Мороженное с шоколадным
наполнителем

Вафельный рожок

«Кока-кола»

Апельсиновый сок

Чай без сахара

Чай с сахаром (две чайные ложки)

2. Жиры - необходимая часть рациона человека.

Почему врачи-диетологи для похудения советуют уменьшить в рационе количество жиров, а не полностью от них отказаться?

ОТВЕТ

1. Количество жиров в обеде = 33 + 0 + 11 + 4 + 0 = 48 г; отношение поступивших с пищей жиров к суточной норме = 48: 61,2 (суточная потребность в жирах - 36 кг x 1,7) 0,78 (или 78%)

2. Полностью исключать жиры из рациона нельзя, так как жиры являются компонентами структур клетки (мембран) и входят в состав гормонов, способствуют усвоению некоторых витаминов.

8. На приёме у терапевта пациент жалуется на повышенную возбудимость, учащённый пульс, пучеглазие, дрожание рук, потливость, снижение массы тела при хорошем аппетите, перепады настроения. Какой диагноз поставит врач? К какому специалисту отправит пациента для уточнения диагноза? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

Список ответов:

1) бронзовая болезнь
2) базедова болезнь
3) нарушение белкового обмена
4) невролог
5) эндокринолог

ОТВЕТ

Базедова болезнь, иначе называемая болезнью Грейвса (медицинское название – диффузный токсический зоб) представляет собой заболевание, связанное с отклонением работы щитовидной железы (ее увеличение в размере и чрезмерная выработка гормонов).

Начинается Базедова болезнь для обычного человека практически незаметно. Ее первыми признаками могут быть: повышенная потливость, частое дрожание верхних конечностей, бессонница, перепады в настроении. Кожа больного с течением времени становится более смуглой, в районе его нижних конечностей можно заметить небольшие постоянные отеки.

Эндокринолог - врач этой специализации следит за состоянием эндокринной системы организма. Эндокринолог занимается диагностированием и лечением, а также предотвращением проблем гормональной регуляции в нашем организме.

9. Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

1) гепатит
2) туберкулёз
3) ангина
4) сколиоз
5) грипп

ОТВЕТ

10. Изучите фрагмент родословной.

Установите характер наследования признака, выделенного на схеме чёрным цветом.

1) Данный признак доминантный или рецессивный?

2) Данный признак сцеплен или не сцеплен с полом?

ОТВЕТ

1. Признак является доминантным аутосомным, т. к. проявляется в каждом поколении.

2. С оди­на­ко­вой ве­ро­ят­но­стью встре­ча­ет­ся и у муж­чин и у жен­щин - не сцеп­лен с Х-хро­мо­со­мой.

11. У родителей карие глаза. Их дочь имеет голубые глаза. Определите генотипы членов семьи по признаку «карие/голубые глаза». Ответы занесите в таблицу.

ОТВЕТ мать - Аа, отец - Аа, ребёнок - аа.

12. У матери четвёртая (AB) группа крови, у отца - первая (00). Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы.

1. Кровь какой группы имеет их дочь?
2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли отец быть донором крови для своей дочери.

3. Используя данные таблицы «Классификация крови по группам», объясните своё решение.

* Примечание.

Антиген - любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.

Антитела - белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.

ОТВЕТ

Элементы ответа:

12.1. Ответ: II (A) или III (B)

Воспользуемся таблицей. Находим столбец с группой крови отца I (0), ищем строку – IV (AB)группу крови у матери. На пересечении находим группу крови возможных детей –II (A), III (B)

12.2. Ответ: да.

Воспользуемся схемой “переливание крови”. МОЖЕТ, НО – при переливании больших количеств крови следует использовать только одногруппную кровь.

12.3. Ответ: человек с первой группой крови (отец) является «универсальным донором», → его кровь можно переливать в кровь любой группы.

13. При изучении нуклеотидного состава фрагмента молекулы ДНК речного рака было установлено, что в пробе доля нуклеотидов с гуанином составляет 18%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + T = A + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с тимином.

ОТВЕТ

По пра­ви­лу ком­пле­мен­тар­но­сти ко­ли­че­ство гу­а­ни­на равно ко­ли­че­ству ци­то­зи­на; количество нуклеотидов с тимином равно количеству нуклеодидов с аденином.

18% цитозина = 18% гуанина по пра­ви­лу ком­пле­мен­тар­но­сти,
64% на тимин и аденин, а так как их рав­ное ко­ли­че­ство, то
32% аденина = 32% тимина.

Про­цент нук­лео­ти­дов с ти­ми­ном 100% – (18% Ц + 18% Г) = 64%:2=32

1. Рассмотрите изображение органоида. Как он называется?

2. Рассмотрите изображение органоида. Какие процессы обеспечивает изображённый органоид?

ОТВЕТ

1. На рисунке Аппарат Гольджи. Он представляет собой стопку дискообразных мембранных мешочков (цистерн), система трубочек и на концах пузырьки (образуются лизосомы)

2. Накопление и химическая модификация (процессинг) веществ, которые синтезируются в каналах ЭПС (эндоплазматической сети) в неактивной форме; транспорт модифицированных химических веществ; образование лизосом.

15. Генетический код - способ кодирования последовательности аминокислот в составе белков при помощи последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты у всех живых организмов. Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты метионин (MET) объясните такое свойство генетического кода, как однозначность (специфичность).

Генетический код

Первое
основание

Второе основание

Третье
основание

Фен
Фен
Лей
Лей

Сер
Сер
Сер
Сер

Тир
Тир
-
-

Цис
Цис
-
Три

У(А)
Ц(Г)
А(Т)
Г(Ц)

Лей
Лей
Лей
Лей

Про
Про
Про
Про

Гис
Гис
Глн
Глн

Арг
Арг
Арг
Арг

У(А)
Ц(Г)
А(Т)
Г(Ц)

Иле
Иле
Иле
Мет

Тре
Тре
Тре
Тре

Асн
Асн
Лиз
Лиз

Сер
Сер
Арг
Арг

У(А)
Ц(Г)
А(Т)
Г(Ц)

Вал
Вал
Вал
Вал

Ала
Ала
Ала
Ала

Асп
Асп
Глу
Глу

Гли
Гли
Гли
Гли

У(А)
Ц(Г)
А(Т)
Г(Ц)

ОТВЕТ

Однозначность – один триплет не может кодировать более одной аминокислоты.

Аминокислота метионин (МЕТ) кодируется только одним триплетом. По иРНК АУГ; по ДНК ТАЦ

16. На рисунке изображены псилофиты - вымершие растения.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который появились данные организмы, а также возможного предка уровня отдела растений.

Геохронологическая таблица

ЭРА, возраст
в млн лет

Период

Растительный мир

Мезозойская, 240

Появляются и распространяются покрытосеменные; сокращаются папоротники и голосеменные

Триас

Палеозойская, 570

Пермь

Карбон

Расцвет древовидных папоротников, плаунов и хвощей (образовывали «каменноугольные леса»); появляются семенные папоротники; псилофиты исчезают

Девон

Развитие, а затем вымирание псилофитов; возникновение основных групп споровых растений - плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных; появление первых примитивных голосеменных; возникновение грибов

Силур

Господство водорослей; выход растений на сушу - появление риниофитов (псилофитов)

Ордовик

Расцвет водорослей

Кембрий

Дивергентная эволюция водорослей; появление многоклеточных форм

Протерозойская, 2600

Широко распространены синезелёные и зелёные одноклеточные водоросли, бактерии; появляются красные водоросли

ОТВЕТ

Воспользуемся таблицей, в третьей колонке найдем псилофиты; определяем по второй и первой колонкам эру и период, когда обитали псилофиты

Ответ: Эра: па­лео­зой­ская

Период: Силур

Предками псилофитов являются многоклеточные зеленые водоросли.

ВАРИАНТ 3

1. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.

Перечень таксонов:

1) царство Животные
2) класс Ресничные черви
3) класс Сосальщики
4) тип Плоские черви
5) тип Кольчатые черви
6) тип Нематоды

Запишите номера выбранных таксонов.

2. Правило Бергмана гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в областях с преобладающими низкими температурами, имеют, как правило, более крупные размеры тела по сравнению с обитателями более теплых зон и областей.

Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трёх близкородственных видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.

1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены фотографии.

2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Бергмана.

3.1. Расставьте в правильной последовательности организмы в соответствии с их местом в цепи питания заливного луга. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов.

Перечень организмов: дождевой червь, сокол, уж, землеройка, перегной.

Пищевая цепь

_________ → _________ → _________ → _________ → _________

3.2. Правило гласит: «не более 10 % энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии, которая переходит на уровень консументов I порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 200 кДж.

4. Изучите рисунок. Какой тип взаимоотношений иллюстрирует рисунок?

5. Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий и ответьте на следующий вопрос: как изменится скорость размножения бактерий в пределах температуры от 24°С до 34°С?

6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов : для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

1) биосинтез белка;
2) экология;
3) организменный;
4) пищевые цепи;
5) проведение нервного импульса;
6) цитология;

7.1. Ниже приведена таблица, отражающая содержание витаминов в некоторых плодовых соках (по данным Популярной медицинской энциклопедии). В нижней строке показана средняя суточная потребность в этих веществах (в мг). Пользуясь таблицей, ответьте на вопросы, при расчетах используйте максимальный показатель данных (например, 2-8 – используем 8).

Достаточно ли выпить 250 мл цитрусового микса, состоящего из апельсинового (100мл), лимонного (50 мл) и мандаринового сока (100мл), чтобы удовлетворить суточную потребность в витамине А?

7.2. Аня, 14 лет, вес 55 кг, вегетарианка. Почему Юлии необходимо обращать особое внимание на содержание белков в заказываемых блюдах?

8. При прохождении обследования у Анастасии (19 лет) был установлен уровень сахара 12 ммоль/л при норме 3,2-5,5 ммоль/л. Какой анализ сдавала Анастасия? Какой диагноз предположительно поставит врач на основе полученных результатов? Выберите ответ из списка и запишите в таблицу номер ответа.

1) анализ крови
2) анализ мочи
3) нарушение углеводного обмена
4) воспалительный процесс
5) аллергическая реакция

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

9. Определите, какие органы из приведённых в списке, получили свое развитие из каких зародышевых листков. Запишите номер органа в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список органов человека:

1) ногти
2) бицепс
3) лёгкие
4) бедренная кость
5) головной мозг

10.1. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

10.2. Изучите схему скрещивания кур.

Установите характер наследования чёрной окраски оперения у кур.

Данный признак наследуется по принципу полного или неполного доминирования?

11. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а). Жена страдает глаукомой, а муж гетерозиготен по данному признаку. Определите генотипы родителей и вероятность рождения здорового ребёнка. Ответы занесите в таблицу.

Вероятность ррождения
здорового ребенка, %

12. Перед судебно-медицинской экспертизой поставлена задача выяснить: является ли мальчик, имеющийся в семье супругов Р 1 , родным или приемным. Исследование крови мужа, жены и ребенка показало: жена -IV группа крови, муж - I, ребенок - I группа крови. Проанализируйте данные и ответьте на вопросы.

1. Какое заключение должен дать эксперт?
2. Какая группа крови может быть у ребенка данных родителей?

3. Объясните решение эксперта.

13. Какое число аминокислот в белке, если его кодирующий ген состоит из 600 нуклеотидов? В ответ запишите ТОЛЬКО соответствующее число.

14.1. Рассмотрите рисунок части растения, какая структура изображена на рисунке. Как она называется?

14.2. Какую функцию выполняет данная структура?

15. Генетический код - способ кодирования последовательности аминокислот в составе белков при помощи последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты у всех живых организмов.

Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов.

На примере аминокислоты глутамин (ГЛН) поясните, какими триплетами может быть закодирована данная аминокислота на информационной РНК (иРНК), укажите все возможные комбинации триплетов. Поясните такое свойство генетического кода, как вырожденность, или избыточность.

16. На рисунке изображен белемнит – вымершее животное, обитавшее 440-410 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также «близких родственников» данного животного в современной фауне (ответ – на уровне рода)

Геохронологическая таблица

ОТВЕТЫ:

    213; Теплопродукция (выделение тепла клетками организма) пропорциональна объему тела. Теплоотдача (потеря тепла, его передача в окружающую среду) пропорциональна площади поверхности тела. С увеличением объема площадь поверхности растет относительно медленно, что позволяет увеличить «отношение теплопродукция / теплоотдача» и таким образом компенсировать потери тепла с поверхности тела в холодном климате.

    1. перегной→дождевой червь→землеройка→уж→сокол; 2. 20

    Повышается

    А - 2, Б - 4, В - 3, Г - 5, Д - 6, Е - 1.

    1. Нет; 2. Белок - это основной строительный материал для тела, а при вегетарианстве может не хватать белков в пище.

    Эктодерма - 15, энтодерма - 3, мезодерма - 24.

При­знак ре­цес­сив­ный, т.к. наблюдается “проскок” через поколение.

Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать - аа, отец - АА или Аа;

Ге­но­ти­пы детей: сын и дочь ге­те­ро­зи­го­ты - Аа

2. Неполное доминирование

    Мать - aa, отец - Aa, вероятность - 50.

    1. Воспользуемся таблицей. Находим столбец с группой крови отца II (A), ищем строку – 2 группу крови у матери. На пересечении находим группу крови возможных детей – два ответа II (A) и I (0) .

3. При переливании больших количеств крови следует использовать только одногруппную кровь. С кровью донора в кровь детям поступает большое количество агглютининов, которые могут вызвать гемолиз собственных эритроцитов реципиента.В результате склеивания эритроцитов антигена А (отца) и антител плазмы α (у детей), дети могут погибнуть.

    1. Побег, ИЛИ стебель с листьями и почками;

2. На рисунке изображены хромосомы. Плотные продолговатые или нитевидные образования, которые можно рассмотреть только при делении клетки. Содержат ДНК – носитель наследственной информации, которая передается от поколения к поколению.

Функция хромосом – хранение наследственной информации, ИЛИ регуляция всех процессов жизнедеятельности.

    1) кодирование аминокислоты глутамин (ГЛН) может произойти с помощью одного из следующих триплетов: ЦАА, ЦАГ;

2) вырожденность, или избыточность,- одну аминокислоту может кодировать несколько триплетов.

    В силурийском периоде (440-410 миллионов лет назад) в морях впервые появляются крупные животные, до этого их размеры не превышали нескольких сантиметров. Крупнейшими морскими животными силура были головоногие моллюски с наружной раковиной размером в телеграфный столб, ее длина иногда достигала 4-5 метров.

Белемниты очень похожи на современных кальмаров и подобно им были хорошими пловцами. На голове у них располагались большие глаза и десять рук с присосками - две длинные и восемь более коротких. Как и некоторые кальмары, белемниты имели раковину внутри тела - эти раковины часто встречаются в мезозойских отложениях и называются «чертовыми пальцами». По форме и размерам они действительно похожи на остроконечные пальцы. Большинство ученых считают, что раковина была известковой, как раковины других моллюсков, но некоторые думают, что у живых белемнитов раковина была мягкой, хрящевой и окаменела после смерти. Аммониты и белемниты полностью вымерли в конце мезозойской эры.

ЭРА: Палеозой

Период: Силурский

Возможный «родственник»: кальмар



Поделиться