/Подготовительная группа, 2014 год/
Муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр аналитики и методологии образования» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24»
Актуальность:
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома, долгожданные подарки под елкой, веселый праздник в семейном кругу, атмосфера теплоты – все это не сравнится даже с Днем рождения. Но в результате опроса, проводимого воспитателями с детьми выяснилось, что дети с трудом отличают нашего Деда Мороза от Санта Клауса, и их знания о Новом годе, дедушке Морозе поверхностны. Поэтому мы решили узнать как можно больше об этих персонажах.
Предполагаемый результат:
У детей сформированы навыки поисковой деятельности по изучению истории появления новогодней елки, о новогодних традициях в России и в разных странах мира. Детьми освоены навыки безопасного поведения во время украшения новогодней елки, умеют рисовать, лепить из пластилина и выполнять аппликацию, сгибают бумагу в разных направлениях, сочиняют небольшие новогодние истории, воспитания бережного отношения к ели.
Этапы реализации проекта.
- Организационный этап – включает в себя изучение научно–методической литературы по теме
- Этап практических действий:
- разработка проекта для подготовительной группы
- создание предметно – развивающей среды для ознакомления детей с историей возникновения нового года в России и разных странах мира.
- внесение в группу игрушек - Деда мороза и Снегурочки.
- подбор детской художественной литературы на новогоднюю тематику.
- выполнение работ по изобразительной деятельности - разработка перспективного плана, занятий, экскурсий, бесед, викторин.
3. Заключительный этап:
- презентация проекта.
Ход исследования.
В декабре беседовали с детьми о признаках зимы и о зимних праздниках. В результате выяснилось, что большинство детей с нетерпением ждут Нового Года. Все хотели украшать елку, выступать на утреннике, устраивать фейерверки с родителями и, конечно же, ждали Деда Мороза. Новый Год и каникулы они назвали самой счастливой порой.
Но что такое Новый Год и почему приходит Дед Мороз – никто не знал. Когда детям были предложены картинки с изображением Деда Мороза и Санта-Клауса, многие не смогли дать четких ответов, один и тот же это персонаж или абсолютно разные. Так же никто не дал ответа, где живет Дед Мороз.
Поэтому была проведена исследовательская работа:
Дети спрашивали дома у родителей и делились информацией о Новом Годе.
Цель проекта: Создание условий для формирования представлений о Новом годе как веселом и добром празднике и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проект, повышение эффективности детско-родительских отношений.
Задачи проекта:
- Формировать навыки поисковой деятельности по изучению истории появления новогодней елки
- Формировать представления о новогодних обычаях и традициях россиян и народов мира
- Познакомить детей с правилами украшения елки, расширять сведения детей о предметах, опасных в противопожарном отношении
- Продолжать учить рисовать красками, смешивать цвета, научить детей выполнять аппликацию из разных материалов, правильно работать с ножницами и клеем, бумагой, пластилином; совершенствовать технику вырезания; продолжать изготавливать поделки методом «оригами» , развивать аккуратность и собранность, творческие способности
- Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу, творческое воображение во время придумывания различных рассказов, сказок, стишков на новогоднюю тематику
Участники проекта: Дети, родители, музыкальный руководитель
Срок реализации 1 месяц, с 28. 11 по 28. 12.
Для реализации проекта был разработан перспективный план по ознакомлению с праздником.
Перспективный план по ознакомлению детей с праздником «Новый год»
1. Беседа «Новый год к нам мчится» ,
с просмотром видео сюжета Знакомить детей с историей Новогодних праздниках. С героями, Дедом Морозом и Снегурочкой, Санта Клаусом.
2. П/игры «Мороз красный нос»
«Два Мороза» Совершенствовать двигательные навыки и умения. Развивать ловкость, быстроту реакции.
3. Рассматривание иллюстраций, открыток, плакатов, сказочных дворцов. Предварительная работа по изображению сказочных дворцов.
4. Сюжетно – ролевая игра «Семья готовится к встрече Нового года» Развитие нового игрового сюжета, украшение елочки в игровом уголке.
5. Утренняя гимнастика «Зверушки на елке» Развитие двигательной активности детей.
6. Выставки с родителями
Подарок деду Морозу
«Снегурочка» Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми.
Повысить компетентность педагогов в вопросах организации мероприятий, направленных на развитие творческих способностей дошкольников
7. Аппликация
«Корона для Снегурочки»
8. Лепка «Нарядная елочка»
9. Чтение стихов о Новом годе
- С. Михалков «О новогодней елке»
- Андерсен «Ель»
- С.Маршак «Песня о елке»
- К. Чуковский «Елка»
- З. Орлова «Скоро Новый год»
- С. Маршак «Круглый год»
- Благинина Е «Снегурочка»
Развивать чувство прекрасного, творческое восприятие окружающего мира, воображение, поэтический слух.
Воспитывать интерес к поэзии, художественному слову, аккуратность в работе, взаимопомощь, любовь к природе.
10. Рисование
- «Дворец Деда Мороза»
- «Новогодняя ветка»
- «Снегурочка»
- «В лесу родилась елочка»
Вызывать у детей интерес к рисованию, развивать творческие способности, фантазию.
11 Совместная деятельность
Аппликация из ладошек
«Елочка – колкая иголочка» Продолжать учить детей вырезать по трафарету, безопасном использовании ножниц; закреплять умения детей при вырезывание ладошек закруглять уголки; развивать мелкую моторику, глазомер, умение ориентироваться на плоскости. Воспитывать в детях интерес к изготовлению поделок из бумаги. Создавать праздничное настроение.
12. Вырезание снежинок Учить детей складывать круг на 4 части, вырезывать снежинку, учить доводить дело до конца, радоваться своим успехам.
13 Наряжаем елочку в группе, хоровод вокруг елки
14 Нетрадиционная аппликация
«Снежинки – балеринки» Вырабатывать умения вырезать формы из бумаги, по наметке карандашом. Закрепить умения правильно обращаться с ножницами.
15 Изготовление Новогодней открытки
16 Слушание сказок, рассказов о Новом годе.
- Озеров «Приглашаем на Новый год»
- В. Сутеев «Елка»
- В Драгунский «Новогодний подарок»
- Словацкая сказка «Двенадцать месяцев» (пересказ С.Маршака)
- В. Даль «Старик годовик» Приобщить детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характера главной героини
Развивать произвольное внимание, слуховую память, творческое воображение;
Развивать связную речь.
17. Слушание музыкальных произведений
А. Александров «Новогодняя полька»
П.Чайковский «Щелкунчик» Развивать у детей восприимчивость, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.
18. Новогодний праздник
«В гостях у елки» Развивать желание принимать активное участие в утренниках. Поддерживать у родителей интерес проведению совместных мероприятий.
Проект
«Здравствуй, здравствуй Новый год!»
Подготовительная группа
Воспитатель : Буракова Наталья Владимировна
Тип проекта: творческий, информационный, практико-ориентированный, групповой.
Возраст детей:
6-7 лет
Участники проекта:
дети, воспитатели, родители
Продолжительность проекта:
краткосрочный (декабрь месяц)
Цель проекта:
Расширение и систематизация знаний детей о традициях новогоднего праздника, истории возникновения елочной игрушки.
Задачи проекта
:
Для детей :
Образовательные :
1.Формировать познавательный интерес дошкольников к изучению новогодних традиций праздника россиян и народов мира; истории возникновения Нового года на Руси, символах нового года;
2. Познакомить детей с новогодними атрибутами Деда Мороза в разных странах.
3. Дать представление детям, что новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны.
4.Формировать навыки поисковой деятельности по изучению истории появления новогодней елки;
5.Познакомить детей с правилами украшения елки, расширять сведения детей о предметах, опасных в противопожарном отношении;
Развивающие:
1.Развивать коммуникативные навыки детей.
2. Продолжать развивать творческое воображение детей, мышление и память.
3. Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию нашей страны.
2. Создать праздничную атмосферу в преддверии Нового года.
Для педагога:
1. Повысить уровень творческой компетентности.
2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества педагогического процесса.
3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Для родителей:
1. Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.
2. Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.
Актуальность:
Новый год
–
самый любимый
,
чудесный
,
семейный праздник
.
Праздник с чудесными превращения и Деда Мороза
.
Наряжать елку
–
это предпраздничный, творческий процесс
,
котором
,
как правило
,
участвуют практически все члены семьи - родители, бабушки, дедушки, дети
. И,
как правило
, у
каждого члена семьи есть любимые елочные игрушки
и
конечно интересная история
,
связанная с появление этих игрушек.
.
Анализируя совместную деятельность
на тему
«
Что такое новый год
?»
выявила, что практически
100%
дошкольников не знают истории появления праздника в России
.
Дети не имеют представления о праздновании нового года
в
других странах них не достаточно информации о именах соратников дедов морозов в других странах
.
Дошкольники знают только, что в Америке Деда Мороза называют Санта Клаус
.
Поэтому появилась потребность реализовать детский информационный проект, в рамках которого познакомлю детей с историей появления праздника в России, расширю информационность детей о именах Дедов Морозов в разных странах.
В
ходе этого проекта я познакомлю дошкольников с возникновением традиции празднования Нового года, с историей появления ёлочной игрушки.
«
Откуда берётся новогодняя игрушка? Почему люди во все времена любили делать игрушки своими руками? Из чего можно сделать игрушку? Почему ель – символ нового года?
Принципы реализации проекта:
1. Принцип деятельности – ребёнок находиться в постоянном процессе открытия новых знаний.
2. Принцип наглядности.
3. Принцип доступности.
4. Принцип креативности позволяющий формировать новые знания, умения, навыки.
Ожидаемые результаты.
Расширение кругозора детей в области истории Новогоднего праздника.
Развитие интереса детей к поисковой деятельности.
Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем и детьми.
Развитие у детей художественного творчества, эстетического восприятия, речевой активности в разных видах деятельности.
Проявление доброты к окружающим и бережного отношения к игрушкам.
Модель трёх вопросов.
Что мы знаем?Что хотим узнать?
Где можно узнать?
Данил: Это праздник, когда все получают подарки.
Вика: В Новый год покупают ёлку и украшают её.
Анна: Дети пишут Деду Морозу письма.
Ваня: Дед Мороз очень добрый.
Егор: В Новый год приходит Дед Мороз со Снегурочкой.
Богдан: Откуда Дед Мороз берёт столько подарков?
Даша: как зовут Дедов морозов в других странах?
Ксюша: Почему украшают елку на Новый год?
Влад: Где живёт Дед Мороз?
Вероника: Посмотреть по телевизору.
Катя: Спросить у родителей.
Кирилл: Найти в Интернете.
О
РАССКАЗЫ ВОСПИТАТЕЛЯ И ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НОД
РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НОВОГОДНЮЮ ТЕМУ
знакомления с праздником «Новый год»ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИЙ ФИЛЬМОВ, МУЛЬТФИЛЬМОВ
ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИГРЫ дидактические, подвижные
НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК
БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ НА НОВОГОДНИЕ ТЕМЫ
Самостоятельная деятельность.
РАЗНЫЕ ВИДЫ ИГР
РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДЕЛОК
СОСТАВЛЕНИЕ ДИАЛОГОВ, МОНОЛОГОВ. СИТУАЦИЙ
Работа над проектом проводилась в несколько этапов:
- Сообщение темы и цель проекта родителям и детям.
Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационного материала.
Для выявления актуальности данной темы было проведено исследование в форме опроса родителей.
Вопросы родителям:
Что Вы знаете о Новогодних праздниках, традициях?
Как отмечали Новый год раньше и сейчас? (сравнить)
Какие новогодние традиции соблюдают в Вашей семье?
Кто придумал Новый год?
Делаете ли Вы елочные игрушки своими руками или всегда покупаете в магазине?
Знаете ли, как можно быстро и легко сделать новогоднюю игрушку своими руками?
Основной этап:
Организация совместной деятельности детей и родителей.(технологическая карта)
Заключительный этап:
Презентация проекта
Детский проект: «История возникновения новогодней игрушки на Руси»
Детский проект: «Почему Елка символ года?»
Мастер – класс от родителей «Новогодняя игрушка»
Оформление мини-музея «Новогодние игрушки и открытки наших родителей».
Новогодний утренник.
Вывод:
В ходе проекта, проекта дети расширили представления, что новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, даже не только часть истории нашей страны. Познакомились с историей возникновения ёлочной игрушки, новогодняя игрушка может стать историей каждой семьи. Передаваться от поколения к поколению. Она меняется в связи с изменениями, происходящими в обществе, в ней отражаются достижения человечества того времени, когда она была создана. Все участники проекта узнали много нового и интересного, совершенствовали свои творческие умения и навыки.
Используемая литература:
1. Волкова М. С. Деятельностно – ценностные задачи в проектной деятельности старших дошкольников/ М. С. Волкова//Педагогические технологии. -2011.-№2. – С. 58-63.
2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. –М. : Центр педагогического образования, 2013, -С. 12-14.
3. Крылова Н. Б. Проектная деятельность и новые задачи педагогов. Дополнительное образование. -М. : Просвещение, 2007г – С. 9-15.
4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе д/с для детей с ОНР.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
5. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе логопедическая группа. Домашняя тетрадь. Часть 1. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
6. Интернет – ресурсы:http://pionerov.ru/assets/downloads/mc/metodfair/
7. Использованы книги педагогов и детей группы по тематике для чтения.
Проект в старшей группе на тему: «Что такое Новый год»Краткосрочный(14.12.-28.12.2017г
Манвелян Ануш Рафиковна
Проект в старшей группе на тему: " Что такое Новый год "
Название проекта: «Что такое Новый год».
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели (14.12. – 28.12.2017г.)
Цель проекта:
формирование у детей понятие «праздник», его характерные особенности и значение в жизни людей на примере Новогоднего торжества. Создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала старших дошкольников.
Задачи:
1. Формировать познавательный интерес дошкольников к изучению
истории возникновения новогоднего праздника, его традиций и
обычаев.
2. Познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года в разных странах мира.
3. Развивать творческие способности детей при подготовке к празднику через изготовление поделок, разучивание танцев, стихов, чтение сказок, рассказов, рассматривание картин и иллюстраций.
4. Обогащать активный словарь детей по теме.
5. Развивать творческие способности детей через разнообразные
виды деятельности.
6. Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости
за результаты собственного и общего труда.
7. Привлечь родителей как активных участников жизни группы к
подготовке к Новогоднему празднику.
8. Формировать навыки праздничной культуры.
Организация проекта: создание условий в группе для активной творческой деятельности детей; индивидуальная и подгрупповая работа с детьми; организация бесед и совместной игровой деятельности воспитателя с воспитанниками.
Актуальность: Новый год – особый праздник, который с особым трепетом вспоминают взрослые, и который с особым нетерпением ждут дети. Трудно найти человека, который остался бы равнодушным к предпраздничной суете, яркой иллюминации или принаряженной елке. Но зачастую, у взрослых, погруженных в предпраздничные заботы, не хватает времени для общения с детьми. Данный проект позволит родителям вспомнить, как важно для детей общение, особенно в преддверии праздника. Совместная исследовательская работа, позволит детям включиться в предпраздничную подготовку, прочувствовать семейные традиции, узнать семейные новогодние истории, что несомненно сблизит взрослых и детей, кроме того обыгрывание новогодних историй, подготовка и изготовление новогодних украшений, создаст атмосферу праздника и волшебства.
План реализации проекта
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Привлечь специалистов для реализации разделов проекта.
4. Сбор и накопление различного (методического и технического материала).
5. Включение в план – схему организованной - образовательной деятельности, игр и других видов деятельности.
6. Разработка домашних заданий.
7 . Итог проекта: Новогодний праздник.
Планирование работы с детьми в рамках проекта
1) 3 неделя декабря.
Беседа «День рождение Деда Мороза».
Беседа «Как праздновали Новый год на Руси в старину».
Бесед «Откуда елка к нам пришла?»
Беседа «Как празднуют Новый год России сейчас».
Беседа «Как встречают Новый год в других странах».
Изготовления открыток для деда Мороза.
Рисование «Дедушка мороз».
Рисование «Снегири»
Чтение сказки «Мороз Иванович».
Музыкально-дидактические игры: «Дед Мороз»
Рассматривание различных художественных произведений о деде Морозе, в том числе сказка «Морозко» с объемными картинками.
Подвижная игра «Два мороза».
Изготовление ёлки из бумаги.
Рисование «Что такое Новый Год».
Разучивание стихотворения: К. Чуковский «Елка».
Разучивание песен о Новом годе….
Создание поделок «Раз снежинка, два снежинка»
Рассматривание новогодних открыток с изображением ёлок.
Хоровод на прогулке «Маленькой ёлочке холодно зимой».
2) 4 неделя декабря
Беседа о новогодних игрушках.
Аппликация «Снеговик».
Беседа с детьми
«Снегурочка - кто она?
Украшение окон вытынанками.
Подвижная игра «Снежки».
Работа с родителями:
Полученные результаты:
«Зачем стали украшать новогоднюю красавицу ёлку»?
Ситуативная беседа на тему: «Какие игрушки будут на нашей ёлке?.
Изготовление гирлянды для украшения группы.
Рисование акварелью «Украшаю ёлку»
Аппликация «Снеговик».
Беседа с детьми
«Откуда пошла традиция дарить подарки на новый год»?
«На дворе снежок метет - это к нам зима идет».
«Снегурочка - кто она?
Вырезание снежинок из бумаги, рисование их на альбомных листах.
Украшение группы на зимнюю тему.
Украшение окон вытынанками.
Подвижная игра «Снежки».
Разучивание стихов о новогоднем празднике.
Выставка поделок «Зимние узоры»
Подготовка детей, воспитателей и родителей к проведению новогоднего утренника.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «История возникновения празднования Нового года».
2. Изготовление новогоднего оформления группы.
3. Участие в выставке поделок.
Полученные результаты:
Дети знают о том, как зародилась традиция празднования нового года на Руси, о происхождении главных персонажей – деда Мороза и Снегурочки; когда день рождение у деда Мороза, в каком городе «живет» и как выглядит его дом; почему наряжают ель или сосну; как и чем можно наряжать новогоднюю ёлку; зачем дарить подарки; какие символы нового года существуют и что они означают.
Дети могут составлять описательный рассказ о празднике.
Дети знают подвижные игры со словами и с удовольствием в них играют.
Дети совместно с родителями приняли активное участие в выставке «Зимние узоры».
Краткосрочный творческий проект «Новый год»
Составитель: Воспитатели – Салахова А. А., Завьялова Е.
Вид, тип проекта: краткосрочный, совместный, творческий.
Игровая мотивация: создание праздничного настроения.
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: с 01. 12. По 31. 12. 2017г.
Актуальность: Данный проект направлен на приобщение детей к народному празднику – Новый год, его поведение. До начала проекта к детям приходит Снежная Королева, которая хочет испортить Новый год. Дети узнают от нее, чего она больше всего боится и придумывают, как ей помешать. (Вместе с родителями хотят приготовить много разных гирлянд на Новый год.) Наш проект поможет детям и родителям стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.
Цель проекта : Развитие совместной творческой деятельности взрослого и ребенка через следующие образовательные области программы: физическое развитие, художественно- эстетическое, познавательное социально – коммуникативное, речевое развитие. Повышение статуса семьи, творческого союза детей и родителей. Расширение знаний о празднике Новый год.
Основные задачи проекта :
Разобрать понятие праздника – Новый год, выделить его характерные особенности: атрибутика, отношение и настроение людей, правила поведения, традиции.
Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление пособий, поделок, книги рассказов, сказок, стихов и загадок про Новый год, написание писем Деду Морозу.
Привлечь родителей как активных участников жизни группы к подготовке к Новогоднему празднику.
Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений о празднике, путем творчества детей.
Ожидаемые результаты :
Закрепление знаний и представлений детей о Новом годе, его особенностях, традициями празднования;
Расширение и активизация речевого запаса на основе углубления и обобщения представлений о празднике, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками на тему Нового года.
Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения.
Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительная, театрализованная, умственная, игровая, речевая).
Активное участие детей и родителей в подготовке к Новому году.
Полученный результат:
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления о Новом годе, традициях и обычаях празднования.
На основе углубления и обобщения представлений о празднике, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками новогодней тематики у детей расширился и активизировался речевой запас.
Появилось желание самостоятельно заняться творчеством, иллюстрировать их, работать сообща.
Все родители приняли активное участие в реализации проекта.
Продукты проекта:
1. Пополнение книжного уголка вместе с родителями рассказами, сказками, стихами и т.д. про Новый год.
Конкурс для родителей и детей: «Символ года», «Новогодняя фантазия»
Изготовление родителями костюмов для Новогоднего утренника (зимушки – девочки, снеговички – мальчики).
Изготовление с детьми подарков для самых близких.
Новогодний праздник с участием родителей. (Дед Мороз, Снегурочка.)
План реализации проекта.
Подготовительный этап:
1. Определение темы проекта.
2. Формирование цели и задач проекта.
3. Составление плана реализации основного этапа проекта.
4.Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта.
5. Информирование родителей о задачах и содержании проекта..
Второй этап – основной, организационно – практический.
Разучивание стихов, песен, танцев про Новый год.
Выставка детских рисунков на Новогоднюю тематику.
Изготовление поделок.
Тематические занятия и беседы: «Что такое Новый год», «Как украсить группу на Новый год».
Составление описательных рассказов: «Вот этот снеговик». Рассматривание и обсуждение картин с зимним пейзажем. «Деревья за окном».
Придумывание рассказов, сказок, загадок на Новогоднюю тематику.
Игры: дидактические: «Спрячь игрушки», «Укрась ёлку», «Найди Новогодние вещи», «Куклы собираются в гости к Гномам», «Что лишнее».
Словесные: «Отгадай и назови», «Что в мешке у Деда Мороза», «Скажи наоборот».
Подвижная: «Догони»; Игра – имитация «Движения птиц». «Заморожу». «Найди, где спрятано», «Замри», «Позвони в погремушку», «Ладоши».
Чтение рассказов, сказок, загадок о зиме, рассказывание стихов на Новогоднем утреннике.
Просмотр мультфильмов: «Снежная Королева», «Сказка про Новый год», «Когда зажигаются ёлки».
Взаимодействие с семьями:
Консультация: «Чем занят ребенок дома?», «Подготовка к мастер – классу ».
Памятка «Правила безопасности при встрече Нового года»
Родительское собрание совместно с детьми. Приложение №2.
Изготовление родителями новогодних костюмов для детей (девочки – зимушки, снеговички – мальчики).
Украшение группы.
Новогодний праздник – ролевое участие родителей (Дед Мороз, Снегурочка)
Письма Деду Морозу, написанные родителями и детьми.
Третий этап:
Организация выставки детских – родительских творческих работ. Подведение итогов конкурса. Награждение победителей и участников конкурса на Новогоднем утреннике. Выложить на сайте детского сада все работы по проекту «Новый год».
Мы считаем, что данный проект пробудил интерес детей к Новогодним праздникам. Они узнали много интересного про Новый год. Многие родители приобрели искусственные ёлки (бережное отношение к природе). Никто из родителей не остался без участия. Всем спасибо!
Проект для подготовительной группы "Новогодняя история"
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома, долгожданные подарки под елкой, веселый праздник в семейном кругу, атмосфера теплоты...
Историческая справка.
Новый год празднуется во всех странах мира. Традиция празднования Нового Года вообще, и 1 января в частности, имеет очень давнюю историю, и связана она с именем первого римского императора Гая Юлия Цезаря. Эрой, или точкой отсчета римского календаря, был традиционно принят год основания Рима, и началом года считалось 1 марта. Вместо него затем за календарную эпоху принято 1-ое января, время вступления в должность первых должностных лиц Римского государства - двух консулов, республиканских царей Рима. Все граждане Рима привыкли получать подарки 1 января от вступающих в должность консулов, не жалевших для этого денег. Сам Цезарь едва не разорился, оплатив небывалые до тех пор празднества.
На Руси празднование нового года в современном его виде тесно связано с именем Петра 1.
В языческие времена новый год на Руси праздновали 1 марта. В этот день славяне старались умилостивить своих богов, украшая вишневое дерево свечами и разными подношениями. С 988 года, после принятия христианства, новый год стали праздновать в Симеонов день - 1 сентября. И только с 1700 года наши предки стали отмечать его в январе. Петр I, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево. Вроде бы ель, но на ней вместо шишек - яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило, и он незамедлительно ввел в России обычай на Рождество украшать хвойное дерево разного рода игрушками и яствами, а также зажигать свечи и фейерверки. Став императором, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе: «Считать новый год не с первого сентября, а с первого января 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века веселить друг друга и поздравлять с новым годом. По знатным и проезжим улицам у ворот учинить украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Елка в Германии считалась символом вечной молодости и силы. Кстати, тогда елки подвешивались к потолку макушкой вниз, только позднее их стали укреплять на полу. Некоторые источники сообщают, что перевернутые елки были первым рождественским украшением в Центральной и Восточной Европе еще в XII веке. Деревца, гласит традиция, подвешивали вверх тормашками к стропилам. Священное дерево, растущее корнями вверх и связывающее таким образом небо и землю, упоминается в древнеиндийских Упанишадах. Постепенно традиция приносить в дом елку распространилась по всей Европе. Сначала елки появлялись только в домах богатых людей. Обычай же повсеместно устанавливать в домах елки появился около 150 лет назад. Именно тогда вечнозеленые красавицы стали каждый год устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Достоянием же простого люда елка стала лишь во второй половине XIX века. Хотя старонемецкий обряд был языческим и восславлял лесных духов, образ рождественской елки очень хорошо вписался в христианскую религию.
Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате скромное дерево стало символом Рождества.
Новогодняя ель имеет несколько легенд о ее появлении. Так, по христианской легенде ель пришла на свет Вифлеемской звезды, но стеснялась подойти к младенцу, т.к. у нее не было даров. И тогда растения поделились с елью своими дарами. С тех пор каждый год ко дню рождения Христа ель наряжается. Согласно другой легенде, зимой духи леса перебираются в ели, поэтому раньше их задабривали разными украшениями, чтобы год был хороший.
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома, долгожданные подарки под елкой, веселый праздник в семейном кругу, атмосфера теплоты – все это не сравнится даже с Днем рождения. Но в результате опроса, проводимого воспитателями и детьми в подготовительной группе, и рассматривания картинок выяснилось, что дети с трудом отличают нашего Деда Мороза от Санта Клауса, и их знания о Деде Морозе поверхностны. Поэтому мы решили узнать как можно больше об этих персонажах, а также определить, какие же подарки Дед Мороз носил родителям, когда они были детьми и сравнить, изменилось ли что-либо за столько лет.
В подготовке и реализации проекта использовались новогодние открытки, изображение Деда Мороза, Снегурочки и Санта-Клауса, карнавальные костюмы Деда Мороза, Снегурочки и зверей, принадлежности для изодеятельности, аудио и видеоматериалы по теме.
В декабре воспитатель беседовала с детьми о признаках зимы и о зимних праздниках. В результате выяснилось, что большинство детей с нетерпением ждут Нового Года. Все хотели украшать елку, выступать на утреннике, устраивать фейерверки с родителями и, конечно же, ждали Деда Мороза. Но что такое Новый Год и почему приходит Дед Мороз – никто не знал. Когда детям были предложены картинки с изображением Деда Мороза и Санта-Клауса, многие не смогли дать четких ответов, один и тот же это персонаж или абсолютно разные. Так же никто не дал ответа, где живет Дед Мороз.
Поэтому была проведена исследовательская работа. Дети спрашивали дома у родителей и делились информацией о Новом Годе, сравнивали и оценивали принесенные открытки. С интересом были восприняты иллюстративные, литературные и видеоматериалы по данной теме.
В итоге дети научились находить различия между Санта-Клаусом и Дедом Морозом, узнали о новогодних традициях в разных странах мира.
Дети выразили свое мнение по поводу легенд о появлении новогодней ели. Рассмотрев изображения вотчины Деда Мороза и узнав его адрес, решили написать дома с родителями письма в Великий Устюг.
Таким образом, в результате проведенной совместной во взрослыми работы дети получили обширные знания о Новом Годе и о традициях встречи этого праздника в разных странах. Кроме того, ребята испытали удовольствие от коллективной подготовки к празднику, от проделанной работы, от самого процесса музыкально – творческого общения на тему самого любимого праздника.
Проект "Новогодняя история".
Актуальность и значимость:
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотизм в современных условиях - это, прежде всего, преданность своему Отечеству, и сохранение культурной самобытности каждого народа.
Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков предоставляют прекрасные возможности в воспитании нравственности. Поэтому основная идея проекта базируется на идее народной педагогики по формированию привязанности к своей культуре, рациональном использовании общенародных праздников, основанном на народных традициях и обычаях.
Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года. В процессе интегрированных тематических занятий расширяются знания и представления детей о народных традициях, обычаях встречи Нового года, его атрибутике, персонажах, лучших музыкальных, литературный и кинопроизведениях по теме.
Тип проекта:
а) По составу участников - групповой (дети, педагоги, родители);
б) По целевой установке - информационно-ориентированный, творческий;
в) По срокам проведения реализации - краткосрочный (1 - 3 недели декабря).
Основная цель:
Приобщение ребенка с раннего возраста к народным культурным традициям, создание творческой, эмоционально-положительной атмосферы при подготовке к новогодним утренникам.
Задачи:
- Расширить представления детей об общенародном празднике новогодней елки;
- Развивать у дошкольников интеллектуальную инициативу, организаторские способности, побуждать активно участвовать в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье;
- Воспитывать интерес к народной культуре, любовь к ручному труду, осознанно правильное отношение к традициям своего народа и народов мира;
- Перевести репетиционную форму подготовки к новогоднему утреннику в форму музыкально-творческого общения.
В ходе реализации проекта с детьми организуется занятия по следующим темам:
1. История Нового года.
2.История Новогодней ёлки.
3.История Деда Мороза.
4.История Снегурочки.
5.Всё ли готово для нового года?
Все эти занятия объединены между собой единым тематическим сюжетом, одними и теми же главными героями, от лица которых и ведется повествование. Эти герои - семья Снеговиковых, мама и дочка (ширма с фигурками снеговиков). Они принесли ребятам «Новогоднюю книгу», из которой они каждый раз узнают новые истории о самом любимом празднике. В представленных ниже кратких конспектах информация дана в виде основных понятий. Педагог сам может развернуть любую тему исходя из уровня подготовленности детей и образовательной необходимости.
Занятие 1 "История Нового года".
Сюжетная завязка:
" Зима - это в первую очередь снег: белый, блестящий, хрустящий. Медленно и плавно или наоборот, легко и быстро кружась, падают на землю снежинки. Ах, какие же они болтушки, эти снежинки! Где они только ни побывали, где только ни полетали, чего только ни увидали! И обо всем этом снежинки хотят рассказать ребятам. Только не успевают. Возьмешь снежинку на ладошку, а она сразу же и растаяла».
Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»
И решили снежинки объединиться всем вместе. Попросили они вьюгу помочь им. Закружила, заплясала вьюга, подняла в воздух миллионы снежинок, сцепились снежинки крепко - крепко, в снежный ком слепились. А когда вьюга утихла, оказались во дворе два симпатичных снеговичка - мама и дочка Снеговиковы"
Пластический этюд "Лепим Снеговика"(дети работают подгруппами)
История первая «Как празднуется Новый год на Руси».
А) Новый год праздновался по земледельческому календарю. Известная русская пословица гласит - «Кончил дело – гуляй смело». Праздновался Новый год в сентябре, после уборки урожая. А в декабре в старину праздновался большой православный праздник Рождество, а также отмечались зимние Святки с ряжеными артистами и простыми людьми, с песнями да плясками.
Просмотр иллюстративного материала. Игровой момент «Ряжение».
Разучивание новогодних хороводов.
Дети танцуют «Русский танец» (муз. сопровождение р.н.п.«По полю-полю» из репертуара группы «Ариэль»)
Б) Царь Петр 1 ввел новое европейское празднование Нового года. Не просто изменил число в календаре и повелел праздновать Новый год 1 января, а издал приказ о «шумном праздновании», фейерверках, огнях, стрельбе из пушек и т.д. А русские люди очень уж уважают забавы да игры разные.
Проводятся народные игры «Как у дяди Якова», «Плетень», игра «Снеговик» и другие.
Рассказ о новогодних традициях в разных странах. (например, выбрасывать старые вещи, прятать подарки в носок, гадать и др.)
Какие новогодние традиции есть в вашей семье?
Задание в группе «Изготовление гирлянды «Мама, папа, мы – Снеговики!»
Занятие 2 «История новогодней елки»
Дети вбегают в зал под мелодию песни «Сани с бубенцами» (муз.Филиппенко).В центре зала – ширма со снеговиками. Дети встают возле них в круг и исполняют разучиваемые хороводы.
Музыкальный руководитель: «Ребята, как же звонко сегодня звучали ваши голоса! Как приятно было Снеговиковым слышать наши праздничные песни! И хоровод у нас получился ровный и красивый. Только нет пока в нашем хороводе «золотой серединки» - красавицы елочки. А мы столько про нее знаем замечательных стихов и загадок! (Дети читают стихотворения «Ёлочка» А Кузнецовой и др. по выбору педагога).
Я модница такая, что всем на удивленье!
Люблю я бусы, блёстки - любые украшенья.
Но на мою, поверьте, великую беду
Наряд мне одевают всего лишь раз в году.
(Новогодняя елка)
Ёжик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
А на Новый год - важна.
(Елка)
Целый год она таится
В темноте и тесноте,
Чтоб на Новый год явиться
К нам в волшебной красоте.
(искусственная елка)
Один раз в году одевают наряд
Из бус разноцветных, шаров и гирлянд.
Сверкают огнями цветные иголки,
Как звать тех красавиц, скажите мне?
(Елки)
Стою в тайге на одной ноге,
Сверху шишки, снизу мишки,
Зимою и летом зеленого цвета,
Платьице в иголках, а называюсь...
(Елка)}