Плоско-вальгусная деформация стоп — ищем хорошего ортопеда. Читать всем!!! Рекомендации специалистов Врачей - ортопедов

Недавно в районной поликлинике наблюдала такую картинку. По коридору в ожидании очереди на прививку бегали малыши. Из кабинета с надписью «ортопед» вышел врач. Взгляд его остановился на мальчике полутора лет, который, держа маму за руку, шагал, раскачиваясь из стороны в сторону и косолапо ставя ножки.

– Ребенка надо показать ортопеду, – обратился к женщине врач.

– Да все нормально, – отмахнулась от замечания врача мама. – У нас и папа в детстве так ходил...

Требует ли исправление косолапой походки вмешательства ортопеда? Вот мнение специалистов Московской детской ортопедической больницы №19 имени Т. С. Зацепина заместителя главного врача по поликлинической работе Людмилы Николаевой и заместителя главного врача по медицинской части Юрия Барановского.

Ошибка молодой мамы

Оказывается, мама того малыша, полагая, что ребенок может «перерасти» свою неправильную походку, была и права и не права одновременно. Права, потому что на самом деле маленькие дети, особенно если они делают первые шаги рано – в 9-10 месяцев – да еще при этом сами крупные, весят много, выворачивают ступни пальчиками внутрь. Так им легче при ходьбе сохранять устойчивость. Но к году они уже должны ставить ножки ровно. А не права мама, потому что... Однако все по порядку.

Посмотришь на гуляющих во дворе малышей – очень много двух-, трехлеток, которые косолапят. Почему? Потому что так им удобнее ходить. Но за этим «удобнее» могут скрываться различные проблемы развития.

Например, никаких дефектов стоп у ребенка нет. Ставит он их на пол, когда сидит, правильно, выворачивает, только когда ходит. Врачи называют это внутренней или варусной установкой. Она бывает:

  • При легкой дисплазии тазобедренного сустава, которая не была выявлена у ребенка в младенчестве. Теперь ходьба с повернутыми внутрь носками облегчает суставу подвижность. С такой патологией ребенок при ходьбе еще и раскачивается, как матрос, сошедший на берег после многомесячного плавания.
  • Когда тонус одних мышц преобладает над тонусом других. А если гипертонус у ребенка только с одной стороны – он косолапо ставит лишь одну ножку, он ей как бы загребает, и выставляет вперед одно плечо и один бок.
  • При легкой форме рахита. У таких детей наблюдается незначительное искривление голени, поэтому ставить при ходьбе стопы ровно они просто не могут.
  • При наследственной внутренней установке стоп. Это бывает, когда у ребенка нет никаких патологий, и все-таки он в раннем возрасте ходит косолапо, как когда-то ходили его родители. А потом подрастает и понимает, что его походка вызывает насмешки, некрасива, и начинает ставить ноги ровно.

Но среди ребятишек с этим легко устранимым дефектом могут быть и те, у кого неправильное положение стоп – только первое проявление серьезной болезни. Им на самом деле необходима помощь врача и квалифицированное лечение. И как можно скорее: до трех лет все легко исправляется. Поэтому не права была мама косолапящего малыша, когда отмахнулась от совета врача показать ребенка ортопеду. Если малыш после года все еще неровно ставит ножки, проконсультировать у специалиста его надо обязательно.

Гимнастика, массаж, обувь...

Внутренняя установка стоп при ходьбе – легко решаемая проблема, она не требует специального лечения, но чтобы ребенок правильно ставил ножки, придется над этим поработать.

Если косолапая походка вызвана повышенным тонусом мышц, надо делать специальную гимнастику. Какую, расскажет ортопед.

Пройти курс массажа для снятия повышенного тонуса. Массаж назначит невропатолог.

Через день купать малыша в солевых хвойных ваннах. Они оказывают укрепляющее действие на весь организм и снимают гипертонус. 3-4 столовые ложки жидкого хвойного экстракта и стакан морской соли (не ароматизированной, купленной только в аптеке) разведите в ведре воды. Если ребенку нет еще года – возьмите полстакана соли. Вода доводится до той температуры, при которой ребенок привык купаться. После солено-хвойной ванны малыша надо подмыть пресной водой.

Обязательные условия:

  • Вода в ванночке не должна доходить до сердца.
  • Принимать ванну надо до 18-19 часов, иначе малышу будет трудно вечером заснуть.
  • Во время прогулок не утомлять ребенка ходьбой. Он должен двигаться, но не уставать. При усталости дети начинают выворачивать стопы еще больше. Гулять лучше несколько раз в день по часу или часть прогулки возить малыша в коляске.
  • Толстячкам, делающим первые шаги, полезно ездить по дому на велосипедиках, педальных машинках, лошадках... С одной стороны, ребенок двигается, с другой – нагрузки на кости и суставы меньше, чем когда он ходит.
  • По возможности водить ребенка в бассейн.
  • Пересмотреть меню: достаточно ли малыш получает молока, творога, рыбы?
  • Подобрать правильную обувь. Детям, которые только начинают ходить, нельзя носить мягкую и мелкую обувь. Так что никаких пинеток, тапочек, сандалий... Даже дома малыш должен ходить в ботиночках с высоким жестким задником, с закрытым носком. Обувь должна твердо фиксировать голеностопный сустав. Нельзя бегать дома босиком или в носочках. А вот летом ходить босиком по песочку или мелкой гальке – очень полезно.

Кстати

Ортопеды против! Родители радуются, когда младенец в 9 -10 месяцев пытается ходить. Вот, мол, какой у нас шустрик растет! Некоторые даже побуждают малышей к ранней ходьбе: водят их за ручки, покупают ходунки... Ортопеды – категорически против. К ходьбе у ребенка должны быть готовы и мышцы, и костный скелет. У всех детей из больших городов сейчас наблюдается легкая форма рахита. Если городской ребенок рано пойдет, у него обязательно искривятся ноги и будет неправильная установка стоп – косточки не выдержат. Поэтому не надо торопить события. А маленьким, которые сами рвутся в 10 месяцев ходить, надо обязательно сделать дополнительные курсы массажа для укрепления мышц.

Важно

Вредный совет. Совет, который дают друг другу мамы, – менять у косолапящих малышей ботиночки местами: правый надевать на левую ногу, а левый на правую – вредный. Так вы не только не установите стопы ребенка ровно, но и искривите ему ноги в коленных и тазобедренных суставах.

Как победить косолапость

Проблемой косолапости у детей я заинтересовался давно. О ее актуальности говорит тот факт, что чуть ли не у каждого третьего ребенка или неправильная осанка, или неправильная походка. Хотя с косолапостью у новорожденного справиться проще, тем не менее и в 7–15 лет можно добиться хороших результатов. Но это серьезный труд, и в первую очередь для родителей. Вам предстоит сотворить чудо, только ваше искреннее желание и упорство сможет помочь вашему ребенку. Готовьтесь к тому, что заниматься с ребенком предстоит не один месяц. Возраст, о котором я пишу (от 7 до 15 лет) имеет ряд преимуществ. В это время дети уже сознательные личности, способные мыслить и рассуждать, понимать, что справиться с косолапостью нужно в первую очередь им самим. Основная сложность – это уже сложившаяся привычка ставить ноги неправильно. С этой привычкой мы и будем бороться

Как увидеть проблему?
Проще всего посмотреть на следы, которые оставляет ваш ребенок на неглубоком снегу. У ребенка, не страдающего косолапостью, следы будут параллельны друг другу, лишь слегка разведены мыски ног.
Обратите внимание, как по утрам ваш полусонный ребенок «шлепает» в ванную комнату, как стоит, когда чистит зубы. В это время он совершенно расслаблен и не следит за собой.
Внимательно присмотритесь к нему в игре, когда он увлечен и естествен. Например, во время игры он бежал, а потом резко остановился. Как стоят его ноги?

Что нужно знать?
1. Если ребенок при ходьбе «загребает» ногой (одна из стоп повернута в сторону другой стопы) или стоит, как косолапый мишка, – это не только проблема голеностопа. Проблема может за­ключаться в шейном отделе позвоночника (сколиоз) и даже в ухудшении зрения.
2. Позвоночник и суставы – это шарниры, приводимые в движение мышцами. Как правило, при наличии косолапости мышцы развиваются неправильно, асимметрично, неравномерно. Некоторые мышцы перенапряжены и зажаты, их необходимо расслаблять (между прочим, в результате может уйти масса проблем: головные боли, плохой сон и т.п.), а плохо развитые мышцы нужно подкачать, потренировать, заставить работать правильно. В 7–15 лет организм еще продолжает расти, формируются костяк и суставы, а деформации и искривления происходят там, где нет сопротивления мышц или они сокращаются неравномерно.
3. Косолапые дети часто при ходьбе не только неправильно ставят стопу, но и делают неправильный посыл ноги от бедра. В результате колено «смотрит» во внутреннюю сторону, и кажется, что при ходьбе ноги «иксят».
Помните, что косолапость, плоскостопие, сколиоз – это все звенья одной цепи.

Что делать?
Вы увидели проблему и поняли, что ее надо решать.

1. Обсудите проблему в кругу семьи. Попытайтесь придумать игру, которая поможет ребенку обращать внимание на постановку ног.

2. Поговорите с ребенком, разъясните и покажите его ошибки. Желательно, чтобы это сделал человек, которого ребенок уважает, к чьему мнению прислушивается.
3. Теперь попытайтесь прочувствовать проблему. Попробуйте пройтись так, как ходит ваш ребенок, почувствуйте то ощущение, которое он испытывает при ходьбе.
4. Определите мышцы, которые заставляют ребенка косолапить. Для этого нужно лечь на живот так, чтобы ноги выступали за пределы кровати до середины голени. Сделайте движения мыском ноги от правильной постановки ноги к неправильной. В положении лежа все ваше тело расслаблено, меняя положение стопы, вы по­чувствуете, какие мышцы работают особенно сильно. Эти мышцы вам следует найти у ребенка и начать расслаблять их. Из своей практики могу сказать, что чаще всего это мышцы спины в поясничном отделе. У нетренированных детей проблемные мышцы особенно напряжены, и вы их без труда нащупаете.
5. И главное – проконсультируйтесь с врачом-ортопедом. Косолапость может быть врожденной или приобретенной. С врожденной косолапостью может справиться массажист, а бороться с приобретенной косолапостью нужно комплексно, используя труд массажиста, тренера, психолога. Но главными в этой борьбе останетесь вы, родители.

Примеры для понимания
Допустим, у ребенка близорукость, из-за этого у него появляется целый ряд бессознательных привычек. Приглядываясь, ребенок вытягивает шею вперед. Теперь попробуйте стать ровно, выпрямить спину и повторить действия близорукого человека, а именно: вытяните шею чуть вперед. При нормальной стойке вы начнете терять равновесие и падать. А чтобы не потерять равновесие, вы будете вынуждены поменять положение ног – повернете мысок стопы внутрь. Это и есть классическая стойка косолапого человека.
То же касается сколиоза и прочих искривлений. Дело не в том, что ребенок не хочет ставить ногу правильно, ровно держать спину, – он просто не может это сделать. Ведь в силу целого ряда причин его мышцы уже развиты так, что не дают ему возможности сидеть, стоять и ходить по-другому.
Даже если ребенок с вашей помощью или самостоятельно следит за ногами и исправляет их положение, этого недостаточно. Как только он отвлечется, задумается, его мышечная память сразу уничтожит все ваши усилия. Но это не значит, что вы проиграли, отнюдь. Нужен очень сильный мотив, стимул. Вылечить косолапого ребенка – как выиграть бой с неравным противником и выиграть красиво, хитро. Давайте же начнем хитрить! Обманем привычки и вместе выработаем новые, а мышцы разовьем и потренируем.

Игра на внимательность
Ребенок должен обязательно включиться в процесс увлечения. Он должен понимать, что в первую очередь ему нужно быть здоровым и красивым, а для этого он должен сам следить за своей походкой. Я предлагаю ребенку игру на внимательность, например, как только он видит красную машину, то сразу же смотрит на ноги. Если в этот момент он идет или стоит неправильно, положение ног надо поменять на правильное. И вы включайтесь в эту игру. Ребенок будет знать, что вы тоже следите за машинами, а следовательно, и за его ногами, это его дисциплинирует.

Ошибся – изволь отжаться!
Вы объясняете ребенку, что будете помогать ему следить за правильностью выполнения упражнений. Как только ребенок допустит ошибку, вы хлопаете в ладоши, и он должен, например, пять раз отжаться. Но, если он сам заметил ошибку и хлопнул, отжимания отменяются. Таким нехитрым способом можно отучить ребенка и чавкать, хлюпать, говорить слово «блин»...
Прием очень действенный, только не давайте слабину. Уговор дороже денег. Объясните ребенку, что отжимания – это не наказание, а дополнительные упражнения, которые помогут ему стать сильнее, но выполняет их ребенок только за невнимательность.

Мечта – серьезный мотив
В детстве я тоже косолапил и помню, как за меня взялись родители. Как и многие мальчишки, я хотел служить в армии. У меня была каска со звездой и автомат отечественной фабрики игрушек. Я гордился всем этим и потешал взрослых, косолапо маршируя по комнате. Я пол­ностью игнорировал замечания родителей и упрямо ставил ноги как хотел. И тогда отец серьезно заявил, что я могу сдать свой автомат, потому что косолапых в армию не берут. У меня появилась серьезная мотивация исправить походку, и уже через несколько месяцев я ходил правильно. Я хотел быть солдатом, и какая-то косолапость не могла встать на моем пути.

Массаж
Желательно перед началом домашних упражнений или тренировки в спортзале расслабить проблемные мышцы, которые вы уже научились находить.
Купив литературу по массажу, вы ознакомитесь с приемами и правильностью их выполнения. Меня 15 лет назад учили по В.И. Васичкину. Я делаю массаж спины и ног детей, акцентируя внимание на расслаблении проблемных мышц. Вам также помогут книги Ирины Красиковой «Детский массаж», «Плоскостопие», где вы найдете не только приемы массажа, но и ряд упражнений.

Упражнения
Хорошо, если у вас есть возможность заниматься в спортзале, но это не обязательное условие. Можно заниматься на улице, в лесу, на даче и, конечно, дома. Вы должны разработать упражнения, систематизировать их и постепенно увеличивать нагрузку. Можно поговорить с учителем физкультуры в школе, и он подскажет некоторые упражнения для ребенка.
Когда вы поняли, что нужно делать, и разъяснили это ребенку, начинайте делать упражнения вместе с ним. На второе занятие возьмите видеокамеру и снимите неловкие движения вашего ребенка.
Через 5–7 занятий вы получите первые результаты. Покажите ребенку видеозапись занятий. Обычно детям нравятся их успехи, они гордятся собой и с большим рвением стремятся вперед. Но не обольщайтесь, вы только в начале пути. Не забывайте хвалить и стимулировать ребенка.
Итак, вы начали заниматься. Желательно, чтобы ребенок был максимально сосредоточен на том, что он делает. Сначала пробежим несколько кругов, это разогреет мышцы, а главное – поможет увидеть проблему еще раз, особенно на поворотах. С этого дня ваш ребенок больше не будет бегать, как ему удобно. Теперь он будет учиться бегать и ходить по-новому.
При беге не нужна скорость, главное – правильно ставить ноги. На следующем занятии вы вводите систему «дополнительных упражнений» за невнимательность и неправильную постановку ног (помните те самые хлопки и отжимания). Первые несколько недель вам предстоит внимательно наблюдать за тем, что делает ребенок, потирая ладони от готовности хлопнуть в них.
Когда вы заметили, что ошибок стало меньше, предлагайте ребенку следующее упражнение: поднять руки к груди, сжать кулаки и во время бега покрутить кулаки перед собой. Для начала крутить кулаки можно только в одну сторону, например, на себя, а через несколько занятий упражнения усложняются и чередуются – 10 раз в одну сторону, 10 раз в другую. При этом вы увидите, что все предыдущие успехи, достигнутые в борьбе с косолапостью, канули в Лету. Не беда, несколько занятий – и ваш ребенок справится с поставленной перед ним задачей – отжиматься-то неохота.
Бег, ходьбу по залу вы разбавляете прыжками на мысочках. Постановка ног при этом должна быть в стиле Чаплина. В таком положении ноги должны отрываться от пола и в таком же положении приземляться. Хорошо такой походкой подниматься по лестнице, желательно повыше и регулярно. Добавьте к упражнениям ходьбу «гусиным шагом», прыжки из положения «сидя на корточках» и тому подобное. Или предложите ребенку представить, что он несет большой и тяжелый арбуз. Арбуз настолько тяжелый и большой, что ребенок вынужден идти, что называется, «на полусогнутых», а до конца зала ему надо донести арбуз побыстрее, но не бежать.
Включите упражнения по вращению стопы кнаружи в любых вариантах. Отличная корригирующая поза – «сидя между пятками». Ребенок стоит на коленях, стопы разведены в стороны носками врозь. Надо медленно опуститься и сесть между пятками.
Необходимо включить упражнения на растяжку, а также статические упражнения, например, такие, как «стойка всадника»: ноги ставят чуть больше чем на ширину плеч, и при ровной, прямой спине ребенок опускается в положение полусидя, руки можно вытянуть вперед, а стопы должны быть параллельны друг другу. Продолжительность упражнения: 15 секунд – замираем в позе всадника, 5 секунд – отдых. Повторяем пять раз. Любой из ваших знакомых, занимавшийся карате или другими единоборствами, покажет вам это упражнение и упражнения на растяжку.
Будет совсем не лишним включить упражнения на вытягивание позвоночника, тем самым мы разгрузим спину. Встаньте, пятки вместе, носки врозь, спина прямая. Руки опустите вниз, скрестите пальцы и переверните кисти так, чтобы ладони смотрели вниз. Не разжимая пальцев, поднимите руки вверх. Теперь представьте, что вы – растение, которое стремится к солнцу, и, чуть раскачиваясь, не отрывая пяток, начинайте тянуться вверх. Тянитесь, насколько это возможно. Затем потихоньку начинайте отрывать пятки от пола и тянитесь дальше. Достигнув предела, поочередно опускайте пятки, при этом руки продолжают тянуться вверх. Все это делаем неторопливо, медленно. Попробуйте сами и включите это упражнение в ваши занятия с ребенком.
Открою вам свой фирменный секрет. К раме велосипеда ребенка привяжите пластиковую бутылку так, чтобы она была на уровне колен. Тогда при кручении педалей бутылка будет мешать ему сводить ноги. Просто и эффективно.
Обратите внимание на обувь, в которой ходит ребенок, часто именно она заставляет ставить ноги неправильно.
Если у вас есть возможность, увлеките ребенка скейтбордом или сноубордом. Эти виды спорта не дадут шансов косолапости.
Итак, вы добились успехов. Теперь отведите ребенка в спортивную секцию или танцевальный кружок. Любой результат нужно закрепить.

Обращение к родителям
Моя формула решения такова: вы заметили проблему, проконсультировались с врачом, тренером, массажистом, начали вырабатывать новые привычки, расслабили напряженные мышцы и нагрузили мышцы-антагонисты, заставили ребенка поверить, что у него все получается отлично. Теперь вы открыли вашему чаду дорогу в спорт и здоровую жизнь.
Пусть ваши дети будут всегда здоровы, красивы, сильны!

Ребенок выворачивает стопу наружу при ходьбе

Правая ножка наружу (8м29д)

Алиса самостоятельно еще не ходит. Но с удовольствием и подолгу стоит. Так же любит ходить опраясь (держась) за стул, ходунки или.... находит другие вещи, на которые можно опереться и двигать.

(Вон, моя красавица, в стелаж забралась, уборку делает, все с полки смахивате, любит чистоту и порядок как папа, у мамы постоянно везде и все "храниться". Я не против, (острые - колющие предметы убрала) , вообще считаю это лучше чем многие игрушки, познает мир - так сказать)))))

Ну так вот, про ножки. При ходьбе Лис правую ножку выворачивает наружу, как балерина. Я рассказала это маме, она говорит надо врачам показать. А у нас в городе с врачами туго, нет врачей. Только ЛОР 2 раза в неделю. Да даже не в этом дело, я не хочу мотаться с ребенком по больничкам. Ну здоровый ребенок, зачем нам эти "скопища" бацил. Но призадумалась. И вот какую статью нашла:

Походка у детей от года до двух так же отличается, как их характеры. Большинство начинают ходить, вывернув стопы кнаружи, поскольку эта позиция улучшает устойчивость. Потом, когда вы начинаете беспокоиться из-за вывернутых наружу ступней, ребенок подменяет вам одно беспокойство другим и поворачивает свои стопы внутрь. Можете спокойно отмахнуться от совета своей мамы сводить ребенка к ортопеду. У большинства детей ноги и стопы выпрямляются сами по себе к трехлетнему возрасту.

Пальцы внутрь. В первые два года жизни практически все дети поворачивают пальцы ног внутрь. Это объясняется двумя причинами:

Нормальным изгибом ног, оставшимся после пребывания плода в матке.

Нормальным плоскостопием. Свод стопы редко образуется до трехлетнего возраста. Для компенсации дети при ходьбе поворачивают стопу внутрь, с тем чтобы образовать свод и лучше распределить вес своего тела.

Вот график нормального развития стоп и ног:

Варусное колено (О-образное искривление ног, «ноги колесом») от рождения до трех лет;

Вывернутые наружу пальцы ног, как у балерины, когда ребенок начинает ходить;

Повернутые внутрь пальцы ног от восемнадцати месяцев до двух-трех лет;

Ходьба на ногах, повернутых прямо, после достижения трехлетнего возраста;

Вальгусное колено (Х-образное искривление ног, «ноги крестом»), от трех лет до подросткового возраста

Если ваш ребенок бегает и не спотыкается, не стоит волноваться из-за повернутых внутрь ступней. Они должны выправиться сами. Но если ваш ребенок спотыкается все больше и больше, может быть необходимо ортопедическое лечение, ко-


Практически у всех детей до двух лет пальцы ног обращены внутрь.

торое обычно проводится начиная примерно с восемнадцати или двадцати четырех месяцев. (Лечение обычно заключается в использовании скобы, которая вставляется между специальными ботинками, чтобы удерживать стопы в вывернутом положении; скобу вставляют на время сна.)

Помимо поворота внутрь голени, который в медицинской науке известен как выворот внутрь больше-берцовой кости (то есть поворот самой большой кости голени), еще одной причиной того, что пальцы ног смотрят внутрь, является выворот внутрь бедренной кости. Вот как отличить одно от другого. Посмотрите, как стоит ваш ребенок. Если коленные чашечки смотрят строго вперед,



Рис. А. Положение зародыша во время сна.


Рис. Г. Со скрещенными Рис. Д. С вытянутыми вперед

ногами. ногами.

выворот стоп скорее объясняется поворотом голеней. Если коленные чашечки смотрят друг на друга, это поворот бедренных костей.

Если ваш ребенок будет спать и сидеть в правильном положении, тем самым вы снизите риск возникновения обеих деформаций.

Поговорка «Как веточку согнешь, так дерево и вырастет» определенно относится к детским ногам. Не позволяйте своему ребенку спать в положении зародыша (рис. А). Если ребенка никак не удается отучить от этого положения, сшейте вместе штанины пижамы.

Старайтесь не позволять своему ребенку подкладывать ноги и ступни под себя, когда он сидит: это усугубляет выворот внутрь больше-берцовой кости (см. рис. Б).

Рис. Б. Сидячее положение

с подложенными под себя

ногами.

Рис. В. W-образная поза.

Чтобы уменьшить выворот внутрь бедренной кости, отучайте своего ребенка сидеть в W-образной позе (рис. В), и приучайте вместо этого сидеть со скрещенными ногами (рис. Г) или вытянув ноги вперед (рис. Д).

Плоскостопие. Эти ножки с плоскими, как лепешки, подошвами, скорее всего, не надолго останутся такими. Обычно к трехлетнему возрасту образуется свод стопы. Если плоскостопие наблюдается и после трех лет, может потребоваться, а может и не потребоваться, лечение. Вот как определить, представляет ли плоскостопие заболевание. Встаньте позади ребенка и посмотрите, как он стоит босиком на твердой поверхности. Проведите линию по ахиллесову сухожилию или приставьте линейку, до самого пола. Если эта линия проходит точно перпендикулярно полу, плоскостопие, как правило, не беспокоит ребенка, и лечения не требуется. Если линия наклонена внутрь (имеется так называемая пронация), вашему ребенку могут помочь ортопедические вкладыши — пластмассовые приспособления, которые вкладываются в обычную обувь. Они поддерживают свод стопы и пятку и выравнивают кости голени (большеберцо-вую и малоберцовую) и таранную кость в одну линию. Хотя существуют разногласия, часть ортопедов считает, что лечение ребенка с сильной пронацией при помощи ортопедических вкладышей примерно с

трехлетнего возраста и до семи лет может уменьшить боль в ногах и риск деформации костей и сустава в дальнейшем.

Хождение на мысках. Большинство детей от года до двух проходят через период хождения на мысках, бог знает почему! Как правило, это привычка или ребенок просто дурачится. Если эта привычка никак не проходит, необходимо, чтобы ваш врач осмотрел мышцы голени вашего ребенка и ахиллесово сухожилие, чтобы установить, не стянуты ли они.

Если ребенок хромает и ходит странно. Очень важно подмечать необычные особенности походки своего ребенка и сообщать о них врачу. Прихрамывание у ребенка всегда должно приниматься всерьез и заслуживает полного медицинского обследования. Если ваш ребенок ходит странно (например, вперевалку, как утка, или волочит одну ногу), сообщите о своих наблюдениях детскому врачу.

Если ребенок не хочет ходить. Если ваш ребенок, который до этого ходил совершенно нормально, внезапно отказывается ходить, что случается иногда, сообщите об этом детскому врачу. Обратите внимание на следующее:

Не можете ли вы вспомнить что-нибудь, что могло вызвать отказ от ходьбы, например травму или испуг после недавнего падения? Зафиксируйте детально все, что происходило перед тем, как ребенок объявил сидячую забастовку.

Проведите осмотр. Разденьте ребенка. Осмотрите и ощупайте его ноги и ступни в поисках кровоподтеков, покраснения, опухоли и болезненных участков, осторожно надавливая на все кости, включая кости стопы. Сравните одну ногу с другой; подвигайте тазобедренный, коленный и голеностопный суставы. Не морщится ли ребенок от боли, когда вы делаете это? Осмотрите подошвы стоп и осторожно ощупайте их в поисках заноз или осколков стекла.

Не болен ли ребенок? Не было ли у него необъяснимого подъема температуры?

Не произошли ли недавно какие-либо травматичные для психики события?

Доставьте ребенка (и свои записи) к врачу для всестороннего обследования.

Боли роста. Развитие организма не вызывает боль, по крайней мере, физическую. Большинство ортопедов считают боли роста, или болезнь роста, мифом. Эти боли неизменно возникают ночью и будят ребенка, который жалуется: «У меня болят ноги». Эти боли утихают после массажа ног и проходят с возрастом. Я считаю, что во многих случаях эти боли объясняются растяжениями мышц, происшедшими


Чтобы определить, составляет ли плоскостопие проблему, взгляните на линию

ахиллесова сухожилия, когда ваш ребенок стоит на твердой поверхности. Наклоненная

внутрь линия (слева) может указывать на

необходимость использования ортопедических

вкладышей; прямая линия, проходящая

перпендикулярно плоскости пола (справа),

обычно указывает на то, что никакого

лечения не нужно.

еще днем, во время прыганья и беганья без отдыха. Кроме того, я наблюдал детей, у которых боли прошли после того, как в их обувь были вложены ортопедические вкладыши, которые снимают с мышц ног часть нагрузки при стоянии и ходьбе, особенно если у ребенка плоскостопие с пронацией.

Девчонки нашла на одном из форумов пост девушки о выборе детской обуви. Но интересен не сам пост, а комментарий протезиста-ортопеда к нему. Знаю, что многие из нас переживают о ножках наших детишек. Очень рекомендую к прочтению.

Комментарий протезиста-ортопеда в конце!!!

Хирурги-ортопеды и педиатры рекомендуют родителям начинающих ходить малышей приобретать на «первые шаги» ортопедическую обувь. Ортопедическая детская обувь способствует правильному формированию детской стопы, правильной походке и осанке.
Специалисты поясняют, что правильно подобранная детская обувь в значительной степени способствует профилактике плоскостопия и предотвращает другие заболевания ног.

Плоскосто́пие - изменение формы стопы , характеризующееся опущением её продольного или поперечного сводов (это две формы плоскостопия, они могут сочетаться). У всех малышей до 2-3 лет продольный свод стопы плоский и это абсолютно нормально, т.к. стопа малыша только начинает формироваться и приобретает «нормальные» очертания и контуры примерно к 3 годам. У взрослого человека в норме своды (арки) стопы вогнуты и упруги, у маленького ребенка на месте свода жировая подушечка, дающая очертания плоской стопы.

Стопа формируется и приобретает классический вид к 5-6-7-8 годам, иногда позже. До 5-7 летнего возраста, пока у ребенка формируются кости стопы, диагноз «плоскостопие» не ставится.
Малышу может быть поставлен диагноз плоско-вальгусная установка стоп (один из самых распространенных диагнозов у детей до 5 лет) и варусная установка стоп. Можно сказать, что эти диагнозы говорят о предрасположенности к плоскостопию.
Плоско-вальгусная (х-образная) установка стоп – пятка отклонена наружу, стопа наклонена внутрь. Внутренний край обуви при такой деформации стирается.Варусная установка стоп (о-образная), когда стопа наоборот завалена наружу (похоже на косолапость). Внешний край обуви при такой деформации стирается. Подобные заболевания чаще встречаются у физически ослабленных, часто болеющих детей, поэтому в первую очередь родителям стоит заняться общим укреплением здоровья и закаливанием.
Если ребенок физически активный, не жалуется на боль в ногах, обувь малыша с внутренней или внешней стороны сильно не стирается, то не стоит чрезмерно и заранее волноваться по поводу плоскостопия. Во многих других странах подобные диагнозы вообще не рассматриваются как серьезные.

Помимо специальной ортопедической (профилактической и лечебной) обуви и стелек, отличной профилактикой плоскостопия являются:
- хождение босиком по ковру с жестким ворсом, летом по песку, мелким камушкам, травке и другой неровной и негладкой поверхности;
- массажные дорожки (коврики);
- катание на велосипеде (по возможности босиком или в носочках);
- лазание по шведской лестнице;
- массаж и специальные упражнения.

Неважно, какую обувь вы выберете для своего ребенка, ортопедическую или анатомическую, для правильного развития детской ножки ВАЖНО, чтобы обувь была достаточно легкой, удобной и хорошо фиксировала ногу.

Для здоровья детских ножек главное правильно подобрать обувь.
1. Новая обувь должна быть на 0,5-1 см длиннее стопы (зимняя с учетом теплого носка).
2. Обувь должна хорошо облегать стопу с учетом анатомических особенностей, это позволяют добиться застежки-липучки и шнурки . Да и малыши быстрее учатся самостоятельно расстегивать, а позднее застегивать такие застежки. Липучки значительнее удобнее классических пряжек и молний для ребенка.
3. Наличие формованного жесткого задника , он должен представлять собой единую часть без швов и складок. Для самых маленьких задник должен быть достаточно высокий – это обеспечивает хорошую фиксацию стопы.
При наличии такого задника и застежек носовая часть (мысок) на детских сандаликах может быть открытой. Но туфельки «для первых шагов» желательно все-таки приобрести с закрытым носом (круглой формы!), т.к. малыши часто цепляются, спотыкаются, стукаются о предметы ножками.
4. Обувь должна облегать ногу, но не быть слишком узкой, это может привести к деформации стопы, пальцы ног должны свободно двигаться.
5.Подошва должна быть нескользящая, с небольшим каблуком-подъемом (для малышей высота каблука рекомендуется 5-7 мм, для детей старше двух лет 1-1,5 см), подъем должен занимать по длине подошвы не менее 1/3. В таких туфельках малыш не будет шаркать, заваливаться, такой подъем пятки способствует равномерному распределению веса по всей стопе.
6. Материал подошвы должен быть достаточно плотный, но гибкий в тех местах, где сгибается ступня. То есть, подошва должна быть жесткая в задней части и податливая в носовой, НО не гнуться пополам! На подошве детской обуви не должно быть глубоких рельефов (рисунков).
7. Натуральная кожа – идеальный материал для детской обуви. В качестве альтернативы – обувь с текстильным верхом и кожаная внутри. Кожзаменитель, резина – очень плохо пропускают воздух.
8. Любопытное наблюдение - обувь из красной кожи и замши даже известных производителей часто пачкает, когда влажная. Поэтому для малышей, которые могут «упустить» в штанишки обувь ярко-красного цвета не рекомендую. Краситель может пачкать носки, колготки и одежду, если малыш присядет на корточки.
Если все-таки остановили свой выбор на красных ботиночках и туфельках, хорошенько потрите кожу влажной салфеткой (носовым платком), если на ней останется след значит, обувь будет пачкать.

Большинство родителей (и я когда-то относилась к их числу) считают, что главное в ортопедической детской обуви это супинатор (иногда неправильно называют ступинатором). Во-первых, этот холмик на подошве (стельке) правильно называется подсводник. Во-вторых, настоящий твердый подсводник бывает только в корректирующей ортопедической обуви (подбирается по назначению врача-ортопеда). Кстати, если в обуви твердый подсводник и он находится не на месте (например, обувь велика) – это очень плохо и может серьезно сказаться на формировании стопы. В-третьих, подсводник (подушечка-супинатор) в условно-ортопедический обуви легко проминается нажатием и в большинстве случаев совсем не большой, поэтому имеет легкий профилактический эффект.
Кроме того, существует мнение, что большой супинатор (высокий и твердый подсводник) может мешать нормальному формированию стопы. У малышей вместо супинатора функцию амортизатора выполняет жировая подушечка расположенная на месте свода (арки) стопы. Подсводник должен быть мягким и гибким, чтобы сжимался и распрямлялся под давлением ноги. Стопа должна сама работать и у нее должен быть стимул для правильного формирования.

Если не брать в расчет подсводник, большинство ортопедической обуви фактически можно назвать анатомической. Поэтому, выбирая ребенку обувь, надо в совокупности смотреть на вышеперечисленные моменты: правильный изгиб подошвы, формованный жесткий задник, хорошую фиксацию. Стелька может быть съемная, иметь многослойную дышащую структуру, но в любом случае она (внутренняя поверхность обуви) должна быть практически плоской, не считая подсводника, иногда имеется подъем по внешней окантовке стельки. Стелька может иметь изгибы, но не должна быть сильно изогнутой.

Селеверстова Елена Александровна, член Всероссийской Гильдии протезистов-ортопедов (13.12.2010)
Уважаемая Анна! Хочу, в качестве протезиста-ортопеда, последовательно прокомментировать Ваши материалы по поводу правильного подбора родителями детской обуви.
1. Хирурги и ортопеды должны рекомендовать детям ортопедическую обувь только в случае обнаруженных ортопедических проблем. В остальных случаях дети нуждаются в обуви обычной, но имеющей элементы конструкции, предохраняющие детские стопы от развития патологий.
2. По поводу Вашего описания обуви для здоровых ножек у меня, в основном, нет вопросов. Затрону 2 момента: а) задники - это жесткие детали, вставляемые между верхом и подкладкой в задней (пяточной) части обуви. В обычной детской обуви берцы могут быть любой высоты, но задники в высоту не должны превышать высоты пяток, даже в детской обуви для самых маленьких детей. Задники должны хорошо охватывать пятки, но не должны быть высокими, чтобы не заставлять ахиллово сухожилие работать с избыточным напряжением при сгибании стопы в голеностопном суставе. Высокие жесткие задники нужны исключительно в детской ортопедической обуви, если у ребенка обнаружен крайне вялый или повышенный тонус мышц и связок в области голеностопных суставов; если ребенок ходит не с пятки на носок, а на носках или с носка на пятку, как при ДЦП, т.е., если необходимо нормализовать стереотип походки. А вот по внутренней боковой поверхности обуви задники в обычной обуви для малышей должны быть удлиненными до начала 1-го пальца. В сочетании с работой правильных застежек обувь с жесткими удлиненными задниками будет предохранять стопы детей от развития плоскостопия.
3. Следующее замечание, пожалуй, наиболее существенное. Оно относится к супинаторам в детской обуви, так полюбившимся родителям и некоторым ортопедам. Кстати, в формальной терминологии нет понятия «условно-ортопедическая» обувь. Обувь может быть или ортопедической, или обычной, т.е. не ортопедической. Обычная обувь по своей конструкции может быть более правильной (выбирайте на Ваш вкус варианты: рациональной, профилактической, анатомической) или менее правильной, что зависит от уровня профессионализма и уровня совестливости производителя обуви. Ортопедическая обувь делится на малосложную и сложную обувь. До начала развития капитализма в России любая ортопедическая обувь изготавливалась по заказам пациентов. И это было правильно. Вне зависимости от степени тяжести ортопедических проблем, особенности проявления этих проблем многообразны и отличаются у каждого пациента. Как нельзя лечить все болезни одной касторкой, так нельзя всем детям рекомендовать одинаковую ортопедическую обувь. Вы верно отметили, что здоровому ребенку, в принципе, супинаторы внутреннего продольного свода в обуви не нужны. А если они есть, то должны быть совсем невысокими и упруго-мягкими. От таких супинаторов не будет вреда, но и особой пользы. Но далее Вы говорите о высоких и жестких супинаторах, которые имеются в большинстве моделей массовой малосложной ортопедической обуви. Вы озабочены тем, что эти супинаторы не всегда располагаются в правильном месте. Хочу Вас спросить: «А как это, по Вашему мнению „подсводник в правильном месте?“. Предлагаю Вам и родителям ответ на этот вопрос. Вы верно, Анна, сказали, что наиболее частая ортопедическая проблема у детей - плоско-вальгусные стопы. Вы наблюдаете у ребенка отклонение пяток наружу и завал стоп внутрь. Открою секрет: в состоянии опоры (при стоянии и ходьбе) стопы валятся внутрь в области сочленения пяточной, таранной и ладьевидной костей, т.е. анатомически - в задней!!! трети стоп. Это значит, что успешная коррекция проблемы и эффект реабилитации может быть достигнут только, если приподнимать и поддерживать стопу в задней её трети - супинатором заднего!!! отдела стопы. А под внутренним продольным сводом, особенно ближе к пальцам, не должно быть высокой и жесткой подпорки. Стопа человека от природы получила возможность справляться с ударными опорными нагрузками благодаря наличию рессорной функции. Эту рессорную функцию должна обеспечивать система из костей, мышц, связок и сухожилий, из которых сформирован продольно-поперечный свод, упруго работающий под тяжестью тела. Грубо подпирая внутренний продольный свод, препятствуя его работе, можно успешно достигнуть обратного эффекта - развития плоскостопия. Кстати, детям, как правило, особенно малышам, диагноз „плоскостопие“ врачи изначально не ставят. Подвижный аппарат стопы ребенка редко показывает признаки типичного плоскостопия, когда стопа под тяжестью тела проваливается сверху вниз. В абсолютном большинстве случаев у детей при ходьбе наблюдаются более динамичные проявления патологических состояний стоп. Наблюдаются: завалы стоп внутрь или кнаружи, отведение и приведение передних отделов относительно задних, приподнимание краев стоп и др. Все эти признаки наблюдаются у детей в разных вариантах и количестве. Поведение и положения правой стопы также может отличаться от поведения и положений стопы левой. Если у Вас имеются сомнения по поводу ортопедического благополучия Вашего ребенка, обязательно обратитесь к ортопеду, найдите грамотного специалиста. По моему опыту, наибольшего эффекта можно достичь, применяя в любой правильной обуви (обычной или малосложной ортопедической) стельки ортопедические индивидуальные, изготовленные с учетом конкретных проблем пациентов.
Анна, названные Вами марки обуви не вызывают нареканий, хотя повторю: »Следует выбирать не марку, а конкретную модель обуви». Кстати, на Вашем фото ножки ребенка в не совсем правильных сандаликах. Известно, что маленькие дети ходят, имея большой упор на первый палец (посмотрите, в каком месте больше всего затёрты и запачканы стельки в детской обуви). Структуры передних отделов у малышей несовершенные и работают в избыточно активном движении. Было бы гораздо более правильным надеть малышу сандалики, в которых, помимо застежки через голеностопный сустав, была бы застежка в один, а лучше в два ремешка по тылу стопы. Фиксируя передний отдел стопы, можно существенно помочь ребенку в освоении процесса ходьбы и способствовать правильному развитию ребенка.
Анна! На этом заканчиваю обзор Вашей статьи. Надеюсь, что Вам и родителям она покажется не бесполезный. Готова отвечать на другие вопросы по теме.

Родители радуются, когда ребенок делает первые шаги. Но иногда дети начинают заворачивать стопу вовнутрь или подворачивать наружу при ходьбе. Это может свидетельствовать о различных заболеваниях, хотя папы и мамы полагают, что малышу удобно так передвигаться. Если ребенку год или два, то косолапость в этом возрасте проходит. В противном случае необходимо отвести малыша к ортопеду, дабы выяснить причину неправильной детской походки.

Первые признаки патологии

Часто маленькие дети «кривят» лишь на одну ножку, а на другую ступают полной стопой, не выворачивая ее внутрь или наружу.

Патология развивается из-за неправильного положения ступней.

Родителям надо обратить внимание на следующие признаки деформации детских стоп:

  • ребенок заворачивает их внутрь — проблему связывают с искривлением ступни, ненормальным положением шейки бедренной кости. Малыш часто спотыкается во время передвижения, падает. Патология в 95% случаях проходит по истечении короткого промежутка времени. Но к детскому ортопеду обратиться стоит, чтобы предупредить осложнения;
  • малыш ходит с вывороченными наружу стопами — подобная походка характерна для всех детей, которые делают первые шаги. Тревогу детская ходьба с вывернутыми наружу стопами вызывать не должна, но если голень ребенка выкручена во внешнюю сторону, то у него может развиться плоскостопие.

Когда малыш долгое время косолапит, особенно на одну ногу, рекомендуется обратиться к медику. Врач укажет, как эффективно избавиться от патологии с учетом возраста и общего состояния здоровья маленького пациента.

Возможные заболевания

Неправильная походка появляется, когда карапуз только учится ходьбе. К заболеваниям, которые ведут к рассматриваемой проблеме, относятся:

  • легкая форма рахита — приводит к деформации голени, потому малыш испытывает небольшие трудности во время ходьбы;
  • дисплазия ТБС — даже незначительные изменения в структуре тазобедренной кости доставляет ребенку много неудобств, он испытывает боли в стопе, потому ему становится тяжело ходить;
  • плоскостопие — болезнь опорно-двигательного аппарата, при которой подошва ноги не имеет характерного изгиба, потому полностью соприкасается с поверхностью во время ходьбы. Небольшое плоскостопие наблюдается почти у всех детей в возрасте до 5-6 лет, затем ступня приобретает рациональное очертание;
  • врожденные патологии — искривление ног у малыша может быть связано с наследственностью. Если у одного или обоих родителей в детстве имело место нарушение походки, то и ребенок будет выворачивать ступни внутрь при движении;
  • неврологические заболевания — признаком детской невралгии является односторонняя косолапость, которая позволит судить о серьезных нарушениях в работе нервной системы малыша;
  • паралич спинного мозга (полиомиелит).

Во время вынашивания плода женщинам необходимо тщательно следить за своим здоровьем. Плохое питание и различные инфекционные болезни отразятся на будущем ребенке, могут стать причиной искривления коленей, стоп.

Диагностика


Выявить варусную постановку стопы, или косолапость, для опытного медика не составляет труда. Детский ортопед обычно ограничивается внешним осмотром малыша, но чтобы определить причины кривой походки, врач может порекомендовать следующие диагностические процедуры:

  • рентгенографическое исследование ног малыша;
  • УЗ-обследование;
  • Компьютерная томография.

Когда причиной косолапости являются неврологические расстройства, дополнительно понадобится консультация невропатолога.

Лечение

По статистике, косолапость выявляется у 1 ребенка из 1000. Чтобы устранить изъян, доктор подберет индивидуальный курс терапии в зависимости от состояния здоровья ребенка, степени запущенности патологии и с учетом причин, способствовавших ее появлению.

Оздоровительные мероприятия в ситуации, когда ребенок при ходьбе выворачивает стопу наружу, включают лечебную гимнастику, массаж, ношение специальной обуви. В особо тяжелых ситуациях необходимо комплексное лечение с использованием всех перечисленных способов оздоровления детского организма либо оперативное вмешательство.

Гимнастические упражнения


Лечебная физкультура применяется при легкой форме детской косолапости, но не стоит пренебрегать ею и на запущенных этапах патологии. Упражнения выполняются каждый день по 2-3 раза, желательно под наблюдением опытного тренера, либо родители должны самостоятельно тренировать ребенка.

Целью ЛФК будет укрепление мышц и суставов нижних конечностей. К гимнастике приступают после врачебной консультации: только специалист может указать, какие мышцы необходимо укреплять.

Массаж

Массажные процедуры при детской косолапости проводят 2-3 раза в течение дня. Перед тем, как приступить к лечебному методу, важно посоветоваться с ортопедом. Массаж противопоказан детям в следующих ситуациях:

  • у ребенка имеются кожные болезни, аллергические высыпания;
  • косолапость тяжелой формы, при которой массирование повредит здоровью малыша;
  • патологии опорно-двигательного аппарата;
  • врожденные заболевания сердечно-сосудистой, нервной системы;
  • хронические инфекционные болезни (гепатит, туберкулез и т.д.);
  • при лихорадке, ознобе, повышенной температуре, слабом иммунитете делать массаж ребенку категорически запрещено.

Приемы массажа зависят от степени искривления детской ступни. При легкой и средней форме косолапости процедуру выполняют с помощью легких поглаживаний, растираний внутренней части ног, которые чередуются с хлопками по мышцам, стимулирующими обхватами конечностей.

Обувь


При любой форме варусной деформации стопы необходимо носить детскую ортопедическую обувь. Ортез покупается в специализированном магазине после рекомендаций доктора или делается на заказ. Ношение противоварусной обуви поможет устранить изъян за счет воздействия на наружную, внешнюю часть стопы ребенка, пяточную область.

Носить специальный ортез надо 2-3 часа в сутки не более 4-5 месяцев. Обувь не содержит синтетических и вызывающих аллергические реакции материалов.

Профилактика

Предупредительные мероприятия должны начинаться еще во время беременности. Будущей маме надо стараться избегать различных патологических процессов, вовремя их устранять. Следующие методы профилактики помогут предупредить отклонения от нормальной постановки стопы:

  • занятия спортивными упражнениями (плавание, ЛФК, езда на велосипеде);
  • ребенок должен ходить по песку, кататься на специальных роликах, бегать;
  • укреплению мышц ног способствует проведение ванночек с морской солью и экстрактом хвои. Для приготовления надо 2-3 ложки хвойного экстракта и 1 ст. л. морской соли развести в сосуде, затем добавить в ванну с теплой водой и купать ребенка;
  • профилактический массаж также благотворно влияет на укрепления ног.

Питание малыша должно быть сбалансированным, богатым на кальций, магний и другие необходимые растущему организму микроэлементы.

Обувь надо подбирать удобную, чтобы не зажимала стопу и пальцы на ногах (особенно большой). Учить ребенка ходить при помощи «ходунков» и прочих вспомогательных устройств не рекомендовано.



Поделиться