Способы борьбы с нарушением осанки у детей дошкольного возраста. Формирование правильной осанки у детей

Сегодня у каждого десятого школьника при поступлении в первый класс диагностируют нарушение осанки, а после окончания школы такой диагноз слышит каждый четвертый. Около 70% детей имеют нарушения осанки, а 10% - боковое искривление позвоночника или сколиоз. Возникновение данной патологии Гиппократ объяснял - нарушением мышечного равновесия.

Осанка - это поза непринужденно стоящего человека, определяющаяся способностью без напряжений держать прямо голову и корпус. Осанка всецело зависит от положения позвоночника и как именно его в вертикальном положении удерживает мышечно-связочный аппарат. У детей с неправильной осанкой грудная клетка кажется запавшей за счет сведенных плечевых , голова наклонена вперед.

Правильную осанку можно охарактеризовать такими показателями:

  • положение туловища и головы в вертикальном положении;
  • нижние конечности выпрямлены в коленях и развернуты в тазобедренных суставах;
  • грудная клетка «развернута»;
  • плечи слегка отведены назад;
  • живот подтянут.

Следить за правильностью формирования осанки следует не только из эстетических соображений. Если осанка искривлена, то это может повлечь за собой психические и физические заболевания разной степени проявления, а также существенное снижение .

Как правило, нарушение осанки появляется в период бурного роста: 5-8 и 11-13 лет. В этот период мышцы и кости существенно увеличиваются в длину, а механизм поддержания позы приспосабливается к происходящим изменениям с небольшой задержкой. Наблюдаются отклонения в основном у детей семи - восьми лет.

Множество факторов провоцируют искривление позвоночника, к примеру:

  • Отрицательно сказываются на формировании позвоночника болезни и неправильное питание, так как они нарушают рост и правильное развитие костной, мышечной и хрящевой тканей.
  • К значимым факторам относят врожденные пороки развития опорно-двигательного аппарата. Увеличение поясничного изгиба практически неизбежно, если в тазобедренном суставе есть двусторонний врожденный вывих.
  • Склонность к отклонениям увеличивается при неравномерном развитии определенных групп мышц, особенно при всеобщей слабости мускулатуры. К примеру, если плечи опущены к низу - это свидетельствует о том, что трапециевидные мышцы спины работают недостаточно. Если плечи вытянуты вперед - это говорит о преобладании грудных мышц и слабенькой силе мышц, сближающих лопатки.
  • Перегрузка односторонней работой определенных мышц, также играет важную роль в формировании осанки, к примеру, неправильное положение туловища во время занятий, игр.

Все вышеуказанные причины усиливают или ослабляют существующие изгибы позвоночника, впоследствии, изменяется положение лопаток и плеч, положение тела становится асимметричным. Постепенно неправильная осанка становится привычной и может закрепиться. Обязательно присмотритесь к своему ребенку!

Положение сидя

Родители должны следить за тем, чтобы ребенок сидел за столом правильно, не подкладывал одну ногу под себя, не сутулился, не косился, опираясь на локоть. Неправильным положением тела является и посадка, при которой туловище наклонено в сторону, повернуто или согнуто вперед. Причиной может быть далеко отставленный от стола стул, или слишком низкий стол (парта). Возможно книга, изучаемая ребенком, отодвинута далеко.

Привычка сидеть с высоко поднятым правым плечом, неизбежно приведет к формированию асимметричного положения плечевого пояса. Стол, за которым занимается Ваш ребенок, не должен быть для него высоковатым, низковатым. Левая рука не должна свисать со столешницы, а такое часто встречается, если стол круглый.

Положение стоя

Наиболее частой причиной формирования асимметричного положения тела является привычка стоять, отставляя полусогнутую ногу в сторону.

Гиподинамия

Именно гиподинамия (снижение силы мышечных сокращений и двигательной активности) является одной из основных причин нарушения детской осанки. Как это ни печально, но ХХ век не безосновательно можно назвать веком сидячего человека, или даже сидячей цивилизацией. Развитие крупных городских агломераций, современного транспорта, все новых машин, облегчающих труд дома, в школе - все это приводит к кардинальным изменениям образа жизни.

Начиная с трехлетнего возраста многие малыши вливаются в ряды групп умственного раннего развития, а далее этот процесс движется по нарастающей. С ранних лет дети приобщаются к просмотру видеопродукции, телевизора, уличные подвижные игры заменяют виртуальными. Опорно-двигательный аппарат при этом сознательно «выключается».

Физическое здоровье мышц и скелета от этого бездействия явно страдают. День ото дня они становятся все более слабыми и притягивают к себе множество патологий. Однако ребенок должен развиваться гармонично, а физическому развитию ни в коем случае нельзя позволять отставать.

Как вовремя распознать нарушение осанки у детей?

Главные признаки этогопатологического состояния следующие : При осмотре со спины, когда ребенок стоит: лопатки и плечи должны находиться на одном уровне. Подъягодичные складки позвоночника - на одном уровне.

При осмотре спереди следует отметить на одном ли уровне соски и ключицы. Можно выявить со стороны и вялую осанку, сутулость. Это возможно определить на глаз, а можно воспользоваться специальными тестами.

  1. Поставьте ребенка спиной к стене, ягодицы, лопатки, затылок - соприкасаются со стеной. Затем ребенок делает шаг вперед, при этом сохраняет правильное положение. Если Вы обнаружили искривление, то уложите малыша на твердую, ровную поверхность лицом вниз, а руки вытянуты вдоль туловища. Если в положении лежа искривление позвоночного столба не сохраняется, то в данной ситуации нарушение осанки, которую можно исправить.
  2. Ноги стоят прямо, ребенок наклоняется вперед, руки должны коснуться пола. Во время наклона, на спине выпячивание реберных бугров происходит строго симметрично слева и справа.
  3. Плечи зафиксированы, а центром подбородка с поворотом не менее 80-90 градусов необходимо коснуться плеча.
  4. Тест для мышц. Уложите ребенка на кушетку, лицом вниз, часть тела выше бедер должна находиться на весу вне кушетки, ноги придерживайте. Горизонтальное положение туловища ребенок должен удержать. В норме для 5-6 лет - 30-60 секунд, для 7-10 лет - 1-1,5 минуты, для 12-16 лет - от 1,5 до 2,5 минут. Этим тестом определяется способность Вашего ребенка к длительным напряжениям мышц спины.

После того как Вами в домашних условиях были выявлены слабость мышечной системы или нарушения осанки, настоятельно рекомендуем проконсультироваться с ортопедом. В случае необходимости будут назначены дополнительные методы исследования: электромиография, рентгенография, топографическая фотометрия (метод, появившийся не так давно).

Как предотвратить возникновение проблем с осанкой?

Основным условием правильной осанки является правильное развитие организма. Общепринятой нормой является соблюдение общего гигиенического режима: пребывание на свежем воздухе, регулярный прием пищи, чередование отдыха с занятиями. Укреплять мышечный корсет следует с первых дней рождения. Но ни в коем случае не торопите физическое развитие, к примеру, садить ребенка, если он еще не сидит, или заставлять ходить, чтобы обогнать сверстников. В дальнейшем чрезмерная ранняя вертикальная нагрузка способна призвести к возникновению ортопедических заболеваний. Если Ваше чадо и не собирается сидеть или ходить, то пускай он по максимуму двигается в положении лежа, или ползком.

Старайтесь заниматься с ребенком физическими упражнениями, поскольку недостаток физической активности становится основным препятствием развитию мышечного корсета. Крепость мышц спины и брюшного корсета при быстром росте необходимы. Если физические упражнения подобраны правильно, то они предупредят нарушение осанки или помогут ее определить.

Несколько советов по подбору упражнений:

  • Если есть склонность к сутулости, то спину следует разгибать до положения максимально выпрямленного;
  • Если плечи сведены вперед - выполняйте с детьми круговые движения одновременно двумя руками назад, сгибание рук на затылок, к плечам, отведение их назад;
  • Если плечевые суставы «свисают» - поднимание плеч, отведение рук через стороны вверх, с противодействием вытягивание рук вверх;
  • Правильной осанке способствуют упражнения на равновесие. Например, ходьба по бревну, скамейке с отведенными руками в стороны.

Для самых маленьких все упражнения должны носить игровой характер. Например, ребята с огромным удовольствие вытянут и выпрямят позвоночник, если их попросить показать ровненький столбик, или исправить поясничный лордоз помогут «прыжки лягушонка» и т. д. Дошкольники способны выполнять множество более сложных упражнений, главное красиво их припрятать за игровой формой.

Очень благоприятно будут влиять на осанку ребенка выработанная привычка начинать и завершать день упражнениями для укрепления мышц спины, брюшного пресса. Желательно заинтересовать детей проблемой их осанки, приучить думать о ней в течение дня, во время занятий и отдыха. Можно предложить ребенку следить не только за собственной осанкой, но и за положением спины и плеч товарища. Такое соревнование может выработать привычку следить за осанкой.

Приведенные выше советы являются скорее методами профилактики, так как они, в первую очередь, полезны здоровым детям. Если у ребенка обнаружены нарушения осанки, то необходимо, чтобы врач подобрал индивидуальный комплекс упражнений. Процесс лечения патологий опорно-двигательного аппарата сложный, длительный, требующий значительных усилий. Случается, что лечебные мероприятия и проблемы с осанкой делают недоступными некоторые стороны детской «общественной» жизни, поэтому лучше предупредить возникновение проблем с осанкой, нежели потом лечить.

Поддерживайте интерес ребенка к спортивным занятиям, к гимнастическим упражнениям и никогда не узнаете о проблемах нарушения осанки. Научите своего ребенка жить здорово!

Состояние осанки — показатель, характеризующий состояние здоровье ребенка и подростка. Нарушения осанки у ребенка служат предпосылкой для развития некоторых функциональных и морфологических нарушений жизнедеятельности, отрицательно влияют на многие заболевания.

Осанка — привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Под хорошей осанкой подразумеваются стройность человеческого тела, плавность в движениях.

Формирование правильной осанки требует терпения и настойчивости не столько от ребенка, сколько и от родителей, с помощью врача-педиатра.

Критерии правильной осанки следующие

  • Прямое положение головы.
  • Симметричные линии шеи.
  • Симметричное положение надплечий и ключиц.
  • Обе лопатки — на одном уровне и прижаты к грудной клетке.
  • Волнообразно-равномерные физиологические изгибы позвоночника.
  • Гребни подвздошных костей — на горизонтальном уровне, т.е. прямое положение таза.
  • Треугольники талии (образуются между боковыми поверхностями туловища и опущенными руками) симметричны и равны.
  • Правильно сформированные своды стоп и отсутствие дефектов развития стоп.
  • Симметричность скелетных мышц и их нормальный тонус.

Осанку определяет состояние и взаимодействие отдельных составляющих опорно-двигательной системы ребеночка. Это кости, связки, суставы, мышцы, работа которых регулируется нервной системой. Возможности позвоночника выполнять разные движения во многом определяется образующимися за период роста и развития ребеночка физиологическими изгибами в передне-заднем направлении.

Любое отклонение от нормы называют нарушением осанки, распространенность которого в разных возрастных группах — от 30 до 100%.

Риск развития нарушения осанки у ребенка увеличивается в те возрастные периоды, когда ребенок интенсивно растет. Это периоды первого (в 5-6 лет) и второго (13-15 лет) ростового сдвига, они называются критическими в формировании осанки.

Причины нарушения осанки у ребенка

  • Наследственная предрасположенность (так называемый анатомо-конституциональный тип строения позвоночника).
  • Отсутствие регулярных физических тренировок.
  • и слуха.
  • Неудовлетворительное питание.
  • Не соблюдение гигиенических и режимных норм (например, неправильная организация рабочего места ребенка).
  • Гормональные нарушения и сопутствующие болезни.

Среди причин дефектов осанки — привычка ходить, опустив голову привычка стоять, опираясь больше на одну ногу или неровно сидеть за столом и др. В скелете у дошкольника много хрящевых частей, кости мягче, податливее, чем у взрослых, легко искривляются.

Забота об осанке с первых дней

Забота об осанке должна присутствовать в обращении за ребеночком с 1-х дней его жизни. Новорожденные рефлекторно реагируют на свет, звук, цвет, запахи. Кроватку новорожденного устанавливают так, чтобы был подход к ней с любой стороны. После кормлений, в период бодрствования на руках родителям следует чаще перекладывать малыша с одной руки на другую, поддерживая вдоль позвоночника).

При вскармливании грудью нужно обеспечить попадание ребеночку в ротик не только соска, но и околососкового кружка (ареолы). Положение мамы в процессе кормления должно быть сидячим, а стул — с высокой и твердой спинкой. При этом ребенка нужно освободить от стесняющей одежды, держать на руках под углом 45-60° от горизонтальной плоскости. Примером может служить великолепная картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Пеленание, особенно тугое, противопоказано новорожденному. Правильная одежда — та, которая позволяет свободные движения в суставах рук и ног, не ограничивает подвижность позвоночника. Игрушки подвешивают над кроваткой таким образом, чтобы ребенку не пришлось постоянно поворачивать голову в одну сторону. Позднее при игре малышу предлагают брать предметы поочередно в правую и левую руку. Не следует активно учить ребенка самостоятельно сидеть, стоять и ходить, ускоряя физиологические сроки приобретения этих навыков.

На улице, во время прогулки, не рекомендуется всегда брать малыша за одну руку, создавая наклон тела в одну сторону, следует поддерживать ребеночка за обе руки; пока ходьба детей раннего возраста неуверенная, можно использовать специальные приспособления (вожжи). У прогулочной коляски сидение и спинка нужны жесткие.


Профилактика нарушения осанки у ребенка

Статико-динамический режим

Чередование вертикальных статических нагрузок с отдыхом. Отдых после длительных статических нагрузок. Выполнение части учебных заданий в положении лежа на животе.

Формирование правильной позы

  • Поза стоя . Стоять свободно, без напряжений, с равными нагрузками на обе ноги.
  • Поза во время ходьбы . Голову располагать прямо, надплечья — на одинаковом уровне, грудную клетку расправить, живот втянуть.
  • Рабочая поза . Промежуток между столом и грудью — 1,5 см, оптимальное расстояние от глаз ребенка, сидящего за столом до его поверхности — 30 см, угол между бедрами и голенями — 90°, длина сиденья должна примерно равняться длине бедра.
  • Рекомендуется ношение ранца. Если это портфель — чередование рук, соответствие веса ранца возрасту ребенка.

Подбор правильной одежды и обуви

Нагрузка одежды должна симметрично распространяться на плечи. Обувь для ежедневного ношения нужно выбирать с твердой подошвой и прямыми, нескошенными носками, высота каблука 3-4 см.

Рациональное физическое воспитание

Рекомендованы ходьба на лыжах, прогулки, подвижные игры, физическая зарядка, легкие гантели, танцы, спорт: плавание, бег, волейбол, баскетбол, бокс. Конкретный вид спорта должен соответствовать возрасту ребенка. Специальные физические упражнения и массаж.

Нарушения осанки у ребенка Профилактика

Правильно подобранные физические упражнения — хороший метод предотвращения и исправления нарушения осанки у ребенка.

При кифозе (круглой спине, сужении грудной клетки, плечах выдвинутых вперед и опущенных вниз) детишки не могут постоять ровно даже на протяжении нескольких минут. Для профилактики кифоза ребенок должен без подушки спать на спине, на жестком матрасе. Ограничивается подъём и ношение тяжестей, время проводимое в положении сидя. Рекомендуется дыхательная гимнастика. Подняться на носочки, одновременно делая вдох носом, надувая живот, затем выдохнуть, втянуть живот, опуститься на пятки, спину держать прямо. При кифозе полезно плавание.

Лордоз — искривление позвоночника в сагиттальной плоскости, с дугой, обращенной вперед. Для его профилактики также нужны физические упражнения, хорошо укрепляющие мышечный корсет.

Сколиоз

Боковые искривления позвоночника — сколиозы — бывают 2х форм.

Истинный сколиоз — анатомический дефект скелета. Деткам с таким сколиозом нужно специальное ортопедическое лечение.

У деток с гибким позвоночником и слабой скелетной мускулатурой возможно развитие сколиозной позы , когда одно плечо выше другого. Исправить это нарушение можно с помощью корригирующей гимнастики, а лучше — плавания.

Эффективны для формирования хорошей осанки и предотвращения ее нарушения — гимнастические упражнения с предметами (мячом, обручем, палкой).

Детей с нарушениями осанки не следует освобождать от занятий физкультурой. Рекомендуют включать их в основную группу без ограничений физической нагрузки и разрешают участвовать в соревнованиях.

Это всё про нарушения осанки у ребенка. Желаю Вам здоровья!

Так как детский организм постоянно растет и развивается, многие его системы имеют неустойчивый характер. Поэтому нарушения осанки у маленьких детей – нередкое явление, чреватое многочисленными расстройствами в функционировании жизненно важных органов.

На изменение осанки дошкольника могут влиять как позитивные, так и негативные факторы. В этом возрасте неустойчивость осанки чаще всего обусловлена несоответствием скорости увеличения костной и мышечной систем: мышцы растут быстрее костей, а механизм поддержания правильной позы не поспевает за таким стремительным ростом.

Правильная осанка ребенка дошкольного возраста выглядит примерно так:

  1. голова чуть наклонена вперед;
  2. заметно небольшое смещение плечевого пояса;
  3. лопатки незначительно отходят от спины;
  4. естественные позвоночные изгибы выражены неявно;
  5. живот имеет небольшую выпуклость.

Нарушение осанки – это отклонение от нормы. На начальных стадиях оно не считается заболеванием, однако безобидным косметическим дефектом его называть нельзя. Нарушение осанки – «первый звоночек», сигнал о повышенном риске возникновения патологических искривлений позвоночника, остеохондроза, болезней внутренних органов. Подобные дефекты вредят здоровью крохи, поэтому нуждаются в особом внимании со стороны родителей. Намного разумнее задаться вопросом как сформировать правильную осанку вашего чада, предупредив развитие нарушений, чем исправлять их в будущем.

Нарушения осанки, которые чаще всего встречаются у дошкольников, приводят к тому, что спина ребенка становится вялой, сутулой или плоской.

Самый распространенный дефект у дошкольников – вялая спина. Под этим названием скрывается неряшливая и неустойчивая осанка. Такое нарушение еще не закрепилось: если малыш попытается встать прямо – его позвоночник примет правильную форму, но если ребенок расслабится – спина опять станет вялой. Со стороны может показаться, что кроха устал и «обмяк». Поэтому родители зачастую не заостряют на этом внимания. Однако вялая спина – это первый признак развития нарушения осанки.

Главная причина появления вялой осанки – недостаточное развитие мускулатуры, что является следствием неполноценной двигательной активности или болезненности ребенка. Малышу с вялой спиной трудно находиться в статичной позе, он старается изменить свое положение. Очень часто это нарушение осанки совмещается с дефектами нижних конечностей (искривление голени, плоскостопие).

Сутулая спина также частый спутник дошкольника. Основная причина возникновения этого нарушения осанки – неправильное положение при сидении за столом. Сутулая спина может способствовать нарушению работы органов грудной клетки, что крайне неблагоприятно отражается на здоровье ребенка.

Главным образом плоская спина встречается у ослабленных или отстающих в развитии детей. Однако она может быть и у бурно растущего ребенка. Дети с таким дефектом плохо переносят нагрузки, быстро устают. При плоской спине снижается амортизирующая функция позвоночника, что служит причиной микроповреждений головного и спинного мозга, в результате чего у малыша часто болит голова, он постоянно устает. Кроме этого, у детей с подобным нарушением нередко развивается сколиоз.

Профилактика нарушений осанки у ребенка

Чтобы у малыша формировалась правильная осанка, обязательным является создание условий для нормального развития его организма и исключение всех факторов, негативно действующих на опорно-двигательный аппарат.

Для профилактики появления нарушения осанки, родителям следует придерживаться некоторых правил:

  • Если ребенок еще маленький, старайтесь в одинаковой мере водить его за обе руки поочередно. Тянуть за руку малыша нельзя.
  • Понаблюдайте за позами, которые принимает ребенок. Одна нога на другой, подвернутые под себя ноги, изогнутое положение – все это недопустимо для незрелого детского позвоночника и может повлечь за собой стойкое нарушение осанки.
  • Малыши во всем подражают родителям, поэтому вам стоит следить за собой. Постарайтесь избавиться от привычных неправильных поз и постоянно демонстрируйте ребенку, что у вас правильная осанка.

Правильное питание и режим дня

Профилактика нарушения осанки предполагает нормальное развитие костно-мышечной системы крохи. А для этого малышу следует правильно питаться. Особенно растущий организм нуждается в белке и кальции – строительных материалах для мускулатуры и костей.

Основным источником кальция в детском рационе являются молочные продукты. Сливочное масло, молоко, творог и плавленый сыр – все эти продукты богаты кальцием и содержат витамин А, который активно участвует в развитии костной системы малыша.

Белковые продукты (мясо, рыба, яйца) способствуют формированию мышечной системы вашего чада. Дефицит белка может негативно отразиться и на физическом, и на психическом здоровье крохи. При недостаточной калорийности пищи белки расходуются в первую очередь на обеспечение детского организма энергией, а на создание новых клеточных структур их просто не хватает.

Правильный режим дня также вносит свою лепту в формирование осанки ребенка. Причем распорядок должен твердо поддерживаться в будние и в выходные дни малыша.

Оборудование детской комнаты

В детской комнате обязательным является наличие качественного освещения. Правильная осанка не сформируется, если кроха будет играть или рисовать в полумраке, изогнувшись неестественным образом.

Детский письменный стол должен быть на пару сантиметров выше локтя стоящего рядом малыша. Отлично, если родители приобретут для дошкольника специальную парту, которая убережет от нарушения осанки. Желательно, чтобы конструкция стула предусматривала естественные изгибы тела ребенка.

Кровать должна быть больше высоты ребенка. Матрац к ней нужно обязательно подобрать твердый и ровный. Идеальным вариантом будет приобретение ортопедического матраца, на котором равномерно распределяется масса крохи, а его мышцы полностью расслабляются. Если поверхность, на которой спит ребенок, чересчур мягкая, это может привести к формированию неестественных изгибов позвоночника. Помните, что недостаточно жесткий матрац провоцирует перегревание межпозвоночных дисков, что нарушает общую терморегуляцию детского организма.

Подушку для крохи лучше подобрать плоскую и укладывать ее исключительно под голову ребенка.

Двигательная активность

Для профилактики нарушения осанки у детей очень важны занятия физкультурой и спортом, активные игры на улице.

Особенно полезно плавание, преимущества которого состоят не только в физнагрузке, но и в положительном воздействии воды. Пребывание в воде укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую системы, закаливает малыша, способствует активизации обмена веществ и совершенствованию теплообмена.

Во время плавания естественным образом разгружается позвоночник ребенка, межпозвонковая мускулатура начинает работать симметрично, восстанавливаются оптимальные условия для правильного роста тел позвонков. Позвоночник вытягивается, околопозвоночные мышцы укрепляются, улучшается координация движений. Все это препятствует возникновению нарушений осанки.

Лечебная гимнастика при нарушениях осанки

Как сформировать правильную осанку, если дефекты уже обнаружены? Исправление нарушений – процесс длительный, и занятия по коррекции осанки должны проводиться регулярно. Курс лечебной гимнастики для детей дошкольного возраста составляет как минимум полтора месяца, и таких курсов за год должно быть два-три (с перерывом в один-два месяца).

Основными задачами гимнастики являются:

  1. Укрепить и оздоровить весь организм в целом (улучшить физическое развитие, закалить организм, нормализовать психоэмоциональное состояние малыша).
  2. Повысить силовую выносливость мышечной системы.
  3. Усовершенствовать координацию движений.
  4. Сформировать и закрепить правильную осанку.
  5. Научить ребенка разгружать позвоночник.

Занятия с детьми, у которых были обнаружены проблемы с осанкой, необходимо проводить у гладкой стены, напротив которой должно быть зеркало, чтобы малыш видел себя во весь рост. Не стоит забывать об удобной одежде. Чтобы улучшить контроль за выполнением упражнений, крохе нужно подобрать неширокие шорты и футболку.

Исходная позиция для всех упражнений: малыш стоит, прижавшись к стене затылком и лопатками, ягодицами и пятками. При этом голова чуть приподнята, а плечи необходимо опустить и немного отвести назад.

  • Упражнение 1. Руками потянуться вниз, а головой – вверх. Вытягивая шею, выдохнуть. Вдох производится при расслаблении.
  • Упражнение 2. Выдыхая, вытянуться всем телом, не поднимаясь на носочки. Вдох – снова во время расслабления.
  • Упражнение 3. Выдыхая, руки приложить к голове и вытянуться всем телом, кроме шеи. Расслабились – выдох.
  • Упражнение 4. Зажмурясь, шагнуть вперед. Попытаться встать правильно. Открыв глаза, в зеркале оценить правильная ли осанка.
  • Упражнение 5. Сделать несколько шагов от стены и присесть. После попытаться встать правильно.
  • Упражнение 6. Скользя спиной вдоль стены, подняться на носочки. Потянуться и ненадолго замереть в таком положении. После вернуться в исходную позицию.

Как правильно выполнять упражнения по коррекции осанки, должен показать специалист. И именно под его наблюдением следует пройти несколько курсов лечения. Однако после закрепления основных навыков, многие из этих упражнений можно делать дома.

В заключение

Даже если родители не уделяли должного внимания воспитанию правильной осанки с раннего возраста крохи, очень важно не упустить момент, когда сформированные дефекты еще можно устранить. Если дошкольник жалуется на боль в груди или спине, сутулится, быстро утомляется и проявляет невнимательность – это первые признаки нарушений осанки. Своевременное обращение к врачу поможет предотвратить прогрессирование недуга и избежать возможных негативных последствий.

Красота каждого человека – это не только черты лица, фигура и состояние кожи. Это еще красивая ходьба и осанка, зависящие от состояния спины. Оно формируются как раз в подростковом периоде, когда опорно-двигательный аппарат ребенка «переживает» множество изменений и происходит его активный рост.

Каждый родитель должен осознавать, что пропущенные в детстве и юношестве нарушения развития скелета очень сложно корректируются во взрослой жизни человека. Поэтому очень важно выявлять их в начале формирования.

Нарушение осанки у детей школьного возраста встречается повсеместно. Причин для развития таких нарушений опорно-двигательного аппарата много. Связаны они часто не всегда с наследственной предрасположенностью или особенностями растущего организма, т.е. с неблагоприятным фоном.

Как правило, внешние факторы становятся ключевыми в формировании неправильной осанки ребенка, наслаиваясь на фоновое состояние.

Задача позвоночного столба человека в любом возрасте, в том числе и подростковом периоде – это:

  • поддерживать правильное вертикальное положение тела;
  • равномерно распределять возникающую в таком случае нагрузку на туловище;
  • помогать координировать ходьбу, бег и другую физическую активность.

Нарушения осанки не только приводят к ограничению трудоспособности или физической активности, но и служат причиной болей в спине. Нередко они предрасполагают к развитию ряда дегенеративных болезней позвоночника.

К моменту первого похода в школу ребенок уже имеет сформированный позвоночный столб, который с каждым годом растет и удлиняется. Именно позвоночник, принимающий на себя всю нагрузку при прямохождении человека, формирует внешний вид спины и туловища при стоянии или ходьбе. Это и принято именовать осанкой человека. Однако позвоночник даже ребенка в норме не является прямым «стержнем». В норме он имеет 2 больших физиологических изгиба – в грудном отделе он направлен кзади, а в поясничном – кпереди. Именно благодаря таким «искривлениям» в форме английской буквы S, нагрузка, которая появляется в вертикальном положении тела на позвонки, распределяется равномерно.

Обычно перед первым походом в школу ребенка осматривает врач ортопед-травматолог. Он может выявить сформировавшиеся в этом возрасте нарушения осанки. Чаще всего они возникают по причине врожденных деформаций скелета, травм или заболеваний костной ткани (рахита и т.д.). Однако практически у 90% детей в этом возрасте (6-7 лет) не выявляются какие-либо значительные искривления позвоночного столба, которые требовали бы лечения или дальнейшего врачебного наблюдения. А вот в школьные годы процент детей, у которых развиваются те или иные нарушения осанки, начинает стремительно расти. К этому приводят как особенности сидения за партой, так и ряд сугубо индивидуальных причин.

Поэтому родители не должны перекладывать ответственность за здоровье ребенка на учителей, школьных медсестер и т.д. Необходимо самостоятельно следить за тем, правильно ли развивается опорно-двигательная система у детей. Не стоит игнорировать регулярные профилактические осмотры у ортопеда-травматолога, которые помогут выявить начинающиеся отклонения в формировании правильной осанки, не дожидаясь их запущенной стадии.

Причины изменений осанки у детей

Естественно, что любое изменение формы позвоночника у ребенка не возникает само по себе. Существуют вполне конкретные, но не всегда очевидные причины, почему изменяется нормальная осанка. К сожалению, некоторые из них очень трудно диагностируемые. Они крайне редко выявляются на ранней стадии изменения опорно-двигательного аппарата, вызывая быстрое развитие заболевания. Другие же причины влияют на осанку медленно и постепенно, что вызывает стойкое и прогрессирующие ухудшение состояния спины ребенка.

Обобщенно, причины, ведущие к стойкому изменению формы осанки детей школьного возраста можно представить так:

  1. Врожденные заболевания и аномалии развития, ведущие к деформации позвоночного столба и грудной клетки. Они могут быть следствием как врожденных уродств плода, так и результатом деформаций тела из-за пороков сердца. При достижении школьного возраста у таких детей происходит закономерный рост костей тела, что часто только усугубляет врожденные нарушения осанки.
  2. Заболевание, связанное с дефицитом витамина Д3 и нарушением нормального обмена кальция – рахит. В результате происходит изменение структуры костей, в том числе и позвоночника. К счастью, рахит у современных малышей, благодаря высокому уровню медицины, диагностируется все реже. Однако именно от родителей зависит, возникнет ли такая патология у ребенка, которая необратимо скажется на формировании осанки в старшем возрасте. Так, еще на первом году жизни с профилактической целью врачи назначают прием витамина Д3 в каплях.
  3. Наследственная предрасположенность к возникновению деформаций позвоночника и нарушениям осанки. Если родители ребенка страдают тяжелыми формами искривления позвоночного столба, то часто такие изменения могут возникнуть и у ребенка. Чаще всего истинной причиной таких процессов являются различные генетические синдромы, которые ведут к изменению нормальных свойств соединительной, хрящевой и мышечной ткани.
  4. Отсутствие специальной гимнастики для мышц спины, занятий физкультурой или пауз для физических упражнений во время обучения в школе. Именно физическая активность и соблюдение регулярных перерывов во время уроков – это залог того, что даже при не совсем идеально подобранной парте, осанка ребенка останется в норме.
  5. Тесная и неудобная одежда, выбранная родителями для своего ребенка.
  6. Регулярное ношение ранцев на одном плече или тяжелых портфелей в одной руке без чередования. Воздействие такой нагрузки на одну сторону тела вызывает компенсаторное мышечное напряжение на другой стороне. Туловище как бы пытается справиться это чревато искривлением позвоночного столба.
  7. Травма позвоночника, лопаток или грудной клетки в этом возрасте. Если после сращения переломов позвонков, ребер или лопаток сохраняются небольшие отклонения по оси костных фрагментов, в дальнейшем при росте костей деформации могут только усиливаться. В тяжелых случаях это угрожает критическим нарушением скелета и прекращением роста костной ткани.

Причины нарушений осанки, возникающие непосредственно в школе

Одной из причин искривления позвоночника является ослабление мышечного корсета спины. Оно развивается на фоне длительных неудобных, статичных положений тела. Именно эту причину и провоцируют некоторые особенности обучения в школе:

  • Неверно подобранные школьные парты, сидения и столы. Это заставляет ребенка занимать неудобное и неправильное положение для того, чтобы писать, читать и рисовать. Регулярное и длительное нахождение в таких условиях заставляет позвоночник адаптироваться, но ценой нарушения нормальной осанки.
  • Неправильное освещение рабочего места за партой. Часто ребенок вынужден учиться в условиях, когда падающий боковой свет закрывается рукой. Это заставляет школьника занимать неправильное положение за партой и, следовательно, провоцирует нарушение осанки.
  • Неверно оборудованное место для выполнения домашних заданий, чтения и работы за компьютером дома.
  • Постоянное использование гаджетов (смартфонов, планшетов и ноутбуков), не сидя за столом с правильным положением спины, а лежа или сидя в кровати.

Выше приведены лишь основные, часто встречающие причины нарушения детской осанки. Существует также множество более редких причин развития такой патологии (инфекции, аутоиммунные процессы, опухоли и т.д.).

Однако в большинстве случаев возникновение искривления позвоночного столба различных видов возникает по вине самого школьника, его родителей, а также системы образования. Она не обращает должного внимания на ортопедический компонент школьной мебели.

Виды нарушений осанки у детей школьного возраста

Основные виды нарушения осанки, которые встречаются у школьников, следующие:

  1. Подростковый сколиоз. Это форма бокового искривления позвоночного столба, т.е. влево или вправо. Она выявляется визуально врачом по искривлению условной оси, проведенной по остистым отросткам позвонков. Наглядно ее можно диагностировать и рентгенологически с вычислением угла искривления и определения стадии заболевания. Существуют некоторые разногласия относительно истинной причины развития такого изменения осанки – вызывается ли она неправильной нагрузкой на позвоночник во время обучения в школе или возникает по невыясненным причинам (идиопатически). При этом сидячее положение на уроках только усугубляет течение болезни.
  2. Кифоз – искривление позвоночника вперед в грудном отделе, которое провоцируется длительным, неправильным положением тела. То есть как раз тем состоянием, которое наблюдается у большинства школьников, когда они неправильно сидят за партами, длительно читают книги или пишут. У подростков чаще всего диагностируется мобильный кифоз, связанный со слабостью мышц спины.
  3. Лордоз шейного или поясничного отдела у подростков. Это состояние встречается довольно редко и обычно обусловлено заболеваниями позвоночника или травмами.

Нарушение осанки у детей должны быть не только вовремя выявлены специалистом, но и требуют предпринятия мер по устранению и коррекции таких состояний. Это позволит избежать прогрессирования искривления позвоночного столба и сложного оперативного лечения в последующем.

Лечение и профилактика нарушений осанки у детей школьного возраста


Лечение искривления позвоночника у детей чаще всего проводится консервативно. Лечебная гимнастика и физическая реабилитация для детей, имеющих начальные стадии нарушения осанки, позволяют не только сдержать прогрессирование патологии, но и укрепляя мышечно-связочный аппарат позвоночника, исправить искривления его оси.

ЛФК для детей с нарушением осанки включают не только физические упражнения, но и плавание в бассейне, массаж и гидромассаж, ношение специальных корректирующих корсетов и т.д. Лечебная физкультура при таких нарушениях позвоночного столба должна стать для ребенка незаменимым, регулярным занятием. Существующие комплексы ЛФК для детей с нарушением осанки при правильном применении под контролем врачей и инструкторов позволяют школьникам восстановить красоту осанки и забыть о потенциальных проблемах со спиной во взрослой жизни.


Ношение специальных корректирующих корсетов, задача которых сдержать процесс искривления позвоночника, решают проблему ребенка лишь наполовину. Зачастую их эффективность без физических упражнений невысока. В сложных случаях, когда нарушения осанки прогрессируют или связаны не только со слабостью мышц спины, врачи вынуждены прибегать к оперативному лечению и стабилизации позвоночного столба специальными металлоконструкциями. Такое лечение, к сожалению, не только длительное, снижает функциональные возможности спины, но и не может быть проведено до момента окончания роста позвонков, т.е. оно противопоказано до возраста 16-18 лет.



Поделиться