Как проводить занятия в разновозрастной группе. Конспекты занятий в разновозрастной группе. Проводится игра «Прятки»

Людмила Кудинова
Конспект открытого познавательного занятия по ФГОС в разновозрастной группе «Путешествие за Колобком»

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого – педагогической реабилитации и коррекции»

Конспект открытого познавательного занятия по

формированию интеллектуальных способностей детей по

(3 – 5 лет)

Воспитатель :

Кудинова Л. В.

г. Рязань декабрь 2017г.

Конспект открытого занятия по формированию интеллектуальных способностей детей по ФГОС в разновозрастной группе (3 - 5 лет) .

Интеграция образовательных областей : речевое развитие; познание ; художественно - эстетическое развитие; физическое развитие.

Цель : Способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Программные задачи : *Закрепить умение детей сравнивать предметы, находить в них отличия. *Развивать познавательный интерес ; мыслительную активность; устную речь; воображение. *Закрепить знания детей о величине, форме предметов, их цвете. *Воспитывать у детей заботу и уважение к старшему поколению, желание выполнять поставленную задачу. Словарная работа : Обогащение словаря : румяный, непоседливый, бесстрашный, упрямый, баловник, непоседа.

Активизация словаря : квадратные, круглые, треугольные.

Методические приемы :

* Физкультминутка «Зайка беленький сидит»

* Дидактические игры «Найди пару» , «Узнай по тени животное» , «Заплатки» , «Подбери нужную фигуру» , «Продолжи ряд» .

* Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин» . * * Логоритмика «Лиса» . Оборудование : макет дома, ширма – сугроб; доска; мольберт; указка, магниты, магнитофон. Демонстрационный материал : куклы для детского театра : бабка, заяц, волк, медведь, лиса, колобок ; вырезанные из картона рукавички разного размера , цвета, узора; картонные валенки и геометрические фигуры разного цвета ; елочки разного размера ; картинка с изображением тени животных; звукозапись волчьего воя; нарисованный замок, картонные ключи к замку; канат; снег; полотенца на каждого ребенка; полоска ватмана с нарисованными кругами, круги разного цвета . Предварительная работа :

1. Чтение русской народной сказки «Колобок » 2. Изучение геометрических фигур на занятиях по математике . 3. Разучивание слов к физкультминутке, пальчиковой гимнастике, логоритмике. 4. Наблюдение за движениями животных по видеоресурсам.

Ход занятия:

Дети стоят перед воспитателем.

Воспитатель : Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, поздоровайтесь с ними (дети здороваются) .

Воспитатель : А вы любите ходить в гости?

Дети : Любим.

Воспитатель : А давайте мы с вами сейчас отправимся в гости к бабушке Наташе. (За макетом домика появляется бабушка Наташа - кукла из кукольного театра. Дети подходят к домику и видят, что бабушка плачет.)

Воспитатель : Дети, давайте спросим у бабушки Наташе, почему она плачет? (Дети задают вопросы) .

Бабушка Наташа : Как же мне не плакать, испекла я для деда колобок , положила его студиться на окошко, а колобок прыг с окошка на дорожку и укатился, только я его и видела.

Воспитатель и дети : Не плачь бабушка Наташа, мы поможем Вам его отыскать. (Воспитатель обращает внимание детей на следы оставленные колобком ).

Воспитатель : Дети, давайте встанем друг за другом и пойдем по этим следам. Они выведут нас к колобку . (Дети идут друг за другом, след в след и останавливаются возле ширмы - сугроба. Из -за него появляется заяц).

Воспитатель : Посмотрите, к кому привели нас следы колобка ?

Дети : Здравствуй зайка! Не видел ли ты здесь колобка ?

Заяц колобок ? (Дети дают описание колобка - круглый , румяный) . Такого встречал, он мне песенку пропел и покатился дальше.

Заяц : А вы поиграйте со мной, тогда скажу, куда покатился колобок .

Физкультминутка

Зайка беленький сидит (дети сидят как зайчики)

И ушами шевелит.

Вот так, вот так! Он ушами шевелит (дети шевелят ушками - ладошками,

Зайке холодно сидеть, (дети встают на ножки)

Надо лапочки погреть

Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп. Надо лапочки погреть (дети хлопают в ладоши) .

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок - скок, скок - скок. Надо зайке поскакать (дети прыгают как зайчики) .

Зайку кто - то напугал,

Зайка прыг и поскакал.

Воспитатель : Дети, какое сейчас время года?

Дети : Зима.

Воспитатель : Правильно, зима. А вы заметили, что у зайки нет рукавичек? Давайте ему подарим рукавички. У меня в пакете все рукавички перемешались, помогите мне из них составить пары.

Дидактическая игра "Найди пару" (Дети находят рукавички нужной величины, цвета, рисунка и предлагают зайке выбрать понравившиеся рукавички).

Заяц : Спасибо, дети, ваш колобок покатился к высокой елке.

Дети : Спасибо, зайка, до свидания.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке растут елочки разной величины и что изо всех елочек надо выбрать самую высокую. Дети находят самую высокую елочку, подходят к ней. Вдруг раздается волчий вой (грамзапись) .

Воспитатель : Дети, кто это так грозно воет?

Дети : Это волк. (Из - за ширмы - сугроба появляется волк) .

Воспитатель и дети : Здравствуй волчок, серый бочок. Не встречал ли ты колобка ?

Волк : Здравствуйте, а какой он ваш колобок , расскажите мне о нем. (Дети : круглый, румяный, непоседливый, упрямый) . Такого видел, он мне песенку пропел и покатился дальше.

Воспитатель и дети : Волчок, а куда дальше?

Волк : А вы сначала найдите мою тень, да поиграйте со мной, тогда, скажу куда колобок покатился .

Дидактическая игра "Узнай по тени животное"

Волк : Правильно, это моя тень, а поиграть?

Пальчиковая гимнастика " Мы делили апельсин"

Мы делили апельсин, (ладони вместе, образуют круг)

Много нас, (руки подняты вверх, пальцы расставлены друг от друга)

А он один (показывают один палец) .

Эта долька - для чижа, (отжимают большой палец)

Эта долька - для ежа, (отжимают указательный палец)

Эта долька - для утят, (отжимают средний палец)

Эта долька - для котят, (отжимают безымянный палец)

Эта долька - для бобра (отжимают мизинец) .

А для волка - кожура! (имитируют бросок)

Он сердит на нас, беда!

Разбегайся, кто куда!

Воспитатель : Дети, если волку не досталось дольки апельсина, давайте сделаем для него доброе дело, поможем поставить заплатки на его прохудившиеся валенки. А чтобы валенки у волка были красивые и ни как у остальных волков в этом лесу. Давайте, на один валенок поставим заплатки синего и желтого цветов, а на другой - красного и зеленого. Поможем волку, дети? (дети соглашаются)

Дидактическая игра "Заплатки" (Дети берут разноцветные геометрические фигуры, называют цвет и форму заплатки и ставят на дыру в валенке.)

Волк : Ой, какие красивые получились у меня сапоги. Спасибо малыши. Ваш колобок покатился по узкой дорожке, прямо к дому медведя.

(Дети прощаются с волком, находят узкую дорожку и отправляются в путь) .

Воспитатель : Дети, а как называется домик медведя? (дети : берлога)

Правильно, берлога.

(Из –за ширмы - сугроба появляется медведь) .

Медведь : Это кто говорит обо мне?

Воспитатель и дети : Здравствуй, медведь! Мы ищем колобка , ты его не встречал?

Медведь : Здравствуйте. А какой он ваш колобок , расскажите о нем? (Дети : круглый, румяный, непослушный, упрямый, баловник, непоседа.) Такого встречал, он мне песенку пропел и покатился дальше.

Воспитатель и дети : Мишенька, куда дальше?

Медведь : Пока я ходил по лесу, ключи в моем кармане все перемешались. Я никак не могу найти нужный ключик от замка моей берлоги. Помогите мне пожалуйста, найти нужный ключик, тогда скажу.

Воспитатель : Дети, вы хотите помочь медведю? А мы сможем ему помочь? (дети соглашаются на оказание помощи) .

Дидактическая игра "Подбери нужную фигуру" (На доске висит рисунок замка с вырезом под ключ. Дети находят путем подбора нужный ключ ).

Медведь : Спасибо, малыши, до свидания, ваш колобок покатился по извилистой тропинке к лисьей норе. А мне давно уже пора ложиться спать. Скоро наступит весна, и я боюсь, что не высплюсь.

Воспитатель и дети : Спасибо, до свидания, медведь. Дети, а что случится с берлогой медведя весной? Отчего медведь волнуется, что он не выспится? (Предположения детей) .

А сейчас проведем эксперимент и посмотрим, правы вы или нет? (Воспитатель раздает детям небольшие комочки снега, дети греют снег между ладошек. Снег тает и появляется вода. Вывод : под действием теплых солнечных лучей, снег превращается в воду. У медведя снежная берлога тоже растает и ему негде будет спать).

(Перед детьми, на полу лежат канаты, имитирующие прямую и извилистую дороги. Дети выбирают извилистую тропинку и идут друг за другом строго по очертанию каната - тропинки. Из - за ширмы - сугроба появляется лиса).

Воспитатель и дети : Здравствуй, лисонька, не встречала ли ты колобка ?

Лиса : А какой он ваш колобок , расскажите мне о нем.

Дети : Колобок наш круглый , румяный, непослушный, упрямый, баловник, непоседа, бесстрашный, музыкальный.

Лиса : Такого конечно встречала.

Воспитатель : Лисонька, а где же он?

Лиса : Сначала поиграйте со мной, а потом спрашивайте. (Дети произносят хором слова и производят движения)

По лесам, по кустам, ходит рыжая лиса (дети идут, имитируя движения лисы) .

Ищет норку где – нибудь, приютиться и уснуть (дети присаживаются, складывают руки под щеку) .

Логоритмика

Са –са – это хитрая лиса

Су – су – и живет она в лесу

Сы – сы – много дела у лисы

Со – со – она крутит колесо.

Лиса : Ну, молодцы! А не поможете ли вы мне, найти и починить бусы? Пока я бегала за колобком , ниточка у моих бус разорвалась и бусинки рассыпались по снегу.

Воспитатель : Дети, давайте поможем лисе починить ее бусы.

Дидактическая игра «Продолжи ряд» (На доску вывешивают ватман с нарисованными разноцветными кругами . Круги расположены друг за другом (образец) . Дети по заданному образцу выкладывают бусинки и дарят бусы лисичке).

Лиса : Спасибо, я и так в лесу была первой красавицей, а с вашими новыми бусами буду вдвойне красивее. Ваш колобок жив и здоров , я его не съела, он мне песенку пропел и покатился дальше.

Воспитатель и дети : Спасибо лисонька, до свидания. Дети, посмотрите, так это же колобок катится вон там (показывает на тропинку) .

(Дети догоняют колобка и относят его к бабушке Наташе. Бабушка Наташа встречает детей и спрашивает их, где они нашли колобка . Подводится итог занятия ).

Используемая литература :

1. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Москва МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2012г.

2. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (средняя группа ) Н. В. Алешина УЦ ПЕРСПЕКТИВА МОСКВА -2008г.

3. Ребенок и окружающий мир О. В. Дыбина Москва МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2010г.

4. Формирование элементарных математических представлений И. А. Помораева, В. А. Позина Москва МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2013г.

5. Хрестоматия для детей младшего дошкольного возраста составители : Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская Москва «Просвещение» 1981г.

Существует много путей повышения эффективности общих занятий с детьми разного возраста по одному разделу программы и все они могут использоваться в сельских и городских малокомплектных дошкольных учреждениях. Но в каждом конкретном случае надо тщательно продумывать программное содержание занятия и правильно подбирать методы обучения.

В целях овладения методикой планирования и успешного проведения занятий полезным является эпизодическое составление воспитателем развернутых конспектов занятий. Это помогает обратить особое внимание на наиболее важное и существенное в обучении детей разного возраста.

Рассмотрим основные моменты, которые желательно отразить в конспекте.

Название занятия. Отмечается наличие разных возрастных подгрупп (например, конспект занятия в средне-старшей группе или в младше-средне-старшей группе и т.д.); дается наименование раздела обучения (ознакомление с рисованием, лепкой и т.д.), а также темы данного занятия (беседа о рисование карандашами дома и т.д.). Если на одном занятии темы для возрастных подгрупп различные, они указываются для каждой подгруппы, например рисование красками дерева без листьев (средняя подгруппа) и дерева с листьями (старшая подгруппа) или лепка из глины на тему "Наш мишка" (средняя подгруппа), лепка по замыслу (старшая подгруппа).

Программное содержание. Указывается, какую часть предусмотренного на год программного содержания должны усвоить дети разных возрастных подгрупп на данном занятии, является ли этот материал новым или дети закрепляют свои знания и умения, упражняются в их использовании. Иногда в смешанной группе часть программного материала может быть общей для детей разного возраста, но для одних (обычно более младших) этот материал является новым, а для других знакомым и они будут закреплять его.

Программное содержание чаще всего формулируют от ребенка, предусматривая, что он должен усвоить, чему научиться, что уметь (знать название и назначение предметов домашнего обихода; передавать форму и строение предметов; знать количественный состав в пределах 5 и т.д.). Возможна формулировка задач занятия и от педагога, особенно когда речь идет о формировании элементов учебной деятельности и о решении других воспитательных задач (воспитывать умение слушать указания педагога и действовать согласно им, учить аккуратно пользоваться красками, воспитывать любовь к своему детскому саду). Такая форма записи удобна при отражении этапов обучения и усвоения знаний. Слова "учить", "научить", "познакомить" и т.п. обычно относятся к новому материалу, а "закрепить", "уточнить", "упражнять", "повторить" и др. употребляются в связи со знаниями и умениями, которые дети получили ранее .

Методические приемы. Воспитатель должен здесь назвать, перечислить конкретные приемы, с помощью которых будут достигаться учебные цели по отношению к группе в целом, к возрастным подгруппам и, при необходимости, к отдельным детям индивидуально.

Так, при планировании беседы основным методическим приемом являются вопросы, но вопросы разной степени сложности для младших и более старших детей или в обучении рисованию малышам необходим показ всего процесса изображения предмета, а для старших достаточно частичного показа или словесного описания последовательности изображения.

Подготовка к занятию. В этой рубрике отмечают, какую предварительную работу проводит воспитатель по подготовке детей к восприятию, усвоению намеченного программного содержания, а также по подготовке необходимых наглядных пособий и материалов для занятия, их предварительному размещению на рабочих местах. Последнее особенно важно в разновозрастной группе, поскольку нередко дети привлекаются к занятию не все сразу, а по подгруппам. Большое значение в этих условиях приобретает и подготовка детей к усвоению программного содержания, а именно: различные предварительные (за неделю, день-два и даже утром в день занятия) наблюдения, разговоры, чтение книг, рассматривание картин и иллюстраций и др. Все это организуется в часы самостоятельной деятельности детей (в группе, на участке, за пределами участка) или предусматривается на других занятиях. В смешанной группе предварительная работа особенно необходима со старшими детьми, которым даются более сложные знания и умения, а уделить им необходимое внимание на совместном занятии с малышами воспитателю не всегда удается.

Ход занятия. В конспекте следует отметить, начинается ли занятие одновременно со всеми детьми или по возрастным подгруппам, какая подгруппа привлекается первой и как организуется деятельность детей, приступающих к занятию во вторую очередь.

Если занятие начинается одновременно, то предусматривается общее для всех детей введение в занятие, дается общее объяснение темы и содержания с учетом своеобразия учебных задач и способов их решения для каждой подгруппы отдельно, конкретные указания, как приступить к работе. Затем отмечаются приемы руководства процессом занятия, обеспечения одновременной умственной и практической активности детей разного возраста.

Заканчивают занятие дети постепенно: вначале младшие, затем более старшие. Подведение итогов работы малышей проводится кратко, по мере завершения ее каждым ребенком, а со старшей подгруппой предусматривается более подробный анализ результатов деятельности, освоения программного содержания.

На занятиях, которые начинаются вначале с одной подгруппой (обычно старшей), а затем с другой, объяснение темы и программного содержания, указания к решению поставленных задач даются для каждой подгруппы отдельно. После того как первая подгруппа приступит к практической деятельности, на занятие приглашается другая подгруппа.

Затем некоторое время практически действует вся группа и предусматриваются приемы поочередного руководства деятельностью обеих подгрупп. Заканчивается такое занятие примерно одновременно, что позволяет провести общий анализ результатов, но к работам детей разного возраста, естественно, предъявляются разные требования и даются разные оценки.

Вступительное слово:

В течение года у нас функционирует разновозрастная группа, дети 6-7 года жизни. Дети относятся к старшему дошкольному возрасту, и это значительно упрощает подготовку и проведение занятий. В нашем случае, т.к. детей подготовительной группы преобладает и по результатам проведенной диагностики в начале года, то занятия большей частью ориентируется на этот возраст. И смежный возраст детей позволяет нам более полно решить программные задачи и для одной подгруппы, и для другой.

Решение образовательно-воспитательных задач в смешанной группе осуществляется сучетом особенностей обучения детей разного возраста в форме занятий трех типов:

1) Занятие со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для возрастных подгрупп (все рисуют или рассказывают по картинке и т. п.).
2) Занятие со всеми детьми, но по разным разделам обучения для подгрупп (одна подгруппа рисует, другая занимается математикой).
3) Занятие с одной возрастной подгруппой (другая подгруппа самостоятельно играет или готовится к прогулке).

Особенности организации и методики проведения занятий со всеми детьми по одному разделу программы

Занятия с детьми разных возрастных подгрупп по одному разделу программы, являются основной формой организации обучения в смешанных группах и широко распространены в нашей практике.
Важным условием, прежде всего, является правильное определение основной темы. Намеченная тема занятия обязательно конкретизируется для каждой возрастной подгруппы.

Сразу со всеми детьми начинаются большинство занятий по одному разделу и общей теме обучения (рассматривание и рассказывание по одной картине; чтение и рассказывание педагогом одного произведения, рисование или лепка по сюжету одной сказки др.).

Целесообразность одновременного включения всех детей в такого рода занятия очевидна, так как на них организуется однотипная деятельность разных подгрупп, и воспитатель может дать общие указания. При этом обучающие указания должны быть краткими и четкими. В одних случаях воспитатель в двух- трех словах говорит о предстоящем занятии и предлагает всем послушать его рассказ, чтение или рассмотреть картину, для того чтобы потом самим рассказывать, что на ней нарисовано; одновременно подчеркивается своеобразие цели для детей разных подгрупп (особенно важно выделить цель для более старших детей)

например:

  • Младшая подгруппа – описывать предметы, называя характерные признаки, пересказывать содержание картины по вопросам воспитателя.
  • Старшая подгруппа – уточняют и расширяют ответы младших и последовательно рассказывают об изображенном на картине без помощи воспитателя.

В этом случае речь и действия старших выступают в качестве своеобразного образца.

Вопросы и задания разной степени сложности должны чередоваться между собой, чтобы в каждый момент занятия все дети были активны. И естественно, к детям разного возраста предъявляются, и разные речевые задачи.

На других занятиях: по рисованию, лепке и другим продуктивным деятельностям, при одновременном объяснении темы, задач и способов действия надо постепенно раскрывать их некоторое своеобразие для детей разного возраста, начиная с младшей подгруппой. Указания младшей подгруппе в какой-то степени являются составной частью последующего объяснения для старших. Это с самого начала позволяет активизировать всю группу и до минимума сократить ожидание старшими детьми возможности приступить к работе.
На занятиях продуктивной деятельности мы создаем такие условия, при которых одинаковое задание упрощается или усложняется в зависимости от задач обучения и возраста детей.

Например: Аппликация на тему «Весенние цветы»

  • Младшая подгруппа – учатся вырезать цветы и листья из квадратов и прямоугольников, закрепляют умения вырезывание округлых форм путем закругления углов, сложенной гармошкой; развивать композиционные умения.

  • Старшая подгруппа – задача усложняется – дети знакомятся с новым видом аппликации – торцеванием (серединку у нарцисса – дети делаю из гофрированной бумаги – способом торцевание)

Занятия, которые начинаются одновременно со всеми детьми, заканчиваются по подгруппам. Первыми заканчивают дети младшей подгруппы, затем через 5-10 минут завершают работу дети старшей подгруппы.

На занятиях по конструированию ставиться задача, соорудить одну и ту же постройку, но по-разному:

Например, все строят мост,

  • младшей подгруппы – такой, какой построил педагог, в качестве образца,

  • а дети старшей подгруппы – такой высоты, чтобы под ним могла проехать игрушечная машинка.

Вот таким образом решаются образовательно-воспитательные задачи в нашей разновозрастной группе, и конечно учитываются возрастные особенности каждой подгруппы и каждого ребенка в целом.

Еще существуют два типа занятий, которые можно использовать в группах более контрастных возрастов.

2) Занятие со всеми детьми, но по разным разделам обучения для подгрупп (одна подгруппа рисует, другая занимается математикой).

Занятия проводятся с подразделением детей лишь на две подгруппы, даже при наличии в группе детей с 2-3 до 7 лет. В зависимости от задач в этом случае в одной подгруппе могут объединяться только младшие дети (от 2-3 до 4 лет) или младшие и средние (от 2-3 до 5 лет), в другой – остальные. Как правило, занятие с младшими детьми ведет воспитатель, так как малыши не могут еще сколько-нибудь долго заниматься самостоятельно, а занятия со старшей подгруппой обычно основаны на хорошо знакомом материале и самостоятельной деятельности детей. Например, с младшими детьми воспитатель проводит занятие по развитию математических представлений, а старшие в это время рисуют по замыслу или по какой-нибудь знакомой сказке под руководством помощника воспитателя.

3) Занятие с одной возрастной подгруппой (другая подгруппа самостоятельно играет или готовится к прогулке).

Такие занятия обычно проводятся в часы, отведенные в режиме дня для обучения, но иногда эти занятия (в форме дидактических игр, наблюдений, чтения художественной литературы и т.д.) могут быть организованы и в часы самостоятельной деятельности детей. Чтобы свободные от занятий дети долго не оставались без достаточного внимания педагога, занятия с одной подгруппой не должны быть длительными. Это вполне возможно, так как занимается небольшая часть группы и воспитателю удается осуществить программные задачи за более короткий срок с наиболее достижимым индивидуальным подходом.

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Физическая культура».

Цель.

Упражнять детей в счёте. Развивать умение ориентироваться в пространстве. У детей 2 младшей группы закрепить знания о геометрических фигурах, учить классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру. У детей средней и старшей группы закреплять знания о цифрах и умение соотносить цифру с количеством.

Материал.

Фланелеграф, карточки с цифрами, геометрические фигурки, вырезанные из бумаги варежки с геометрическим рисунком, фигурка гномика, счётные палочки. Деревья из геометрических фигур, «полянка цифр», рисунок «ковра-самолёта» (см. приложение).

Музыка по выбору воспитателя.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие?

(Ответы детей.)

Наше путешествие сказочное, поэтому мы будем передвигаться на сказочном ковре-самолёте. Давайте его рассмотрим.

На какую геометрическую фигуру похож ковёр-самолёт?

Из палочек какого цвета построены длинные стороны ковра-самолёта? Сколько их?

Какие стороны построены из палочек оранжевого цвета? Сколько их?

Как вы думаете, что изображают палочки красного цвета?

С какой стороны ковра расположены синие геометрические фигуры? А жёлтые? Назовите их.

Отправляемся в путешествие. Встаём в круг, берёмся за руки и произносим волшебные слова:

Очутиться в новой сказке

Мы хотим, мы хотим.

На ковре, на самолёте

Полетим, полетим.

Вот мы и прилетели. Мы очутились в лесу геометрических фигур. (На фланелеграфе выставлены деревья из геометрических фигур). Назовите, какие фигуры вы видите?

Посмотрите, кто нас встречает на опушке? Наш знакомый Гномик. Он приготовил для нас много игр.

Первая игра называется «Собери фигурки на тарелочку».

Задание: положи в тарелочку квадратики (синие фигурки, круги, красные фигуры и т. д.).

Воспитатель. Гномик гулял с друзьями в лесу, и они растеряли варежки.

Игра «Найди свою пару» .

Задание: Силуэты варежек лежат на полу. Под музыку дети идут друг за другом. Музыка замолкает, дети берут одну варежку. Затем ищут свою пару.

Воспитатель. Ничего не говорите, лишь руками покажите: «Высоко! Далеко! Низко! Близко! Слева! Справа! Широко! Узко!»

(Дети 2 младшей группы уходят играть с варежками.)

А мы продолжаем своё путешествие. И вышли мы с вами на поляну цифр. (На фланелеграфе полянка цифр.) Гномик предлагает вам отгадать загадки про цифры:

1. На длинной ножке,

Застыв до поры,

Отдыхает палочка

После игры. (1)

2. Это – месяц дугой,

Ниже месяц другой.

А теперь –

Посмотри:

Получилась цифра … (3).

3. Похожа на гусёнка

С длинной шеей,

Шеей тонкой. (2)

4. Глядите – Это стул,

Который я перевернул. (4)

5. Цифра эта дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек. (6)

6. А потом пошла плясать

По бумаге цифра.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула. (5)

7. Эта цифра – кочерга,

У неё одна нога. (7)

8. Два кольца, но без конца,

В середине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь.

Ну, какая цифра я? (8)

9. Я важней всех потому,

Что запутать вас могу.

Если я перевернусь,

То другою окажусь. (9)

Игра «Цифры перепутались» .

Задание: построить числовой ряд.

Задание «Посмотри на цифру и отсчитай столько же палочек».

Итог занятия: Гномик хвалит детей за работу.

Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмёмся за руки и повторим волшебные слова:

На ковре, на самолёте,

Полетим, полетим.

Очутиться в нашей группе

Мы хотим, мы хотим.

Приложение.

Использованная литература:

В.Волина. Праздник числа. М. «Знание», 1993.

МКДОУ Новохоперского муниципального района Воронежской области

« Новохоперский детский сад общеразвивающего вида № 3 «Солнышко»

Воспитатель: Аулова.М. А.

Занятия в детском саду».

это форма обучения, при которой воспитатель работая со всей группой детей или подгруппой в определенное режимное время организует и направляет познавательную деятельность детей с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка с помощью определенных методов и других средств, помогает усваивать детям программный материал, овладевать знаниями, умениями и навыками, развивать познавательное отношение.

Занятие – это основная форма обучения детей в детском саду.

Виды занятий: физкультура, музыка, изо, математика, ознакомление с окружающим, развитие речи.

Каникулы – начало января и конец марта.

В индивидуальную работу включать не только отстающих, но и более сложные задания для более умных детей.

Особенности организации обучения детей в разных возра стных группах.

Вторая младшая группа.

Дети учатся слушать воспитателя, выполнять задания не мешая друг другу, проявлять активность и интерес.

Дети могут сдерживать на некоторое время свои желания и действия.

Постепенно действия начинают носить осознанный характер и проявляют интерес не только к результату, но и к действию.

Важен момент перехода от игры к занятию, сначала незаметен для ребенка – игровой. От игровых приемов зависит переход от игры к занятию.

Средняя группа.

Основная задача – воспитывать умение внимательно слушать указание педагога и действовать в соответствии с ними. Важно учить, выслушивая задание до конца, выделить цель, способ её достижения и т.д., то есть формирование компонентов учебной деятельности.

Значительное место, начинают занимать словесные указания.

В начале года как в младшей группе (летней перерыв)

Во втором полугодии время на подготовку сокращается. Во время обучения начинают вводить элементарные правила поведения.

Старший дошкольный возраст.

Дети могут произвольно управлять собственной деятельностью.

Они в состоянии ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, оценивать результаты выполняемых действий.

Дети понимают смысл задач, поставленных педагогом, могут самостоятельно выполнять его указания.

Дети начинают овладевать элементарными действиями контроля и оценками собственной деятельности.

Значительное место занимают словесные указания.

Дети должны чувствовать себя свободно и необходимо научить детей навыкам учебной деятельности.

Занятия в разновозрастной группе.

Три варианта комплектования разновозрастной группы:

Смежное (2 и 3 года, старшая и подготовительная)

Контрастное (младшая и старшая, средняя и подготовительная)

Резко контрастное (младшая и подготовительная).

Используются разные формы организации:

Фронтальные

Подгрупповые

Индивидуальные

Большое значение имеет взаимообучение (на фронтальных занятиях) и общение, что потом переходит в повседневную жизнь.

Формы организации занятий.

Смежное комплектование:

1. фронтальные;

2. групповые.

1. Решаются учебные задачи общего характера. Занятие посвящено одному разделу «и», а учебные задания дифференцируются для каждой возрастной группы.

Два способа организации:

1. начинаются с детьми одной подгруппы, а потом включается другая;

2. начинается со всеми, а затем старшие дети остаются, а младшие уходят.

2. Решаются специфические задачи для каждой возрастной группы:

Эффективность обучения повышается при наличии межвозрастного взаимодействия детей, включая взаимообучение.

Взаимообучение:

Индивидуальное (дети объединяются в пары) ;

Групповое (опосредованное обучение через педагога), например, экскурсия на стройку с детьми, старшие рассказывают младшим, воспитатель посредник).

Фронтальное- комбинированное (то есть по разным разделам «и») менее эффективное.

Воспитатель должен предусмотреть индивидуальную работу (берет сначала I подгруппу, затем другую).

Контрастное комплектование

Основная форма организации - по подгруппам.

Большое значение имеет распределение обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя.

Большое значение имеет работа в повседневной жизни, дошкольная педагогика - как форма обучения детей.

Домашнее задание:

Установить общий уровень сформированности учебной деятельности ребенка, определить какие элементы её менее сформированы, попытаться установить причины и наметить пути преодоления тех или иных недостатков, наметить перспективы развития учебной деятельности, приемы для их реализации.



Поделиться