Кружки в подготовительной группе детского сада. План работы кружка в подготовительной группе детского сада. Патриотическое воспитание. г. Северодвинск Архангельской области

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 «Утверждаю» Заведующий МБДОУ ЦРР д/с 16 «Сказка» Е. А. Тюрикова КРУЖОК «Художественная мастерская» (Подготовительная группа) Руководитель кружка: 2016

2 Пояснительная записка Кружок «Художественная мастерская» организован для детей 6-7 лет. Проводится по 1 ОД в неделю во второй половине дня, продолжительность ОД 30 минут. Кружок «Художественная мастерская» создан с целью- воспитывать по средствам художественно творческой деятельности гармоничное, разностороннее образование детей, ориентируя их на творческое развитие с учетом их индивидуальных особенностей. Задачи кружка: Развивать у детей желание участвовать в изобразительных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить, клеить совместно со взрослым и самостоятельно. Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым. Обеспечить освоение способов создания изображения передачи формы, построение элементарной композиции. Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов. Создавать условия освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов (гуаши, цветных карандашей, пластилина, глины, теста, развивать мелкую моторику и умение использовать инструменты. Литература: Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» планирование, конспекты занятий, методические рекомендации». (Подготовительная группа) Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир.

3 Месяц Неделя Вид деятельности Тема Задачи Сентябрь 2 Рисование по представлению Аппликация из бумаги «Деревья в нашем парке» «Весѐлые портреты» Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны. Вырезание овала (лица) из бумаги, сложенной вдвое; оформление причѐски обрывной аппликацией. Октябрь 2 Рисование с натуры Аппликация геометрических разной величины из фигур «Друг детства» «Наша ферма» Рисовать игрушки с натуры. Познакомить с эскизом как с этапом планирования работы (создавать контурный рисунок карандашом), передавать цвет и фактуру любыми материалами по выбору. Создание образов домашних животных из овалов разной величины (большой овал -туловище, маленький овал - голова). Ноябрь 2 Рисование экспериментирование «Крошки осьминожки» (коллективная работа) Показать сходство очертаний осьминога с силуэтом перевѐрнутой ладони. Создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога). Аппликация обрывная с элементами декоративного «Золотые берѐзы» Рисование осенней берѐзки по мотивам лирического стихотворения;

4 Декабрь 2 Январь 2 Февраль 2 рисования гармоничное сочетание разных изобразительных техник. Рисование с элементами Аппликации Рисование с натуры Аппликация с элементами Рисования Рисование по замыслу Аппликация «Белая берѐза под моим окном...» «Еловые веточки» «Заснеженный дом» «Весѐлый клоун» «Банка варенья для Карлсона» Изображение зимней (серебряной) берѐзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник. Рисование еловой ветки с натуры; создание коллективной композиции «Рождественский венок» Создание выразительного образа заснеженного дома, творческое применение разных техник аппликации (симметричная, обрывная, накладная) Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме - в движении и с передачей мимики (улыбка, смех). Составление оригинальных композиций из однородных элементов на силуэтах банок разной формы. «Я рисую море - голубые Вызвать интерес к созданию образа моря Рисование - дали...» различными нетрадиционными экспериментирование техниками. Развивать воображение, чувство ритма и композиции. Март 2 Рисование декоративное «Солнышко нарядись!» Рисование солнышка по мотивам декоративно - прикладного искусства и

5 Апрель 2 Аппликация с элементами рисования Аппликация симметричная (силуэтная) из фактурной бумаги Рисование предметное Май 2 Рисование -экспериментирование «Нежные подснежники» «Башмак в луже» «Радуга дуга» книжной графики (по иллюстрациям и народным потешкам и песенкам). Воплощение в художественной форме своего представления о первоцветах (поиск средств выразительности, тень, ноздреватый снег). Вырезание двойных силуэтов парных предметов (сапожки, туфли, башмаки) и составление композиции с отражением в «луже». Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно - выразительными средствами. «Зелѐный май» Экспериментальное освоение цвета; развитие творческого воображения, чувство цвета и композиции; расширение весенней палитры.


КРУЖОК «Художественная мастерская» (Старшая группа) «Утверждаю» Заведующий МБДОУ ЦРР д/с 16 «Сказка» Е. А. Тюрикова Руководитель кружка: 2016 Пояснительная записка Кружок «Художественная мастерская» организован

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Берёзка» общеразвивающего вида с приоритетным художественно-эстетическим направлением Перспективный план по аппликации старшая

Пояснительная записка Важнейшим средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность помогает детям выразить свои жизненные впечатления, знания,

Изобразительная деятельность в старшей группе Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления

ПРИНЯТА: на педагогическом совете Протокол 1 от «01» сентября 015г УТВЕРЖДАЮ: и.о. заведующего МДОУ 9 А.В. Климкина Приказ 1/о от «01» сентября 015г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативных занятий по реализации

2016 Пояснительная записка Кружок «Художественная мастерская» организован для детей 5-6 лет. Проводится в старшей группе по 1 ОД в неделю во второй половине дня, продолжительность ОД - 25 мин. Имеет своей

КРУЖОК «Художественная мастерская» (средняя группа) 2016 «Утверждаю» Заведующий МБДОУ ЦРР д/с 16 «Сказка» Е. А. Тюрикова Руководитель кружка: Пояснительная записка Кружок «Художественная мастерская» организован

Перспективный план по аппликации (подготовительная группа) Методическая литература: 1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (подготовительная группа) 2. Лыкова И.А. «Изобразительное

Сентябрь 1 Силуэтная аппликация «Цветные ладошки» Вырезание по нарисованному контуру; составление образов и композиций; «расшифровка» смыслов. С.24 Аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке» Продолжать

Воспитатель МБДОУ «Центра развития ребѐнка - д/с 30 «Солнышко» г.вязники Шорникова Галина Владимировна Высшая категория Стаж работы 23 года Дошкольное детство это важный период в жизни ребенка. Именно

Пояснительная записка Направление «Художественно-эстетическое развитие» Образовательная область «Художественное творчество» Вид деятельности «Развитие продуктивной деятельности» Срок реализации: 1 год

Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир аппликации» имеет художественную направленность, ориентирована на развитие творческих способностей детей младшего и среднего

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа 14 «Центр образования» города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области структурное

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) 1. Пояснительная записка. Главная цель художественного образования развитие личности школьника, его творческих способностей, формирование его духовной культуры, приобщение

Учебно-тематический план 1-й год обучения, 1-е полугодие Наименование темы Количество часов Раздел 1. Рисование 21 3 18 1 Входное тестирование. 3 0,5 2,5 2 Цветные волшебные линии. 3 0,5 2,5 3 Не цветные

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО ДЕТСКИЙ САД 10 «ЛУЧИК» (АОУ детский сад 10 «Лучик») Принято

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида г. Батайск УТВЕ /у- Заведующий МБ ДОУ 14 ЙЙДюрина 1риказ от 01 ;09.2016 г. Рабочая программа кружка изо «В

Пояснительная записка ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дошкольный возраст является важнейшим, базовым периодом в художественном и эстетическом развитии ребенка. "Это период первоначального фактического складывания

Перспективный план по аппликации (старшая группа) Методическая литература: 1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (старшая группа) 2. Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском

СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка стр. 3 2.Цели и задачи программы стр. 4 3.Планируемые результаты освоения программы. стр. 4 4.Учебный план стр. 6 5.Календарный учебный график стр. 6 6. Формы промежуточной

Краткая презентация к рабочей образовательной программе педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности Выполнил: педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности

Календарно тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе урока Дата Учебная тема Вид работы Характеристика деятельности учащихся 1 Что значит быть художником? Фактура предмета.

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Капелька» для реализации в 015-016 учебном году

Пояснительная записка. Изобразительно искусство является основным средством эстетического воспитания: оно позволяет обучающимся выражать свое представление об окружающем мире, развивает фантазию и воображение.

Пояснительная записка Программа составлена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» под редакцией Лыковой И.А. Направленность программы «Разноцветные

МБДОУ Д/С 6 Учимся нетрадиционной технике рисования с детьми подготовительного дошкольного возраста в процессе кружковой работы Программа кружка «Радуга» «Согласовано» на педагогическом совете Протокол

1. Пояснительная записка Ручной труд оказывает огромное влияние на развитие кисти руки. Детей привлекают изделия из разных материалов, поэтому в план работы кружка включена работа с природным материалом,

Учебный план Срок обучения 1 год Наименование предметных областей и учебных предметов Аудиторные занятия (в часах) Распределе ние по годам обучения Аттестация Групповые занятия Индивидуальные занятия 1

ТЕМА НЕДЕЛИ П/П ТЕМА ЗАНЯТИЯ ОСЕНЬ 1. Рисование «Золотая осень» СЕМЬЯ 2. Рисование «Семья» ИГРУШКИ 3. Рисование «Нарисуй свою любимую игрушку» Подготовительная группа ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Закрепить умение

Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся класса муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Большеокинская СОШ» разработана

Изобразительное искусство п\п Содержание материала. Тема урока. 1. Рисование с натуры. Чем и как работают художники. «Волшебные краски». 2. Аппликация. «Цветовой круг». 3. Декоративное работа «Красивые

Государственное образовательное учреждение Ярославской области Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 3 Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,

Гуляева Ольга Ильинична воспитатель МБДОУ Д/С 36 «Кэрэчээн» с. Чаранг, Республика Саха (Якутия) РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: в данной статье представлена проблема

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД 66 «БЕРЕЗКА» Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через интеграцию экологии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 г. Нижнего Новгорода Утверждено приказом от 28.08.2014 265 Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»

Пояснительная записка Направленность: «Аппликация» Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского

Проект по использованию в изодеятельности разных материалов «Золотая рыбка». Автор проекта Киселева О.Н., воспитатель МКДОУ 63 «Сказка» Продолжительность проекта краткосрочный (ноябрь 2014 г.) Тип проекта

Пояснительная записка «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства

Перспективный план по изобразительной деятельности (старшая группа) Методическая литература: 1. Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно образовательного процесса» 2. Доронова Т.Н. «Природа,

Государственное образовательное учреждение Ярославской области Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 3 Утверждена приказом директора школы: от 201 года Директор

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы «Детская школа искусств имени М.А.Балакирева» Принято на заседании Педагогического совета 20 г. «УТВЕРЖДАЮ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

Консультация для родителей. Изобразительная деятельность детей 4-5лет Изобразительная деятельность детей 4-5лет продолжает развиваться. Ребенок познает окружающий мир, приобретает опыт, формируются образные

Пояснительная записка Программа внеклассной работы предлагается для детей младшего школьного возраста. Составлена таким образом, чтобы дать школьникам представление о системе взаимодействия искусства с

Пояснительная записка Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 6 имени Сирина Николая Ивановича» «РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО» Протокол от 29.08.2017 1 Заседания предметного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Заведующий МБДОУ «Радуга» МБДОУ «Радуга» Н.А.Касьянова Протокол 1 Приказ 97/7

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад 8 присмотра и оздоровления Красногвардейского района Санкт-Петербурга РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ФАНТАЗИЯ» Возраст детей:

«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов М.М.Каримуллина Протокол 1, 29 августа 2013 г «Согласовано» Заместитель директора по УР С.М.Галимова «29» августа 2013г. «Утверждаю» Директор школы

Пояснительная записка Мир и жизнь могут стать прекрасными благодаря искусству, поэтому приобщение к искусству и художественной культуре необходимо считать приоритетным для образования в целом. Культурный

Кружок рисования Занятия кружка рисования проводятся на основе интегрированной программы художественно-эстетического развития ей «Цветные ладошки» И.А.Лыковой, рекомендованной к использованию в дошкольных

I. * Департамент культуры администрации г. Братска Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ И РЕМЁСЕЛ» муниципального образования города

ДОУ 96 Проект: «Деревья осенью» в старшей логопедической группе Воспитатели: Николаева Е.В. Данилова К.В. г. Липецк 2016 г. Проект «Деревья и кустарники осенью» Цель: Расширять знания детей о растительном

Введение Программа «Юный художник» является программой художественно-эстетического направления, предполагает кружковой углубленный уровень освоения знаний и практических навыков. По функциональному предназначению

Отдел образования Администрации Уйского муниципального района Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детей «Уйский центр внешкольной работы» Ж.И.Тагирова Педагогический совет 1 «Утверждаю»

Светлана Драгункина

Участниками этой деятельности являемся мы : дети старшего дошкольного возраста и я, воспитатель подготовительной группы , которая сама увлечена вышивкой лентами и хочет по-хорошему «заразить» своим увлечением своих подопечных! В мой кружок в начале года изъявили желание записаться несколько девочек, мы получили благословение родителей, закупили необходимые материалы и приступили к занятиям. Буквально к следующему занятию изъявил огромное желание присоединиться к нам один из мальчиков нашей группы . Это было неожиданно, а сейчас в нашем кружке наравне с девочками вышивают с удовольствием уже четыре мальчугана! Волшебство творят с детьми мои ленточки !

Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом : быстро устаёт рука, теряется рабочая строка , ребёнок не укладывается в общий темп работы . В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.

Практика показывает : дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом . Дошкольный период - важный этап в жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются : точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление - качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.

Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему работа кружка «Волшебные ленточки » , с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе .

В начале учебного года проводилось знакомство детей с лентами разной ширины , иглой, ножницами, пяльцами. Учились отмерять ленту 20-30 сантиметров , обрезать край ленты наискосок и вдевать ее в иглу, делая закрепку, на конце ленты делать плоский узелок.

Большое внимание уделили выбору рабочего места , его освещенности и безопасности детей при работе с иглами и ножницами. Работа в кружке положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми, они учатся помогать друг другу. Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Вышивание требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз, лицевая - изнаночная. Обучение показывает эффективность этого труда, приносит пользу уже к середине учебного года. Пальчики становятся более умелыми и ловкими. Теперь не проходит дня без детских вопросов : «А когда мы будем вышивать?» , «А дальше что мы будем вышивать?» Конечно, в начале пути часто требовалась моя помощь, как без этого? Детские пальчики не слушались, малыши путались с лицевой и изнаночной стороной своей работы , у них перепутывалась непослушная ленточка . Сейчас уже виден прогресс! Не хочу быть голословной, поэтому публикую фотографии наших работ и нас за работой . Не судите строго, надеемся на ваше снисхождение и поддержку!





Публикации по теме:

Кружковая работа «Хозяюшка» подготовительной группы Доклад Приобщение ребёнка к миру взрослых, их деятельности, к чувствам и переживаниям существовало с древних времён. Во все времена матери.

Кружковая работа по экспериментальной деятельности «Воз и маленькая тележка чудес» в старшей группе Кружковая работа с детьми старшей группы по экспериментальной деятельности «Воз и маленькая тележка чудес» Потребность в познании – источник.

НОД по лепке в технике "пластилинография" на тему: "Снегири" "Стынут лапы на морозе У сосны и ели. Что за чудо - На березе яблоки поспели.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, родители и все посетители моей странички! В этом году в свой кружок "Маленькие волшебники" по лепке в.

Рада вам представить нашу коллективную работу с моими детками. Выполнила и провела работу: воспитатель Аргунова Д. Г Тема: Разноцветные тюльпаны.

«Рождественский фонарик» Украшение из цветной бумаги для елки. Цель: Уточнить знания о елки, отличительные особенности, ее внешний вид.

Утверждена и введена в действие приказом

№____ от «____» _______________2014 г.

Заведующая _________ А.В.Тишина

Рабочая программа кружка

« Веселая мастерская»

подготовительной группы «Колобок»

Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад общеразвивающего вида № 16» «Виктория»

Чистопольского муниципального района РТ

на 2015-2016 учебный год

Рассмотрена и принята на заседании педагогического совете МБДОУ № 16 протокол ____ от ________________г .

Заведующая:__________ Тишина А.В.

Руководитель кружка: Васина Юлия Ирековна

Содержание

I .Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка………………………………………………….....3

1.2. Цели и задачи кружка……………………………………………………...3

1.3.Основные методы и приемы работы……………………………………....4
1.4. Мониторинг уровня развития мелкой моторики…………………………5

II .Содержательный раздел

2.1 Учебный план…………………………………………………………….....8

2.2.Учебно – тематический план……………………………………………....8

2.3. Перспективный план работы кружка……………………………………...9

III . Организационный раздел

3.1.Организация кружковой деятельности…………………………………...13

3.2.Используемый материал при работе ……………………………………..13

3.3.Список литературы…………………………………………………………14

I .Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", - утверждал В.А.Сухомлинский.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с прекрасным, создавая его своими руками.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.

Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов.

Развивать творчество детей можно различными способами, в том числе используя природный и бросовой материалы. Эти материалы настолько разнообразны, что их невозможно перечислить. А главное – они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает у ребенка чувство удовлетворения, радости, успеха; особую радость доставляет детям видеть результат своего труда.

Для формирования устойчивого интереса к творчеству (изготовлению поделок) использую в своей работе устное народное творчество: загадки, потешки, считалки, пословицы, поговорки, создающие богатую почву для размышления, вдохновения, воздействующие на ум и чувства ребенка.

Актуальность в том, что изобразительная продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

На занятиях решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе;

В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.), навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

1.2. Цели и задачи кружка

Для успешного развития творческих способностей детей был создан кружок «Веселая мастерская»

Цель: Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей , помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом. Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с разными техниками рукоделия.
- Развить у дошкольников художественный вкус, воображение, творческое мышление;

Обогащать и расширять художественный опыт;
- Развивать целенаправленную деятельность и стремление к созидательной активности;
- Воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности, ее результату;
- Способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности интересен другим и им самим, привить навыки работы, приучить к терпению и упорству.

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”.

1.3.Основные методы и приемы работы

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей поделки до моделирования и конструирования новых поделок.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Задачи:

Обучающие:

закрепление и расширение знаний и умений, полученных на занятиях труда, художественного творчества, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами; обучение умению планирования своей работы; обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов; обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала; развитие образного мышления и воображения; развитие памяти, внимания, глазомера, мелкой моторики рук, развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, воспитывать любовь к декоративно – прикладному творчеству, к природе.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:

    умение планировать порядок рабочих операций

    умение постоянно контролировать свою работу

    умение пользоваться простейшими инструментами

    знание видов и свойств различного материала

    знание основных видов работ с разным материалом

    владение приемами изготовления несложных поделок

    умение красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку

    правил общения, правил безопасности труда, правил личной гигиены.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с детьми, а также участием в конкурсах и выставках, использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, младших дошкольников, сотрудников детского сада; оформление группы в праздники.

Принципы , лежащие в основе программы:

Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

Демократичности и гуманизма (в заимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Предполагаемые результаты работы

    Должны знать и уметь:

    Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет;

    Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов;

    Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку;

    Овладеть навыками культуры труда;

    Правила личной гигиены;

    Правила общения;

    Правила безопасности труда;

    Овладеть техниками

    «Торцевание»

    «Оригами»

    «Тестопластика»

    «Граттаж»

    «Бисероплетение»

II . Содержательный раздел

2.1.Учебный план

3

Техника «Торцевание»

Техника «Оригами»

«Тестопластика»

«Бисероплетение»

Итого:

Сентябрь

«Дары осени»

Экскурсия в «Осенний лес»

Рисование «Осень»

(отпечатки листьев)

Аппликация из листьев

«Бабочки»

Октябрь

Изготовление поделок из крупы

«Ваза для цветов»

Панно «Рыбка»

Ноябрь

Техника «Торцевание»

Берёзка

Цветок в горшке

Декабрь

Рисование ладошкой и ватными палачками

«Белый мишка»

«Весёлый снеговик»

«Павлин»

Январь

Изготовление поделок из ватных дисков

«Подснежники»

« Лебеди»

Февраль

Техника «Оригами»

Открытка подарок папе.

Открытка подарок дедушке.

Март

«Тестопластика»

«Рыбка»

«Подкова на счастье»

«Космос»

«Цап - царап»

Май

«Бисероплетение»

Фенечка «Крестики»

Брелок «Бабочка» или «Мотылек»

Итого:

3.1.Перспективный план работы кружка

Сентябрь

Экскурсия в «Осенний лес»

Воспитание чувства прекрасного, приобщение к природе.

Отбор и подготовка природного материала.

Рисование «Осень»

(отпечатки листьев)

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «Отпечаток»

Листья деревьев, гуашь, акварель, лист А4, клей ПВА.

Аппликация из листьев «Рыбки в аквариуме»

Развитие творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения.

Листья деревьев, гуашь, акварель, цветной картон, клей ПВА.

Аппликация из листьев

«Бабочки»

Аппликация «Раз крупинка, два крупинка…»

изготовление поделок из крупы

Октябрь

«Ваза для цветов»

Развитие мелкой моторики, тактильных опущений, творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения. Воспитывать у детей терпение, усидчивость.

Крупа, макаронные изделия, клей титан, пластилин, бутылка из под йогурта, картон.

«Ваза для цветов»

продолжение

Панно «Рыбка»

Панно «Рыбка»

продолжение

Техника «Торцевание»

Ноябрь

Берёзка

Берёзка

продолжение

Цветок в горшке

Цветок в горшке

продолжение

Рисование ладошкой и ватными палачками

Декабрь

«Белый мишка»

развитие мелкой моторики пальцев, творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения.

Цветной картон, ватные палочки, гуашь, кисти для рисования.

«Весёлый снеговик»

Рисование ладошкой

познакомить с нетрадиционным способом рисунка при помощи ладони и отпечатков пальца.

«Павлин»

Рисование ладошкой

создать изображение павлина, используя в работе гуашь, ладошку и пальчики, а так же различные кисти для рисования.

«Павлин»

Продолжение

формирование художественно- образного мышления.

Изготовление поделок из ватных дисков

Январь

«Подснежники»

развитие у детей художественно-творческих способностей. воспитывает у детей терпение, усидчивость и фантазию.

Цветной картон зелёного цвета, материал, вата, клей ПВА, ножницы.

«Подснежники»

продолжение

Развивать чувство формы, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисти рук.

«Лебеди»

развивать творческое начало, эстетический вкус, фантазию;
- совершенствовать конструкторские и аппликационные навыки и умения.

«Лебеди»

продолжение

Техника «Оригами»

Февраль

Открытка ко дню всех Влюбленных

учить работать по плану;
воспитывать внимание и заботу к родным и близким.

цветной картон белого, красного и черного цвета, ножницы, клей ПВА, две пуговицы, черная пряжа, гуашь, кисточки, шаблоны, карандаш.

Открытка ко дню всех Влюбленных

продолжение

Открытка в подарок папе.

Учить создавать из бумаги открытку своими руками.

цветная бумага, цветная бумага для принтера – 1 лист зеленого цвета, 1 лист белого цвета, клей ПВА, простой карандаш, линейка, ножницы, фломастеры.

Открытка в подарок дедушке.

Совершенствовать конструкторские и аппликационные навыки и умения.

Тестопластика

Март

«Рыбка»

развивать творческое начало, эстетический вкус, фантазию.

мука, соль, клей, гуашь.

«Рыбка»

продолжение

развивать творческое воображение, фантазию и чувство вкуса.

«Подкова на счастье»

«Подкова на счастье»

продолжение

Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, любовь к близким.

Нетрадиционная техника рисования «Граттаж»

Апрель

Знакомство с техникой

«Подготовка фона для работы»

познакомить детей дошкольного возраста с некоторыми видами нетрадиционных техник в рисовании.

листы бумаги белого цвета;
- кисти;
- банка с водой;
- гуашь;
- парафиновая свеча;

«Космос»

инициирование поиска изобразительно – выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов посредством использования нетрадиционного способа рисования - граттаж.

Бумага для акварели;
- кисти;
- банка с водой;
- гуашь;
- парафиновая свеча;

«Подготовка фона для работы»

Учить детей самостоятельно подготавливать фон для работы. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалами. Развивать воображение, творчество

«Цап - царап»

(тема рисунка по желанию детей)

Бисероплетение

Май

Фенечка «Крестики»

привить интерес к с бисером.

Фенечка «Крестики»

продолжение

развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим ;

Брелок «Бабачка» или «Мотылек»

Брелки

продолжение

воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения

III .Организационный раздел

3.1. Организация кружковой деятельности

Возраст детей

Продолжит.

занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

6- 7 лет

30 мин.

1 раз

30 мин.

14 часов

3.2. Материал, используемый в работе с детьми

Используемый материал

Сентябрь

«Дары осени»

Листья деревьев, гуашь, акварель, лист А4, клей ПВА, цветной картон.

Октябрь

Изготовление поделок из крупы

Крупа, макаронные изделия, клей титан, бутылка из под йогурта, картон.

Ноябрь

Техника «Торцевание»

Пластилин, гофрированная бумага, салфетки, желтая, красная, голубая, белая, зелёная, сиреневая, клей ПВА.

Декабрь

Рисование ладошкой и ватными палачками

Цветной картон, бумага для акварели, ватные палочки, гуашь, кисти для рисования.

Январь

Изготовление поделок из ватных дисков

Лист А4, гуашь, кисти для рисования. Ватные диски, клей ПВА ножницы, ватные палочки, цветная бумага зелёного цвета, гуашь

Ватные диски, клей ПВА ножницы, цветной картон, цветная бумага.

Февраль

Техника «Оригами»

цветная бумага, цветная бумага для принтера – 1 лист зеленого цвета, 1 лист белого цвета, клей ПВА, простой карандаш, линейка, ножницы, фломастеры. Цветной картон зелёного цвета, материал, вата, клей ПВА, ножницы.

Март

«Тестопластика»

мука, соль, клей, гуашь

Апрель

Нетрадиционная техника рисования «Граттаж»

Бумага для акварели;
- кисти;
- банка с водой;
- гуашь;
- парафиновая свеча;
- авторучка с пустым стержнем; акварельные краски, восковые карандаши.

Май

«Бисероплетение»

бисер разных цветов, леска, проволока.

3.3.Список литературы

    Бумажная филигрань / Александра Быстрицкая. – 2 – е изд. – М.: Айрис-прес, 2008. – 128с.

    Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.- М: Эксмо, 2004. - 160 с.

Адельбаева Светлана Галеевна

МАДОУ детский сад № 253 г. Уфа

Воспитатель

Программа кружковой работы в подготовительной группе.

"Мы твои друзья, природа"


Срок реализации программы 1 год

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В. Сухомлинский.

Кружок «Мы твои друзья природа» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие. В основу содержания кружка легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Работа кружка «Мы твои друзья природа» призвана решать следующие задачи:

  1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
  2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
  3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Методы, используемые для реализации работы кружка: 1. Наглядные методы:

Экскурсии, целевые прогулки;

Наблюдения;

Показа сказок (педагогом, детьми);

Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Проведение дидактических игр;

  1. Словесные методы:

Чтение литературных произведений;

Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

  1. Игровые методы:

Проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно - ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

Загадывание загадок;

Проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  1. Практические методы

Организация продуктивной деятельности детей;

Оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

Постановка сказок, отрывков литературных произведений;

Изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.

  1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
  3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Расписание работы

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь - май включительно), один раз в неделю - вторник. План кружка рассчитан на хт>д. Возраст детей: от 6 до 7 лет.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

  1. Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
  2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
    1. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

Перспективный план работы кружка «Мы твои друзья, природа»

месяц

Тема

Задачи

Уточнить знания детей о солнце

осенью. Формировать умения

определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля

Чтение стихов: «Четыре

клада...» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки»,

«Расскажи

Хрюшке о комнатных

растениях»

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок).

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с

любовью и нежностью.

Артикуляционная гимнастика,

Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дидактическая игра

«За каким растением

спрятался Хрюша?», конспект

«Осеннее

Формировать умения детей

наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Нетрадиционная техника рисования: кляксография- экспериментирование

«Домашние

животные»

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

Беседа, использование художественного

слова, пальчиковая игра

«Облака», игра «Вспомни и назови»

«Сколько знаю

я дождей»

Развивать способности детей

наблюдать сезонные явления и

их изменения. Формировать умения выделять характерные

признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь

детей: моросит, мелкий, холодный.

Коммуникативная игра-танец

«Вальс друзей»

Пение «Туча», «Кап, кап...»

муз. И. «Солнечные зайчики и тучка» пальчиковая и.

«Облака», конспект

«Воробьишка»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные.

Подвижная игра «Кто в домике живет?»

Природные приметы Массаж пальцев «Грачи»

Птичьи заклички

Речевая игра «Кто же это?»

(конспект)

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы»

«Дикие звери зимой»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стихотворений, творческие задания, подв. игра «Зайцы и волк», беседа.

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать

словарь детей: первый снег.

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, проблемная ситуация.

«Защитите ель и сосну»

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна.

Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию

«Плыли по небу тучки»

Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака.

Развитие наблюдательности. Активизировать словарь детей: перистые, слоистые, кучевые.

Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова.

«Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т.д.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность.

«Зимняя красавица - ель»

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». Творческая работа, конспект

«Наблюдение

за снегом и льдом»

Формировать реалистическое понимание неживой природы;

закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Проведение опытов, подвижные игры

«Затейники», «Пожарные на ученье», использование художественного слова.

«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

Беседа, игра «Накорми птицу», дидактическая игра «Улетают - не улетают».

удивительный

художник»

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова,

практическая работа

(конспект)


«Выращиваем лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

Беседа с элементами труда.

«Дикие животные в лесу зимой»

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе. Выполнение творческого задания, игра «Мы маленькие зайчики», игра «Закончи предложения».

«Лаборатория добрых дел»

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей

Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения).

Опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле.

«Наблюдение за сезонными изменениями»

формировать представления об изменениях в природе;

Учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);

Закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Использование художественного слова, Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?».

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Чтение стихотворения "Март", «Весна идёт», д.и. «Найди настроение. Покажи настроение», наблюдение.

«Наши четвероногие друзья - собака»

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

Наблюдение, Подвижные игры

«Дружные пары», «Разойдись — не упади».

«Забота о здоровье»

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Сравнительный рассказ о мать- и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов.


«Божья коровка»

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.

Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание потешки, продуктивная деятельность, пальчиковая гимнастика «Божьи коровки».

«Русская березка»

Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Загадывание загадок, хоровод, продуктивная деятельность

«Пернатые гости»

Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения - греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т.д.)

«Весенний пейзаж»

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, художественное слово рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми цветка умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность (конспект)

«Кто живёт в пруду?»

Познакомить детей с прудом - природным водоемом, его обитателями, растениями, формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде.

Рассматривание картины «Водоем», игра «Создай свой водоем», беседа, игра «Подражание», конкурс «Кто готов сохранить водоем?»..

«Цветущие деревья»

Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.

беседа о яблони, вишни, сирени.

Игра «От какого дерева цветок, Игра - имитация «Собери нектар»

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,

рассматривание иллюстраций, чтение, конспект.

«Песочные фантазии»

Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Упражнять детей в работе с моделями. Развивать образное и логическое мышление, тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей

Чтение загадок, игра «Песочный телеграф», муз-норит-кое упр- ние «Волна», пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», самостоятельная деятельность детей


Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитание дошкольников / С.Н. Николаева - М.: Мозаика-Синтез, 2002. - 128 с.
  2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство ACT» - 1998. - 320 с.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение - 1999.-207 с.
  4. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт,- сост. Т. Г. Кобзева. И. А. Холодова. Г. С. Александрова. - Волгоград: Учитель, 2011.- 330с.

Пояснительная записка

Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование . Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработан план кружка «Почемучка» для детей подготовительной к школе группе. Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно-научных представлений дошкольников.

Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

1. Расширить представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развивать умственные способности.

4. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Освоение программного материала кружка «Почемучка» рассчитано на один учебный год.

Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Перспективное планирование

Месяц Тема Задачи Предварительная работа Оборудование Работа с родителями

Знакомство с оборудо-

ванием для экспери-

Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов. Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием. Увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.; Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
Почему осенью листья желтеют? Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора: с понижением температуры изменяется цвет листьев (осенью холоднее, чем летом) Наблюдение на прогулке (листопад, разноцветные листья). Дидактическая игра «С какого дерева листок?». Чтение художественной литературы:

М. Ивенсен

«Падают листья».

Береза, растущая на игровой площадке, календарь погоды, уличный термометр, температурный график. Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран

Лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.

Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы

Прогулка в парк, лес. Участие в совместных мероприятиях – выставка в группе «Поделки из природного материала».
Живой кусочек Помочь детям установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. Рассматривание овощей. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Чтение художественной литературы об овощах.

Просмотр презентации viki.rdf.ru

Плоская емкость с водой, корнеплоды: морковь, свекла; алгоритм проведения опыта, рабочий лист.
Ноябрь «Пластмасса: ее качества и свойства» Учить детей распознавать предметы из пластмассы. Побуждать детей определять её качества (гладкая или шероховатая, изделия из неё окрашены в разные цвета), и свойства (водонепроницаемая, ломкая, плавится, гибкая). Воспитывать интерес к современным материалам. На прогулке показываю детям небольшой опыт с пластмассой - маленькую пластмассовую пластинку и нагреваю её над спиртовкой. Пластмассовая пластинка плавится, горит, сильно пахнет. Различные

по форме, цвету, величине изделия из пластмассы, (пластмассовые стаканчики, электрический чайник, настольный органайзер, телефонный аппарат), вода, пластмассовые пластинки, спиртовка, спички; алгоритм описания свойств материала.

«Металл: его качества и свойства» Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. Игры с металлическими предметами в уголке экспериментирования (конструктор), игры с магнитом. Металлические предметы, емкость с водой, свеча, магнит, сундук, деревянные и резиновые предметы, иллюстрации по теме, варежки с магнитом, лист бумаги, костюм для игрового персонажа.
«Бумага: ее качества и свойства» Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге. Показ мультфильма «Фиксики. Изготовление бумаги» Разные виды бумаги; емкости с водой, ножницы, квадратный лист белой бумаги. Составить альбом- коллекцию «Виды бумаги».
«Древесина: ее качества и свойства» Научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, презентация «Что сделано из дерева»; спилы для счета годовых колец; термос с горячей водой, кружка.
Нужен ли растениям снег зимой? Помочь детям выявить роль снега в жизни растений. Просмотр презентации «Зима», «Откуда в снеге грязь?». Дидактическая игра «Бывает – не бывает». Чтение художественной литературы И. Белоусов «Первый снежок», И. Никитин «Жгуч мороз да трескуч». 2 емкости с водой, снег. Совместные прогулки родителей с детьми. Предложить родителям провести с детьми наблюдение за изменениями в погоде и природе.
Лед и снег –

тоже вода

Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.

Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии.

Прививать бережное отношение к воде.

Ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток, спиртовка, салфетки.

ление цветных льдинок

Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. Формочки, баночки, гуашевые краски, вода.

Опыт: «Вода – раствори-

Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами. Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.
Январь «Ткань: ее качества и свойства» Узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. Составить альбом- коллекцию «Виды тканей».
«Стекло: его качества и свойства» Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность). Предметы, сделанные из стекла. Презентация «Посуда». Стакан с водой, краски, деревянные палочки.
Магнит - фокусник Знакомство с понятием "магнит".

Формирование представлений о свойствах магнита.

Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.

Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм» Магниты, металлические предметы (скрепки, болты, саморезы), картон, салфетки, стаканы с водой, крупа.
Почему лампочка светит?

Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»

Познакомить детей с принципом работы электрической лампочки.

Развивать умения выдвигать гипотезы и предположения, анализировать сопоставлять различные факты, делать выводы и заключения.

Беседа об электричестве и об электростанциях. Батарейки плоские, лампочки для карманного фонарика, соединительные провода, выключатели, схема соединения электрической цепи, схемы правил безопасности при использовании электричества в быту.
Солнечные зайчики Познакомить с естественным источником света – солнцем. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. Вода, зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали (на каждого ребёнка).
Теневой театр Продолжать знакомиться со свойствами света и тени.

Развивать творческое воображение.

Воспитывать наблюдательность.

Лампа, экран, фигурки теневого театра. Предложить вместе с детьми изготовить фигурки для теневого театра.

Как увидеть и услышать электри-

Продемонстрировать детям проявление статического электричества. Теплый свитер, кусочки шерстяной или синтетической ткани, вода, воздушный шарик, расческа.
Март Песок и глина Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Активизировать словарь: «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п. Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы.
Знакомство с камнями. Какими бывают камни? Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77, Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г., с.23 Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений» . фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д. Собрать коллекцию камней.
«Живые камни» Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. На прогулке:

1. Рассматривание камней (вид, форма, структура, свойства).

2. Выкладывание рисунков из камней.

3. Строительные игры (строительство и украшение построек).

Знакомство со свойствами воздуха Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.
Апрель

Неизвест-

ное – рядом

Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов. Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички.
Этот загадочный космос Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость. Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей. Фонарик, линейка.
Круговорот воды в природе Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с процессом конденсации. Просмотр презентации «Что такое весна?», «Вода». Просмотр познавательного мультфильма «Круговорот воды в природе». Кастрюля с водой и стеклянной крышкой. Ноутбук, проектор и экран. Предложить родителям совершить с детьми совместные прогулки в парк, на водоем. Провести наблюдения за изменениями в природе.
Испарение влаги с листьев растений Дать детям возможность проверить, куда исчезает вода с листьев растений. Рассматривание комнатных растений в группе. Д/и «Отгадай, что за растение?». Просмотр презентации «Цветы». Растение, полиэтиленовый пакет, нить.
Май

Неизвест-

ные семена

Дать детям возможность, проведя опыт, убедиться в необходимости почвы для жизни растений, понять как качество почвы влияет на рост и развитие растений, выделить разные по составу почвы. Просмотр презентации «Подсолнух». Чтение худ. Литературы А. Платежков «Неизвестый цветок», А. Кюппер «Маленький садовник». Разнообразие семян разных садовых растений. Почва, лейка, горшок. Предложить родителям вместе с детьми подготовить семена и посадить цветы на клумбе около детского сада.
Почему комар пищит, а шмель жужжит? Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков. Просмотр презентации микрокосмос. Наблюдение в природе. Д/и «Кто как двигается», «Кто где спрятался». Аудиозапись со звуками, произносимыми насекомыми, ноутбук, проектор. Совместные прогулки с детьми в природу, наблюдение за насекомыми.

Используемая литература:

1. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, Веракса Н. Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.

3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование), изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.

4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» - Москва, 2002 г.

5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2013 г.

6. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами, М.: Карапуз, 2005 г.

7. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой, Москва: Педагогическое общество России, 2005г.



Поделиться