Мастер-класс "активные формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию". Работа с родителями "нравственное воспитание детей"

программы духовно-нравственного развития

и воспитания школьников.

Пушнова Ю.Б.,методист кафедры управления образования СарИПКиПРО

Без глубокого нравственного чувства

человек не может иметь ни любви, ни чести,

ничего, чем человек есть человек.

В.Г. Белинский

Издревле в России именно семья вносила решающий вклад в дело воспитания и социализации детей, в формирование у них определенного мировоззрения, ценностных ориентиров и установок, черт характера. В семье развивается интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы личности. Семья являлась главным транслятором социального и нравственного опыта от поколения к поколению главным механизмом которого была родительская любовь, доверие ребёнка к родителям, стремление подражать им.

Сегодня, когда ценности «родительского» поколения подвергаются критике со стороны повзрослевших детей, родители, сталкиваясь с нестандартными воспитательными ситуациями, все чаще обращаются за помощью к педагогу, испытывая недостаток собственных педагогических знаний и способностей.

Основными причинами, снижающими воспитательный потенциал семьи, стали высокая степень занятости родителей, неблагоприятная психологическая обстановка в некоторых семьях, отсутствие общих интересов и семейных традиций. Ведь и дети, и родители нуждаются во взаимной любви и взаимопонимании. И тем, и другим важно чувствовать, что их ценят, любят, признают, уважают. В своей семье человек должен приобрести уверенность в себе, чувство безопасности при взаимодействии с внешним миром. Не научившись любить, ценить своих близких, ребёнок никогда не научится понимать и принимать окружающих. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для духовно-нравственного становления личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, осознает мотивы поведения, расставляет собственные нравственные оценки.

Работа по духовно-нравственному развитию младших школьников будет намного эффективнее, если педагоги и воспитатели, создав единую систему, помогут своим воспитанникам не только усвоить знания, но и закрепить жизненные навыки, определяющие нравственные ориентиры.

Огромное значение в воспитании ребенка играет то, насколько сильна связь школы и семьи. Часто те нравственные ценности, которые прививаются в школе, стираются в результате негативного воздействия семьи. Недоверие к учителю, перерастающее в устойчивый нигилизм – вот самый ожидаемый результат разрушенных связей двух мощных субъектов воспитания. Как учителю завоевать доверие родителей? Как не растерять его на протяжении обучения ребенка в школе и получить союзника и единомышленника в семье?

Есть удивительный пример из практики японской школы, где существует такое уникальное явление, как «переговорник». Это дневник, который в начальной школе одновременно ведут и учитель, и родители каждого ученика. Мама, провожая ребенка в школу, дает ему дневник, в котором она записала свои наблюдения за ребенком в течение предыдущего дня. А учитель, просмотрев мамину запись, пишет в ответ свои впечатления и возвращает дневник ученику. И так каждый день. В результате и родители постоянно находятся в курсе поведения и успехов своего ребенка в школе, и учитель не упускает своих учеников из виду даже вне школы.

Возможно ли такое в российской школе, или в отдельно взятой школе? Наверное, в каком-то виде возможно. Личность учителя имеет огромное влияние на маленького ученика. Ему доверяет ребенок и радости и разочарования. В семье формируется стереотип межличностных отношений, уважение к семейным ценностям. Взаимодействие семьи и школы будет иметь решающее значение для организации жизни, формирования духовности, нравственности младшего школьника.

За последний год система образования в России претерпела существенные изменения. В жизнь вошел новый федеральный государственный образовательный стандарт.

Наверное, впервые в материалах стандарта расставлены акценты на вопросы, о которых раньше либо не говорилось вовсе, либо говорилось в контексте внеурочной деятельности обучающихся. В материалах ФГОС прямо указывается на «участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды» 1 . Духовно-нравственное развитие, связь с родителями, партнерство с родительской общественостью, как с полноценными участниками образовательного процесса стало приоритетной задачей, стоящие перед школой и обществом.

В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования даны рекомендации по организации взаимодействия школы и семьи. В шестом разделе этой программы определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

В области формирования семейной культуры:


  • формирование отношения к семье как основе российского общества;

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). 2

Опыт взаимодействия семьи и школы сложился в прошлом столетии в условиях образования советского периода, когда обеспечивавался государственный заказ на обучение и воспитание детей. Профессионально подготовленные учителя, обязательные учебные программы, наличие необходимых условий и средств обучения, государственный контроль и официальная поддержка обеспечивали школе бесспорное главенство в отношениях с семьй.

Школа определяла все параметры жизни школьника, подчас не изучая мнение и пожелание родителей и обучающихся. Ни юридически, ни фактически семья не могла предъявлять и не предъявляла каких-либо особых требований к образовательному учреждению. Тем более она не имела возможности контролировать, и не мела прав официально оценивать ход и результаты учебно-воспитательного процесса.

От семьи требовались только безусловная поддержка воспитательных и образовательных программ школы, посильная помощь детям в учебе, контроль за их поведением, регулярное посещение родительских собраний. Семейное воспитание носило специфический характер, обеспечивая природные потребности ребенка, и опиралось в основном на традиции народной, семейной педагогики. Уровень образования большинства родителей существенно уступал образованию школьных учителей. Социального заказа школе на образовательные и иные услуги в этих условиях не существовало, и не могло существовать.

Перемены в социальной и экономической жизни общества за последние несколько десятилетий, привели к существенным изменениям и в системе российского образования, и в институте семьи. Однообразие советской школы сменилось современным разнообразием гимназий, лицеев и других типов школ. Внутри одного образовательного учреждения возникли уровни и профили образовательной и развивающей деятельности, расширилась сфера услуг системы дополнительного образования. Это повысило интерес к системе образования, обеспечило семье реальные возможности выбора образовательного учреждения и набора предоставляемых им образовательных услуг.

Одновременно произошло заметное расслоение общества по социальным и экономическим показателям. Родители, сответственно материальным и социальным возможностям начали осмысливать специфику своих образовательных потребностей и формировать собственные требования к образованию и воспитанию детей. В отдельных группах населения социально-образовательный уровень оказался выше учительского. В результате школа оказалась в центре весьма критического внимания родителей, СМИ и общества в целом.

Всё это привело к объективной необходимости пересмотра ролей в отношениях семьи и школы, в системе их взаимодействий в образовательном и воспитательном процессе. В настоящее время становится все более очевидным, что решать задачи воспитания и обучения, проблемы социализации ребёнка возможно только при объединении усилий семьи и школы. Приведение взаимоотношений и взаимодействий семьи и школы на уровень, адекватный новым требованиям и возможностям, является актуальной задачей для любого образовательного учреждения.

Если школьное образование строится на авторитете учителя, на особой форме взаимоотношений по горизонтали (ученик-ученик) и вертикали (учитель-ученик), то семейное воспитание носит особо эмоциональный характер и основано оно на родственных чувствах, глубокой и бескорыстной любви родителей к детям и детей к родителям.

Семья – это среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется несколькими параметрами. Влияние семьи на формирование личности ребенка зависит от следующих факторов:


Раскрывая суть этих понятий можно определить воспитательные функции семьи как следующие:

1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими обществеными институтами. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным, когда возрастает влияние школы.

2. Семья играет ведущую роль и в интеллектуальном развитии ребенка. Американский исследователь Говард Блум в конце ХХ века выдвинул интересную гипотезу о том, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, влияет на отношение детей к учебе, во многом определяя ее успешность. На всех этапах социализации интеллектуальный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на умственном развитии ребенка, на формировании его внутренней культуры, на стремлении к продолжению образования и самообразования.

3. Большое значение семья имеет в овладении человеком обществеными нормами в процессе его социального развития. Связано это с тем, что одобрение, поддержка, безразличие или осуждение близких сказываются на интересах ребенка, помогают или мешают ему искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

4. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях. Определяется стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов.

Таким образом, в любой семье человек проходит своеобразную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Интресно применяется «методика репертуарных решеток» для изучения содержательных и уровневых характеристик оценивания взрослых и сверстников подростками и старшими школьниками. Картина в разных возрастных группах респондентов оказалась зеркально противоположной. В подростковом возрасте родители и другие значимые взрослые составляли своего рода фундамент, зону понятного, «психологический тыл», необходимый для уверенного вхождения в мир сверстников. В старшем школьном возрасте сверстники в большей мере рассматриваются как понятная, базовая площадка, где легко можно ориентироваться, в то время как мир взрослых становится объектом повышенного интереса, психологического анализа и соотнесения с собой. 3

В непростой ситуации сегодняшних дней семья часто передает свои функции по воспитанию школе, которая теперь отвечает не только за уровень образования, но и за уровень воспитанности, социальной адаптированности, духовности детей.

Семья и школа являются основными звеньями в системе воспитания нового поколения. Перед этими социальными институтами стоят важные задачи, связанные с нравственной подготовкой подрастающего поколения к участию в жизни общества в условиях глобализации, нравственного разрушения, морального опустошения. Это потребовало приведения методов воспитания в соответствие с требованиями жизни.

В ФГОС ясно указано, что в воспитании детей доминирующей стороной будет нравственное воспитание в единстве семьи и школы.

Пятый раздел «Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся» формулирует и раскрывает:

-основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях;

-задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия образовательного учреждения с общественными объединениями и традиционными религиозными организациями. 4

При этом содержательная сторона нравственных понятий будет обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Результат школьного воспитания проявится в отношениях детей к своим учебным и внеучебным обязанностям, к другим людям. Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в жизни школьного сообщества. Здесь практически любая деятельность имеет нравственную окраску. В этом возрасте учебная деятельность оказывает наибольшее влияние на развитие ребенка, причем в ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.

Учителю принадлежит решающая роль в воспитании и обучении, в подготовке своих учеников к жизни, в формировании активной жизненной позиции. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к своему делу. Из этого следует, что суть нравственной воспитанной личности состоит не только в усвоенных ею знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности.

Конечная цель воспитания - формирование у человека потребности и способности к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию. Такой человек в идеале должен обладать следующими качествами:

1. Личность свободная, с высоким уровнем самосознания. Принимающая понятие гражданственности, как ответственности за будущее своей страны.

2.Личность гуманная, милосердная, способная к состраданию, готовая прийти на помощь.

3. Личность толерантная, доброжелательная.

4. Личность духовная, с потребностью в познании и самопознании.

5. Личность творческая, с развитой способностью к креативному мышлеию, с потребностью в знаниях, с развитым интеллектом.

6. Личность трудолюбивая, обладающая знаниями основ экономики и предпринимательства.

Именно эти запросы формируют сегодня социальный заказ родителей на воспитание образовательному учреждению.

Если государственный заказ имеет форму предписаний, причем, весьма определенных, то социальный заказ выступает в форме родительских ожиданий, представлений, претензий. Одни группы населения тяготеют, например, к раннему религиозному воспитанию, как одной из составляющих духовного воспитания. Другие – к естественно-научному образованию, как форме социальной и профессиональной адаптации ребенка. Сегодня можно говорить не только о «классическом образовании», в традиционом понимании, а о «формировании компетентностей», что подчас важнее и нужнее ребенку.

Для того, чтобы требования и ожидания школы и семьи совпали, родительская общественность предлагает сегодня строить отношения с образованием на позициях социального партнерства, которое моржет обеспечить:


  • повышение степени участия родительской общественности в образовательном процессе, управлении образовательным учреждением, в формировании социального заказа на образование;

  • организацию взаимоотношений семьи и школы, в зависимости от потребностей, ожиданий, намерений, от социальных и экономических возможностей родителей и обучающихся;

  • расширение возможностей выбора семьёй дополнительных образовательных услуг для своих детей (реализации социального заказа);

  • качественные изменения педагогического просвещения населения в зависимости от потребностей и социальных особенностей семей;

  • повышение качества образования и степени удовлетворенности всех участников образовательного процесса.
В планах совместной деятельности семьи и школы указывавют следующие направления:

1. Формирование единства требований к учащимся в семье и в образовательном учреждении

2. Ознакомление родитетелй (их законных представителоей) с законами, защищающими семью и ребенка,

3. Создание единой воспитательной среды, созданной авторитетом родителей и учителей. В такой среде ослаюляется или совсем нивелируется негативное влияние улицы, средств массовой информации.

4. Коррекция недостатков в процессе формировании личности ребенка. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных условиях с возможностью психологической поддержки.

5. Повышение педагогической грамотности родителей, обеспечивающей знание психологических особенностей ребенка.

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой важнейший компонент, формирующий нравственный уклад жизни обучающегося.

Однако говорить о всеобщей и обязательной грамотности родителей в наше непростое время очень сложно. Большинство семей не вполне осознают необходимость и важность совместной работы со школой. Только крайний случай, когда собственная интуиция и жизненный опыт не помогают в решении сложных воспитательных задач, заставляет родителей обратиться за помощью к учителю.

Для предвосхищения подобных случаев, можно выстроить систему диагностики состояния воспитательного процесса в каждой семье. Для этого создана определенная методика и инструментарий изучения семей обучающихся. (По материалам Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье – М. Просвещение, 2008 г.) 5


Метод изучения

Параметры

Наблюдение

У родителей наблюдается:

  • стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком;

  • форма и характер взаимодействия с ребенком;

  • особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком (доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.);

  • особенности применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз);

  • особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;

  • выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через кого-то).

Индивидуальные беседы

Беседа-интервью и другие дополнительные методы психологического консультирования и диагностики. По форме интервью может быть:

  • свободным , когда беседа проводится без строгой детализации вопросов, но имеет определенный предмет обсуждения;

  • стандартизированным , когда тщательно регламентируется порядок проведения беседы;

  • частично стандартизированным , объединяющим первую и вторую формы.
Беседа-интервью - один из специальных методов анализа ситуации с целью создания альтернативного варианта переживания значимой проблемы и определения возможного выхода из «тупиковой ситуации». Как часть диагностической процедуры беседа включается в процесс консультирования семьи. Проведение беседы строится в несколько этапов:

  • Во вступительной части беседы-интервью устанавливаются доверительные отношения с ребенком и его близкими, затем определяется перечень проблем, которые их волнуют.

  • В основной части беседы, проводимой с ребенком или с его родителями, обсуждаются заявленные проблемы.

  • В завершающей части беседы предполагается наличие изменений или проявление тенденции к изменению ценностных ориентаций родителя по отношению к ребенку. Акценты переставляются таким образом, чтобы родители под руководством психолога сами меняли свой подход к обсуждаемому вопросу.

Тестирование

Тесты различных видов и содержания используются для интенсификации работы с различными семьями.

«Семейная социограмма» -проективный рисуночный тест (Э.Г.Эйдемиллер). Позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить структуру и характер коммуникации в семье. Родителям предъявляется бланк с нарисованной окружностью. Затем предлагается нарисовать себя и членов своей семьи в виде кружков. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов, используются следующие:


  • число членов семьи, попавших в площадь окружности;

  • величина кружков;

  • расположение кружков относительно друг друга;

  • дистанция между ними.
Оценивая результат по первому параметру, психолог сопоставляет число кружков, изображенных испытуемым, с реальным количеством членов семьи. Те члены семьи, которые находятся в конфликтных отношениях с испытуемым, могут быть вынесены им из окружности. Величина кружков в соответствии с мнением испытуемого указывает на значимость членов семьи. Расположение кружков относительно друг друга и расстояние между ними указывают на характер отношений между членами семьи.

____________________________________________________________

Методика PARI (Parental Attitude Research Instrument, Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений) предназначена для изучения наиболее общих особенностей и принципов родительского воспитания, а также и внутрисемейных отношений (E.C.Шефер и Р.К.Белл).

Методика позволяет оценить:


  • особенности внутрисемейных отношений и организации семейной жизни;

  • основную причину конфликтной ситуации в семье;

  • характер внутрисемейных взаимоотношений;

  • индивидуально-личностные характеристики ребенка;предпочтения, интересы, круг общения;

  • особенности отношений ребенка к каждому из родителей и другим членам семьи;

  • психологический тип каждого из родителей ребенка;

  • ценностные ориентации родителя в отношении ребенка, оценка ребенка каждым из родителей, отношение к его личности, прогноз будущего;

  • особенности взаимных контактов с ребенком и модели воспитания, используемые каждым из родителей;

  • влияние прародительской семьи на внутрисемейные отношения и модель воспитания ребенка.

Анкетирование

Используется с целью определения характера реакции родителей на сложившуюся семейную ситуацию. За дачи этого вида диагностической деятельности включают:

  • исследование личностных особенностей родителей и определение психологического типа;

  • оценку интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств, характеристик адаптационных механизмов, способности переносить длительный стресс;

  • анализ внутрисемейных отношений и определение уровня интегрированности семей данной категории;

  • установление типа родительско-детских отношений, детско-родительских отношений и причин их нарушений;

  • определение модели семейного воспитания;

  • изучение динамики детско-родительских и родительско-детских отношений под воздействием коррекции.

Психологическое консультирование семей с проблемными взаимоотношениями с детьми

Консультирование семей с проблемными взаимоотношениями может осуществляться в следующих направлениях:

  • психолого-педагогическое консультирование;

  • семейное консультирование;

  • профориентированное консультирование.
Этапы психолого-педагогического и семейного консультирования:

  • знакомство, установление контакта, необходимого уровня доверия и взаимопонимания;

  • определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих;

  • психолого-педагогическое изучение психофизических особенностей ребенка;

  • определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств;

  • формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье;

  • определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены;

  • подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем.
Профориентированное консультирование.

Особое значение в профессиональном становлении ребенка играет семья, ее позиция, понимание перспектив его профессионального будущего. В качестве основных задач профориентированного консультирования членов семей выступают:


  • понимание родителями основных целей профессиональной ориентации ребенка;

  • формирование адекватных ожиданий относительно прогноза профессиональных перспектив ребенка;

  • формирование единой родительской позиции в отношении оказания помощи ребенку по профориентации и планированию будущей карьеры;

  • повышение психолого-педагогической и профориентационной компетентности родителей.

Деловые игры

Методика «Лесенка для детей» (B. B.Ткачева)

Методика «Лесенка» используется при изучении самооценки детей, при определении оценки ребенком его взаимоотношений в семье.


  • Первый вопрос «С кем тебе чаще приходится общаться?» , определяет степень его близости с окружающими людьми.

  • Второй вопрос («Кто лучше к тебе относится? Кто больше тебя ценит?» ) оценивает характер и качество этих отношений.
Ребенок сам устанавливает иерархию связей и определяет глубину чувств, которые, по его мнению, испытывают к нему близкие.

В беседе с ребенком выясняется состав его семьи, определяется круг друзей и любимых учителей. Затем перед ребенком кладут бланк, на котором изображена первая лесенка. Объясняется, что на верхней ступеньке лесенки находится он сам. Затем на лесенке располагаются члены семьи и близких людей. Далее предлагается второй бланк. Теперь ему нужно оценить чувства близких людей, которые они испытывают к нему.

Методика «Два дома» (И. Вандвик и П. Экбланд)

Эта методика используется для изучения общения ребенка с членами своей семьи. Определяются особенности взаимоотношений близких людей с ребенком, и устанавливается его оценка, данная этим отношениям. В качестве иллюстративного материала используется предварительно подготовленный рисунок. Вверху альбомного листа помещается многоэтажный дом, нарисованный простым карандашом. Внизу располагаются два других дома: один в виде коттеджа, большой и красивый, выполненный в красном цвете, а другой - поменьше, обычный, нарисованный простым карандашом.

В беседе с ребенком о его семье выясняется ее состав. Затем ребенку предлагается переселить членов своей семьи из многоэтажного дома в новые дома. При этом сообщается, что в большом красном доме поселится он сам. В свой дом он может взять с собой тех близких, кого захочет. Всех остальных можно поселить в домике, который расположен рядом.

В конце беседы звучит вопрос: «Кого из членов семьи ты возьмешь в свой новый дом, а кого поселишь рядом?»

При оценке результатов в первую очередь обращается внимание на то, всех ли членов семьи ребенок разместил в своем доме. Оценивается и быстрота ответа. Чем больше ребенок думает, тем менее достоверным расценивается его ответ.


Анализ детских рисунков.

Используются следующие рисуночные тесты: «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек», «Кинетический рисунок семьи». Особенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовывать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить. В любом детском рисунке может быть отражено содержание межличностного и внутрисемейного конфликта. Исследование межличностных контактов ребенка в семье с помощью методики «Рисунок семьи» осуществляется следующим образом. Ребенок рассказывает о своей семье. Затем на чистом листе бумаги, цветными карандашами он рисует свою семью. На вопросы ребенка о том, кого рисовать отвечаем: «Рисуй тех, о ком сейчас рассказывал» . Продолжается беседа рассказом о тех, кто изображен на листе бумаги. При этом вопросы типа: «Это мама? А это папа?» - должны быть исключены. Задается лишь вопрос: «Кто это? А это кто?» Обязательно отмечается последовательность изображения ребенком членов семьи.

Анализ документации.

В качестве дополнительных методов изучения используется анализ документации на детей, включающей медицинскую, социальную и психолого-педагогическую информацию, а также анализ продуктов их деятельности.

Для того, чтобы эффективно работать по предложенным методикам, необходимо точно определить тип отношений в каждой отдельно взятой семье. Можно выделить несколько типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания ребенка.


Тип семейных отношений

Деятельность педагога

Формы взаимодействия

Семьи, в которых традиционно сложился высокий уровень межличностных отношений наблюдается здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих физических, умственных и творческих способностей.

Вмешательство педагога в воспитательный процесс здесь минимальное. Оно касается умения жить в классном коллективе (социальная культура), формирование отношения к окружающим, родине, государству (гражданско-патриотическое воспитание), стремления к саморазвитию и самоутверждению (личностная культура) и т.д.

Типичной ошибкой родителей в таких семьях становятся нереальные планы в отношении детей. Иногда это нереализованные мечты самих родителей. Необходимо объяснить, что при организации дня ребенка не следует забывать о его собственных желаниях, оставляя время для личных дел.



Такие семьи могут стать главными помощниками учителя в работе с детским коллективом по формированию семейной культуры.

2

Семьи с устойчивыми «ровными» взаимоотношениями.

В таких семьях часто родители в силу педагогической неграмотности или за неимением времени не могут самостоятельно обеспечить полноценное и гармоничное воспитание детей.



Деятельность школы по организации первоначальной педагогической грамотности для родителей. Родители ни в кое случае не могут показывать ребенку, что им безразлично, чем он живет. За таким безразличием может последовать «проверка» реакции на заведомо неблаговидные поступки.

Одна из типичных ошибок в таких семьях - излишнее доверие по отношению к детям. Чаще всего за этим кроется обычное безразличие чем и с кем занят ребенок.



Привлечение к совместной деятельности с детьми. Участие в классных и школьных мероприятиях. Работа со школьным психологом.

3

Семьи, в которых часто возникают конфликтные ситуации между родителями, между родителями и детьми. Члены семьи самостоятельно не могут решить конфликтные ситуации. Воспитание детей происходит стихийно. Взаимоотношения требуют серьезной коррекции.

Одна из моделей поведения родителей в таких семьях – излишняя строгость. В такой модели дети обязаны слушаться родителей беспрекословно. Это становится самым главным принципом воспитания. Часто это напоминает «дрессировку», когда ребенок беспрекословно выполняет требования взрослых, то только в их присутствии. Педагог здесь может объяснить,что обычное убеждение трудоемко по затратам времени, но эффективно по воздействию.

Частой ошибкой родителей становится навязывание детям определенной роли.

Дети в таких семьях делают все, чтобы понравиться своим родителям. Малыши готовы погрузиться даже в сложный мир взрослых. При этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.


Встречи с классными руководителем и учителями. Работа со школьным психологом. Работа с семейным психологом.

Благополучные только внешне семьи, в которых пропроцветает бездухов-ность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений нарушена.

Некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

Родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально асоциальных поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступок критика. Лучше всего вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям.



Участие в классных и школьных мероприятиях совместно с детьми. Работа со школьным психологом.

Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Критерии при определении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации 6

  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, иных законных представителей, места проживания, неудовлетворительные жилищные условия и т.д.);

  • отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка;

  • смерть одного из родителей;

  • уход отца/матери из семьи, развод родителей;

  • постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями;

  • возвращение родителей из мест лишения свободы;

  • семьи, воспитывающие детей с девиантным поведением.
Критерии при определении семей, находящихся в социально опасном положении:

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями и иными законными представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий, попустительство вредным привычкам ребенка;

  • злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками, употребление наркотических (психотропных веществ), аморальный образ жизни (проституция и т.п.);

  • вовлечение детей в противоправные или антиобщественные действия (попрошайничество, бродяждничество, проституция и т.п.);

  • наличие признаков жестокого обращения с детьми (признаки физического, психологичяеского, сексуального или иного насилия) со стороны родителей (законных представителей).

Работа со школьным психологом, комиссией по делам несовершеннолетних.

Права и·обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об·образовании».

Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна быть основана на следующих принципах:


  • ·совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

  • ·сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

  • ·педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

  • ·поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

  • ·содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

  • ·опора на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

Система социально-педагогического партнёрства семьи и школы опирается на следующие инновационные и традиционные формы взаимоотношений:


  • управляющий совет, как коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления образовательным учреждением;

  • общешкольный родительский комитет, который собирается с определенной периодичностью (например, два раза в год) и решает насущные проблемы школы;

  • классный родительский комитет, как орган, регулирующий внутреннюю жизнь класса;

  • профильные родительские объединения. Это оригиальная форма общения родителей, которая готовится в виде ответов на вопросы родителей по актуальным педагогическим проблемам;

  • «Совет отцов». Новая форма взаимодействия с родителями, которая начала свою деятельность как мощная воспитательная структура школы;

  • родительские конференции, которые, в отличие от родительских собраний, ставят целью проведение социологических и психологических исследований по проблеме воспитания, а также знакомство родителей с результатами исследований.

  • родительские собрания, которые должны просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. При этом родительское собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

  • круглые столы с приглашением всех участников образовательного процесса и представителей общественных организаций. Здесь могут принимать участие специалисты по решению какой-либо проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения.
Таким образом, два социальных института – семья и образовательное учреждение имеют решающее значение для воспитания ребенка, формирования его личности, как «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». 8
Литература:

1. Вершинин В.Н., Шаркаев Р.Н. Социально-педагогическое партнерство семьи и школы. Методические рекомендации к областному родительскому собранию. – Ульяновск: УИПКиПРО, 2009 г.

2. Жарич Л. А. Взаимодействие семьи и школы. //ИД Первое сентября. Открытый урок. 1 september.ru

3. И. Ю.Левченко, 2000; Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков, 2002)

4. Н.В. Лукьяненченко Семья как фактор психоэмоционального благополучия подростка // Воспитание школьников – 2011. – .№5.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

6. Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации) // Коммерсант. Власть. – 2011 – №16

1 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

2 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

3 Лукьяненченко Н.В. Семья как фактор психоэмоционального благополучия подростка // Воспитание школьников – 2011. – .№5.

4 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

5 Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье – М. Просвещение, 2008 г.

6 Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации).// Коммерсант. Власть. – 2011 – №16

7 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

8 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы нравственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями по нравственному воспитанию

Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы нравственности. Именно сегодня, при такой нестабильной, нездоровой атмосфере в нашем обществе нужно дать детям такие понятия как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству… Еще раз подчеркну, что очень важно это сделать именно в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания имеет чрезвычайную значимость. В нашем детском саду данной проблеме уделяется большое внимание

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других факторов.

Детским садам и семье трудно друг без друга успешно осуществлять воспитание молодого поколения. Только совместные усилия воспитателей и родителей дают возможности улучшить как воспитательную работу в детском саде, так и воспитание дошкольников в семье. Поэтому важна работа педагога с родителями.

В основу всей работы с родителями, несомненно, должен быть положен системный подход. Можно выделить восемь направлений системы работы с родителями.

Основные направления работы

1. Изучение семей

2. Информирование

3. Просвещение

4. Консультирование

5. Обучение

6. Совместная деятельность

7. Партнерские сотруднические отношения

8. Обмен опытом по духовно-нравственному воспитанию

9. Принятие обоюдного решения о выборе «индивидуального воспитательного маршрута ребёнка» по духовно-нравственному развитию

Начиная с азов в детском саде мы, педагоги, пытаемся пользоваться опытом и поддержкой родителей воспитанников. На этом этапе мы рассматриваем нашего воспитанника с различных сторон его развития и пытаемся уделить внимание тем проблемам, которые проявляются через воспитание в семье. И здесь наша с вами работа разнообразна и может проявляться в различных формах деятельности. Я предлагаю вам следующие формы работы с родителями в направлении духовно-нравственного воспитания.

Формы работы с родителями

Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье

Родительские собрания на духовно-нравственные темы

Дни открытых дверей

Проведение совместных игровых мероприятий

  • Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ;
  • Визиты домой;
  • Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

Совместное участие вместе с детьми в выставках и конкурсах

Индивидуальные беседы на тему нравственности

Обмен родительским опытом «А как у вас? Учимся вместе»

Создание буклетов, памяток, брошюр на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Привлечение родителей к участию в Интернет-форумах на тему духовно-нравственного воспитания

Интернет-переписка в режиме онлайн

Проведение совместных с детьми праздников

Совместные походы, экскурсии

Работа с Родительским комитетом

Для формирования сотруднических отношений важно представлять дошкольный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если все они положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности.

К сожалению, нельзя воспитать ребенка нравственным, лишь разъясняя, что хорошо, а что плохо: он может знать, что нужно быть добрым, отзывчивым, но остаться равнодушным, безучастным к чужой беде, знать, что лгать недопустимо, но говорить неправду. Как воспитывать детей 3-7 лет, чтобы их помыслы, чувства, поступки были нравственными? Стать мудрым другом и наставником ребёнка, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, - вот условия истинной родительской и воспитательской любви.

Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.


работы с родителями

«Самопознание»

ГККП Дошкольная гимназия №7 «Арман»

Зубкова Оксана Львовна, педагог

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Существует несколько типов семей и моделей семейных взаимоотношений. Есть неблагополучные семьи, неполные семьи. Зачастую в этих семьях созданы неблагоприятные условия для развития ребенка, его нравственных качеств, и поэтому большую часть функций воспитания и обучения детей в этой семье берет на себя дошкольное воспитательное учреждения. Детский сад, заменив семью, точнее, вместо семьи стал решать проблемы социализации личности. В нынешнее время даже полные, гармоничные организованные семьи, благополучные, с материальным достатком, не всегда могут уделять должное время своему ребенку. Для воспитания в ребенке нравственных качеств, необходимо тесно работать и сотрудничать с семьей. Сотрудничество образовательного учреждения и семьи, одна из важнейших задач социализации ребенка в обществе. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие (приложение №1 «Алгоритм взаимодействия с семьей»). Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

Так как, по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей - ученика, капитана команды, друга, сына или дочери. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы о близких. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственных качеств:

Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

Установление единства в воспитании детей;

Педагогическое просвещение родителей;

Изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

Ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых - родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками).

Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:

    беседы;

    консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома»;

    совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий» поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;

    совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье;

    досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»;

    поручения родителям;

Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.

В старших группах, возможно, организация разнообразной совместной деятельности педагогов, детей и родителей. В фольклорных праздниках и развлечениях, где с удовольствием участвуют и родители. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям. Возможно, создание мини музеев, например, «Юрта», «Русская изба», «Музей кукол», где дети могут познакомиться с национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда, тем самым приобщиться к истокам народной культуры.

Наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях вручать грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения.

Также пропагандировать знания о социально-нравственном воспитании через систему наглядной агитации:

Информационно-ознакомительная: через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей.

Информационно-просветительская: направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

В группах оформлять "Уголки для родителей", помещать консультативные материалы.

В рамках нашего исследования был разработан комплекс мероприятий с молодыми родителями по оптимизации нравственного воспитания детей в семье. При этом использовались следующие формы работы с родителями.

Групповые формы

Тематика групповых родительских собраний (формы проведения - «круглый стол», дискуссия, игры, конкурсы) может быть следующей:

· Социально-равственное воспитание в молодой семье. Цель собрания: сформировать представления о том, что одним из важнейших факторов, оказывающих решающее влияние на формирование нравственных качеств личности, является семья.

· Игра и ее значение в нравственном воспитании ребенка. Цель собрания: дать представления о том, что игра остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам; в игре формируется механизм личностного поведения, подчиненного образцу, раскрывающему нравственную сторону человеческих отношений.

· Воспитание культуры поведения у дошкольников. Цель собрания: необходимость терпеливо и доброжелательно обучать ребенка правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения; углубить знания родителей, как воспитать своего ребенка уверенным в себе, приятным в общении, быть богатым дружескими связями, любимым близким людям.

· О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников. Цель собрания: познакомить родителей со средствами решения нравственного воспитания мальчиков и девочек с учетом формирования у них представлений о мужественности и женственности, о содержании семейных ролей.

· Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Цель собрания: формирование представления о богатстве, разнообразии, нравственности и красоте родного края; формирования у детей любви к природе, бережного к ней отношения.

При этом молодые родители, наибольший интерес проявили к теме «Социально-нравственное воспитание ребенка в семье» (в частности, к проблеме воспитания нравственности в процессе общения детей со старшим поколением - с бабушками и дедушками) и теме «Игра и ее значение в нравственном воспитании ребенка». Поэтому для них были разработаны специальные методические рекомендации.

Тематика групповых консультаций:

· «Ребенок - зеркало нравственной жизни родителей»;

· «О детском эгоизме»;

· «Детские капризы и упрямство: их причины и меры воздействия»;

· «Воспитание у ребенка осознанного отношения к своему поведению»;

· «Воспитание самостоятельности и ответственности»;

· «Как организовать труд детей дома».

Молодые родители с особым энтузиазмом отнеслись к теме «Как организовать труд детей дома». Поэтому мы предложили им специальную шпаргалку для родителей, которая называлась «Условия, необходимые для воспитания нравственности в процессе труда».

Кроме того, для информационной поддержки групповых форм работы активно используется наглядная агитация. Для этого в работе с родителями активно используются папки-передвижки, папки-раскладушки. Например, в папке «Словарь вежливого человека» были изложены рекомендации педагога, высказывания писателей о вежливости, общей культуре человека. Давались советы о том, как воспитывать вежливость у детей дошкольного возраста; что читать детям; как поступить в той или иной проблемной ситуации, когда ребенок ведет себя невежливо и грубо.

В других случаях обсуждался круг домашнего чтения, который мог бы способствовать воспитанию у детей нравственных чувств и представлений. Для этого создается стенгазета «Что читать детям и о чем с ними беседовать»

- «Морозко». Почему Морозко понравилась дочка старика, почему он пожалел ее? Какая она? Что можно сказать о ней? Почему девочки по разному ведут себя с Морозко? Они обе замерзли, но одна остается ласковой и почтительной, а другая грубит?

В. Одоевский «Мороз Иванович». Кто обращался к девочкам за помощью в царстве Мороза Ивановича? Как они отнеслись к этим просьбам? Кого из них можно назвать по- настоящему заботливой? Почему?

С.Аксаков «Аленький цветочек». Виновата ли младшая дочь в том, что, стараясь найти для нее подарок, отец попал в беду? Почему она согласилась ехать к лесному зверю? Было ли ей страшно? Можно ли сказать, что младшая дочь любит отца только за подарки? и т.д.

В группах организуются совместные конкурсы детей и родителей, проектная деятельность, для того чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, активизировать участие в различных мероприятиях.

Совместные конкурсы:

1. Поделки из природного материала;

2. Сезонные выставки совместных работ;

3. Выполнение детьми и родителями повседневной домашней работы (оформление стенда с фотографиями);

4. Совместные досуги родителей и детей (оформление стенда с фотографиями);

5. Выставки совместных рисунков («Моя семья», «Спортивная семья», «Я» и другие);

Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье. Задачи, которые приходится решать в процессе этой деятельности, многообразны.

Задачи познавательного характера: формировать представления о семье; расширять представления о семье (у нее есть свои традиции и история); формировать элементарные представления о родословной.

Задачи нравственного воспитания: воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи; воспитывать уважение к труду взрослых.

Составление родословной служит сплочению членов молодой семьи, что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу. Изучение традиций и обычаев семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.

Для этого проводятся групповые и индивидуальные беседы и консультации с рекомендациями по составлению родословной; создание эскизов оформления родословной, герба семьи. В папке «Рекомендации для родителей» размещается дополнительная информация о терминах, которые педагог использует в работе с детьми. Родители активно, с интересом отнесутся к заданию, обмениваясь информацией, обсуждая свои проекты между собой, делясь опытом.

Индивидуальные формы

В рамках организации индивидуальной работы с молодой семьей, проводятся индивидуальные беседы и консультации, включающие использование шпаргалки для родителей по социально - нравственному воспитанию ребенка в семье.

В работу с родителями активно вовлечь детей. Это возможность через привлечение родителей к организации занятий с ними в детском саду и бесед. Примерную тематику работы в группе в этом направлении см. в ПРИЛОЖЕНИИ.

Подключение родителей к опыту обобщения опыта нравственного воспитания ребенка в семье через ведение дневника родителей и составление индивидуальной картотеки нравственных ситуаций на тему: «Дела домашние, или воспитание и обучение в естественных условиях».

Пример памятки к составлению индивидуальной картотеки нравственных ситуаций для молодых родителей см. в ПРИЛОЖЕНИИ.

Благодаря такой комплексной работе опыт молодых родителей по нравственному воспитанию ребенка в семье станет более осознанным, появится активное желание помочь ребенку в формировании нравственного поведения и привычек, и понимание того, что это можно сделать. Отзывы родителей и воспитателей подтвердили эффективность проделанной работы и положительную динамику нравственного воспитания детей в молодой семье и детском саду. В частности, с этой целью проводился устный опрос воспитателей детского сада, где предлагалось оценить эффективность реализации методов социально-нравственного воспитания при работе с детьми из однодетных, двухдетных семей.

При этом педагоги отмечают, что изменилась специфика использования средств нравственного воспитания в молодой семье. В частности, она приобрела следующие позитивные черты:

1. Беседа. Беседуя с детьми, родители побуждают их думать и говорить. Задавая им 2 - 3 вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет взрослым понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. В семье проводятся этические беседы - это плановые, подготовительные занятия с детьми. Например «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью и т.д. С помощью родителей дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

2. Чтение и анализ художественных произведений. Например: В.А.Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д.Ушинского «Умей обождать», А.Барто «Помощница» и другие. Эстетический фон воспитывающих ситуаций создают стихи, загадки. Литературный материал такого взаимодействия с родителями стал незаменимым в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

3. Игра. Известно, что в дошкольном детстве наиболее близкой и понятной для ребенка деятельностью является игра. В общении с детьми родителями теперь чаще используются игры - занятия, игры - упражнения, сюжетно - ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки, для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками, взрослыми.

Например, игры и упражнения:

· направленные на развитие эмоциональной осведомленности («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты» и т.д.);

· направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Подарок другу», «Ладошки» и т.д.);

· направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай кто я?», «Зоопарк», «Где мы были вам не скажем, а что делали - покажем» и т.д.);

· направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Подари цветок», «Игра интонациями» и т.д.);

· направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают?» и т.д.).

Такова специфика работы с молодой семьей по организации социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых -- родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Очень эффективны различные методы развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов.

МАСТЕР-КЛАСС

«АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ»

(Слайд 1) Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается мастер-класс по теме: «Активные формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию».

(Слайд 2)

Актуальность мастер-класса объясняется стремлением педагогов повысить качество и эффективность работы с родителями.

Цель мастер-класса: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании представленных приемов и методов работы при проведении родительских собраний.

(Слайд 3)

Задачи мастер-класса:

    продемонстрировать участникам мастер-класса использование активных форм работы с родителями;

    показать возможность формирования представления о новых формах проведения родительских собраний;

    выяснить целесообразность применения использованных приемов и методов.

(Слайд 4)

Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, информационные листы (приложение 1) и карточки для рефлексии (приложение 2) набор для изготовления поделок (папка, заготовка «Ангел», самоклеящаяся бумага цвета золота, ножницы) по количеству участников мастер-класса.

Ожидаемые результаты:

    участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения методов и приемов работы классного руководителя, направленных на совершенствование форм работы с родителями; поймут их важность и необходимость для современного воспитания школьников;

    практический выход: информационный лист, содержащий перечень наиболее удачных приемов, используемых в работе с родителями, а также советы классным руководителям для подготовки и проведения родительских собраний.

(Слайд 5)

    Презентация педагогического опыта

Все мы знаем, какую роль несёт семья в развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, стиль поведения, представления о трудолюбии и многое другое.

Как часто мы сталкиваемся с тем, что у ребенка, который отказывается навести порядок на собственной парте – нет перед глазами примера родителей, наводящих порядок в доме; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.

Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого используются различные формы этой работы – назову основные из них:

1. Изучение семей учащихся.

2. Работа с родительским комитетом.

3. Индивидуальная работа с родителями.

4. Классные родительские собрания.

Остановлюсь подробнее на последних.

(Слайд 6)

    Представление системы учебных занятий

На мой взгляд, собрание должно проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко “потерянного” времени. Каждый из присутствующих на собрании должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, иметь возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию ребёнка.

Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания самих родителей. Родители моих классов не раз принимали участие в подготовке и проведении собраний: участвовали в анкетировании, выступали с итогами совместных проектов с детьми, помогали изготавливать раздаточный материал.

(Слайд 7)

    Проведение имитационной игры

И сейчас я продемонстрирую вам один из фрагментов таких собраний, подготовленных мною с родителями совместно.

Цели и з адачи: развитие сознания родителей и формирование основных базовых ценностей: духовный мир человека, смысл жизни, эстетическое восприятие, эмоциональное переживание, нравственная позиция; воспитание нравственных чувств и этического сознания, а также осознание ценности человеческой жизни, нравственного здоровья человека, эстетических чувств.

Планируемые результаты: воспитание ценностного отношения к прекрасному: научить родителей ценить душевную красоту, знать художественные ценности культуры, иметь опыт эстетических переживаний, опыт самовыражения в творчестве.

Итак, «Пища для размышления».

Перед семьёй и общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием общекультурных компетенций, устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

ВОСПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Так постигая жизнь, которая учит различать добро и зло, жизнь и смерть, мы обращаемся к культуре народа, к историческим корням, заложенные в сказках и былинах, пословицах и поговорках, песнях и притчах.

(Слайд 8) Вашему вниманию притча (запись музыки)

Учитель, я уже целый год живу у тебя, но до сих пор выполняю только работы по хозяйству. Когда ты будешь меня учить? Разве я для этого пришёл к тебе в ученики, скажи?

Имей терпение, - ответил учитель, - ещё не пришло время. Иди в нижнюю долину и посади дерево, вырасти его, а я подумаю.

Долгий и тяжёлый путь проделал ученик, пока спустился в долину. По дороге он выкопал маленький саженец и посадил его. С той поры, дважды в день он проходил опасный путь, между хижиной и долиной, чтобы полить деревце. В любую погоду он уходил ранним утром и возвращался поздним вечером совсем без сил. И однажды он не вернулся. Чтобы ухаживать за деревом и не тратить силы на дорогу, юноша построил себе хижину на берегу ручья и остался жить в долине. Изо дня в день, он присматривал за деревом. Защищал молодые листочки

от птиц и палящего солнца - летом, закрывал от мороза и снега, зимой. Так прошёл год. Усилия его не пропали даром. Дерево выросло высоким и крепким.

Однажды на рассвете, он вышел из хижины и увидел своего учителя, сидящего у ручья под деревом.

Учитель! – обрадовался юноша. – Как я счастлив вновь увидеть тебя! Я должен извиниться перед тобой, что не смог стать твоим учеником, обманув твоё доверие! Ты подумал, что я слаб, когда я остался жить в долине. Но я должен был заботиться о своём дереве. Много ли я мог сделать, когда все силы уходили на дорогу? Поэтому я принял такое решение. И теперь, ты вряд ли возьмёшь меня обратно…

Выслушав пылкую речь юноши, старик сказал ему:

Продолжите фразу, что сказал юноше мудрец… (мнение родителей)

(Именно в этот год, ты, вместе с деревом взращивал такие качества своего характера, которые тебе помогут постигать знания. Что значит взращивать качества своего характера - это значит воспитывать).

Именно в этот год, ты вместе с деревом взращивал такие качества своего характера, которые тебе помогут постигать знания. Твоё дерево говорит о твоей готовности. Посмотри! Когда ты нашёл саженец, он был маленький и хилый. Ствол его был тонкий и качался от слабого ветерка, грозя вырвать его с корнем. При этом веточки переплетались между собой и обрывали только что появившиеся листочки. Таким был и ты. Ответственность ты имел, но только по необходимости. Был нетерпелив и эмоционален, как переплетенные побеги саженца.

Чтобы обрести знания, нужна, прежде всего, дисциплина. Ибо корни дерева – твоя ответственность, ствол дерева – твоё терпение, ветви дерева – спокойствие,

а листья – знания.

Каждый из нас родитель и знает, что дети очень радуются и гордятся своими родителями, когда они участвуют в школьных мероприятиях, собраниях и конечно праздниках. Верно подмечено, что праздник это душа народа.

(Слайд 9)

Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»

Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите предложения:

Праздник – это…

Праздник - это счастье….

Праздник - это жизнь….

Праздник - это путешествие

Праздник - это история

А какой сегодня праздник?

(Слайд 10)

ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА МИЛОСТИВОГО 25 ноября. ( Видеоролик).

Уважаемые родители, это был один из примеров воспитания наших детей средствами мультипликации. Вашему вниманию был представлен один из сюжетов детской программы «Мульткалендарь» всероссийского православного телеканала «Союз». Советую вам чаще просматривать с детьми эту передачу. Она учит доброте, милосердию, воспитывает нравственные и духовные качества ребенка.

Каждый человек развивается духовно по-разному, так как учений и путей познания истины достаточно много, как через религии, так и минуя их. Поэтому кто-то по этому пути идет медленно, постепенно накапливая знания и опыт, кто-то продвигается легко и без препятствий, а есть такие люди, у кого просветление происходит мгновенно. Все равно, если человек самосовершенствуется, настроен на духовные знания, познает себя и мир, то рано или поздно он придет к истинным знаниям и ему удастся обрести мир и покой внутри себя.

(Слайд 11)

Не зря подмечено «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» Конфуций.

Душе не хватает мира и красоты?

Берем бумагу, ножницы, и…

Я предлагаю сделать открытку «Ангел-Хранитель!» Каждый из вас при изготовлении наполнит её теплом своих рук и сердец, добрыми мыслями.

Будем использовать современную технику художественного вырезания из бумаги и декорирования. Обращение к искусству – это и возможность обретения корней, и возможность подняться еще на одну ступень духовного самосовершенствования.

Практическая работа (выполняю вместе с родителями). Щелчок (появляется Ангел)

Во время выполнения работы звучит «Хрустальный перезвон»

А сейчас все возьмите ангелов в руки, поверните их ко мне лицом.

Фоном звучит музыка «Ангел»

Чтение стихотворения после окончания работы .

Есть у тебя в этом Mиpe заступник,

Посланный светлой судьбой.

Ангел-Хранитель, невидимый спутник,

Всюду он рядом с тобой.

В радости, горе, беде и разлуке,

В полночь, в сиянии дня

Всюду ты чувствуешь верные руки,

Всюду хранит он тебя.

В храм ли войдешь для вечерней молитвы,

Городом шумным пойдешь,

Он от тебя, словно щит среди битвы,

Грозно беду отведет.

Всюду тебя, осеняя крылами,

Светлую тайну храня,

В жизни, огромном бушующем море,

Он не оставит тебя.

(открытки остаются в подарок участникам мастер-класса)

    Моделирование

Вашему вниманию был представлен один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование сказок, притч, легенд, которыми я пользуюсь в воспитательном и образовательном процессе.

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления . Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию. Притчи помогают задуматься над своим поведением, над улучшением качества своей жизни, над своими мыслями, над чистотой своих помыслов, сознательный контроль над действиями может быть, заставят и посмеяться над своими ошибками, над самим собой. Так же позволяют раскрыть творческие способности. Занятие творчеством и искусством настраивают душу на позитивное восприятие и мироощущение, что двигает человека на совершенствование.

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.

Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи – изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.

Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», - сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему:

Щелчок «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».

Сейчас вы просмотрели фрагмент родительского собрания, где были использованы активные методы работы с родителями.

(Слайд 13)

А теперь вашему вниманию предлагаю перечень наиболее удачных приемов при проведении подобных занятий, т.е. те самые «семена». Они перед вами на экране. Кроме того, все они имеются на дисках, которые я для вас приготовила. Также здесь размещены все методические материалы сегодняшнего мероприятия..

(Вручаю присутствующим диски с материалами семинара).

Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю и вам использовать вышеназванные приемы работы в своей педагогической практике и пополнить вашу методическую копилку советами классному руководителю и активными формами работы с родителями.

(Слайд 14)

V .Рефлексия

    Сегодня я узнал(а), что …

    Мне понравился прием …

    Это я возьму на вооружение …

    Могу предложить …

    Хочу пожелать …

Познание начинается с удивления. Я думаю, что если я вас немножко удивила, то цель моя достигнута и день прожит не напрасно. Я надеюсь, что сегодняшний мастер-класс будет полезен для каждого из присутствующих. Благодарю за сотрудничество.

(Слайд 17)



Поделиться