Методический сборник занятий, игр и упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников.docx - Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Игра «Бумага все стерпит»

Необычный способ познакомиться со своими негативными эмоциями и переживаниями.

Материалы: большие листы бумаги (старые газеты, куски обоев, журналы), скотч, клей, возможно, карандаши или краски.

Инструкция для ребенка: необходимо вспомнить о неприятных ситуациях, когда ты чувствовал (ала) агрессию, раздражение, страх, обиду, боль. Позволь этим эмоциям проявиться.

Задача: создать скульптуру под названием «Моя эмоция». Можно делать все, что угодно: рвать бумагу на куски, мять, топтать ногами...

Затем с помощью скотча или клея сформировать из бумаги какую-то форму. Далее предлагается рассмотреть ее хорошенько, рассказать о ней историю (можно использовать метафорические карты).

По окончании, со скульптурой можно сделать что угодно: трансформировать, раскрасить в любые цвета, украсить или разобрать на части или выбросить.

Игра «Два волшебника»

Данная игра направлена ​​ на развитие нравственных оценок детей. Очень хорошо в нее играть с целью изучения эмоциональных состояний. Главная ее заслуга в том, что она дает возможность ребенку «побывать» в образе отрицательного героя (пошалить, позлиться и т. Д.), Прекрасно очищает нашу «кастрюльку злости», которая есть у каждого внутри.

Играть могут дети начиная с четырехлетнего возраста.

Сначала ребенку предлагается стать «добрым волшебником», а затем «злым» Изначально предлагается изобразить мимику доброго и злого волшебников. Затем перечислить, какие добрые и злые волшебства делает тот и другой. Затем придумать, каким образом добрый волшебник снимает чары и «исправляет» плохие дела злого.

Ребенок может нарисовать доброго и злого волшебников. У одного доброе лицо, а у другого злое, а потом раскрасить волшебников так, чтобы сразу было видно, кто хороший, а кто злой. Нарисовать волшебные предметы - волшебную палочку, волшебный эликсир, волшебную шапку и т.п. Главное, чтобы сразу было видно, какой добрый волшебник, а какой злой.

Игра «Замок»

Прекрасная игра для обыгрывания эмоций, травматических событий и просто, как способ узнать о том, чем живет ребенок.

Вырежьте замок (его можно сделать не обязательно белым или черным - подойдет любой цвет). Вырежьте отдельно окна и двери, которые затем можно будет «открыть». Можно, по желанию приклеить все на желтую бумагу (потом вырезать по контуру замка) ради того, чтобы создать имитацию включенного света. Все, материал готов!

Теперь задаем ребенку любую тему и составляем рассказ. Таким образом, можно работать в разнообразной тематике: развод родителей, детская ревность, адаптация к коллективу (детский сад, школа), страхи... и еще множество тем.

Игры с детьми для преодоления агрессии

«Обзывалки»

Мама (папа), и ребенок (дети) становятся друг напротив друга (или в круг) и бросают друг другу мяч. Бросая мяч, называйте друг друга различными «оскорбительными словами», которые на самом деле совсем не обидные. Заранее договоритесь, какими словами можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов, мебели. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться не нужно. В конце игры пусть каждый назовет другого мягким словом, например: «А ты, ..., солнышко!»

Проведите игру в быстром темпе, предупредив детей, что обижаться нельзя.

«Пыль»

Предложите ребенку выбить пыль из подушки. Пусть малыш бьет ее, кричит.

«Снежки»

Предложите ребенку комкать листы бумаги и бросать ими друг в друга.

«Растирание бумаги»

Лист бумаги трите в кулаках, делая движения, будто вы стираете одежду. Когда бумага станет совершенно мягкой, рисуйте по ней акварельными красками. Рисунки будут очень интересными, краска растечется по смятой бумаге различными узорами.

«Салют»

Ребенок рвет бумагу и с силой бросает кусочки вверх. Затем все вместе убирают мусор с пола.

«Аппликация из кусочков бумаги»

Порвите бумагу на мелкие квадратики и сделайте из них коллаж или аппликацию.

«Нарисуй свою злость»

Когда ребенок сердиться и начинает неприемлемым образом проявлять свою злость (дерется, кусается, кричит и т.п.), предложите ему нарисовать свою злость. Дайте лист бумаги и карандаши, желательно восковые. Не вмешивайтесь в процесс рисования, просто наблюдайте.

«Чашка злости»

Выделите отдельную чашку, в которую можно покричать во весь опор в моменты сильной злости. Из этой чашки пить уже не стоит. Пусть она будет только для криков.

Игры с участием дыхательных элементов психологи считают наиболее эффективными.

«Ураган»

Сядьте напротив малыша и предложите ему вас сдуть. Пусть он наберет в легкие побольше воздуха и как, следует дует на вас - а вы при этом делайте вид, что сопротивляетесь потокам воздуха.

«Бокс»

Предложите ребенку бить изо всех сил боксерскую грушу до тех пор, пока он не устанет, или пока не надоест.

«Футбол»

Ребенок и взрослый играют в футбол подушкой. Ее можно отбирать у другого, толкать, бросать - главное, соблюдать все правила.

1. Тренируем эмоции (для детей с 4 лет)

Попросите ребенка: нахмуриться

  • как осенняя туча;
  • как рассерженный человек;
  • как злая волшебница;

  • улыбнуться
  • как кот на солнце;
  • как само солнце;
  • как Буратино;
  • как хитрая лиса;
  • как радостный человек;
  • как будто он увидел чудо;

  • позлиться
  • как ребенок, у которого отняли мороженное;
  • как два барана на мосту;
  • как человек, которого ударили;

  • испугаться
  • как ребенок, потерявшийся в лесу;
  • как заяц, увидевший волка;
  • как котенок, на которого лает собака;

  • устать
  • как папа после работы;
  • как человек, поднявший большой груз;
  • как муравей, притащивший большую муху;

  • отдохнуть
  • как турист, снявший тяжелый рюкзак;
  • как ребенок, который много потрудился, но помог маме;
  • как уставший воин после победы.
  • 2. Колечко (для детей с 4 лет)

    Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

    3. Танец пяти движений

    Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа - одна минута.

      1. "Течение воды". Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.

      2. "Переход через чащу". Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.

      3. "Сломанная кукла". Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как "сломанная кукла").

      4. "Полет бабочек". Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.

      5. "Покой". Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса- стояние без движений, слушать свое тело.
      После окончания упражнения поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.

    4.Джаз тела (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)

    Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала только движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом - в кистях. Следующие движения - бедрами, затем коленями, далее -ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

    5. Походка и настроение (для детей с 4 лет)

    Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: "Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь- как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее".

    6. Танец огня (для детей 5 лет)

    Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

    Зеркальный танец (для детей с 5 лет)
    Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танце­вальные движения другого. Затем дети в паре меняются ролями.

    7. Танец морских волн (для детей с 6 лет)

    Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - "ветер" - включает спокойную музыку и "дирижирует" волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые. Море может быть спокойным - рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими - когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
    Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.

    8. Этюд "Насос и надувная кукла" (для детей с 5 лет)

    Дети разбиваются на пары Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, - лежит на полу в расслабленной позе (колени и руки согнуты, голова опущена). Другой - "накачивающий" куклу воздухом с помощью насоса - ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит: "С-с-с". Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет- она надута. Затем куклу "сдувают", несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: "С-с-с". Она опять "опадает". Дети в паре меняются ролями.

    9. Лес (для детей с 5 лет)

    Ведущий: "В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес.
    Как ваше растение реагирует:

  • на тихий, нежный ветерок;
  • на сильный холодный ветер;
  • на ураган;
  • на мелкий грибной дождик;
  • на ливень;
  • на сильную жару;
  • на ласковое солнце;
  • на ночь;
  • на град;
  • на заморозки".

    10. Этюд "Согласованные действия" (для детей с 5 лет).

    Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:

  • пилка дров;
  • гребля в лодке;
  • перемотка ниток;
  • перетягивание каната;
  • передача хрустального стакана;
  • парный танец.

    11. "Огонь-лед" (для детей с 4 лет).

    По команде ведущего: "Огонь!"- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела.
    По команде: "Лед!" - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.

    Этюды на расслабление мышц (по М.И.Чистяковой)

    12. Штанга (для детей 5-6 лет)

    Ребенок поднимает "тяжелую штангу". Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает.

    13.Сосулька (для детей 4 лет)

    Ведущий читает стихи:
    У нас под крышей
    Белый гвоздь висит,
    Солнце взойдет,
    Гвоздь упадет.
    (В. Селиверстов)

    Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслаб­ленные руки и присесть.

    14. Шалтай-Болтай (для детей 4-5 лет)

    Ведущий читает стихи:
    Шалтай-Болтай Сидел на стене,
    Шалтай-Болтай Свалился во сне.
    (С.Маршак)

    Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова "свалился во сне" ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.

    15. Спящий котенок (для детей 3-4 лет)

    Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этот этюд желательно проводить под музыку Р.Паулса "День растает, ночь настанет" (колыбельная).

    16. Конкурс лентяев (для детей 5-6 лет)

    Ведущий читает стихотворение В.Викторова "Конкурс лентяев":

    Хоть и жарко,
    Хоть и зной,
    Занят весь
    Народ лесной.
    Лишь барсук -
    Лентяй изрядный -
    Сладко спит
    В норе прохладной.
    Лежебока видит сон,
    Будто делом занят он.
    На заре и на закат
    Все не слезть ему с кровати.

    Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д.Кабалевского "Лентяй".

    17. Пылесос и пылинки (для детей 6-7 лет)

    Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.

    Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

    Пиктограммы в работе психолога на формирование умения выражать эмоции и чувства

    Пиктограммы позволяют закрепить представление детей об эмоциях человека . Дети должны рассмотреть пиктограммы и рисунки с изображением различных выражений лица, сравнить их. Стоит уделить внимание выражению глаз, расположению уголков губ, подбородка и тому подобное. Взрослый должен объяснить, что, несмотря на непохожесть людей между собой по возрасту, внешности, выражению их лиц иногда бывают схожими. Это происходит при определенных обстоятельствах: в тот момент, когда люди радуются, грустят, напуганы, обозлены. Демонстрируя пиктограммы, следует обратить внимание детей, что лицо нарисовано на бумаге с помощью геометрических фигур (квадрат, круг), точки, линии. Такой рисунок - условное изображение. Более точное изображение лица человека передают фотографии. Кроме того, себя можно увидеть в зеркале, в водоемах. Когда еще не было фотоаппаратов, люди рисовали картины, на которых также изображали свое лицо или лицо своих родных.

    Постепенно дошкольники будут учиться использовать пиктограммы для определения собственного настроения, настроения родителей, родственников, взрослых, которые им небезразличны .

    Упражнение «Выбери правильно»

    Ребенок (дети) рассматривает карточки с изображениями эмоций. Взрослый проводит с ней (ним) беседу и предлагает выполнить задание.

    Задача: внимательно прослушать сообщение взрослого и с его помощью определить, какая карточка более всего соответствует ситуации:

    Что случится с мишкой, которого покусали пчелы?

    Как ты себя чувствуешь, когда другие ласково обращаются к тебе, улыбаются, говорят приятные слова?

    Что чувствует мальчик, который сломал свою любимую игрушку?

    Что чувствует девочка, которая увидела на улице больную кошку?

    Что чувствует бабушка, когда внуки дарят ей букет цветов?

    Что чувствуешь ты, когда дети называют тебя «плохими» словами?

    Что чувствует зайчик, когда за ним гонится лиса?

    Что чувствует мальчик, носки которого испачкали другие дети

    Как чувствует себя мальчик, который потерялся?

    Как чувствует себя мальчик, которого угостили чем-нибудь вкусненьким?

    Как будет чувствовать себя человек, на которого напала разъяренная собака?

    Что чувствует мальчик, которому не удается застегнуть пуговицу?

    Как ты себя чувствуешь, когда другие дети не берут тебя в игру?

    Как чувствует себя девочка, которая увидела, что другие дети разрушили сделанный ею домик из песка?

    Что ты чувствуешь, когда удалось нарисовать красивый рисунок?

    Беседы психолога с детьми на тему эмоции

    Разъяснения и беседы должны проводиться взрослым систематически. Информируя ребенка, следует повторять, закреплять и последовательно распространять информацию. Для детей младшего дошкольного возраста продолжительность беседы - неопределенная. В детском саду беседы следует проводить индивидуально или в небольших группах. Пригодятся и адресные превентивные беседы с теми детьми, которые постоянно нарушают правила взаимодействия со сверстниками, агрессивно настроенными, склонными к проявлениям насилия.

    В воспитательной работе желательно систематически применять беседы о базовых эмоциях человека, их особенностях, событиях, которые их вызвали. Разговор с ребенком о чувствах взрослого человека позволит ему осознать, что в мире существуют вещи, которые не оставляют равнодушными, - через них человек радуется, грустит, удивляется. Следует подчеркнуть, что радость, удивление, печаль и злость являются естественными ощущениями человека в любом возрасте, и подчеркнуть: осуждаются не сами эмоции, а действия, поступки, которые их сопровождают.

    Во время беседы ребенок не только обогащается знаниями. Беседы становятся составной частью отношений и взаимоотношений с взрослым: ребенок осознает, что его понимают, он небезразличен для другого человека, его ощущения - значимы.

    Подчеркиваем важность разъяснения младшему дошкольнику особенностей эмоционального реагирования человека. Ребенок должен осознать, что взрослый человек, так же, как и он, расстраивается, сердится, обижается, радуется.

    Он может находиться в хорошем или плохом настроении. Необходимо обратить внимание на то, что настроение передается другим людям: грусть или гнев от одного человека переходит к другому. Поэтому лучше делиться приятными впечатлениями, радостью, улыбками, чем «заражать» друг друга грустью и яростью. Не менее важно дать объяснения относительно того, что разные люди по-разному реагируют на одни и те же события. Например, если потерялась игрушка, у одного ребенка это вызовет отчаяние и печаль, у другого гнев, ярость.

    Стоит обращать внимание дошкольников на то, как люди реагируют на различные события. Выбрать такие моменты, когда сверстники наиболее отчетливо проявляют эмоции, и дать возможность понаблюдать за их эмоциональной экспрессией.

    Когда следует проводить беседу?

    Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Ориентиром должна быть ситуация и потребности самого ребенка: его желание расширить собственные представления, получить разъяснения, совет, помощь.

    Единственное, чего не следует делать, - проводить беседы с одним ребенком ежедневно в строго определенное время. Кроме того, важно предотвращать превращение беседы в поучительную нотацию.

    Ориентировочные темы бесед:

    - «Ласковое имя»,

    - «Разные люди - разные лица»,

    - «Движения человека»,

    - «Приятное - неприятное» и другие.

    Упражнение «Ласковое имя»

    Дети находятся вокруг взрослого, образуя круг, и по очереди называют свое имя. Повторяя его вместе с другими, взрослый обращает внимание на то, что есть у ребенка, который назвал себя: внешность (цвет волос, глаз, губ и т.д.), одежда, настроение. Другие дети здороваются с ребенком, искренне улыбаются, ласково касаются его, глядя в глаза. Взрослый спрашивает воспитанников, как можно по-другому обратиться к ребенку, не меняя его (ее) имя (Елена - Алена - Леночка). Выслушав сверстников, ребенок рассказывает, как обращаются к нему близкие взрослые, как называют его члены семьи (Солнышко, Зайка, Звездочка).

    Взрослый спрашивает, кого в семье называют так же, если есть такой ребенок в кругу, то оба ребенка выходят в центр круга: другие дошкольники должны отыскать сходство между ними.

    Упражнение «Разные люди-разные лица»

    Взрослый предлагает осуществить чрезвычайно важное «исследование»: закрыть глаза, кончиками пальцев прикоснуться к собственному носу, лбу, щекам, волосам, повернуть голову в сторону, открыть и посмотреть на соседа сначала правым, затем - левым глазом. Взрослый акцентирует внимание на том, что у разных людей разные лица. Присматриваясь к тем, кто тебя окружает, можно увидеть, что у одних - большие глаза, у других - маленькие, у одних пухлые губы, у других - узкие. Имеется сходство и непохожесть в размере и цвете глаз, щек, губ, их расположении. Эти особенности отличают одного человека от другого и дают возможность его запомнить.

    Кроме того, люди имеют разные выражения лица. Выражение лица, как новогоднюю маску, человек может менять по собственному желанию. Каждый решает сам, какое выражение ему нравится, он будет иметь радостное лицо или недовольное. Ребенку следует объяснить, что ощущение сказывается на внешнем виде человека: радостный человек - спокойный, глаза «светятся», голос негромкий, движения уравновешенные, плечи расправлены, губы «растягиваются» в широкую улыбку. Чувствуя радость, человек хлопает в ладоши, поет, танцует. Грустный человек - беспокойный, вялый, имеет полуприкрытые, влажные от слез глаза, тихий голос, сжатые губы. Печалясь, он старается избегать общения с другими, остается в одиночестве.

    Особое выражение лица возникает у человека тогда, когда появляется недовольство, обида. О том, что человек чувствует злость, свидетельствуют его нахмуренные брови, прищуренные глаза, стиснутые зубы, опущенные уголки губ. Злость вызывает напряжение не только мышц лица, но и тела: руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулак.

    Предлагая детям внимательно посмотреть на лица друг друга, взрослый обращает внимание на выражение лица соседа (соседей) слева, справа, напротив. На счет три - каждый ребенок демонстрирует различные выражения лица.

    Упражнение «Приятное - неприятное»

    Во время беседы следует разъяснить, что способен испытывать каждый человек. Его ощущения бывают приятные и неприятные. Интересно узнать, что является приятным для тебя самого, близкого тебе человека, твоих родителей. Приятными и неприятными могут быть люди, животные, предметы, события.

    Если нежно прикоснуться к другому - это вызывает приятные ощущения (взрослый ласково касается, гладит каждого ребенка), если вести себя грубо, например, крепко стиснуть руку человека - это неприятно и даже может вызвать боль. При таких условиях выражение лица человека показывает, что он чувствует и нравится ли это ему. Следует обязательно пояснить младшим дошкольникам, что, кроме прикосновений, человек реагирует на слова других, тон разговора и их поведение. Неприятные слова, оскорбительные сравнения так же вызывают недовольство, возмущение. И еще - каждый человек достаточно чувствительный к силе голоса другого человека, щебету и пению птиц, возгласов животных, звуку музыкальных инструментов.

    Упражнение «Движения человека»

    Взрослый обращает внимание на необходимость человека менять положение тела. Подчеркивает, что каждый ребенок любит поиграть, попрыгать, побегать, потанцевать. Поскольку очень трудно долго стоять или сидеть в одной позе, приходится все время менять положение частей тела (руки, ноги, голова, туловище, шея). Детям предлагается встать на одну ногу и замереть (почувствовать, насколько это удобно/не удобно), попрыгать, потанцевать, потопать, покрутиться (покружиться вокруг стула, игрушки), в паре.

    Уместно поставить вопрос: «другие дети же ничего не видят, как и ты, в то время, когда ты закрываешь глаза?»

    Следует обязательно обратить внимание на то, что двигаться не сталкиваясь возможно. Иногда человек попадает в толпу. Среди большого количества посторонних людей чрезвычайно важно быть наблюдательным, внимательным. Если не учитывать направления движения людей вокруг, можно нанести вред и себе и другому человеку. Взрослый отмечает, что толкание, затрагивание другого, даже случайное, может вызвать неудобство, вызвать боль, что, в свою очередь, становится причиной раздражения, возмущение, гнев. Конечно, этого можно избежать, если уделять больше внимания собственным движениям, развивать гибкость тела, восприимчивость.

    Следует отметить, что человек движется не только для своего удовольствия. Движения руками, пальцами, наклон головы, туловища помогают людям рядом понять его самочувствие.

    Возраст человека также сказывается на его движениях. Маленький ребенок, взрослый и пожилой человек движутся по-разному. Так, жесты взрослого человека, который хорошо себя чувствует, - четкие и выразительные. Детям следует подумать, почему пожилые люди не так искусны, как маленькие дети.

    Обратить внимание следует и на то, что различаются между собой жесты мальчиков и девочек. Последние движутся с легкостью, плавно. Движения мальчиков - резче. Стоит сравнить движения людей и животных. Человек, который чувствует угрозу, напуган, не уверен - закрывает глаза, пытаясь спрятать лицо. Именно так делает огромная птица - страус, пряча голову в песок, или обезьяна, которая залезает высоко на дерево и закрывает лапами глаза. Если же человек радостный и довольный, он хлопает, подпрыгивает, кружится. И в этом случае его поведение, позы, жесты напоминают действия представителей животного мира. Например, лебедь танцует на воде, собака подпрыгивает на месте.

    При проведении бесед необходимо помочь ребенку найти ответ на следующие вопросы:

    Когда человек радуется?

    Когда бывает страшно?

    Когда человек плачет?

    Что заставляет людей улыбаться?

    Когда на лице появляется улыбка?

    С кем приятно общаться?

    Кто в семье всегда радует тебя, а кто огорчает?

    Может ли быть красивым злой человек?

    Что было самое приятное в жизни?

    Кто из твоих знакомых имеет красивый голос?

    Чем ты можешь порадовать других?

    Чем ты можешь огорчить близкого человека?

    Ориентировочные варианты беседы психолога с детьми

    Беседа «НАСТРОЕНИЕ»

    1. Что значит «хорошо себя чувствовать»?

    2. Как ты узнаешь, какое у тебя настроение?

    3. Когда у тебя преобладает хорошее настроение?

    4. От кого твое настроение портится?

    5. Как ты сейчас себя чувствуешь? Почему?

    6. Можешь ли ты способствовать улучшению настроения? Как именно?

    Беседа «ЖЕЛАНИЯ»

    1. Чего тебе больше всего хочется?

    2. Выполнимое ли это желание? Почему?

    3. Что ты будешь чувствовать, если оно действительно осуществится? Почему?

    4. От кого зависит осуществление этого желания?

    5. Чего ты больше всего не хочешь? Почему?

    6. Что ты можешь сделать, чтобы нежелательное не случилось?

    Беседа «Любовь»

    1. Что значит «любить»?

    2. Как распознать человека, который любит?

    3. Кого ты любишь? Почему?

    4. Кто любит тебя? Почему?

    5. Как ты узнаешь о том, что тебя любят?

    6. Любишь ли ты себя? За что именно?

    7. Чем ты себе не нравишься?

    8. Кого ты не любишь? Почему?

    9. Кто не любит тебя? Почему?

    10. Можно ли прожить без любви?

    11. Чем отличается чувство привязанности, симпатии, товарищества, влюбленности, любви?

    Беседа «ВРЕМЯ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

    1. Как ты думаешь, до какого возраста ты доживешь?

    2. Что важное случилось с тобой, когда ты был маленьким?

    3. Что интересного произошло с тобой сегодня?

    4. Какие приятные - неприятные события могут произойти с тобой:

    а) в ближайшее время?

    б) когда будешь заканчивать школу?

    в) когда будешь взрослым человеком?

    г) когда превратишься в старика?

    Беседа «ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ»

    1. Доволен ли ты своей жизнью? Почему?

    2. Что в жизни для тебя самое дорогое?

    3. У тебя есть личные планы? Какие же?

    4. Что в жизни зависит от тебя?

    5. Чего ты добился собственными силами?

    6. Что необходимо для победы?

    7. Ты - хороший человек? Почему так считаешь?

    8. Чем ты особенный?

    9. Чем похож на других?

    10. Что ты сделал по совести?

    Организовывать время от времени индивидуальные тематические беседы, направленные на то, чтобы помочь ребенку осознать свои переживания и со временем научиться регулировать их. Это необходимо, поскольку дает понимание внутреннего мира каждого ребенка (темы: «Настроение», «Желание», «Страхи», «Радость», «Уважение», «Любовь», «Обида», «Долг» ...)

    Дать возможность ребенку путем рисования (красками, карандашами, мелками...) освободиться от страха, напряжения, негативных переживаний (темы: «Один дома», «Мне приснился сон», «Мой страх», «Моя волнения» ...)

    Расширить представление о мире человеческих чувств - радость, интерес, горе, печаль, страдание, презрение, страх, стыд, вина, зависть, огорчение, гнев, совесть.

    Пантомимические этюды в работе

    Выполнение пантомимических этюдов позволяет свободно проявить собственные ощущения, способствует развитию выразительности движений. Не следует заострять внимание на угловатости ребенка, отсутствии выразительности, непохожести его движений с движениями выбранного ею персонажа. Взрослый должен понимать, что младший дошкольник только учится сосредотачиваться на себе, ослаблять мышцы, проявлять гибкость. Важно заметить сдвиги в положительную сторону, выделить и подчеркнуть положительные моменты «еще вчера тебе не удавалось это сделать, а сегодня - удалось, ты - молодец», «раньше было не так похоже, как сейчас», «сегодня гораздо лучше, чем вчера», «ты постарался, и стало более убедительно, уверена, в следующий раз будет еще лучше». Следует подчеркнуть наблюдательность, гибкость, настойчивость, старательность ребенка.

    Применяя пантомимические этюды, целесообразно провести вступительную беседу и использовать фрагменты музыкальных произведений детских композиторов, усиливать выразительность движений, предоставлять возможность раскрепощения. Выполнение пантомимических этюдов позволит развить эмоциональную восприимчивость ребенка, фантазию, гибкость тела.

    В работе с младшими дошкольниками можно использовать пантомимические этюды: «Стройная березка», «Музыки», «Строители», «Воздушные шарики», «Бабочки».

    Упражнение «Мои любимцы»

    Перед выполнением пантомимического этюда следует узнать, есть ли у ребенка домашний любимец и предоставить возможность рассказать, как он выглядит, в каких условиях живет, что любит больше всего. Внимание уделяется тому, всегда ли животное чувствует себя и ведет себя одинаково в различных условиях; как воспринимает хозяев и незнакомых людей, как реагирует на воду, как относится к любимой пищи; как проявляет свое недовольство. Выяснить, обладает ли ребенок языком животных и как общается со своим любимцем. Выслушав малыша, вспомнить тех животных, которые являются главными героями сказок и детских рассказов («Три медведя», и т.п.). Выяснить, кто из них является любимым героем, кто - нет, чем именно одни животные нравятся детям, а другие - не нравятся.

    Предложить ребенку изобразить своего любимца (когда он спит, гуляет по квартире, играет с ребенком, просит есть, общается, купается и т.п.) или изобразить любого сказочного героя, о котором рассказывали родители, воспитатель, психолог, другие дети и тому подобное.

    Развивающие игры для старших дошкольников

    Автор: Еремина Нина Васильевна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ «Шегарский детский сад № 1 комбинированного вида», село Мельниково Шегарского района Томской области

    Игры могут быть использованы в работе учителей-логопедов, педагогов - психологов, воспитателей. Данный материал рекомендован для работы с родителями. Игры предназначены для детей старшего возраста.

    Игры применялись в виде отдельных занятий, игр и упражнений.

    « Я радуюсь когда. . .»

    Цель: расширение представлений детей об эмоции «радость»; формирование положительных эмоций; расширение представление детей о поступках, которые приносят радость.

    Оборудование: игрушка гнома, несколько мягких игрушек, кассета с веселой музыкой, изображение веселой девочки, рисунок «пустого» лица для каждого ребёнка, пиктограмма с изображением эмоции «радость», зеркало, маленький мячик, рисунки гномов с изображением глаз, карандаши и листы бумаги (для каждого ребенка).

    Педагог называет одного из участников группы, бросает ему мячик и говорит: « (Имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?» Петя ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда …» Затем Петя бросает мячик следующему участнику и, назвав его по имени, в свою очередь просит: «(Имя ребенка), скажи, пожалуйста, когда ты радуешься?»

    Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ответят на вопрос.

    Гном: «Вот видите, ребята, как много разных ситуаций в жизни, когда у человека хорош и он улыбается». (Перечисляются все ответы детей), (4 минуты).

    «Рассмеши принцессу Несмеяну»

    Цель: формирование умения находить способы вызвать улыбку у человека с плохим настроением; снижение психофизического напряжения; развитие воображения.

    Оборудование: игрушка гнома, «песочная фея», поднос с песком, коллекция миниатюрных фигурок.

    Фея рассказывает историю о принцессе, которая всегда была печальна. Никому никогда не удавалось вызвать на ее лице улыбку. Детям предлагается ответить на вопрос: «Как я могу рассмешить принцессу?» После небольшой паузы ребята подходят к стеллажу с миниатюрами и выбирают фигурки для своей истории. Затем каждый из них с помощью своих персонажей рассказывает смешную историю, проигрывая ее в песочнице. В конце фея подводит итоги, выбирая наиболее смешной рассказ. При этом она благодарит ребят за то, что принцесса наконец-то улыбнулась и теперь, вспоминая рассказы детей, у нее всегда будет отличное настроение.

    В конце игры дети прощаются с песочной феей. (20 минут)

    «Королевство эмоций»

    Цель: расширять представление детей об эмоции «зависть», учить детей понимать причины, которые приводят к тому или иному настроению.

    Оборудование: игрушка гнома, пиктограммы и рисунки сказочных персонажей с различными эмоциями.

    Гном раскладывает по кругу пиктограммы всех известных детям эмоций и говорит, что сегодня они попали в Королевство эмоций. «Ребята, как вы думаете, какие эмоции могут подружится друг с другом, а какие навсегда останутся одни?» После ответов каждому ребенку предлагается подружить эмоции с помощью какой-либо истории. Тот, кто быстро справился с заданием, начинает рассказывать свою сказку, остальные внимательно слушают.

    После выполнения задания гном обязательно хвалит детей. (20 минут)

    «День рождения»

    Цель: закрепить умение выражать эмоцию «радость», создание доброжелательной атмосферы в группе, развивать активный словарь эмоциональных состояний.

    Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «радость», несколько картинок сказочных героев с радостным настроением, бумага, цветные карандаши.

    Гном предлагает детям выбрать именинника. Этот ребенок садится на стульчик. Остальные должны изобразить гостей, которые по очереди приходят к имениннику и дарят ему подарки. Задание ребятам усложняется: надо с помощью жестов показать, что именно ты подарил. Задача именинника угадать этот предмет. Если подарок не угадан, то именинник занимает место гостя, а гость становится именинником. (7 минут)

    «Пчелка в темноте»

    Цель: закрепить умение выражать эмоцию «страх», развивать активный словарь эмоциональных состояний, коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.

    Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «страх»; карточки, на которых изображены сказочные герои с выражением эмоции «страх»; несколько стульев для взрослых; материя, которая не пропускает свет.

    Гном выбирает одного ребенка, который будет играть Пчелку. Он говорит о том, что Пчелка очень любит собирать мед. Она полетела на полянку, где растут много, много разных цветов. Перелетая с одного цветка на другой, Пчелка не заметила, как наступил вечер. А вечером цветы закрываются, поэтому Пчелке пришлось сидеть внутри цветка в темноте до утра.

    Затем педагог от лица гнома ставит стулья так, чтобы ребенок-Пчелка мог залезть на стул и ходить по ним, не боясь упасть. Это цветы. После того как наступил вечер, Пчелка остается на одном из стульев и его закрывают материей, которая не пропускает свет. Несколько минут ребенок сидит в темноте, затем наступает утро, и материю снимают, Пчелка улетает к себе домой. В роли Пчелки должен побывать каждый ребенок.

    При выполнении этой инсценировки важно знать, насколько каждый ребенок боится темноты и лучше всего иметь в запасе материал с разной плотностью. Для детей, которые очень сильно бояться темноты, необходимо использовать почти прозрачную материю.

    В конце гном Вася хвалит всех детей за смелость независимо от того, хорошо или плохо они исполнили роль Пчелки. (15 минут)

    «Отгадай настроение сказочных героев»

    Цель: закрепить умение детей сравнивать эмоции на картинке с соответствующей пиктограммой, продолжать учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.

    Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «зависть», сюжетные картинки, на которых изображены люди в разных позах, комплекты пиктограмм (8 шт.).

    Гном предлагает детям поиграть в следующую игру. У каждого ребенка на столе лежат комплекты пиктограмм (8 шт.). Взрослый поочередно показывает детям карточки с различными настроениями сказочных героев. Дети должны поднять пиктограмму с соответствующей эмоцией. Это упражнение дает возможность педагогу наиболее точно определить детей, которые еще не совсем овладели данным умением. (4 минуты)

    «Для того чтобы слушали меня, я должен…»

    Цель: учить детей умению слушать друг друга и окружающих людей, продолжать развивать умение вежливого обращения.

    Оборудование: пары картинок с различными ситуациями общения, мяч.

    Педагог предлагает детям встать в круг. Взрослый бросает каждому ребенку мячик, а тот в ответ должен подумать и ответить на вопрос: «Что нужно, для того чтобы меня внимательно слушать?» (5 минут)

    «Без слов»

    Цель: развивать у детей навыки общения, учить детей понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, позе.

    Оборудование: игрушка гном.

    Выбирается водящий. Он показывает без слов какой-то предмет, действие, пытается что-то сказать. Задача остальных детей – угадать то, что делает водящий. Игра продолжается до тех пор, пока в роли водящего не побывает каждый ребенок. Педагог следит за тем, чтобы отгадывали по возможности все дети. Если кто-то все время затрудняется это сделать, ему помогают наводящими вопросами. (5 минут)

    «Не урони мяч»

    Цель: развивать у детей коммуникативные навыки, внимание, умение работать с партнером, способствовать сплочению детского коллектива, учить детей умению проигрывать, развивать симпатию.

    Оборудование: игрушка гном, игрушки из «Киндер-сюрприза» (любое количество, но не меньше чем 30 шт. на каждую пару), 2 маленьких ведерка, мяч, магнитофон, запись веселой музыки, бумага, цветные карандаши.

    Гном предлагает детям встать парами лицом друг к другу и держать руками один мяч. Под звуки музыки детям нужно будет выполнить те действия, о которых будет говорить взрослый, при этом каждая пара должна постараться не выпускать мяч из рук. Действия: присесть, попрыгать на двух ногах, на одной ноге, побегать, покружиться.

    После выполнения задания ребятам предлагается встать спиной друг к другу, держать мяч спинами и выполнять команды гнома. Действия: присесть, покружиться, походить по комнате. При этом надо постараться, чтобы мяч не упал. (5 минут)

    «Про Обидку и Грустинку»

    Цель: продолжить формировать умение общаться со сверстниками, способность сплочению детского коллектива.

    Оборудование: игрушка гном, клубок шерстяных ниток яркого цвета.

    Гном говорит детям о том, что они не виноваты в том, что иногда приходят в детский сад с плохим настроением. Просто к ним по дороге приклеилась Обидка или Грустинка. Главное – ее нейти и сбросить с себя. Это может сделать сам ребенок или его друг. После рассказа гнома можно проиграть ситуацию снятия плохого настроения. (5 минут)

    «Ой, лады»

    Цель – воспитывать добрые отношения друг другу.

    Воспитатель и малыши произносят слова и выполняют действия.

    Лады-лады-ладушки,

    Хлопают в ладоши.

    Мы пекли оладушки,

    Имитируют действие.

    Маслом поливали,

    Указательным пальцем водят по ладошке.

    Деток угощали…

    Называют имя ребенка, к которому подходят с «оладушками»,

    Тане – два, Ване – два и…

    (воспитатель называет свое имя) – тоже два!

    Вот и я, вот и я, вот и все мои друзья!

    Все дружно хлопают в ладоши.

    «Паровозик»

    Цели: учить отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

    Педагог объясняет детям, что сейчас они будут играть «в паровозик»: «паровозом» будет взрослый, а «вагончиками» - дети. Воспитатель поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы – вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс – вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс». После того как все дети выстроились, «поезд отправляется в путь».

    «Передай мяч»

    Цель – учить взаимодействовать со сверстниками.

    Дети стоят напротив друг друга. Воспитатель показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя»).

    Игра эмоционально поддерживается взрослым.

    «Ласковое имя»

    Цель – учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

    Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные

    дети при помощи воспитателя называют варианты ласкового имени ребенка,

    стоящего в центре круга.

    «Дотронься ласково»

    Цель – учить детей включаться в разные формы коммуникации.

    Все участники игры стоят или сидят по кругу. Ведущий ласково дотрагивается до головы рядом сидящего ребенка и говорит: «Какие шелковые волосики у Саши!» затем просит Сашу дотронуться до головы своего соседа. Взрослые также участвуют в игре, и если дети затрудняются в обращении, то помогают им.

    Игра предполагает несколько вариантов – можно дотрагиваться до руки, до носа. Некоторым детям трудно выполнять такие действия – не нужно заставлять выполнять все. Взрослые активно помогают малышам включаться в разные формы коммуникации.

    «Спаси птенца»

    Цель – воспитывать заботливое отношение к окружающим.

    Детям раздают ватные комочки – это «птенчики». Педагог говорит: «Мы побегали, поиграли, согрелись, а птенчику холодно, он замерз, давайте его погреем и отпустим полетать». Дети со взрослыми стоят по кругу, сложив ладони «лодочкой», глубоко дышат, как бы спасая птенца, поднимаются на носочки и отпускают его.

    «Ласковый ребенок»

    Цель – продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

    Дети сидят на стульях перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбнуться: «Ах, какой хороший Саша! Иди ко мне, я тебя обниму – вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает к себе еще одного ребенка и предлагает ему повторить эти действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подытоживает действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня ласковый ребенок!» затем взрослый поочередно вызывает остальных детей, игра повторяется.

    «Цветные коврики»

    Цель – учить передавать эмоции в соответствии с цветом.

    Для игры понадобятся игрушки, а также желтый и черный коврики (их кладут перед детьми). Воспитатель показывает игрушку (например, волка) и говорит детям: «Волк злой, сердитый, мы его поставим на черный коврик. А петушок веселый, добрый, его мы поставим на желтый коврик».

    Так можно обыграть все знакомые игрушки или сказочных героев.

    Затем можно усложнить игру: добавить коврики других цветов (голубой – слезы, грусть; зеленый - спокойствие); предложить детям самим проявить эмоции на коврике любого цвета: «Анечка, ты – сердитая кошка. Встань на коврик черного цвета и изобрази ее».

    «Кто лучше разбудит?»

    Цель – способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

    Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложится на коврик. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково.

    «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

    Цель – способствовать уменьшению обидчивости у детей.

    Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Воспитатель начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

    « Вместе играем »

    Цель – учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.

    Для игры понадобятся парные игрушки: шарик и желобок, паровозик и вагончик, машина и кубики.

    Воспитатель расставляет детей парами и раздает им игрушки, предлагая поиграть вместе. Затем помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки.

    В конце игры педагог фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик. Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали в машину кубики и возили».

    «Кто пришел к нам в гости?»

    Цели: способствовать развитию самоуважения детей, активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

    Воспитатель отводит в сторону ребенка и договаривается с ним о том, что он будет изображать какое-нибудь животное (педагог подсказывает), которое придет в гости к детям. Ребенок изображает это животное, дети отгадывают. («Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется…»)Дети стараются догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них настроение.

    «Листочек падает»

    Цель – развивать умение сотрудничать.

    Воспитатель поднимает над столом лист бумаги, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он опускается вниз и ложится на стол. После этого педагог просит детей «превратить свои руки в листочки бумаги». Поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Затем опускает лист, он плавно падает на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол.

    Игру можно повторить несколько раз.

    Воспитатель подчеркивает умение ребят действовать вместе.

    «Колокольчик»

    Цель – учить проявлять симпатию к сверстникам.

    Воспитатель читает стихотворение и звонит в колокольчик: С колокольчиком играю – динь-динь-динь (2 раза)

    С колокольчиком гуляю – динь-динь-динь (2 раза)

    Позвеню и покружусь, всем ребятам покажусь.

    Колокольчик голубой, кто гулять пойдет с тобой?

    Выбирает любого ребенка и идет с ним по группе.

    «Солнечный лучик»

    Цели: развивать тактильные ощущения, учить выполнять нежные прикосновения.

    Дети вытягивают ладошки. Воспитатель рассказывает стихотворение, подходит к малышам и поглаживает их ладошки:

    Солнечный лучик коснулся руки

    Я попрошу его: «Ты не беги, ты посиди на ладошке моей, вместе нам будет с тобой веселей».

    «Подарим фрукты»

    Цель – учить проявлять добрые отношения к сверстникам.

    Для игры понадобятся фрукты. Дети выполняют «инструкцию» воспитателя:

    Ты яблоко бери и Тане дари.

    Ты грушу бери и Маше дари.

    Ты банан бери и Пете дари.

    «У кого какая игрушка?»

    Цель – учить делиться игрушками.

    Воспитатель заранее готовит игрушки: сначала их должно хватить всем детям, затем на одну меньше.

    встали дети в круг, в круг,

    кулачками стук-стук.

    Мы идем вперед, вперед,

    Ножками топ-топ.

    Мы идем назад, назад,

    Вот так, вот так!

    Побежали, побежали

    И к игрушкам прибежали.

    «Флажок»

    Цель – учить реагировать на свое имя и проявлять симпатию к сверстникам.

    Для игры понадобится флажок.

    Дети встали в кружок,

    Дети становятся в круг.

    Увидали флажок:

    Флажок держит воспитатель.

    Выйди, Ваня, в кружок, возьми, Ваня, флажок.

    Выйди, выйди, возьми, выше флаг подними.

    Ваня берет флажок, поднимает его.

    Вот наш Ваня идет и флажок свой несет:

    «Кому дать, кому дать, кому флаг передать?»

    Ваня выбирает ребёнка, которому передает флажок, ь- игра повторяется.

    «Праздничный салют»

    Цель – учить эмоционально откликаться на содержание стихотворения.

    Для игры понадобятся барабан и мелко нарезанная бумага для «салюта». Воспитатель читает стихотворение:

    Грянул гром, веселый гром.

    Засверкало все кругом.

    Рвутся вы небо неустанно

    Разноцветные фонтаны,

    Брызги света всюду льют.

    Это праздничный салют.

    Раз, два, три, салют радости дари!

    Все вместе подбрасывают нарезанную бумагу вверх.

    «Мотылек»

    Цель – вызвать радость от ожидания легкого прикосновения.

    Воспитатель держит в руках мотылька из картона, привязанного к палочке:

    Летал мотылек, порхал мотылек.

    Присел отдохнуть на душистый цветок.

    Летал мотылек, порхал мотылек,

    Присел подремать на прохладный пенек.

    «Наше солнце»

    Цель – способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

    Взрослый рисует на листе ватмана большой круг, затем обводит ладони детей, создавая таким образом «лучики солнца». Дети раскрашивают нарисованные ладошки, взрослый им помогает. В итоге получается изображение красивого солнца, которое вывешивают в группе.

    «Покажу, как я люблю»

    Цель – способствовать формированию любви к окружающим.

    Воспитатель говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Один из детей й «превращается в маму», другой – в ее «сыночка», и показывают, как они любят друг друга. Следующие пары – «мама и дочка», «»бабушка и внук.

    «Звериное пианино»

    Цель – развивать умение сотрудничать.

    Дети садятся в одну линию. Они – «клавиши пианино», которые звучат голосами разных животных. Воспитатель раздает детям карточки с изображениями животных (кошки, собаки, свиньи и т.п.), голосами которых будут звучать «клавиши». Потом педагог дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. «Клавишам» нужно звучать голосами соответствующих животных.

    «Радуга-дуга»

    Цель – активизировать позитивное настроение.

    Радуга-дуга, не давай дождя.

    Дети, держась за руки, идут по кругу.

    Чтоб ребяткам играть

    Отбивают ритм пальцами по коврику.

    И со взрослым поскакать.

    Подпрыгивают на месте.

    Дай нам солнышко-колоколнышко, обнимаются.

    «Чижик»

    Цель – формировать чувство взаимопомощи и сотрудничества.

    Воспитатель предлагает каждому ребенку построить из мягких модулей свой домик. Затем приглашает всех в круг и предлагает игру «Чижик».

    Чижик по небу летал,

    Воспитатель и дети изображают птичек: машут «крыльями» и «летают» по кругу.

    Правой ножкою кивал,

    Забрасывают ногу назад, пытаясь достать ею до ягодицы.

    Кив-кив, не кивай, к себе в домик улетай!

    Каждый убегает в свой домик.

    Игра повторяется несколько раз.

    «Подари салют»

    Цель – учить проявлять положительные эмоции.

    Воспитатель предлагает каждому ребенку цветную бумагу – на выбор. Под спокойную музыку дети рвут бумагу на мелкие кусочки, образуя кучку. По окончании музыки педагог просит малышей выбрать, кому бы они хотели «подарить салют». Каждый ребенок подбрасывает свои кусочки бумаги над тем, кого он выбрал, кричит «ура» и хлопает в ладоши.

    Важно, чтобы ребенок, который дарит, и тот, кому дарят, испытали положительные эмоции.

    «Украсим дом»

    Цель – учить выполнять поручения вместе.

    Материал : обруч, предметы для украшения.

    Воспитатель предлагает детям украсить «домик» (обруч), используя для этого ленты, нитки, монетки и т.п. воспитатель вместе с детьми участвует в процессе. Потом все любуются «домиком», педагог хвалит ребят за проделанную работу.




    Поделиться