Среды в доу. Комфортная предметно-развивающая среда в доу. Как создается развивающая среда

Предметно-развивающая среда ДОУ - комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном образовательном учреждении, - должно служить интересам и потребностям ребенка, а ее элементы (оборудование, игры, игрушки, дидактический материал и пр.) - его развитию.

Исследования предметной среды ведутся уже давно. Большой вклад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада С.Л.Новоселова. Н.Н.Подьяков, Л.А.Парамонова, Е.В.Зворыгина и др. В 90-х годах ставится вопрос о предметно-развивающей среде в работах В.А.Петровского, Л.М.Клариной. Л.А.Смывной, Л.П.Стрелковой и др.

Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского (1993 г.). В данной работе получили дальнейшее развитие основные положения «Концепции дошкольного воспитания» (1989 г.) применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды:

принцип дистанции при взаимодействии;

принцип активности, самостоятельности, творчества;

принцип стабильности - динамичности;

принцип комплексирования и гибкого зонирования;

принцип эмоциогенности среды;

индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды;

принцип открытости - закрытости;

принцип учета половых и возрастных различий детей.

В работах О.А.Артамоновой, Т.М.Бабуновой, М.П.Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:

комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм;

соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду;

учет всех направлений развития ребенка;

разнообразие сред, их рациональное расположение;

обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;

доступное расположение предметов и пособия в соответствии с возрастом детей;

создание условий для изменения среды.

Цель взрослого в предметной среде содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;

формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.

Основными направлениями при проектировании предметно-развивающей среды в ДОУ являются:

  • - всестороннее развитие детей;
  • - психологический и физический комфорт детей и взрослых.

При проектировании предметно-развивающей среды нашего ДОУ авторы Программы «Детство» выделяют следующие основные составляющие:

  • - пространство;
  • - время;
  • - предметное окружение.

Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает ее влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих как пространство и время позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде.

Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса нашего ДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по всему детскому саду, а не только в пределах своего группового помещения. Способность наших детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Использование

пространства

пространства на

интеллектуальное

развитие ребенка

Влияние среды на физическое

развитие ребенка

Многофункциональное использование всех помещений ДОУ.

Использование спален, раздевалок увеличивают пространство для детей.

Удаление «познавательных центров» от игровых существенно влияет на результат работы в этих центрах.

Увеличение пространства для деятельности и движений ведет к увеличению социальных контактов на более благоприятной основе.

Увеличивается двигательное пространство, что способствует увеличению двигательной нагрузки.

Создание игрового «Городка», мини-кабинетов, экологической лаборатории, логопункта и т.д. создают возможность детям осваивать все пространство ДОУ.

Расширяются возможности для освоения образовательного пространства.

Расширяется круг общения ребенка

Еще более увеличивается пространство для движений

«Изрезанность» пространства, «лабиринтное» расположение мебели (при этом мебель не должна быть высокой, чтобы визуально не исчезло ощущение простора, света в помещении).

Развивается ориентировка в пространстве.

«Уголки уединения» в изрезанном пространстве дают возможность ребенку уединиться. Ребенок испытывает комфорт. Улучшается социальный климат в целом.

Двигаясь по «изрезанному» пространству, ребенок учится координировать свои движения, владеть своим телом.

Гибкость, мобильность обстановки во всех помещениях ДОУ.

У ребенка есть возможность заняться проектированием обстановки.

Совместное проектирование и изменение обстановки сплачивает детей и взрослых, улучшает социальные отношения.

Тело ребенка, реагируя на изменение обстановки, само становится гибким и мобильным.

Все пространство «разбирается» на части и вместо целостного пространства проектируется множество небольших «центров», в которых относительно полно представлены различные виды деятельности и имеется все необходимое оборудование.

У ребенка есть возможность целенаправленных, сосредоточенных занятий каким-либо видом деятельности, концентрация внимания, усидчивость.

Развиваются навыки социокультурного поведения.

Создание центров физических движений; спортивный зал, свободные коридоры дают возможность заниматься физическими упражнениями, не мешая другим.

Использование времени

Влияние пространства на социальное развитие ребенка

Влияние среды на физическое

развитие ребенка

Временная последовательность разных видов жизнедеятельности.

Ребенок учится планировать свою деятельность более организованно и целесообразно проводить свободное время.

Упорядоченное времяпровождение ведет к эмоционально благоприятной атмосфере в группе.

Выработка динамических стереотипов способствует улучшению здоровья в целом.

Оптимальное сочетание в режиме дня регламентированной целенаправленной познавательной деятельности под руководством взрослых, нерегламентированной деятельности при организации взрослым и свободной деятельности (соответственно 20:40:40).

Оптимальное сочетание для поддержания активности ребенка в течение дня.

Возможность разнообразного общения.

Отсутствует утомляемость.

Время для общения по схемам:

«я - педагог»

«я - друг, друзья»

Разнообразие общения - разнообразие информации, расширение ориентировки в окружающем мире

Широкая социальная практика общения с разновозрастными партнерами.

Разнообразие контактов ведет к разнообразию двигательной активности.

Использование предметного окружения

Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка

Влияние пространства на социальное развитие ребенка

Влияние среды на физическое развитие ребенка

Использование многофункциональных, вариативных модулей.

Развитие конструктивного мышления.

Умение договариваться, обсуждать совместные планы.

Развивается физическая сила.

Разнообразное стационарное оборудование сюжетно-ролевых игр (игры всегда развернуты)

Ориентировка в окружающей действительности.

Упражнение в различных социальных ролях.

Активизация движений.

Дидактические игры и пособия по всем разделам программы в доступном месте.

Интеллектуальное развитие.

Обеспечение активного общения.

Широкое использование в интерьере значков, моделей, символов, схем, планов, загадочных знаков и т.п.

Развивается познавательный интерес, пытливость, любознательность

Возникновение дружеских отношений на основе совместного поиска

Развивается усидчивость, концентрация.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, воспитателю необходимо обратить особое внимание на игрушки и материалы, развивающие различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую и двигательную. Известно, каждый вид деятельности включает в себя несколько специфических типов, характерных для определенного возраста. Каждый тип деятельности предполагает специальное материальное оснащение, поэтому остановимся на их краткой характеристике с указанием возрастного диапазона, типа предметов и игрушек.

1. Игровая деятельность - главная движущая сила развития ребенка дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Поэтому необходимое требование к предметной среде ДОУ - создание материальных условий для ее полноценной реализации. Прослеживая логику развития игры в дошкольном возрасте, необходимо выделить формы игровой деятельности. Каждая из них предполагает специфические игрушки и игровые материалы.

Режиссерская игра - создание воображаемого пространства, разворачивание сюжета с помощью игрушек. Для режиссерской игры необходимы игрушки-персонажи (образные игрушки) и соответствующая им предметная среда (предметы оперирования и маркеры «кукольного пространства»).

Ролевая игра - создание и проигрывание сюжетов от имени персонажа - требует атрибуты роли (соответствующие аксессуары и костюмы), предметы оперирования и маркеры игрового пространства.

Игры с правилами, которые, в свою очередь, делятся на подвижные со специальным оборудованием (мячи, кегли и пр.) и настольные (лото, домино, игры-бродилки типа «гусек» и пр.).

2. Продуктивная деятельность - т.е. активность, направленная на получение определенного результата, в дошкольном возрасте способствует формированию образного мышления, творческих способностей. Выделают следующие типы детской продуктивной деятельности.

конструирование - создание построек из различного вида конструктора;

изобразительная деятельность - рисунок, живопись, аппликация, лепка;

составление картинок - построение целостных сюжетных изображений из отдельных частей. Для данного типа деятельности разработан специальный игровой материал (вкладыши, разрезные картинки, кубики, пазлы);

ремесло - создание поделок (ковриков, корзинок, игрушек и пр.) из специального, подручного или природного материала.

3. Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка и для приобщения его к культуре. На протяжении дошкольного детства познавательно-исследовательская деятельность существенно преобразуется, проходя путь от экспериментирования с предметами к оперированию знаковыми системами. В рамках данного вида выделим следующие типы познавательной деятельности и. соответственно, обеспечивающие их материалы:

детское экспериментирование - практическое, действенное обследование реальных объектов и их свойств (игры с динамическими или составными игрушками, занятия с песком и водой, со вкладышами, с магнитами и пр.). С возрастом сложность объектов повышается;

восприятие детской художественной литературы (сказки, стихи, рассказы) - важнейший тип деятельности. Способствует не только художественному, но и познавательному и общекультурному развитию дошкольника. Соответственно необходимо обеспечить ДОУ - качественно и количественно - художественной литературой, что является важным показателем его материальной среды;

познавательные действия с наглядно-образным материалом, включающим набор тематических картинок для классификации (с изображением видов транспорта, растений, животных, видов спорта и пр.), серию картинок для установления последовательности событий, набор парных картинок для сравнения и пр.;

учебная деятельность, предполагающая освоение учебных материалов (буквы, цифры, схемы, модели) и действий с ними. Предпосылки освоения данного типа деятельности формируются в старшем дошкольном возрасте.

4. Для двигательного развития дошкольников также требуется соответствующее материальное обеспечение, цель которого - стимулировать и развивать различные виды движения (лазанье, прыжки, бег и пр.). Речь идет о необходимом спортивном оборудовании, предназначенном для физического развития детей (горки, скамейки, мячи, гимнастические маты, кегли и пр.).

Для каждого параметра движений разработаны конкретные показатели, выраженные качественно и количественно. Для каждого вида деятельности составлен примерный перечень предметов и материалов в соответствии с их назначением и с учетом возраста детей.

Перечень представляет собой своеобразный норматив, определяющий необходимое и достаточное число предметов и материалов, которые должны обеспечить разные типы детской деятельности. Оценивая материалы для каждого типа деятельности, следует рассматривать:

  • 1) количественный состав предметов и материалов. Наличие и число соответствующих предметов сопоставляются с нормативом. В результате выявляется наличие и оптимальное количество данного вида материала в группе ДОУ;
  • 2) соответствие данного материала возрасту детей в группе и развивающий потенциал. Для разного вида материалов этот показатель конкретизируется разными параметрами. Критерии оценки развивающего потенциала конкретных типов игрушек разработаны в Центре игры и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета. Так, для строительных конструкторов это может быть количество деталей, сложность их соединения, тип построек и пр.; для образных игрушек - характер (образ), степень условности, наличие встроенных механизмов (интерактивность). В результате оценки материалов по данному показателю выносится заключение как об их соответствии возрасту детей, так и о развивающем значении;
  • 3) возможности действия с данным материалом определяются двумя аспектами:

досягаемостью для детей или только для взрослых. Если его хранят в закрытых коробках в шкафах, на верхних полках и в других недоступных для детей местах, если он недоступен для самостоятельной деятельности детей, его наличие в группе бессмысленно. В то же время некоторые предметы следует разместить вне досягаемости детей, так чтобы они были доступны только взрослым;

возможностью действий, которая обеспечивается также фактическим состоянием данного материала, т. е. его сохранностью, полнотой, прочностью и др. Ветхие книги или игрушки, которые разваливаются в руках, или неполные наборы конструктора не позволяют нормально ими действовать.

Полученные материалы подвергаются детальной количественной и качественной обработке. На этой основе составляется отчет о состоянии предметно-развивающей среды в обследованных группах ДОУ. Суммарное заключение по данным показателям позволяет выяснить состояние развивающей предметной среды по каждому типу деятельности и проблемные точки для комплектации среды.

Е. Смирнова, доктор психологических наук, профессор, руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игрушки, проанализировала современное состояние ДОУ и выявила некоторые типичные ошибки в организации предметно-развивающей среды и на основании анализа разработала конкретные рекомендации по совершенствованию предметно-развивающей среды в группе и детском учреждении в целом. Речь идет о следующем:

1. О создании оптимальных условий для свободной и самостоятельной игровой деятельности детей, поскольку именно эта деятельность в дошкольном возрасте в наибольшей степени способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативности и других базовых качеств личности. Для этого необходимо:

обогатить и разнообразить состав образных игрушек - кукол мужского пола, младенцев, характерных кукол и кукол, моделирующих разные профессии;

обеспечить игровые зоны необходимой кукольной одеждой, мебелью, посудой, транспортом и другими атрибутами игры в соответствии с размером и характером кукол;

расширить состав ролевой атрибутики, позволяющей детям принимать игровую роль. Элементы костюмов, лоскуты тканей, шапочки, атрибуты различных профессий должны быть в открытом доступе для детей. В центре особого внимания должны находиться атрибуты различных профессий должны быть в открытом доступе для детей. В центре особого внимания должны находиться атрибуты мужских ролей;

создать специальные зоны и комплекты для режиссерской игры;

пополнить дефицит маленьких кукол разного пола и возраста, а также предметов «кукольной жизни» (дома, мебель, одежда, элементы ландшафта, транспорт и пр.), соразмерных образным игрушкам.

  • 2. О расширении состава традиционных игр с правилами для дошкольников (лото, домино, простые шашки, игры-бродилки и пр.). Особенно значимы они для детей старшего дошкольного возраста, поскольку формируют произвольность поведения, самоконтроль и способность к нормативному поведению.
  • 3. Об обогащении предметной среды ДОУ материалами для самостоятельного детского экспериментирования, направленного на познание закономерностей механического движения в обыденной жизни, - катапультами, волчками, желобами, кувыркунчиками и пр. В чем значимость игр с такого рода игрушками? Способствуют познанию физических свойств предмета, а также развивают мелкую моторику, познавательную активность, целенаправленность, чувство собственных возможностей.
  • 4. Об обновлении состава детских книг вы ДОУ - пополнении современными изданиями детской поэзии, прозы и познавательной литературы; обогащение библиотеки современными периодическими изданиями для детей.
  • 5. Об особом внимании к оснащению участков ДОУ: восполнение дефицита спортивных и игровых комплексов, велосипедов, самокатов, горок, оборудованных песочниц, инвентаря для самостоятельного сельскохозяйственного и бытового труда детей.
  • 6. О создании предметной среды ДОУ, более гибкой и динамичной, дающей возможность самостоятельно изменять пространство (как педагогом, так и детьми), вносить авторские, субъективные моменты. Данный подход помогает и воспитателям, и детям почувствовать себя хозяевами своей группы и пробуждает творческие импульсы.
  • 7. О снятии затруднений в доступе к игрушкам и материалам для самостоятельной деятельности детей.

Очевидный факт: при построении среды необходимо учитывать возрастные и половые особенности детей как в содержательном характере игрушечных материалов, так и в организации пространства (размер и расстановка мебели и пр.). В построении среды, особенно в старших группах ДОУ, следует учитывать возможности и мальчиков, и девочек, чтобы они могли проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. К данному положению относится и подбор соответствующих полу игр и игрушек. Это важное требование к организации пространства жизнедеятельности детей. В то же время в группе должны быть материалы для игр и занятий, объединяющие детей обоего пола. В этой связи при оценке организации пространства в старшей подготовительной группе необходимо учитывать наличие игрушек и игровых материалов для девочек, для мальчиков и для детей обоего пола.

Развивающая среда должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, устойчивости, а с другой - позволять взрослым динамично (гибко) видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей, возможностей детей, приучать их оптимально использовать имеющиеся площади, творчески преобразовывать пространство. В среде должна быть заложена возможность ее изменения. Планировка дошкольного учреждения должна создавать возможность - и взрослым, и детям - активно преобразовывать среду. Это могут быть специальные предметы (легкие перегородки, ширмы, геометрические модули, скамейки, большие лоскуты ткани, мягкие пуфы, элементы крупного конструктора и соответствующие условия), легко передвигаемые, преобразующие пространство.

Какие стереотипы нежелательны? Традиционные игровые уголки для сюжетных игр («Больница», «Почта», «Магазин», «Пароход»), темы и сюжеты которых неизменны, что препятствует проявлению самостоятельного игрового творчества. Это во-первых. Во-вторых, негибкое использование помещения зачастую провоцирует учебно-дисциплинарные формы работы с детьми. Так, фиксированное расположение столов и стульев с неизбежностью приводит к тому, что дети сидят «за партами» в неудобных позах. А это отрицательно сказывается ан осанке, физическом и психологическом самочувствии, реализации индивидуальных творческих способностей.

Цель предметной среды детского учреждения - обеспечивать эмоциональное благополучие ребенка и взрослого. По возможности условия учреждения (обстановка) должны быть приближены к домашним, т. е. способствовать эмоциональному благополучию ребенка, вселять в него чувство защищенности и уверенности в себе и тем самым делать его как бы хозяином детского сада.

Организация образовательной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДОУ,

  1. Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и где и в каком окружении он живет - от правильно организованной взрослыми среды, в которой живет ребенок.

2. Образовательная среда- процесс специального организованного целенаправленного формирования личности по социально обусловленному образцу. Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. По ФГОС ДО, образовательная среда включает в себя следующие компоненты: предметно-пространственная развивающая образовательная среда, характер взаимодействия со взрослыми, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.

3 Я хочу рассказать вам о образовательной среде, созданной для комфортного пребывания воспитанников в нашем дошкольном учреждении, Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение - содержанием.

— Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

— Библиотека

— Развивающая предметно-пространственная среда

— Обеспечение безопасности

Физкультурно- оздоровительная работа

— Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

4.Наш детский сад соответствует педагогическим требованиям современного уровня образования, требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам и правилам, физиологии детей, принципам функционального комфорта.

Логопедический пункт

На логопедический пункт зачисляются дети из старших, подготовительных и средних групп с фонетическими, фонематическими, фонетико - фонематическими и общими нарушениями речи. Оснащение включает в себя дидактические и методические материалы для организации работы с детьми по речевому направлению; библиотека педагогической, методической и детской литературы; демонстрационный, раздаточный материал для занятий; — игрушки, муляжи, компьютер.

Психолог

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в детском саду, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды учреждения, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога -психолога как полноценного участника образовательного процесса. В своей работе педагог использует различные игры на развитие большой и мелкой моторики, дидактические игры, тесты, психологические сказки, беседы, работу с песочными наборами и песочным столом. В настоящее время песочное рисование уже перестало быть чем- то новым и необычным. Создавая рисунки на световом столе, дети познают себя, развивают координацию движения и в тоже время могут полностью насладиться творческим процессом. Всем хорошо известно, что занятия с песком расслабляют и снимают нервное напряжение. Это отличный способ успокоить расшумевшихся детей, занять ребенка чем-то увлекательным в плохую погоду.

5.Музыкальный зал

Зал для музыкальных занятий в детском саду — особенное помещение, ведь здесь дети впервые приобщаются к настоящему искусству. Реализуя разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми по музыкальному воспитанию, педагоги детского сада не только развивают музыкальные способности воспитанников, но и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого воспитанника. В нашем музыкальном зале имеются музыкальные инструменты как традиционные, так и инструменты, сделанные педагогами и родителями, музыкально-дидактические игры, подборка музыкальных записей. Так же имеется мультимедийное оборудование, используемое педагогами ДОУ. Доступ к информационным системам осуществляется в соответствии с Правилами использования сети Интернет.

6.Физкультурный зал

Дошкольное учреждение -это центр физкультурно- оздоровительной деятельности. К большому сожалению в нашем детском саду нет отдельного спортивного зала, но мы проводим занятия, спортивные праздники и развлечения в музыкальном зале, где применяем нетрадиционное оборудование и современные технические средства для организации физического развития и закаливающих мероприятий. Так же у нас имеются тренажеры, разнообразные виды оборудования для массажа и самомассажа, пособия для дыхательной гимнастики, схемы зрительных траекторий для глаз, комплексы утренней и корригирующей гимнастики

7.Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделен на три части и включает в себя: -Книги для воспитателя, методическая и справочная литература, электронные звуковые плакаты на различную тематику. -Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия, -Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.

Так же в методическом кабинете располагается мини- музей « Русского народного творчества » , он был создан с целью воспитания интереса и любви детей к русской национальной культуре, народному творчеству , обычаям, традициям.

Ребята понимают, что им необходимо многому учиться, чтобы внести свой вклад в развитие города, в котором они живут, будут учиться и работать. Начиная знакомство с малой Родины, дошкольники постепенно усваивают свою принадлежность к большой Родине - России.

Просмотр содержимого документа
«Организация образовательной среды в доу в соответствии с фгос доу,»

1.Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

    способствует профессиональному развитию педагогических работников;

    гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

    создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

    обеспечивает открытость дошкольного образования;

создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности

Большая роль в эффективности качества воспитательно- образовательного процесса детского сада отводится материально- техническому обеспечению ДОУ и оснащённости образовательного процесса. В нашем детском саду созданы все условия для полноценного развития детей.

Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и где и в каком окружении он живет – от правильно организованной взрослыми среды, в которой живет ребенок.

2. Образовательная среда– процесс специального организованного целенаправленного формирования личности по социально обусловленному образцу. Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. По ФГОС ДО, образовательная среда включает в себя следующие компоненты: предметно-пространственная развивающая образовательная среда, характер взаимодействия со взрослыми, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.

3 Я хочу рассказать вам о образовательной среде, созданной для комфортного пребывания воспитанников в нашем дошкольном учреждении, Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием.

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Объекты для проведения практических занятий с детьми (кабинеты и залы)

Библиотека

Развивающая предметно-пространственная среда

Обеспечение безопасности

Физкультурно- оздоровительная работа

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

4.Наш детский сад соответствует педагогическим требованиям современного уровня образования, требованиям техники безопасности, санитарно–гигиеническим нормам и правилам, физиологии детей, принципам функционального комфорта.

Логопедический пункт

На логопедический пункт зачисляются дети из старших, подготовительных и средних групп с фонетическими, фонематическими, фонетико – фонематическими и общими нарушениями речи. Оснащение включает в себя дидактические и методические материалы для организации работы с детьми по речевому направлению; библиотека педагогической, методической и детской литературы; демонстрационный, раздаточный материал для занятий; - игрушки, муляжи, компьютер.

Психолог

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в детском саду, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды учреждения, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. В своей работе педагог использует различные игры на развитие большой и мелкой моторики, дидактические игры, тесты, психологические сказки, беседы, работу с песочными наборами и песочным столом. В настоящее время песочное рисование уже перестало быть чем- то новым и необычным. Создавая рисунки на световом столе, дети познают себя, развивают координацию движения и в тоже время могут полностью насладиться творческим процессом. Всем хорошо известно, что занятия с песком расслабляют и снимают нервное напряжение. Это отличный способ успокоить расшумевшихся детей, занять ребенка чем-то увлекательным в плохую погоду.



5.Музыкальный зал

Зал для музыкальных занятий в детском саду - особенное помещение, ведь здесь дети впервые приобщаются к настоящему искусству. Реализуя разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми по музыкальному воспитанию, педагоги детского сада не только развивают музыкальные способности воспитанников, но и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого воспитанника. В нашем музыкальном зале имеются музыкальные инструменты как традиционные, так и инструменты, сделанные педагогами и родителями, музыкально-дидактические игры, подборка музыкальных записей. Так же имеется мультимедийное оборудование, используемое педагогами ДОУ. Доступ к информационным системам осуществляется в соответствии с Правилами использования сети Интернет.


6.Физкультурный зал

Дошкольное учреждение -это центр физкультурно– оздоровительной деятельности. К большому сожалению в нашем детском саду нет отдельного спортивного зала, но мы проводим занятия, спортивные праздники и развлечения в музыкальном зале, где применяем нетрадиционное оборудование и современные технические средства для организации физического развития и закаливающих мероприятий. Так же у нас имеются тренажеры, разнообразные виды оборудования для массажа и самомассажа, пособия для дыхательной гимнастики, схемы зрительных траекторий для глаз, комплексы утренней и корригирующей гимнастики

7.Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделен на три части и включает в себя:
-Книги для воспитателя, методическая и справочная литература, электронные звуковые плакаты на различную тематику.
-Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,
-Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.

Помимо методического кабинета в группах созданы микроцентры «Книжный уголок», с целью формирования умений детей самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию, литературные стенды с оформлением (портрет писателя, иллюстрации к произведениям), подборка

детской художественной литературы (в соотв. с возрастом детей)

Так же в методическом кабинете располагается мини- музей« Русского народного творчества» , он былсозданс целью воспитания интереса и любви детей к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям.

При совместной помощи родителей и воспитателей детского сада нами была сделана Красная книга исчезающих и редких растений и животных Саратовской области, которую мы очень часто используем при работе с детьми для развития у детей желания охранять природу и приумножать ее богатства.


Свободное пространство ДОУ тоже используется с целью организации образовательной среды, для всестороннего развития дошкольника.

Для этого мы используем каждый свободный уголок детского сада: нами был организован уголок пожарной безопасности для обучения детей правилам поведения на пожаре и мерам его профилактики.

Один из уголков мы использовали для оформления природной зоны: здесь у нас растут комнатные растения, выставляются макеты по сезонным изменениям в природе. Эти макеты переносные, они могут использоваться педагогами различных групп для тематических недель. В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Построение воспитательно-образовательного процесса предусматривает объединение видов специфических детских деятельностей вокруг одной темы, что позволяет «погружение» и «проживание» ребёнком данного события или знания. В качестве тем выступают: организующие моменты, тематические недели, события, проекты, сезонные явления в природе, праздники, традиции и др. Темы могут корректироваться в связи с актуальными событиями, значимыми для группы детей согласно их интересам.

Высокий потенциал развития эмоционально-волевой сферы детей, так как освоение детьми определенного содержания завершается организацией кульминационного момента, итогового события: досуга, праздника, выставки, спектакля, встречи с интересными людьми, презентации детских проектов и др.


На одной из стен был оформлен материал к 80- летию Саратовской губернии.

Ребята понимают, что им необходимо многому учиться, чтобы внести свой вклад в развитие города, в котором они живут, будут учиться и работать. Начиная знакомство с малой Родины, дошкольники постепенно усваивают свою принадлежность к большой Родине – России.

У детей прививается интерес к истории родного края, воспитывается любовь к своей малой Родине, чувство гордости за нее, расширяются знания о достопримечательностях родного края.

Рядом расположен стенд по патриотическому воспитанию детей, который знакомит детей с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.

Ребёнок находится в детском саду целый день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса, побуждать к активной творческой деятельности, способствовать интеллектуальному развитию.

Развивающую предметно- развивающую среду мы организовывали для своих воспитанников совместно с родителями, так как, согласно ФГОС ДО, родители являются непосредственными участниками образовательного процесса. Благодаря совместной работе воспитателей и родителей, предметно- развивающая среда детского сада постоянно обогащается. Наши родители вместе с нами изготавливают нестандартное оборудование для занятий и игр с детьми, макеты для тематических недель, оказывают помощь в оснащении участков, постройке фигур из снега, оказывают посильную помощь в ремонте и участвуют вместе с детьми в праздниках, спортивных соревнованиях, развлечениях. Родители становятся полноправными участниками педагогического процесса.

Интерес родителей и желание участвовать в жизни своих детей позволяет решать многие задачи по воспитанию, развитию и обучению детей. Родители нашего сада - это незаменимые наши помощники.

Образовательная среда - это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, помогающая ребенку осваивать генетические задачи возраста.

Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в нашем дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании каждого ребенка.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений.
Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС.

Характеристика группы:
В мою группу ходят дети с младшей группы. На февраль месяц их возраст колеблется от 5лет 6 мес. до 6 лет 3 мес. В группе 15 девочек и 8 мальчиков, в основном (80%) это дети служащих, рабочих - 20%. Группа - общеразвивающая. Есть дети с задержкой речевого развития, которым требуется помощь учителя-логопеда (13%), есть дети (57%), речевое развитие которых соответствует возрасту, у остальных детей (30%) – чистая речь.
Факты, полученные в результате анализа.
а) безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в ДОУ.
Создавая развивающую среду в старшей группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
Переставляется мебель в игровых зонах, что позволяет уйти от надоедливой однообразной обстановки и внести в интерьер что-то новое и свежее. Мебель в центрах разнообразная, часто меняются варианты расстановки столов в обеденной части группы. В группе есть мягкая мебель,(мягкий уголок), что создает уютную атмосферу, а так же игрушки детей, принесенные ими из дома. В работе с детьми я использую не авторитарную, а личностно-ориентированную модель воспитания, тесно взаимодействую с родителями с целью изучения потребностей ребенка. Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка.
б) реализация образовательных программ дошкольного образования.
Детский сад работает по общеобразовательной программе ГБДОУ №43 Колпинского района, поэтому все центры в развивающей среде созданы в соответствии с этой программой, с рекомендациями по развивающей среде: учтены основные требования и основные принципы организации среды.
Создавая среду развития в группе, я учитывала следующие параметры:
содержательно-насыщенная, развивающая;
трансформируемая;
полифункциональная;
вариативная;
доступная;
безопасная;
здоровьесберегающая;
эстетически-привлекательная.
Кроме того, все пространство в группе я разделила на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса:
художественно- творческий уголок, уголок безопасности, музыкально- театрализованный, уголок природы, экспериментальный, конструкторский, познавательно-речевой.
в) Учет возрастных особенностей детей.
Дети моей возрастной группы соответствуют физическим и психологическим данным детям старшего дошкольного возраста.
Основная группа: 22 ребенка - 2 группа здоровья, 1 ребенок – 1 группа здоровья. Инвалидов и с задержкой психического развития - нет.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр сюжетно - ролевой игры
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.
Сюжетно-ролевые игры: Ателье, Почта, Салон красоты, Супермаркет, Поликлиника, Семья.



Центр дежурства.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.



Центр безопасности.
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно -печатные игры.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Физического развития»

Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, я делала акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками.



Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми старшего возраста мною используются различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Театральный центр

Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный на дисках, би-ба-бо, напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.


Музыкальный уголок.
В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.


Центр творческой деятельности
В центре творческой деятельности имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Познание»

Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать»,«Цвет», «Форма», «Размер».Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число»,»Математическая рыбалка»,«Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу».Развивающие игры: Блоки Дьенеша и схемы к ним, Палочки Кюйзенера и схемы, счётные палочки и схемы к ним. Сложи узор, сложи Квадрат», «Рамки Монтессори», «Дроби», «Прозрачный квадрат», «Логический пояс», Игры на плоскостное моделирование: Танграм. Игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.




Центр природы
В центре природы имеется: календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей.



Центр экспериментирования
В центре экспериментирования имеется: различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения эксперементов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т.д.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Развитие речи»

В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.
Игры по звуковой культуре речи
Игры на звукоподражание: «Звуковой куб», Кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши»,«Позови громко», «Эхо».
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Дин-дон», «Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото»,«Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», «Звуковой коллаж».
Картотека артикуляционных игр и упражнений.
Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки».
Игры на развитие связной речи
«Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала,что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов»,«Расскажи про детский сад», «Телефон», «Сам себе сказочник».

(Слайд 1) Развитие образования - неотъемлемая часть стратегии общенационального развития - начина­ется с уровня дошкольного образования, нацелен­ного в соответствии с Федеральным государствен­ным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее-ФГОС дошкольного об­разования, Стандарт), на детей от двух месяцев до восьми лет. Динамичные изменения дошкольного образования продиктованы самой жизнью. Возмож­ности замкнутых, унифицированных, ригидных об­разовательных систем, рассчитанных на формиро­вание стандартизированной личности, исчерпаны. (Слайд 2) В этом контексте актуальным является достижение целей , указанных в Стандарте:

Повышение социального статуса дошкольного образования;

Обеспечение государством равенства возмож­ностей для каждого ребенка в получении каче­ственного дошкольного образования;

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам освоения;

Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

(Слайд 3) Перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

Характер взаимодействия со взрослыми;

Характер взаимодействия с другими детьми;

Система отношений ребенка к миру, другим лю­дям, себе самому.

(Слайд 4) Согласно Стандарту создаваемая в дошкольной образовательной организации образовательная сре­да должна отвечать следующим требованиям :

Гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

Обеспечивать эмоциональное благополучие детей;

Способствовать профессиональному развитию педагогических работников;

Создавать условия для развивающего вариатив­ного дошкольного образования;

Обеспечивать открытость дошкольного образования;

Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) .

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

(Слайд 5) Понятие охватывает и пространственную ее организацию и соответствующее наполнение. Эти взаимосвязанные характеристики имеют суще­ственное значение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее наполнение, ори­ентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активи­зации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную ор­ганизацию среды можно назвать формой, а напол­нение - содержанием. Крайне важным является со­циальный компонент среды, то есть организация соответствующего взаимодействия (просмотр фотографий).

(Слайд 6) Большую роль играет баланс формы и содер­жания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обе­спечат должного развивающего и образовательно­го эффекта.

(Слайд 7) Педагогически и психологически целесообраз­ная развивающая предметно-пространственная сре­да способствует оптимизации процесса совместной деятельности, взаимодействия взрослого с детьми. В свою очередь, организованное педагогическое взаимодействие - одно из условий создания «соци­альной ситуации развития для участников образо­вательных отношений».

(Слайд 8) Алгоритм проектирования образовательной сре­ды в соответствии с ФГОС дошкольного образования предполагает поиск ответов на следующие вопросы:

«КОГО учить и воспитывать?» - психолого-педагогическая характеристика воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей, учет психологических и физиологических особенностей дошкольников, этнокультурных условий развития.

«ЗАЧЕМ учить и воспитывать?» - определенность целей и задач по всем направлениям развития и об­разования детей (социально-коммуникативному, по­знавательному, речевому, художественно-эстети­ческому, физическому), расширение направлений развития, социализации и индивидуализации детей.

«ЧЕМУ учить?» - осознанное, ответственное от­ношение к выбору информационного воздействия и предметного наполнения среды, обеспечение раз­вития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и общении.

«КАК учить и воспитывать?» - рефлексивный вы­бор методов и технологий образовательного про­цесса и взаимодействия, ориентация на возрастные особенности развития, использование зоны ближайшего развития.

Создание развивающего простран­ства социализации и индивидуализации воспитанников;

Диагностика потребностей детей и педаго­гов в среде;

Подбор игрушек и материалов на основе возрастных психологических особенно­стей детей в соответствии с образователь­ными областями;

Обеспечение вариативности развивающей среды;

Обеспечение насыщенности и психологической безопасности образовательной среды;

Организация взаимодействия педагогов и детей в созданной образовательной среде дошколь­ной образовательной организации.

В нашей дошкольной организации 6 возрастных групп, имеется музыкальный и спортивный залы, зимний сад, изостудия, музей «Русская изба», комната ОБЖ, комната патриотического воспитания.

Предметно-игровая среда групп организована таким образом, что­бы дети имели возможность заниматься любимым делом. Разме­щение оборудования по принципу нежесткого центрирования по­зволяет им объединяться небольшими подгруппами по общим ин­тересам.

В группах созданы центры и зоны: сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности; речевого развития; науки и озеленения; искус­ства; познавательного развития; строительно-конструктивных игр; уголки безо­пасности. Организация и расположение центров и зон рационально, ло­гично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задача­ми воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, ин­тересами мальчиков и девочек.

(Слайд 9) Зоны сюжетно-ролевой игры. Игра - ведущий вид деятельно­сти, поэтому особое место в групповой комнате занимает игровая мебель с полным набором атрибутов для сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными требованиями. В младшем и среднем дошкольном возрасте пособия и атрибуты для игр представлены в виде игровой ситуации, побуждающей детей к началу игры и развер­тыванию сюжета. В старшем дошкольном возрасте детям предос­тавляется большая самостоятельность в выборе игровых сюжетов, создаются условия для развития режиссерских игр.

В последнее время все большую актуальность представляют игры современной тематики (магазин сотовой связи и т.д.), по­этому педагоги используют атрибуты для новых творческих игр. В каждой возрастной группе имеется неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей (волшебные сундучки, чудесные мешочки и т.д.).

(Слайд 10) Центры здоровья и зоны двигательной активности содержит:

Инвен­тарь и оборудование для физической активности детей, нестан­дартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчико­вой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнас­тики и гимнастики пробуждения; атрибуты, маски-шапочки для под­вижных и спортивных игр, которые организуются как в группах, так и на улице.

(Слайд 11) Центр грамотности и уголки детской книги включают:

Пособия и материалы по развитию всех сторон речи (оборудование для дидактических игр и картотека к ним, картотека словесных игр, набор материалов для диагностирования речи де­тей, сюжетные и предметные картины, подборка детских рисунков для рассказывания, схемы, альбомы, другие материалы по работе с детьми, родителями); материалы по подготовке детей к грамоте (в старшем до­школьном возрасте);

уголок детской книги и детская библиотека (детские книги, журналы, детские рисунки, иллюстративный материал по худо­жественным произведениям, подборки загадок, песенок, поте­шек, оформленных в виде картотеки, фонотека с записями ху­дожественных текстов). Размещение материалов рациональное и удобное для детей (библиотеку уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где есть небольшой столик, диванчик и т.д.).

(Слайд 12) Центр науки и озеленения включает в себя материалы по раз­делам:

формирование экологической культуры дошкольников (в каж­дой возрастной группе выделен уголок озеленения, где разме­щены растения, оборудование для труда в природе, ручного труда, информационный материал об объек­тах живой природы, альбомы, дидактические игры по формиро­ванию экологических представлений);

развитие элементарных естественно-научных представле­ний (энциклопедический материал, дидактические игры; детская мини-лаборатория; макеты природных ландшафтов и природно- климатических зон, альбомы по формированию географических представлений, элементарных представлений о Солнечной сис­теме, об анатомии и физиологии человека);

развитие представлений о человеке в истории и культуре (энциклопедический материал, дидактические игры, иллюстра­ции и альбомы по формированию представлений об истории цивилизации и техническом прогрессе, материалы по формиро­ванию у детей основ правовых знаний).

(Слайд 13) Центр искусства и театрализованной деятельности содержит материалы:

для изобразительной деятельности (материалы по рисова­нию, лепке, аппликации, альбомы с образцами рисунков, деко­ративно-прикладного искусства, книжки-раскраски, трафареты,

изделия художественных промыслов, сменные выставки детских; работ, совместных работ детей и родителей);

музыкальной деятельности (музыкальные центры, фонотека

музыкальных произведений);

театрализованной деятельности (материалы о разных видах театра, атрибуты для игр-драматизаций, театрализованной дея­тельности (элементы костюмов), переносные ширмы, которые используются как для показа театрализованных представлений, так и для создания стены в уголке уединения, где ребенок может заняться любимым делом);

(Слайд 14) Центр познавательного развития включает в себя материал для работы с детьми по основным разделам: количество и счет, цвет, форма, величина, ориентировка во времени и пространстве. В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал (по лексичес­ким темам, основным сенсорным эталонам - форме, цвету, величине и т.д.). В уголке имеются дидактические игры и картотека к ним. Уголки математики для старших дошкольников оснащены за­нимательным материалом для развития логического мышления и интеллектуальных способностей.

(Слайд 15) Центр строительно-конструктивных игр оснащен строитель­ным материалом, современными конструкторами типа «Лего», раз­личными модулями. В старшем дошкольном возрасте центр пополняется конструкторами типа «Механик», конструкторами для создания архитектурных построек, а также альбомами и материалами для ознакомления дошкольников с архитектурой, схемами, черте­жами, моделями.

(Слайд 16) Уголки безопасности включают в себя макеты по пожарной бе­зопасности, правилам дорожного движения, плакаты, дидактичес­кие игры, наглядный материал, подборку детской художественной литературы по данной тематике. Необходимость создания этого угол­ка обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования основ безопасной жизнедеятельности.

(Слайд 17) Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в нашем дошкольном учреждении играет боль­шую роль в гармоничном развитии и воспитании каждого ребенка. Помимо основных, она несет еще и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детс­кому саду, желание каждый день посещать его.

Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы мы учитываем психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды, психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. В связи с глобальными изменениями в законодательстве дошкольного образования обновляются все детские сады, их интерьеры, материально-техническое оснащение. И наш детский сад находится в процессе изменения и преобразования, мы обновляем игровое оборудование, детскую и игровую мебель, что так же благоприятно сказывается на наших воспитанниках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление по теме: «Образовательная среда в ДОУ».

(Слайд 1) Развитие образования - неотъемлемая часть стратегии общенационального развития - начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее-ФГОС дошкольного образования, Стандарт), на детей от двух месяцев до восьми лет. Динамичные изменения дошкольного образования продиктованы самой жизнью. Возможности замкнутых, унифицированных, ригидных образовательных систем, рассчитанных на формирование стандартизированной личности, исчерпаны. (Слайд 2) В этом контексте актуальным является достижение целей , указанных в Стандарте:

Повышение социального статуса дошкольного образования;

Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам освоения;

Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

(Слайд 3) Перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

Характер взаимодействия со взрослыми;

Характер взаимодействия с другими детьми;

Система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.

(Слайд 4) Согласно Стандарту создаваемая в дошкольной образовательной организации образовательная среда должна отвечать следующим требованиям :

Гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

Обеспечивать эмоциональное благополучие детей;

Способствовать профессиональному развитию педагогических работников;

Создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

Обеспечивать открытость дошкольного образования;

Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) .

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

(Слайд 5) Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию и соответствующее наполнение. Эти взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение - содержанием. Крайне важным является социальный компонент среды, то есть организация соответствующего взаимодействия (просмотр фотографий).

(Слайд 6) Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и образовательного эффекта.

(Слайд 7) Педагогически и психологически целесообразная развивающая предметно-пространственная среда способствует оптимизации процесса совместной деятельности, взаимодействия взрослого с детьми. В свою очередь, организованное педагогическое взаимодействие - одно из условий создания «социальной ситуации развития для участников образовательных отношений».

(Слайд 8) Алгоритм проектирования образовательной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования предполагает поиск ответов на следующие вопросы:

«КОГО учить и воспитывать?» - психолого-педагогическая характеристика воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей, учет психологических и физиологических особенностей дошкольников, этнокультурных условий развития.

«ЗАЧЕМ учить и воспитывать?» - определенность целей и задач по всем направлениям развития и образования детей (социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому), расширение направлений развития, социализации и индивидуализации детей.

«ЧЕМУ учить?» - осознанное, ответственное отношение к выбору информационного воздействия и предметного наполнения среды, обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и общении.

«КАК учить и воспитывать?» - рефлексивный выбор методов и технологий образовательного процесса и взаимодействия, ориентация на возрастные особенности развития, использование зоны ближайшего развития.

Крайне важно обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций в вопросах создания соответствующей развивающей среды, акцентировать их внимание на следующих основных «проблемных зонах»:

Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации воспитанников;

Диагностика потребностей детей и педагогов в среде;

Подбор игрушек и материалов на основе возрастных психологических особенностей детей в соответствии с образовательными областями;

Обеспечение вариативности развивающей среды;

Обеспечение насыщенности и психологической безопасности образовательной среды;

Организация взаимодействия педагогов и детей в созданной образовательной среде дошкольной образовательной организации.

В нашей дошкольной организации 6 возрастных групп, имеется музыкальный и спортивный залы, зимний сад, изостудия, музей «Русская изба», комната ОБЖ, комната патриотического воспитания.

Предметно-игровая среда групп организована таким образом, чтобы дети имели возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет им объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

В группах созданы центры и зоны: сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности; речевого развития; науки и озеленения; искусства; познавательного развития; строительно-конструктивных игр; уголки безопасности. Организация и расположение центров и зон рационально, логично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, интересами мальчиков и девочек.

(Слайд 9) Зоны сюжетно-ролевой игры. Игра - ведущий вид деятельности, поэтому особое место в групповой комнате занимает игровая мебель с полным набором атрибутов для сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными требованиями. В младшем и среднем дошкольном возрасте пособия и атрибуты для игр представлены в виде игровой ситуации, побуждающей детей к началу игры и развертыванию сюжета. В старшем дошкольном возрасте детям предоставляется большая самостоятельность в выборе игровых сюжетов, создаются условия для развития режиссерских игр.

В последнее время все большую актуальность представляют игры современной тематики (магазин сотовой связи и т.д.), поэтому педагоги используют атрибуты для новых творческих игр. В каждой возрастной группе имеется неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей (волшебные сундучки, чудесные мешочки и т.д.).

(Слайд 10) Центры здоровья и зоны двигательной активности содержит:

Инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения; атрибуты, маски-шапочки для подвижных и спортивных игр, которые организуются как в группах, так и на улице.

(Слайд 11) Центр грамотности и уголки детской книги включают:

Пособия и материалы по развитию всех сторон речи (оборудование для дидактических игр и картотека к ним, картотека словесных игр, набор материалов для диагностирования речи детей, сюжетные и предметные картины, подборка детских рисунков для рассказывания, схемы, альбомы, другие материалы по работе с детьми, родителями); материалы по подготовке детей к грамоте (в старшем дошкольном возрасте);

уголок детской книги и детская библиотека (детские книги, журналы, детские рисунки, иллюстративный материал по художественным произведениям, подборки загадок, песенок, потешек, оформленных в виде картотеки, фонотека с записями художественных текстов). Размещение материалов рациональное и удобное для детей (библиотеку уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где есть небольшой столик, диванчик и т.д.).

(Слайд 12) Центр науки и озеленения включает в себя материалы по разделам:

формирование экологической культуры дошкольников (в каждой возрастной группе выделен уголок озеленения, где размещены растения, оборудование для труда в природе, ручного труда, информационный материал об объектах живой природы, альбомы, дидактические игры по формированию экологических представлений);

развитие элементарных естественно-научных представлений (энциклопедический материал, дидактические игры; детская мини-лаборатория; макеты природных ландшафтов и природно- климатических зон, альбомы по формированию географических представлений, элементарных представлений о Солнечной системе, об анатомии и физиологии человека);

развитие представлений о человеке в истории и культуре (энциклопедический материал, дидактические игры, иллюстрации и альбомы по формированию представлений об истории цивилизации и техническом прогрессе, материалы по формированию у детей основ правовых знаний).

(Слайд 13) Центр искусства и театрализованной деятельности содержит материалы:

для изобразительной деятельности (материалы по рисованию, лепке, аппликации, альбомы с образцами рисунков, декоративно-прикладного искусства, книжки-раскраски, трафареты,

изделия художественных промыслов, сменные выставки детских; работ, совместных работ детей и родителей);

музыкальной деятельности (музыкальные центры, фонотека

музыкальных произведений);

театрализованной деятельности (материалы о разных видах театра, атрибуты для игр-драматизаций, театрализованной деятельности (элементы костюмов), переносные ширмы, которые используются как для показа театрализованных представлений, так и для создания стены в уголке уединения, где ребенок может заняться любимым делом);

(Слайд 14) Центр познавательного развития включает в себя материал для работы с детьми по основным разделам: количество и счет, цвет, форма, величина, ориентировка во времени и пространстве. В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал (по лексическим темам, основным сенсорным эталонам - форме, цвету, величине и т.д.). В уголке имеются дидактические игры и картотека к ним. Уголки математики для старших дошкольников оснащены занимательным материалом для развития логического мышления и интеллектуальных способностей.

(Слайд 15) Центр строительно-конструктивных игр оснащен строительным материалом, современными конструкторами типа «Лего», различными модулями. В старшем дошкольном возрасте центр пополняется конструкторами типа «Механик», конструкторами для создания архитектурных построек, а также альбомами и материалами для ознакомления дошкольников с архитектурой, схемами, чертежами, моделями.

(Слайд 16) Уголки безопасности включают в себя макеты по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, плакаты, дидактические игры, наглядный материал, подборку детской художественной литературы по данной тематике. Необходимость создания этого уголка обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования основ безопасной жизнедеятельности.

(Слайд 17) Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в нашем дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании каждого ребенка. Помимо основных, она несет еще и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его.

Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы мы учитываем психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды, психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. В связи с глобальными изменениями в законодательстве дошкольного образования обновляются все детские сады, их интерьеры, материально-техническое оснащение. И наш детский сад находится в процессе изменения и преобразования, мы обновляем игровое оборудование, детскую и игровую мебель, что так же благоприятно сказывается на наших воспитанниках.


В статье приведены фотографии предметно-развивающей среды территории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска.

Тема организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в современных условиях особо актуальна. Это связано с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми в летний период играет развивающая предметная среда на территории детского сада , так как большую часть времени дети проводят на воздухе. Развивающая предметно-пространственная среда на территории нашего дошкольного учреждения организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Мы всегда помним, что окружающая детей среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. На нашей небольшой территории мы попытались организовать все так, чтобы задействовать каждый уголок, обеспечить гибкое и вариативное использование пространства, интеграцию образовательных областей, учитывая ведущую роль игровой деятельности. Практически вся территория детского сада становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.

Нашим ноу-хау стали тематические прогулочные веранды . Здесь сконцентрировались и игра, и познавательное развитие, и социализация, и безопасность. Неизменный интерес у детей вызывает тематическая веранда, на которой оборудованы сразу несколько игровых зон («Мини-маркет», «Медицинский кабинет», «Квартира»).

Мини-маркет.

Медицинский кабинет.

Квартира.

Здесь дети учатся самостоятельности, правильному общению, на деле узнают, как нужно себя вести в той или иной жизненной ситуации, знакомятся с бытовыми премудростями, что способствует ранней социализации дошкольников.

На одном из прогулочных участков есть у нас импровизированная метеостанция с градусником, барометром, солнечными часами и даже дозиметром.

Метеостанция.

Там же расположена тематическая веранда «Заповедный уголок», иллюстрирующая своеобразие растительного и животного мира Курского края.

Заповедный уголок.

Прогулочная веранда «Деревенская горница» позволяет в игровой форме знакомить дошкольников с историей, культурой и бытом наших предков.

Тематическая веранда.

Каждый год веранды модернизируются, их содержание корректируется в соответствии с возрастом, интересами и потребностями детей.

Общими усилиями сотрудников детского сада и родителей воспитанников на территории ДОУ была создана познавательно-игровая зона, где на лесной опушке можно увидеть фигуры диких животных Курской области в натуральную величину, поиграть на «Поляне насекомых», прогуляться по берегу импровизированного пруда.

«На лесной опушке».

«Поляна насекомых».

Есть на территории ДОУ и автогородок с пешеходными переходами, знаками дорожного движения и светофором.

Автогородок.

Пост ГИБДД.

Уголок экологической полиции.

Сказочный уголок «В гостях у Маши и Медведя».

Домик творчества.

«Сельское подворье».

«Пляжная фотостудия».

Шахматный уголок.

Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды территории детского сада. Нестандартное оформление участков и прилегающей территории, оригинальное оформление клумб радует всех многоцветием и разнообразием.

То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Наблюдения с детьми за эстетически оформленными композициями из природных и бросовых материалов, за растениями и цветами позволяют педагогам решать задачи по формированию представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, воспитанию уважения к труду взрослых.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, дает возможность одновременного включения в активную коммуникативно-речевую, познавательно-творческую и двигательную деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. На решение этой задачи направлены совместные усилия педагогов и родителей нашего дошкольного учреждения.

  • Бодрова М.А., заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска;
  • Третьякова Л.Л., заместитель заведующего по УВР.

НА ЗАМЕТКУ. Развивающие игры и игрушки по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru






Поделиться