Заинтересованы ребенок. Как заинтересовать и заставить ребенка учиться: практические советы для разного возраста. Дисциплинарные методы, которые использовать на занятиях категорически нельзя

Среди современных родителей большой популярностью пользуются разнообразные методики раннего развития детей. Полки магазинов пестрят уникальными пособиями и дидактическими материалами, а в сети Интернет можно найти подробнейшие описания развивающих занятий с малышами.

Однако на практике родителям не так-то просто организовать систематические занятия с маленьким ребенком. Но не торопитесь выбрасывать красочные первые учебники и навсегда отказываться от идеи раннего обучения. Воспользуйтесь приведенными ниже советами и, возможно, скоро ваш малыш удивит вас своей усидчивостью.

1. Внимание маленького ребенка чрезвычайно неустойчиво, малыш не способен продолжительное время концентрироваться на выполнении одного задания или непрерывно заниматься каким-то конкретным видом деятельности. Чередуйте разнотипные занятия – после творческого задания выполните упражнение на развитие логики, затем сделайте перерыв для прогулки, перекуса или подвижных игр, после этого вновь вернитесь к тихим играм и т.д.

2. Приготовьте для занятий качественные материалы. Совсем необязательно, чтобы это были дорогостоящие покупные пособия. Имея немного фантазии и свободного времени, можно смастерить самые разнообразные развивающие игрушки и материалы для занятий – сортеры, вкладыши, пазлы, разрезные картинки, шнуровки, головоломки, лабиринты, пальчиковый театр, лото и многое другое можно сделать своими руками из бросового материала. По максимуму используйте возможности современных технических средств – просматривайте вместе с ребенком обучающие фильмы и презентации, играйте в дидактические компьютерные игры, слушайте музыкальные композиции.

3. Не пытайтесь усадить ребенка «за парту». Все занятия преподносите в игровой форме. Например, предложите ребенку подобрать подходящее угощение для разных игрушек-зверушек – мишки, кошки, собачки, или расставить машинки в подходящие по цвету гаражи.

4. Не забывайте о похвале. Ни в коем случае не критикуйте работу своего ребенка, не поторапливайте и не одергивайте его. В конце занятия обязательно похвалите малыша, не скрывая эмоций, выразите свое восхищение его усидчивостью, и предложите, например, подарить нарисованный им рисунок бабушке.

5. Заканчивайте занятие раньше, чем маленький непоседа заскучает. Внимательно наблюдайте за ребенком и будьте готовы предложить другое занятие, как только заметите первые признаки усталости.

6. Для детишек постарше, которые способны подчинять свою деятельность определенным правилам, можно попробовать такой прием. Подберите интересную картинку и закройте ее кусочками бумаги. После выполнения каждого задания постепенно открывайте картинку, снимая один кусочек бумаги.

7. Если ребенок категорически отказывается заниматься, прибегните к маленькой хитрости. Начните выполнять задание сами, делайте это с максимально увлеченным видом, возьмите в «сообщники» куклу или зайку – через несколько минут любопытство одержит верх и малыш присоединиться к вам.

8. Немаловажным фактором является организация места для занятий. Лучше, если у ребенка будет свой стол и стул, где он сможет заниматься творчеством. Держите все необходимые для занятий материалы под рукой, в идеале, в зоне досягаемости ребенка. В любом случае, ребенок должен иметь возможность показать вам, чем ему хотелось бы позаниматься в настоящий момент.

9. Определите подходящее вашему ребенку время для занятий. Ориентируйтесь на установившийся у малыша режим дня, чередование периодов его активности. В периоды максимальной активности предлагайте малышу подвижные игры, делайте разминку, выходите на прогулку, устраивайте соревнования в ловкости. В другое время займитесь развитием логики, речи, творчеством.

10. Во время занятий необходимо поддерживать спокойную обстановку и по максимуму исключить отвлекающие факторы (выключить телефон, телевизор, убрать из поля зрения ребенка игрушки, не задействованные в занятии).

Составляйте план занятий и старайтесь заниматься систематически. В тоже время ориентируйтесь на своего ребенка, прислушивайтесь к его потребностям и возможностям, будьте гибкими – только тогда занятия обязательно принесут свои плоды и будут в радость и вам, и вашему малышу.

Современные родители буквально заваливают своих детей игрушками, смартфонами, планшетами и прочими благами цивилизации, лишь бы любимое чадо было при деле. Действительно, их не видно, не слышно, казалось бы — благодать. Но не тут-то было, как только дело подходит к первому классу, появляется масса проблем. У ребенка, который имеет постоянный доступ к легкой добыче информации, которую дают телевизор и интернет, совершенно нет желания учиться! Что делать в сложившейся ситуации и как заинтересовать ребенка учебой? Тут не помешают советы опытного психолога.

Интерес у ребенка к учебе не появляется сам по себе, вдруг. Нет, это прямая обязанность родителей обеспечить ему условия для развития мотивации, тяги к знаниям. Для этого необходим ежедневный и кропотливый труд. Очень важно принимать участие в психологической жизни ребенка, его стремлениях и интересах. Рука любящего родителя должна постоянно быть на пульсе, чтобы во время оградить, подсказать, сподвигнуть.

В современном мире нужно быть профессианалом во всем, постоянно совершенствоваться, расти над собой, чтобы оставаться «в теме». Мало закончить школу и получить высшее образование, поэтому нужно с детства не просто стремиться к новым знаниям, а получать удовольствие от этого процесса. Вот, что важно прививать ребенку.

Поэтому угрозы и наказания здесь не помогут. Психологи дают несколько полезных рекомендаций, соблюдая которые, каждый родитель леко сумеет привить своему ребенку любовь к учебе:

  • Заставлять учиться маленького человека бессмысленно, важно учитывать в нем личность, а не подавлять ее.
  • Уж если и собрались наказывать за плохие отметки, непременно выясните предварительно причину их появления! Мелкие промахи вообще лучше оставить без внимания, а вот малейшее достижение достойно похвалы.
  • Очень важно сопоставлять школьную нагрузку со способностями ученика, а также его склонностями к тем или иным предметам.
  • Необходимо принять во внимание возраст ребенка: у первоклассника и будущего выпускника совершенно разная мотивация к учебе.
  • Между родителями и ребенком 10 лет должны быть доверительные отношения, важно общаться, как с другом — никогда не унижать и ни в коем случае не бить!
  • С малых лет нужно выявлять таланты малыша, развивать их и поддерживать новые начинания. хвалить его и искренне гордиться его достижениями.
  • Отлично, если ребенок уже с детства знает, кем станет в будущем. Это цель, к которой он будет стремиться.
  • В обязательном порядке родители должны поддерживать связь с преподавателями, воспитателями и руководителями кружков, чтобы всегда быть в курсе событий и вовремя вмешаться, если ребенок не проявляет интереса к тому или иному предмету.

Как заинтересовать ребенка буквами?

Привить ребенку интерес к учебе можно легко, если начинать с раннего возраста. Благо, современный мир изобилует различными методиками раннего развития. Любопытные малыши впитывают любую новую информацию, как губки. Непременно воспользуйтесь этим, чтобы ознакомить ребенка с буквами родного алфавита.

Чтобы не вызвать негативного отношения к новому виду знания, нужно выбрать правильный момент. Малыш должен быть здоров и в хорошем настроении. Дабы заинтересовать ребенка буквами, обязательно учитывайте его предпочтения и темперамент. Некоторых неусидчивых товарищей довольно проблематично привлечь к изучению алфавита. Поэтому обучение необходимо проводить в форме веселой игры.

Для занятий обязательно стоит запастись красочными разнообразными дидактическими материалами:

  • карточками с буквами и картинками
  • кубиками с буквами
  • настольными играми
  • книгами
  • плакатами
  • пазлами

Хорошо, если там будут изображения любимых персонажей из сказок и мультиков. Полезны и игрушки со звуковым сопровождением. Важно задействовать разные виды восприятия, тогда изучение материала пройдет легко весело и продуктивно. Особенное внимание уделите карточкам с буквами, желательно иметь несколько разных наборов, непременно хорошего качества, чтобы надолго хватило, лучше всего использовать пластиковые.

Видя энтузиазм родителей, ребенок просто не может не увлечься. Веселые песенки, стихи и мультики — все это ключ к легкому изучению алфавита.

Как заинтересовать ребенка чтением?

Мало выучить с малышом буквы, как показывает практика, осваивает он их быстро и безболезненно. Научить читать сложнее, но, при творческом подходе, и это не проблема. Самое трудное — это заинтересовать ребенка чтением. А сделать это нужно непременно, ведь чтение — ключ к успешной учебе, развитию и саморазвитию в будущем.

Так как же привить любовь к чтению? И когда начинать знакомить ребенка с книгами? Ответ простой — чем раньше, тем лучше. Строго говоря, человек начинает свое знакомство с литературой еще до своего рождения, когда он слышит материнскую речь и пение. Колыбельные и небольшие стишки, потешки — это то, с чем знакомится любой новорожденный. Поэтому процесс приобщения к чтению уже идет полным ходом. Важно вовремя поддержать его иллюстрациями.

Первые картонные книжки-картинки можно показывать ребенку с трех месяцев или даже раньше. Показывая изображения, обязательно комментируйте их. описывайте, что малыш видит. Чаще читайте ему вслух стихотворения, позволяйте листать книги, прикасаться к ним. Существует масса вариантов с различными вставками из бархата или меха, они способствую развитию мелкой моторики и тактильных ощущений.

К полутора годам пора приучаться к ежедневному чтению перед сном. Короткие сказки, песенки и стихотворения помогут настроиться на сон, если станут традиционными. Книги должны стать неизменным атрибутом для малыша. Сначала они выполняют роль любимых игрушек, а позднее будут использоваться по прямому назначению.

Не следует ограничивать к ним доступ. Покупая новые экземпляры стоит отдавать предпочтение крепким картонным, чтобы они не пострадали от цепких детских ручек. Но и этого недостаточно, чтобы ребенок проводил время с книгой. Он должен видеть, как это делают родители! Без личного примера ничего не получится. Только видя привычки родителей, ребенок легко перенимает их. Так что, если вы сами предпочитаете планшет или смартфон книге, задумайтесь!

Но все же интерес к чтению формируется и через обучение, поэтому стоит убедиться, что процесс приобретения навыка чтения не был для ребенка скучным и мучительным. Пользуйтесь для этого проверенными методами. Когда цель будет достигнута, и маленький человек начнет самостоятельно читать, воспользуйтесь одним из предложенных способов.

Метод Кассиля. При чтении ребенку особенно интересной книги, остановитесь на самом интригующем моменте и сделайте вид, что появились неотложные дела. Любопытный маленький человек, сам захочет поскорее узнать исход событий и дочитает за вас. Главное, не оставляйте слишком большой отрывок, большой объем текста может отпугнуть его.

Метод чтения по ролям. Можно распределить чтение по ролям, например, взрослый читает слова автора, ребенок ответственный за персонажей. Такой опыт очень пригодится маленькому читателю в школе.

Метод любимого персонажа. Выберите персонажа из сказки или мультика, которого ребенок знает и любит. Начните писать от лица любимого героя небольшие письма своему ребенку, он будет читать их с удовольствием, а затем отвечать. Записки должны быть интересными, яркими, можно менять персонажей, словом, делать все, чтобы игра не наскучила.

Метод помощи. Примите крайне занятой вид: уборка, готовка, глажка и т.д. А ваш дорогой помощник пусть почитает вслух интересный рассказ. Маме же тоже нужно культурно развиваться, да только некогда. Кроме того, ребенок может не только «развлечь» занятых родителей, но и поучаствовать в готовке, например. Пусть прочитает рецепт или инструкцию. В магазине ему вообще теперь цены нет, кто, как не начинающий читатель, озвучит содержание этикеток, ценников, названий продуктов, отделов супермаркета, а также всех вывесок, что встретятся по пути.

Итак, чтобы любовь к чтению была полной и безграничной, запомните, дом должен быть полон интересных книг, хвалите малыша за каждую прочитанную страницу, позвольте ему самому выбрать книгу, дарите их на праздники, но не перегибайте палку. Говорите о прочитанном и о чтении в целом, о том как это важно и интересно. Будьте терпеливы и станьте хорошим примером для юного книголюба.

Как заинтересовать ребенка английским?

Освоение иностранного языка, равно как и родного, лучше всего происходит в в естественных условиях, с помощью ежедневного общения, книг, мультиков, музыки и т.д. Однако чаще всего английский язык — это всего лишь очередной школьный предмет, по которому задают кучу занудных домашних заданий, и интерес к нему не очень велик. Как же заинтересовать ребенка английским, если нет возможность сиюминутно поместить человека в нужную языковую среду? Далеко не каждая семья может себе позволить отправить ребенка за границу изучать иностранный язык!

И все-таки это реально, даже без больших материальных вложений. Каждому родителю по силам сформировать максимально комфортные для изучения языка условия.

  1. Смотрите вместе любимые мультфильмы на английском языке. Любимые персонажи, например, свинка Пеппа, настолько яркие и эмоциональные, что никакой перевод ребенку не понадобится, он легко поймет содержание мультика и с удовольствием его вам перескажет. Помимо мультгероев в сети можно найти множество роликов и даже целых каналов на иностранном языке, посвященных детскому творчеству и развитию. Что может быть интереснее, чем выполнить поделку вместе с мамой по инструкции на английском?
  2. Важно, чтобы ребенок слышал иностранный язык как можно чаще: слушайте в дороге песенки, болтайте друг с другом, читайте английские сказки и стихи, можно даже познакомиться с настоящим англичанином, если задаться такой целью. Благо, сейчас существует масса способов для этого.
  3. Отличное решение — это чтение английской литературы! Книги можно подобрать для любого возраста: и малышу, и подростку. Главное условие — это интерес ребенка, поэтому особое внимание нужно уделить тематике, будет ли это юмористический рассказ или трогательная история любви, выбирать только вам. Не забывайте только, что литература должна быть адаптированной. Неплохо также запастись развлекательными журналами, как правило тексты статей в них несложные, а темы очень актуальные, особенно для подростков.
  4. Мультимедийные возможности сегодня расширяют наши возможности. Вот где вездесущий планшет будет весьма кстати. Тут и приложения, и интерактивные книги, и раскраски, и игры, и настоящие иностранные сайты — все это настоящий клад для любознательных полиглотов.
  5. Конечно, путешествие в страну изучаемого языка было бы идеальным вариантом, чтобы познакомиться с особенностями носителей языка, их обычаями и традициями, найти новых друзей по переписке и пригласить их к себе погостить.
  6. В крайнем случае, запишите ребенка на курсы языка или наймите репетитора, только убедитесь, что ребенок будет получать действительно интересные и ценные знания, а не просто получать помощь с домашними заданиями. Почувствовав успех в изучении английского на курсах или дома, ребенок и в школу побежит на урок с огромным удовольствием, где будет проявлять активность и получать хорошие оценки.

Как заинтересовать ребенка математикой?

Одна из основополагающих школьных дисциплин — математика. Ее изучение часто дается детям с трудом, так как они просто не видят в ней смысла. Поэтому головная боль родителей из-за вопроса, как заинтересовать ребенка математикой, вполне оправдана.

А заинтересовать ребенка нужно обязательно, иначе не только оценки по этому предмету будут мягко говоря низкими, но и развитие интеллекта в целом во многом потеряет. Поэтому важно разговаривать с ребенком об этой науке, объяснять, как ее применять на практике. Скажите ему, что человек обязан уметь считать, чтобы ходить в магазин и делать покупки, получать заработную плату и пересчитывать ее. Элементарные умения потребуются даже для того, чтобы определить время и не опоздать на работу, отсчитать необходимое количество ингредиентов для того, чтобы приготовить обед и т.д. Без математики невозможно конструировать, строить и делать технические открытия.

Чтобы не быть голословными, возьмите ребенка в магазин, доверьте ему сосчитать сумму покупок. Пусть помогает на кухне, ведь это здорово готовить вместе, а за одно отмерять нужное количество ингредиентов и даже взвешивать их. Устройте школьнику настоящий квест, где последовательное решение задачек и ребусов приведет его к какому-нибудь сокровищу: билету в кино или шоколадному торту.

В этом деле важен настрой самих родителей. Если они станут твердить, что математика сложный предмет, дети будут повторять эти слова, и будут пасовать перед трудностями. Лучше вообще не выражать своих эмоций по этому поводу, но не забывайте хвалить их способности, вызывайте чувство удовлетворения от выполненной работы.

Как заинтересовать ребенка и научить математике легко и интересно?

Заинтересовать ребенка математикой можно и в самом раннем возрасте, если у родителей есть такое желание. Что в свою очередь весьма положительно скажется на изучении этого предмета в школе. Главное, как и во всем, подходить к этому вопросу творчески и с игрой, а не с механическим заучиванием.

  • Здесь действуют те же правила, что и с остальными направлениями в обучении:
  • Эмоциональное отношение родителей. Пусть дети увидят, что вам нравится искренне нравится математика, и тогда они тоже от души полюбят складывать и вычитать.
  • Собственный пример и примеры из истории. Рассказывайте детям о великих математиках и их открытиях, они вдохновятся этим не меньше, чем самими родителями, которые с энтузиазмом разъясняют им задачки.
  • Наглядность. Всегда используйте в обучении наглядный материал — все, что можно сосчитать: бусины, палочки, кружочки, счеты, пироги, яблоки и дольки апельсина. Для более сложных примеров обязательны простые схемы и графики.
  • Современные методики, например, Марии Монтессори или Сингапурски метод позволяют без зазубривания понять и запомнить таблицу умножения. И таких методов просто масса, нужно только подобрать тот, который ребенку интереснее и подходит по возрасту.

Увлекитесь математикой сами, и вы без труда заинтересуете ею детей!

Как придумать математические ребусы для ребенка?

Одно из отличных средств для привлечения ребенка к математике — это ребусы или головоломки. Они развивают логическое мышление, дедукцию и неплохо развлекают. Можно даже придумать математические ребусы самостоятельно, это лишний раз подчеркнет вашу заинтересованность, что положительно скажется на мотивации ребенка.

Для этого нужно знать несколько правил:

  • Важный знак в ребусе — это запятая. Она указывает на то, что в исходном слове или числе нужно убрать одну букву или цифру, какую именно — зависит от положения запятой. Если она стоит в начале слова, то первую, если в конце — то последнюю ит.д.
  • Зачеркивание означает, что букву или цифру нужно убрать.
  • Цифры, которые находятся под рисунком могут означать последовательность, прямую или обратную.
  • Положение картинки тоже имеет значение, если она перевернута, ребус нужно читать с конца.
  • Загадывайте слова только в именительном падеже.
  • Стрелка или знак равно указывает на то, что знаки нужно поменять местами.
  • Одно из значений может располагаться внутри картинки, либо за ней, либо над и т.д. В этом случае применяются предлоги в, на, под, за.
  • Стоящие под изображением цифры в ряд, указывают на то, что нужно использовать буквы в этой последовательности.

Начните придумывать ребусы с самых простых, постепенно усложняя задачу. Используйте простые задачки, математические термины, цифры.

Как заинтересовать ребенка ребусами?

Придумывая ребусы для своего ребенка, вы очень легко сможете его заинтересовать ими. Очень скоро он начнет пробовать свои силы в составлении собственных головоломок. Начинайте совместный труд с самых простых головоломок, объясните малышу общие правила, запаситесь красочными картинками, для иллюстрирования материала, цветными маркерами, ватманом. Можно рисовать гигантские ребусы, а можно очень маленькие в блокноте. Все зависит от фантазии и возможностей. Делайте это вместе и как можно чаще, везде, где только есть стол. Хотя и на коленке может выйти не хуже, главное, ваш настрой и энтузиазм.

Примеры математических ребусов, загадок и кроссвордов

Помимо ребусов, существует масса интересных логических загадок и кроссвордов. Они тоже способствуют умственному и интеллектуальному развитию, а также стимулируют интерес ребенка к математике.

Пример математических ребусов с ответами для ребенка 7-8 лет

Дети в этом возрасте уже отлично знают цифры и хорошо знакомы с различными видами действий, поэтому их можно смело включать в ребусы. Для этих ребусов характерно присутствие математического значения как в загадке, так и в ответе.

Пример математических ребусов с ответами для ребенка 8-9 лет

Для деток постарше, которые уже учатся во втором классе, можно выбирать еще более сложные загадки. В них уже могут использоваться числа до 100, примеры на умножение и деление, понятия длины, объема, периметра, геометрические фигуры: отрезок, угол.

Пример математических ребусов с ответами для ребенка 9-10 лет

Для детей третьего класса потребуются более совершенные навыки владения таблицей умножения, составления и решения математических задач, навыки черчения элементарных геометрических фигур, отрезков, прямых и углов.


Пример математических ребусов с ответами для ребенка 10-11 лет

Дети четвертого класса уже могут решать задачи разными способами,умеют вычислять площадь и объем фигур, чертить их и измерять, знают свойства углов, умеют работать с двузначными числами и дробями. Все эти умения можно применять для разгадывания ребусов.


Сложные математические ребусы

Самые сложные ребусы под силу только самым смекалистым ребятам.

Какие математические задачки можно решать с детьми в игровой форме во время путешествия в машине?

Занять любителей планшета и смартфона в дороге — дело хитрое, но выполнимое. Чтобы дети отлипли от экранов нужно организовать веселую игру, желательно интеллектуальную.

Самое простое, чем можно занять непосед — это заставить их считать определенные встречные предметы. Пусть девочки считают кошек, а мальчики собак, а потом наоборот. А можно развлечься с номерными знаками проезжающих автомобилей: сначала нужно отыскать машину с номером, где есть 1, потом 2, 3 и т.д. К таким тренажерам для счета относится игра «Сколько ножек»? Считаются ноги у всех встречных людей, животных и птиц. Не забудьте посчитать и свои.

Подойдут и задания на логику, пусть дети подумают, как разделить бублик двумя линиями на 5 частей сразу! На парковке задавайте им вопросы с подвохом, например: правда, что здесь все машины красные? или правда, что здесь нет синих машин?

Хороши в дороге и веселые задачки из книги Г. Остера, они поднимут настроение и не на шутку озадачат не только детей, но и взрослых. Так что непременно захватите с собой этот забавный задачник.

Привлекать внимание детей легко, когда знаешь как. Это может быть сложно в первый раз (поверьте, я знаю!), но следуйте советам ниже и вы скоро обнаружите, что увлекать детей и удерживать их внимание совершенно несложно.

Если у вас нет много опыта с детьми, попытаться заставить их заниматься той или иной деятельностью может казаться вам невыполнимой задачей. Но на самом деле вы вполне можете удерживать их внимание в течение более пяти секунд, так что вы можете научить их чему-то. Это нормальные страхи, но лучшее, что вы можете сделать – это расслабиться – если вы испытываете удовольствие – дети развлекаются!

Вот мой первый совет – расслабиться и быть самим собой если вы хотите привлечь внимание детей. И есть еще много советов для привлечения детей…

Работая снова и снова с детьми, можно обнаружить, как важно удерживать их интерес. Не важно, к какой культуре или возрастной группе относятся дети – все принципы по удержанию внимания практически одинаковы. Подключив к своей деятельности то, чем дети любят заниматься, вы легко сможете направить их развитие в нужное русло и научиться удерживать внимание детей.

Разрабатывая принципы удержания детского внимания, важно так же знать, чего ребенок не любит. Можно даже составить такой список и стараться ничего из него не применять. Ниже для вас, дорогие родители, предоставлены советы увлечения детей младшего возраста и наведен примерный список тех самых «нельзя» для родителей. Читайте и учитесь удерживать детское внимание!

Дети просто хотят веселиться!

Это может показаться очевидным – но именно веселье делает любую работу, любое занятие увлекательным и интересным для всей семьи.

Вот как сделать занятие увлекательным и интересным для детей младшего возраста:

1.Поделитесь своим энтузиазмом . Мы, взрослые, живем в циничном мире, где мы забыли, как играть, а дети пребывают в состоянии вечного удивления. Так что не бойтесь показаться дураком или клоуном. Ведите игру: вытяните лицо, показывайте разные движения и гримасы. Пускай дети копируют ваши действия. Покажите всем своим видом, что вы действительно хотите проводить с ними время и вам самому интересно.

2. Создайте игру сами. Существует очень мало видов деятельности, которые не могут быть превращены в игру, когда вы пытаетесь привлечь внимание детей. Игра просто означает, что вы пытаетесь увидеть, насколько хорошо вы можете сделать что-то, или вы ставите перед собой задачу достичь поставленной цели, или вы показываете, что вы уже умеете, – и затем, видите, что вы можете сделать что-то еще сложнее. Дружеское соревнование без реальных неудачников быстро вовлекает детей. Простая фраза вроде: “давай посмотрим, как быстро мы можем это сделать …” скоро дает всестороннее внимание детей.

3. Дайте детям активную роль . Никто не любит лекции, а дети меньше всего. Лучший способ узнать это на собственном опыте. Но зато дети очень хорошо умеют использовать возможность узнать что-то новое и интересное. Используйте это! Даже если вы рассказываете историю, вы можете вовлечь их, заставляя их действовать в некоторых частях, или дать возможность предсказать события.

4. Дайте возможность обрести реальный опыт . Ваше взаимодействие с детьми – это шанс вытащить их от виртуального мира компьютеров к реальной жизни чувственного опыта. Дети любят то, к чему могут коснуться, и ощутить на вкус и запах. История о животных, не может заменить реальной встречи с живыми животными. Лекция о жизненном цикле растения не несет никакого сравнения с возможностью вскопать почву и посадить семена – потом перепроверять, как они растут. Не говоря уже о приготовлении еды и смаковании блюда в конце!

5. Используйте цвета . Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей, особенно младшего возраста. Вспомните историю книги, которую вы любили, когда вы были ребенком – бьюсь об заклад, в ней были красивые красочные картинки, поэтому рассказ дал вам замечательный красочный образ в вашем уме. Клоуны знают, что они делают со своими костюмами – внимание детей обращается на цвет. Поэтому используйте красочные плакаты, книжки или карточки, чтобы привлечь детей и держать их внимание.

6. Рассказы всегда интересны . Все любят сказки, и дети больше всего. Хорошо сказанная история всегда будет привлекать внимание детей. Лучшими преподавателями являются те, которые узнали, как сделать из какой-либо информации сказку. Новейшие нейро-маркетинговые исследования продемонстрировали, что наш мозг сказку помнит лучше, чем любую другую форму обмена информацией. Придумывать истории – лучший способ научить чему угодно!

7. Будьте понятным и последовательным . Дети могут расслабиться и заниматься лучше, если будут знать, чего ожидать от вас. Они должны знать заранее правила, чтобы их придерживаться. Последовательность является ключевым фактором. Дети ненавидят “несправедливость”. Правила есть правила – и это может даже быть весело, когда вы настраиваете систему вознаграждений за каждое достижение. Дети на самом деле очень хотят заниматься рутиной, где они знают, что когда будет, например, суббота – это день мороженого или в пятницу после обеда – свободное время. Структурированная рутина дает им безопасное пространство, в котором легко играть и развиваться.

Список «НЕ» для удержания детского внимания

  • Не повышать голос, не кричать никогда. Потеря самообладания с детьми заставит их быстро отдалиться от вас и может повредить вашим отношениям с ними.
  • Веселитесь вместе , но не забывайте, что вы отвечаете за все.
  • Используйте игры и структурированную информацию , чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, не просто стойте и читайте детям лекции с потока слов.
  • И зменить высоту и тембр вашего голоса, когда вы говорите, подчеркивая важные слова в предложении. Не говорить бессмысленно и монотонно!
  • Делайте вызов детям в играх и для решения повседневных ситуаций, но не устанавливайте им задачи, выходящие за рамки способностей.
  • Не используйте в играх оскорбления для «лузеров». Это вызывает у детей низкую . Лучшая конкуренция не друг против друга, а кто быстрее, шустрее и т.д.

Что еще добавить к этому списку, решайте сами, но не забывайте – внимание детей в ваших руках. Вы для них главный авторитет!

Для вас у нас есть книга о том, как выявить и воспитать сильные стороны ребенка “8 качеств гения”

Получить консультацию >>

Психология и педагогика

Как заинтересовать ребенка учебой?

В образовательном процессе почти всегда срабатывает формула «кто хочет, тот добьется»: секрет успеха учеников кроется в их устойчивой мотивации. Но почему в одних ситуациях мы хотим учиться, а в других не хотим? Почему одни дети хотят учиться, а другие наотрез отказываются? Как выстроить в школе такую ситуацию, чтобы учиться хотели все? Об этом рассказывает Екатерина Юрьевна Патяева, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Мотивация бывает внутренняя и внешняя - то есть, естественная («мне нравится», «меня увлекает») и действующая извне. Внутренняя мотивация присуща решительно всем детям: есть занятия, на которые ребенка не надо вдохновлять, он испытывает радость от познания и научения. В первый класс почти все дети приходят мотивированными, но постепенно угасают, теряют умение получать удовольствие от обучения. Тогда начинает действовать мотивация внешняя, «учиться чтобы...». Внешняя мотивация всегда работает хуже внутренней, но зачастую позволяет доучиться в школе.

Самый невеселый вариант - когда у ребенка наблюдается амотивация, то есть он по факту ничего не хочет делать, внутренние мотивы угасли, а внешние побуждения и наказания на него не действуют.

Существует семь факторов мотивации. К факторам внутренней мотивации относятся:

    Интерес. Нечто новое, умеренно непонятное, загадочное и увлекательное в зоне ближайшего развития.

    Автономия. Это свобода учиться: ты сам решаешь, что должен кое-что освоить. Человек сам источник своей деятельности.

    Достиженческая мотивация. Стремление к успеху, желание что-то сделать максимально хорошо, быть компетентным. Работает на самооценку ученика как способного и талантливого человека.

    Позитивная взаимосвязь с другими людьми . Иными словами, признание, принятие ребенка социумом независимо от того, какой он ученик, хороший или плохой.

    Смысл. Связь процесса обучения с дальними или близкими целями. То есть, ребенок осознает, что хочет учиться ради какого-то результата, ради пользы для себя.

Факторов внешней мотивации всего два, но нам всем они очень хорошо известны:

    Вознаграждение . Это может быть и оценка, и похвала, и обещание, и конфета - в зависимости от того, что значимо для ребенка.

    Избегание наказания . Самый слабый и малорезультативный фактор. Наказанием можно считать не только и не столько физическое: недовольство близких и отсутствие принятия также можно считать наказанием.

ОБ АВТОРАХ Адель Фабер & Элейн Мазлиш
Эксперты № 1 по общению с детьми на протяжении 40 лет
Педагоги-психологи и многодетные матери
Авторы бестселлеров, проданных общим тиражом более 13 000 000 экземпляров
ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ
Я была прекрасной матерью, до того как у меня родились дети. Я отлично знала, почему у всех людей возникают проблемы с их детьми. А потом у меня появилось трое собственных. Жизнь с детьми может быть очень непростой. Каждое утро я говорила себе: «Сегодня все будет по-другому», и все равно оно повторяло предыдущее. «Ты положила ей больше, чем мне!..», «Это розовая чашка. Я хочу голубую чашку», «Это овсянка выглядит как блевотина», «Он ударил меня», «Я вообще не прикасался к нему!», «Я не пойду в свою комнату. Ты мне не начальник!» В конце концов они меня достали. И хотя мне даже в страшных снах не снилось, что я могу на такое пойти, я присоединилась к родительской группе, которую вел молодой психолог доктор Хаим Гинотт...

Проблема в том, что не все факторы внутренней мотивации могут быть реализованы в условиях классно-урочной системы обучения: отчасти ребенка могут поддерживать смысл и интерес, фактор компетентности срабатывает только для успешных учеников, с автономией и позитивными социальными связями дело обстоит совсем плохо.

Классно-урочная система известна еще с 17 века, она предусматривает сильную вертикаль: учитель над учениками, программа - над учителем. У этой системы есть много альтернатив, например, человекоцентрированный подход Карла Роджерса, известный с 1960-х годов. При этом подходе программа остается важной частью образовательного процесса, но при этом учитель создает для учеников образовательные возможности, предоставляет средства и помогает им наладить общение друг с другом.

Эксперимент с самоорганизующимся обучением. В 1965 году американская учительница начальных классов Барбара Шил столкнулась с проблемой: сложный класс, дети 11-12 лет, многие из неблагополучных семей, совершенно не хотят учиться. Когда классические методы воздействия не дали результатов, Шил попробовала изменить ситуацию и отдать детям инициативу. Ее эксперимент состоял из трех этапов:

    Опыт свободы . Учительница предложила детям целый день делать в классе кто что хочет. Одни дети все равно стали учиться, другие хулиганили и мешали им, третьи тихонько занимались своими делами. Важно то, что всем им очень понравилось, как прошел день: они сами решали, что и как делать. При этом те ученики, которые выбрали учиться, сделали больше, чем обычно успевали в классе, так как работали в своем темпе.

    Опыт самоорганизации . Шил предложила детям целую неделю самостоятельно планировать занятия, проверять свою работу, а учитель только предоставлял им средства обучения. Большинству стало легко, остальным было сложно и они просили вернуться к прежней системе. Учительница разделила класс на две группы: первые стали учиться сами, вторые - остались в директивной системе. Таким образом класс проучился весь оставшийся учебный год.

    Итоги года . Все дети успешно освоили программу, большинство из них в конце концов пришли от директивной к самоуправляемой ситуации обучения. Дети стали лучше общаться, уважать друг друга, спокойнее относиться к ошибкам и стремиться к успеху. Правда, для самого учителя учебный процесс стал сложнее: приходилось постоянно действовать в ситуации неопределенности, часто возникала необходимость решать спонтанные задачи по организации уроков. Не всегда удавалось чувствовать себя уверенно.

В целом, эксперимент удался; успехи учеников окрылили учителя. Барбара Шил была готова продолжать вести класс в прежнем режиме, но вмешались административные проблемы. В результате Шил не смогла вести тот же класс, в итоге ушла из школы и стала преподавать в университете.

В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» - книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, - и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, - научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать. В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» - книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, - и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, - научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.

Что мешает нам пойти тем же путем? Во-первых, наша собственная инертность, страх перед сложностями, которые обязательно возникнут на начальном этапе, когда ученики будут неуправляемы и не слишком эффективны. Да и учить в директивной ситуации значительно проще. Во-вторых, для реализации подобного опыта нужно согласие всего педагогического состава, администрации и самое главное - родителей. Их тоже пугает неопределенность, риск и отсутствие жесткого контроля над процессом.

Правда, недирективное обучение по сей день реализовывается в знаменитой московской школе Тубельского - и все сообщество учителей, детей и родителей крайне довольно результатом.

Выученная беспомощность . Об этом явлении нужно сказать отдельно. Как показывает опыт, мотивация человека погибает, когда он оказывается в ситуации беспомощности. Что бы ты ни делал, тебя ждет неудача, и никакие твои усилия не приведут к результату. Единственное спасение - опыт успешной деятельности. Если раньше что-то получалось, неудачи не станут непосильной задачей.

У детей выученная беспомощность, в том числе и с учебой, связана с такими триггерами:

    Опыт переживания неблагоприятных событий, стрессов, психотравм и потерь (разлука с родителями, депривация, девиантная семья и т.д.);

    Опыт наблюдения беспомощных моделей (родители, близкие);

    Опыт отсутствия самостоятельности в детстве.

Экспериментально доказана связь выученной беспомощности с неспособностью к обучению. У ребенка может возникнуть мотивационный дефицит - неготовность пробовать, действовать, вмешиваться; когнитивный дефицит - неспособность обучаться тому, что действие в аналогичных условиях может быть эффективным; эмоциональный дефицит - падение самооценки, подавленность и депрессия, связанные с бесплодностью собственных действий.

Признание собственной обучаемости . Очень важно, считает ли учащийся свои способности неизменными или изменяемыми. Другими словами, может ли он открыть в себе новые способности и научиться тому, к чему раньше как будто не имел способностей? Если мы думаем, что наши способности неизменны, то, в зависимости от самооценки, ребенок будет выбирать либо слишком простые задачи, либо слишком сложные. Обучение новому в такой ситуации приносится в жертву их желанию казаться успешными или избегать неудач. Но если мы признаем, что наши способности изменяемы, то самооценка не будет играть значительной роли, мы будем выбирать задания для научения, а не только для решения. Именно с таким подходом можно добиться максимальных успехов в обучении.

Купить

Любой ребенок с момента рождения испытывает потребность развиваться, обучаться и овладевать новыми навыками. И задача родителей поощрять это стремление и не тормозить. Современный темп жизни, развитие информационных технологий, а также требования к детям настолько изменились, что малыш уже с пеленок изучает иностранные языки, учится читать и писать. Одним словом, ребенок получает такой огромный груз информации, что к моменту, когда он должен идти в школу, теряется интерес к учебе как таковой. И как быть? Как помочь малышу сохранить заинтересованность к получению знаний, более того – сделать так, чтобы учеба была в радость до последнего школьного звонка? Давайте об этом поговорим.

Готовь сани летом

Чтобы было проще адаптироваться к учебе, новым знаниям родители часто водят ребенка на подготовительные курсы или же занимаются с ним самостоятельно: учат считать, читать, писать, стараясь вложить максимальное количество информации в него. Это стремление вполне можно понять, ведь никто не хочет, чтобы его ребенок отставал в учебе. А теперь ответьте сами себе на вопрос: «А ребенок ваш тоже проявляет такую же инициативу? Или он занимается, только потому, что мама и папа сказали слово «так надо»?» Чтобы это желание не пропало – используйте в процессе обучения элементы игры, ведь ваша задача – заинтересовать малыша, мотивировать. Ваше родительское наставление в стиле «хорошая учеба – залог успешного будущего» для первоклассника просто набор слов. Такая мотивация более актуальна для старшеклассников, в возрасте 6-7 лет она пока еще не имеет значения.

Самое главное в предшкольный год – это поддерживать интерес к школе у ребенка, подготовить его к новой жизни, новым обязанностям, к ответственности и уважению к школе и учителям, донести до ребенка, что самое ценное в школьные годы – это полученные знания.

Предупреждаем разочарования

Идя в школу, ребенок может даже и не знать, что его там ожидает. Ну вот не посчитали нужным родители объяснить заранее, что да как. И очень зря. Уделите и этому моменту внимание, дорогие мамы и папы. Расскажите, как надо вести себя на уроке, как вести себя в коллективе, что необходимо слушать учителя. Будет замечательно, если вы познакомите малыша заранее со школой, отведете его туда, пусть он познакомится со своей учительницей. Не стоит показывать ребенку свои переживания – ему и своих вполне достаточно. Если он видит, что мама переживает, то вполне может придумать себе, что школа – на самом деле не такое безопасное место и там может быть страшно. И вот пока он будет бороться со страхами, на учебу у него точно не останется времени, а вы будете думать, что ваш ребенок не может усвоить материал.

Все дети разные: кто-то хватает информацию на лету, кому-то надо немного времени, чтобы ее усвоить, а некоторым нужно несколько раз объяснять, чтобы был понятен материал. Разумеется, что у учителя нет возможности ориентироваться на всех учеников, она будет ориентироваться на большинство, объясняя материал. И вот в этом кроется еще один момент для разочарования: ребенок может расстроиться из-за того, что не понял чего-то на уроке, а переспросить постеснялся. Я сама была такой же в начальной школе, а потому мне было трудно выполнять домашнее задание. Поэтому, нам, родителям, стоит уделять внимание к первоклассникам, проверять домашние задания, интересоваться, как прошел день, что нового он узнал на уроках. Ни в коем случае не выполняйте задания вместо ребенка, не подсказывайте ему – пусть старается сам, и только в случае, если вы видите, что ребенок действительно не понимает, помогите разобраться.

Виды мотиваций к учебе

О первом варианте я уже выше говорила: это учеба с целью получения знаний и в дальнейшем возможность получения хорошего образования, престижной работы и так далее. Увы, для ребенка младшей школы этот вариант не пройдет. Мотивация на перспективу для него пока что не понятна, а значит и не интересна.

Второй вариант – жажда знаний или познавательная мотивация. Однако и этот вид тоже не всегда срабатывает. Ребенку на помощь приходит интернет, всевозможные телевизионные передачи с познавательным уклоном, художественная литература, детские энциклопедии. И учителю уже сложно удивить учеников чем-то новым, чем скажем, когда мы были в возрасте наших детей. Ребенок приходит в школу, зная, пусть и приблизительно, о динозаврах, устройстве Солнечной системы, строении человека. Вот тут уже задача родителей и педагога помочь ребенку закрепить то, что они уже прочли или посмотрели по телевизору, систематизировать приобретенные знания, а также усвоить много нового, может и не столь интересного, но необходимого в дальнейшем, материала.

Третий вариант – похвала и поддержка родных людей. Изначально ребенок проявляет рвение к учебе из желания радовать маму и папу своими успехами. Не скупитесь на похвалу в таком случае, дайте понять своему малышу, что вы гордитесь его успехами! Таким образом, у него появится стимул учиться далее, узнавать что-то новое и приносить хорошие оценки. Если ребенок получил плохую отметку – не спешите ругать его за это. Для начала нужно понять, почему так вышло, может быть, он не понял материал, не успел выполнить задание. Например, у меня в начальной школе был ужасный почерк – из-за этого мне часто снижали общую оценку за выполненную работу в тетради. Учитесь доносить свои замечания до ребенка тактично, поверьте, что комплимент в стиле «пишешь, как курица лапой» не прибавит ребенку желания писать еще лучше и старательнее. Но и захваливать просто так тоже не стоит – иначе похвала потеряет свою ценность для него.

Подведем итог

Итак, давайте резюмируем все, написанное выше. Чтобы заинтересовать ребенка учебой – у него должен быть мотив. Со старшеклассниками все более-менее понятно: они уже понимают, что школа – это старт для будущего, чем успешнее он будет, тем удачнее все сложится для него во взрослой жизни. Они уже более самостоятельны и ответственны в своих поступках. А как быть с малышами, которые только начинают учебу и толком еще даже не понимают, зачем нужно ходить в школу?
Для них важен мотив: будь то похвала или жажда новых знаний – неважно, главное, чтобы он был у малыша. Однако, на одной мотивации далеко не уедешь. Ребенку необходимо знать, что он не один, что вы рядом и всегда поможете. Поэтому, с того самого момента, как ваш ребенок пошел в школу проявляйте интерес к его учебе: контролируйте первое время достаточно тщательно выполнение домашних заданий, подготовку школьной формы и рюкзака на следующий день. Но, как я уже говорила выше, не оказывайте ему «медвежью услугу» и не учитесь за ребенка.

Он должен понимать, что выполнение домашних заданий – это его обязанность. Так же как, скажем, ваша, заботиться о нем. Донесите до ребенка, что для вас очень важно, какие знания он приобрел, выучив тот или иной урок. Не забывайте, что после школьных занятий малышу обязательно нужно отдохнуть, минимум 2 часа. Если у вас есть возможность – прогуляйтесь по парку, просто по улице. Пусть он переключится и немного отвлечется. Часто дети после школы идут на кружки, в спортивные секции дополнительно заниматься. Это очень здорово, но не забывайте, что после ребенку все равно нужен отдых. Плохое настроение, головная боль и любая другая – не самые лучшие помощники в выполнении домашнего задания, заставлять в таких случаях, чтобы ребенок немедленно сел за уроки неправильно. Чтобы ему было легче распределять время – составьте вместе режим дня, таким образом, вы научите ребенка дисциплине и порядку.

Для того, чтобы ребенок не потерял интерес к учебе, а наоборот, стремился к знаниям, будьте рядом с ним. Внимание, а также понимание – вот та самая, необходимая ребенку помощь, которая ему необходима. Он должен знать, что не смотря на неудачи, плохие отметки дом – это то место, где ему помогут, где его выслушают и поддержат.
Успехов вам и хороших оценок!



Поделиться