Проект (старшая группа) на тему: Проект по здоровьесбережению!Хочу быть здоровым". Проект «Система работы по здоровьесбережению в ДОУ

Обоснование необходимости создания проекта:

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ было недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни. Анкетирование родителей показало, что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не находит ему места в своей жизни.

Следует отметить, что успешность данного проекта зависит от системного подхода образовательного учреждения к решению данной проблемы. Необходима скоординированная политика, декларируемая на всех уровнях функционирования и управления образовательного учреждения и подкрепленная комплексным планом действий.

Паспорт проекта.

Вид проекта: практико–ориентированный, открытый
Участники проекта: сотрудники ДОУ, воспитанники и их родители
Продолжительность: долгосрочный
Сроки реализации: июнь 2013 – июнь 2014
Этапы реализации проекта:
1 этап – Аналитический.
2 этап – Практический.
3 этап – Основной.
4 этап – Заключительный.

Цель проекта: Создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.

Проект предполагает объединить уже накопленный опыт педагогического коллектива по охране и укрепления здоровья детей, с использованием современных технологий здоровьесбережения, через реализацию комплексного подхода.
Задачи проекта:
Скоординировать работу всех участников образовательного процесса /педагогов, медицинского персонала, администрации детского сада, родителей/ по снижению заболеваемости воспитанников и формированию основ здорового образа жизни.
Оптимизировать систему физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ, за счет внедрения современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
Разработать модель построения методической работы по повышению компетентности педагогов;
Разработать методику использования системы работы по формированию у детей здоровьесберегающего поведения в специально созданных и жизненных ситуациях;
Разработать и адаптировать систему мониторинга комплексной оценки уровня знаний детей, профессиональных возможностей педагогов и педагогической просвещенности родителей;
Спроектировать модель сотрудничества детского сада и семьи по формированию осознанного, творческого, бережного отношения к здоровью детей с целью повышения его уровня;
Активизировать взаимодействие учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни;

Этапы и механизмы реализации проекта

I этап – аналитический/июнь 2013 г.
Цель: анализ условий, созданных в ДОУ, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы.
Информационно-аналитическая деятельность:
— анализ состоянию здоровья детей;
— анализ развития двигательных навыков детей;
— оценка организационных и материально – технических условий ДОУ;
— формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни (анализ психолого–педагогической и методической литературы по вопросам здоровьесбережения).
— Организация работы Творческой группы по выявлению проблем и прогнозированию результатов работы.

II этап – практический июль 2013 г. – август 2013г.
Цель: Разработка системы работы по здоровьесбережению в ДОУ — «Будь здоров, малыш!».
Планово-прогностическая деятельность:
Комплекс мероприятий, обеспечивающие реализацию проекта:
— Разработка системы единого здоровьесберегающего пространства в детском саду и семье для эффективной организации оздоровительной работы с дошкольниками;
— Разработка Модели системы по здоровьесбережению «Будь здоров, малыш!»
— разработка методических рекомендаций по использования Системы
/ педагогический инструментарий/;
— систематизация взаимодействия с социальными партнерами с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни;
— разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта.

III этап – основной сентябрь 2013 – апрель 2014
Цель: Организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.
Организационная деятельность:
Обучение педагогов и родителей эффективным технологиям в сфере здоровьесбережения и формирования стратегии здорового образа жизни.
— Разработка перспективных планов работы с педагогами и родителями;
— Подготовка методических материалов по обучению воспитанников и родителей современным
подходам к сохранению здоровья;
— Организация сотрудничества с районной больницей, ДЮСШ, спорткомитетом, РДК;
— Организация оперативного контроля использования системы работы по здоровьесбережению
в совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности детей.
Регулятивно-коррекционная деятельность:
Организация работы Творческой группы:
— по внедрению проекта и использованию здоровьесберегающих технологий;
— по отслеживанию промежуточных результатов и по необходимости корректировки работы по реализации проекта.

IV этап – заключительный май — июнь 2014 г.
Цель: Подвести итоги работы в проекте, проанализировать полученные результаты деятельности, определить перспективы на будущее.
— Использование активных форм методической работы: тренинги, педагогический самоанализ деятельности педагогов, решение проблемных ситуаций;
— Мониторинг комплексной оценки уровня знаний детей, анкетирование педагогов, опрос родителей
— Подведение итогов проекта.

Ресурсное обеспечение






Ожидаемые результаты от реализации проекта

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов: теоретический компонент, практический компонент; мотивационный компонент.
2. Создание алгоритмов работы по здоровьесбережению всех субъектов образовательного процесса ДОУ.
3. Создание комплексной системы работы по здоровьесбережению в МАДОУ детском саду № 16 « Родничок» г.Янаул «Будь здоров!»
4. Разработка методических рекомендаций по использованию здоровьесберегающих технологий
5. Снижение заболеваемости детей на 6 %
6. Разработка системы мониторинга;
7. Создание семейного клуба «Здоровая семьяздоровый ребенок»

Механизмы оценки результатов: наблюдения, анкетирование, беседа с педагогами, самоанализ, педагогическая диагностика.

Дальнейшее развитие проекта. В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в ДОУ, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.

По реализации данного проекта планируем расширить его границы за счет вовлечения в данную деятельность дошкольные учреждения села и района. Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.

Саблина Людмила Сергеевна,

инструктор по физической культуре,

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 4»

г. Харовск Вологодской области

Введение

Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Очевидно, что без формирования у детей и взрослых потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, сегодня задачу не решить.

В проекте собрана вся необходимая информация для организации оздоровительной деятельности и определены её стратегические направления и механизмы реализации. Проект является основой моделирования физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения в конкретный период его функционирования.

Паспорт проекта

Наименование проекта

Проект здоровьесбережения «Формула здоровья»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 4»

Вид проекта

Практико-ориентированный

Назначение проекта:

Проект направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, способствует физическому развитию детей и взрослых; определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации; раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный

Цель проекта

Создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей и взрослых, в том числе их эмоционального благополучия; формирования привычки здорового образа жизни.

Задачи проекта

1. Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путём организацииздоровьесберегающего педагогического процесса , соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватныетехнологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения по вопросам здоровьесбережения.

2. Расширить и закрепить знаниядетей о здоровом образе жизни.

Обеспечить оптимальный уровень физической подготовленности ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностью в двигательной активности.

3. Разработать план работы, включающий наиболее эффективные формы сотрудничества с семьёй.

Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Объект проекта

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 4»

Субъекты проекта

Педагоги, дети, родители

Инструктор по физической культуре

Ресурсное обеспечение

Конспекты оздоровительных мероприятий, спортивных досугов.

Физкультурный зал, спортивная площадка.

Разработка планов оздоровительных мероприятий и досугов.

Подбор методической литературы.

Наличие нестандартного оборудования.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа № 465

Колпинского района Санкт-Петербурга

Проект по здоровьесбережению в старшей группе

«Культура здоровья дошкольника»

Разработала: В.В.Михайлова

Санкт-Петербург

2017 год

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

Мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский.

Обоснование выбора темы

Интересная и актуальная на сегодняшний день тема, посвященная воспитанию культуры здоровья дошкольников . Понятие « культура здоровья » рассматривается как важная составляющая общей культуры личности . Культура здоровья личности представляет многоуровневое образование, характеризующее ценности здорового образа жизни : эмоционально – личностное отношение человека к своему здоровью , потребность ведения здорового образа жизни , забота о собственном здоровье и здоровье окружающих . В этой связи культура здоровья является одной из важнейших качественных характеристик уровня развития личности. Ортобиотика – это наука, которая представляет собой технологию сбережения здоровья и жизненного оптимизма через включение внутренних резервов самого человека. В её основе лежит учение об ортобиозе – здоровом образе жизни , разработанное лауреатом Нобелевской премии И. И. Мечниковым. Это позволяет отнести ортобиотику к одной из инновационных технологий педагогики развития, а «ортобиотический аспект здоровья сбережения определить как сознательное осуществляемую деятельность субъекта, направленную на сохранение собственного здоровья ». Работая с детьми необходимо принимать во внимание, что ребёнок может с удовольствием выполнять все предполагаемые игры, упражнения, вести беседы, но вскоре забыть всё о чем говорилось, если он не уяснит себе целесообразность выполняемой деятельности. С целью сделать деятельность по здоровьесбережению осмысленной , мной разработан данный проект .

Проблема :

За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось .

Недостаточная осведомленность родителей о важности укрепления и сохранения своего здоровья . Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска).

Цель : формирование у детей здоровьесберегающих ценностных ориентаций на основе применения технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотики) через различные виды игровой и творческой деятельности со старшими дошкольниками .

Задачи :

1. Повышение грамотности родителей в области физического развития детей, организации совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на укрепление здоровья воспитанников .

2. Совершенствовать практические навыки здорового образа жизни , выработать привычку к соблюдению режима дня, к физическим упражнениям и играм.

3. Обогатить социальный опыт ребенка, способствовать формированию физиологической грамотности.

4. Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.

Вид : информационно-практический, игровой.

Участники : дети 5-6 лет, педагоги, родители.

Продолжительность : краткосрочный 02.10.2017г-31.10.2017г

Продукт деятельности : журналы, рисунки, иллюстрации, фотографии, презентации.

Этапы проекта .

Iэтап – Предварительный :

Встреча с родителями в форме «круглого стола» , на котором познакомить с наукой….с современными технологиями по вопросам здоровьесбережению детей , предложить участвовать в проектной деятельности

Мониторинг знаний детей,

Анкетирование родителей,

Изучение литературы,

Подготовка материала.

II этап (практическй) – реализация проекта .

Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды

02.10

Чтение художественной литературы :

Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»

Цель : познакомить детей со сказкой «Дюймовочка» .

Беседа :

- «Почему полезен солнечный свет для человека»

Цель : Закрепить знания детей о солнце, его свойствах, значении в жизни людей, растений.

Психофизическое упражнения

«Из зернышка в растение»

Цель

Слушание

- «Выше солнца» муз. и слова В. Мусвидас

Цель

Цель : Продолжать знакомить детей с устройством организма человека. Анкетирование родителей :

« Здоровьесбережение в ДОУ »

Цель : проанализировать направления дальнейшей работы

Книжный уголок : организовать выставку произведений по теме проекта

Обогащение уголка творчества :

предложить детям раскраски о здоровом образе жизни

03.10 Рассматривание репродукций картин

Водная стихия в произведениях Айвазовского «Девятый вал»

Цель : Развивать художественное восприятие детей, побуждать эмоционально, откликаться на произведения искусства

Двигательное упражнение на передачу образа воды.

Цель : развитие образного мышления и воображения

Упражнение волна

Цель : развивать пластичность в движении Консультация для родителей

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

«Ортобиотический подход» Книжный уголок : организовать выставку

репродукций картин

Водная стихия в произведениях Айвазовского «Девятый вал»

Ленточки, шумелки для выполнения упражнений

04.10 Чтение художественной литературы :

С. Проковьева «Лоскутик и облако»

Цель

Беседа : «Гигиена Кожи»

Цель : Расширять знания детей о правилах ухода за кожей частей тела (рук, ног, туловища)

Просмотр мультфильма

«Как львенок и черепаха пели песенку»

Цель : Развитие эмоциональной отзывчивости. Пополнение уголка для родителей

Буклет «Кожа. Гигиена кожи ребенка» Обогащение уголка творчества :

предложить детям раскраски, трафареты, обводки по теме,

05.10 Опытно – практическая деятельность

Опыт со свечой

Цель : Показать, что для горения необходим кислород; растения- источник жизни на Земле.

Коллективная работа Рисование на тему :

«Подарим солнцу тепло своих ладошек»

Цель

Слушание

«Музыка покоя для детей»

Г. Эванс,

Увертюра А. Пертова из к/ф «Укрощение огня»

Цель

Буклет «Закаливания - шаг к здоровью » Обогащение центра экспериментирования для проведения опыта

Свечой, блюдцем,

Обогащение уголка творчества :

Красками, бумажными салфетками на каждого ребенка,

Оформление

06.10 Беседа : «Вода для хвори беда» ,

Цель : повторить основные правила закаливания водой.

Чтение художественной литературы :

М. Пластова «Капля в море»

Цель : Воспитывать любовь к природе.

Тематические рассказы «Мир вокруг нас»

Цель

Пополнение уголка для родителей

Памятка

Тематические рассказы «Мир вокруг нас»

Книжный уголок :

Подготовить книги для чтения

09.10 Игры на координацию движений, равновесия «Поза дерева» , «Балансировка»

Цель : развивать координацию движений, быстроту реакции

Игра (Самомассаж)

«Чудесные ладошки »

Цель

Игра «Ручеек»

Цель : вызвать радостное настроение и эмоциональный подъем у детей;

Слушание

«Капли дождя» П. Мория

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения Пополнение уголка для родителей

Консультация «Игровой самомассаж»

Центр художественно-эстетического развития

Подготовить аудиозаписи для прослушивания

10.10 Ситуативный разговор

«Как воздух проникает внутрь организма?»

Цель : Закрепить знания детей о воздухе, его свойствах, значении в жизни людей, растений.

Дыхательная гимнастика

Цель : познакомить детей с техникой выполнения диафрагмального дыхания

Рисование :

пластилином «Нарисуй на дереве листочек»

Цель : гармонизация детского коллектива

Игра (Самомассаж)

«Пальцев рук»

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Пополнение уголка для родителей

Памятка

Дыхательная гимнастика

Обогащение уголка творчества

Пластилин, трафареты, стеки, салфетки на каждого ребенка

11.10 Дыхательная игра

«Носиком дышу»

Цель : продолжать знакомить детей с техникой выполнения диафрагмального дыхания

Упражнение «Свирель»

Цель : Тренировка замедленного дыхания, улучшение микро циркуляции крови в лёгочной ткани.

12.10 Познавательно-исследовательская работа

«Как мы чувствуем воздух»

Цель :

Игра «Как узнать, что я дышу?»

Цель : углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одного из главных факторов, необходимых для существования жизни на земле.

Просмотр мультфильма

«Азбука здоровья . Воздух для вдохновения»

Цель : Развитие эмоциональной отзывчивости. Обогащение центра экспериментирования для проведения опыта

Салфетки на каждого ребенка, веер на каждого ребенка,

13.10 Коллективная работа

Аппликация

«Воздушный шар»

Цель : гармонизация детского коллектива

Игровое упражнение

«Мир звуков»

Цель : коррекция слуха

Упражнения

«Загрузи машину»

Цель :

профилактике плоскостопия Самомассаж ступней ног

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Пополнение центра физического развития массажными коврика Обогащение уголка творчества :

Повторить т/б при работе с клеем

Оформление

«Карта путешествия по сказочному миру природы»

Внесение спортивного оборудования.

Для упражнений по профилактике плоскостопия

16.10 Познавательно-исследовательская работа

«Физические свойства воды»

Цель :

Упражнение «Тепло Земли»

Цель : профилактика плоскостопия

Слушание

«Капли дождя» П. Мория

«Тарантелла» В. Гаврилин

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения Обогащение центра экспериментирования

Емкость с водой, стаканчики по количеству детей, салфетки, гуашь,

17.10 Коллективная работа

Аппликация : «Рыбка»

Цель : гармонизация детского коллектива

Игры на координацию движений, равновесия

Слушание

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

Обогащение уголка творчества :

Цветной бумагой, шаблонами, клеем

Повторить т/б при работе с клеем

Оформление

«Карта путешествия по сказочному миру природы»

18.10 Беседа «Как мы слышим»

Цель :

Самомассаж ступней ног

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

Упражнение «Свирель»

Цель : Тренировка замедленного дыхания, улучшение микро циркуляции крови в лёгочной ткани

Игра (Самомассаж)

«Чудесные ладошки »

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

19.10 Беседа «О минеральных камнях»

Цель

Слушание

«» П. Чайковского

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

: Привлечение родителей к организации выставки

Книжный уголок :

Организовать выставку рисунков по теме

«Минералы и полезные ископаемые»

20.10 Упражнение «Тепло Земли»

Цель : способствовать воспитания правильной ходьбы

Просмотр мультфильма «Каменный цветок»

Цель : познакомить с произведением

23.10 Познавательно-исследовательская работа

«Свойство гипса»

Цель :

Слушание

«Вальс цветов» П. Чайковского

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

24.10 Коллективная работа

Лепка

«Волшебное дерево»

Цель : гармонизация детского коллектива

Слушание

«Вальс цветов» П. Чайковского

«Семь нот здоровья » М. Лазарев

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

Упражнение телесно ориентированные упражнения по улучшению кровообращения

Игра «Собери драгоценные камни»

Цель :: Развитие мелкой моторики рук у детей через нетрадиционные игровые технологии. Обогащение уголка творчества :

Пластилин, доски для работы с пластилином, стеки.

Повторить т/б при работе с пластилином

Оформление

«Карта путешествия по сказочному миру природы»

25.10 Беседа «Растения – помощники человека»

Цель : расширять представление о лечебных свойствах растений

Психофизическое упражнение «Приветствие деревьям, растениям, цветам»

Цель : освоение простейших навыков психогимнастической релаксации

Игра «Макушка дерева»

Цель : Продолжать развивать координацию движений, равновесия

26.10 Чтение художественной литературы

Т. Попова «Мир вокруг нас»

Цель : Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Беседа : «Аптека в лесу»

Цель : Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;

Упражнение «Если бы я был деревом»

Цель : развивать двигательное воображение

27.10 Упражнение хатха-йога «Поза дерева»

Цель : Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений

Самомассаж «Чудесные ладошки »

Цель :

Упражнение «Где прячется Дюймовочка»

Цель : упражнять шейный отдел позвоночника Пополнение уголка для родителей

Буклет

хатха-йога

30.10 Дыхательное упражнение

Цель : Продолжать формировать навык грудного дыхания

Слушание

«Вальс цветов» П. Чайковского

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

Игра на осознания частей своего тела.

Цель : Продолжать знакомить детей с устройством организма человека.

31.10 Слушание

- «Выше солнца» муз. и слова В. Мусвидас

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

Беседа «Чистота – залог здоровья »

Цель : Формировать привычку следить за своим внешним видом.

Тематические рассказы

«Мир вокруг нас»

Цель : Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.

Игра (Самомассаж)

«Пальцев рук»

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

III этап – заключительный (обобщающий) .

Рефлексия

а) Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом ?

б) Что в работе над проектом было наиболее интересным?

в) Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?

г) Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?

д) Выразить благодарность, вручить диплом за работу над проектом .

Мероприятия, проводимые нами, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми . В результате проведенной работы у детей и их родителей появилась правильная ориентация на здоровый образ жизни . Сформировалась потребность заниматься физической культурой и спортом , и представление о том, как это может быть весело и увлекательно.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Ромашка»

Проект

Образовательная область «Здоровье»

«Хочу быть здоровым»

Старшая группа № 2 «Капитошка»

(дети 5-6 лет)

Павлик Т.В.

воспитатель

Суворова Л.М.

воспитатель

г. Советский, 2014

Описание проекта……………………………………………………………

Актуальность проблемы…………………………………………………..

Цель, задачи проекта………………………………………………………

Партнеры проекта дошкольного образовательного учреждения…….

Механизмы реализации проекта……………………………………………

Ресурсное обеспечение……………………………………………………..

План – график работы……………………………………………………….

Ожидаемые результаты……………………………………………………..

Оценка результатов………………………………………………………….

Перспектива. Дальнейшее развитие проекта……………………………

Список литературы………………………………………………………….

Вид проекта: практико – ориентированный

Актуальность темы:

Пережив инновационный бум и реформы конца XX века, которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошкольного образования вступила в новом веке в стадию его модернизации. Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности.

Эти преобразования коснулись и нашего детского сада, МАДОУ д/с «Ромашка». Оздоровительное направление в работе детского сада является одним из приоритетных. Сделано много необходимых преобразований для создания оптимальной оздоровительной системы в детском саду. Многие оздоровительные технологии работают успешно на протяжении ряда лет: технология Ю.Ф. Змановский, А. Алямовской, В.Г. Фролов, А. Уманской, К. Динейки. К работе привлечены специалисты: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели всех возрастных групп.

Для улучшения положения возникла необходимость использования современных технологий развития и воспитания, форм проведения (ИКТ, игровые, экспериментальные и пр.), способствующие усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Физическое воспитание в этом направлении играет одну из главенствующих ролей, как компонент здорового образа жизни.

Таким образом, основанием для разработки данного проекта явилось изучение проблемы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в современных условиях, формирование мотива самосохранения, воспитание привычки думать и заботиться о своем здоровье. В последнее время данные аспекты стоят особенно остро и объясняются рядом причин: социально – экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях (находят место опасная социальная ситуация, неудовлетворительный биологический прогноз и пр.). Родители и педагоги обеспокоены завтрашним днем молодых россиян. Какое здоровье, воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Несмотря на то, что это очень серьезный и сложный вопрос, мы считаем возможным и необходимым знакомить детей с выработкой навыков по уходу за телом, созданием условий для закаливания, включения в различные виды спорта, используя в своей работе специфические методы и приемы (тематические дидактические пособия, интегративные методы, мотивационные приемы, коммуникативно – информационные, выполнение практических заданий, выстраивание партнерских отношений). Таким образом, данный проект включает в себя разноплановую детскую деятельность, обеспечивающий комплексное развитие.

Реализация данного инновационного проекта, в рамках которого исследуется педагогический аспект, предусматривает взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

Сложность заключается, прежде всего, в возрастных особенностях ребенка, его опыте, который еще невелик. Несмотря на то, что это очень серьезный и сложный подход к развитию здоровой личности, я считаю возможным и необходимым знакомить детей с основами правильного отношения к своему здоровью уже в дошкольном возрасте.

Таким образом, воспитание у ребенка – дошкольника навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих вырабатывается через приобретенные навыки, полученный опыт и общее самочувствие. Все это является основой физического воспитания дошкольника.

Устный опрос родителей на начало учебного года показал, что необходимо организовать просветительскую работу среди родителей с дальнейшим сотрудничеством. Лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей всерьез не воспринимается. Только 50 % родителей понимают, что, системность и последовательность усвоенных правил и норм способны выполнить критерии: самосохранение, забота о здоровье, социальная адаптированность и пр.

Таким образом, внедрение данной формы работы приобщит не только воспитанников к основам культуры здоровья и безопасности, к желанию быть здоровым и вести здоровый образ жизни, но и их родителей. Для педагогов – это осознание и ответственное понимание, что мир детства воспитанников существует в реальном мире, в котором каждый ребенок соприкасается, как с положительным, так и с негативным опытом. Задача педагога донести через активные формы работы (игровые умения, проявление заботы, физкультурно – оздоровительную деятельность, с помощью слова формирование положительной оценки) знания, выработать уверенность в себе и в своих возможностях, перспективы успешного жизнепроживания, заложить основы ЗОЖ.

Таким образом, проведение данной проектной деятельности предполагает для педагога : освоение новых форм работы с детьми по сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры, внедрение инновационных форм работы с воспитанниками. Для детей: обязательное представление о себе и об образе жизни, научение правилам самосохранения, включение в активную жизнедеятельность. Для родителей : включение в активное образовательное пространство, расширение социальных связей.

Целью проектной деятельности «Хочу быть здоровым» является обогащение содержания воспитательно – образовательного процесса инновационными формами работы по образовательным областям «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Познание».

Задачи проекта:

1. Создать систему работы по физическому образованию детей подготовительной к школе группе посредством комплексно – тематического подхода, инновационных технологий.

2. Обогатить социальный опыт ребенка, способствовать формированию физиологической грамотности.

3. Воспитать чувство сопричастности.

Партнеры проекта:

1. Педагоги

2. Воспитанники

3. Родители

В группе возникла необходимость осуществления работы по физическому развитию детей в связи с созданием совместных усилий педагогов по воспитанию здоровых граждан, по формированию у детей чувства правильного отношения к своему здоровью, способность сопротивляться негативным воздействиям, формировать новое здоровое поколение.

Проектная деятельность предполагает активное участие педагогов, специалистов, родителей, детей, направленная на атмосферу уважения, создание развивающих условий, воспитание здоровой, активной, созидательной личности.

Определяемый возраст воспитанников 5 – 6 лет.

Значимость данного проекта определяется как правильная организация воспитательно – образовательного процесса по физическому развитию дошкольников в условиях длительного проживания в ДОУ, социокультурного окружения в образовательном учреждении и семьи.

Механизмы реализации проекта:

Реализация поставленных задач проходит в три этапа:

I этап – подготовительный

II этап – реализационный

I этап – подготовительный

Введение в теорию и практику по физическому развитию является как определение уровня здоровьесберегающей компетентности ребенка, в основе которой лежит его поведенческий опыт и использование этого опыта в разных вариативных условиях, что и способствует социализации личности ребенка – дошкольника в современных социальных реалиях.

Адаптационная работа включает в себя:

1. Знакомство детей с выпускниками, участвовавших в спортивном движении, семейными династиями в разных видах спорта.

2. Знакомство детей с параметрами здоровья и методами работы по сохранению и укреплению личного здоровья.

II этап – реализационный

На данном этапе дети старшей группы в процессе обучения и воспитания учатся думать и заботиться о своем здоровье, приемам ухода за телом, открытой демонстрации правильного отношения к своему здоровью.

Выполнение заданий – упражнений, игровых ситуаций, творческих заданий, использование компьютерного пространства по физическому развитию, способствующие формированию у детей правильного представления о здоровом образе жизни.

III этап – итоговый (аналитический)

Определение роли физического воспитания в формировании личности каждого воспитанника, развитие моральных качеств: уважения к достижениям других, принятие личных неудач.

Таким образом, выявлено, что основой физического воспитания дошкольников является формирование знаний, понимание своих возможностей, умение сдержанно выражать свои чувства, свое отношение к личным результатам и результатам сверстников.

На этом этапе применяются разнообразные формы и методы работы с детьми.

Предусмотрена блочная система работы с детьми:

  • Спорт – залог здоровья
  • Я и моя семья
  • Я – человек
  • Я и окружающий мир

С детьми проводятся:

Беседы о здоровье;

  • практические занятия;
  • экскурсии;
  • игры – упражнения;
  • минутки здоровья;

Аналитическая деятельность.

При необходимости, с учетом возникающих затруднений, в план работы вносятся необходимые коррективы.

Сроки реализации проекта – 5 месяцев (01.01.2014г. – 31.05.2014г.)

Тематическое планирование

Наименование блока

Время проведения

Краткое описание

Тема: «Спорт – залог здоровья»

Январь

«Моя школа здоровья»

Цель: формирование у дошкольника знаний о своем здоровье .

Задачи:

Тема: «Я и моя семья»

Февраль

«Безопасное поведение дома и на улице»

Задачи:

Тема: «Я – человек»

Март-Апрель

«Как устроен я»

Задачи:

  1. Познакомить детей с особенностями функционирования тела, строением организма, личной гигиеной.
  2. Углублять представления о себе, своих индивидуальных особенностях.
  3. Формировать положительную оценку и образ себя, воспитывать индивидуальность.

Тема: «Я и окружающий мир»

Май

«Мир, в котором я живу»

Задачи:

  1. Научить распознавать хорошее и плохое в окружающем мире.
  2. Развивать воображение и творчество.
  3. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к активному образу жизни.

Все запланированные мероприятия направлены на формирование навыков практической работы с воспитанниками старшей группы от 5 до 6 лет. Используются такие формы и методы работы, как игры – задания, участие в исследовательской деятельности, практическое выполнение, сбор информации и др. Мероприятия приобретают форму сотрудничества, которая преимущественно и носит творческий характер. Эффективность такого сотрудничества во многом определяется доверительными, дружескими отношениями между педагогами, родителями, специалистами и воспитанниками, выпускниками ДОУ. По результатам работы педагогов готовится презентация с использованием ИКТ.

Ожидаемые результаты:

1. Обеспечение успешного личностного развития воспитанников, стабилизация их интересов, творческих проявлений, формирование позитивной деятельности на основе изучения знаний о своем здоровье, практическая заинтересованность в проектировании своего будущего.

2. Формирование у детей физической культуры, обеспечивающей завтрашний здоровый день семьи и государства.

3. Результаты деятельности будут способствовать формированию открытого образовательного пространства – возникновению новых социокультурных проектов, поддержке образовательных инициатив.

Оценка результатов:

Оценка качества овладения умениями и навыками педагогов будут оцениваться по участию в практической деятельности.

Оценка качества практической деятельности будет оцениваться администрацией дошкольного образовательного учреждения, изучении и анализе работы педагогов и воспитанников. Уровень взаимоотношений педагога, специалистов с детьми будет оцениваться – через беседы с детьми, наблюдения, открытые просмотры, мероприятия.

По окончании проектной деятельности будет проведен мониторинг по образовательным областям «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Физическая культура».

Дальнейшее развитие проекта

Составление перспективы дальнейшей работы с воспитанниками по образовательным областям - «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Познание» в контексте ФГТ поможет педагогам реализовать комплексно – тематический, личностно – ориентированный, интегрированный, информационно – коммуникативный подходы, включиться в современное образовательное пространство. Насколько отношение воспитанников к участию будет целостным, насколько сами воспитанники и будут удовлетворены своей деятельностью, умением развивать себя и свое тело, настолько и будет притягательна агитационная сила «здоровья». Обязательное получение продукта, который в дальнейшем будет использоваться детьми в своей же жизнедеятельности, в становлении дальнейшего жизненного пути, даст выход на прогнозируемый результат. Таким образом, здоровье и физическое развитие должно быть реализовано через систему работы и стать связующим звеном полноценного здоровья.

Список литературы:

1. Голицына, Н.С., Огнева, Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка [Текст]: метод. пособие / Н.С. Голицына, Л.Д. Огнева М.: ООО Изд-во Скрипторий 2003, 2006. – 91 с.

2. Киселева, Л.С., Данилина, Т.А., Лагода, Т.С., Зуйкова, М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст ]: метод. пособие / Авт. – сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. – С. 6 – 11, 22 – 27.

3. Микляева, Н.В., Микляева, Ю.В. Правовые основы управления ДОУ [Текст]: метод. пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева М.В.: АЙРИС ПРЕСС, 2008. – 187 с.

4. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду [Текст]: метод. пособие / Н.В. Микляева. М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2008. – 160 с.

5. Прохорова, Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников [Текст]: метод. пособие. / Л.Н. Прохорова. М.: 5 за знания, 2007. – 256 с.

6. Штанько, И.В. Воспитание искусством в детском саду [Текст]: метод. пособие. / И.В. Штанько. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 140 с.

7. Харитончик, Т.А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары – практикумы, занятия, игры [Текст]: практ. пособие. / Т.А. Харитончик. Волгоград: Изд-во Учитель, 2009. – 222 с.

Приложение 1

Занятие 1

ТЕМА: «Моя школа здоровья»

Цель: формирование у дошкольника знаний о своем здоровье.

Задачи:

1. Показать важность и пользу занятий спортом для здоровья.

2. Формировать потребность в движении, стойкую привычку к спорту, к занятиям физической культурой.

3. Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни.

Оборудование: цифровые иллюстрации, цифровая физкультминутка «Собачий вальс», «Морское путешествие», цифровая гимнастика для глаз «Ночное небо», иллюстративный вернисаж, сигнальные карточки по количеству детей, трафареты внутренних органов человека, картинки вредных и полезных продуктов питания.

Ход детской деятельности:

1. Мотивация: «Айболит».

2. Психологическая игра «Нос, рот, голова, уши, шея, лоб, глаза, плечи, шея, грудь, не забыть бы что – нибудь…»

Цель: развитие внимания, умения быстро реагировать на ситуацию.

Описание игры: ведущий педагог, при повторе ребенок. Задание: сесть лицом к детям, рассадить их полукругом. Начать игру словами: «Нос, нос, нос, нос…». При этом вытянутым указательным пальцем притрагивайтесь к своему носу. Дети должны делать то же самое. Вдруг измените слово: «Нос, нос, рот…», но прикоснуться вы должны не ко рту, а к другой части головы, например ко лбу или уху. Задача детей – дотронуться до той же части головы, что и педагог, а не до той, которую называют. Тот, кто ошибается больше 3 раз, выходит из игры.

Победителем считается игрок, дольше всех оставшийся в игре.

3. Проблемная ситуация: Через какие виды деятельности осуществляется укрепление нашего организма? (занятие спортом, спортивные игры, оздоровительные прогулки, закаливание).

4. Работа со слайдами.

Вопросы:

Для чего человек занимается спортом?

Какие виды спорта вам знакомы? (туризм, баскетбол, футбол, спортивная гимнастика, плавание, бокс и пр.)

Назовите виды спорта, где используется спортивный атрибут – мяч?

В каком виде спорта можно использовать экиперовку? (регби, саночники, хоккей…)

5. Работа на листах бумаги.

Задание: дорисовать элемент спортивного инвентаря.

6. Музыкальная физкультминутка с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) «Собачий вальс».

7. Игра – упражнение «Странички безопасности» (ОБЖ).

Работа по слайдам:

Основы безопасности жизнедеятельности при выполнении общеразвивающих упражнений

Основы безопасности жизнедеятельности при выполнении основных видов движений

8. Коллаж «Мое здоровье – в моих руках».

Задание: правильно расположить органы человека.

Вопросы:

Что человеку необходимо для сохранения своего здоровья?

Высказывание мнений – диалог.

9. Гимнастика для глаз «Ночное небо».

10. Игра – упражнение «Здоровое питание»

Задание: разложить картинки на полезные и вредные продукты питания.

Задание: определить какой продукт полезен для глаз, для роста волос, для кожи, для укрепления и роста костей…

11. Игра – путешествие.

А как можно пропутешествовать не выходя из нашей группы? (ответы детей: поиграть в путешествие, пофантазировать, рассмотреть иллюстрации…)

А я предлагаю вам морское путешествие. Морской воздух полезен большим количеством озона, который наполняет наш организм кислородом, что способствует обновлению и росту наших органов. Двигательная пауза «Морское путешествие».

12. Итог: Мотивация «Айболит»: сигнальные карточки – задание: выбрать такую карточку, которая бы помогла вам оценить, как вы сегодня занимались. Красная – не участвовал, желтая – участвовал, но не во всех заданиях, зеленая – активный участник.

Занятие 2

ТЕМА: «Безопасное поведение дома и на улице»

Цель: Развитие позитивного мировоззрения, нравственно – этических представлений об основах безопасной жизнедеятельности.

Задачи:

1. Познакомить детей с правилами безопасного поведения в быту и на улице.

2. Прививать чувство сплоченности, уважения к жизненному опыту своих родителей.

3. Воспитывать любовь к традициям своей семьи.

Оборудование: мотивация игрушка Незнайка, иллюстрация «Соты», карточки по ПДД, бейджики, листы бумаги по количеству детей, схема перекрестка, слайды по ПДД, разрезные картинки, сигнальные карты.

Ход детской деятельности:

1. Мотивация: «Незнайка в городе дошколят»

2. Психологическая игра «Росток».

Мнемотехника (показ движений с и.п.сидя).

3. Проблемная ситуация: соблюдение правил безопасности в быту и на улице: не ходи, разинув, рот, здесь опасность стережет (правила поведения дома, на улице)

4. Словесная игра на бумаге: «Загадка в сотах» по теме: «Безопасное поведение дома и на улице».

1. Задание: Найдите начальную ячейку и, двигаясь от нее через стороны ячеек, обойдите их все, побывав в каждой по одному разу. Из пройденных букв должна получиться пословица. Восстановите эту пословицу.

«СПИЧКИ НЕ ИГРУШКА»

5. Работа с карточками за столом:

1) Задание: составь алгоритм перехода через центральную дорогу.

2) Задание: изготовить билеты – бейджики для безопасного поведения на улице (пешеходный переход, светофор, проезд запрещен….).

6. Игровая ситуация: «Я на улице»

Задание: соблюдая правила дорожного движения, перейти дорогу в обозначенном месте.

7. Игра – упражнение «История в картинках» (просмотр слайдов по ПДД).

Вопросы:

Необходимо ли соблюдать бдительность на дороге?

Какой знак поможет пешеходу правильно перейти дорогу?

Все ли дорожные знаки могут указать правильность действия на дороге только пешеходу?

8. Игра – упражнение «Один дома»

Тренинговое задание:

- «Соблюдаю тишину»

- «Звоню по телефону»

- «Открываю окно зову на помощь»

9. Работа на листах бумаги: «Рисуем портрет» (испуг, спокоен, доволен)

Физкульминутка: Танец «Шалунишки» (ИКТ: диск).

10. Игра – упражнение «Я помощник»

Задание:

Назовите правила действия с электроприборами (просмотр слайдов по ПБ)

Назовите правила обращения с водой (просмотр слайдов по ГО и ЧС)

Назовите правила противопожарной безопасности (просмотр слайдов по ПБ)

11. Игра – задание «Собери картинку»

Задание: из разрезных частей собрать картинку.

Вывод:

Безопасность – первый друг

Будь внимателен вокруг!!!

Итог: Мотивация «Незнайка»: сигнальные карточки – задание: выбрать такую карточку, которая бы помогла вам оценить, как вы сегодня занимались. Красная – не участвовал, желтая – участвовал, но не во всех заданиях, зеленая – активный участник.

Занятие 3

ТЕМА: «Как устроен я»

Цель: формирование полоролевого предназначения.

Задачи:

1. Познакомить детей с особенностями функционирования тела, строением организма, личной гигиеной.

2. Углублять представления о себе, своих индивидуальных особенностях.

3. Формировать положительную оценку и образ себя, воспитывать индивидуальность.

Оборудование: силуэт тела человека: изображения девочки и мальчика ребенка; фото детей и членов семьи: фломастеры, цв. карандаши, повязка, слайды по рисунку, слайды по иллюстрациям (профессии, снежинки), предметы гигиены, иллюстрации по правам ребенка либо слайды, листы бумаги по количеству детей, смайлики.

Ход детской деятельности:

1. Мотивация: Мальчик и девочка приходят в гости к детям. Психологическая игра «Угадай, кто я?».

Задание: с завязанными глазами на ощупь по волосам определить девочку и мальчика.

2. Проблемная ситуация: все ли равны? (по силе, по развитию, по внешнему виду).

Вопросы к детям: по этикету:

Важно ли девочке уступить место?

Можно ли обижать слабого?

Аккуратен ли любой из нас?

4. Игра – упражнение: «Нарядись».

Задание: нарисовать одежду мальчику и девочке (задание на программе ИКТ).

5. Игровое упражнение: «Играем в профессию» (слайды).

Задание: определить профессии женские и мужские, совмещенные.

6. Физкультминутка для снятия напряжения глаз: «Снежинки» (слайды).

7. Игра – задание: «Каждому атрибуту свое место» (предметы гигиены).

Задание: разложить атрибуты для мальчиков, девочек.

8. Тренинговые задания:

Проводи девочку до стула

Уступи место старшему

Помоги товарищу преодолеть препятствие (застегнуть верхнюю пуговицу, завязать шнурок)

9. Коллаж «Моя семья» (из семейных фото).

10. Физкультминутка: танец «Барбарики».

11. Вернисаж «Мои права и обязанности».

Цель: расширение знаний детей о своих правах и обязанностях.

Задание 1: определить по иллюстрациям наши права и обязанности.

Задание 2: схематично нарисовать право на любовь, право на семью, право на образование, право на здоровье.

12. Игра – упражнение: «Здравствуй, это я!»

Здравствуй, солнце, здравствуй, друг, здравствуй каждый вокруг…

Здравствуй, Петя, здравствуй, Саша, Маша и Наташа!

Всех приветствую, Я!

Каждой встрече рад, друзья!

Рад я Коле и Полине, рад я Мите и Ирине!

Девочкам и мальчикам,

Зайцу и зайчихе,

Медвежонку малому

И слону удалому.

Зебре, льву, мартышке

И серой мышке.

Всем большим и малым

Папам, мамам, дочкам и сыночкам.

Всех отметил, пригласил

И себя я не забыл!

Занятие 4

ТЕМА: «Мир, в котором я живу»

Цель: формирование личной значимости человека в окружающем мире.

Задачи:

1. Научить распознавать хорошее и плохое в окружающем мире.

2. Развивать воображение и творчество.

3. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к активному образу жизни.

Оборудование: игрушка волк, лабиринт, сигарета, лист ватмана, воздушный шар, смайлики, листы бумаги по количеству детей.

Ход детской деятельности:

1. Мотивация: «Волк из мультфильма «Ну, погоди!» (ничего у меня не получается, ничего я не могу).

Педагог предлагает ребятам помочь волку преодолеть трудности.

2. Игра – упражнение: «Отучаем волка от дурной привычки» (обижать слабых).

Задание: помоги Зайцу найти дорогу в детский сад (лабиринт).

4. Игра – эксперимент: «Сигарета».

Задание 1: определить по запаху и цвету вредные действия сигареты.

Задание 2: определить способы уничтожения сигареты (выбросить, смять, не покупать).

5. Игровое упражнение: «Наши привычки».

Люби свое здоровье как самого себя.

Курить – здоровью вредить.

Кто спортом занимается – тот фигурой отличается.

6. Изготовление плаката «Мое здоровье – в моих руках».

Задание: расположить иллюстрации о здоровом образе жизни.

7. Физкультминутка: «На полянке» (ИКТ).

8. Написание письма семье волка.

Задание: нарисовать на листе протест вредным привычкам.

9. Игра – упражнение «Умный шар».

Задание: пдкинуть воздушный шар вверх и назвать хорошие привычки.

Итог: задание: расположить эмоциональное состояние смайликов, схематично определить свое внутреннее состояние, показать улыбкой.

Проект по здоровьесбережению

"Ключик к здоровью"

В старше-подготовительной группе

Выполнили: воспитатель: Байбулова И.Р

Музыкальный руководитель: Частухина С.А

Педагогическое кредо проекта:

Забота о здоровье –

Это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей.

Зависит их духовная жизнь

Мировоззрение, умственное развитие,

Прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский.

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

Сроки реализации проекта : среднесрочный.

Участники проекта:

Дети старше-подготовительной группы;

Родители;

Воспитатель;

Музыкальный руководитель.

Образовательные области: физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Актуальность:

- незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей;

Недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста;

Нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми;

Невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.

Цель: показать значимость здорового образа жизни, прививать любовь к спорту и физической культуре.

Задачи:

- формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры;

Развивать активность, подвижность, гибкость, ловкость через различные виды деятельности;

Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребёнка через вовлечение их в совместную деятельность.

Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Формы работы:

    Чтение художественной литературы;

    Игры –подвижные, малоподвижные, дидактические, словесные;

  • Просмотр презентации;

    Рассматривание картинок по теме «ЗОЖ»;

    Заучивание речёвок,пословиц, поговорок, считалок;

    Праздник, развлечение;

    Утренняя гимнастика, гимнастика-побудка, пальчиковая гимнастика, физминутки;

    Экскурсии;

    Уголок для родителей (папки-передвижки, консультации, стенгазета, информационная копила «Народная мудрость гласит» и т.д).

Обеспечение реализации проекта:

Психолого-педагогические ресурсы:

Музыкальный руководитель;

Воспитатель;

Дети 5-7 лет;

Родители.

Материально-технические ресурсы:

Рассказы, сказки, былины, картинки;

Аудио, видеоматериалы, обучающая презентация;

Мультимедийная техника;

Костюмы для праздника, развлечения;

Пособия для разных видов спортивной деятельности(«Дорожка Здоровья». «Ручной футбол», «Бильбоке», «Лыжи скороходы» , спортивный инвентарь д/с)

Ожидаемые результаты:

Организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;

Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;

Формирование гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни (знания о витаминах, о правильном питании, о режиме дня и т.д, и т.п.)

Активная помощь, заинтересованность родителей в организации работы по укреплению и сохранению здоровья детей.

Этапы работы над проектом

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Составление плана деятельности;

Сотрудничество с родителями;

Подбор литературных произведений для детей;

Изучение методической литературы;

Подготовка цикла бесед о здоровье, спорте.

2 . Основной.

Для успешной реализации задач проекта необходимо:

Оздоровительные мероприятия (ежедневно):

Утренняя гимнастика;

Дыхательная гимнастика;

Гимнастика для глаз;

Гимнастика – побудка;

Подвижные и спортивные игры;

Пальчиковая гимнастика с проговариванием стихотворных форм;

Прогулки;

Физминутки.

Профилактические мероприятия:

Профилактика плоскостопия (хождение по дорожкам «Здоровье»), лукотерапия;

Подвижные игры «Хромая лиса», «Сиди, Яша», «Волк и овцы», «Ручеёк», «Выше всех» и т.д

Познавательные мероприятия:

Экскурсии «В хоккей играют настоящие мужчины», «Встреча с тренером»;

Сюжетно – ролевые игры «Больничка», «Аптека», «Спортивная семья» и другие;

Дидактические игры «Витамины на тарелке», «Что лишнее?», «Доскажи словечко», «Вредно-полезно»

Беседы с детьми «Я и моё здоровье», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу!», «Что такое личная гигиена», «Здоровые зубы-здоровью любы», «Скелет-наша опора», «Глаза-главные помощники», «Чтобы уши слышали», «Правила поведения во время еды», «Наша Армия сильна»

Чтение художественной литературы: сказки Г.Немкиной, М.Савки «История феи Витаминки», К.Чуковский «Мойдодыр»

Презентации «В здоровом теле- здоровый дух», «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта»

После сна: гимнастика в постелях, ходьба по ребристой дорожке, самомассаж ушей, рук, ног;

Праздники: «Праздник забытых игр», «Школа молодого бойца», развлечение «Я здоровье берегу, с физкультурой я дружу»

Викторина «Заморочки из бочки»

Схема реализации проекта

Срок реализации

Утренняя гимнастика

«Мой весёлый, звонкий мяч»

Беседа « Я и моё здоровье ».

Гимнастика-побудка» «Снежинки»

Сюжетно-ролевая игра «Больничка»

Просмотр презентации «В здоровом теле- здоровый дух»

Пальчиковая гимнастика «Кулачок»

Подвижная игра «Хромая лиса»

Беседа «Здоровые зубы-здоровью любы»

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Привлечение родителей: подбор дома с детьми пословиц и поговорок о здоровье.

Чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Беседа «Чтобы уши слышали»

Дидактическая игра «Сломанный телефон»

Развлечение «Я здоровье берегу, с физкультурой я дружу»

Консультация для родителей «Родителям о гимнастике-побудке»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник»

Оформление папки – передвижки в уголок для родителей «Овощи и фрукты-витаминные продукты»

Беседа «Скелет-наша опора ».

Дидактическая игра «Вредно-полезно»

Лукотерапия

Изготовления пособия

«Лыжи-скороходы»

«Праздник забытых игр»

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в домашних условиях, в повседневной жизни для детей старшего дошкольного возраста»

Презентация «Зимние виды спорта»

Подвижная игра «Сиди, Яша»

Коллективная работа

«Дорожка здоровья»

Экскурсия на универсальную площадку

«В хоккей играют настоящие мужчины»

Привлечение родителей к изготовлению спортивного пособия своими руками

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утренняя гимнастика «Сильные, смелые, ловкие, умелые»

Беседа «Наша Армия сильна»

Гимнастика-побудка «Дружные ребята»

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

Беседа «Глаза-главные помощники», «Чтобы уши слышали»

Изготовление подарков к Дню Защитника Отечества

Профилактика плоскостопия «Дорожка здоровья»

Экскурсия в спорткомплекс «Встреча с тренером»

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Изготовление спортивного игрового пособия «Ручной футбол»

Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу!»

Дидактические игры «Витамины на тарелке»

Лукотерапия

Оформление информации-копилки для родителей «Народная мудрость гласит»

Викторина «Заморочки из бочки» (формирование здорового образа жизни)

Привлечение родителей: рисунки с детьми на тему «Спортивная семья»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Беседа «Что такое личная гигиена»

Подвижная игра «Выше всех»

Консультация для родителей «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить»

Чтение сказки Г.Немкиной, М.Савки «История феи Витаминки»

Игры с пособиями. сделанными своими руками «Ручной футбол», «Бильбоке», «Лыжи-скороходы»

Беседа «Правила поведения во время еды»

Дидактическая игра по режиму дня «Что сначала- что потом?»

Выставка рисунков на тему «Спортивная семья»

Стенгазета для родителей «Советы Доктора»

Праздник «Школа молодого бойца»

Игра «Угадай на вкус»

Презентация по проекту «Ключик к здоровью»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Заключительный

- праздник «Школа молодого бойца» с участием родителей.

Презентация по проекту «Ключик к здоровью»

4этап

Анализ

Расширилось представление детей о здоровом образе жизни;

Закрепились физические, творческие, познавательные, музыкальные способности детей;

Активное вовлечение родителей в реализации проекта по формированию навыков здорового образа жизни.

Пути распространения

Через средства массовой информации, сайт д/с, флэш-носители родителям.

Заключение

Здоровье ребёнка превыше всего,

Богатство Земли не заменит его.

Здоровье не купишь, никто не продаст,

Его берегите, как сердце, как глаз.

Литература:

1. . «Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа»/ Под ред. Л.И. Пензуаева

2. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 384 с. (Программа развития). С. 3-6

3. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2005;

4. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учебн. заведений / под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». – 2008. – 288с.

5. Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет, Ярославль,2003.

6. Филиппова С.О «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» «Детство-Пресс» 2005 г.

7. Харченко Т.Е. «Физкультурные праздники и развлечения» Детство-Пресс, 2009.

8. Интернет-сайт «Дошколёнок.ру».

Приложение №1


БЕСЕДА «Я и мое здоровье»

Цель: Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Формировать любовь и осознанное отношение к выполнению упражнений и игр, которые наиболее полезны для укрепления здоровья

; -совершенствовать навыки самостоятельного выполнения общеразвивающих упражнений;

Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости на физкультуре, взаимовыручки, умение общаться с коллективом

; - способствовать повышению общего психофизиологического тонуса ребёнка, возникновению положительного настроя, формировать элементарные умения самокоррекции работы функциональных систем организма.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, давайте поговорим о здоровье. Как вы думаете, какого человека можно назвать здоровым? (У здорового человека ничего не болит, он весел, бодр.Он сильный и смелый.) А кто из вас знает, что нам надо делать для того, чтобы всегда быть здоровыми? (Надо беречь себя, заниматься спортом, закаляться, правильно питаться, больше гулять на улице). Ребята, вы всё правильно сказали, значит – “Спорт – помощник, спорт – здоровье, спорт – игра, физкульт-ура!”. Раз спорт очень важен для укрепления здоровья то, предлагаю вам немного им позаниматься. Давайте в начале, проверим нашу осанку и подготовимся к занятию.

ХОДЬБА: ходьба на носках, на пятках;

Ходьба: пятки вместе, носки врозь;

Ходьба: носки вместе, пятки врозь;

“Паучки” - ходьба на ладонях и ступнях;

БЕГ: - бег с высоко поднятыми коленями

; с захлёстыванием голени;

с прямыми ногами;

Ходьба, восстановление дыхание.

Воспитатель контролирует качество выполнения упражнений, исходные положения, подсказывает в случае затруднений.

ОРУ с мячом большого диаметра.

3 - Молодцы! Хорошо позанимались! А кто мне сейчас ответит, какую песенку поёт сердце? (Тук-тук-тук) Правильно: тук-тук-тук. - Так бьется сердце у вашей мамы. Такую же песню исполняет и сердце у каждого из вас. Мы с вами побегали, поиграли, и сердце начало биться сильнее. Своему сердцу необходимо помогать. За день вы много двигаетесь, испытываете множество впечатлений, поэтому необходимо, вовремя отдыхать. Именно потому вы ложитесь после обеда в кроватки, а по вечерам ваши мамы и папы укладывают вас спать раньше, чем ложатся они сами, взрослые. Когда вы отдыхаете, сердце тоже отдыхает и бьется медленнее».

Дошкольники выполняют релаксацию в положении лежа на спине и замеряют частоту биения своего сердца.

«Солнечный зайчик» (Релаксационное упражнение)

Воспитатель: Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

Воспитатель и дети разрабатывают правила, соблюдая которые можно сохранить свое здоровье. Правила 1. Регулярно занимайтесь физкультурой, бегайте и играйте.

2. Обязательно отдыхайте днем и ночью.

3. Ешьте то, что дает мама или воспитатель, - все эти продукты очень полезны.

4. Если вы больны, то лежите в постели столько времени, сколько назначил врач. Психогимнастика: «Я – доктор»

Каждый ребёнок входит в образ доктора – целителя будущего, которому всё подвластно. Доктор «лечит» поглаживанием, сочувствием.

Он приказывает органам:

Сердечко, милое, работай хорошо, ритмично, будь добрым.

Животик, будь мягкий: кишечник мой, работай точно и в нужное время.

Я здоров, я никогда не буду болеть, я всегда буду весёлым, милым, красивым

Приложение №2

Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» в старшей группе детского сада. Приложение к проекту «Будь здоров!»

Цель:

Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

Беседа о витаминах:

Вчера Кукла–мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины очень полезные.
- А вы, ребята, пробовали витамины? Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах. А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.

В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

(Для лучшего запоминания использовать художественное слово).

Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, Б, С.

Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.

Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины
Помогают апельсины.
И неплохо есть лимон
Хоть и очень кислый он.

Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.
- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).
- Почему на дереве выросла морковь?
- Чем полезно молоко?
- Какой витамин в свекле?
- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?
- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.



Поделиться