Дид игры по патриотическому воспитанию старшая группа. Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

Патриотизм - это любовь к Родине. Так в самом простом виде можно охарактеризовать это непростое, многогранное понятие Почему же патриотизм - это чувство, которое должно быть нужно не только руководителям страны, но и всем ее гражданам, взрослым и детям?Потому что по-настоящему гармоничной личностью может считаться только тот человек, который чувствует свою сопричастность с событиями прошлого и ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Как же объяснить детям, воспитанным на заморских играх и фильмах, для чего она - любовь к Родине? В этом непростом деле особая роль отведена патриотическим играм для детей, которые в интересной и ненавязчивой форме учат важнейшим гражданским и человеческим ценностям.

Истоки патриотизма

Воспитание патриотизма у детей начинается самого юного возраста и продолжается на всех этапах становления личности. Родной дом, двор, близкие люди и добрые соседи, сирень под окнами - это первые впечатления малыша, которые запомнятся на всю жизнь, куда бы потом не забросила судьба.

Патриотическое воспитание дошкольников и школьников складывается из нескольких больших блоков:

  • изучение истории своей страны, ее фольклора и традиций, культуры, достижений, изучение истории малой родины: города, поселка, исследование своей родословной;
  • воспитание уважения к защитникам Родины, к военным подвигам, осознание собственного гражданского и воинского долга;
  • выработка уважения к законам своего государства и понимание важности их обязательного исполнения;
  • формирование ответственного и уважительного отношения к труду и его результатам;
  • воспитание любви и бережного отношения к родной природе и т.д.


Играем и учимся в детском саду

Без игр невозможно представить ни развитие, ни обучение ребенка. Особенно это касается младшего возраста, когда закладываются многие качества личности, в том числе бережное и уважительное отношение к родной стране и родному городу. Родители и педагоги должны всемерно поддерживать искру интереса у детей, которая впоследствии может развиться в искреннюю любовь и уважение к своей стране. Конкурсы поделок из природного материала, заботливо собранного в парке или осеннем лесу, конкурсы рисунков на тему «Мой город», «Моя Россия», подготовка рассказов о родственниках-участниках боевых действий и предметах старины, хранящихся дома, - все это помогает малышам осознать свою причастность к большой стране.


Патриотические мероприятия включают в себя и активные игры и развлечения, эстафеты и состязания:

  • «Донесение с фронта»

Для этой эстафеты детей нужно разделить на две или более группы, в каждой группе выбрать капитана. Каждой команде дается конверт с донесением, разрезанным на части. Это может быть пазл с картинкой или простым словом, например, «Победа». Капитаны стоят на финише. По команде первые участники бегут к капитану с одной частью депеши, отдают ее и возвращаются к «своим», а следующие участники несут очередную часть письма. Победа присуждается самой быстрой команде.

  • «Курс молодого бойца»

Простой курс для малышей можно устроить в просторной группе или на улице. Юным защитникам Родины предстоит пройти по «болотным кочкам», пролезть через тоннель, обойти вражеские мины, забраться на холм и посмотреть в бинокль. Препятствия несложно сделать из подручных материалов, а победитель выявляется по результатам времени прохождения полосы всеми участниками.


Воспитание патриотизма у школьников

В школе начинается более глубокое изучение родной истории, литературы, культурных и научных достижений России. В начальных классах актуальны фольклорные постановки, старинные народные игры и забавы. Они не только увлекательны, но и помогают детям узнать много нового о своей Родине. В средних и старших классах широко распространены викторины и интеллектуальные конкурсы на тему родной истории и культуры, позволяющие ребятам проявить свои знания, а также постановки отрывков из литературы военной тематики и исторические реконструкции. Как правило, их приурочивают ко Дню защитника Отечества и Дню Победы.


Многие взрослые помнят легендарную военно-патриотическую игру «Зарница», которая, пусть и в игровой форме, позволяла почувствовать атмосферу военного времени и проникнуться подвигом своей страны. Сейчас игры такого рода возрождаются на уровне классов, школ. Одна из альтернатив «Зарнице» - игра «Присяга», которую можно проводить в помещении, например, в школьном спортивном зале.

Она включает в себя 4 блока:

  • «Политподготовка» - проверка знаний молодых бойцов о родной истории, знаменитых сражениях и военачальниках;
  • «Физподготовка» - комплекс спортивных состязаний между участниками игры;
  • «Боевая готовность» - конкурсы на знание теории и практики ведения боя;
  • «Строевая подготовка» - проверка умения ходить маршем.

По итогам конкурса выявляются лучшие бойцы, достойные службы в вооруженных силах. Победителям вручаются вещмешки с ценными призами.

Итак, верность своему Отечеству - это благородное чувство, которое нужно воспитывать с малых лет. Игры для детей патриотического содержания - ценный элемент всей системы нравственного развития будущих достойных граждан нашего общества.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Игры на формирование грамматический строй речи

Игра «Один - много»

Цель: Расширять и активизировать словарный запас, образование имен существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Танкист - танкисты - танкистов,

летчик - летчики - летчиков,

моряк - моряки - моряков,

солдат - солдаты - много солдат,

воин - воины - воинов,

герой - герои - героев,

ракета - ракеты - ракет,

шашка - шашки - шашек,

пилотка - пилотки - пилоток,

лодка - лодки - лодок,

пехотинец - пехотинцы - пехотинцев,

десантник - десантники - десантников,

пограничник - пограничники - пограничников.

Игра «Посчитай»

Цель: Расширять и активизировать словарный запас, согласование числительных «два», «пять» с именем существительным.

Один солдат - два солдата - пять солдат,

один матрос - два матроса - пять матросов,

один пехотинец - два пехотинца - пять пехотинцев,

один летчик - два летчика - пять летчиков,

один парашютист - два парашютиста - пять парашютистов,

одна пушка - две пушки - пять пушек,

один пистолет - два пистолета - пять пистолетов,

одно ружье - два ружья - пять ружей.

Игра «Какой праздник?»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи, словообразование, развивать связную речь, мышление.

Ход игры. Воспитатель читает детям рассказ-загадку. Дети дополняют его. Затем воспитатель читает дополненный рассказ ещё раз, задаёт вопросы и просит детей пересказать его.

Сегодня у нас в саду праздник. К нам в гости пришли только мужчины: папы, дедушки и братья. Они рассказывали нам о своей службе. Васин дедушка рассказал о том, что во время войны он пешком прошёл от Москвы до Берлина. Он служил в пехоте, был (кем?)... (пехотинцем). А Вовкин дед - старый такой, маленького роста - а управлял огромным танком. Он был (кем?) ... (танкистом). И ещё Мишкин дедушка приходил, он в разведку ходил, был (кем?)... (разведчиком). Это вообще очень опасно. А Мишкин старший брат служит сейчас в армии, в десантных войсках. Он (кто?) ...(десантник). А сам Миша, когда вырастет, тоже в армию пойдёт. Он хочет на подводной лодке служить, будет (кем?)... (подводником). И совсем мы не ожидали, что Юлькин папа на границе служит, охраняет нашу Родину, он (кто?)... (пограничник). Мы её даже больше уважать начали! Ну что, вы догадались, какой праздник был у нас в саду?

Игра «Мой, моя, мое, мои»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи, согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.

Речевой материал: пистолет, форма, самолеты, оружие, фуражка, пуля, танк, значок, медаль, солдат, ружье, знамя, каска, армия, застава

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Цель: Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Педагог бросает мяч ребенку и произносит начало фразы. Ре­бенок, возвращая мяч, заканчивает фразу подходящим словом. Например:

    Танкисту нужен... (танк).

    Летчику нужен... (самолет).

    Ракетчику нужна... (ракета).

    Моряку нужен... (корабль).

    Солдату нужен... (автомат).

    Пограничнику нужна... (собака).

    Богатырю нужен... (меч).

Дидактическая игра «Кому что?»

Цель: Расширять словарь по теме. Упражнять в употреблении имен существительных родительного падежа множественного числа. Материал. Предметные картинки людей военных профессий и головные уборы: шлем, бескозырка, каска, фуражка.

Педагог рассказывает детям, что у людей раз­ных военных профессий головные уборы разные. Дети рассматривают картинки, сравнивают головные уборы, называют их. Педагог предлагает детям закончить предложение.

Например:

    Бескозырки с ленточками у кого? ... (У моряков.)

    Шлемы? ... (У летчиков, у танкистов.)

    Фуражки? ... (У пограничников.)

    Каски? ... (У солдат.)

Игры на развитие логического мышления

Дидактическая игра « Что лишнее»

(карточки с рисунками военной тематики, выстроенные в логические ряды)

Цель: Упражнять в умении определять лишние предметы в логическом ряду, объяснить почему этот предмет считается лишним, называть предметы одним словом.

1 Летчик, стрелец

2 Мина, граната, пуля, стрела. (название видов снарядов)

3 Китель, гимнастерка, кольчуга

4 Арбалет

5.Сержант, майор, воин , капитан (воинские звания)

6.Город-герой Москва, город-герой Севастополь, город-герой Керчь, город-герой Париж, город-герой Ленинград (города, которые были удостоены высокого звания за вклад в победу Великой отечественной войне)

7.Рота, полк, батальон, наряд

8.Пилотка, каска, бейсболка , шлем (названия головных уборов военных)

9.А.Невский, Геракл , А.Суворов, М.Кутузов (имена известных военачальников нашего Отечества.

ПОСЛОВИЦЫ

«Храброму -смерть не страшна»

«Смелый воин, славы достоин»

«Сам пропадай, а товарища выручай»

«Сражайся смело за правое дело»

«Смелый и медведя не боится, а трус и муравья испугается»

«В бою нужны смекалка, отвага и закалка»

«Близка врагу наша граница, да перейти ее боится»

«Тот герой, кто за Родину стоит горой»

«Береги землю родимую, как мать любимую»

«Умный боец везде молодец»

«Для Родины своей - ни сил, ни жизни не жалей»

«Смелый побеждает, трус погибает»

«Человек без Родины, что соловей без песни»

«Смелого пуля боится. Смелого штык не берет»

«Родина- мать, умей за нее постоять»

«Солдата к славе ведут ученье и труд»

«Враг хотел пировать, а пришлось горевать»

«Дисциплина- душа армии»

«Русский солдат не знает преград»

«Солдат солдату родной брат»

СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ

«Пограничники » «Родина»

На ветвях заснули птицы, Слышишь песенку ручья- это Родина твоя!

Притаился у границы Видишь звездочки Кремля – это Родина твоя!

Пограничников отряд. Школа, где твои друзья.- это Родина твоя!

Руки матери твоей, шум ветвей, и звон дождей,

Пограничники не дремлют И в лесу смородина- это тоже Родина!

У родного рубежа: (М. Пляцковский)

Наше море, наше землю,

Наше небо сторожат.

(С. Я. Маршак)

Викторина «Русский солдат смекалкой богат»

Цель: Развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект.

Задачи:- Расширять представления детей о Армии, ее функциях.

Формировать знания о военных профессиях.

Воспитывать нравственные качества, чувство любви и уважения к Родине.

Варианты вопросов на смекалку

    По чему военные ходят в сапогах?(По земле)

    Солдату в лесу может повстречаться чудо: шапка, но без головы и нога- без сапога. О чем идет речь? (О грибе)

    Из какой посуды даже самый умелый солдат есть не может? (Из пустой)

    Что может увидеть генерал с закрытыми глазами?(Сон)

    Сколько ложек пшенной каши может съесть натощак очень голодный солдат?(Одну, вторая ложка уже не будет съедена натощак)

    За чем солдат винтовку носит? (За плечом)

    Солдату дано, а сослуживцы пользуются им чаще, чем он. Что это?(Имя)

    Без чего и на фронте хлеба не бывает?(Без корки)

    Что общего между деревом и винтовкой?(Ствол)

    Что у танка всегда впереди, а у самолета сзади?(Буква “т”)

    Что делает солдат, когда у него на фуражке сидит воробей?(Спит)

    Что находится между рекой и берегом?(Буква “и”)

    Чем больше солдат забирает, тем больше это становится. О чем идет речь?(О рытье ямы, окопа)

    Какое колесо автомобиля, в котором едет главнокомандующий, не вращается, когда он подъезжает к штабу?(Запасное)

    На какой вопрос боец не может ответить “нет”?(“Вы живы?”)

Загадки о военных профессиях

И на суше, и на море

Он всегда стоит в дозоре

И страну не подведет-

Нарушитель не пройдет!

(Пограничник)

Его на месте не найти-

Всегда в дороге он, в пути.

На совесть выполнит заданье-

Доставит груз без опозданья.

Заменит робота-машину-

Сам обезвредит бомбу, мину.

Совсем не должен ошибаться,

Чтоб в живых потом остаться.

Полосатая рубашка,

Вьются ленты за фуражкой.

Он готов с волною спорить,

ведь его стихия- море.

Полосатая рубашка,

Вьются ленты за фуражкой.

Он готов с волною спорить,

ведь его стихия- море.

В бой- с целехоконькою пушкой,

Наилучшею подружкой,

Нужен точный глазомер,

Чтоб верный был прицел.

(Антиллерист)

И на фронте, и в тылу

День и ночь ведут борьбу:

Жизни раненым спасают,

В строй вернуться помогают.

(Военные врачи, медсестры)

Уважения достоин

Смелый и отважный воин:

Трудно в тыл врага пробраться,

Незамеченным остаться,

Все запомнить, разузнать

Утром в штабе рассказать.

(Разведчик)

Чтобы родине служить,

Нужно очень сильным быть.

Чтобы силы накопить,

Нужно с ложкою дружить.

Только мамы рядом нет…

Кто ж состряпает обед?

Конкурс «Лишнее слово»

1 Летчик, стрелец , танкист, артиллерист.(название представителей родов войск)

2 Мина, граната, пуля, стрела. (название видов снарядов)

3 Китель, гимнастерка, кольчуга , шинель.(название видов современной военной формы, одежды)

4 Арбалет , револьвер, ручной пулемет, автомат.(названия видов оружия современной армии)

5.Сержант,майор,воин,капитан(воинские звания)

6.Город-герой Москва, город-герой Севастополь, город-герой Керчь, город-герой Париж, город герой Ленинград (города,которые были удостоены высокого звания за вклад в победу Великой отечественной войне)

7.Рота,полк,батальон,наряд (названия подразделений Российской армии)

8.Пилотка,каска,бейсболка ,шлем(названия головных уборов военных)

9.А.Невский,Геракл ,А.Суворов,М.Кутузов(имена известных военачальников нашего Отечества

Конкурс «Незнайкины небылицы, или что не так».

1 Тельняшка- форменная одежда летчиков.

2 Танки быстро передвигаются на своих четырех колесах.

3 В вещевом мешке солдата всегда лежит тарелка, чашка, блюдце, ложка и вилка.

4 Современные пограничники предпочитают брать с собой в дозор собак небольшого роста- пуделя, болонку, таксу чтобы их не увидели нарушители границы.

5 Кольчуга надежно защищает современных воинов от вражеских снарядов.

6 Чтобы иметь много снарядов, военные сажают гранатовые деревья, на которых вырастают боевые гранаты.

7 На войне горячую пищу солдатам подвозит полевая кухня, которой командует кок.

8 Илья Муромец поглядел в бинокль, увидел врага и метко выстрелил из ружья.

Конкурс «Съедобное- несъедобное»

(Карточки с рифмованными парами слов. Одно из слов – военной тематики.)

Варианты словесных пар.

Конфета- ракета

Солдат- шоколад

Боец- огурец

Морковка- винтовка

Мед- самолет

Погоны- макароны

Автомат- виноград

Пироги- сапоги

Пушка- ватрушка

Зефир- командир

Бутерброд- пулемет

Мина- малина.

Инсценировка русской народной сказки «Каша из топора»

Действующие лица

- Рассказчик- ребенок

Солдат- взрослый, исполняющий роль солдата в основном сценарии.

Хозяйка- девочка, а также другие участники и гости праздника.

Что надо для инсценировки

Костюм хозяйки: длинная юбка. Длинная кофта. Платок

Ширма с надписью «Изба»

Топор из картона

Котелок

Пластмассовое ведерко с водой

Фонограмма с записью маршевой музыки

Рассказчик: Случилось солдату идти через деревню. Зашел он в одну избу, постучался (солдат стучит в дверь), поздоровался и говорит хозяйке…

Солдат: Хозяюшка, дай-ка мне чего-нибудь поесть!

Рассказчик: У хозяйки было много всякой еды, но она говорит..

Хозяйка: Нет у меня ничего! Сама еще ничего не ела сегодня!

Солдат: Свари кашу

Хозяйка: Не из чего, милый!

Солдат : Если так,то давай мне топор, я из топора сварю!

Рассказчик: Удивилась хозяйка.

Хозяйка: Что это за чудо. Дай посмотрю, как солдат из топора кашу варить будет.

Рассказчик: Принесла ему топор.

(Хозяйка приносит топор и передает его солдату)

Рассказчик: Солдат взял топор, положил его в горшок, налил воды (солдат выполняет действия) и давай варить.

Варил, варил, потом попробовал и говорит…

Солдат: Вкусная каша получается! Вот только бы крупы немного положить!

Рассказчик : Принесла ему хозяйка крупы. Положил солдат крупу. Опять варил, варил (солдат помешивает ложкой в котелке), попробывал и говорит:

Солдат: Совсем уж готова, только бы немного масла и соли добавить!

(Хозяйка передает продукты)

Рассказчик: Сварил солдат кашу и зовет хозяйку.

Солдат: Ну, хозяйка, давай теперь хлеб да бери ложку: будем кашу есть!

Рассказчик: А солдат ест да посмеивается.

Ведущая: Иван Кузьмич, а в каких войсках вы служили, какая у вас военная специальность

Солдат: Артиллерист я. Пушка – вот моя боевая подружка.

Ведущая: А трудно это, артиллеристом быть.

Солдат: На войне все нелегко. Хотя, чтобы с пушкой управляться, особые способности нужны и меткий глаз, и сила, и сноровка. Да я сейчас для ребятишек особый урок проведу. Хорошие пушкари всегда и везде нужны, глядишь, моя наука и пригодится!

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

«Наша армия родная».

Цели:

углублять знания о армии; дать элементарные представления о родах войск; рассказать о подвигах защитников Отечества во время Великой Отечественной войны; способствовать эмоциональному восприятию содержания рассказа, придумывать продолжение и окончание рассказа; закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров.

Планируемые результаты:

имеет представление о государственных праздниках, о российской армии, о профессиях; выразительно исполняет песню вместе с педагогом, ритмично двигается под песню в соответствии с музыкальным образом; самостоятельно придумывает движения в соответствии с замыслом; сотрудничает со сверстниками.

1. Вводное слово воспитателя.

Звучит «песня о Советской армии»

Ребята, послушайте песню и ответьте, кому посвящена эта песня? (армии). Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить и узнать много интересного об армии.

2. Беседа на тему «Наша армия родная»

Как называется праздник, который отмечает наша страна 23 февраля? (День защитника Отечества) .

Как понять слово Отечество? Есть ли близкое по значению слово к слову «Отечество»? (Родина) .

А что такое Родина? (Родина –это страна, в которой мы живем). А в какой стране мы живем? (В России)) . А в каком крае мы живем? (В Донецком крае) .

Стихи о Донецком крае….

Ребята, вы любите свою Родину?

Скажите, что значит «любить свою Родину»? (Не совершать плохих поступков, защищать, охранять свою страну, служить в армии, уважать старших)

Ребята, а кто защищает нашу Родину на суше? Какие войска? (Сухопутные войска) .

Кто защищает нашу Родину на море? (Морской флот).

Кто защищает нашу Родину в воздухе? (Военно-воздушный флот)

Какие войска охраняют нашу Родину? (Нашу Родину на суше охраняют сухопутные войска, на море – военно-морской флот, в воздухе – военно-воздушный флот) .

Какие бывают военные профессии?

Кто служит в ракетных войсках? (Ракетчики).

Кто служит в сухопутных войсках? (Пехотинцы).

Кто охраняет границы нашей Родины на земле? (Пограничники) .

Кто служит в танковых войсках? (Танкисты) .

Кто охраняет морские границы? (Моряки)

Кто поднимает в воздух самолеты? (Летчики)

Кто служит в воздушно-десантных войсках? (Десантники) .

3. Составление описательного рассказа по картинкам.

Перед вами на доске изображены военные различных профессий. Расскажите, какую профессию выполняет каждый военный.

Например, На этой картинке моряк. Он носит форму синего цвета. Головной убор называется бескозырка. Днем и ночью моряки охраняют границы океанов. Моряк служит в военно-морском флоте.

4. Физкультминутка «Летчики-пилоты»

(Упражнение на координацию речи и движения)

Ребята, хотите стать военными летчиками?

Ну-ка, летчики-пилоты,

Приготовились к полету.

К самолету подошли

И по трапу вверх взошли.

Начинается полет,

Загудел наш самолет.

Вверх поднялся, полетел.

Летчик вправо посмотрел,

Летчик влево посмотрел.

Быстро полетел вперед

Наш почтовый самолет.

5. Игра с мячом «Назови профессию»

Танк – танкист

Корабль – моряк

Подводная лодка – подводник

Граница – пограничник

Ракета – ракетчик

Ружье – пехотинец

Парашют – десантник

Самолет – летчик

Молодцы, ребята, много знаете военных профессиях. Мы говорили о военно-воздушном флоте, о летчиках, которые летают на самолетах. А как вы думаете, на каком транспорте летают военные летчики? (Вертолет)

6. Конструирование «Вертолет из ракушек»

Сегодня мы с вами сделаем вертолеты из природного материала

Рассмотрите изображение вертолета. Какой нужен материал, чтобы смастерить вертолет?

Подберите нужный материал для поделки.

Этапы изготовления вертолета.

1. Кабину вертолета мастерим из двух больших ракушек, склеенных между собой. Внизу кабины приклеивают колеса на подставках, для этого используют ракушки или пуговицы. Кабину приклеивают к большой деревянной подставке.

2. Для хвостовой части вертолета берут две ракушки и склеивают между собой. К верхней части хвоста прикрепляют накрест семена. Хвостовую часть прикрепляют к верху кабины вертолета, чтобы она хорошо держалась, сооружают подставку из палочки или ракушки.

3. Вверху кабины приклеивают мотор из двух ракушек среднего размера. К ним прикрепляют винт подъема – две трубочки, сложенные накрест и скрепленные еще одной маленькой ракушкой или пуговицей.

Итог занятия.

Дети сидят с готовыми работами.

Молодцы, какие красивые вертолеты получились. А кто помнит, к какому роду войск относится эта техника (вертолеты? (Военно-воздушный флот) .

А о каких военных профессиях мы с вами говорили? (Пограничник, танкист, моряк, летчик, подводник, десантник) .

Несите вертолеты на выставку и мы покажем и расскажем малышам о технике военно-воздушного флота.

« Богатыри земли русской. Былины»

Цель:

Дать представление о сиюминутности восприятия изобразительного искусства и временном характере развития произведений литературы и музыки.

Задачи:

1. Познакомить детей с жанром былины. Показать возможность отображения былинного эпоса в различных видах искусства: живописи, литературе, музыке.

2. Учить детей быстро реагировать на увиденное произведение живописи, воспринимать его статичность.

3. По вопросам педагога составлять рассказ об увиденном. Давать словесную характеристику каждому богатырю.

4. Пробудить у детей интерес к родному фольклору.

Материалы:

Кукла Кисточка, рисунки-иллюстрации с изображением богатырей разных времен, гуслей; былина о Добрыне «То не белая береза к земле клонется...», фрагменты былин об Илье Муромце (или Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче), музыка в записи: М.П.Мусоргский «Богатырские ворота», Александр_Семнов._Что_не_белая_березабылина_о_богатыре_Добрыне_Никитиче, обработка_А.В. Свешникова, презентация, компьютер.

Ход занятия:

Дети входят в группу. Их встречает кукла Кисточка. Кругом расставлены рисунки и поделки, изображающие богатырей.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, мы попали с вами в какой-то волшебный зал музея Кисточки!

Кисточка: Совершенно верно. Это «Зал волшебных превращений».

Воспитатель: Так вот почему у вас так много богатырей!

Вопросы для общения:

Кто такой богатырь? (Защитник, который совершает подвиги.)

Какой он? (Сильный, храбрый, смелый, могучий.)

Что он делает? (Защищает свою землю, народ, борется с врагами.)

Вы видели настоящих богатырей? Где? (На картине, в книгах, в мультфильмах.)

На экране картина В. Васнецова «Три богатыря»

Вопросы для общения:

Кто изображен на картине В.Васнецова «Три богатыря»?

Что делают богатыри в чистом поле?

Воспитатель: Осматривают землю русскую. Стоят на страже родной земли в дозоре, значит, на посту. Оберегают Русь от врагов.

Какие это люди? Могучие, сильные или слабые, неуверенные

Это три великих русских богатыря: Илья Муромец - сильный, Добрыня Никитич - добрый, справедливый и Алеша Попович - красавец-силач. Все они разные, но все трое помогают и служат своей земле, своему народу, совершают подвиги.

Какие кони у богатырей? Расскажи о них.

А кони богатырские все разные. У Ильи Муромца, могучего казака, конь не тот, что у горделивого Добрыни Никитича, а и Добрынин конь не под стать не под масть откормленному коню Алеши Поповича (из былины), то есть у Ильи - самого могучего - конь богатырский, могучий, у Добрыни конь тоже богатырский, но другой масти (другого цвета) и не такой тяжеловесный, у Алеши Поповича хороший красивый конь, но другого цвета и другой породы (дети повторяют имена богатырей еще раз).

Опиши лицо Ильи Муромца. Какое оно? Что оно выражает?

Какое лицо у Добрыни Никитича? Опиши его.

Какое лицо у Алеши Поповича? Опиши его.

Как ты думаешь, эти богатыри жили на самом деле? Почему? (Варианты ответов.)

Воспитатель: Мы можем узнать о богатырях из былин (дети повторяют новое слово). Былина - сказание, которое напоминает быль, то есть правду. Былины сочиняли музыканты-сказители, гусляры. Обычно гусляры рассказывали былину народу и подыгрывали себе на гуслях, старинном русском инструменте (показывает картинку, презентация, видеосюжет), но иногда былины пели. В былинах воспевались подвиги русских богатырей, которые защищали родную землю, охраняли ее и освобождали от незваных врагов.

фрагмент былины о Добрыне Никитиче (мужской хор) «Что не белая береза...».

Воспитатель: В этой былине идет речь о том, как родимая матушка благословляет, то есть разрешает богатырю Добрыне ехать во вражеский лагерь на бой.

Вопросы для общения:

Мелодия распева былины медленная или быстрая?

Похож распев былины на песню? На какую? (Плясовую, хороводную, колыбельную.)

А сейчас послушаем небольшой фрагмент былины об Илье Муромце (в тексте выделены ключевые эпизоды для понимания развития сюжета былины):

Из города из Мурома,

Из села да Карачарова

Выезжал удалой дородный добрый молодец - Илья Муромец.

Подъехал он к городу Чернигову,

А там черной вражеской силушки

Полным-полно!

1 Никто тут теперь не прохаживает,

Никто не проезживает: не птица, ни зверь, ни добрый человек.

Подъехал Илья Муромец к этой силе великой,

Победил ее, конем потоптал всех врагов.

Выходили к нему, отворяли ворота

Жители Чернигова, говорили ему таковы слова:

«Ты не ездий, добрый богатырь, в Киев-град

По прямой дорожке, заросла она травой-муравой.

У той дорожки, у березы, что у речки Смородины

Сидит Соловей-разбойник на сыром дубу.

А и свистит Соловей, да по-соловьиному!

А кричит он, злодей, по-звериному!

2 И от этого свиста страшного

Все травы заплетаются, а цветочки осыпаются,

Темные леса к земле приклоняются,

А что люди, - то все мертвые падают».

Не испугался Илья Муромец слов таких.

Поехал он по прямой дорожке

Прямо к речке Смородине, прямо к Соловью-разбойнику.

Засвистел Соловей, что есть силушки, по-соловьиному.

Закричал он злодей-разбойник по-звериному

И все травы вмиг полегли, цветы осыпались

И деревья к земле пригнулись,

А конь его богатырский стал спотыкаться,

Соловья-разбойника бояться.

Взял Илья Муромец свой тугой лук,

Натянул свою стрелу каленую

И стрельнул в того Соловья-разбойника.

3 Да выбил ему правый глаз,

Снял его с дерева высокого,

Привязал к коню своему верному

И повез во великий Киев-град.

Задача - пробудить у детей интерес к звучанию былины, умение вслушиваться в архаичный текст и находить в нем основу для понимания. Выделенные в тексте три ключевых эпизода повторяются еще раз.

Вопросы для общения:

Какой подвиг совершил Илья Муромец под Черниговом? (Победил «вражью силу».)

Как природа реагирует на свист Соловья-разбойника? (Травы полегли, цветы осыпались, деревья к земле пригнулись.)

Что сделал Илья Муромец с Соловьем-разбойником? (Выбил глаз из лука.)

Опишите Соловья-разбойника. Какой он: маленький или большой, озорной или жестокий? Почему? (Ответы детей.)

Кисточка: Много подвигов совершали русские богатыри. Сражались с вражескими полчищами. Эти подвиги помогали им защищать и спасать русский народ.

Дети выполняют пальчиковую игру « Три богатыря»:

Указательный средний и безымянный пальцы вытянуты вверх и прижаты друг к другу. Большой палец прижимает мизинец к ладони.

Удерживать пальцы в таком положении до счета 5-10. Выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.

На поляне у ручья

Три стоят богатыря.

Детям предлагается послушать симфоническую пьесу-картину «Богатырские ворота» М.П.Мусоргского и определить, подходит ли эта музыка для передачи характера могучего богатыря.

Вопросы для общения:

Характер музыки торжественный, величавый или суетливый?

Удобно могучему богатырю двигаться под такую музыку? Соответствует она его характеру?

Дети выполняют пластически-ритмический этюд «Въезд богатыря в город».

Цель: Учить детей передавать в движениях образ могучего человека. Вслушиваться в музыку, двигаться в ее темпе, характере. Искать образную адекватность музыки, былины, пластического рисунка.

Итог занятия

Ты хотел бы быть богатырем? На кого ты хотел бы быть похожим: на Илью Муромца, Добрыню Никитича или Алешу Поповича?

Какой подвиг ты хотел бы совершить

Рода войск

Цели:

Продолжить знакомство детей с историей и традициями праздника 23 февраля - День Защитника Отечества;

Закрепить знания об армии, о родах войск;

Воспитание уважетельного отношения к защитникам нашей Родины.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно назовёт, что изображено на картинках?

Как вы думаете, почему мы вспомнили эти слова?

2. Введение в тему.

Ребята, мы с вами живем в стране, которая называется Россия. Россия - это наше Отечество. В нашей стране есть армия, как и в других странах. В армии служат солдаты, моряки, летчики, пограничники. Их называют защитниками Отечества. Скоро наступит праздник нашей армии – День защитника Отечества. Он отмечается 23 февраля.

В армии есть различные рода войск - такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.

3. Знакомство с родами войск.

Итак, первый род войск, с которым мы сегодня познакомимся, это:

Погранвойска. (Пограничники).

Кто из вас знает, кто такие пограничники?

Пограничники – это солдаты, которые охраняют границу. Они первыми встречают вражеские войска, когда переходят границу. Пограничники, как и все военные, являются защитниками нашего Отечества. В пограничном отряде есть проводник с собакой. Собака помогает пограничникам, идёт по следу.

Военно – морской флот. Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат моряки, среди них есть и капитаны. Это командиры корабля, они в ответе за весь корабль. Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами, бомбами. Они могут защищать нашу Родину на воде.

Военно – воздушные войска.

Кто из вас знает, кто такой десант?

Военно – воздушные силы готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Лётчики – члены экипажа самолёта или вертолёта – должны не бояться высоты и уметь в критической ситуации брать ответственность на себя.

Сухопутные войска.

В сухопутных войсках служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты. Танки – самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности. Танки снабжены пушками и пулемётами. Ещё в сухопутных войсках служат связисты, минёры, военные строители.

4. Физкультминутка.

Раз, два, дружно в ногу,

Три, четыре, твёрже шаг.

На парад идут солдаты

И чеканят дружно шаг.

Ребята, но ведь сейчас нет войны, зачем же нужная армия в мирное время?

Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов.

Ребята, а что же делают солдаты в армии в мирное время?

Солдаты тренируются.

Как солдаты тренируются?

Солдаты должны быть сильными, смелыми, крепкими, здоровыми, мужественными.

5. Игра «Один – много».

Танкист – танкисты – много танкистов; лётчик – лётчики – много лётчиков; моряк, солдат, воин, герой, ракета, шашка, пилотка, пехотинец, десантник, пограничник.

Ребята, у вас многих папы служили в армии, они защищали нашу Родину. Когда вы, мальчики, вырастите, то тоже будете служить в армии. Будете хорошими защитниками нашей Родины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, решая одну из главных годовых задач детского сада, я, как специалист – учитель-логопед, тоже вношу свой вклад в формирование у детей нравственно-патриотических качеств личности и на выпуске в школу по результатам диагностик виден положительный результат – у детей расширен кругозор, развита любознательность, сформированы конкретные понятия о доме, семье, городе, малой и большой Родине.

Ведь общеизвестно, что только совместными усилиями можно добиться

хорошего результата в процессе ознакомления детей с ОНР с родным краем, и Родиной. Эта работа, способствовала повышению уровня знаний детей ОНР о нашем городе, улицах, его достопримечательностях, предприятиях на которых работают родители, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях. Ребята самостоятельно научились рассказывать сказки, знают много загадок, пословиц, примет, с большим удовольствием разучивают стихи о родном крае, играют в народные игры, приобщились к народному творчеству. Улучшились отношения между детьми в игре, в труде. Ребята больше стали заниматься сообща, стали отзывчивее относиться друг к другу, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи. У них появилось стремление порадовать взрослых хорошими поступками. Дети стали с уважением относиться к людям других национальностей, к труду взрослых и их отдыху.
Система правильного нравственного воспитания развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, что является главной задачей нашего общества.

ЛИТЕРАТУРА

    Конвенция о правах ребенка Принята Ассамблеей ООН 1989г

    Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство». - С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.

    Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.

    Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. / Сост. Т.В.Иванова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

    Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа. / Сост. Т.В.Иванова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

    Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина...: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.

    Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008.

    Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать... - М.: Изд-во «Скрипторий», 2003.

    Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М.: АРКТИ, 2005.

    Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

    Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. - М.: «Издательство Скрипторий», 2008.

    Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе: методическое пособие / М.Ю. Новицкая, С.Ю.Афанасьева, Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева. - М.: Дрофа, 2010.

Анжелика Мысливченко
Картотека «Развивающие игры по патриотическому воспитанию»

КАРТОТЕКА

Развивающие игры по патриотическому воспитанию

для детей подготовительной группы

Дидактическая игра «Герб города»

Цель:закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.

Ход игры.

Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.

1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.

2. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь

на память.

3. Детям предлагается собрать герб города из отдельных дета

лей при помощи шаблонов-накладок.

4. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же

игровой задачи.

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Цель:знакомить с родным городом

Материал: альбом фотографий родного города

Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать.

Дидактическая игра «Заколдованный город»

Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Цель:«расколдовать» город.

Ход игры:

Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

Как называется наша страна?

Как называется город, в котором вы живёте?

Как давно был основан наш город?

Какие улицы города вы знаете?

Как называется улица, на которой ты живёшь?

Какие памятники нашего города вы знаете?

Какие памятники старины есть в нашем городе?

Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?

Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?

Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например: контур здания Планетария - фотография здания планетария.

Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).

Дидактическая игра «Продолжи пословицу»

Ход игры: воспитатель говорит начало пословицы, дети - ее продолжение.

Дид. игра «Загадки о городе»

Цель: знакомить с родным городом

Воспитатель загадывает детям загадки из жизни родного города.

Дид. игра «Флаг России»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны

Материал: полосы красного, синего и белого цвета

Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

Дид. игра «Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

Материал: изображения памятников

Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

Дид. игра «Знаешь ли ты?»

Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного города

Материал: портреты известных соотечественников

Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

Домино «Народные промыслы»

Материал: фишки домино с изображением народных промыслов

Дети по очереди выкладывают фишки таким образом, чтобы одинаковые изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший фишку участник.

Лото «Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

В игре могут участвовать от 1 до 5 человек.

Разложить на столе или полу карты.

Разрезные карточки перемешать и выложить лицевой стороной вниз в центре.

Каждый участник игры берет по одной карточке и стопки и определяет, на какую большую карту ее положить. Побеждает тот, чья карта (или карты) будет заполнена первой.

Дид. игра «Нарисуй узор»

Цель:знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Дети рисуют простой узор по образу.

Дид. игра «Одень куклу»

Цель:знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре

Дети одевают куклу в национальную одежду.

дид. игра «Сортируй узоры»

Цель:знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки народных промыслов

Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.

Дид. игра «Собери узор».

Цель:знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Дети собирают картинки из фрагментов.

дид. игра «Птицы нашего города».

Цель:знакомить детей с птицами родного города

Материал: карточки с изображениями птиц

Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

Публикации по теме:

Ребёнок приходя в детский сад начинает накапливать информацию об окружающем мире. Постепенно он знакомится с правилами поведения в той или.

Картотека бесед для средней группы по патриотическому воспитанию 1. Беседа по патриотическому воспитанию (региональный компонент) «Живи и здравствуи милая станица» Цель:Расширять знания детей.

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию Карточка № 1 «Что в корзинку мы берем» Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде,.

Картотека Игр по гендерному воспитанию 1 часть Диалогово-игровые методы «Беседа с героем сказки». Цель. Развивать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками; обучать умению.

Картотека игр по экологическому воспитанию «ЧТО ЛИШНЕЕ?» Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. Ход игры.

Предлагаю картотеку дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста. Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли,чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстотельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры может проводить воспитатель, педагог-психолог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.

1.Дидактическая игра «Герб города»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

2.Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Цель: знакомить с родным городом.

Материал: альбом фотографий родного города.

Ход игры: воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

3.Дидактическая игра «Флаг России»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны.

Материал: полосы красного, синего и белого цвета.

Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

4.Дидактическая игра «Как зовут членов семьи»

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры: дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

5.Дидактическая игра «Профессии»

Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.

Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию. Воспитатель: «Кем именно они мечтают стать - отгадайте!» Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.

6.Дидактическая игра «Все профессии важны»

Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.

Материал: картинки с профессиями взрослых.

Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности. В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.

7.Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.

Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель), маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.

Ход игры: на стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.

8.Дидактическая игра «Русские матрешки»

Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Ход игры. Основное игровое правило: собрать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики.

9.Дидактическая игра «Дом, в котором я живу»

Цели: формировать у детей конкретное представление о доме, как о жилище, которое спасает от ненастья; а также более общее представление, что дом – это место, где живут близкие люди, которые заботятся друг о друге.
Материал: стены из картона с проёмами для окон и дверей, рисунок дома.
Ход игры: рассмотреть рисунок дома -Для чего нужна крыша? (Защищает от снега и дождя) -Для чего нужны стены? окна? (Защищают от снега, холода, дождя) Предложить составить дом из частей: -Кто будет жить в твоём доме? Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку)? -А у тебя есть брат или сестра? Как их зовут? -По какому адресу находится твой дом?


10.Дидактическая игра «Помощники в семье»

Цели: воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи, желание помочь, освободить от хлопот; учить детей строить отношения с другими людьми; развивать речь детей.
Материалы: сюжетные картинки с бытовыми сценами.
Ход игры: воспитатель: «У каждого из вас есть своя семья. Семья-это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Посмотрите на картинку: -Что делает дедушка. А как помогает малышка? –Расскажи, как ты помогаешь маме (папе, дедушке, бабушке)».


11.Дидактическая игра «Родословное дерево»

Цель: расширить представление о семье; учить ориентироваться в родословных отношениях; пополнять знания о родных им людях; прививать любовь к ним.
Материал:
фотографии членов семьи, рис. генеалогического дерева.
Ход игры:
А у тебя есть дедушка? Где он живет? Как его зовут? Сколько ему лет. Какой он? Расскажи, какая у него была профессия раньше. И чем он занимается сейчас. Как часто вы встречаетесь (аналогично о бабушке)? Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. У всех вас есть своя семья. (Информация о родословном дереве на обороте).

12.Дидактическая игра «Защитники Отечества»

Цели:
1.Сформировать представление об армии, расширить знания детей о службе в армии, научить. 2.Познакомить детей с памятником Защитников Отечества в городе. 3. Воспитывать уважение к военным и желание быть защитником отечества.

Х од игры:
Чтобы защищать наш с тобой покой, существует армия. В ней служат солдаты, офицеры, генералы и адмиралы. Все они называются военными. Военный – очень почётная профессия, ведь они защитники нашей Родины. Какие бывают военные? Танкисты – военные, которые служат на танках. Военные моряки – служат на военных кораблях. Ракетчики – отлично разбираются в ракетной техники. Военные лётчики – летают на военных самолётах и вертолётах. Пограничники – охраняют наши границы от врагов. Артиллеристы – стреляют из огромных пушек и миномётов. Подводники – охраняют наши границы на подводных лодках. Десантники – умеют обезвреживать любого врага, отлично стреляют, прыгают с парашютом. Сапёры – находят и обезвреживают мины, расставленные врагом.


Дидактические игры

Задачи:

Материал:

Предварительная работа:

Варианты игры:

1 вариант - «Найди улицу».

Возраст:

Задачи:

Материал:

Игровые действия:

Игровые правила:

Варианты игры:

1 вариант - «Кто куда».

2 вариант - «Классификатор».

Возраст:

Задачи:

Материал:

Возраст:

Задачи:

Материал:

Узрост:

Задачы:

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы:

Гульнявая задача

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы:

Гульнявая задача:

Правілы гульні:

Узрост: выхаванцы сярэдняй групы.

Задачы:

Матэрыял:

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы:

Матэрыял:

Дидактические игры

по ознакомлению с родным городом и краем

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд.

Предлагаемые дидактические игры помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми.

Дидактическая игра «Прогулка по городу»

Задачи: закрепить представления воспитанников об улицах ближайшего микрорайона и расположенных на них зданий; расширять представления о зданиях и их назначении; закреплять правила безопасного поведения на улице; расширять пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, напротив, посередине и т.д.); развивать связную монологическую речь; воспитывать любовь и уважение к родному городу.

Материал: игровое поле зеленого цвета, на которой серым цветом обозначены схемы автомобильных дорог со светофорами и зеленой зоной; фотографии городских заведений и учреждений (10-15 шт.), ближайших к детскому саду; постоянные объекты (ориентиры) на игровом поле (например: аэропорт, памятники, цирк); карты со стихами-загадками - 10-15 шт.; кубики с наклеенными на каждую грань фотографиями учреждений - 3 шт.; фигурка человечка - 1 шт.; фотографии города, разрезанные в форме мозаики.

В игре может участвовать как один ребенок, так и подгруппа детей - 3-5чел.

Предварительная работа: целевые прогулки на близлежащие улицы, рассматривание расположенных на них зданий; беседы о том, что можно увидеть, открыв дверь заведения, для чего оно предназначено; рассматривание фотоальбома города; сравнение больших фотографий с маленькими карточками игры; знакомство с игровым полем-схемой ближайших улиц.

Варианты игры:

1 вариант - «Найди улицу».

Ребенку предлагается поставить фигурку человечка на ту улицу, которую назовет воспитатель. (Все здания находятся на игровом поле).

2 вариант - «Загадки на улицах города».

В игре используется игровое поле и карточки-стихи. Воспитатель раздает играющим детям фотографии, читает стихи-загадки, а дети отгадывают, о каком заведении идет речь. Ребенок, у которого находится фото загаданного здания, помещает его на игровое поле. Следует добиваться использования в речи пространственных терминов. Вначале можно загадывать наиболее знакомые, ближайшие к детскому саду объекты, затем - более удалённые.

3 вариант - «Доберись до дома».

Ребенку предлагается определить на игровом поле местоположение своего дома - поставить туда фигурку человечка. Задание - описать путь движения от дома до детского сада и обратно, соблюдая правила дорожного движения.

4 вариант - «Подскажи дорогу».

В игре используется игровое поле со всеми закрепленными на нем объектами и кубики с фотографиями. Ребенок бросает кубик. Задание - объяснить дорогу от детского сада до выпавшего на кубике заведения, соблюдая правила дорожного движения.

5 вариант - «Что перепутано?»

Воспитатель намеренно неправильно расставляет фотографии зданий на игровом поле. Детям предлагается исправить ошибки, комментируя свои действия.

6 вариант - «Дополни картинку».

Детям дается задание вместе с родителями прогуляться по ближайшим к детскому саду улицам и найти на них заведения, которые не встречаются в игре.

7 вариант - «Собери мозаику».

Разрезанные фрагменты фотографий перемешиваются, детям предстоит правильно собрать изображение и объяснить, где оно находится и для чего предназначено.

Дидактическая игра «Поедем в край родной»

Возраст: воспитанники старшей группы.

Задачи: уточнить представления воспитанников о растительном и животном мире родного края; расширять представления о своеобразии животного и растительного мира в зависимости от природной зоны; развивать связную монологическую речь дошкольников; упражнять в классификации объектов природы; закреплять представления о символике Минска, о крупных городах Беларуси; воспитывать любовь к родному краю.

Материал: изображения двух паровозов: один - с гербом Минска, второй - с эмблемой южных стран; изображения шести вагонов; 3 комплекта картинок: животные (10 шт.), ягоды (6 шт.), деревья (6 шт.) Беларуси; 3 комплекта картинок: животные (10 шт.), фрукты (6 шт.), деревья (5 шт.) южных стран; карта Беларуси.

Игровые действия:

1. Отбирать и ставить в карман вагона только те карточки, которые соответствуют выполнению задания.

2. Рассказывать об особенностях среды обитания животных, о месте произрастания деревьев, фруктов, ягод.

3. Аргументировано доказывать, почему объект не может ехать в Минск (Беларусь) или на юг (связать с особенностями внешнего вида, питания животного, условиями произрастания фруктов и т.д.).

Игровые правила:

Предварительный сговор двух играющих: какой вариант игры выбрать, кто куда повезет объекты. Думать, не мешать друг другу, в случае необходимости - помогать.

Варианты игры:

1 вариант - «Кто куда».

Перед ребенком на столе лежат 2 паровоза с вагонами, картинки с изображением одного вида объектов (животные или деревья, ягоды, фрукты). Задание: отобрать объекты по природным зонам и в зависимости от этого посадить их либо в состав с гербом Минска, либо - с эмблемой южных стран.

2 вариант - «Классификатор».

Предложить детям все картинки сразу, паровоз с тремя вагонами.

Задание: в соответствии с символикой паровоза (вспомнить, рассказать, что она означает) в первый вагон посадить животных; во второй - ягоды или фрукты, в третий - деревья, т.е. классифицировать объекты.

3 вариант - «Исправь ошибки».

Воспитатель заранее расставляет картинки в карманы вагонов, намеренно допуская ошибки.

Задание: исправить ошибки, аргументировано объясняя свой ответ (например: почему бегемот не может жить в Беларуси. Связать с особенностями внешнего вида, образа жизни, питания).

4 вариант - «Необыкновенное путешествие».

Участвуют все картинки с животными и карта Беларуси. Все животные едут из Минска на север (юг, запад, восток) страны. Проследить по карте, какие крупные города встречаются по пути

Задание: высадить животного в том городе, в названии которого первый звук совпадает с первым звуком в названии животного. (Например: в Бресте - белку, бурундука, в Волковыске - волка и т.д.).

5 вариант - «Нужная остановка».

В игре участвуют картинки с животными Беларуси с изображением разного количества объектов и карта Беларуси.

Задание: высадить на первой остановке животных, путешествующих по одному, на второй - по двое и т.д. Назвать станцию, на которой вышло наибольшее число пассажиров.

Дидактическая игра «Белорусская игрушка. Найди половинку»

Возраст: воспитанники 1-ой младшей группы.

Задачи: познакомить детей с белорусской игрушкой; ввести в активный словарь малышей белорусские слова; развивать наблюдательность, память, усидчивость.

Материал: набор открыток как образец; набор таких же открыток, но разрезанных на пазлы.

Детям предлагается рассмотреть открытки с изображением белорусских народных игрушек. Затем воспитатель предлагает разрезанные на две части открытки. Из них необходимо собрать картинку (игрушку), найдя недостающую половинку.

Дидактическая игра «Сложи соломенный домик»

Возраст: воспитанники средней, старшей групп.

Задачи: познакомить детей с новым природным материалом - соломкой, учить самостоятельно подбирать необходимую форму и складывать домик (из пазлов и целых частей); совершенствовать знания величин: «широкий - узкий», «высокий - низкий», «большой - маленький»; развивать интерес к белорусскому природному материалу; развивать мелкую моторику рук, глазомер, умение сохранять правильную осанку во время игры; воспитывать умение работать сообща, в коллективе, помогая друг другу.

Материал: карточки (4 шт.), два комплекта соломенного материала (целые и разрезанные на пазлы домики), инструкция, коробка.

1 вариант. Для воспитанников средней группы.

Детям раздаются готовые карточки с нарисованными домиками (высоким, низким, большим, маленьким, широким и узким), предлагается найти соломенные домики и крыши соответствующего размера и рассказать, какой величины получился домик.

2 вариант. Для воспитанников старшей группы.

Детям раздаются карточки с нарисованными домиками разной величины (разделёнными на части) и предлагается найти соответствующие части из соломки. Побеждает тот, кто первым правильно сложит домик и расскажет о нём.

Дыдактычная гульня “Родная мова”

Узрост: выхаванцы сярэдняй, старэйшай груп.

Задачы: авалодваць багаццем роднай мовы; развіваць моўныя здольнасці, атрымліваць першапачатковыя навыкі размовы на беларускай мове; фарміраваць у дзяцей устойлівую цікавасць і станоўчыя адносіны да беларускай мовы, жаданне авалодаць беларускай мовай праз знаёмства з беларускім фальклорам - забаўлянкамі, казкамі, песенькамі, лічылкамі.

У гульні могуць удзельнічаць 5-6 чалавек. Перад дзецьмі кладзецца поле для гульні з 5 сектарамі, фішкі, кубік. Дзеці кідаюць кубік і рухаюць фішкі па полю, пры гэтым пераадольваючы цяжкасці (заданні выхавальніка), якія сустракаюцца ім на сектарах. Хто не справіўся з заданнем - прапускае ход. Пераможцам з’яўляецца той, хто першым дойдзе да фініша.

Дыдактычная гульня “Назва вырабу”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: замацаваць веды дзяцей аб назвах вырабаў беларускіх ганчароў.

Гульнявая задача - па сілуэту вызначыць, як называецца рэч і дзе яна ўжываецца.

Хто правільна называе выраб, той атрымлівае фішку. Пераможцам з’яўляецца той, хто больш за ўсіх атрымае фішак.

Дыдактычная гульня “Апранем ляльку”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: замацаваць веды дзяцей аб строях, распаўсюджаных на тэрыторыі Беларусі.

Гульнявая задача: па арнаменту, колеру, размяшчэнню ўзору вызначыць той ці іншы строй.

Правілы гульні: пераможцам з’яўляецца той, хто правільна збярэ касцюм і назаве строй.

Дыдактычная гульня “Мінск сёння”

Узрост: выхаванцы сярэдняй групы.

Задачы: узбагаціць веды дзяцей аб родным горадзе; фарміраваць уяўленні аб Беларусі, развіваць інтарэс да мінулага і сучаснага сталіцы Беларусі; выхоўваць пачуццё патрыятызму і любові да свайго горада; фарміраваць правільную постаць у час гульні, развіваць дробныя мышцы кісцей рук.

Матэрыял: гульнявое поле (23х16,5 см), карткі-ўкладыші - 9 шт., канверт - 1 шт., упаковачны канверт - 1 шт.

Дзецям прапануецца поле для гульні, на якім размешчана карта Мінска, падзеленая на раёны, і карткі суадносна раёнам. Прапануецца правільна раскласці гэтыя карткі на аснове. Пераможцам з’яўляецца той, хто не зробіць памылак. Выхавацелю прапануецца расказаць дзецям аб помніках, прамысловых комплексах, выдатных мясцінах кожнага раёна.

Дыдактычная гульня “Беларусь і нашы суседзі”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: удакладняць і замацоўваць уяўленні дзяцей аб гарадах Беларусі і аб суседніх краінах; практыкаваць ва ўжыванні патрэбных слоў; замацоўваць правільнае вымаўленне ўсіх гукаў роднай мовы, фарміраваць выразную дыкцыю, развіваць сэнсаматорыку, уменне арыентавацца на плоскасці; выхоўваць пачуццё павагі да іншых краін і пачуццё гонару за сваю дзяржаву.

Матэрыял: гульнявое поле (36,5х28,5 см); 2 канверты з літарамі і словамі (першы канверт - 36 літар, 6 слоў; другі канверт - 30 літар, 5 слоў); інструкцыя; упаковачная скрынка.

Дзецям прапануецца поле для гульні, на якім абазначаны абласныя гарады Беларусі, а таксама суседнія краіны: Літва, Латвія, Расія, Польшча, Украіна. Дзеці складаюць назвы гарадоў і краін згодна з узорам поля (адным словам ці літарамі). Пераможцам лічыцца той, хто першы без памылак складзе ўсе назвы і правільна вымавіць іх па-беларуску.



Поделиться