Обобщенная информация о профессиональной деятельности воспитателя. Опыт работы воспитателя на высшую категорию. Общие сведения об аттестуемом

Ольга Лакомкина
Отчет о профессиональной деятельности воспитателя

Отчет о профессиональной деятельности воспитателя.

Лакомкина О. В.

Профессиональное образование

В 2004 закончила обучение в СурГПИ. Направление: «Коррекционная педагогика и специальная психология». В 2014 году прошла курсы повышения квалификации «Инновационные и активные методы воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС (по уровням образования и предметным областям)» в объеме 108 часов.

Полученные знания применяются в педагогической деятельности. Использую разнообразные активные методы обучения (технологии проблемного, развивающего, коммуникативного обучения, проектные технологии, игровые и компьютерные технологии). Благодаря пройденным курсам, я могу более эффективно реализовывать интерактивное обучение воспитанников. Апробирую и внедряю новые технологии: активные методы презентации результатов практической работы с воспитанниками, релаксации и активизации; поисковые модели обучения.

Ежегодно прохожу обучение в рамках семинаров-практикумов, организованных на базе учреждения. В декабре 2013 г. - "Использование развивающих технологий в познавательно-речевом развитии дошкольника". В ноябре 2014 - «Психолого-педагогическое сопровождение педагогов при введении ФГОС в практику образовательной деятельности учреждения». В 2014 г. участвовала в городском семинаре по теме «Технология проведения интерактивных экскурсий» на базе МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов». Составлен индивидуальный план самообразования.

Реализация стратегической цели в области образования ХМАО-Югре предполагает решение приоритетных задач, в том числе и создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ОВЗ. Поэтому, работая с детьми групп компенсирующей направленности, планирую пройти курсы повышения квалификации "Организация работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, в условиях реализации ФГОС ДО".

Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии.

Реализую педагогический проект «Волшебные ладошки», направленный на развитие художественно-творческих способностей дошкольников с ОНР в процессе нетрадиционного рисования. Ставлю перед собой следующие задачи: вызвать у детей интерес к различным изобразительным материалам, познакомить с нетрадиционными приемами рисования; учить создавать выразительные образы; формировать у детей необходимые операционально-технические умения в ходе рисования, выявлять и развивать творческие способности детей, речь детей в процессе рисования; воспитывать художественный вкус.

Цель основной образовательной программы ДОУ – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к освоению программ начального общего образования, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Поэтому считаю, что совестно с коллективом педагогов, я должна:

Использовать новые технологии, способствующие формированию познавательных процессов и способов умственной деятельности, компенсации речевых дефектов у детей, предупреждению возможных трудностей в процессе школьного обучения;

Обеспечивать разнообразие организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей, осуществив отбор эффективных технологий.

Повышать компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Разрабатываю и реализую педагогический проект «Волшебные ладошки» по теме «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с нарушениями речи в процессе нетрадиционного рисования». В основе проекта лежат личностно-ориентированный подход, технология развивающего обучения, ИКТ технология (просмотр видеоуроков, коррекционные технологии (развитие речи, использование элементов дыхательной гимнастики).

В разработке и реализации педагогических проектов, учитываю приоритетное направление деятельности ДОУ – познавательно-речевое. С 2008 по 2010 реализовывала педагогический проект «Развитие речевого дыхания как одно из направлений коррекционной работы с детьми логопедической группы». Была разработана и апробирована картотека игр по развитию речевого дыхания, комплексы дыхательной гимнастики, созданы пособия по формированию целенаправленной воздушной струи. В 2013-2014 уч. году разработала и реализовала педагогический проект «Маленькие строители» по теме «Развитие конструктивных навыков дошкольников через легоконструирование». В основе проекта лежит технология «Легоконструирование», целью которой является формирование пространственной системы познания окружающего мира.

Разработанный мною проект «Маленькие строители» реализовывался в сетевом взаимодействии с МБОУ ДОД «Станция юных техников». Были организованны еженедельные экскурсии на станцию, где с детьми в рамках совместной деятельности проводились мероприятия по легоконструированию, ознакомление с выставками работ детей. В 2014 году в рамках сетевого взаимодействия с БУ «Сургутский городской центр медицинской профилактики», участвовала в акции «Белая ромашка».

Для реализации цели - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности в вопросах развития и образования – систематически провожу мероприятия с родителями воспитанников. С 2013-14 уч. г. внедрены новые активные формы взаимодействия с родителями: родительские клубы, родительские минутки.

Разработка и внедрение новых образовательных технологий является одной из стратегических целей развития системы образования Югры и направлена на развитие лучших творческих и социальных качеств каждого ребенка. Я стараюсь в своей работе придерживаться данной цели и считаю, что моя активная профессиональная позиция способствует развитию данных качеств, т. е. согласованна со стратегическими ориентирами развития образования в ХМАО-Югре.

Награждена: на уровне образовательного учреждения в 2010 г. почетной грамотой МБДОУ д/с №77, в 2014 г. похвальной грамотой МБДОУ № д/с 77 «Бусинка»; на муниципальном уровне в 2014г. благодарственным письмом от МКУ «Управление дошкольными образовательными учреждениями» г. Сургута.

Профессиональная деятельность

Образовательный процесс организую в соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, разработанной с учётом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением речи «Коррекция нарушений речи» под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой. Совместно с коллегами разработан комплексно-тематический план на средний и старший дошкольный возраст. Самостоятельно разработан комплексно-тематический план совместной игровой деятельности на старший возраст.

Для определения уровня развития интегративных качеств и освоения образовательных областей использую современные оценочные методики под авторством Ю. А. Афонькиной «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Основными средствами диагностики являются методы: наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседы. В 2013-14 уч. г. для диагностики детей подготовительной группы использовала информационно-коммуникационную технологию: мониторинг результатов освоения программы "От рождения до школы" Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, который позволил отследить динамику каждого ребенка и группы в целом.

В своей педагогической деятельности реализую личностно-ориентированного подход в обучении и воспитании детей, где главной целью является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений. Методы и приемы технологии личностно-ориентированного подхода направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Для обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития на всех этапах детства, а также с целью реализации индивидуального подхода в воспитании и развитии дошкольников заполняется индивидуальная карта развития на каждого ребенка.

С 2013 г. участвую в работе городской методической площадки. Представляла опыт работы на семинаре-практикуме «Взаимодействие участников образовательного процесса при реализации технологии проектной деятельности» по творческому проекта «Почему отмечают день танцев?». В 2014г. в рамках городской методической площадки представляла опыт работы на семинаре-практикуме

Елена Растеряева
Самоанализ результатов профессиональной деятельности воспитателя

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка - детский сад первой категории № 7 «Белочка»

Самоанализ

результатов профессиональной деятельности воспитателя

Растеряевой Елены Дмитриевны

Дата рождения – 01.07 1977г.

Образование – Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области Каменский педагогический колледж, учитель начальных классов.

Педагогический стаж – 9 лет.

Стаж работы в МБДОУ – 9 года.

Стаж работы в занимаемой должности – 9 лет.

Наличие квалификационной категории – вторая.

Повышение квалификации :

Семинар кандидата педагогических наук, доцента Ефименко Н. Н.

по теме «Сколиоз и антисколиозная программа в физическом воспитании и оздоровлении детей», 2007г.,

«Педагогика искусства и детское творчество» , 2009г.

Профессиональная переподготовка в ГОУ СПО РО Каменский педагогический колледж, по программе Коррекционная педагогика, 2009 - 2010 г.

г. Зверево

Современное общество предъявляет к воспитанию подрастающего поколения новые требования : растить будущего гражданина свободным и ответственным, обладающим чувством собственного достоинства, способным с уважением относиться к другим людям, делать собственный выбор, с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современные программы и технологии ориентированы на гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка.

Программа «Радуга» , по которой я работаю, является одной из них.

"Радуга" – комплексная программа воспитания , образования и развития дошкольников. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.

Программа, ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей. В первую очередь это касается физического развития, здоровья дошкольников, а также их приобщения к национальной культуре.

Так же использую в своей работе парциальные программы :

«Юный эколог» Николаевой С. Н.,

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Стеркиной Р. Б., «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» Калайтановой Г. Н. ,

«Сотворчество» Пешковой Н. Г., Корчаловской Н. В.,

«Театр, творчество, дети» Сорокиной Н. В.,

«Я – Ты – Мы» Князевой О. Н.,

«Родники Дона» Чумичевой Р. М. ,

«Конструирование и ручной труд» Куцаковой Л. В.,

«Изобразительная деятельность в детском саду » Лыковой И. А.

Цель моей педагогической деятельности - создание благоприятных условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям : физическое, познавательно-речевое, социально - личностное, художественно - эстетическое.

Вся моя работа направлена на решение следующих задач :

обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;

обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического) ;

формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;

приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали) .

Владею современными образовательными технологиями : здоровьесберегающими, игровыми (непосредственная образовательная деятельность , утренняя гимнастика, развлечения, труд, прогулка, повседневная бытовая деятельность , проблемного обучения (создание проблемных ситуаций, в результате чего ребенок получает знания, проектного обучения (использование метода проектов – краткосрочное или долгосрочное тематическое планирование, ИКТ (использование ТСО и мультимедийных презентаций в образовательной деятельности ) и эффективно применяю их в практической профессиональной деятельности . Формирую привычку у детей к здоровому образу жизни. Использую закаливающие процедуры : «дорожки здоровья» , физические упражнения после сна, воздушные и солнечные ванны, а так же дыхательную и офтальмологическую гимнастику, игровой и точечный массаж, динамические паузы.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет углубленно работаю над темой «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста».

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания» . Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации , знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники решали следующие задачи :

Развивать связную и диалогическую речь.

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Развивать у детей психические процессы : мышление, внимание, воображение, память (различные виды) .

Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Использую их для :

Обогащения словарного запаса,

При обучении составлению рассказов,

При пересказах художественной литературы,

При отгадывании и загадывании загадок,

При заучивании стихов.

Применяю модельные схемы и на других занятиях, в других видах деятельности (продуктивная деятельность , экспериментирование, театрализованная деятельность и др .)

Работать с мнемотаблицами начала со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте использовала простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д. (Алгоритм обучения детей)

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима» , «Весна» , «Лето» , «Осень» .

Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Параллельно с этой работой использую речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие , образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки . Для индивидуальной работы с детьми использую компьютерную программу «Учимся говорить правильно» , разработанную на основе приёмов мнемотехники, серию компьютерных презентаций «Школа весёлого колобка» для составления описательных рассказов.

Воспитатель – речевой образец для детей, это обусловлено своеобразием их восприятия . Профессиональным долгом считаю непрерывное совершенствование своей речи по следующим критериям :

Правильность – соответствие речи языковым нормам;

Точность;

Чистота;

Логичность – смысловая связь компонентов речи и мысли;

Выразительность – эмоциональное использование речи;

Богатство – использование всех единиц речи;

Понятность – соответствие речи возрастным особенностям собеседников;

Темповое соответствие

Наряду с требованиями своей речи, я стремлюсь к эталону детской речи, для этого :

1. Воспитываю интерес к русскому слову, посредством чтения сказок, рассказов, стихотворений, пословиц, поговорок;

2. Формирую умение правильно говорить, используя рассказ из 4-5 предложений через дидактические и словесные игры, беседы, диалоги, пересказы, составление описательных рассказов;

3. Расширяю лексикон детей с помощью введения новых слов, используя наглядность, игровую ситуацию, обыгрывание;

4. Систематически слежу за речью детей (звуковой, грамматической, синтаксической структурой языка, в корректной форме исправляю ошибки и оговорки детей;

С детьми в группе я ставлю мини спектакли, что дает мне возможность вызвать у детей интерес к понравившемуся произведению, закрепить диалоги персонажей, привить любовь к красивому русскому языку.

Сама с удовольствием участвую во всех праздниках, развлечениях, проводимых в детском саду, играю различные роли.

Для повышения уровня речевой активности детей был реализован проект «Развитие речи ребенка в семье» . Цель проекта : повышение уровня речевой активности детей через взаимодействие с родителями. Составленное планирование позволило охватить самые важные направления развития речи дошкольников. Консультации, беседы, развлечения, круглые столы, информация в уголке для родителей (стенды, брошюры, методические рекомендации) для дальнейшего использования в домашних условиях.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты :

Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам.

Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.

Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.

Появился интерес к заучиванию стихов;

Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

Диагностика уровня развития речи в подготовительной группе :

Обобщение опыта по данной теме было представлено в ДОУ и опубликовано в социальной сети работников образования nsportal.ru.

Постоянный анализ достижений воспитанников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания , а так же позволяет определить пути в дальнейшей работе.

Результаты диагностики готовности детей подготовительной группы

к обучению в школе 2012 г.

Ориентировка в окружающем мире

Сформированность учебной мотивации

Уровень умственного и речевого развития

Уровень сформированности произвольной речи

Уровень готовности детей к школьному обучению

Мои выпускники часто рассказывают о своих успехах, делах в школьной жизни. Они имеют высокий уровень знаний, активно участвуют в школьных и городских мероприятиях, занимают призовые места в конкурсах, активно занимаются спортом. Считаю, что в этом есть и моя заслуга.

Считаю, что, детский сад, а конкретно группа, должны предоставлять детям возможность не только изучать и узнавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня.

Для успешного решения поставленных задач в группе создана комфортная обстановка, что позволяет детям свободно проявлять свои желания и развивать способности и интересы. Созданы условия для охраны и укрепления здоровья и физического развития детей. В группе есть спортивный уголок, где находится спортивный инвентарь, дидактические игры и приспособлениями для проведения физкультурно-оздоровительной работы.

Известно, что развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях : конструировании, изобразительной деятельности , и в игре. В группе созданы условия для развития творческих способностей детей с учётом ФГТ, это «Книжный уголок» , «Уголок конструирования и строительства» , «Уголок искусства» , «Уголок природы» , «Математический уголок» , «Уголок природы» , «Театрализованный уголок» , «Уголок безопасности» , «Музыкальный уголок» . Материалы, стимулирующие развитие детей располагаются в разных функциональных пространствах доступных детям и соответствуют возрасту детей. Материалы постоянно обновляются. Предметная развивающая среда группы обеспечена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Совместная работа с родителями воспитанников способствует тому , что в группе создана обстановка приближенная домашней, имеются все условия для разностороннего развития детей в соответствии с их возрастом.

Работу и общение с родителями понимаю как процесс сотрудничества, формирование единых интересов и потребностей между детским садом и семьёй, единых линий и преемственности воспитания в семье и дошкольном учреждении. В работе с родителями использую как традиционные формы работы : беседы, лекции, консультации, так и нетрадиционные : анкетирование, музыкальнее и спортивные праздники, конкурсы семейных рисунков и т. п.

Психологическая атмосфера в нашем ДОУ здоровая, сложился коллектив единомышленников, работают люди творческие, у которых многому можно научиться. Старшие коллеги являются для меня наставниками.

Уверенно владею ИКТ, пользуюсь интернетом, создаю презентации, имею мини-сайт в социальной сети работников образования nsportal.ru, персональный сайт «elena1977.ucoz.ru» на котором создала «Электронную методическую копилку» , активно размещаю материалы на сайтах :

http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет - педсовет

Свидетельства о публикации, сертификаты в электронном СМИ :

Сертификат «Опыт работы ДОУ г. Зверево по профилактике дорожно-транспортного травматизма» (http://pedsovet.org/) 2012г.

Сертификат о размещении электронного портфолио (Web-адрес http:// nsportal.ru/ 2012г.

«Опыт работы : Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста» (Web-адрес http:// nsportal.ru/ node/374473 2012г.

Свидетельства о публикации методической разработки «Схемы – мнемотаблицы» (Web-адрес http:// nsportal.ru/ node/151172 2012г.

Свидетельства о публикации методической разработки «Мнемотаблицы» (Web-адрес http:// nsportal.ru/ node/151147 2012г.

Свидетельства о публикации презентации «75 лет Ростовской области» (Web-адрес http:// nsportal.ru/ node/374495 2012г.

Свидетельства о публикации учебно-методического материала «Конспект комплексного занятия с использованием мнемотехники в подготовительной группе по теме «Весна» »(Web-адрес http:// nsportal.ru/ node/328055 2012г.

Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях :

Как средство наглядности воспитательного процесса . Мной разработаны таблицы, медиаресурсы с использованием программы Power Point;

Для организации индивидуальной и групповой работы (презентации) ;

Как средство разработки и подготовки различных видов методического материала.

В своей работе стараюсь использовать как собственные разработки, так и лучшие работы других педагогов. Постоянно принимаю активное участие в обмене опытом среди работников ДОУ (ГМО) .

МБДОУ ЦРР д/с № 2 «Алёнушка»

МБДОУ № 3 «Алмаз»

МБДОУ № 8 «Мишутка»

Для педагогов ДОУ проводила открытые занятия :

«Использование нетрадиционных методов работы по физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников» «Казачьи игры» 2008г.

«Воздушный океан» (экспериментирование) 2009г.

«Здоровые волосы – красота человека» (познавательное) 2009 г.

«Урок здоровья» (сюжетное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий) 2010г.

Итоговые занятия в подготовительной группе (2008г., 2012г.)

Консультации для педагогов :

«Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников» 2008г.

«Познавательная деятельность в ДОУ » 2010г.

«Самостоятельная двигательная активность детей в группе» 2011г.

«ФГТ – условия изменения предметной развивающей среды ДОУ» 2012г.

Проектная деятельность :

Проект «Лекарственные растения» 2011г.

Проект «Сотрудничество ДОУ и семьи по вопросам развития речи детей» 2011г.

Проект «Доктор Айболит детского сада» 2012г.

Фотовыставки :

«Хочешь посмотреть на лето?» 2009г.

«Они защищали Родину» 2010г.

Участие в конкурсах :

Зональный этап смотра-конкурса по ПДД - 1 место 2009г.

Областной этап смотра-конкурса по ПДД «Лучший методический кабинет по ПДД» - 1 место 2009г.

Муниципальный этап конкурса по ПДД среди ДОУ - 1 место 2010г.

Зональный этап конкурса по ПДД среди ДОУ - 1 место 2010г.

Представляла опыт работы ДОУ г. Зверево в областном смотре – конкурсе ДОУ «Мама! Научи меня соблюдать ПДД» в рамках реализации «Десятилетия действий по обеспечению БДД 2011-2020гг.» - 1 место 2011г.

Представляла опыт работы дошкольных образовательных учреждений г. Зверево по обучению детей ПДД с использованием «Автодискотеки» – 1 место 2012г.

Участие в городских мероприятиях :

(2011г.)

Разработка сценария и участие в организации праздничного концерта «День учителя» (2011 г.)

Разработка сценария и участие в организации городского фестиваля «Мир начинается с детства» (2012 г.)

Разработка сценария и участие в организации конкурса «Учитель года – 2012 г.)

Разработка сценария и участие в организации Августовской педагогической конференции (2012 г.)

Участие в акциях :

«Против нефтяных катастроф» (сбор подписей) 2008г.

Участие в акции Международного фонда защиты животных «Под небом единым» (сбор подписей) 2010г.

Участие в акции Международного фонда защиты животных 2011г.

Экологическая акция «Спасём живую ёлочку» (ежегодно)

Экологическая акция «Домик для скворца» (работа с родителями) 2010г.

Экологическая акция «Чистый участок» (ежегодно) – работа с родителями.

Мой труд отмечен :

Имею Грамоту отдела образования г. Зверево за творческий труд, высокий профессионализм в деле обучения и воспитания подрастающего поколения (2012г.,

Грамоту отдела образования г. Зверево за участие в муниципальном этапе областного смотра-конкурса «У светофора каникул нет» , (2012г. ,

Грамоту Международного фонда защиты животных IFAW за активное участие в Неделе в защиту животных – 2009 «Под небом единым» (2009 г. ,

Грамоту МДОУ ЦРР д/с № 7 «Белочка» за 1 место в смотре – конкурсе «Дневник здоровья группы» , (2011г. ,

Благодарственное письмо МУ ЦСО ГПВиИ г. Зверево за изготовление творческих поделок к заседанию клуба «Тепло души» , проводимом в Гуковском госпитале участников войн, (2011г. ,

Благодарность за активное участие в работе социальной сети работников образования nsportal.ru, (2012г.)

Таким образом, понимая значимость моей цели, системность,

последовательность в работе, созданные педагогические условия,

использование эффективных форм работы с детьми, родителями, а так же рост моей профессиональной компетентности , творческого потенциала, способствуют реализации права детей на доступное, качественное образование, направленное на всестороннее развитие каждого ребенка.

Реферат.

На тему:

Профессиональная деятельность и личность воспитателя.

Выполнила:

Савина Татьяна Николаевна.

Введение………………………………………………………..2

1.1 Сущность педагогической деятельности………………3

2. Личность воспитателя……………………………………….8

2.1 Педагогические способности…………………………..12

Заключение……………………………………………………..17

Список литературы…………………………………………….

Введение.

Каждый человек за свою жизнь много раз побывает в роли ученика, воспитанника, и в роли учителя, воспитателя, (преподавателя, наставника, инструктора и т.п.). Профессия педагога - одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее появления не представляется возможным. В течение большого исторического отрезка времени воспитание осуществилось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения с младшими.

Педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т.е. вопросами воспитания, образования и обучения. Содержание профессии педагога заключается в воспитании подрастающего поколения.

Здесь следует обратить внимание на слово «профессионально». Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально, а непрофессионально этой деятельностью занимаются почти все люди. Профессиональная деятельность является одной из основных форм жизнедеятельности человека. От того, как человек воспринимает и оценивает свою работу, свои достижения в определенной деятельности и себя в профессиональной ситуации, зависит и его общее самочувствие, и эффективность его деятельности. Между тем трудно представить себе другую деятельность, столь же разнообразную и столь же требовательную к качествам и возможностям исполнителя. Требования к педагогу определяются не только большой важностью, но и редким своеобразием педагогической деятельности. Весь опыт развития человечества доказывает, что в деле воспитания особое значение имеет личность воспитателя, поскольку он влияет на воспитанника своим поведением, своим образом жизни, отношением к обыденной жизни. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает профессиональную деятельность, признавая педагогические ценности.

1.Профессиональная деятельность.

1.1 Сущность педагогической деятельности

Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Другой характер педагогической деятельности стихийный, обусловленный тем, что человек подвергается влиянию различных внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на его развитие.

Профессиональная педагогическая деятельность имеет системный характер, проявляющийся в единстве целей, мотивов, действий и результатов. Основная, исторически сложившаяся, цель педагогической профессии - воспитание. Педагог, реализуя свою деятельность, должен стремиться к формированию личности человека, способной к успешной жизнедеятельности в современном обществе с учетом возможностей самореализации человека, исходя из его интересов и стремлений. Основными объектами педагогического воздействия являются воспитательная среда, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Среди ведущих задач педагога выделяют формирование воспитательной среды, организацию деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Все свойства педагогической деятельности проявляются через педагогическое действие, являющееся совокупным единством целей недержания. Первичная задача, в которой про-

является педагогическое действие,- познавательная, которая переходит в задачу проектирования и преобразования. Весь процесс педагогической деятельности сводится к решению множества задач разных уровней сложности, классов и видов, причем педагогические задачи в большинстве случаев не поддаются алгоритмизации и часто требуют нестандартного эвристического решения, возникающего в процессе напряженной работы, включающей исследование, анализ, прогнозирование, эксперимент, контроль и вывод. Каждый новый шаг педагога становится для него источником новый информации, преобразующийся в накопленный опыт.

Основными видами педагогической деятельности традиционно является воспитание и преподавание.

Воспитательная работа подчинена цели гармоничного развития личности. В рамках воспитательной деятельности педагог должен организовывать коллектив воспитанников и направить его деятельность на решение воспитательных задач, ведущих к достижению цели. Успешность решения задач воспитания определяется наличием положительных изменений в сознании воспитанников, проявляющихся в поведении, эмоциях и повседневной деятельности. Воспитательная деятельность отличается отсутствием формализации конкретных действий педагога: он может лишь , прогнозировать свои действия и направлять воспитанников. В каждом конкретном случае выбор средств и методов воспитания зависит от индивидуальных особенностей воспитанника или атмосферы и состава коллектива воспитанников. Оценить результат работы воспитателя довольно сложно, т.к. он не имеет строго определенных критериев и оценок, во многом определяется исходным состоянием воспитанности подопечного.

Сущность преподавания имеет более логичный характер. Преподавание или обучение обычно производятся в специально организованных пространственных и временных рамках, поддаются планированию, алгоритмизации и проработке, имеют четкие цели соответствующие им задачи, а также определенные критерии их достижения.

Первичной в педагогической деятельности является все-таки

Воспитательная работа, в связи с этим при подготовке педагогов нужно заботится о формировании у них готовности к грамотной организации воспитательного и учебного процессов в совокупности с предметными знаниями.

Структура педагогической деятельности. Компоненты педагогической деятельности, являются взаимосвязанными и взаимозависимыми элементами, отличаются друг от друга и обладают в некоторой степени обособленностью, что позволяет рассматривать их независимо друг от друга. В педагогической деятельности выделяют следующие компоненты: конструктивный, организаторский, коммуникативный.

Педагогическая профессия предъявляет некоторые требования к личности педагога, а именно: он должен обладать устойчивой социальной и профессиональной позицией, которая выражается в его отношении к окружающему миру, профессии и субъектам педагогике. В позиции педагога проявляются его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция будущего педагога формируется начиная с детского возраста, продолжает развиваться в процессе обучения в общеобразовательной школе и является основой для формирования взглядов и убеждений, связанных с педагогической профессией.

Существуют также профессионально обусловленные требования к педагогу, они подразделяются на две группы. В первую входит психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, а ко второй относится научно-теоретическая и практическая компетентность как основа профессионализма.

Профессиональная готовность учителя определяется соответствием его личностных и профессиональных качеств в профессиограмме, которая объединяет их идеализированный вариант в три взаимосвязанных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету.

Важнейшую роль в деятельности педагога играет его личностная направленность, отраженная в профессиограмме и характеризующая его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

Основой всех видов деятельности педагога является его идейная убежденность, определяющая его нравственную основу. Выбор профессии педагога должен, прежде всего основываться на любви к детям, желании помочь им в самосовершенствовании и самореализации путем открытия для них путей достижения этих целей. Профессиональная направленность учителя выступает в роли стержня, вокруг которого формируются все его профессиональные качества. Важными и неотъемлемыми качествами достойного педагога являются его самоотверженность готовность работать вопреки временным территориальным рамкам, ставя превыше всего свой профессиональный долг.

Познавательная деятельность педагога обуславливается стремлением к овладению новыми знаниями, интересом к новому в педагогической науке и предметной области учителя, способностью к самообразованию. Одним из главных факторов познавательного интереса любовь к преподаваемому предмету.

2. Личность воспитателя

Личность воспитателя играет важнейшую роль в воспитании. Эффективность воспитания достигается тогда, когда воспитатель внимательно относится к воспитательному процессу, постоянно анализируя его и делая правильные выводы.

Лишь на возрождении простых человеческих чувств – любви и милосердии – должен строиться процесс воспитания. Знаменитый швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци , по словам его биографа, «был добр до самозабвения». Задачей воспитания, по мнению Песталоцци, должно быть развитие способностей человека в соответствии с законами природы, т. е. когда «сердце хочет верить и любить, а ум – мыслить».

Манеру работы настоящего педагога отличает внешняя простота при большой внутренней глубине; мудрое, очень разборчивое отношение к средствам воспитания, умелое сочетание старых методов с новыми. Подлинный мастер все время думает над тем, чтобы система отношений способствовала развитию задатков и способностей детей, творческих, созидательных сил в детском коллективе.

Воспитательная позиция должна быть деликатной, незаметной, возможно даже скрытой от воспитанника. Воспитательный процесс можно назвать искусством, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам. Существует мнение, что подлинным мастером-учителем может стать лишь талантливый человек, педагог от рождения.

Подлинный учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет зажечь, взволновать ученика, повысить его мотивацию. Настоящий учитель добивается такого эффекта, когда воспитание перерастает в самовоспитание.

K. Д. Ушинский был убежден, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности»

Педагог, в том числе и молодой специалист, только-толь ко окончивший колледж, вуз, выступает как целостная личность с особым складом ума, индивидуальными особенностями темперамента, определенным стилем поведения. Но само содержание педагогической деятельности предъявляет к нему ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. Эти качества, реализуясь в деятельности воспитателя и обеспечивая ее успешность, приобретают специфическую профессиональную окраску. С одной стороны, они необходимы для реализации функции педагога, а с другой – реализация функций тренирует и развевает профессионально необходимые качества.

«Воспитатель сам должен быть воспитан». Это известное положение - непреложная заповедь для каждого, кто причастен к делу воспитания. Воспитание - не только наука, но и искусство, овладеть которым за короткий срок невозможно. Справедливо считается, что учителем можно назвать того, кто сам постоянно учится, совершенствуется всю жизнь. То же самое относится и к воспитателю: настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится искусству и науке воспитания, постоянно занимается самовоспитанием. Каким должен быть воспитатель детского сада?

Во-первых, обладать определенными личностными качествами, во-вторых, быть профессионалом, мастером, только в этом случае он будет способен формировать всесторонне развитую личность, творческую, активную, обладающую высокими нравственными качествами.

Какими личностными качествами должен обладать педагог?

Он должен быть терпеливым, любить детей, быть добрым и справедливым, уметь сострадать, быть отзывчивым. Вместе с тем он должен быть организованным, последовательным, требовательным, трудолюбивым. Этот список можно было бы продолжить. Воспитателю нужно обладать многими качествами, но прежде всего быть высоко нравственным человеком.

Очень важным личностным качеством воспитателя является жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора. С этими качествами человек не рождается, их надо в себе вырабатывать. Одно из необходимых и естественных условий воспитания - любовь к детям. Разумная любовь, не сюсюканье, не заласкивание и удовлетворение капризов, а подлинная забота о всестороннем развитии ребенка, доброжелательное общение, внимательное отношение к запросам, тактичная настойчивость.

Кроме личностных качеств воспитатель должен обладать многими профессиональными знаниями, навыками, умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности.

К. Д. Ушинский, подчеркивая сложность дела воспитания и то, как много для этого нужно знать и уметь педагогу, какой многогранной личностью он должен быть, писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденных способностей и навыка, необходимы еще специальные знания. Эти качества приобретаются в процессе профессиональной подготовки. И связаны они с целями и задачами воспитания детей на каждом возрастном этапе их развития.

Цели воспитания, прежде всего, предусматривают укрепление здоровья детей, развитие их умственных способностей, воспитание любви к Родине, формирование активности, ответственности, чувства долга, товарищества, доброты, честности, трудолюбия. Имея в виду названное, воспитатели могут целенаправленно, следовательно, наиболее эффективно готовить детей к самостоятельной жизни.

Воспитатель должен быть интеллигентным человеком в полном смысле этого слова. Подлинная интеллигентность не позволит ему неуважительно отзываться о родителях ребенка, о самом ребенке, разговаривать с родителями с высоты своих педагогических знаний. Если, общаясь с родителями, педагог говорит только о недостатках ребенка, это вызывает лишь негативную реакцию. Иначе не будет контакта, который так необходим для воспитания детей. А в группе нарушится положительная эмоциональная обстановка. Ведь дети так чувствительны к оттенкам человеческих взаимоотношений. Детей учит не только и не столько то, что мы внушаем им. Они впитывают, перенимают общий тон, все тонкости поведения педагога.

Работа воспитателя не может быть формальной. Она требует постоянного поиска новых форм, новых подходов к организации занятий, самостоятельной деятельности детей, сочетания общегрупповых и индивидуальных занятии.

2.1 Педагогические способности

Педагогическая деятельность предъявляет соответствующие ее особенностям требования к личности педагога и к его профессиональным качествам. Мера соответствия личностных и профессиональных качеств человека требованиям педагогической деятельности определяет его педагогические способности.

Перечень основных педагогических способностей соответствующий предложенному В. А. Крутецким.

Дидактические способности проявляются: 1) в возможности доступно, ясно, понятно преподнести учебный материал, в умении соответствующим образом трансформировать, самому перерабатывать учебный материал; 2) в наличии установки на учет психологических особенностей обучающихся, уровня их подготовки и возможностей в самостоятельном выполнении задания; 3) в умении организовать урок, подготовить учащихся к восприятию учебного материала, мобилизовать внимание и создать благоприятный эмоциональный настрой; 4) в умении перестраиваться по ходу урока в зависимости от складывающихся обстоятельств и, главное, особенностей усвоения учащимися текущего учебного материала

Академические способности связаны с наличием способности к ориентации в содержании той научной области знания, к которой относится преподаваемый учебный предмет, с компетентностью в этой области, с широтой кругозора и наличием интереса к исследовательской работе.

Перцептивные способности - это способность педагога проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность воспитателя, которая позволяет ему понимать личность учащихся и малейшие изменения их состояния по незначительным внешним проявлениям в поведении и реагировании.

Речевые способности проявляются в умении учителя четко и ясно выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь учителя должна быть обращена к учащимся, способствовать активизированию их мысли и внимания, быть живой, образной, интонационно яркой и выразительной и т. д.

Организаторские способности - это способность педагога организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, а также умение правильно организовать свою работу: планировать ее, корректировать, контролировать, а также выработать у себя «чувство времени».

Авторитарные способности - это возможность педагога оказать непосредственное эмоционально-волевое влияние на учащихся, завоевать авторитет, суметь передать воспитанникам свою убежденность в чем-либо.

Коммуникативные способности - это способности педагога в организации общения с детьми, умение найти правильный подход и установить целесообразные взаимоотношения, соблюдать педагогический такт.

Педагогическое воображение выражается в способности предвидеть последствия своих действий, в проектировании и прогнозировании развития личности учащихся, в педагогическом оптимизме воспитателя, в его вере в человека.

Способности и формируются, и проявляются в процессе деятельности, для продуктивного выполнения которой необходимы соответствующие умения. Поэтому процесс развития способностей всегда связан с приобретением умений и навыков. Педагогическую деятельность чаще всего рассматривают как решение бесчисленного ряда педагогических задач. Следовательно, педагогические умения можно рассмотреть, как умения решать разнообразные педагогические задачи.

Решая эти задачи, педагог ищет и прогнозирует будущее, прикидывает варианты, раскрывает проекцию изучаемого или предстоящей деятельности на личность воспитанника. В одних случаях поиск может быть сведен к перебору уже известных вариантов и их приспособлению к условиям ситуации. Тогда творческий элемент в поиске не столь значителен. В других случаях известные подходы не дают оптимальных решений (проблемная педагогическая ситуация). Тогда возникает потребность в подлинно творческом поиске. В обоих случаях педагог использует и развивает общепедагогические умения, выделенные Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой и рядом других исследователей. Конструктивные и близкие к ним прогностические и проектировочные умения объединяют умения отбирать учебно-воспитательный материал и проектировать его в соответствии с конкретными целями воспитания, проектировать личность школьника, отбирать педагогические средства, обеспечивающие достижение запланированных результатов.

Коммуникативные умения служат установлению правильных взаимоотношений с воспитанниками, обеспечивают комфортность и эффективность педагогического общения, открывают возможности для взаимопонимания и сотрудничества учителя и ученика.

Гностические умения помогают использовать литературу, изучать опыт передовиков и анализировать свой собственный опыт.

Организовать подопечных на различные виды деятельности, направить их активность в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания позволяют организаторские умения. Они включают умение поставить цели деятельности, довести их до обучающихся (воспитанников) или побудить их выдвинуть цели, содействовать распределению ролей, стимулировать, контролировать и корректировать деятельность.

Выделяют также прикладные умения, связанные с реализацией художественных, спортивных и иных способностей педагога-воспитателя, а также с требованиями профессиональной работы (педагогическая графика, пение, владение техническими средствами, хореография и др.).

Важны для педагогического анализа и коррекции также рефлексивные умения - способность видеть себя со стороны, анализировать и оценивать свою работу, выявлять и справлять ошибки. Осознавать и закреплять успехи.

Наиболее полное описание педагогических умений приведено в работе А. К. Марковой. Она выделяет десять групп педагогических умений: 1) умения, связанные с формулированием и постановкой педагогических задач, их конкретизацией и предвидением результатов их решения; 2) умение работать с содержанием материала и его интерпретировать, осуществлять межпредметные связи, учитывать возможности и возможные затруднения учащихся; 3) владение психолого-педагогическими знаниями и их практическое применение; 4) знание приемов постановки и решения коммуникативных задач; 5) владение приемами достижения продуктивности общения (средствами общения, приемами риторики и т.д.); 6) реализация и развитие педагогических способностей, создание и упрочнение позитивной Я-кон-цепции; 7) осознание перспективы своего профессионального роста; 8) умение охарактеризовать полученные учащимся знания, определять обучаемость, стимулировать стремление к самообразованию и самообучению; 9) умение оценивать воспитанность школьников; 10) умение интегрально оценивать свой труд, свой профессионализм.

Для решения творческих задач педагогу необходимо овладеть также комплексом специфических для творческой деятельности мыслительных умений. Это умение видеть проблему и соотносить с ней фактический материал (проблемное видение); умение вскрыть взаимосвязь проблем, т. е. видеть данную проблему как составную часть более общей; умение выразить проблему в конкретных познавательных задачах, выдвинуть гипотезу и осуществить мысленное упреждение (антиципацию) действий; умение пользоваться аналогией и переносом, комбинировать новые сочетания известных элементов, искать альтернативу напрашивающемуся решению и др.

Все, кто, так или иначе, приобщен к творчеству, знают, насколько нелегок этот труд. Он требует полной самоотдачи, настойчивости, он сопряжен с риском, далеко не сразу приводит к успеху, нередко связан с тупиками, неудачами, кризисами. Вот почему для осуществления продуктивной, творческой деятельности педагогу необходимы такие нравственно-волевые качества, такие черты характера , как принципиальность, требовательность к себе и другим, критичность и самокритичность, честность, трудолюбие, терпимость, аккуратность, настойчивость, последовательность и др. Только систематическое обогащение знаниями, развитие в поисковой деятельности творческих умений и навыков формируют способности , вырабатывают опыт, порождают качества личности.

Заключение

Образованию, как и всем сферам работы с человеком, нужны таланты. Они были нужны во все времена, но как никогда остро эта потребность обнаружилась в последние годы, в период интенсивного обновления отечественного образования. Талантливую, творческую, увлеченную, активную личность может взрастить только талантливый же и увлеченный педагог. Самые передовые теории, оригинальные новации, современные системы и технологии, прекрасно составленные инструкции и разработки сами по себе не сделают педагогический процесс эффективным. Решающую роль в этом играет личность педагога. Именно через нее во многом преломляется воздействие мировой культуры и потенциала окружающей среды на растущего человека. Слова К. Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания...» не утратили свою актуальность и сегодня.

Высокий уровень социальной ответственности, уникальность объекта воздействия, каким является развивающаяся личность, неординарность ситуаций и многообразие влияющих на них факторов определяют серьезные требования к эрудиции, общей культуре, творческим возможностям, профессиональной этике работников педагогической сферы, а следовательно, и к системе их подготовки. В образовательных учреждениях всегда были творческие, ищущие, беспокойные люди, подлинные энтузиасты, подвижники воспитания Профессиональная деятельность педагога предполагает процесс постановки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуаций, у учителя развивается способность к педагогическому целеполаганию и целеосуществлению. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в сознании образ возможного результата своих действий. Для этого необходим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситуации, но и самоанализ педагога, способность к педагогической рефлексии.

Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи: Адаптивную, гуманистическую.

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности. С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, учитель работает на будущее. Педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет основные функции: Обучающую, воспитывающую, развивающую, психологической подготовки.

Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров: потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности; тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать; понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности; умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение; предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах; знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития; способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Его главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.
Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Список литературы.

1. Болотина Л. Р., Комарова Т. С, Баранов С. П.

Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. –С. 174 .

2 .Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. - М, 1972. - С. 238-246.

3. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М., 1993. - С. 18-71.

4. Ушинский К. Д. Изб. пед. соч. - М., 1953.-Т. 1.-С. 266).

5 .Ушинский К. Д. . Человек как предмет воспитания. Изб. пед. соч. - Т. 1. - С. 229.

6 .Ушинский К.Д. Собр. соч. - М., 1950. - Т. 2. - С. 63-64.


Конференция: Современный детский сад

Организация: МБДОУ № 52 «Сказка»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникли вопросы по аспектам профессиональной педагогической деятельности. Активная работа в сфере обновления нормативно-правовой базы, содержания дошкольного образования, новшества в методологических положениях сталкивается с проблемой повышения профессиональной психологической компетентности педагога дошкольного образования.

Согласно закону об образовании в Российской Федерации (п. 4.5) дошкольное образование выходит на первый уровень общего образования, что кардинально изменяет отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. «Новая» модель выпускника детского сада, в связи изменившимися с требованиями к первокласснику, подразумевает качественное изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком, т.е. «развитие в рамках общеобразовательной программы должно выступать как важнейший результат успешности воспитания и образования детей» . Если раньше ребенок при поступлении в первый класс должен был обладать определенным набором знаний, умений и навыков, то в настоящее время возникает необходимость формирования компетентной, социально -адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, другими словами, развитие интегративных качеств воспитанников.

Взаимодействие детей и взрослых, признание ребенка полноправным субъектом образовательных отношений;

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьёй;

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, участие в проектной деятельности .

Согласно ФГОС образовательные дошкольные учреждения руководствуются единой «Программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривается решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. По мнению А. Н. Леонтьева «деятельность по самой своей природе является предметной» . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды.

Работа по реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой основывается на использовании в педагогической работе воспитателя следующих методов: метод сравнения, элементарный анализ, метод моделирования и конструирования, метод проектной деятельности, метод вопросов - постановка вопросов детям (воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и чётко их формулировать), метод повторения - важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств, решение логических задач, экспериментирование.

Особенностью содержания педагогической деятельности воспитателей является педагогический мониторинг, который направлен на изучение:

Деятельностных умений ребенка;

Интересов; предпочтений; склонностей ребенка;

Личностных особенностей ребенка;

Поведенческих проявлений ребенка;

Особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;

Особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

Мониторинг позволяет отследить развитие интегративных качеств, которыми должен обладать воспитанник, показатель успешности в образовательных областях, на основе данных мониторинга составляется план работы по коррекции. Выполняя мониторинг, воспитатель должен руководствоваться принципами педагогической диагностики:

1. Принцип объективности устанавливает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

2. Принцип компетентности устанавливает запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести

ущерб испытуемому, принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку;

3. Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные пути развития, но и отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

4. Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом для оценивания общего уровня развития ребенка.

5. Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии .

Эффективность реализации воспитательно – образовательной деятельности педагогов ДОУ зависит и от организации работы с родителями воспитанников. Исследования Л.С. Выготского, Л.С. Лисиной доказывают что, семья является главным институтом воспитания личности детей. . Воспитатель использует эффективные формы взаимодействия с родителями:

На первом месте стоит индивидуальная работа, общие и групповые родительские собрания;

На втором месте стоит форма приобщения и внедрения родителей воспитанников в образовательный процесс: выставки детских работ с участием родителей, дни добрых дел, участие родителей в подготовке к праздникам, работа с родительским комитетом группы, наглядная пропаганда.

цель, учитывающую специфику образовательного учреждения. Составляют характеристику групп воспитанников, и конечные результаты образования, т.е. предметные знания, умения и навыки, ключевые компетентности и социальный опыт. По мнению Лазаренко Л.А. успешное выполнение программы зависит от «компетентности педагога, т.е. от субъектного свойства человека, которое позволяет ему качественно выполнять педагогическую деятельность» .

Содержание воспитательно-образовательной деятельности предусматривает обязанности воспитателя своевременно и качественно выполнять оформление документации. В документацию входит: план воспитательно-образовательной работы, отчеты, протоколы родительских собраний и т.д. Вести проектно-исследовательскую деятельность с воспитанниками, как групповую, так и индивидуальную. Так же согласно требованиям ФГОС, воспитатель должен владеть информационно- коммуникативными технологиями, предполагающие использование в непосредственной образовательной деятельности современных образовательных технологий.

Воспитатель должен обладать основными профессиональными функциями, такими как: воспитательная, образовательная, развивающая, коммуникативная, нормативная, информационная, координирующая, рефлексивная и диагностическая. По мнению Аминова Н.А. «все представленные функции обеспечивают воспитателю личностный рост, который зачастую выражается в стиле педагогической деятельности, ориентированной на развитии детей» .

Развивающая функция включает в себя совершенствование дидактических знаний и умений воспитателями в педагогической деятельности, за счет чего и происходит одновременное развитие когнитивных профессиональных качеств таких как: мышление, память и речь, педагогические способности, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для

гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Образовательная функция заключается в самостоятельном овладении воспитателями дошкольного образовательного учреждения научными представлениями о воспитании, комплексом знаний, умений, навыков в воспитательно-образовательной деятельности, общественным опытом в интересах личности и общества в целом, информационными знаниями. В прикладном аспекте реализации данной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивается овладение содержательными и организационно - методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников.

Нормативная функция воспитателя позволяет самостоятельно регулировать систему педагогической деятельности. Нормативные знания в педагогической деятельности придают уверенность в безошибочности своих действий воспитателю. Данная функция позволяет воспитателю в выборе оптимизированных способов деятельности, в утверждении образца и профессиональных преимуществ. Нормативная функция педагогической деятельности позволяет разрешать противоречия, возникающие в процессе сотрудничества воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, обеспечивают сотрудничество и достижение в совместных действиях по воспитанию детей дошкольного возраста. .

В работе воспитателя информационная функция представляет собой взаимосвязь всех ее функциональных компонентов. Согласно данной функции воспитатель должен владеть различными носителями информации, быть осведомленным в психолого-педагогической и методической литературе, обладать средствами компьютерных технологий; работать с информацией при помощи этих средств для осуществления общественных и личных потребностей.

Координирующая функция обеспечивает вариативность содержания учебного образовательного процесса, подбор технологий.

Совершенствование дальнейшей профессиональной деятельности является основой данной функции.

Размышление воспитателя над педагогической деятельностью, личностными качествами, эмоциональными и когнитивными способностями зависит от рефлексивной функции.

Педагогическая рефлексия включает в себя саморефлексию осуществленной деятельности, адекватную оценку полученных результатов деятельности. Воспитатель должен анализировать ошибки и затруднения, возникающие в воспитательно-образовательном процессе, находить причины успехов и неудач, для того, чтобы внести коррективы в последующую деятельность с целью достижения лучших результатов. По мнению Захаровой Л.Н. «готовностью будущего педагога к решению диагностических задач разного уровня сложности в динамических условиях профессиональной деятельности в сфере образования является высоким показателем его профессионализма» .

Диагностическая функция - это комплекс умений и знаний, необходимых для решения на высоком уровне профессиональных задач. Данная функция позволяет совместно с психологами, музыкальным работником, логопедом осуществлять правильное психолого - педагогическое диагностирование, на его основе осуществлять анализ и интерпретацию диагностических данных, проектировать и реализовывать воспитательно-образовательный процесс на основе системной диагностики.

Коммуникативная функция включает в себя способность организовывать качественное взаимодействие с детьми дошкольного возраста, согласовывать воспитательно-образовательный процесс со всеми участниками педагогической деятельности.

Выполнение качественной воспитательно-образовательной работы напрямую зависит от сформированности профессиональных психологических компетенций, личностных качеств, которые приобретаются

с профессиональной подготовкой, с получением теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно осознавать структуру педагогической деятельности, ее основные компоненты, педагогические действия и профессионально важные умения и психологические качества, необходимые для ее реализации.

Таким образом, в рамки содержания воспитательно-образовательной деятельности входит реализация современных подходов, положительная динамика индивидуального развития воспитанников, организация работы с родителями, реализация основных общеобразовательных программ, профессиональная реализация. Качественное выполнение всех направлений педагогической деятельности, соответствующих ФГОС, зависит от высокого уровня сформированности профессиональных психологических компетенций, личностных качеств педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Литература:

1. Веракса, Н.Е Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) : метод. пособие / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М. : Мозаика – Синтез, 2014. – 368 с.

2. Профессиональный стандарт педагога (концепция и содержание) // Вестник Образования России. – 2013. - № 15. – С. 7.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебник / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 237 с.

4. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебник для вузов / М.Т. Громкова. М.: ЮНИТИ, 2003. Серия «Педагогическая школа. XXI век». ISBN 5-238-00430-3. - 415 с.

5. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды: учебник / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.

6. Аминов, Н.А. Диагностика педагогических способностей: учебник / Н. А. Аминов. – Воронеж. : МОДЭК. - М. : Институт практической психологии, 1997. – ISBN 5-89395-050-X. - 80 с.

7. Лазаренко, Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации / Л. А. Лазаренко // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1 – С. 67-68.

8. Захарова, Л.Н. Профессиональная компетентность учителя и психолого – педагогическое проектирование: учебник / Л. Н. Захарова, В. В. Соколова, В. М. Соколов. - Н. Новгород. : Нижегор. Гуманит. центр, 1995. – 135 с.

9. Маркова, А.К. Психология профессонализма: учебник / А. К. Маркова. - М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. - 308 с.

Публичная презентация результатов педагогической деятельности

Бушмакина Надежда Леонидовна
Место работы: МКОУ"Кожильская СОШ", воспитатель
Последние три года педагогический коллектив МКОУ «Кожильская СОШ» работает по программе, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой. В программе отражено базисное содержание дошкольного образования.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» «освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся» (ст.64). Наряду с этим федеральный государственный стандарт дошкольного образования включает в себя раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования».

Мониторинг в детском саду осуществляется на основе методического пособия «Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей к примерной основной образовательной программе «Истоки» под редакцией Л.А.Парамоновой. Целевые ориентиры, представленные в обобщённом виде во ФГОС ДО, в программе «Истоки», конкретизируются в содержании интегральных показателей развития и базисных характеристик личности, сопровождающих каждый раздел программы «Истоки» и представляющих комплексную характеристику развития ребёнка на конец каждого психологического возраста.

Цель мониторинга – определить, сформирован ли у ребёнка тот или иной показатель, при этом не имеет принципиального значения, сформирован он на среднем или на высоком уровне.

Используемая система оценки имеет соответствующую градацию:
-«достаточный уровень» ставится, когда исследуемый показатель сформирован и наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка;
-«уровень, близкий к достаточному» ставится, когда показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво;
-«недостаточный уровень», когда показатель не проявляется ни в совместной со взрослым деятельности, ни в самостоятельной, ни в условиях специально созданных ситуаций, провоцирующих его проявление.

На основании полученных результатов планируется индивидуальная, подгрупповая и групповая работа с детьми (игры, беседы, развивающие ситуации, совместная деятельность, индивидуальные занятия). Проводятся индивидуальные консультации родителей, родительские собрания с целью консолидации усилий в определённом направлении развития ребёнка. (слайд 2)

Цель мoей работы – создание благоприятных услoвий, спoсобствующих развитию и самoреализации каждого ребёнка.

Данная цель достигается путём решения следующих задач :
1. Выявление природных задатков и спoсобностей каждого ребёнка.
2. Дальнейшее развитие выявленных способнoстей, возможность их реализации.
3. Обеспечение пoзнавательно-речевогo и сoциально-личностного развития детей.

Решение этих задач эффективно реализуется через участие детьми в конкурсах. (слайд3)
Кожильский детский сад сотрудничает с Понинской школой искусств. Данная работа направлена на дополнительное художественно- эстетическое развитие детей. Большинство воспитанников посещают кружки по вокалу и хореографии. С отчетными концертами выступают на сцене Кожильского ЦСДК. Многие выпускники детского сада, уже учась в школе, продолжают дополнительное обучение в данных учреждениях эстетической направленности.

100% детей моей группы (20 человек) посещали кружок «Волшебные шашки». (слайд5)
Дети нашей группы активно участвуют в различных конкурсах, в мероприятиях образовательной организации.(слайд6,7)

В жизнь нашей группы прочно вошли традиции, введенные мной несколько лет назад.(слайд9)
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании, используемые мной, направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Их использование позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достичь лучшего результата. С целью создания наилучших условий для образования и воспитания воспитанников активно апробирую и внедряю следующие современные образовательные технологии, которые направлены на повышение качества знаний воспитанников, мотивации к изучению нового материала, расширение содержания образования.(слайд11,12)

Одним из направлений нациoнальной oбразовательной инициативы «Наша нoвая школа» является развитие педагогического потенциала, где отмечено, чтo «в условиях решения … стратегических задач важнейшими качествами личнoсти становятся инициативнoсть, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения». Пoэтoму я считаю необходимым пoвышать профессиональное мастерство, развивать творческий потенциал. Одним из наиболее эффективных способов повышения профессиональной компетентности является продуктивный обмен инновационным опытом с педагогическим сообществом. Мной ведется систематическая работа по диссеминации педагогического опыта на страницах научно-методических журналов, в рамках педагогических фестивалей, семинаров, конкурсов. Я публикую конспекты занятий, стенгазеты, статьи, доклады, мастер – класс по изготовлению актуального сейчас лепбука, проекты.(слайд13)

Сoвременный вoспитатель в наши дни, на мoй взгляд, - это прoфессиoнал. Думаю, что профессиoнализм вoспитателя, определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самooпределением; самoразвитием, т. е. целенаправленным фoрмированием в себе тех качеств, котoрые неoбходимы для выполнения профессиональной деятельнoсти. Уверена, что вoспитатель, рабoтающий в современных условиях, должен oбладать достатoчной инфoрмацией o сoвременных тенденциях в oбласти развития педагoгической науки, участвoвать в различных кoнкурсах, мастер - классах, заниматься самообразованием. Именно это является одной из причин мoего участия в разных конкурсах на различных урoвнях. (слайд14)

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение уровня профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетентности. Одним из наиболее эффективных способов повышения профессиональной компетентности является взаимодействие педагогов в рамках обучающих семинаров, круглых столов, творческих лабораторий, мастер-классов и т.д.(слайд15,16)
Таким образом, на мой взгляд, плодотворная работа с детьми, участие в профессиональных конкурсах дает мне возможность: повысить свой социальный статус; изучить опыт коллег; реализовать свой творческий потенциал; развить собственные коммуникативные способности; установить новые контакты на профессиональном уровне; опубликовать свои методические материалы в научно-методических издания, сайтах; повысить авторитет в педагогическом коллективе, социуме.

Презентация на тему: Публичная презентация результатов педагогической деятельности



Поделиться