Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию (техника оригами) в старшей группе. Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике оригами для старшей группы «Подснежники

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию (в технике оригами) с детьми старшей группы по теме:
Королевство под названием «Стакляндия».


Бумага - наиболее простой в обработке, доступный и недорогой из всех материалов.
Оригами из бумаги - является одним из видов творческой деятельности. Из бумаги легко и просто создавать любой предмет,придумать сюжет, фантазировать и творить. Творя у детей развивается мелкая моторика. Они играя мастерят, а после берут своё мастерство в свою игру.
Программное содержание.
Образовательные задачи.
Формировать умение ребенка из квадрата складывать различные базовые формы оригами, четко следуя основным правилам.
Учить детей преобразовывать базовую форму - треугольник в разные поделки. Закрепить умения детей складывать объёмную игрушку по типу оригами.
Развивающие задачи. . Развивать творческое воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, сообразительность, художественно - творческие способности и интерес к оригами.
Воспитательные задачи. Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Словарная работа. . Обогащать словарный запас детей основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.) Расширять коммуникативные способности детей путем создания игровых ситуаций.
Планируемые результаты : ребёнок с радостью выполняет поставленные задачи, имеет представление о конечном результате своей деятельности; интересуется конструктивной деятельностью; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материал и оборудование : образец базовой формы, квадратные листы цветной бумаги на каждого ребёнка, клей ПВА, кисточка, салфетки, клеёнки, ножницы. Разный материал для творчества (кружочки разного диаметра, треугольники, глазки, листочки, полоски бумажные разного цвета и размера, нитки.)

Методические приёмы:
1. Сюрпризный момент: Приход необыкновенных гостей (Короля без королевства и капризной принцессы). У нас беда, всё, что нас окружало, наутро исчезло. Остались мы без королевства.
2. Мотивация на помощь.
3. Знакомство с правилами оригами.
4. Показ действия стаканчика. Работа в творческой мастерской.
5. Физкультминутка.
6. Рассматривание творческих работ.
7. Уход персонажей и подарки от него.

Ход занятия.

Воспитатель . - Предлагаю вам, ребята, отгадать загадку:
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами! (бумага)

Воспитатель. Ребята, я знаю такую страну, где всё сделано из бумаги.
Про такую страну я хочу рассказать сказку.
«Жил да был в одном бумажном королевстве король и капризная принцесса. Но вот однажды утром проснулись принцесса и король Стакляндии, а вокруг никого. Оставили королевство все. Очень грустно стало ему: никто не поёт для него, не танцует, нет предметов – кругом одна пустота и тишина, слышно только плач капризной дочки. Страшно королю стало. Теперь он ищет своё потерянное королевство и своих подданных».
- Появляется король Стакляндии. Это вы про меня говорите?
Король : Это правда. Помогите, ребята, вернуть моё королевство.
Король . Я, ребята, нехороший король, (плачет) потому что поссорился со всеми подданными. Они обиделись на меня и ушли из королевства.
Ребята . А какие они у вас, подданные?
Король . Они все, чем-то похожи на меня. Какой - же я король без королевства? Помогите мне собрать моих подданных, я буду добрым и ответственным королём, постараюсь не обижать никого, беречь все вещи.
Принцесса . Я постараюсь быть доброй, послушной, сдержанной.
Воспитатель. Мы можем им помочь, ребята?
Дети. Да!
Воспитатель. Ребята, пригласим короля Стакляндии к нам, в творческую мастерскую?
-Ребята, название королевства Стакляндия говорит нам о том, что все они похожи на стаканчик. Я знаю, как нужно складывать эту фигуру, а вы будете мне помогать.
1. Выбираем квадраты разных цветов себе и сгибаем квадрат. У нас получился треугольник.
2.Верхнюю сторону треугольника совмещаем с нижней стороной, деля нижний угол пополам.
3.Разгибаем лист. Нижний левый угол совмещаем с линией сгиба на правой стороне.
4. Правый нижний угол совмещаем с точкой указанной на фото.
5. Верхний угол загибаем вниз.
6. Переворачиваем, и точно также отгибаем верхний угол вниз.
Не забываем хорошо проглаживать места сгиба.

Король . Да, они чем-то похожи, но это ещё не всё. Они у меня были такие красивые, весёлые, а я это понял, тогда, когда потерял их.
Дети обсуждают ход изготовления поделки. Размышляют, что же можно придумать.
Делаем стаканчики и развиваем творчество в работе: Стакан - шапка, платье, ведро, лейка, крыша дома и т.д.
Фантазируем и творим с разным материалом.

Пальчиковая гимнастика.
Мы бумагу режем, режем
Мы бумагу рвем, рвем,
мы бумагу клеим, клеим
мы бумагу мнем, мнем.

Украшаем поделки разнообразными деталями.
-Король и прнцесса .Ой! Какая красота… У меня теперь есть и разные звери, вёдра, кружки, рубашки и платья. Как я счастлив, спасибо вам, ребята.
-До свидания! А на прощание, хочу вам подарить книгу, где всё делают из бумаги. Удачи вам, ребята!


Конспект занятия по оригами для старшей группы «Заяц»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Задачи: Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами. Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.

Ход:

Воспитатель: Сегодня у нас не простое занятие. мы будем с вами волшебниками. Для нашего волшебства понадобится лист бумаги и ножницы. А чтобы понять что мы будем делать с их помощью вам нужно отгадать загадку:

«Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги...

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется?» ... (Дети:- Зайка)

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем делать зайца

Воспитатель: Заяц – старый наш знакомый. Уши длинные, хвостик не велик, задние лапы – сильные. Летом заяц – серый, рыжевато-серый, грифельный. Зимой – белый. Место обитания зайца – преимущественно пойменные луга (расположенные в пойме реки ), негустые леса. Врагов у зайца – хоть отбавляй. Волки, лисы, хищные птицы, всех он опасается. Но догнать и поймать зайца непросто. Лапы у него широкие и пушистые. Вот, например, зимой. Бежит он, порой, как на лыжах. Снежных сугробов в зимнюю пору много, зайцу-то ничего, а собаки настигнуть его не могут.

Посмотрите у вас на столах лежать листы бумаги. Какой они формы

Дети : - Квадратной

Воспитатель: А цветом?

Дети : - Белые

Воспитатель: Возьмите свои квадраты и согните по диагонали. Чтобы получился треугольник. Разогните.

Опустите верхние стороны к линии перегиба. Посмотрите у вас получилось «мороженое»

Теперь верхний уголок опустите вниз к вершинам двух углов.

Затем отогните угол так, чтобы он немного выходил за верхнюю сторону.




Боковые уголки загинаем наискосок

Переворачиваем фигуру

Переворачиваем фигуру

Сгибаем угол до противоположной линии

Складываем пополам от себя

Выдвигаем «уши»

Надрезаем ножницами

1 часть.
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад, из страны сказок, пришло письмо. Пишет нам Колобок. Вы хотите узнать, что в письме? Воспитатель читает письмо:
В сказке одной случилась беда!
Звери пропали, разбрелись кто куда.
Помогите! Верните, зверюшек в сказку, я, Колобок, прислал вам подсказку»
Воспитатель: Вы хотите помочь зверям? А вы знаете, в какой сказке случилась беда?
Дети: Нет!
Воспитатель: Мы должны это выяснить. Сегодня мы с вами будем, как детективы проводить расследование: разгадывать загадки, думать, искать. Давайте вспомним русские народные сказки, где главные герои - животные.
Упражнение «Назови сказку»
Дети: «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок», «Зимовье зверей».
Воспитатель: Много сказок вы назвали, но непонятно в какой из них случилась беда? Нам необходимо попасть в страну сказок, и поможет нам в этом подсказка, волшебная карта, которую прислал Колобок.
Достаём из конверта карту, рассматриваем на столе.
Воспитатель: Что вы видите на карте? Дети: Цифры, картинки, дорогу. Дети называют цифры. Воспитатель: С какой цифры начнём поиск?
Осматриваются, ищут первый символ в группе.
«Волшебный камень» и надпись «Страна сказок». Рядом надпись и стрелки указатели «направо», «налево».
Воспитатель: Это - волшебный камень, который открывает дорогу в страну сказок. Если мы сделаем правильный выбор - попадём в страну сказок. Слушайте внимательно, что здесь написано.
«Налево пойдёшь, все потеряешь и сам пропадёшь.
Направо пойдёшь то, что ищешь, найдёшь!»
2 часть.
Идут направо, находят второй символ. Сундучок, на нём цифра 2.
Воспитатель: Это сказочный сундучок с загадками. Откроем его. Тот, кто отгадает загадку, возьмёт картинку своего героя.
1. Маленький рост,
Длинный хвост.
Собирает крошки,
Прячется от кошки. (Мышка)
2. Зимой белый,
Летом серый.
Никого не обижает,
А сам всех боится. (Заяц)
3. День и ночь по лесу рыщет.
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком.
Уши серые торчком. (Волк)
4. Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост-краса,
Кто это? (Лиса)
5. Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый.
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу. (Медведь)
Воспитатель: А теперь ребята положите картинки на стол. Как вы, думаете из какой сказки эти животные?
Дети отвечают. «Колобок». «Теремок». (Если «Теремок», почему нет лягушки)
Воспитатель: Непонятно, в какой сказке беда? Какая цифра на карте следующая? Идут дальше, находят цифру три и конверт с заданием от «Колобка».
Игра «Что лишнее»
Четыре картинки с сюжетом сказки «Колобок» и одна «Теремок».
Воспитатель раскладывает картинки на столе, рассматриваем с детьми.
Воспитатель: Найдите лишнюю картинку. Почему она лишняя? А теперь, вы скажете, в какой сказке случилась беда? Как-то неуверенно вы говорите. Послушайте подсказку:
Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под кустом.
Это что за чудо-дом?
Поселились звери в нём.
Рады мышка и зайчишка,
И лисичка, рад волчок.
Это сказка (Теремок).
Мы определили сказку, в которой случилась беда. Осталась одна проблема, как вернуть зверей в сказку? Посмотрим в карту Колобка. Цифра 4 - подсказка-символ «Лесная мастерская». Дети осматриваются, находят «Лесную мастерскую».
3 часть.
Воспитатель: Это «Лесная мастерская». А мастера нет. Посмотрите есть заготовки «головки животных», но нет туловища. Мы будем мастерить туловище. Садитесь за столы. Приготовим пальчики к работе.
Пальчиковая игра
Десять пальцев у меня, (показываем пальцы)
Сколько же умею я!
Если хочешь - покажу (пальцы раскрыты, поворачиваем кисти, к себе, от себя)
И про это расскажу.
Кулаки могу сжимать, (сжимаем и разжимаем кулачки)
А потом их открывать,
Я могу переплести, (переплетаем пальцы, сжимаем руки вместе)
А могу их спрятать, (заводим за спину)
Полетать могу пустить, (поднять вверх, сгибать и разгибать кисти рук)
А потом и падать (вниз и потрясти кистями)
А потом сложу тихонько (складываем руки на коленях лодочкой, вкладывая одну в другую) На коленках, как котёнка.
Воспитатель: Что лежит на столе? (бумага - по цвету животных, клей)
Будем складывать фигурку туловища по образцу мастера.

Конспект занятия по конструированию (техника оригами) в старшей группе «А».

Тема «Совята».

Программное содержание:

Цель . Закрепить умение детей создавать изображения по технике оригами,. научить складывать фигуру совы,закрепить складывание базовой формы «воздушный змей».

Обучающие задачи:

1. формировать умения следовать устным инструкциям;

2. обучать различным приемам работы с бумагой;

3. продолжить знакомить детей с основными геометрическими понятиями:, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.; закрепить складывание базовой формы «воздушный змей».

4. .Формировать представления о совах.

Развивающие задачи:

1. развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение;

2. развивать мелкую моторику рук и глазомер;

3. развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

4. развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;

5. развивать. умение рассуждать.

Воспитательные задачи:

1 Привить интерес к искусству оригами. интерес к конструированию из бумаги;

2 принимать участие в коллективной работе, находить место своей поделки в общей композиции.

3 способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Предварительная работа : Чтение сказки В.Бианки «Сова», рассматривание иллюстраций птицы сова.

Материал и оборудование к занятию : Коробка,игрушка сова, маска совы,панно, образец базовой формы,квадраты бумаги коричневого цвета, ножницы, фломастеры,цветные карандаши,вырезанные глаза, клюв, клей карандаш, тряпочки,раскраски по цифрам сова, картинки к игре «Дружат не дружат», маска совы.

Ход занятия:

Сюрпризный момент: Воспитатель вносит в группу яркую закрытую коробку (внутри лежит игрушка сова).

Воспитатель Ребята, вы знаете. Сегодня я пришла в детский сад и наш сторож Елена Петровна,передала мне эту коробку которую принёс Почтальон Печкин. Как вы думаете,что в ней лежит?

Дети :подарки,книги,игрушки и т. д.

Воспитатель: Посмотрите,здесь написано: « Детский сад №22» , детям старшей группы «Почемучки ».Коробку сможете вы открыть, если выполните задания». Почтальон Печкин.И что же нам делать?

Дети: с заданиями справляться.

Воспитатель : Задание № 1

Дети должны быстро и правильно ответить на вопросы «Да» или «Нет».

Зимой идет снег?

У треугольника три угла?

В недели 10 дней?(а сколько?)

После лета идет зима?

5 больше 3?

На берёзе растут яблоки?

После пятницы идет воскресенье?

Задание № 2 Д.И « Дружат не дружат».

Воспитатель открывает коробку и достает игрушку сова.

Воспитатель : Что это?

Дети: Сова

Воспитатель: А что вы знаете о сове?

Дети : У совы большая голова. У других птиц глаза по бокам головы, а у совы впереди. Ими она моргает, а не водит. Чтобы все увидеть, сова поворачивает голову, даже за спину.

Воспитатель:

Какие звуки может издавать птица?

Что она делает днем?

Когда сова охотится?

Почему она считается хорошим охотником?

На кого сова охотится?

Целую ночь совы, ловят мышей – полевок, оберегая тем самым поля от грызунов, поэтому совы очень ПОЛЕЗНЫЕ ПТИЦЫ! Их нужно охранять

Физминутка «Сова»

В лесу темно,

Все спят давно. (Дети изображают спящих.)

Все птицы спят...

Одна сова не спит,

Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)

Совушка - сова,

Большая голова.

На суку сидит,

Головой вертит. (Изображают большой круг руками. Приседают, делают повороты головой вправо, влево.)

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит. (Встают, делают взмахи руками, бегут на месте.)

ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ:

Воспитатель : (Обращаясь к детям).

Воспитатель показывает детям панно (на ветке дерева, рядом с дуплом сидит сова).

Ребята. посмотрите я для вас сделала картину, сова – совушка, мохнатая головушка. Но мне кажется,что моей сове грустно.Почему?

Дети : она одна. Давайте сделаем ей маленьких совят. У нас тогда получиться совиная семья.

Воспитатель:- Предлагаю разделиться на две группы,одни будут раскрашивать рисунок по цифрам, другие ребята садятся со мной, я научу вас делать совят из бумаги способом оригами.

Дети самостоятельно делятся на две подгруппы.

Воспитатель показывает образец, предлагает детям посмотреть, как надо делать таких совят. Показывает поэтапно складывание игрушки. Каждый следующий этап складывания показывает после того, как дети завершат предыдущий.

ПОКАЗ СПОСОБОВ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.

1. Итак,сложили квадрат по диагонали. (треугольник)

2. Боковые стороны сгибаем к диагонали,(воздушный змей)

3. Перегните верхний треугольник вниз и верните в исходное положение.

4. Сделайте надрезы по линии сгиба.

5.Согните образующие уголки навстречу друг другу.

6.Загните верхний треугольник вниз, подклейте его,чтоб не отходил.

7 Разрежьте нижний острый угол.

8. Согните концы складкой.

Воспитатель : Ребята,чего не хватает нашим совятам?

Дети : Глаз,клюва.

Воспитатель : На столе стоят фломастеры,карандаши,вырезанные глаза и клюв.Вы выберите и оформите своего совенка,как вам хочется.

Затем дети готовых совят сажают на ветки.

Воспитатель : Посмотрите,какая красота у нас получилась.

Давайте посмотрим.что получилось у ребят которые раскрашивали рисунки.Что у вас получилось? Какие вы молодцы.

Воспитатель:- Дети, давайте поиграем в игру «Сова». Тот, кого выберут СОВОЙ, садится в гнездо и до поры до времени «спит». По сигналу «Все оживает, день насту пает» вы все начинаете бегать и прыгать, изображая разных животных, птиц, насекомых: кто-то может квакать, как лягушонок,. По сигналу «Все замирает, ночь наступает » Сова вылетает на охоту. Все дети должны замереть в разных позах. Кто пошевелится или засмеется – платит ФАНТ.

Для разыгрывания фантов используются следующие команды: (прокукарекай, как петух- 5 раз; залай, как собака- 3 раза; замяукай, как кошка 6 раз и т. д.)

Отзыв о занятии на forum.littleone.ru:

Варик-фонарик

"Добрый день. Хочу оставит отзыв от первого занятия. Нам все оочень ооооооочень понравилось. Дочка все спрашивает когда в след.раз пойдем. Папе рассказывает про оригами, показывает чему научили на занятиях. В четверг еще придем и не раз."

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги "Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов. " Тарабарина Т. И./Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 224 с, ил. (Серия: «Вместе учимся, играем»).

Изготовление различных поделок из цветной бумаги - увлекательное занятие для детей любого возраста, да, пожалуй, и взрослых. Книга как раз и поможет вам в овладении японским икусством складывания из бумаги - оригами. Занятия с детьми можно проводить дома, в детском саду, на уроках труда в младших классах школы.

ЗНАЧЕНИЕ ОРИГАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, произнес первое слово, удивил своим «я сам» и, вот, он уже весело скачет по дорожке, делится своими впечатлениями, с удовольствием выполняет поручение. Нас поражает быстрота его успехов: вчера еще не мог, сегодня уже справляется. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности - все это факты, характеризующие развитие ребенка.

Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

С первых же дней в школе ребенок должен сидеть за партой 40-45 минут, соблюдать определенную позу, держать определенным образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза.

Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ - искусство, близкое ему и доступное.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

Систематические занятия с ребенком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Раздел I. Общие сведения об оригами 5

Значение оригами для развития ребенка.......................................... 6

Из истории оригами 7

Что необходимо для занятий по художественному конструированию из бумаги 8

Как самостоятельно окрасить бумагу 11

Правила пользования материалами и инструментами....................... 17

Термины, принятые в оригами..... 17

Условные знаки, принятые в оригами 20

Упражнения по отработке основных элементов складывания............. 22

Базовые формы оригами 24

Общие правила при обучении технике оригами................................ 26

Раздел II. Оригами в детском саду 27

Сказка Квадратика...................................... 29

Характеристика детей возраста 4,5-5 лет и рекомендуемые поделки 30

Раздел III. Оригами в школе 156

Некоторые сведения из истории бумаги 157

Некоторые сведения о производстве бумаги 158

Опыты и наблюдения по изучению свойств бумаги......................... 159

Изготовление различных игрушек 162

Птицына Марина Анатольевна, воспитатель

Проблема первая – готовность ребенка к школьному обучению.

В школе обращают мало внимания на развитие мелкой моторики ребенка. Главное для учителя научить писать, дать необходимый объем материала, порой огромный. Неподготовленному ребенку трудно усвоить нужный материал, он не успевает за темпом урока. Главная задача детского сада – всесторонняя подготовка ребенка к школе.

Цели:

Развитие таких познавательных процессов как, восприятие, внимание, память, логическое мышление.

Совершенствование моторики рук и тонких движений пальцев, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие и успешное обучение в школе.

Совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Формирование у ребенка принципов коллективизма в процессе совместной деятельности, с одновременным развитием качеств, свойственных индивиду – самостоятельности, саморазвития, самоопределения.

Проблема вторая – дефицит игровой деятельности.

Ведущей в дошкольном возрасте является игра, а мы пытаемся увеличить объем информации, и на первое место ставим учебную деятельность. У детей практически не остается свободного времени, когда они могли бы самостоятельно играть.

Цель:

Создание условий, насыщающих жизнь детей в детском саду игрой.

Проблема третья – творческая активность и самостоятельность в художественно-эстетическом развитии ребенка через совершенство овладения техникой оригами.

Оригами помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение, художественный вкус.

Цели:

Овладение ребенком дошкольником техникой оригами.

Развитие самостоятельной творческой деятельности.

Развитие эстетического вкуса.

Проблема четвертая – применение продуктов детской деятельности в самостоятельных играх детей.

Очень часто мы не знаем, куда девать поделки, сделанные детьми. Отдавая их домой, они быстро приходят в негодность и подлежат выбросу. В группе хранить «мертвым грузом» тоже не годиться.

Цель:

Создание театра оригами

Проблема пятая – создание сюжетно-тематических композиций.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы.

Цель:

Создание иллюстраций к литературным произведениям.

Дать первичные знания о композиции: формирование чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги.

Возможность применения различных художественных материалов и техник: коллаж, живопись, графика.

Проблема шестая – развитие коммуникативных способностей детей

Нравственные качества личности формируются и проявляются в тесной взаимосвязи. Необходимо выбрать место для своей работы на коллективном панно, выполнять работу не мешая друг другу, прийти на помощь товарищу. Складывая фигурки оригами, ребенок мысленно вкладывает в нее все свои добрые намерения и пожелания.

Цель:

Создание коллективных панно.

Выполнение оригинальных подарков своими руками.

Оформление открыток, приглашений, помещений к празднику.

Проблема седьмая – связь оригами с другими видами деятельности

Ни в одном источнике нет единого планирования по оригами от младшей до подготовительной группы. Даже в программе "Детство" рекомендуемые к изготовлению поделки не имеют взаимосвязи с другими разделами программы. Я попыталась определить темы изготовления поделок всех возрастных групп, исходя из методического планирования к программе "Детство".

Цель:

Составление тематического планирования во всех возрастных группах.

Подпроект

Выучим технику оригами

(младший дошкольный возраст)

Цель:

Знакомство младших дошкольников с техникой оригами, различными приемами и способами действия с бумагой.

Задачи:

а) развитие творческих способностей, воображения, художественного вкуса в результате изготовления поделок в технике оригами;

б) развитие уверенности в своих силах и способностях;

в) развитие творческого воображения за счет использования дополнительных деталей;

г) помочь приобрести знания, умения и навыки по складыванию базовых форм оригами;

д) обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее распространенных и простых в изготовлении моделей оригами;

е) знакомство с основными геометрическими понятиями;

ж) развитие памяти, внимания, активизация мыслительных процессов;

з) работа по схемам.

Необходимые условия:

а) создание пооперационных карт-схем;

б) место в группе для работы – "уголок оригами";

в) возможность демонстрации детских работ;

г) материал для работы: цветная бумага, ножницы, клей;

д) литература, иллюстрации.

Предполагаемый результат:

Соотнесение наглядных символов (показ) со словесными (объяснение) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение работы без помощи педагога).

Способы диагностики:

а) овладение техникой оригами;

б) анализ продуктов детской деятельности;

в) проявление творчества.

Подпроект

Театр оригами

(старший дошкольный возраст)

Цель:

Развитие творческих способностей и художественного вкуса, желание создавать персонажи декорации для театрализованной деятельности.

Задачи:

а) овладение ребенком дошкольником изготовления поделок в технике оригами;

б) умение работать по схемам;

в) развитие творчества, фантазии, художественного вкуса;

г) развитие уверенности в своих силах и способностях;

д) развивать желание придумывать свои поделки;

е) обыгрывание своих поделок, показ спектаклей (настольный театр), составление рассказов и сказок по своим поделкам.

Необходимые условия:

а) место в группе для изготовления и хранения поделок;

б) схемы, пооперационные карты, литература;

в) бумага (квадраты), ножницы, клей, бумага для дополнительных деталей;

г) знакомство с литературными произведениями, которые можно драматизировать;

д) рассказы детей.

Предполагаемый результат:

а) применять знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок);

б) приходить на помощь своему товарищу при изготовлении поделок;

в) проявление творчества при изготовлении поделок (дополнительные детали);

г) придумывание своих поделок.

Способы диагностики:

а) умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения;

б) умение сделать изделие по инструкционной карте;

в) анализ готовой работы, умение украсить дополнительными деталями.

Сроки реализации: в течение года

Мы использовали несколько вариантов работы:

а) театр на столе;

б) пальчиковый театр;

в) театр масок.

Подпроект

Игра

Цель:

Создание условий, насыщающих жизнь детей в группе игрой.

Задачи:

а) испытывать радость от исполнения роли, общения, игры;

б) развитие умения "входить в образ";

в) вовлечение детей в драматизации, изготовление персонажей и декораций;

г) поощрение детских игровых объединений.

Необходимые условия:

а) место в группе для игры;

б) разнообразие игрового театрального оборудования;

в) хранение созданных игровых персонажей;

г) рассказы и сказки детей.

Предполагаемый результат:

а) чувство радости от совместного труда, общения, игры;

б) доброжелательность, внимание к сверстникам;

в) готовность к взаимному сотрудничеству.

Способы диагностики:

а) наблюдение;

б) анализ театрально-игровой деятельности;

в) анализ сюжетов самостоятельных детских игр.

Сроки реализации: в течение года

Подпроект

Создание сюжетно-тематических композиций

Цель:

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами; развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию.

Задачи:

а) учить правильно располагать предмет на плоскости листа

б) устанавливать связь между предметами расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали

в) Обучение различным приемам работы с бумагой, творческий подход к выполнению работы

Необходимые условия:

а) рамки для коллективных панно, служащие в том числе и для украшения интерьера;

б) бумага (квадраты), ножницы, клей, бумага для дополнительных деталей;

в) литературные произведения с красочными иллюстрациями;

г) схемы, пооперационные карты, литература по оригами.

Предполагаемый результат:

а) дети должны научиться различным приемам работы с бумагой;

б) уметь проявлять творчество в художественном оформлении работ, уметь применять в оригамной композиции другие художественные материалы и техники (аппликация, коллаж, графика);

в) применять знания, полученные на занятии, при создании композиций;

г) научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.

Способы диагностики:

а) работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;

б) анализ готовых композиций.

Сроки реализации: в течении года

Подпроект

Нравственно-этические нормы поведения и общения

Цель:

Расширение коммуникативных способностей детей

Задачи:

а) формировать у ребенка принципы коллективизма в процессе совместной деятельности;

б) испытывать радость, изготовляя поделку в подарок;

в) воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;

г) развивать уверенность в своих силах и способностях.

Необходимые условия: Участие в коллективном обсуждении предстоящей работы.

Предполагаемый результат:

а) улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;

б) развитие чувство коллективизма, так как только работая вместе можно сделать множество интересных композиций;

в) уметь приходить на помощь товарищу.

Сроки реализации: постоянно

Приложения:

Планирование в младшей группе (Приложение 1)

Планирование в средней группе (Приложение 2)

Планирование в старшей группе (Приложение 3)

Планирование в подготовительной группе (Приложение 4)

Налимова Любовь Анатольевна

Пояснительная записка.

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

Программа "Творческое конструирование из бумаги /оригами/, как средство дополнительного образования дошкольников" поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.

Программа развивает активный творческий поиск, прежде всего, для самих воспитателей, Именно развивая и совершенствуя свои умения в складывании и конструировании, воспитатель сможет привить интерес к оригами у детей.

Программа рассчитана на три учебных года с детьми от четырех до семи лет, обосновывает определенное количество занятий в год. Раскрывает широкие возможности применения оригами не только на занятиях по конструированию и ручному труду, но и на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, рисованию, математике.

В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения.

Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий и совместной деятельности. Поможет ввести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.

Занимаясь с детьми дошкольного возраста, желательно показывать, как складывается фигурка, передавая "секрет" складывания из рук в руки. Для этого необходимо вначале самим освоить сборку той или иной модели. Хорошо начинать занятия с показа качественно выполненного образца, с демонстрации красивых и сложных моделей, рассказывал: об оригами, чтобы заинтересовать детей.

Работать желательно с большим квадратным листом 16x16 или 20x20, медленно показывая каждый шаг, разъясняя ориентиры на листе: верхний край, нижний, центральная линия, угол, складка, сторона и т. д. За одно занятие дети обычно осваивают одну фигурку. Чем младше дети, тем малочисленней должна быть группа занимающихся одновременно детей.

Для средней группы 4-6 человек.

Для старшей группы 6-8 человек.

Для подготовительной к школе группы 8-10 человек.

Средняя группа

Общие задачи на год обучения:

1. Изготовление квадрата, деление его на две равные части.

2. Знакомство с геометрическими понятиями, квадрат, прямоугольник, треугольник, угол.

3. Владение ножницами.

4. Знакомство с искусством оригами.

5. Желание работать с бумагой.

Старшая группа.

Общие задачи на год обучения.

1. Развить умение ориентироваться на листе бумаги. Подвести детей к пониманию и запоминанию необходимых терминов и понятий.

2. Создавать оригами, выполненные многократным складыванием углов

3. Развитие произвольного внимания в процессе обучения.

4. Подводить детей к самостоятельному занятию по складыванию оригами.

Подготовительная к школе группа.

Общие задачи на год обучения:

I. Оперирование основными понятиями моделирования оригами.

2. Вкладывание внутрь боковых треугольников и сторон.

3. Закрепить складывания "складкой".

4. Создание осознанного интереса к оригами. Развитие самоконтроля и самооценки.

Концептуальные основы творческого конструирования

Постановка проблемы:

Восприятие оригами

Обучение навыкам изготовления

Эстетическое и умственное развитие дошкольника на занятиях по творческому конструированию

Осознание результата.

Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:

1. Владение ножницами.

2. Обработка квадрата.

3. Создание основ оригами:

а/ складывание квадрата пополам / вдоль, поперек, по диагонали /

б/ складывание сторон от одного угла к центральному сгибу

в/ деление квадрата на четыре части:

Вкладыванием боковых треугольников внутрь

Вкладыванием боковых сторон внутрь

г/ складывание квадрата по диагонали со сгибанием сторон

д/ складывание складкой

е/ частичное отгибание и вкладывание углов

4. Аппликативное оформление оригами.

5. Составление творческих композиций.

Оборудование процесса обучения

1. Бумага:

2. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)

3. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)

4. Салфетки: бумажная, тканевая.

5. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами.

6. Кисти, пластмассовые палочки.

Роль оригами в развитии дошкольников.

Игры - занятия по изготовлению оригами не только популярное развлечение, но и мощное педагогическое средство, применяемое в системе начального и среднего образования некоторых стран мира. Занятие оригами способствует развитию у детей навыков мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки.

Оригами может служить средством установления контакта и налаживания коммуникации с детьми в семье, школе, психологических центрах, службах семьи, психореабилитационных центрах, больницах.

Оригами прекрасное психотерапевтическое средство, отвлекающее и переключающее детей во время болезни или других психотравмирующих ситуаций.

В процессе занятий развивается пространственное воображение, глазомер, способность концентрировать внимание, запоминать, начинает работать фантазия, творческий потенциал. Ребенок усваивает еще один способ выражения себя.

В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей

Умение слушать воспитателя

Принимать умственную задачу и находить способ ее решения

Переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения

Развитие самоконтроля и самооценки

Осознание собственных познавательных процессов.

1. 3.А. Богатеева, “Чудесные поделки из бумаги”, Москва “Просвещение”, 1992 год.

2. З.В. Лиштван, “Конструктивная деятельность в детском саду”, Москва “Просвещение”, 1977 год.

3. “Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду”, под редакцией В.Б.Косминскои, Москва “Просвещение”, 1985 год.

4. “Игрушки из бумаги”, издательство “Дельта”, Санкт-Петербург, 1995 год.

5. “Учимся оригами”, под редакцией Ю.Шумакова, издательство “Лицей”, Ростов на Дону.

6. Кунихико Касахара, “Оригами”, издательство “Алсия”, Япония.

7. Ю.Афонькин, “Волшебный сад оригами”, Санкт-Петербург, 1995 год.

8. Т.И.. Тарабарина “Оригами и развитие речи”, издательство Академия развития, Ярославль,1998 год.

9. Г.И. Долженко “100 оригами”, Ярославль Академия развития 1999 год.

10. Журнал “Дошкольное воспитание”, Москва, 2008 г.

Степанова Ольга Анисимовна, педагог дополнительного образования

Родина оригами – Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в стране восходящего солнца много веков назад. В далёкой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием.

Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги.

“Ори” означает “сложенный”, а “ками” - “бумага” и “бог” одновременно.

Утратив со временем своё ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования. В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Лишь спустя несколько столетий оригами стало достоянием каждого японца, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников.

Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.

Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы. Он изобрёл единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записывать схему складывания любой фигурки. В настоящее время оригами распространено во многих странах мира.

Значение оригами для развития ребёнка.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. Дети овладевают различными приёмами и способами дёйствий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

У детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развивает память, так как чтобы сделать поделку, ребёнок должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, вершина, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

И это ещё не все достоинства, которые заключают в себе волшебное искусство оригами.

Систематические занятия с ребёнком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Материалы и инструменты для занятия и правила пользования ими.

Бумага: для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть чистой, не мятой. Следует обращать внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Это очень важно. Цвет должен конкретизировать образ предмета, с одной стороны (зелёный – ёлка, лягушка; оранжевый – лиса, белка), и представлять себе возможность использовать всю палитру цветов (цветы, бабочки, рыбы, птицы) с другой стороны. Обрезки бумаги убирать в специальную коробочку.

Ножницы: желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности:

Не размахивать ножницами;

Передавать ножницы кольцами вперёд;

При резании следить за положением левой руки;

Не работать ножницами с ослабленными шарнирами;

Убирать их в коробки или подставки кольцами вверх.

Клей: лучше использовать клей ПВА. При склеивании пользоваться салфеткой. Намазывать детали на клеёночке.

Кисточки: следует приготовить кисточки разных размеров. Для склеивания небольших деталей подойдут маленькие кисточки. А если поделку необходимо приклеить на основу, то в этом случае более удобной для работы окажется крупная кисть. Необходима подставка для кисточки. После завершения работы необходимо тщательно промыть кисточки водой и просушить. Хранить кисточки лучше всего в вертикальном положении, ворсом вверх.

Цветные карандаши и фломастеры: некоторые поделки необходимо украсить – нарисовать глаза, нос, чешуйки у рыбок и т. д.Особенно пригодятся карандаши и фломастеры, если фигурка выполнена из бумаги белого цвета. Карандаши должны быть всегда подточены.

Все инструменты и материалы после окончания работы убираются на место, убирается так же своё рабочее место.

Условные знаки, принятые в оригами

Базовые формы оригами

В основе любой поделки лежит определённая заготовка – базовая форма (См. Приложение № 2).

Каждая форма имеет своё название. Умение складывать базовые формы позволит ребёнку быстрее ориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приёмы её конструирования.

Общие правила при обучении технике оригами

1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.

3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.

4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.

7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Используемая литература

1. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги [текст, образцы]- М.: “Просвещение”, 1999 143 с.

2. Долженко Г.И. 100 оригами [текст, образцы, схемы]- М.: Академия “Холдинг”, 2004 -222 с.

3. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами [текст, образцы, схемы]- М.: –“АРИС –ПРЕСС”, 2004 – 186 с.

4. Соколова С. Школа оригами [схемы] – М.: Изд-во Эксмо – 175 с.

5. Тарабарина Т.И.Оригами и развитие ребёнка [текст]- Ярославль, ООО “Академия развития”, 1996 –с.34-48

6. Черныш И.В. Забавные поделки к праздникам [текст, образцы, схемы]- М.: “АРИС – ПРЕСС”, 2004 190 с.

Корнеева Светлана Геннадьевна, воспитатель

Вы заметили, что яркие игрушки и замысловатые конструкторы многих детей занимают ненадолго? Вскоре они оказываются заброшенными, а малыши снова ищут, чем бы заняться... Ребенок, как Бог, хочет сотворить мир сам, почти из ничего. И оригами дарует ему эту возможность. Сотворение мира из бумаги нравится детям потому, что, начавшись с простых вещиц, оно на них не заканчивается, а становится все сложнее и увлекательнее. Но даже от первых незатейливых поделок сразу теплеет на душе, особенно когда колдуют над ними все вместе - и взрослые, и дети.

Мы ежедневно сталкиваемся с бумагой. Много полезного и интересного делают с помощью бумаги, экспериментируя с ее свойствами! Бумагу можно мять, разрезать, скручивать. И начинает казаться, что бумага действительно волшебная. Это похоже на фокус, когда из обычного белого листа без клея и ножниц получаются забавные звери, кораблики, цветы и т.п. Все это называется одним словом - "оригами", по другому - "сложение бумаги".

Истоки этого искусства уходят своими корнями в глубокую старину.

Тысячу лет назад в Стране восходящего солнца это было не столько забавой и увлечением, сколько священным ритуальным действием.

Со временем значение оригами стало более земным: радовать глаз и в будни, расцвечивая быт, и в праздники, украшая карнавальные шествия. А еще многие признавали, что это одна из увлекательных форм познания мира. Знаменитый немецкий педагог и основатель системы дошкольного воспитания Фридрих Фребель высоко оценивал искусство складывать бумагу как способ ознакомления детей с азами геометрии. Но познавательные способности оригами гораздо шире.

Не случайно в некоторых странах это занятие - такой же обязательный школьный предмет, как родная речь или математика.

Сегодня оригами занимаются и взрослые и дети, которые придумываю все новые и новые фигурки. Кстати, оригами не только интересное, но и полезное занятие. Если начать перечислять все положительные стороны занятий детей оригами, может получиться весьма внушительный список. Прежде всего, стоит отметить, что детям будет невероятно интересно заниматься поделками из бумаги. Бумагу можно найти всегда, да и обрабатывать ее совсем несложно. К тому же, это недорогое удовольствие. Заниматься оригами могут даже малыши. Тут нет ни клея, ни ножниц, поэтому можно не беспокоиться за безопасность вашего ребенка. Ко всему прочему оригами способствует развитию умения общаться - ведь дети занимаются творчеством в коллективе. Процесс изготовления различных поделок для ребенка сродни игре. Мало того, что им интересно, что получится в результате, так они еще и получают удовольствие от самой работы. А это очень важно.

Увлечение оригами благотворно влияет на развитие эстетического вкуса у ребенка, служит отличным тренажером памяти и глазомера. Дети учатся мыслить конструктивно, становятся более внимательными.

Кроме того:

Дети избавляются от множества комплексов, становятся более уверенными в своих возможностях;

Занятие оригами способствует возникновению игровых ситуаций;

В полной мере воплощает в реальность формулу успеха;

Позволяет развивать чувство формы, способность к сочетанию;

Разрабатывает кисть;

Закладывает основы будущего мастерства;

С его помощью развиваются мелкая моторика рук, аккуратность, умение читать чертежи и, самое главное, воображение и творческие способности;

Еще одним достоинством оригами является то, что не нужны особые материальные затраты. Понадобится только лист бумаги;

Оригами поможет в изготовлении поделок, подарков, в оформлении праздников.

Важно, чтобы в работе принимали участие и взрослые. Это не только отличный способ для совместного отдыха, но и к тому же, возможность открытия новых творческих граней, как у детей, так и у взрослых.

Не нужно ограничивать самостоятельность ребенка, и так, постепенно, в ходе работы будет развиваться творчество. Дети, которые уже освоили азы этого увлекательного занятия, с удовольствием будут подсказывать, и помогать малышам, для которых оно в новинку.

Нужно отметить, что оригами положительно сказывается и на мелкой моторике пальцев. Такие выводы были сделаны на основе тестов, проведенных по методике Озерецкого.

Была набрана группа детей, в которой практически у всех малышей была определена низкая моторика пальцев, а высокой не было ни у одного. После того, как дети прошли курс занятий оригами, группа разделилась на детей со средним и высоким уровнем моторики пальцев. Что примечательно, низкой моторики не наблюдалось ни у одного ребенка.

Понятно, что одного желания ребенка заниматься оригами, недостаточно. Он просто напросто сможет не справиться со сложным для него заданием, хотя и с удовольствием примется за его выполнение. Именно поэтому важно, чтобы взрослый оказал малышу поддержку. Так, постепенно переходя от простых заданий к более сложным, и получая основные навыки, ребенок будет творчески развиваться.

Используемая литература.

1. Коротеев И.В. Оригами для малышей - М.,Просвещение,1996.

2. Чернова Н.Н. Волшебная бумага - М., АСТ,2005.

3. Соколова С.В Оригами для старших дошкольников - СПб,2004.

4. Шумаков Ю.А. Учимся оригами - Ростов на Дону, 2003.

5. Куранова Т.А., Ямпольская А.В., Геркулесова Т. Оригами - и пользы ради, и потехи для

Попкова Светлана Александровна, воспитатель коррекционной группы

Не бойтесь! Боящийся – не совершенен… Какому бы делу вы ни решили посвятить себя, то, чему вы научились у простого бумажного листа, никогда вас не оставит!

О японском искусстве складывания бумаги

В детстве мы запускали бумажные самолётики и мастерили незамысловатые шапки из газет – вот только не знали, что занятие это называется “оригами” и имеет солидный возраст.

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло к себе внимание многих, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных.

В.А. Сухомлинский писал: “Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Это подвело меня к мысли освоить и широко использовать в практике конструирование из бумаги по методу оригами.

Из опыта работы известно, что доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, таким как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества. Оригами дает для этого огромный простор для работы пальцами – мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас “однорукие”: мы почти все делаем правой (или левой) рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы все делаем двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка.

Так как это – продуктивный вид деятельности, в группе создана творческая мастерская. Совместно с детьми мы определили, что понадобится нам для работы:

1. Белая и цветная бумага. Цвет ее должен соответствовать поделке. Конструируем мы также из обычной "тетрадной" бумаги в клеточку и линеечку. Дети стремятся в своих поделках выразить типичные внешние особенности окраски и украшения предмета, чтобы получить наиболее колоритную, интересную для игры красочную игрушку. Я поддерживаю такое стремление детей и даю им возможность наиболее полно и красочно отобразить в конструкциях свой замысел. А для этого часто требуется совершенно необычная бумага с рисуночной поверхностью. Например, изготовляя жирафа, предварительно на жёлтую бумагу наносим характерные коричневые пятна. А для зебры или тигрёнка готовим бумагу с нарисованными полосками на серой или жёлтой основе. К такой подготовительной работе всегда привлекаю самих ребят, объяснив и показав им способы видоизменения бумаги, используя для оттиска рисунка разные штампы, трафареты, а также кисточку и краски. Одним из простых способов создания текстурированного листа является “печатание” на поверхности заготовки мятой бумагой, имитирующей тот или иной рисунок. Для этого берём писчую, газетную или обёрточную бумагу (не впитывающую), комкаем в руке, придавая ей определённую форму, опускаем в нужный раствор краски и делаем на заготовке повторяющиеся в определённом порядке оттиски, красиво и равномерно покрывая всю поверхность бумаги. Декорируем бумагу и способом набрызга жидкой краски. Происходит это так: берём щётку, смачиваем её краской и проводим по щетине палочкой, направляя к разным частям плоскости бумаги. Так мы делаем бумагу для изготовления бабочки, птички, выбирая каждый раз новый цвет заготовки и краски для набрызга.

2. Ножницы. При использовании ножниц я напоминаю детям о правилах безопасности: не размахивать ими в разные стороны, следить за тем, чтобы не порезаться, твердо держать в правой (или левой) руке и при резании не подставлять левую (или правую), не оставлять ножницы открытыми на рабочем месте, передавать кольцами вперёд.

3. Клей. Части некоторых поделок необходимо склеивать. Для этого мы берём клей. Так как канцелярский клей оставляет жёлтые пятна, в своей работе я использую клей ПВА или клей – “карандаш”.

4. Салфетки. Салфетками мы убираем с поделки остатки клея. Салфетка должна хорошо впитывать влагу. И, конечно же, дети не забывают стирать после занятий свои салфетки.

5. Цветные карандаши, фломастеры или маркеры. В некоторых поделках приходится рисовать отдельные элементы, например: глаза, нос, уши и др. Для этой цели мы еще используем акварельные краски и гуашь, а также делаем аппликацию из цветной бумаги.

На занятиях оригами мы совместно с детьми составили правила:

1. Не забудьте перед работой застелить на стол клеенку, а по окончании - убрать рабочее место.

2. Не разбрасывайте инструменты.

3. Ножницы передавайте только за сомкнутые лезвия.

4. Листы бумаги храните в развернутом виде.

5. Кладите кисточку на специальную подставку. После работы не забудьте вымыть кисточку и хорошо просушить ее, поставив ворсом вверх.

6. При склеивании пользуйтесь салфеткой

7. Для материалов, инструментов и обрезков бумаги у вас должны быть специальные подносы.

С помощью оригами я развиваю у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуются психические процессы, мелкая моторика рук, творческое воображение, пространственное мышление.

Детям моей группы нравится заниматься оригами потому, что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка, приложил усилие, на первых порах не такое уж и большое - а из бумажного листа всегда получается что-то - хуже, лучше, не важно, зато свое.

Работу проводила в 5 этапов:

1. Ознакомление со свойствами бумаги.

Первые занятия я посвятила свободным действиям с бумагой, чтобы дать детям возможность познакомиться с её свойствами. Для игры “Воздушный футбол” дети сделали “мячи” из бумаги и дули на них, в процессе чего выяснили, что бумага лёгкая и сдвигается с места даже от воздушной струи.

На одном из занятий я дала детям бумажные кораблики, мы поиграли с ними и оставили в тазу с водой, а утром увидели, что они раскисли. Также дети рвали бумагу и в процессе этого занятия мы узнали, что бумага бывает разной плотности, может рваться легко или более трудно. Увидели, что разным бывает и разрыв: ровный или клочками. После этого начали работать с бумажными квадратами. Я предложила детям сделать несколько сгибов на своём квадрате, и мы заметили, что бумага может легко сгибаться, а может ломаться на сгибах. После этого я предложила детям развернуть квадрат и аккуратно разгладить сгибы рукой. В процессе этого упражнения мы выяснили, что если бумажный квадрат согнуть и загладить сгиб, то след от этого сгиба при разглаживании не исчезает, потому что бумага легко сгибается и мнётся. Таким образом, я познакомила детей с основными свойствами бумаги. А также объяснила основное правило изготовления поделок: необходимо тщательно проглаживать сгиб, т.к. если сгиб плохо проглажен, то получившиеся в квадрате геометрические фигуры будут выглядеть неаккуратно.

2. Ориентировка в пространстве на квадратном листе бумаги.

На этом этапе я учила детей складывать из бумаги два прямоугольника, четыре треугольника, четыре квадрата; отрабатывала точность движений, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки. Занятия проходили живо и эмоционально, в игровой форме. Я многократно показывала каждый приём в разных ситуациях, объясняя его словами: “Если приложить один угол бумажного квадрата к противоположному углу (объяснение всегда сопровождаю показом), сгиб прогладить, затем развернуть и сделать то же с другими двумя углами, то, развернув квадрат, увидим четыре треугольника”. (Дети повторяли мои действия, используя свои квадраты). Из квадрата путём складывания можно получить не только треугольники. “Если приложить одну сторону к противоположной стороне, аккуратно совместив углы и прогладив сгиб, получится два прямоугольника” (показывала, дети повторяли). А затем предложила детям подумать, что нужно сделать, чтобы в итоге получилось четыре квадрата?

Дошкольникам необходимо поощрение и поддержка, и на первых порах я даже сама намечала некоторые сгибы. Вместе с умениями у детей появилась уверенность в своих силах и желание работать дальше. Приобретённые знания закреплялись в играх на других занятиях.

3. Изготовление простейших игрушек.

Только после этого мы приступили к изготовлению простейших игрушек. Прежде я сама всё складывала несколько раз и лишь потом показывала детям, как это делается. Затем я правильно объясняла и складывала модель вместе с ними. Как правило, я просила детей после этого попробовать сложить самостоятельно. Улучшение мелкой моторики, ориентировки в пространстве, умения преобразовывать геометрические фигуры позволили перейти к следующему этапу.

4. Изготовление сложных игрушек.

На данном этапе для изготовления фигур требуется не только умение выполнять поделку на основе чётких ориентировок на листе (угол, сторона), но и знание промежуточных понятий, достаточная развитость глазомера (умение определять середину стороны, делать сгиб, немного не доходя до угла, края).

5. Изготовление сюжетных композиций.

Освоив технику выполнения моделей, дети за одно занятие успевали сделать несколько поделок, что позволило объединять их в сюжетные композиции, дополняя элементами аппликативного оформления фона.

Данная работа проводилась не только на специально организованных занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Удивительно, что, пробуя складывать самостоятельно, дети вдруг неожиданно могут создать свое. Получается рождение новой фигуры, и тогда я говорю ребенку, что он - автор собственной модели.

Результат, конечно, важен, но иногда кажется, что сам процесс складывания гораздо важнее. Во время занятий мы беседуем о птицах, животных или цветах, которые складываем, выделяя характерные черты для того или иного живого существа. Это способствует развитию мыслительных процессов, речи.

Важное место занимают игровые приёмы (например, я брала аквариум и говорила, что мы будем заселять его жителями, а для этого необходимо сделать рыбок), художественное слово (просила детей отгадать, что будем делать на занятии), советы, вопросы. Сложив из бумаги поделки животных, дети рассказывают с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями. Справившиеся с заданием дети идут играть с поделкой, сделанной своими руками.

Для того чтобы процесс изготовления поделок в стиле оригами стал для детей более доступен, я познакомила детей с пооперационной картой (работать с ней проще и интереснее, чем со схемой по изготовлению поделок в стиле оригами). Пооперационная карта показывает последовательность создания бумажной фигурки: какую геометрическую форму надо взять, с чего начать работу, что сделать потом и т.д. Испытывая трудности на каком-то этапе, дети разворачивали заготовку на пооперационной карте и по сгибам складывали её вновь.

Мы с детьми регулярно просматриваем всё то, что им удалось сделать. Причём я положительно оцениваю творческую инициативу каждого ребёнка независимо от полученного результата.

В своей работе я последовательно использую систему “от простого к сложному”. После того, как дети освоили технику выполнения поделок на основе пооперационных карт, я ввела схемы.

Манипуляции с обыкновенным листом бумаги, позволяющие без клея и ножниц выполнить огромное число фигурок - от элементарных складных конвертов до сложных композиций - вызывают постоянный интерес у детей.

Приобретя некоторый тренинг в выполнении простейших предметов, я учу детей создавать бумажные игрушки, предметы обихода и забавные мелочи. Если ребенок занимается оригами, то одновременно с радостью творчества он получает дополнительный тренинг кистей и пальцев рук, ведь их сила автоматически возрастает, когда ребенок складывает и сгибает листы бумаги, разглаживает заготовки и расправляет полученные модели.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и. т. д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Очень часто изобразительные свойства оригами остаются нераскрытыми перед детьми. Дети не видят в изготовляемых ими поделках простора для творчества и фантазии. Я показываю детям, как сделать игрушку более выразительной, отличающейся от других. Этого можно достичь, не только варьируя игрушки по величине и цвету, но и внося какие-либо новые детали в конструкцию самих поделок. Очень удачным моментом в работе с оригами я считаю соединение искусства слова, декоративно-прикладное искусства и искусства складывания (оригами): в этот момент дети учатся творить.

Мы изготавливаем поделки в стиле оригами, а затем расписываем их, используя элементы декоративно-прикладного искусства. В конце процесса из-под кисти детей выходят настоящие шедевры, которые можно взять в руки и рассмотреть со всех сторон. Из стаканчика можно выпить воды, а в коробочку можно сложить всякую мелочь. Эта работа развивает воображение и обогащает духовную жизнь каждого ребенка.

Игрушки-самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.

С большим удовольствием дети занимаются оригами. Совместными усилиями мы сумели помочь нашим малышам войти в чудесный мир оригами. Дети стали более внимательны, усидчивы, занимаются с интересом, сами пытаются что-то изобрести, придумать. Этого было очень нелегко достичь, но это получилось!

Систематические занятия с ребенком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению. Волшебная страна бумажных игрушек ждёт всех, у кого пытливый ум и умелые руки!

Астанина Алевтина Григорьевна, учитель начальных классов

Развитие творческой личности школьника было и остаётся одной из важнейших задач обучения и воспитания. Для этого необходимо развивать индивидуальные способности детей, создавать благоприятные условия для их развития. В основе этого процесса лежит стремление к познанию неизведанного, нового о мире. При этом дети преодолевают сомнения, становятся уверенными в своих силах и эффективно осуществляют практическую деятельность. В первый класс дети приходят с разным уровнем подготовки. У подавляющего большинства детей ведущим остаётся аудимоторный образ мышления, и лишьу малой части - зрительный.

Познание - это творческая деятельность ребёнка, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание позволяет расширить горизонты понимания самого себя через ощущение, восприятие, представление. Чтобы понять какую-либо науку или овладеть искусством, практически всем детям необходимо прожить период детства естественно, природосообразно (так ещё говорили Коменский, Локк, Песталоцци, Ушинский, Макаренко), отдав первое место не только играм, но и труду, ручному в первую очередь. Любой вид ручного труда должен соотноситься с врождёнными способностями каждого ребёнка. Один из видов ручного труда - это ОРИГАМИ (искусство складывания из бумаги). Древнее японское изобретение, при котором, голова работает руками ", и очень успешно. Идея оригами настолько проста, что проще не бывает. Складывая квадратный листок бумаги, надо получить какую-то выразительную фигурку. При этом не нужны ни ножницы, ни клей, а лишь квадратный лист бумаги - и процесс пошёл.

Во время занятий “Оригами” дети играют и трудятся. На протяжении нескольких лет работы с детьми сложился определённый алгоритм:

Знакомство с условными знаками, со схемами;

Знакомство с базовыми формами;

Рисование эскизов;

Поэтапное изготовление игрушки;

Выполнение работы.

Знакомство с условными знаками, со схемами происходит на первых занятиях.

Все эти условные обозначения обязательно пригодятся им для дальнейшей работы. Подбирается материал, который удобен для создания определённой фигурки. Эта маленькая исследовательская деятельность проявляется в том, что дети из предложенного материала (картон, салфетки, гофрированная, писчая, обёрточная бумага и т. д.) выбирают удобную. Работая со схемами, познают элементы геометрии, черчения. Подбирая бумагу по цвету, у детей развивается художественный вкус. Ручной труд способствует развитию мыслительной деятельности. Занятия должны быть посильными, привлекательными и полезными. Подобно шахматным дебютам, первые этапы складывания фигурок производятся по стандартной схеме до получения одной из базовых форм. Далее множество комбинаторных вариантов приводит к появлению бесконечных множеств моделей оригами. Это очень роднит оригами не только с древней игрой,но и с математикой. Таким образом, оригами развивает абстрактное мышление, способность видеть зрительную схему задачи, и длинную цепочку достижения результата, развивает память, речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияя друг на друга), а значит, овладение в школе письмом не будет вызывать больших затруднений. Оригами способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления). В реабилитационных центрах оригами просто незаменимо: после переломов рук оно восстанавливает мелкую моторику пальцев, повышает жизненный тонус. Слепые дети, складывая фигурки животных, познают мир. Больным ДЦП оригами помогает бороться с болезнью. Отмечена также психотерапевтическая роль складывания. В этом увлекательном занятии сходятся самые разнородные психофизиологические механизмы. Это моторика и воображение, размышление и фантазия, стимул быстрого результата. Например, сложив фигурку бабочки, ребёнок переходит к игре в готовую фигурку. Рисует последовательность складывания понравившегося оригами, читает новые схемы. Объединившись, дети компонуют бабочек в панно. Получается картина. В дальнейшем дети составляют рассказы, сказки, дополняют картину различными элементами (красками, пластилином). Например, создавая из бумаги самолёты, дети устраивают соревнования на дальность полёта и совершенствуют свои модельки. Изготовив фигурки животных, устраивают игру в зоопарк. Изучив несколько способов складывания конверта, дети могут красиво оформить и подать, как любовное письмо ко Дню святого Валентина (“валентинку”), так и служебную записку. Научившись складывать различные варианты салфеток, ребята помогают дома оригинально украсить праздничный стол. В обычном листке бумаги прячутся бесчисленные фигурки цветов, зверей, насекомых, маски, звёзды, шкатулки... Надо только извлечь их из небытия, вдохнуть в них живую душу. Тогда листок оживёт, превратится во всевозможные конструкции, начнёт удивлять и радовать, будить фантазию. Такая смена внимания предупреждает локальные перенапряжения и переутомления ученика при насыщенной разнообразной моторной и мысленной работе.

Родители и учителя заметили, что изменяется отношение к учёбе среди занимающихся оригами. У них повышается внимательность, собранность, укрепляется дисциплина, быстрее работает ум. Ребёнок становится уверенным в своих силах и способностях, снижается уровень тревожности. Совместное творчество надолго остаётся в памяти и помогает найти контакт со сверстниками. У детей есть возможность проявить свою индивидуальность, самостоятельность, раскрыть творческий потенциал. Вовремя выявленный интерес к творчеству (не только в оригами) отнимает место у лени и скуки. Ещё в далёком 1918году А.В. Луначарский написал: “Как доказал опыт американской и норвежской школ, достаточно весёлая и напряжённая работа буквально истребляет в классе все те инцинденты, которые в противном случае толкают учителя на дисциплинарные взыскания. Умейте занять детей - вот единственное правило школьной дисциплины. ”

Стряхилева Елена Юрьевна, учитель начальных классов

Доказано:

Речевой и двигательный центры в головном мозге находятся рядом, и, развиваясь, стимулируют друг друга.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой мускулатуры пальцев.

Простые движения пальцев снимают усталость и напряжение.

Стимулирование акупунктурных точек кистей рук оказывает оздоровительное воздействие на весь организм.

Педагогами, врачами, психологами разработано множество разнообразных упражнений для развития мелкой моторики мускулатуры пальцев начиная с самого рождения ребёнка. Тем не менее, тема эта не перестаёт быть актуальной. У многих поступающих в 1 класс детей наблюдается недоразвитость тонкой (мелкой) моторики. Это связано с отсутствием единой системы подготовки будущих первоклассников в детских садах, а также с увеличивающимся количеством дошкольников, не посещающих подготовительные группы данных учреждений. Актуальность темы определяет и социальный заказ родителей и педагогов: профилактика моторной дисграфии путём развития мелкой моторики.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, месить тесто, стирать бельё, вязать, вышивать, штопать, шнуровать обувь и т. д. Сейчас же чуть ли ни на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не всё в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Ведь ещё работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в корне больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Однако даже если речь ребёнка в норме – это вовсе не значит, что ребёнок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-х лет ребёнок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, в 5 лет – завязывание шнурков вызывает затруднение, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, есть повод задуматься!

К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш и ручку. Но, ведь больше всего на свете маленький ребёнок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребёнка с миром.

Сегодня существует много методик развития тонкой (мелкой) моторики пальцев рук. Очень интересными для ребят могут быть пальчиковые гимнастики, сочетающиеся с проговариванием двух-, трёх- и четверостиший. Упражнения из практической жизни, заимствованных из системы итальянского врача и педагога Марии Монтессори, таких как переливание воды из чашки в чашку, чистка обуви, подметание пола, мытьё посуды, плетение кос, перемешивание салатов, лепка пельменей и так далее. Массажи восточных медиков при помощи каменных, металлических шаров, грецких орехов, шестигранных карандашей вообще оказывают координирующий и оздоровительный эффект. Талантом же нашей народной педагогики созданы игры “Ладушки”, “Сорока – белобока”, “Коза рогатая” и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми, которые видят в них всего лишь развлекательное, а не развивающее воздействие.

Знакомясь с системой Марии Монтессори (упражнения из практической жизни), меня заинтересовало одно упражнение для координации движений – складывание салфеток по размеченным линиям. Очень похоже на оригами, не правда ли? Так возникла идея по разработке системы упражнений, связанных со складыванием бумаги. Сегодня существует большое количество книг с поделками из бумаги. Выбрать ту или иную фигурку, схему её изготовления уже не составляет труда. Важно, чтобы поделка и схема к ней была понятна и по силам ребёнку.

На первых занятиях с будущими первоклассниками, заметила, что дети устраивают мини спектакли с изготовленными фигурками. И к оригами добавились сказки, которые ребятам очень понравились. Обычно занятие начиналось с прочтения сказки, затем шло изготовление поделки, далее – мини спектакль. Вот так родился цикл “Сказки оригами” (Приложение 1), который можно использовать не только при подготовке детей к школе, но и в кружковой работе.

Ребята сами фантазируют, предлагают, кого из героев они хотели бы добавить в свою коллекцию, какое имя им дать, что с ними может приключиться. С каждым уроком количество поделок будет увеличиваться, а простор для детского воображения – расширяться.

Такие занятия оригами сегодня не только модны, но и полезны для развития тонкой (мелкой) моторики, они оказывают воздействие на тактильную чувствительность и сложную координированность движений пальцев и кистей рук, что позволяет окрепнуть детской руке и без труда, в дальнейшем, овладевать навыком письма.



Поделиться