Творческий проект "наши добрые сказки ". Творческий проект "волшебный мир сказок"

Проект

«Сказка в гости к нам спешит»

для детей старшей группы (5-6 лет)

Со сказками все дружат,
И сказки дружат с каждым
Они необходимы,
Как солнышка привет
Кто любит слушать сказки
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А может быть и нет.

Основание проекта

Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.

Для повышения интереса к книге, любви к чтению нами был разработан проект «Сказка в гости к нам спешит ». В процессе данного проекта частично реализуются задачи образовательной области «речевое развитие», «Художественно-эстетическое».

Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.

Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.

Выбирая первые сказки для малыша необходимо принимать во внимание уровень его психического развития. Сказка не должна пугать ребёнка, а должна приносить пользу. Хорошо если первые сказки будут с красивыми и яркими иллюстрациями - это повышает интерес малыша и улучшает понимание сказки.

Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.

Информационная карта

  1. Цели: обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях, прививать любовь к литературным произведениям и их героям.
  1. Задачи:
  • Вызвать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно).
  • Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
  • Продолжать формировать книжный уголок: новинками литературы, портретами писателей и художников - иллюстраторов, аудио и видеозаписями, тематическими альбомами, речевым материалом.
  • Создавать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, способствующей освоению ребёнком миром сказок, приключений;
  • Закрепить и расширить знания детей о сказках;
  • Развивать творческие навыки, коммуникативные умения;
  • Способствовать поддержанию традиции семейного чтения;
  • Продолжать вовлекать детей, родителей и педагогов в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
  1. Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
  2. Тип проекта: творческий, групповой.
  3. Продолжительность : 2месяца
  4. Ожидаемый результат:
  • Пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
  • Разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
  • Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
  • Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.
  • Формирование коммуникативных способностей, эмпатии.
  1. Презентация проекта: Дефиле сказочных персонажей
  2. Этапы работы:

1 этап - подготовительный

Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; сбор информации, литературы, дополнительного материала.

2 этап - основной

Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.

3 этап - итоговый

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

План - схема реализации проекта

Мероприятия

Работа с детьми

Цикл тематических занятий:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад»

Конспект занятия «Викторина по сказкам»

Конспект занятия по математике «Путешествие по сказкам»

Конспект по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Конспект НОД рисование с применением нетрадиционных техник рисования "Волшебный аквариум"

Конспект НОД лепка сказочных персонажей из русской народной сказки "Колобок": заяц, волк, медведь, лиса, колобок.

Беседа «По страницам сказок»

Конструирование «Теремок»

Чтение сказок: Пушкин А. Сказки: Сказка о царе Салтане о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о золотом петушке. Сказка о рыбаке и рыбке. Андерсен Г. X. Снежная королева. Стойкий оловянный солдатик. Новый наряд короля. Принцесса на горошине. Дюймовочка. Штопальная игла. Дикие лебеди . Родари Д. Приключения Чиполлино. , Братья Гримм. Горшочек каши. Мальчик-с-пальчик. Белоснежка и семь гномов. . Т. Александрова. «Домовёнок Кузька» В. Катаев «Цветик-семицветик

Загадывание загадок о сказочных героях.

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам

Встреча в видеосалоне (просмотр мультфильмов по теме)

Театрализация сказки «Три медведя»

Прослушивание сказок в аудиозаписи: «Бременские музыканты», «Мороз Иванович», «Гадкий утенок».

Включение дидактических игр в режимные моменты:

«Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя», кубики «собери картинку» по сказкам.

Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Творческая мастерская: Предложить детям раскраски на тему сказки; рисование сказочных героев; предложить детям пластилин для свободного творчества по данной теме

Прослушивание аудиозаписей: «Приходи сказка», «В мире много сказок»

Работа с родителями

Оформление папки - передвижки «Воспитание сказкой»

Разработать памятку для родителей «Книга в жизни ребенка». Рассказать о роли книги в жизни детей.

Анкетирование родителей «Место книги в вашей семье»

Выставка детских работ.

Программно методическое обеспечение

Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)

Разработка конспектов тематических и интегрированных занятий по теме «Сказка».

Подбор иллюстративного материала художников к сказкам

4. Создание организационно - педагогических условий

Оформление «Уголка книги»

Изготовление декораций к сказкам, масок сказочных героев, атрибутов.

Дефиле сказочных персонажей

Дети в костюмах представляют различных сказочных персонажей. Представление происходит следующим образом: под музыку ребёнок появляется перед детьми, двигаясь характерным для своего персонажа образом. Данный персонаж, может сообщить из какой сказки пришёл. Дети-зрители говорят, кто написал эту сказку, кто лучшие друзья данного персонажа, кто враги.

Для представления персонажи из одной сказки могут объединиться и выступить группой.

Дефиле ведёт ведущий (может быть в костюме известного сказочного персонажа, а может и в костюме сказочника). Ведущий предваряет появление персонажей загадкой, организует музыкально-ритмические паузы, когда все дети вместе с персонажем поют и двигаются под музыку.

Дефиле сказочных персонажей
(сценарий проведения)

Ведущий . Мы сегодня пригласили вас на “Дефиле сказочных персонажей”. Что такое дефиле?

Дети . Где показывают платья.

Ведущий . Это показ моды, где можно увидеть грациозных красавиц, демонстрация костюмов, где красавицы легкой походкой проходят по подиуму. У нас подиум будет - дорожка.

Но сегодня будет необычное дефиле - Дефиле сказочных персонажей. Итак “Праздник сказки” продолжается. И в гости к нам пришла персонажи из разных сказок - русских народных, волшебных, авторских, сказок о животных.

Дефиле начинают персонажи из сказок о животных.

Есть такой персонаж, отгадайте-ка кто такой: “Летом серый, зимой белый”.

Дети . Заяц.

Ведущий . Встречайте зайчика.

Выходит зайчик.

Ведущий . В каких сказках встречается этот персонаж?

Дети . “Теремок”, “Колобок”, “Заюшкина избушка”, “Рукавичка” и т.д.

Ведущий . А сейчас следующий персонаж.

Играет музыка, выходят лисички.

Ведущий . Кто это?

Дети . Лисички.

Ведущий . В каких сказках встречаются, живут эти персонажи?

Дети . “Лисичка со скалочкой”, “Лиса и журавль”, “Лиса и заяц”, “Лиса и волк”, “Теремок”, “Колобок”, “Рукавичка”, “Кот, петух и лиса” и т.д.

Ведущий . Как называют её в сказках?

Дети . Лиса Патрикеевна, Лисичка-сестричка, Рыжая плутовка и др.

Ведущий . А почему их две к нам в гости пришло. Давайте спросим у лисичек. Лисички, а вы из каких сказок к нам пришли?

Лисички . “Колобок”. “Лиса и Заяц”.

Ведущий . Вот как интересно. Спасибо лисички, забегайте ещё к нам, будем ждать. А сейчас к нам спешат персонажи из русских народных сказок.

Этот персонаж был очень добрый. Она помогала девочке, почти всю работу за неё выполняла. И за это её невзлюбили и решили со свету извести. Кто это? (Если затрудняются, сказать про сестёр: одноглазка, двуглазка, трёхглазка .)

Дети . Крошечка Хаврошечка.

Выходит Корова.

Ведущий . Встречается этот персонаж ещё в каких-нибудь сказках?

Корова проходит по залу, прощается с детьми.

Ведущий . А в этой сказке была злая ведьма, которая хотела стать женой доброго молодца. И непослушный мальчик. Это сказка?

Дети . Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Выходят сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Ведущий . Что произошло в этой сказке? Как Иванушка стал мальчиком снова?

Дети . Ведьма хотела стать женой доброго молодца. Козлёночек перекувыркнулся через голову и стал мальчиком.

Ведущий . Но ведь русские народные сказки на этом не заканчиваются, их очень много. Есть ещё одна сказка, сюжет которой начинается зимой, а заканчивается летом. Что это за сказка?

Дети . Снегурочка.

Выходит Снегурочка

Ведущий . Какие сказки с участием Снегурочки вы знаете?

Дети . “Снегурушка и лиса”.

По очереди выходят герои: Красная шапочка, Буратино, Красная шапочка и серый Волк (танец), Дюймовочка, Женя (Цветик - семицветик

Ведущий (при выходе персонажа ). Кто автор этой сказки? О чём эта сказка? Чем заканчивается сказка? И другие вопросы.

Выходит Бармалей.

Ведущий . Бармалей посмотрите - ка испугался, что здесь много детей. А давайте мы его ещё больше напугаем, чтобы он не вернулся к нам. Вставайте, потопаем ногами, похлопаем в ладоши, помашем руками. Молодцы, присаживайтесь.

Ну, а сейчас начинается волшебство. Волшебные сказки уже на пороге…

…Жил-был король…

Выходит Король и Принцессой (танец)

Ведущий . В каких сказках живёт Король?

Дети . “Кот в сапогах”, “Спящая красавица”, “Золушка” Ш.Перро, “Новый наряд короля” Г.Х.Андерсена, “Король- дроздовик” Я.и В.Гримм и другие

Ведущий . Молодцы! Давайте проводим Короля и Принцессу. А эта дамочка всегда и везде любит всё испортить.

Музыка, выбегает Баба Яга

Ведущий . Но хоть она всё портит, есть другие - добрые, которые готовы всегда прийти на помощь, исправить.

Выходят Фея, Волшебница

Ведущий. Но в волшебных сказках есть много других персонажей.

По очереди выходят: Золушка, Белоснежка с гномом, Василиса Премудрая, Кот в сапогах

Ведущий (при выходе персонажа ). Какое волшебство происходило в этой сказке? Кто автор сказки? Чем закончилась эта история?

А сейчас попросим всех персонажей выйти к нам!

Сказочные персонажи проходят круг почёта

Ведущий . На этом Дефиле сказочных персонажей заканчивается, но сказка никогда не заканчивается, она всегда остаётся с нами.

Консультация для родителей

«Воспитание сказкой»

«Что за прелесть эти сказки!»- восклицал А.С. Пушкин.

Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку….», и ребенок тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете какую-то сказку, и — кто больше советов найдет? Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?

Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Зайкина избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.

Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.

Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать.

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Ребенок, услышав и представив казочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному эгоистичному ребенку полезно послушать сказку « О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому - «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле - «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе - «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен - и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно вашему ребёнку.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: " Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад"

Цель:

  • Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст.
  • Вспомнить с детьми значение слова «сказка», какие жанры сказок знакомы.
  • Учить строить полные, распространённые предложения, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что).
  • Продолжать учить оценивать рассказы друг друга.
  • Учить детей на основе знакомого сюжета сказки придумывать новую сказку, содержательно и эмоционально рассказывать её, используя выразительные средства, традиции начала сказки и окончания.
  • Развивать речевое творчество дошкольников.
  • Воспитывать любовь к сказкам, доброжелательное и корректное отношение друг к другу.

Предварительная работа:

Познакомить детей с новым словом «жанр» и его значением (вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками), чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок о сказках, подбор музыкального сопровождения Музыка Владимира Дашкевича Слова Юлия Кима «Приходите в гости к нам», изготовление плоскостного театра для магнитной доски.

Ход занятия:

Звучит песня «Приходите в гости к нам». Дети сидят полукругом перед ними магнитная доска, на которой представлены герои из двух сказок «Курочка Ряба» и «Теремок».

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка - птица,

Чуть спугнёшь - и не найти.

Ты за нею на порог,

А её и нету …

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету …

По какой она пойдёт?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо …

У неё чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!

Ребята, сегодня мы с вами вспомним знакомые сказки. Что такое сказка?

Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Какие жанры сказок вы знаете?

Ответы детей: (Волшебные, сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах, бытовые сказки.)

Кто придумывает сказки?

А я сейчас проверю, как хорошо вы знаете сказки.

Прослушайте внимательно и отгадайте, что же это за сказка:

1.Сказку ты, дружок, послушай.

Мышка серая, Норушка, вышла в поле погулять,

Сладких зёрен поискать.

Видит: дом - домок

В чистом поле одинок («Теремок»).

2.Дед Иван да баба Даша жили вместе с внучкой Машей,

Доброй, умной и послушной. Как-то раз пришли подружки,

В лес зелёный стали звать: грибы - ягоды сбирать…(«Маша и медведь»).

3.Ни в каком далёком царстве, тридевятом государстве -

Дело было на Руси… Стариков про то спроси.

Жили-были дед и баба, жили дома с птицей рядом

Баба птицу ту любила, её зёрнами кормила. («Курочка Ряба»).

4.Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне.
И женился на царевне.
(Емеля)
из русской народной сказки «По щучьему веленью».

Молодцы! А теперь посмотрите, герои из каких сказок пришли к нам в гости?

(Рассматриваем героев на магнитной доске).

Ответы детей: (лиса,дед и баба, медведь, курочка, мышка, волк, заяц, лягушка, золотое яичко).

Мы с вами вспомним повадки этих животных.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА « Покажи животное».

1.Эй, ребята, что вы спите нам животных покажите! (Показывают походку лисы).

У лисички острый нос, у неё пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы несказанной красоты.

Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает.

  1. Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.

Вдруг, у зайца на макушке поднялись, как стрелки, ушки (подскоки на двух ногах)

Зайчик прыгнул, повернулся и под деревцем согнулся (подскоки с поворотом в правую и левую сторону, присесть).

3.Вылез мишка из берлоги, разминает Миша ноги (через стороны поднимают руки вверх)

На носочках он пошёл, и на пяточках потом (ходьба на носках, чередуемая ходьбой на пятках).

Ребята, вспомните, какими словами начинается сказка « Курочка Ряба»?

Я предлагаю вам сочинить сказку « Курочка Ряба» на новый лад. Что произошло бы в вашей сказке, если бы в ней оказались новые герои?

Хочу напомнить, что сказка начинается с зачина - Жили-были…

Подумайте, что могло случиться с золотым яичком, если бы ….(Появились герои из другой сказки 2-4 персонажа).

Ваша сказка должна быть небольшой, законченной. В сказке всегда добро побеждает зло.

Мы должны увидеть, что это сказка новая.

Самую лучшую сказку мы запишем вместе в альбом, который оформим рисунками к сказке.

Помогаю рассказать сказку. На доске выкладываю героев.

(Опрашиваю 4-5 человек ).

Мне очень понравились ваши новые сказки. А чья сказка больше всего понравилась вам и почему?

Ответы детей:

Молодцы! Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец!

Конспект занятия «Викторина по сказкам»

Цель:

  • Формирование звуковой выразительности речи
  • Развивать дикцию и фонематическое восприятие
  • Обогащать словарь детей
  • Углублять интерес к сказкам

Материал

Иллюстрации к сказкам

Ход занятия

Педагог. Ребята, вы любите сказки? Почему вы их любите?

(Ответы детей)

Педагог. А знаете, как появились сказки?

(Ответы детей)

Педагог. Помните, мы с вами говорили, что человек с древних времен учился у природы. Но были такие явления, которые древние люди не могли объяснить. Они боялись грозы. Боялись темноты. И все эти люди объясняли проявлением сверхъестественных сил. И появлялись такие герои, как Илья Муромец, Никита Добрынич, Алеша Попович. Человек наделял силой птиц, рыб. Появилась сказочная жар-птица. Появилась щука, которая помогла Емеле.

Так появились сказки. Эти сказки передавались от одного человека к другому, из уст в уста. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добра, а зло всегда наказывается. Длинными, зимними вечерами собирались люди под одной не яркой свечкой и рассказывали свои сказки. Были признанные сказатели, которых послушать приходили из других деревень.

Особенно сказки любили дети. Перед сном бабушки и мамы рассказывали детям сказки. Дети эти сказки передавали своим детям, а мы узнали сказки от наших мам и бабушек.

Узнай сказку по загадке.

Педагог. Давайте проведем сегодня праздник сказки. Вы много сказок знаете? Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В скорлупе ореха девочка спала.

Какая же девочка в цветке жила?

(Дюймовочка)

Сейчас потолкуем о книжке другой.

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю и невод забросил,

Кого-то поймает и что-то попросит.

(Сказка о золотой рыбке)

О жадной старухе рассказ наш пойдет,

А жадность, ребята, к добру не ведет.

И кончится дело все тем же корытом,

Не новым, а старым, конечно, разбитым.

(Сказка о золотой рыбке)

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(Лиса и петушок)

Я от дедушки ушел.

Я от бабушки ушел,

Скоро к вам приду.

(Колобок)

Очень курочка расстроена - разбито яичко.

(Курочка Ряба)

Я человек деревянный.

На воде и под водой

Ищу ключик золотой.

Всюду нос сую свой длинный.

(Сказка о золотом ключике)

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Дети выполняют соответствующие движения.)

Узнай сказку по картинке

Педагог. Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации.

На доске развешаны иллюстрации к сказкам «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «По щучьему велению», «Курочка Ряба».

Педагог обращает внимание детей на иллюстрацию к сказке «Гуси-лебеди».

Вопросы к детям:

  1. Как называется эта сказка?
  2. Кто ее сочинил?
  3. Почему гуси-лебеди унесли братца?
  4. Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка?
  5. Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?

ПРОЕКТ «В гостях у сказки»

Составитель: Вотинцева Людмила Иосифовна,воспитатель МДОУ "Детский сад "Ладушки",высшая квалификационная категория.
Проект «В гостях у сказки» предназначен воспитателям детского сада для работы с детьми среднего дошкольного возраста. Целью проекта является создание условий для развития познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники. Проект построен с учётом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста. Для развития познавательно-речевых способностей задействованы разнообразные виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, конструирование.
Содержание
1. Введение.
2. Актуальность проекта.
3. Содержание проекта.
4.Этапы реализации проекта.
5.Вхождение в проект.
6.План мероприятий.
7.Работа с родителями.
8.Ожидаемый результат.
9.Список литературы.
Введение.
Характеристика проекта
Вид проекта: информационно - творческий.
По срокам проведения: долгосрочный – 9 месяцев
По составу: групповой
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Происхождение темы: В группе появились мнемотаблицы с графическими изображениями сказок и рядом иллюстрации из книг русских народных сказок. Дети заинтересовались, что они обозначают, как это отображается на рисунке.
Понятия, которые можно изучить в ходе реализации проекта: театр, ширма, театральное представление, сцена, зрительный зал, декорации, афиша, театр бибабо, ростовые куклы, кукольный спектакль.
Мотивация: Вы хотите превратиться в героев сказок и попасть в них?
Объект исследования: познавательно-речевое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс работы по запоминанию и рассказыванию русских народных сказок с помощью приёмов мнемотехники.
Цель проекта:
Создать условия для развития познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.
Задачи проекта:
Обучающие:
-Создать условия для увеличения круга знаний детей об окружающем мире. Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки.
-Побуждать включаться в игровой образ и брать роль на себя.
- Создать условия для развития умений запоминать и пересказывать небольшие произведения с помощью приёмов мнемотехники.
Развивающие:
Продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.
- Развивать навыки самостоятельности для преодоления у детей робости, застенчивости, неуверенности.
- Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам, способствовать накоплению эстетического опыта, обсуждая литературные произведения.
- Развивать продуктивную изобразительную деятельность детей.
Воспитательные:
-Формировать навыки сотрудничества, воспитывать чувство дружбы и коллективизма.
-Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.
В работе с родителями:
- Повышение компетентности родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
- Активное включение родителей в образовательный процесс.
Оборудование и материалы: Иллюстрации к сказкам, разные виды театра, мнемотаблицы по сказкам, атрибуты для музыкальных и дидактических игр, музыкальное сопровождение к драматизациям сказок, элементы костюмов к играм драматизациям по сюжетам сказок, материалы для продуктивной деятельности.
Предполагаемый продукт проекта:
Праздник «В гостях у Феи сказок», презентация по результатам проекта.
Актуальность проекта.
В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование эффективных технологий, направленных на развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста.
Развитие познавательно-речевой активности ребенка дошкольного возраста развивает детскую любознательность, пытливость ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Ребенок, как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов, т.к. возрастающая динамичность социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах.
Проблему повышения познавательно-речевой активности дошкольников широко исследовали в психологии Выготский, Леонтьев, Ананьев, Беляев, в педагогической литературе Щукина, Морозова и другие.
Познавательно-речевое развитие ребенка - один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника - потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. В дошкольной педагогике инструментом познания могут стать приёмы мнемотехники. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение
Актуальность использования мнемотехники в работе по развитию познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста состоит в том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование приёмом мнемотехники;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность приёмов мнемотехники детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).
Для ребёнка сказка всегда была и остаётся не только первым и наиболее доступным средством познания, но и способом познания социальных отношений, поведения в ситуациях его повседневной жизни. Сказка удовлетворяет тягу малышу к поступкам, к необычному, формирует и развивает фантазию.
При работе с детьми педагогами замечено, что дети без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.
Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.
Наш детский сад работает по программе “От рождения до школы”.(Под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - м.: мозаика синтез, 2014) Программа “От рождения до школы ” позволяет развивать наглядно – образное мышление и воображение, любознательность и познавательно-речевую активность. У ребенка развивается интерес к экспериментированию, решению различных творческих задач. Но в данной программе нет системы использования мнемотехники для развития познавательно-речевых способностей детей дошкольного возраста.
Учитывая актуальность и практическую значимость использования мнемотехники в развитии познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста, нами составлен Проект «В гостях у сказки» по развитию познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники.
Содержание проекта.
Для развития познавательно-речевых способностей в проекте задействованы разнообразные виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, конструирование. Работа проходит на протяжении всего образовательного процесса нахождения ребёнка в детском саду. В течении месяца содержание может меняться и дополняться в зависимости от игровых ситуаций.
В средней группе нами за основу взяты сказки.
Обучение пересказу литературных произведений начинаю со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом используется приём совместного рассказа.
Схема обучения пересказу сказки:
1.Рассказывание сказки с одновременным показом настольного театра.
2. Повторный рассказ воспитателя с детьми. Воспитатель начинает фразу, дети продолжают. Например, Жили-были дед…(и баба) Была у них…(курочка-ряба) Дети находят на столе предметные картинки или мне-моквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности.
3.Показ иллюстраций, воспитатель обращает внимание на героев сказки и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Используется приём художественного слова: читаются потешки, песенки на тему сказки.
4. Привлечение детей к обыгрыванию сказки
Работа по использованию мнемотаблиц состоит из 3 этапов:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодировние информации: символы в образы.
3 этап: После кодирования осуществляется перерассказ сказки с помощью взрослого...
Для детей среднего дошкольного возраста даём цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2.Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).
3. Подбор наглядно-дидактического материала.
4. Организация развивающей среды в группе.
5. Создание условий для продуктивной деятельности.
6. Разработка сценария литературно-музыкального праздника «В гостях у Феи сказок»
Основной этап.
Реализация плана мероприятий:
1.Работа по плану мероприятий
2.Создание презентации.
3.Работа с родителями (активное вовлечение родителей в реализацию проекта, индивидуальное и групповое консультирование по вопросам использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста).
Заключительный этап.
1.Анализ результатов проекта, выводы и дополнения к проекту.
2. Планы на расширение проекта по использованию приёмов мнемотехники в работе с детьми в старшей группе.
Вхождение в проект.
Изменяется предметно-развивающая среда. Появляются мнемотаблицы с графическим изображением, иллюстрации со знакомыми детям сказками, разные виды театра, атрибуты для драматизации сказок.
Дети заинтересованы, что изображено на мнемотаблицах.
Беседа с детьми: Что мы знаем о сказках и мнемотаблицах?
Что мы хотим узнать? Как можно изобразить сказку.
Что мы будем делать, чтобы научиться по-разному изображать сказки?
План мероприятий.
Сентябрь.
1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба».
2. Показ настольного театра «Курочка ряба».
3. Слушание аудиозаписи «Курочка ряба».
4. Моделирование сказки «Курочка ряба».
Изобразительная деятельность:Рисование «Золотое яичко» (рисование пальчиками).
Двигательная деятельность:Подвижная эстафета « Кто быстрей до курочки», «Перенеси яичко»
Музыкальная деятельность:Обыгрывание элементов драматизации сказки под музыку.
Октябрь.
1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок».


2. Показ настольного театра «Теремок».
3. Показ плоскостного театра «Теремок» на ковролине.

5. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность:Рисование «Кто в теремочке живёт?» (поролоновый рисунок.
Двигательная деятельность:Подвижная игра «Кто быстрей до теремка?».
Музыкальная деятельность:Инсценировка по сюжету сказки.
Ноябрь.
1. Чтение русской народной сказки «Репка».


2. Показ плоскостного театра «Репка» на ковролине.
3. Н/печатная игра «Репка».
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Рассказывание детьми сказки «Репка» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность:Лепка «Репка большая и маленькая».
Двигательная деятельность:Подвижная игра «Вытяни репку».
Музыкальная деятельность:Муз. дид.игра «Урожай собирай».
Декабрь.
1. Чтение русской народной сказки «Колобок».


2. Показ настольного театра «Колобок».
3. Игра-пазлы «Колобок».
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Рассказывание детьми сказки «Колобок» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность:Коллективная работа по рисованию «Я от бабушки ушёл».
Двигательная деятельность:Подвижная игра «Хитрая лиса».
Музыкальная деятельность:Музыкально-театролизованное представление по сказке «Колобок».
Январь.
1.Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

2. Показ настольного театра «Маша и медведь».
3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).
4. Слушание аудиозаписи сказки «Маша и медведь».
5. Моделирование сказки «Маша и медведь».
Продуктивная деятельность:Рисование «Маша и медведь» (трафаретные рисунки) составление сюжетов сказки.
Двигательная деятельность:Подвижная игра «Медведь и пчёлы».
Музыкальная деятельность:Просмотр и музыкально-театрализованное представление по сюжетам мультфильма «Маша и медведь».
Февраль.
1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».


2. Показ пальчикового театра «Заюшкина избушка».
3. Н/печатная игра «Собери фигурку».
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность:Рисование «Лисья избушка» (солёный рисунок).
Двигательная деятельность:Подвижная игра «Лиса и петухи».
Музыкальная деятельность:Разучивание песен про лису и зайца.
Март.
1. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».


2. Показ пальчикового театра по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко».
3. Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешки о животных.
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Рассказывание детьми сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность:Рисование набрызгом и ладошкой «Петушок и курочки клюют зёрнышки.
Двигательная деятельность:Эстафета «Петушки».
Музыкальная деятельность: Попевки про петушка.
Апрель.
1. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята».


2. Показ настольного театра «Волк и козлята».
3. Н/печатная игра «Собери картинку».
4. Игры-имитации «Волк», «Козлята».
5.Рассказывание сказки «Волк и козлята» при помощи моделирования.
Продуктивная деятельность:Рисование «Путаница для волка»(загадочные рисунки нитью)
Двигательная деятельность:Соревнование козлят с волком.
Музыкальная деятельность:Музыкальное представление по сказке «Волк и семеро козлят»
Май.
Праздник «В гостях у Феи сказок».
Отгадывание загадок по сказкам.
Дидактическая игра «Наши сказки».
Вспомним сказку по коллажу.
Инсценирование детьми сказок с помощью мнемотаблицы.
Презентация результатов реализации проекта: Показать драматизацию сказок «Петушок и бобовое зёрнышко», «Волк и семеро козлят», детям младшей группы.
Работа с родителями.
Сентябрь: Информационная ширма «Мнемотехника для детей среднего дошкольного возраста »
Октябрь: Семинар –практикум «Как работать с мнемотаблицами».
Ноябрь: Папка- передвижка с образцами мнемотаблиц составленных по сказкам.
Февраль: Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаб-лицы по сказкам.
Март: Изготовление с детьми поделок и рисунков для выставки «Ох уж эти сказки!».
Апрель: Привлечение родителей к изготовлению костюмов к презента-ции сказок «Петушок и бобовое зёрнышко», «Волк и семеро козлят».
Май: Подготовка к празднику «В гостях у Феи сказок».
Ожидаемый результат.
В процессе реализации проекта «В гостях у сказки»:
-повысится интерес детей к познавательной деятельности, дети будут охотно включаются в образовательный процесс;
-повысится творческая активность детей: они с удовольствием будут участвовать в драматизации сказок;
-у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
-появится желание пересказывать сказки, придумывать свои сюжеты;
- дети с интересом будут смотреть театральные постановки других и удовольствием будут воспроизводить их в своей игровой деятельности;
-родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.
Литература.
1.Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.
2.Вераксы Н. Е. , Комаровой Т. С., Васильевой М. А..Программа «От рождения до школы»- М.: мозаика синтез, 2014.
3. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.
4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000 г.
6. Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.
7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издатель-ство ГНОМ и Д», 2001.
8. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.
9. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.
10. Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В. Л.Малашенковой. – Омск: ООИПКРО, 2001.

Надежда Черемовская

Тип проекта : творчески – информационный, игровой.

Участники проекта : руководитель – воспитатель, дети, педагог, библиотекарь.

Актуальность проекта :

Огромной любовью пользуется у детей сказка . Она входит в жизнь ребенка с самого раннего детства, и остается в памяти на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с окружающим миром, с миром человеческих взаимоотношений. Дети узнают сказки , анализируют взаимоотношения между героями. Учатся сопереживать герою, отождествляясь с ним, думая, как нужно поступить в трудной ситуации. Обсуждая поступки героев, можно способствовать развитию воображения, мышления. Это учит детей рассуждать, осмыслять правила поведения между людьми в обществе. Играя в сказку ,устраняются проблемы в речи,расширяется словарный запас, совершенствуется лексико – грамматическая структура, связная речь.

Сказка решает вопросы духовно – нравственного воспитания детей. Часто они выражают своё отношение к поступкам героев. Это значит, что обогащается внутренний мир, формируется личность ребенка через доброту в сказках .

Цель проекта :

Создать условия для духовно – нравственного развития ребёнка, путём приобщения к сказкам .

Приобщать детей к высокохудожественной литературе.

Прививать интерес к театральной деятельности.

Задачи проекта :

Развитие духовно – нравственного воспитания личности.

Развитие способностей детей отличать хорошее от плохого в сказках и жизни , умение делать правильный выбор.

Содействие развитию познавательной сферы детей, речевого развития, обогащение словаря, связной речи.

Развитие эмоционально – ценностного отношения к произведениям литературы и искусства.

Развитие художественно – эстетических способностей в творческих работах, в театрализованной деятельности.

Обогащение детско – родительских отношений опытом совместной творческой деятельности.

Предполагаемый результат проекта :

Развитие духовно – нравственной личности ребёнка, как активного участника проекта .

Развитие коммуникативных навыков детей.

Познание окружающего мира посредством литературы и искусства.

Развитие творческого потенциала ребёнка.

Ресурсы :

Сборники русских народных сказок , сказки русских писателей , репродукции картин русских художников по мотивам сказок , дидактический материал, проектор (аудио, видеокассеты, методическая литература.

Этапы реализации проекта :

1 Этап. Подготовительный.

Познакомить родителей с задачами проекта , определить их роль в реализации проекта .

Анкетирование родителей «Какие сказки читаете детям ?

Изучение литературы по теме.

-Подбор материала : наглядно-дидактических пособий, аудио, видеоматериала, атрибутов для игр- драматизаций, настольного и игрового театра.

Оформление книжного уголка.

Планирование деятельности педагога и детей.

2 Этап. Основной.

Реализация проекта в разных видах деятельности :

Познавательное развитие.

-Тематические занятия : Знакомство с русскими народными сказками , сказками русских и зарубежных писателей.

Рассматривание репродукций художников к сказкам

Экскурсия в библиотеку :

«Литературная гостиная» Просмотр книжной выставки «В гостях у сказки »

(в рамках «Неделя сказок » ).

Просмотр мультфильмов

Прослушивание аудиозаписи сказок А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане… » , «Сказка о рыбаке и рыбке » .

Дидактические игры :

«Узнай, из какой сказки (серия сюжетных картинок, «Кто лишний?»

«Кому что нужно?» (серия предметных картинок)

«Собери сказку » (разрезные картинки) .

Социально – коммуникативное, речевое развитие.

Тематические занятия : Пересказы сказок (каждый из группы, по очереди, рассказывает кусочек сказки ).

Творческое рассказывание : «Доскажи сказку » , «Придумай окончание сказки » , «Назови злых и добрых героев сказок » , «Узнай сказку по песенке героя » .

Словотворчество «Сочини свою сказку » .

Мнемотаблицы (составление сказок «Теремок» , «Гуси – лебеди» .

Викторины : На темы сказок русских и зарубежных авторов.

Заучивание отрывков из сказок К . И. Чуковского «Путаница» , «Краденное солнце» «Муха – Цокатуха»

Викторина по сказкам А . С. Пушкина.

Театрализованные игры :

Игра – драматизация «Теремок» , «Репка» . Настольный театр «Теремок» , «Колобок» , «Курочка ряба» , «Заюшкина избушка» .

Художественно – эстетическое развитие.

Кукольный театр «Заюшкина избушка» (показ детям младших групп)

Игровой театр «Теремок» (показ детям младших групп) .

Тематический утренник. Новогодняя сказка «Золушка» .

Продуктивная деятельность :

Рисование не тему русских народных сказок , по сказкам А . С. Пушкина.

Бумагопластика. Оригами по сказке «Руковичка» .

Продуктивная деятельность с родителями. Выставка «Зимняя сказка » .

Физическое развитие.

Подвижные игры : «Гуси – лебеди» , «У медведя во бору…»

Работа с родителями.

Создание папки – передвижки «Роль сказки в жизни ребёнка » , «Сказка лечит » , Консультация «Как читать сказку » .

Участие в выставке «Зимняя сказка » .

Мастер – класс «Сотвори свою сказку .

Участие в изготовлении атрибутов, декораций к сказкам «Теремок» , «Золушка» .

3 Этап Заключительный.

Показ игрового спектакля «Теремок» , «Золушка» (для младших групп) .

Выставка творческих работ по теме проекта .

Фотоотчет проекта .

Введите в мир театра малыша

И он узнает, как сказка хороша .

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдёт он жизненной пропой.

«Кто, кто в теремочке живет?.»



" Мы рисуем сказку . "






«Новогодняя сказка » .


«Часы пробили полночь, и сказка ожила… . Новогодняя сказка «Золушка» .




Биккинина Зульфия Талгатовна,

МБДОУ детский сад

№44 «Сибирячок» г.Сургут

Для чего нужны нам сказки?


Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить…

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :

Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства - это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души ».

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

  • обобщить знания детей о прочитанных сказках,
  • прививать любовь к русским народным и авторским сказкам и их героям.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

  • создавать условия для детей, способствующие освоению сказок;
  • закрепить и расширить знания детей о сказках;
  • развивать творческие навыки, коммуникативные умения;
  • способствовать поддержанию традиции семейного чтения;
  • продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
  • создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Дети старшей группы : участвуют в разных видах деятельности (познавательной, игровой, практической).

Воспитатель : осуществляет педагогическое просвещение родителей по проблеме; организует деятельность детей и родителей.

Родители : участвуют в совместной деятельности; делятся опытом с другими.

Музыкальный р уководитель : организует музыкальное сопровождение театрализованных представлений, постановок.

ТИП ПРОЕКТА: - творческий

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : краткосрочный (с 19.11 по 30.12.2015 года)

Проект осуществлялся через образовательные области : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Этапы работы над проектом

I этап. Подготовительн о -информационный:

Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Информирование родителей о реализации данного проекта. Подборка методической, справочной, художественной литературы, пословиц, поговорок. Составление перспективного плана по данному проекту.

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми.

Сотрудничество с родителями: беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Конкурс стенгазет «Самая читающая семья»

Совместное сотворчество родители-дети «Иллюстрируем любимую сказку».

Конкурс поделок «Наши сказки»

II этап. Практический- познавательный:

Организация познавательной деятельности детей: Провести цикл познавательных мероприятий. Создание мини – библиотеки по сказкам. Познавательная беседы «Сказки - добрые друзья» , «Мои любимые сказки». Познавательные мероприятия. Отгадывание загадок о сказочных героях. Рассказы детей о посещении театров. НОД «Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»». (фото№4) Заучивание отрывков из сказок для постановки кукольного театра для детей и родителей. Работа со сказкой «Репка». Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Совместная деятельность дома. Совместно с ребёнком нарисовать рисунок «Любимая сказка». Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь», «Сказкотерапия».

Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, НОД, изготовление сказочных персонажей из бросового и подручного материала, дидактические и сюжетно-ролевые игры, утренние беседы «Рассказ о прочитанной сказке дома»(ежедневно), тренинги, ситуативное общение.

III этап.

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

Оформление выставки «Наши любимые сказки»;

Оформление выставки семейных поделок сказочных персонажей;

Показ инсценировки р.н.с. «Колобок»;

Презентация проекта

Предполагаемый результат.

Дети должны:

Проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;

Знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;

знать различные виды театров и уметь показывать их;

Уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.

  • Беседы «Сказки–добрые друзья», «Мои любимые сказки» , «какие сказки вам читают дома»
  • Чтение разных сказок
  • Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
  • Пересказ прочитанных сказок, их инсценированние.
  • Самостоятельное составление сказок.
  • Рассказывание сказок собственного сочинения.
  • Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
  • Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
  • Загадки о сказках, героях сказок.
  • Викторина по сказкам.
  • Посещение выставки « Мои любимые сказки»,
  • Инсценирвка сказки «Колобок».

Содержание работы с родителями .

  • Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка »
  • Беседа с родителями «Знакомство с проектом ».
  • Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
  • Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
  • Консультация для родителей«Какие сказки читать ребёнку на ночь», «Сказкотерапия».
  • Информация для родителей в папке - передвижке: «Читаем детям сказки »
  • Совместная творческая работа с детьми: Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы)

Если вы не очень боитесь Кощея
Или Бармалея и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее,
Там, где группа №9.
Приходите в гости к нам,
Вы узнаете много
Волшебных и добрых сказок:
Тут Вам и "Репка", и ключ золотой.
Тут и Черномор, тот самый, который
Зря всех пугал своею бородой.
Станете вы у нас веселыми, как Буратино,
И умными-умными, как Иван-дурак!
Приходите в гости к нам,
Поскорей приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам,
Потому, что он видел все сам.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ.,Детство-Пресс, 2014 г.
  2. Примерная образовательная программа дошкольного образования «ОткрытиЯ» под редакцией Е.Г. Юдиной, Москва 2013г.
  3. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика., под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г
  4. Русские народные сказки под редакцией Волковой Т.С. , Лабиринт, 2015 г

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Педагогический проект «Сказка в гости к нам спешит» для детей 2 младшей группы (3-4 года) «И нельзя без сказок нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще нам найти слова для любимых деток или малыша». Авторы: Другова Л.В Ткаченко Т.П г.


Актуальность. Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.


Цель: Развитие устойчивого интереса к сказке как произведению искусства; раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей. Задачи для детей: Вызвать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно). Расширить представление детей о сказках. Развивать традиции семейного чтения. Для воспитателей: Пополнить книжный уголок новинками литературы, портретами писателей и художников – иллюстраторов, аудио и видеозаписями, тематическими альбомами, речевым материалом. Разработать систему мероприятий по теме проекта; Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы. Для родителей Стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах; Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей; Оказание помощи воспитателям в организации выставки: «Моя любимая сказка


Этапы работы: 1 этап - подготовительный Определение темы (проблемы) проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение темы проекта с родителями,; сбор информации, литературы, материала. 2 этап – основной Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами. 3 этап - итоговый Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.


План – схема реализации проекта. Познавательно - речевое развитие. Беседа «Моя любимая сказка». Цель: сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта. Игра - занятие «Встреча с Колобком». Цель: развивать фразовую речь в соответствии с текстом, речевую и пантомимическую выразительность, доставить удовольствие от игры. Игра - занятие «Кто в теремочке живет…» Игра - занятие «Сказки бабушки – Загадушки»; Игра - занятие «Чудесный сундучок». Цель: познакомить детей с чудесным сундучком, в котором живут сказки, воспитывать интерес к сказкам. Игра – занятие «Необыкновенные книги». Цель: познакомить детей с различными видами книг: книгами- элеронами, книгами- вырубками, книгами – панорамами. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Цель: создать условия для рассматривания иллюстраций по желанию, формировать умение рассматривать книжные иллюстрации к сказкам, побуждать детей к рассказам по иллюстрациям. Встреча в видеосалоне (просмотр мультфильмов по теме) Показ кукольного театра «Кот, петух и лиса» Театрализация сказки «Теремок» Цель: развивать выразительность речи и пантомимику детей, закрепить знание содержания сказки, уметь пользоваться атрибутами театра.


Художественно-эстетическое развитие. Лепка «Колобок», Цель: вызвать у детей желание создавать в лепке образы сказочных героев. Закрепить умение лепить предметы округлой формы, раскатывать глину между ладонями круговыми движениями. Коллективная аппликация «Рукавичка». Цель: учить детей наклеивать готовые формы, развивать творческое воображение. Рисование «Я от бабушки ушел». Цель: упражнять в рисовании предметов круглой формы, закрепить умение правильно держать кисть, пользоваться красками. Раскрась героя сказки. Цель: совершенствовать умение детей раскрашивать не выходя за контур, в одном направлении, развивать мелкую моторику пальцев рук.


Чтение художественной литературы. Рассказывание сказок «Теремок», «Репка», «Заяц - хваста», Заячья избушка», «Волк и семеро козлят». Цель:развивать целенаправленное внимание, воспитывать умение слушать и понимать произведение сказочного жанра, эмоционально откликаться на воображаемые события, учить сопереживать героям, выделять хорошие и плохие поступки.




Музыкально- театрализованная деятельность. Игра- ситуация «Короб со сказками». Цель: вспомнить с ребятами знакомые сказки, способствовать вхождению детей в роли героев, игре в настольный театр. Игра- ситуация «Знакомые герои». Цель: побуждать детей к драматизации, учить входить в роль, поощрять самостоятельность в игре. Театр- фланелеграф. «Три медведя», Колобок» Настольный театр «Волк и семеро козлят» Драматизация сказок «Колобок», «Курочка Ряба», Теремок» Показ кукольного театра «Три медведя» Теневой театр «Лиса и заяц». Цель: учить детей разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, развивать способности удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в сказках.




Работа с родителями. Круглый стол» - «Сказка ложь, да в ней намек» Оформление папки – передвижки «Сказка в жизни ребенка» Оформление книжек – малышек по сказкам Акция «Подари книгу детскому саду» Изготовление театров из нестандартного оборудования. Обобщение опыта семейного воспитания «Мама почитай – ка!»


Предметно- развивающая среда. Оформление тематического альбома «Здравствуй, сказка!». Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях) Разработка конспектов тематических и интегрированных занятий по теме «Сказка». Оформление «Уголка книги» Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов


Ожидаемый результат: пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»; оформление тематического альбома «Здравствуй. сказка!»; оформление книжек – малышек родителями; изготовление театров из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов. разработка конспектов занятий по теме «Сказка»; составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях) Трансляция проекта: презентация проекта на групповом родительском собрании.



Поделиться